10:42, 03.09.2013

Балерина Наталья Супрун: «Все идет через голову, само тело грамотно и красиво двигаться не будет»

В конце августа в Коми стало одной народной артисткой больше. Высокого звания была удостоена прима балерина театра оперы и балета, ведущий мастер сцены Наталья Супрун. Насколько балет может быть суровой специальностью, артистка рассказала корреспонденту БНК.

ANT_2112.jpg

Фото Николая Антоновского

- Откуда появилось желание заниматься балетом?

- Не знаю. Балетом, как правило, начинаешь заниматься в том возрасте, когда сам мало еще можешь что-то выбирать, принимать какие-либо решения. Это тот случай, когда больше зависит от воли родителей. Хотя у меня история немного другая. Я уже училась в школе, когда мы с подружкой решили записаться на танцевальные занятия. Начали ходить, подружке быстро разонравилось, а меня затянуло. Преподаватель говорила маме, что девочка растет способная, правильнее было бы определить меня в хореографическое училище.

- И хореографическое училище было. Только почему уфимское?

- Мне было 10 лет, я училась в третьем классе. В феврале объявили по радио, что в Сыктывкаре проходит отбор в Уфимское хореографическое училище. Специально для этого в Коми приехали преподаватели из Башкортостана. Мама - меня в охапку, и мы поехали. Причем в то же время в Сыктывкаре проходил какой-то слет руководства республики, билеты из Вуктыла невозможно было достать. В итоге мы летели шесть часов на каком-то кукурузнике.

- Родители вот так взяли и отпустили десятилетнюю дочку?

- Мама как-то сказала, что, если бы я была одна в семье, она бы побоялась меня отпускать. Но нас было трое, поэтому ей тут и без меня было не особо скучно. Наверное, сыграло свою роль и то, что все говорили, что мне нужно танцевать. Помню, однажды мама пришла в школу и стала жаловаться учительнице, мол, Наташа совсем читать не хочет. На что ей ответили: зачем ей читать – она у вас всю жизнь танцевать будет. Из претендентов в училище из Коми отобрали четверых, потом были вступительные испытания в самой Уфе. В итоге окончили училище двое: я и Андрей Меркурьев, который сейчас работает солистом в Большом театре.

- Никогда не возникало желание оставить балет, заняться чем-то другим?

- Нет. Периодически возникали мысли. Но я всегда понимала, что это мое, это то, чем я люблю и хочу заниматься. Другого не надо.

- Работать балериной – суровая специальность?

- Да. Ты постоянно живешь в состоянии «против течения». Все идут домой после работы, а у тебя до девяти вечерняя репетиция. Все ложатся спать, ты только приходишь домой. Общепринятые праздники и выходные дни - для нас самое рабочее время. Это очень непросто, когда в семье такая жена и мама. Это испытание для всех. Кроме того балет – это прежде всего дисциплина, и тут тоже все сурово. Сейчас, когда за плечами годы опыта, я понимаю, в чем польза и смысл урока классического танца. Но когда ты молод, необходимость каждый день выполнять одни и те же упражнения злит и выводит из себя. В балете сначала очень много держится на слове «должен», на умении держать себя в рамках, потом это становится привычкой.

ANT_2123.jpg

- Самый популярный вопрос, который задают балеринам: как сохранить фигуру? Есть какая-то диета?

- Если ты действительно в балетной теме, то есть когда у тебя утром и вечером репетиции, то никаких вопросов с лишним весом не возникает. При наших нагрузках что-то «лишнее» долго не задерживается.

- В 1996 году после окончания училища вы вернулись в Сыктывкар работать в театре оперы и балета. Не было сомнений насчет возвращения?

- Мы заканчивали училище в начале девяностых, тогда все очень быстро менялось, уверенности ни в чем не было. К тому же два последних года мы учились как целевики. Главным балетмейстером в нашем театре тогда работал Иван Паршагин, он мне и сказал, возвращайтесь и работайте в Сыктывкаре, вместо того чтобы болтаться в той же в Москве в разных труппах, лучше приезжайте в нормальный театр и набирайте репертуар. Вот так я и приехала.

- Первый выход на сцене театра помните?

- Да, это была роль Машеньки в «Щелкунчике». Так вышло, что меня – вчерашнюю студентку – ввели на главную роль. Я даже число помню – 4 октября мы давали спектакль.

- Страшно было?

- Нет. Когда что-то делаешь в первый раз, по-моему, страха вообще не бывает. Волнение есть. Но это не страх. Страшно становится, когда есть с чем сравнивать. Я просто выходила делать то, что отрепетировала. Какой может быть страх, если все мысли другим заняты.

- А о чем балерина на сцене думает?

- Об образе, о технических моментах. Распространенное заблуждение, мол, в балете голову включать не надо, дергай ногами и ладно. В нашей профессии как раз все идет через голову, само тело грамотно и красиво двигаться не будет, им нужно управлять, командовать.

ANT_2149.jpg

- Балет «Щелкунчик» в стенах нашего театра ставился дважды. Первый – в середине девяностых, во второй раз премьерой этого спектакля открывали последний фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс», который прошел летом 2013 года. При этом вы исполняли одного и того же персонажа – девочку Машу. Отношение к роли изменилось за 20 лет?

- В отличие от первого балета, в котором главный акцент ставился на классическом исполнении, «Щелкунчик», поставленный Марией Большаковой, очень современный спектакль. Он хорош тем, что в нем очень много уделяется внимания эмоциям, образам, характерам. К тому же в первой постановке мне и играть особо не надо было, я сама еще была ребенком, 18-летним подростком. Главное было технически все правильно станцевать, а наивность и непосредственность были естественные, их не надо было придумывать. В этот раз пришлось больше пропускать через себя, не только танцевать, но играть.

- В репертуаре театра есть классические балеты, есть проекты современной хореографии, как «Танцы PRO…», например. Что вам, как балерине, интереснее, ближе?

- Мне ближе классика. Если у меня спросят, что танцевать вечером: «Жизель» или «Танцы PRO…», я выберу первое. Современную хореографию технически исполнять легче, там почти не бывает пальцевых туфель, в основном танцуем в мягкой балетной обуви. В таких работах больше эмоций, образов. Зрителям, конечно, «Танцы PRO…» нравятся. Они динамичные, злободневные, очень понятные публике. И хорошо, что эта постановка собирает полный зал, потому что и таким образом мы зрителя воспитываем, прививаем вкус и любовь к театру. Но классика всегда будет цениться выше. Да, ее сложнее смотреть – недаром всегда считалось, что классический балет – это зрелище для элиты, но играть ее тоже сложнее. Для артистов балета вообще полезнее как можно больше танцевать классику, так никогда форму не потеряешь.

- Каких спектаклей хотелось бы добавить в репертуар? Классики?

- Мне кажется все воплощать интересно. Любую роль. Нравится партия или нет, нужно сделать ее максимально хорошо, по-настоящему, пропустить через себя, создать образ, которому поверят. Я стараюсь полюбить роль, поэтому, наверное, у меня не бывает любимых или не любимых ролей. Они все любимые, потому что без этого я не смогла бы их играть. Очень хочется, что бы шли те спектакли, которые и так есть в репертуаре театра. Той же «Жизели» не было два сезона, «Сильфиду» давно не показывали. А ведь это удивительные постановки. Нужно, чтобы зритель их видел. Хочется, чтобы восстановили «Дон Кихота». Было бы здорово, если бы поставили «Корсара», «Раймонду», «Эсмеральду», «Пахиту». Основной репертуар должен строиться на классике.

- С началом этого сезона балетная труппа театра заметно увеличилась – к нам приехало 10 молодых артистов. Как молодежь адаптируется?

- Я рада, что у нас пополнилась труппа, таких «вливаний» давно не было. Ребятам повезло, что они приехали вместе из одного города. Когда ты приезжаешь один, период адаптации идет сложнее. А тут молодежь как одна большая семья. К тому же у нас труппа достаточно доброжелательная. Сейчас у ребят много работы: их вводят в репертуар театра, они стараются. Хочется им пожелать только успехов.

ANT_2153.jpg

- Кроме работы в театре вы много преподаете. Что нравится больше - выступать или учить?

- Самой выступать, конечно, интереснее. Но век балерины короткий, а преподавание заставляет всегда быть в тонусе. Я делаю это с удовольствием, занимаясь с ребятами в Школе искусств. Образцовый детский балетный театр «Аленький цветочек», в котором я являюсь педагогом-репетитором, многократный победитель и обладатель Гран-при республиканских, всероссийских и международных конкурсов детского хореографического искусства. В мае 2013 года моя сценическая редакция детского балетного спектакля «Кот в сапогах» на музыку Жака Оффенбаха в обработке Тимура Когана стала обладателем Гран-при международного фестиваля-конкурса «Юность» в Москве. Очень обидно, когда способные к балету дети, победители хореографических конкурсов различного уровня, окончив обучение в Школе искусств, выбирают совершенно иные профессии, далекие от сценического искусства. В прошлом учебном году я также преподавала классический танец в Гимназии искусств. К сожалению, я не вписалась в формат других преподавателей хореографического отделения гимназии. Я считаю, что результатов можно достигнуть без муштры, главное – осознанность в исполнении. А в Школе искусств мне комфортно. Вселяет оптимизм, когда ты объясняешь ребенку, он схватывает, и у него получается. Я люблю всех своих учеников.

- Народный артист Республики Коми – высокое звание. Что-то изменилось после того, как вам его присвоили?

- Не сказала бы. В какой-то момент своей работы звания и регалии отходят на задний план, куда важнее для самой себя, как ты работаешь, получается у тебя или нет. Но такая оценка очень важна. Родным приятно, и сам понимаешь, что о тебе не забывают, что твой труд и заслуги оценивают и замечают.

Предыдущие статьи из цикла «Суровая специальность»:

Бизнесмен Максим Алексеев: «Я всего добивался сам, не имея за плечами университетов».

Инженер Алексей Шулепов: «Клиенты для меня - самая лучшая реклама»

Токарь-расточник Анатолий Ли: «Были перспективы стать начальником, но оказалось, что на станке работать некому»

Стропальщик Виктор Грабовский: «Популярность рабочих профессий среди молодежи практически нулевая»

Механизатор Виталий Бабцов: «С детства люблю возиться с техникой»

Бульдозерист Сергей Пруднеченков: «Работу менять не собираюсь»

Монтажник систем отопления Михаил Кузьмин: «Если не иметь вредных привычек, то можно работать и жить достойно»

Лесничий Денис Чупров: «У меня есть возможность работать на природе, а не сидеть в душном кабинете»

Пожарный Евгений Шучалин: «Самое трудное в нашей работе - смотреть погорельцам в глаза»

Спасатель Александр Костромин: «Это призвание такое - быть спасателем»

Охранник Станислав Новиков: «Самое трудное - сохранить духовное спокойствие, не возненавидеть, не озлобиться»

Мясник Владимир Тихонов: «Я - артист за прилавком мясного магазина»

Токарь Валентина Черномашенцева: «Я прихожу на работу и пою за станком»

Диакон Иоанн Коюшев: «Мы не даем «рыбе» разложиться»

Маркшейдер Ольга Полозун: «Женских профессий не существует»

Госслужащая Анна Корелина: «Легких денег на государственной службе не получишь»

Парапсихолог Валерий Виноградов: «Лучше заплатить денег шарлатанам, нежели попасть к дилетантам!»

Бортпроводница Кристина Моисеенко: «Мы – лицо авиакомпании»

Пасечник Андрей Полуэктов: «Чтобы быть пчеловодом, надо быть немного пчелой»


4079

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • Елена (Москва)
    03 сент. 2013 г., 11:11:03
    Ответить
    Наталья Супрун
    Спасибо за интервью. Но дали бы хоть одно фото балетное.
  • нг
    03 сент. 2013 г., 11:36:28
    Ответить
    Наташа - большая умница!
  • Землячка
    03 сент. 2013 г., 12:48:59
    Ответить
    Привет из Вуктыла! Так держать! Танцуй за всех нас, танцуй, пока душа просит, а тело не устало. Лёгкого тебе дыхания!
  • С.А.
    03 сент. 2013 г., 12:49:00
    Ответить
    Главное в балете - это музыка. На втором месте тоже стоит музыка. И на третьем, и на четвёртом местах - музыка. Если не будет музыки, то сама по себе хореография не имеет смысла в подавляющем большинстве случаев. А вот балетная музыка, то есть написанная специально для балета, прекрасно себе живёт и без хореографии. Взять те же балеты Стравинского.
    Скажу больше: хореография часто даже мешает полноценному восприятию музыки.
    • 111
      03 сент. 2013 г., 15:23:05
      Ответить
      Возможно Вы и правы, но нам простым смертным музыка передается через талантливое исполнение. И не важно танец, песня или просто живая игра исполнителя.
      • 111-му
        03 сент. 2013 г., 15:26:45
        Ответить
        Семь раз подумай, один раз напиши.
    • даа...
      03 сент. 2013 г., 17:48:16
      Ответить
      вот это вы выдали... травку что ли уже легализовали?
      • ок
        03 сент. 2013 г., 18:39:52
        Ответить
        укроп, петрушка, кинза...
    • Слониха
      04 сент. 2013 г., 12:53:12
      Ответить
      Хотите сказать, что была бы музыка, а танцор любой подойдёт? Типа, под музыку Чайковского и других великих и я, весящая 93 кг. могла бы станцевать не хуже Натальи, если бы меня зацепила сама музыка и меня бы потянуло на танец? Чего-то вы, душенька. не того...
  • Татьяна
    03 сент. 2013 г., 22:01:23
    Ответить
    Наташенька, поздравляю тебя. Очень рада за тебя. Успехов тебе дорогая.
  • Бучо
    04 сент. 2013 г., 0:31:28
    Ответить
    "Все идет через голову..."
    А через что же ещё?