12:42, 31.10.2014

Дарья Шучалина: «Схему утверждения мировых судей надо уточнить»

Член Общественной палаты Коми и главный редактор газеты «Красное знамя Севера» Дарья Шучалина опубликовала в своем блоге на БНК открытое письмо председателю Госсовета Игорю Ковзелю с предложением откорректировать работу мировых судей и изменить подход к выбору кандидатур. Причиной послужила недавняя история с погибшей двухлетней девочкой, которую отчим избил до смерти. За несколько месяцев до трагедии мировой суд рассматривал дело об избиении матери ребенка, ответчиком выступал отчим, тогда дело закрыли по примирению сторон. Общественница считает, что косвенно мировой судья виновен в гибели ребенка, если бы в том случае мужчина понес наказание – трагедии, возможно, не произошло бы. Уже тогда правоохранители и органы опеки должны были забить тревогу: в семье, где растет маленький ребенок, происходит насилие. Корреспонденты БНК побеседовали с Дарьей Шучалиной о методах «перевоспитания» мировых судей.

ANT_8974.jpg

Фото Николая Антоновского

- Дарья, как следует поменять систему отбора мировых судей?

- Сегодня профильный комитет Госсовета (по законодательству и местному самоуправлению – БНК) изучает биографии кандидатов, и, если все соответствует законным формальным критериям, депутаты в большинстве случаев утверждают претендентов.

Мы полагаем, что участвовать в данной работе должны все без исключения депутаты, и обращать внимание важно не только на наличие соответствующего образования и другие моменты, но и на возраст, на трудовой стаж по прежнему месту работы. Ведь одно дело, когда в мантию облачен молодой человек лет 30-ти, и совсем другое – мужчина, скажем, за 45. У кого больше жизненного опыта? Ответ очевиден.

Кроме того, многие адвокаты в последнее время резонно удивляются тому, что мировыми судьями становятся те, кто до того выполнял роль секретаря в «храме Фемиды». Очевидно, что предпочтительнее кандидат из числа тех же адвокатов или, скажем, прокурорских сотрудников.

- Более подробным изучением резюме можно ограничиться?

- Помимо изучения бумажной информации, разумно приглашать кандидатов на собеседование. Причем не только в профильный комитет. Было бы логично, чтобы все три десятка депутатов подключились к выполнению этой миссии. У большинства наших парламентариев солидный и управленческий, и житейский опыт, они разбираются в людях, знают, что такое работа с кадрами. Не лишне подключить и общественников в рамках взаимодействия Госсовета с Общественной палатой Коми (члены палаты входят в экспертные советы комитетов парламента – БНК).

- Как судья должен учитывать и букву, и дух закона?

- Давайте вернемся к ситуации с трагической гибелью девочки из Эжвы. Формально мировой судья сделал свою работу: рассмотрел уголовное дело, возбужденное по факту избиения сожителем матери ребенка. Поскольку гражданские супруги пошли на примирение сторон, процесс закрыт. Казалось бы, все прекрасно: дело сделано, «ячейка общества» сохранена и мировому судье можно спать спокойно. Но! Обратил ли внимание служитель Фемиды на то, что речь идет о семье, в которой растет малышка? Поинтересовался ли судья: а видела ли девочка, как чужой дядя бьет ее маму? У нас в стране еще совсем недавно ставился вопрос о запрете показов мультфильма «Ну, погоди!» из-за того, что волк курит… Ну, то есть если юный зритель посмотрит по ТВ, как анимационный герой «смолит» – это существенная травма для его неокрепшей психики. А стать свидетелем, как в собственном доме новый папа поднял руку на маму – это в порядке вещей?

- Но ведь ребенок в данном судебном процессе оставался за рамками фабулы уголовного дела.

- Так в том-то и суть! Судья мог просигнализировать в ту же прокуратуру, в службу опеки, в комиссию по делам несовершеннолетних, уполномоченному по правам ребенка - чтобы органы правопорядка, отвечающие за защиту прав подрастающего поколения, обратили свои взоры на данную семью.

Психологи всего мира твердят: если человек единожды учинил насилие, навсегда остается угроза рецидива. Сейчас мы выясняем: исследованы ли были все грани той трагической истории семьи.

- Стоит ли говорить о «загнивании» системы в корне? Или такого рода резонансные прецеденты единичны?

- Силовики озвучили статистику: за год по причине «примирения сторон» суды закрыли 800 уголовных дел, так или иначе связанных с нанесением вреда здоровью. Сейчас мы знаем про один – эжвинский – случай последствий подобного сворачивания судопроизводства. А как сложилась судьба «примирившихся» и их домочадцев в остальных 799 случаях? И интересно ли это системе правосудия, а также правоохранителям?

Я понимаю, что нагрузка на мировых судей гигантская. Понимаю и то, что психологически крайне сложно пропускать через свое сердце каждую ситуацию по всем рассматриваемым делам. Но вот именно так у некоторых судей и «замыливается глаз», так и развивается равнодушие.

Насчет загнивания всей системы: мой ответ – конечно же, нет. В нашей республике немало суперпрофессиональных судей, есть целые династии. Но, поскольку система явно дает сбои, важно вовремя обратить на это внимание и попытаться их устранить.

Нередко депутаты Госсовета просто вынуждены утверждать кандидатов в мировые судьи, поскольку заявки безальтернативны. На некоторые участки заявка поступает только от одного желающего. Депутатскому корпусу по силам запрашивать резюме на дополнительных кандидатов. Чтобы между ними была конкуренция. Чтобы народные избранники могли выбирать лучших.

ANT_8998.jpg

- В своих предложениях к Госсовету вы написали о возможном мониторинге депутатами деятельности судей на предмет ее качества. Но ведь парламент все равно не вправе отозвать судью или добиться прекращения его трудового контракта.

- Так и есть. Зато народные избранники могут подать обращение в квалификационную коллегию судей Коми с жалобой на действия или бездействие того или иного судьи. Что напрашивается само собой в случае с эжвинской семьей.

Кроме того, в Госсовете могут сделать пометку, и в следующий раз, когда недобросовестно отработавший срок судья будет претендовать на пролонгацию полномочий, депутаты в состоянии ответить отказом.

- Ограничатся ваши действия письмом Игорю Ковзелю или вы намерены дальше разбираться в сложившейся ситуации?

- Мы рассматриваем вариант подготовки обращения в квалификационную коллегию судей с рекомендацией рассмотреть ситуацию по тому делу и мировому судье.

Кроме того, мы хотим пригласить представителей квалификационной комиссии в палату, чтобы вместе обсудить проблему: как еще можно отшлифовать сложившуюся систему с тем, чтобы избежать трагедий, подобных эжвинской.

Есть хорошая народная мудрость: умный человек – тот, кто решил проблему. А мудрый – тот, кто ее избежал.

- Возможно ли обеспечить профилактику такого рода трагедий только лишь посредством корректировки системы отбора судей?

- Претензии в связи с трагедией, о которой мы с вами говорим, возникли не только к мировому судье, но и к МВД, в функции которого входит контроль за неблагополучными семьями, да и просто – за семьями, где воспитывают детей. К органам опеки вопросов еще больше. В СМИ уже обнародована информация о том, что бабушка погибшей девочки еще летом била тревогу, обращалась в соцслужбу, показывала рисунки малышки в черном цвете, жаловалась на то, что у девочки ссадины и синяки на теле.

Она просила оформить на себя опеку над внучкой. Понятно, что изложенных ею фактов для такого решения недостаточно. Но это абсолютно уместные основания для того, чтобы вмешаться в жизнь этой семьи и проверить, что там происходит.

Если бы звенья правоохранительной системы сработали на все сто, убеждена: девочка была бы жива. Так что в самое ближайшее время намерена выяснить, все ли возможное сделали те, кто обязан защищать права детей.

- А почему, по-вашему, вообще участились случаи домашнего насилия в стране?

- Можно много негативного вспоминать об эпохе СССР, но в то время люди не были столь равнодушными друг к другу, как в наши дни. Большинство даже не знает, кто у них соседи по лестничной клетке. Многие предпочитают закрывать глаза, когда видят на улице драку. Немало тех, кто не вызовет полицию, если услышит крики о помощи постороннего.

Многие россияне настолько замкнулись в своем собственном мирке, что им совершенно не интересно: а что происходит вокруг. Во многом и система правопорядка, система правосудия нынче довольно циничная. Увы, немалое число их представителей реагируют на сигналы населения по принципу: ты жив?.. Тогда зачем пришел?.. Вот когда тебя убьют, тогда займемся расследованием.

- Можно ли оправдать такой подход огромным валом правонарушений и преступлений, поскольку иногда просто физически нет времени и возможности вникнуть детально в суть каждого дела?

- Любой человек может сказать, что на его плечах – уйма работы. Это не оправдание. Каждый заранее понимал, на какую работу пришел. Делать ее некачественно и сваливать на аврал – неправильно. Если не справляешься, значит, тебе не место в выбранной нише.

1182

Комментарии (43)

Добавить комментарий
  • ????
    31 окт. 2014 г., 13:01:06
    Ответить
    Зря. Может ее отфотошопить?
    • она того и добивается
      31 окт. 2014 г., 18:19:43
      Ответить
      чтобы ее фотошопили безостановочно
    • знающий
      31 окт. 2014 г., 18:49:19
      Ответить
      Мадам, вы бы хотя бы подумали, что предлагаете!
      Допрашивать двухлетнюю девочку в суде!
      Даже при определении места ребенка при разводе, мнение ребенка спрашивается с 10 лет! Опять только пиаритесь!
  • Даше
    31 окт. 2014 г., 13:02:29
    Ответить
    Надо не деятельность судей мировых контролировать, а процесс их назначения. А в деятельности утопнешь, там такой массив рутины, что на десятом деле все начинания скиснут. Если судья назначен профессиональный - никакого контроля не надо.
    Отправлено из мобильной версии
  • окстись
    31 окт. 2014 г., 13:07:21
    Ответить
    в России и так уже половина работающих контролеры над контролерами
  • Цахес
    31 окт. 2014 г., 13:18:41
    Ответить
    Схему утверждения приемников президента на уточнить
    Отправлено из мобильной версии
    • приемник презика
      01 нояб. 2014 г., 19:09:12
      Ответить
      "Аппаратура при нёммммммммммм..."
      ........
  • Ужас!
    31 окт. 2014 г., 13:18:54
    Ответить
    За что еще не взялась общественная палата? Начиная от герани на клумбе у Администрации и заканчивая Мировыми судьями!!!
  • Гость
    31 окт. 2014 г., 13:27:36
    Ответить
    Какая профанация с апломбом и пафосом.
  • Дашечка
    31 окт. 2014 г., 13:31:26
    Ответить
    вы собрались менять закон?
    Не с вашим умом и знаниями законодательства, уж извините:)
  • БНК не озвучивает итоги съезда ректоров
    31 окт. 2014 г., 13:32:36
    Ответить
    Или тезис Путина о двоечниках, которых не надо принимать в ВУЗы, относится и к некоторым т.н. "ректорам"?
  • Поддерживаю
    31 окт. 2014 г., 13:41:47
    Ответить
    сказанное Дашей. Приветствую её стремление к справедливости.
    С ней я не знаком, но прочитав статью в моих глазах выглядит
    авторитетно. А если ничего не делать, ничего не изменится.
    Даша. Не читайте грязные комментарии.
  • Когда
    31 окт. 2014 г., 13:58:05
    Ответить
    цветом общественной мысли становится Дашка и Рома Койдан, безграмотный ментовский следак, когда их ахинея еще и печатается и не только БНКой но и вообще печатается, то лишний раз понимаешь в какой убогой республике мы живем....
    • Свердловск
      31 окт. 2014 г., 14:36:37
      Ответить
      согласен
      уровень этих товарищей в совокупности сведен к 0
    • Чкалов
      01 нояб. 2014 г., 10:46:07
      Ответить
      Дятел и канарейка
      То медиа фигуры, не имеющие ничего общего с реальностью
      Отправлено из мобильной версии
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    31 окт. 2014 г., 14:00:43
    Ответить
    Уважаемая Даша, мне неловко писать об этом, но существует Кодекс чести судей и существуют квалиффикационные коллегии судей. И согласно этих документов квалифколлегиям можно оценить либо аморальные поступки судьи в быту и на работе( появление в нетрезвом виде в общественном виде и тому подобное), либо судебную волокиту, когда суд безосновательно длительное время без надлежащих оснований не разрешает дело. А вот правильность или неправильность действия судьи при осуществлении судопроизводства и вынесения судебного решения не входит в компетенцию квалифколлегий судей.
    Квалифколлегия- это всего лишь общественная организация судей. И она не наделена правом оценивать правильность или неправильность судебных постановлений, а значит и действий судьи. Поэтому обращения граждан или юридическим лиц в квалифколлегию судей по поводу оценки действия судьи при разрешении ею дела, вообще не могут выносить на рассмотрение квалифколлегий. И председатель квалифколлегии обязан будет ответить, что не находит оснований для рассмотрения жалобы. Почему пишу об этом? Наверное, потому, что если получите подобный ответ, то успокоились бы и не писали о судейском произволе.
    • Еремка
      31 окт. 2014 г., 14:37:14
      Ответить
      Вока, привет!
      чо не пишешь, не звонишь?
  • Адвокат
    31 окт. 2014 г., 14:10:46
    Ответить
    Вообще-то, при том интересе, который БНК проявляет к судебным делам, его корреспондентам давно пора освоить юридическую терминологию.
    Господа журналисты! Ответчик - это сторона в исковом производстве по гражданско-правовому спору. Речь же вы ведете об уголовном деле частного обвинения, где ответчика нет и быть и не может: там присутствуют обвиняемый (он же - подсудимый), и потерпевший, он же -частный обвинитель. По закону, уголовные дела частного обвинения подлежат безусловному прекращению в случае примирения частного обвинителя и обвиняемого. Так что никакие разглагольствования о "букве и духе закона" тут неприемлемы. У Закона, дорогая Дарья, нет духа, есть только буква.
    Вообще же, из всей той чепухи, что написала в своем обращении и наговорила в интервью Шучалина единственная мысль заслуживает внимания. В данном случае мировой судья имела (или имел) возможность отреагировать на существующую конфликтную ситуацию частным постановлением в адрес органа опеки и попечительства, обратив его внимание на сложившуюся в семье опасную обстановку и обязав принять меры к ее разрешению.
    Имелись ли основания для такого частного постановления можно сказать только изучив материалы дела. И этот вопрос, конечно, следовало бы и изучить ККС. Потому что если в деле такие основания наличествовали, то судьей безусловно нарушены требования Кодекса судейской этики.
    • хренист
      31 окт. 2014 г., 14:25:34
      Ответить
      хоть я и не разглядел в Вас профессионального юриста= адвоката
      но, вынужден согласиться
      Дарья влезла в вопросы, разрешение которых возможны только квалифицированными правоведами, в частности- ювеналами
      хотя, у нас с этими проблемами вполне справляется ОПДН МВД и соответствующее подразделение прокуратуры
  • По ходу бесполезно.
    31 окт. 2014 г., 14:41:24
    Ответить
    Она не пробиваемая. Тут даже обсуждать ничего не надо.
    Отправлено из мобильной версии
  • Вован
    31 окт. 2014 г., 14:55:20
    Ответить
    Владимир Пыстин
    Вова! Ну ты и пукнул насчет кодекса чести судей.Скорее тут надо рассуждать о кодексе бесчестия этих самых судей,а ты прямо как инопланетянин! Фу,какой ты право противный!
  • занятная тема
    31 окт. 2014 г., 15:24:47
    Ответить
    От схемы утверждения мировых судей, два шага до ювенальных судов и их судей.
  • Не мешки ворочать...
    31 окт. 2014 г., 17:30:17
    Ответить
    Вообще, на самом деле в настоящее время быть общественником очень выгодно... Не делаешь ни хера.... Берешь не совсем уже свежую ситуацию (по Касеву их Эжвы, все уже давно обсосали и забыли), начинаешь вновь кричать, только немного под другим соусом и чуть повыше плюешь (ОПД и КПДН неинтересны, сразу в судей), причем для большинства обывателей эта полностью юридически и фактически безграмотная ахинея выглядит очень убедительно... Все, что ответит Ковзель на это письмо - то что это не его компетенция... А вообще, есть давно отлаженные процедуры, установленные законом и на кой ляд в каждую структуру и процедуру вписывать общественников непонятно.... Таким образом, за результат ты не отвечаешь, и всегда можешь сказать - опять власть бездушна и ни на что не реагирует, а ЯЯЯЯЯЯЯ говорила.... Был Асаенок -старший, ну и чо - поехала ДАША на НТВ, пропиарилась, а какая разница- человеку дали по закону и сидит себе, и пусть сидит.... Чт о-то там она пела про включение отопления... Прям ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ поехала , в министерстве все рты раскрыли и внимали и сразу все приняли.... Кророче ничего ДАша не добилась... Да и Койдан в свое время был х.. следаком, потом таким же хромым адвокатом, только и мог свидетелей ложным показаниям учить... И вот эти люди поняли, что ни х. сами не могут и не умеют.. Вот и стали общественниками - ЯЯЯЯЯЯ написал, направил, намерен, буду, напишу, пошлю, инициирую, то есть НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЮ......
  • очередной пустозвон
    31 окт. 2014 г., 17:55:01
    Ответить
    села наша Даша не в те сани
  • Ярик
    31 окт. 2014 г., 19:11:10
    Ответить
    шучалина
    Тупая курица
    Отправлено из мобильной версии
  • 123
    31 окт. 2014 г., 21:48:06
    Ответить
    а кто она такая, что везде со своими предложениями лезет? ладно бы предложения достойные были, а то чушь полная: всё только виноватых ищет...
  • Дарья
    31 окт. 2014 г., 21:48:43
    Ответить
    хохотушка
    Поучила бы Законы, прежде чем пиликать! Работать на "неграмотную" (извините) публику проще пареной РЕПЫ!!! Дарья учите матчасть!!!
  • Ёртысь
    31 окт. 2014 г., 23:13:59
    Ответить
    Вот скоро зарплаты у мировых судей урежут, династии закончатся и проблема сама собой решится.
  • Н.Р.
    31 окт. 2014 г., 23:54:24
    Ответить
    Добрая и отзывчивая женщина, все говорит общечеловеческим языком....

    Че накинулися
    • Фигура
      01 нояб. 2014 г., 6:33:58
      Ответить
      Ты с этой отзывчивой наперегонки побегац
      за пайкой дармовой казенной,она тебе роги то поотшибает и копыта выломает
      Отправлено из мобильной версии
  • Гирасим
    01 нояб. 2014 г., 7:07:09
    Ответить
    комплимант
    Шучалина как надоела твоя отвратительная рожа!!!
    • Н.Р.
      01 нояб. 2014 г., 7:17:07
      Ответить
      Пущай будет, иначе жить не интересно.
      • Дикие нравы дикий век
        02 нояб. 2014 г., 14:50:08
        Ответить
        Митрофанушки не перевелись. В каждом веке они имеют свой облик. И чем глупее Митрофанушка, тем он более смело говорит всякие несуразности. Потому что он не понимает того, что говорит несуразности. Если дверь приложить к косяку, то она прилагательное. А если просто лежит, то существительное. Вот таких Митрофанушек обычно и отюирают в депутаты всяких уровней и в ОП. Чем глупее, тем больше шансов, что поставят на посмещище всенародное. Людям нужно смеяться над клоунами. А в цирк не все могут ходить. Вот и смеется народ над клоунами.
  • Жэрок
    01 нояб. 2014 г., 10:43:50
    Ответить
    Такую чепуху несёт...
    Но с другой стороны тема актуальная
    Из адекватных мировых могу назвать только двух- Марков и Кристелева
    В чувство тихого ужаса приводят Лесозаводский участок и тентюковский
    Отправлено из мобильной версии
  • Иван
    02 нояб. 2014 г., 9:26:24
    Ответить
    Ну что вы тут ГПК да УПК трете? Человек дело говорит, по работе вижу кого на должность судей назначают, в голове не укладывается. Еще студенческие понты не отошли и молодецкая глупость из головы не выветрилась, а уже в должности. Судьбы решают. Вот и решения по одинаковым делам порой противоположные. Правильно говорил один судья, судей надо выбирать, а не назначать.
    Отправлено из мобильной версии
    • Белка
      02 нояб. 2014 г., 9:32:04
      Ответить
      Человек не дело делает, а несет ахинею, безграмотную чушь, дискретизирующую членов Общественной палаты. А ведь там наверно не все такие. Но на ее фоне люди могут подумать, что это сборище безграмотных балаболов, не понимающих того, что систематически несут ахинею
  • Лиса
    02 нояб. 2014 г., 12:04:09
    Ответить
    Утверждать но не тебе Даша
  • бгг))
    02 нояб. 2014 г., 14:04:21
    Ответить
    У даши принципов не было никогда))
    Отправлено из мобильной версии
    • А всё таки
      02 нояб. 2014 г., 14:09:54
      Ответить
      наши ухтинская Наталья Крутских
      красавица,не то что Дашка.Хотя всё время находится в состоянии без тормозов.
    • о принципах
      02 нояб. 2014 г., 20:26:39
      Ответить
      а у кого они есть в ОП? Кто их таких туда выбирает, наверно Чернов с Марущуком! Ох отольются кошкины слезы от жертв Колегова и им подобных, горько отольются!