08:30, 09.07.2015

Сыктывкарский госуниверситет поддержал концепцию новой национальной коми идеи

Идея была предложена первым заместителем руководителя администрации главы республики Анатолием Родовым. Он считает, что без новых подходов к сохранению коми языка и коми культуры нельзя говорить о полноценном развитии региона. Образовательные программы, направленные на подготовку национальных кадров, в том числе учителей коми языка и литературы, перестали отвечать запросам времени. По большинству направлений они и вовсе отсутствуют. В беседе с корреспондентом БНК Анатолий Родов и ректор СГУ им. Питирима Сорокина Марина Истиховская пояснили, в чем суть национальной идеи, почему жителям региона необходимо знать коми язык хотя бы на базовом уровне и кто их этому будет учить.

KBV_4660.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- Что заставило задуматься о необходимости появления новой национальной коми идеи? На решение каких проблем будет направлена ее реализация?

Анатолий Родов: - Недавно я провел серию очень важных встреч с лидерами коми национального движения — Элеонорой Савельевой, Алексеем Поповым, Марией Кузьбожевой, Александром Поповым. Я хотел свериться с ними как с экспертами. И везде мысль звучала одна. Та идея, которая была заложена при зарождении коми национального движения, по факту сегодня реализована — и большинство это признают. Движению исполнилось 20 лет, прошло десять съездов, на которых были аккумулированы основные посылы, касающиеся национального развития республики. Важно было не допустить размывания автономности. Коми народу была необходима самоидентификация, чтобы этнос развивался, сохраняя при этом свой язык и культуру как важную часть.

Сейчас все признают, что проделана огромная работа и самоидентификация народа состоялась. Новая же мысль заключается в том, что надо вновь вернуться к истокам. Приведу пример. Как вы знаете, возникло много позиций, связанных, в первую очередь, с отношением к обязательному изучению коми языка в школах. В Воркуте подняли этот вопрос, завязалась дискуссия, причем мнения были полярными. И своя правда была у каждого: с одной стороны, учить коми надо, потому что это государственный язык, и вообще изучать языки полезно. С другой стороны, это изучение превратилось в обязательную процедуру, связанную с насаждением. То, как обучают сейчас коми языку русскоязычных детей, в большинстве своем нельзя назвать ни комфортными, ни гармоничными занятиями. Поэтому возникает вопрос: а та ли это форма изучения и сохранения языка и, следовательно, культуры?

Я считаю, что язык естественным образом может сохраниться только на той территории, где на нем разговаривают. То есть не в условиях городской среды, где большинство говорит на русском языке как языке межнационального общения, а на селе. Поэтому сегодня надо вести разговор, в первую очередь, о развитии сельских территорий. Недавно глава республики в Корткеросе озвучил мысль, что в течение последних 30 лет в развитие села и его сохранение полноценных вложений не было. Сейчас на развитие сельских территорий направляется много средств, но говорить о каких-то конкретных результатах и о их эффективном использовании все равно пока нельзя.

Моя идея состоит в том, что сегодня село надо развивать комплексно. Не знаю, можно ли это назвать новой коми национальной идеей, но это, однозначно, соответствует главному тезису программы развития республики – обеспечить комфортные условия для проживания на всей территории республики. Уверен, если село будет развиваться, язык сохранится автоматически. Потому что хранят его люди, разговаривающие на нём.

- Какую позицию занимает университет по отношению к проблеме изучения коми языка?

KBV_4673.jpg

Марина Истиховская: - Стоит напомнить, что в этом году прекращает свое действие концепция этнокультурного образования. Выполнены задачи, которые были поставлены на первом этапе: сегодня коми язык так или иначе изучают во всех школах. Конфликт в Воркуте стал следствием того, что концепция должна была развиваться, ее содержание должно было меняться в соответствии с задачами, которые ставило время. Увы, этого не происходило. В результате появилось непонимание: если мы – русские и не говорим на коми языке, зачем нашим детям его изучать?

Важно помнить, что изначально источником государственности Республики Коми являлся коми народ. И если не будет коми народа, его культуры, языка, то и республики не будет. Что же тогда удивляться, если вдруг появится какой-нибудь «Северный край» со столицей, к примеру, в Вологде? Готовы ли к этому воркутинцы, интинцы, печорцы? Думают ли они, к чему может привести отказ знакомиться с языком, культурой, традициями и обычаями коренного народа республики?

Безусловно, в сегодняшней ситуации с изучением коми языка в русскоязычных школах есть серьезный диссонанс, который мы и должны устранить все вместе. Сегодня возник вопрос, кто и как учит коми языку. Университет и КГПИ долгое время готовили преподавателей коми языка и литературы только по программе изучения коми языка для детей, знающих его как родной. И на территориях, где коми язык является основным языком общения, потребность в учителях сегодня практически удовлетворена. Но мы не готовили учителей, владеющих методологией обучения коми как иностранному языку. Что же удивляться - в школах стали зарождаться конфликты и даже появились случаи отказа от изучения коми языка

В рамках новой концепции этнообразования, которая сегодня обсуждается пока еще только в рабочих группах, должен быть поднят вопрос о том, с какой целью мы преподаем коми язык русскоязычным детям. Уверена, что в первую очередь мы должны показать красоту языка, культуру народа, познакомить с глубокими духовными корнями. Сегодня мало учителей, готовых преподавать предмет с таким подходом. Мы с нетерпением ждем итогового документа концепции и готовы менять содержание программ подготовки педагогов по этнообразованию. Безусловно, это не значит, что мы откажемся от подготовки педагогов по классической программе. Но приоритетом будет именно этнообразование. И мы очень хотим, чтобы наша позиция совпала с позицией министерства образования республики.

- Означает ли это, что, согласно новой концепции, каждый житель в республике должен владеть коми языком и измененные образовательные программы будут направлены именно на это?

М.И.: - Уточню, именно это подразумевалось в предыдущей редакции концепции этнообразования. Мы же говорим о том, что в школе ребенок должен получить базовые представления о коми языке, узнать его красоту, лиричность, познакомиться с плеядой творческих людей, которые являются гордостью республики, соприкоснуться с духовными корнями, в том числе через сказки и легенды.

- В таком случае, не почувствуют ли себя несколько ущемленными другие народы, проживающие на территории Коми?

KBV_4632.jpg

А.Р.: - А что плохого в том, что ребенок будет знать еще один язык? Я сам знаю четыре языка, таким образом, разница между мной и теми, кто не знает, заключается в том, что мои коммуникативные возможности в четыре раза больше. Тем более, мы понимаем, что выучить коми язык в совершенстве, чтобы вы на нем могли свободно общаться, практически невозможно, хотя бы потому, что в нем 16 падежей. А в венгерском языке 28 падежей. Вам легко будет выучить 28 падежей? Сомневаюсь. Упираться в формулировку «коми – не коми» неправильно. Дети, живущие на территории республики, должны получить этнокультурное образование, чтобы гордиться своей малой родиной – вот ключевая мысль. А язык – это составная часть Родины.

- Вы заявляли, что полностью ваша концепция может быть реализована в течение 30 лет. Есть какой-то план действий на эти годы?

А.Р.: - Концепция – это идея, но из чего будет состоять план ее реализации – в смысле конкретных мероприятий - пока сказать трудно. Сейчас я работаю над тем, чтобы создать новую коми молодую команду. Каждое поколение разговаривает на языке своего времени, и те ребята, которые сегодня приходят в политику и общественную жизнь региона, говорят именно на нем. Сейчас под руководством заместителя председателя правительства республики Константина Ромаданова создается программа развития экономики южных районов республики. В эту работу уже включился университет, привлечены ребята - выходцы из южных муниципалитетов. У них есть понимание проблем, поэтому они могут предложить новые пути их решения.

- Какое участие в воплощении концепции примет СГУ им. Питирима Сорокина? Изменятся ли подходы к подготовке национальных кадров?

KBV_4654.jpg

М.И.: - Раньше подготовка нацкадров сводилась только к тому, что наши вузы выпускали педагогов и национальных филологов. Это замечательно, но это же не все специалисты, необходимые в контексте реализации национальной политики. Даже учитель нам уже нужен немного другой, с другой методологической основой. При этом раньше университет и пединститут принимали только тех абитуриентов, которые знали коми язык как родной, что значительно ограничивало возможности набора поступающих на данные направления.

В 2015 году мы предусмотрели возможность поступления на образовательную программу по направлению «Педагогическое образование» абитуриентов, изучивших коми язык как государственный. При этом направление будет двухпрофильным, и второй профиль - «английский язык», «начальное образование», «дошкольное образование» - студент сможет выбрать самостоятельно.

Кроме того, как оказалось, не хватает владеющих коми языком специалистов, которые осуществляли бы функцию взаимодействия с институтами гражданского общества, то есть политологов и специалистов по связям с общественностью. Также мы знаем, какие проблемы испытывает сегодня коми журналистика, в которой практически нет профессиональных журналистов – только филологи. Возникают проблемы и с социальными работниками, которые не могут общаться с бабушками, потому что бабушки по-русски не говорят. В силу этих обстоятельств мы и приняли решение открыть целевой прием на ряд направлений, где коми язык будет изучаться в рамках программ дополнительного образования на старших курсах.

Бывает, что результаты ЕГЭ выпускников сельских школ – а именно среди них больше тех, кто владеет коми, - несколько ниже, чем у городских ребят. Это иногда затрудняет их поступление на ряд востребованных специальностей. А целевой прием даст нам возможность привести в вуз ребят, знающих коми язык. Естественно, речь не идет о совсем низких баллах, но, например, если набрать 240 баллов удается немногим, то барьер в 180 баллов легче преодолеть. Я уверена в том, что возможность поступить на интересные направления подготовки станет еще одним стимулом для изучения коми языка. А министерства и ведомства республики по своему профилю готовы финансировать такие дополнительные программы.

KBV_4664.jpg

А.Р.: - Главное, чтобы ребенок понимал, что живет в Республике Коми и является частью коми народа. Много было дискуссий, предлагали на коми и математику преподавать. А я проблемы никакой не вижу. Язык – это средство коммуникации, поэтому какая разница, на каком преподавать, лишь бы люди друг друга понимали. Повторюсь, детям надо давать культуру коми народа. Один простой пример – недавно мы в Пушкинский день вспоминали в Пыёлдино Виктора Кушманова, народного поэта Республики Коми. Примечательно, что он не написал ни одного произведения на коми языке, но во всём его творчестве такая огромная любовь к родному краю, которую по-настоящему, наверное, могут выразить только поэты.

- Продумывая ряд образовательных программ, отвечающих запросам времени, опирались ли вы на опыт других регионов, в которых так же, как и в Коми, два государственных языка?

М.И.: - Я в отрасли образования два с половиной года. Уже через полтора месяца работы у меня появилось понимание, что в сфере подготовки национальных кадров есть какой-то диссонанс. Я изучила опыт Татарстана – они уже давно идут по тому пути, который университет предлагает сегодня. То есть все решения - на поверхности.

Сейчас наши министерства – образования, национальной политики и другие, которые все эти годы только и ждали какого-нибудь внятного предложения от вузов, - ухватились за эту идею и готовы изыскать средства на ее реализацию.

- Набор на новые направления будет только целевым? Сколько мест предусмотрено?

М.И.: - Да, набор пока только целевой. Количество целевых мест ограничено, оно утверждается Министерством образования и науки России, и в этом году на все названные мною новые направления подготовки национальных специалистов выделено десять мест. Но, учитывая тех студентов, также поступающих на эти специальности в рамках общего приема и владеющих коми языком – их мало, но они есть, - я думаю, что к третьему курсу мы наберем группу в 20-25 человек. Это будет серьезным заделом для того, чтобы начать решать проблемы сельских территорий.

- Будут ли предусмотрены программы дополнительного образования для тех, кто не планирует получать отдельную специальность, а хочет в короткие сроки овладеть хотя бы азами коми языка?

KBV_4622.jpg

М.И.: - На данный момент мы готовим такие программы – необходимо понять, из каких модулей они должны состоять, в знаниях какой глубины и объема нуждаются жители республики, и уже со следующего года начнем их реализацию на площадке института дополнительного образования. Сейчас можно определенно говорить, что разные организации готовы дать нам соответствующий заказ, в частности, такие курсы интересны специалистам многофункциональных центров, открытых в сельских районах. Не говоря уже о тех людях, которые просто хотят выучить язык, что называется, «для себя».

А.Р.: - Я считаю, что ребятам в университете надо создавать эти возможности, у ребёнка должен быть собственный выбор. Вот если тебе его дали, и ты реализовал его, ты обретаешь большую палитру возможностей. А мы всё пытаемся наших детей ограничить. Что касается государственных органов, то, к примеру, Министерство национальной политики республики проводит аналогичные курсы специально для чиновников и всех желающих, набираются группы по 30 человек. В результате обучения люди хотя бы знают, как поздороваться, могут ответить на простые вопросы. Но возможностью выучить коми должны обладать не только люди, проживающие в столице республики, но и все те, кто сегодня имеет желание знать основы коми языка. И если у жителей республики есть такое желание, мы должны удовлетворить эту потребность, предложив соответствующие образовательные программы.

3461

Комментарии (84)

Добавить комментарий
  • Николай.
    09 июля 2015 г., 8:45:20
    Ответить
    Войны на территориях всегда начинаются с навязывания жителям этих территорий каких-то "культурных ценностей" и в конце-концов приводят к полному уничтожению как ценностей так и населения.
    На самом деле необходимости в этом нет, просто одни чиновники хотят выслужиться перед другими, показать свою бурную деятельность. Люди всегда сами находили и сами найдут способ общения, не надо им ничего навязывать.
    Так было в соседней Украине: "Кто не говорит на "ридной мови", тот москаль".
    То же было в странах арабского мира, да и по югу бывшего СССР.
    Теперь ту же хренотень хотите здесь ввести?
    • .
      09 июля 2015 г., 20:40:01
      Ответить
      жестикуляторы-отмодерировано))
  • Владимир
    09 июля 2015 г., 8:55:12
    Ответить
    111

    журова когда то преждложила сделать нац.идеей-спорт.
    сброд идиотов.истиховскую только за уэк надо гнать в шею.
  • Люся
    09 июля 2015 г., 9:08:07
    Ответить
    Опять идеи.
    Под идеи выделяют деньги.
    Хороша идея !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    • :- )
      09 июля 2015 г., 20:39:51
      Ответить
      Говорят, что под перспективные идеи приличные деньги может выделить германский генштаб...
      Отправлено из мобильной версии
  • Память
    09 июля 2015 г., 9:09:25
    Ответить
    Молодец, Толик! С помощью своих бегающих глазок выбился в люди. А ведь в бытность работы в Коми горе был обыкновенной шестёркой.
    • да ну
      09 июля 2015 г., 10:19:23
      Ответить
      сам то боярином сразу стал?
  • Морт
    09 июля 2015 г., 9:10:59
    Ответить
    Парочка демагогов готова болтать о чём угодно, только лишь бы делом не заниматься!
    • точно
      09 июля 2015 г., 9:15:45
      Ответить
      смену
      маркова готовят. сам -то веришь в то, о чем говоришь. Очередной предвыборный пиар.
  • Рочь
    09 июля 2015 г., 9:11:57
    Ответить
    А почему Родов и Истиховскоя считают ,что то ,что начали преподавать коми языком.Мы в Ижме так совсем его не понимаем.Может не надо этот южный суджик называть коми языком.
    • Согласен с Рочем
      09 июля 2015 г., 10:01:39
      Ответить
      Пусть определят
      какой диалект коми языка более государственный, а потом уже определяют, какой учить! Ижму в обиду не дадим!
  • Ина
    09 июля 2015 г., 9:23:18
    Ответить
    Вечный способ решения проблем: наворотить без ума Бог знает чего, попытаться выдать за достижение, а потом героически преодолевать эти "достижения". Воркута боролась за право изучать коми язык факультативно, а не насильственно обязательно. Но после этой насильственности кто захочет изучать его факультативно? Почему сразу было не выбрать по примеру других территорий предмет, например, "краеведение", чтобы дети на самом деле могли узнать все то, что так воспевает Истиховская. И, положа руку на сердце, так ли много людей, при изучении английского языка проникшихся любовью к истории и культуре Англии? Отчего же изучение коми языка должно было дать другой результат? Если бы министерство национальной политики действительно оправдывало свою зарплату, возможно, таких глупостей с "изучением" коми языка не было
    • +10005000
      09 июля 2015 г., 11:13:30
      Ответить
      Поддерживаю полностью!!!!!!!!!!
  • ИгНик
    09 июля 2015 г., 9:24:14
    Ответить
    Эти "ученые", видимо, никогда не слышали о 'теории колеи', самым заметным исследрвателем которой у нас в стране является А.Аузан, профессор и завкафедры МГУ. Кстати, на "банке" года два-три назад лекцию по этой теме читал другой профессор (фамилию, увы, забыл), но из Питера. Все бы ничего, однако, например, в Сингапуре, где более 80% населения составляли этнические китайцы, Ли Куан Ю со товарищи постановили, что государственным языком (и языком обучения) будет АНГЛИЙСКИЙ! Чем был и чем стал Сингапур, надеюсь, никому говорить не надо. Другой пример: в Казахстане уже есть уеиверситеты, где преподавание осуществляется только ! на английском языке. Они же ставят себе задачу организовать такое преподавание и в выпускных классах средней школы...
    Не надо обольщаться, даже не базовое знание коми-языка, не будет способствовать развитию региона. Почему так, пусть косвенно, но откровенно высказался таки недавно в видеоролике на "России24" веселый дядька со "скрипкой", честно признавшись, что сознание и мышление коми-народа все еще остается мифологизированным...
    Развитие республики через изучение коми-языка, пусть даже базовое, - это самый большой миф!
    Отправлено из мобильной версии
  • Ухта
    09 июля 2015 г., 9:34:15
    Ответить
    Эту чушь несет ректор госунивеситета! До чего мы докатились.
    • :- )
      09 июля 2015 г., 17:10:00
      Ответить
      Если чушь несет конкретный ректор,
      тогда почему 'докатились' мы?
      Отправлено из мобильной версии
  • 123
    09 июля 2015 г., 9:35:44
    Ответить
    А может эти люди иностранные агенты, где ФСБ???
    • :- )
      09 июля 2015 г., 17:07:41
      Ответить
      ФСБ - кузница иностранных агентов!
      Отправлено из мобильной версии
  • .
    09 июля 2015 г., 9:38:35
    Ответить
    Господи отправь их на пенсию или еще куда нибудь , этих сказочных дол.
    Отправлено из мобильной версии
  • fireman1970
    09 июля 2015 г., 9:44:02
    Ответить
    Чем ближе выборы тем больше идей. Молодцы. Сейчас для власти хорошее время можно много обещать, а потом сказать извините кризис денег нет. Мне кажется надо создать какую-нибудь программу болтовни до 3030 года и все!
    Отправлено из мобильной версии
    • :- )
      09 июля 2015 г., 13:59:45
      Ответить
      Сначала пусть состряпают
      "территорию мЯчты"
      к 2020-му...
      Отправлено из мобильной версии
  • Александр Щиголев
    09 июля 2015 г., 10:04:08
    Ответить
    Чтобы отвлечь людей от того, как питерская мафия с олигарэами грабят и загаживают регион, придумали новую концепцию для отвлечения внимания. Мы, власть , будем ваши богадства за гроши м Коми земли жабирать, а вам за это, как попуасам бусы, вот вам забота о вас, заставим всех не коми учить коми язык, вы и радуйтесь.
    .
    Что бы отвлечь людей от реальности, им надо дать ложный ориентир, чтобы они не мешали власти коррупционной свои дела проворачивать.
    Вот и придумывают проблемы, нам их придумывают, и нам их, якобы, решают. А мы должны радоваться и их благодарить.

    Особенно понравилось страшилка про оккупацию Коми Вологодской областью).

    Вся эта программа один из вариантов реализации принципа "разделяй и властвуй".
    А что по Закону положено Коми народу, того давать не желают. По За кону " О судебной системе" процесс у мировых судей может, по желанию коми морт, вестись на коми языке. Следовательно, каждый мировой судья должен знать коми язык, как и помощьник и секретарь. Но вводить это правило Госсовет и ЖД не желают. А поголовно заставить учить коми кыв, это возьмите, комт морт, вам националистическую кость, и благодарите власть, как она о вас заботится.
    Это может вполне привести к национальной розни, и не быть уже Гайзеру в десятке губернаторов.

    Кстати, эта идея полностью совпадает с планом Даллеса: "Мы внушим народам России, что они могут и должны разговаривать только на своём языке и посеем этим ненависть к другим народа, и прежде всего к русскому народу..."

    Кпк точно совпадает! Будто план Даллеса осуществляют....
    Отправлено из мобильной версии
    • истиховской
      09 июля 2015 г., 10:25:07
      Ответить
      опыт татарстана
      а почему не опыт Карелии, где карельский и финский языки изучается факультативно
      • Александр Щиголев
        09 июля 2015 г., 11:16:32
        Ответить
        Замечательный пример!
        .
        В Карелии нет обязаловки в изучении финского языка. Там уважение к коренному народу выражается реально. В Петрозаводске есть Финский драмматический театр. А у нас труппа Коми национального театра ютится на паперти обкома профсоюзов, как отбросы культуры.
        Почему ни Родову,ни Гайзеру с Ковзелем, ни Тстиховской мысль построить Коми национальный театр в голову не приходит?
        Отправлено из мобильной версии
  • Роман
    09 июля 2015 г., 10:38:08
    Ответить
    А сама госпожа Истиховская Коми знает? Для меня загадка зачем моя семья должна учить коми язык, у нас даже родственников коми нет. В восьмидесятых когда учился в школе нас заставляли его учить, так у нас весь класс ненавидел этот предмет. Обязаловкой только увеличите ненависть к коми языку.
    • вась
      09 июля 2015 г., 10:45:27
      Ответить
      не учи тебя никто не заставляет дол-еб
      • Александр Щиголев
        09 июля 2015 г., 11:19:04
        Ответить
        А не пробовали не брызгать слюной, а обосновать свое возражение
        .
        Ну вот, уже побеги посева Родова и Истиховской начали появляться....
        Отправлено из мобильной версии
        • вась
          09 июля 2015 г., 11:26:01
          Ответить
          ваша параноя не знает границ,начитались в инете и думаете что все знаете
          • Александр Щиголев
            09 июля 2015 г., 11:32:34
            Ответить
            Ну вот, опять...
            .
            Так обоснуйте, вдруг кто поймёт, как правильно. Или слоыарный запас маленький, знаете, в чем оппоненты не правы, а выразить не можете?
            Отправлено из мобильной версии
            • Щиголеву
              09 июля 2015 г., 21:09:36
              Ответить
              Не у всех есть столько сил и нервов от публикации к публикации повторять одно и то же, как вы ...."А что по Закону положено Коми народу, того давать не желают. По За кону " О судебной системе" процесс у мировых судей может, по желанию коми морт, вестись на коми языке. Следовательно, каждый мировой судья должен знать коми язык, как и помощьник и секретарь. ..."
              • Не понял
                09 июля 2015 г., 22:21:23
                Ответить
                Этот кадр Щигалева похвалил или плругал?
                Если это критика, то в чем не правд
                Отправлено из мобильной версии
          • рус
            09 июля 2015 г., 11:35:54
            Ответить
            Вы люмпен лучше ходите в библиотеку там знания, а не в ларек за пивом
            Отправлено из мобильной версии
          • колян
            10 июля 2015 г., 1:07:24
            Ответить
            паранойя и на русском и на коми пишется одинаково)))
      • Кужь
        09 июля 2015 г., 13:09:49
        Ответить
        дoлбоeб ты сам
        Детей в школах заставляют, а скор и поскачут как свидомые.
    • :- )
      09 июля 2015 г., 13:30:48
      Ответить
      Друзья, а чего вы ожидали?
      "Вась" - 'живое' воплощение новой
      национальной коми-идеи...
      Отправлено из мобильной версии
  • так то
    09 июля 2015 г., 10:47:32
    Ответить
    ребята, вы же политики или хотите ими казаться, посему:
    1) проблемы коми языка нет, что вам показывают и опросы и полемика, в процессе полемики вам четко ответили на ваш вопрос: национальный язык развивается в национальной среде, то есть лес, поле, река, ее и надо сохранять, вне среды 75% заимствований из других языков будут язык имитировать
    2) в советское время для национальных спецов были квоты в некоторые вузы, и мы получали интересную картину - для русских конкурс был 100 чел на место, нацменам достаточно было сдать на тройки в своих универах - в результате и специалистов не получалось, но они были национальными - зачем повторять ошибки молодости?
    3) зачем педалировать тему национальности, если вас выбирает не деревенское национальное население а городское многонациональное, ответ однозначен: прибалтийский сепаратистский след
    • не коми
      09 июля 2015 г., 11:23:39
      Ответить
      посмотришь наэти слащавые физиономии, и от одной мысли о коми-языке тошнит.
      • горожанин
        09 июля 2015 г., 13:30:49
        Ответить
        в тему
        Для ,,не коми,,- вы полегче. Пусть вас не тошнит. Гос-во разыгрывает национальную карту. Далее беда. Предлагаю даже в комментариях быть очень осторожными и тактичными. Не надо ссорить народы.
        Отправлено из мобильной версии
    • :- )
      09 июля 2015 г., 14:45:48
      Ответить
      Всегда очень, мягко говоря, скептически относился к обязательности изучения в абсолютно русскоязычных школах коми-языка. Но вот совсем недавно не сдержался и...
      купил словарик коми.
      Перелистываю частенько...
      Отправлено из мобильной версии
  • Александр Щиголев
    09 июля 2015 г., 11:29:12
    Ответить
    На данный момент мы готовим такие программы – необходимо понять, из каких модулей они должны состоять, в знаниях какой глубины и объема нуждаются жители республики,
    .
    А самих жителей не пробовали спросить???!
    Ах да!!! Они же лучше нас знают, что нам лучше...
    Отправлено из мобильной версии
    • :-(
      09 июля 2015 г., 12:20:42
      Ответить
      Почему-то в сознании всплывает для жителей такой "модуль":
      длина - два метра,
      ширина - один метр,
      глубина - два метра.
      Отправлено из мобильной версии
  • Шут
    09 июля 2015 г., 11:32:27
    Ответить
    Предлагаю вернуть всех деток высокопоставленныйх родителей в Россию и научить их говорить по русски =)) Круто я сказал, да?
    • :- )
      09 июля 2015 г., 12:16:18
      Ответить
      Такого числа матерных слов
      страна может не выдержать...
      Отправлено из мобильной версии
  • Сергей
    09 июля 2015 г., 12:04:24
    Ответить
    А.Родов - ИДИОТ.
    • :- )
      09 июля 2015 г., 13:57:51
      Ответить
      Перечитайте Ф.М.Достоевского...
      Отправлено из мобильной версии
  • Игорь
    09 июля 2015 г., 12:16:58
    Ответить
    Похоже
    скоро республике КОМИ, как нац.образованию, наступит кирдык. С такими "коми" как это м... , и пр, в т.ч. и Хайзер
    • :- )
      09 июля 2015 г., 13:56:29
      Ответить
      'Кирдык' Республике Коми наступает от того, что народ из региона утекает, как из зачумленного края:
      30% за четверть века!
      Отправлено из мобильной версии
  • поп
    09 июля 2015 г., 12:23:38
    Ответить
    судя по кольцу на левой руке-католичка?
  • это безнадежно
    09 июля 2015 г., 12:29:36
    Ответить
    гложет меня чувство
    что цель этих граждан - побазарив, привлечь бабло, а не язык сохранить
    • :- )
      09 июля 2015 г., 14:40:13
      Ответить
      "Побазарить" - это и есть
      сохранение языка...
      Отправлено из мобильной версии
  • карл
    09 июля 2015 г., 13:25:52
    Ответить
    40 лет назад коми сразу можно было отличить по акценту при разговоре. Сейчас акцент остался только у очень старых людей. Молодёжь не знает своего национального языка и говорит на русском языке без акцента. Что он коми можно предположить только по фамилии. Так, что коми язык из повседневной жизни выхолощен. Скорее всего, надо просто давать возможность коренному населению сохранять коми язык и коми культуру, а не администрировать в той же Воркуте, где коренных жителей практически нет.
    • :- )
      09 июля 2015 г., 13:51:37
      Ответить
      Вообще-то коренные жители на Воркуте есть, но они вовсе не коми - ненцы, а это совсем другая этническая группа...
      Отправлено из мобильной версии
      • .
        09 июля 2015 г., 15:17:49
        Ответить
        А почему вы решили что это территория исторически коми проживания , вам написали историю народа при сов власти , почитайте татищева и др., кто где проживал это все вилами на воде писано историческая наука вещь субьективная это вам не анализ крови .
        Отправлено из мобильной версии
      • :- )
        09 июля 2015 г., 17:04:57
        Ответить
        А где Вы разглядели в моем трехстрочии, что "это территория исторически коми проживания"? Или Вы - специалист по чтению между строк?
        Отправлено из мобильной версии
    • Меня зовут
      09 июля 2015 г., 14:15:06
      Ответить
      Коми можно и по внешности легко отличить. Не похожи они на пришлое славянское население.
      • Да ну
        09 июля 2015 г., 15:06:01
        Ответить
        Я коми уже не знаю в каком поколении. Говорю по-коми свободно и без всякого акцента. Внешность абсолютно славянская. Когда я начинаю говорить на коми языке, те, кто меня не знают, удивляются, как так - русская (внешне) и на коми языке разговаривает. Как вы так можете легко коми отличить по внешности - для меня загадка.
      • Русская
        09 июля 2015 г., 16:41:01
        Ответить
        Всегда удивляло, что, где ни остановишься во время поездки по Архангельской, Кировской, Вологодской, Ярославской областям, везде родные коми лица.
    • карлу
      09 июля 2015 г., 21:12:04
      Ответить
      нет, не так
      сейчас акцент у всех одинаковый, что у русскоязычных, что у коми. Особенно это заметно, когда выезжаешь за пределы республики и возвращаешься обратно.
  • Я
    09 июля 2015 г., 13:38:51
    Ответить
    В области образования
    2 ,5 года а сколько напартачено! Ужасть!
    Отправлено из мобильной версии
  • Родову
    09 июля 2015 г., 13:45:33
    Ответить
    ...провел серию очень важных встреч с лидерами коми национального движения — Элеонорой Савельевой, Алексеем Поповым, Марией Кузьбожевой, Александром Поповым. ...хотел свериться с ними как с экспертами...
    Анатолий, забыли еще одного "эксперта" коми национального движения Сергея Габова. А может, надо было посоветоваться с такими лидерами коми движения как две Надежды - Красильниковой и Митюшовой?
  • коми
    09 июля 2015 г., 13:54:50
    Ответить
    язык
    У значительной части русских великодержавный шовинизм явление не сегодняшнего дня , внушался властями сотни лет. Поэтому к знакомству детей в школах к разговорному коми языку у родителей понятно . Исключительность русской нации подогревают федеральные партии: ЛДПР,патриоты России. Да и КПРФ и едроссы не отстают.
    • :- )
      09 июля 2015 г., 14:33:16
      Ответить
      Простите за бестактность, а великодержавный шовинизм властями внушался народу и до отмены крепостного права, или только с появлением ЛДПР?
      Отправлено из мобильной версии
    • Владимир
      09 июля 2015 г., 14:48:21
      Ответить
      111
      поймите же наконец, озвученные выше комм.не против коми и коми языка.

      и вот вменяемое предложение.
      ина
      Почему сразу было не выбрать по примеру других территорий предмет, например, "краеведение", чтобы дети на самом деле могли узнать все то, что так воспевает Истиховская.
      специально для истиховских,гайзеров и т.д.
    • .
      09 июля 2015 г., 15:12:56
      Ответить
      О исключительности русских где это говорят русскии , что за бред , а вот о исключительности амереканцев английской рассы говорят не стесниясь сша и др.,носители не чуть не стесняясь. Евреи говорят об своей исключительности богоизбранныц народ. Прибалтийскии народы в том числе ваши сделали себя исключительными а все остальные в стране неграждане, езжайте к себе в госдеп или на родину во львов.
      Отправлено из мобильной версии
  • учОный
    09 июля 2015 г., 15:25:44
    Ответить
    накипело
    язык сохранится, если вы, уважаемые, начнете коми деревне помогать, а не друг перед другом выжучиваться
    а способ сохранения языка очень прост: традиционный образ жизни, учитесь в ХМАО
    • :- )
      09 июля 2015 г., 16:58:14
      Ответить
      Это ж и деньгами имям помогать?
      Мил человек, а как же...
      воровать?
      Отправлено из мобильной версии
  • Тамара
    09 июля 2015 г., 15:32:24
    Ответить
    "Университет и КГПИ долгое время готовили преподавателей коми языка и литературы только по программе изучения коми языка для детей, знающих его как родной Но мы не готовили учителей, владеющих методологией обучения коми как иностранному языку". Неправда. В этом году я закончила КГПИ (не перестану его так называть), и могу утверждать, что нас обучали методике преподавания коми языка и как родного, и как неродного, в сопоставлении его с русским языком, в выявлении сходства и различий. Нас (студентов КГПИ) готовили обучать учеников коми языку как иностранному. Уважаемому ректору нужно глубже ознакомиться с этим вопросом, если она собирается внедрять в ВУЗ идею и списывать на нее деньги.
  • алексей
    09 июля 2015 г., 18:36:30
    Ответить
    про новую идею
    С каких это пор Алексей Попов стал лидером коми нацдвижения?
    • :- )
      09 июля 2015 г., 20:34:44
      Ответить
      Плетущийся сзади, если сменить направление, становится во главе...
      Отправлено из мобильной версии
  • масяня
    09 июля 2015 г., 19:45:07
    Ответить
    решил почитать, что вы тут несете, ведь такую ерунду говорите, даже не нужно быть человеком с высшим образованием чтобы это понять
    • :- )
      09 июля 2015 г., 20:33:18
      Ответить
      Добро пожаловать в наши ряды!
      Отправлено из мобильной версии
    • ха
      10 июля 2015 г., 9:31:46
      Ответить
      антошка, дак у тебя и образования нет
  • наоми
    09 июля 2015 г., 19:55:44
    Ответить
    отличная инициатива, особенно для развития патриотизма, чем больше дети знают о коми, тем меньше будет насмешек
  • 555
    09 июля 2015 г., 21:33:21
    Ответить
    С удовольствием выучу коми язык, только пусть сначала наш уважаемый ректор, министр образования, глава республики ПЕРВЫМИ его выучат и заговорят на нем.
  • Студент
    09 июля 2015 г., 21:34:28
    Ответить
    Ну что ж ректор так брови малюет? Ужас какой!
    • :- )
      10 июля 2015 г., 6:47:03
      Ответить
      Э-э-э... да у вас там...
      студент и 'профессорша'!?
      Отправлено из мобильной версии
  • 555
    09 июля 2015 г., 21:48:58
    Ответить
    Я русский бы выучил только за то, что на нем разговаривал Ленин...Маяковский
    • :- )
      10 июля 2015 г., 6:48:35
      Ответить
      Владимир Владимирович?
      Вы с нами?
      Отправлено из мобильной версии
  • ?
    10 июля 2015 г., 1:48:06
    Ответить
    Сохранить язык - это идея? С первого класса заставляют всех учить его.Что ещё надо ? Зачем нагнетать обстановку ? НАЦИОНАЛИЗМ !Нарушение прав других народностей.Комяки обнаглели,у них и так много привилегий !!!
    • Может
      10 июля 2015 г., 12:09:48
      Ответить
      тогда в Краснодар? Там коми нет. Что вам здесь, медом намазано? Республика не резиновая. Просим чужих удалиться
      • А может тебе
        10 июля 2015 г., 21:07:06
        Ответить
        Обмылок
        Самому из республики удалиться. Учи свой Коми язык как хочешь. Какого ты нам его навязывешь? Полтора Коми на три ряда а туда же всех учить своему языку.
      • Кто сказал
        10 июля 2015 г., 21:08:54
        Ответить
        Кто вообще сказал что это Коми земля? Это была Вологодская губерния, в которой проживали и Коми в том числе, небольшое количество.
  • есть у нас
    10 июля 2015 г., 22:03:03
    Ответить
    информация на Родова
    и о протеже неком Вылегжанине сейчас как раз дело по "учснабу" крутят. Вот и до этих докопались бы. толик прятял этого выскочку спасая от срока.
  • маша 890423930..
    14 дек. 2016 г., 15:29:18
    Ответить
    коми
    Хорошо
    Отправлено из мобильной версии