20:19, 30.08.2015

Главный дирижер театра оперы и балета Азат Максутов: «Мы варим кашу из топора»

В пятницу, 4 сентября, Государственный театр оперы и балета Коми открывает очередной сезон. В его первые дни труппа сыграет лучшие премьеры прошлого сезона и отправится на гастроли в Великобританию. Что еще нового готовит театр для своего зрителя и как сказывается на работе отсутствие директора, в интервью порталу «Куда идти» рассказал главный дирижер театра Азат Максутов.

Maksutov.jpg

Фото kudaidti.com

- Очередной сезон в этом году театр открывает с «Риголетто». Почему?


- Это один из наших последних новых спектаклей, который имел огромный успех у нашего зрителя. После премьеры на «Сыктывкарса тулыс» в едином порыве публика встала со своих кресел и стала бурно аплодировать. К слову сказать, подобный прием у нас уже был в Лондоне, и именно поэтому мы решили открыть новый сезон этой оперой. На следующий день мы покажем балет Амирова «Тысяча и одна ночь». На фестивале «Сыктывкарса тулыс» нам пришлось показать его дважды. Напомню, что билетов на этот спектакль не было уже за целый месяц до начала фестиваля. Так что те, кто не успел его посмотреть или хочет увидеть его еще раз, получат такую возможность. Сразу после этого часть оперной труппы и оркестра уезжают на гастроли в Великобританию.

- Что везете в Великобританию?


- Мы везем спектакль, который показывали англичанам полтора года назад – оперу «Травиата». С 10 сентября по 12 октября мы дадим 30 представлений. Несмотря на то, что у нас уже имеется опыт продолжительных зарубежных поездок, мы всё равно волнуемся за наших артистов, так как у них будет всего лишь три выходных дня. Еще одни гастроли в Великобританию состоятся в феврале 2016 года, оперная труппа и оркестр повезут оперу Пуччини «Чио-Чио-сан».

- А что готовится в Сыктывкаре нового?


- Пока часть труппы будет гастролировать, в Сыктывкаре зрители увидят балеты «Щелкунчик», «Жизель», «Яг-Морт», «Приключения Чиполлино», а также спектакли легкого жанра (мюзиклы, оперетты) и детские сказки. К лайт-фестивалю, который традиционно проходит у нас в новогодние праздники, мы восстанавливаем оперетту «Цыганский барон» Иоганна Штрауса. В театре она не шла у нас несколько лет. Ввиду того, что труппа пополнилась новыми солистами, наш зритель сможет увидеть новых артистов в этом спектакле. Также на фестивале представим оперетту «Веселая вдова», мюзиклы «Мёртвые души» и «Призрак замка Кентервиль». Сегодня мы хотим восстановить в репертуаре всю классическую оперетту, которая шла раньше.

- Театр взял курс на оперетты?


- Изначально наш театр был музыкальным, и базис его репертуара составляли спектакли легкого жанра. Многолетними усилиями труппы и руководства театр получил статус театра оперы и балета. Это более высокий ранг, труппа стала в состоянии показывать довольно сложные оперные и балетные спектакли. И это несмотря на то, что до сих пор мы имеем в своем составе только половину того количества артистического состава, который должен быть по нормативам в театре оперы и балета. Это уникальная ситуация, когда такая маленькая труппа полностью справляется с госзаданием, ставит спектакли высокого уровня, вывозит их на международные гастроли и проводит различные фестивали. Но, как говорится, приходится «варить кашу из топора». Поэтому сегодня потенциал театра раскрыт только на 30-40%, при парадоксальной личностной перегрузке каждого работника. А мы обязаны предоставлять людям все 100%. Но для этого нам нужны инвестиции в виде ставок для артистов. Мы хотим, чтобы жители Усинска, Воркуты, Усть-Выми, Визинги и других городов и районов Коми смогли видеть чаще наших артистов, наши спектакли и концерты.

- Вечная кадровая проблема - нет желающих работать?


- Есть люди, которые хотят к нам ехать и работать, но у нас нет для них ставок. Мы относимся к театру первой категории, например, оркестр у нас должен состоять из 74 человек. За последний год нам удалось довести численность нашего оркестра до 46 человек, но это опять же всего половина. Солистов должно быть 42, у нас - 20. И так далее. Нет ставок, нет жилья для молодых артистов - нет полного состава труппы. С одной стороны, в небольшом городе мы обязаны иметь большой и разнообразный репертуар, с другой - у нас нет кадров для того, чтобы качественно выполнять это требование. Мы не можем просто так увольнять наших пожилых артистов, которые отдали свою жизнь на то, чтобы театр выжил и получил статус театра оперы и балета после музыкального. Кроме того, мы тем самым нарушим преемственность в профессии. Поэтому нам обязательно нужны инвестиции в виде кадровых вливаний.

- Для начала было бы неплохо получить нового директора.


- Да, начался сезон, а у нас нет ни директора, ни главного режиссера. Нам нужно работать, но пока мы вынуждены ждать. Театр сегодня находится в точке бифуркации: либо театр получит мощнейший импульс к развитию через инвестиции и грамотное администрирование, либо он перестанет существовать в том виде, в котором зрители привыкли его видеть.

- Вернемся к репертуару, что именно будете ставить и восстанавливать в этом сезоне?


- В прошлом сезоне мы начали активно вспоминать и восстанавливать классическую европейскую оперетту – «Сильва», «Марица», «Веселая вдова». Дальше по нашим возможностям будем ориентироваться на «Баядеру», которая также была любима и востребована публикой. Балетная труппа в новом сезоне покажет премьеру «Дон Кихот» и восстановит балет «Сильфида». На фестиваль «Сыктывкарса тулыс» к нам приедет десант европейских артистов на оперу «Кармен». Кроме того, на фестиваль по многочисленным просьбам зрителей мы запланировали новую постановку оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. На этот спектакль уже есть запрос и от британского зрителя. У нас, как вы знаете, там уже образовался свой зритель, который приезжает на наши спектакли из других городов и оставляет заявку на то, что бы он еще хотел видеть в нашем исполнении. Это очень приятно для нас и является показателем того, как может работать театр.

- В прошлом сезоне оркестр дал серию симфонических концертов. Проект будет продолжен? И в каком виде?


- В этом сезоне мы продолжим серию симфонических концертов с декабря нынешнего года. В первом концерте солистами будут выступать студенты колледжа искусств РК. Мне кажется, это очень хорошая идея, мы заинтересованы в том, чтобы молодые музыканты после сложного цикла обучения не теряли ощущения перспективы и востребованности в жизни. Ведь театр оперы и балета – это мощнейший культурно-образовательный ресурс, место для работы и отдыха. Талантливые выпускники колледжа должны иметь возможность вернуться домой после продолжения своего обучения за пределами республики и работать на благо республики в стенах родного театра. Кроме этого, мы планируем привлечь студентов струнного отделения колледжа в январском симфоническом концерте. Запланирована интересная программа - впервые в Сыктывкаре прозвучит симфония Антонина Дворжака «Из нового света».

- Новые формы какие-то планируются?


- С прошлого полугодия у нас успешно работают музыкальные салоны. Ведёт их Светлана Хозяинова, а наши солисты и музыканты представляют зрителям камерную классическую музыку — песни, романсы, инструментальный квартет. В планах есть еще один проект – абонемент для детей «Прогулки с симфоническим оркестром». Мы два года назад начали обсуждать эту идею, она существует во многих филармониях и театрах. Я считаю, что грех, имея симфонический оркестр, не использовать его в полной мере. Но мы упираемся снова в вопрос кадров, так, я лично, как дирижер, не могу взять на себя еще один проект, и так разрываюсь на части. Но надеюсь, что в театре будет еще один или даже два дирижера, тогда мы сможем сделать больше.

- Новые имена в труппе в этом сезоне будут?


- К нам пришли сразу три тенора. Это Михаил Сабирзянов из Новоуральска, его основной нагрузкой будут оперетта и мюзикл. В оперу к нам приехал Борис Калашников из Санкт-Петербурга. Третий молодой тенор Михаил Ярмольский – самый юный солист в нашей труппе - приезжает к нам на днях из Саратова сразу после окончания консерватории. В этом сезоне планируется сотрудничество с Еленой Аюшеевой из Москвы. Она у нас будет петь или в «Цыганском бароне», или в «Веселой вдове», и в опере будет исполнять главную партию в «Чио-Чио-сан». Также мы планируем задействовать ее в постановке «Тоски». В этом сезоне у нас будет петь Ольга Георгиева из Санкт-Петербурга, она едет с нашей труппой в Великобританию как исполнительница партии Виолетты в «Травиате», потом она исполнит главные партии в «Чио-Чио-сан» и «Тоске». Есть пополнения в нашей балетной труппе, в цехах хора и оркестра, у нас снова четыре валторны, как и должно быть. Как видите, театр вовсю работает.

3192

Комментарии (14)

Добавить комментарий
  • Ахаха
    04 сент. 2015 г., 7:56:29
    Ответить
    Такой ржачный ферзь на фотке :)
    • d
      04 сент. 2015 г., 9:12:58
      Ответить
      внатюре ферзь кубанский. Азат однако. Постеснялся бы хоть фото своего борзого. смешно выглядит - дядя прямо.
    • ухуху
      04 сент. 2015 г., 9:53:19
      Ответить
      отличное фото для артиста.
      1
  • зритель
    04 сент. 2015 г., 8:39:24
    Ответить
    Главный дирижёр честно рассказал о проблемах театра,а их,как видно,очень много. Труппа выбивается из сил,вопросы не решаются. Кому-то надо хорошо подумать о назначении директора,а не "протаскивать" кому-то угодного человека.Почему бы не встретиться с коллективом театра и рассказать о предложенных кандидатурах? Где министр культуры?!Почему всё решается кулуарно? И конечно,не дай бог,театр возглавит господин Степанов,это будет непоправимой ошибкой.Привет Михаилу Львовичу!
    1
    • Где министр культуры?
      05 сент. 2015 г., 15:43:01
      Ответить
      - по грибы пошла со своими замами, погода ведь хорошая. Она в театр не ходит. Труппа её до сих пор в лицо не знает. Вчера на открытии театра Фрося Бурлакова зачитала какой-то невнятный поздравительный текст от министерства, от лица самого министерства в зрительном зале отсиделся Степанов с Герцманом (как мультяшные Чип и Дейл, которые всегда спешат на помощь). На более серьёзные поступки никто из названных не способны.
  • Бирюсинка
    04 сент. 2015 г., 13:23:29
    Ответить
    Гастроли в Ухте
    Привезите, пожалуйста, культуру в Ухту! Мы, ближайшие соседи, видим вас так редко!
  • Молодец
    04 сент. 2015 г., 13:51:39
    Ответить
    Грамотный товарищ.
    1
    • j
      04 сент. 2015 г., 14:37:49
      Ответить
      этот ферзь грамотный?
      • Y
        05 сент. 2015 г., 16:06:31
        Ответить
        А вы, милейший, какую консерваторию заканчивали?
  • из
    04 сент. 2015 г., 15:48:34
    Ответить
    топора варят щи , сказка из далёкого детства.
    • из
      04 сент. 2015 г., 15:55:22
      Ответить
      топора варят также и кажу, сказка из далекого детства
  • профи
    06 сент. 2015 г., 23:18:50
    Ответить
    мы варим кашу из топора
    Грамотное , серьезное интервью. Раскрыты многие проблемы. Можно и нужно пожелать театру выстоять.А слабаки ( Герцман и Степанов ) пусть отсиживаются в зале. Видимо на большее и не способны.А еще тем , кто все время пытается "укусить "- господа , чтобы обсуждать проблему , надо владеть ситуацией . Как там у вас с образованием ?
  • этот
    28 дек. 2019 г., 20:55:47
    Ответить
    дирижёр оказался не профессиональным. Не любящий людей , с которыми работал. Ну и с воспитанием большие проблемы.
    • совершенно верно
      07 сент. 2023 г., 14:02:02
      Ответить
      все помнят , как прямо на спектакле матерился.
      Играл бы на своём родном инструменте, а не лез в дирижёры.