content/news/images/43471/PSV_2963(1)_mainPhoto.jpg
19:12, 18.10.2015

Президент Международного фестиваля «КУКART» Давид Бурман: «В гостях у Мойдыся» - хорошая возможность почувствовать себя частью большого культурного пространства»

Второй Международный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся» подошел к концу, участники и зрители узнали мнение членов жюри, в течение недели оценивавшего работы коллективов из Воркуты, Набережных Челнов, Рыбинска, Костромы, Ижевска, Озерска и Гомеля. Председателем жюри фестиваля в этом году стал президент самого масштабного в стране Международного фестиваля кукольных и синтетических театров «КУКART» Давид Бурман. О том, в чем преимущество кукольного театра перед другими видами искусства, как чувствуют себя «невидимые» артисты и почему театр кукол в Сыктывкаре необходим, он рассказал в интервью БНК.

Президент Международного фестиваля «КУКART» Давид Бурман: «В гостях у Мойдыся» - хорошая возможность почувствовать себя частью большого культурного пространства»
Фото Сергея Паршукова

- Вы уже не в первый раз приезжаете на фестиваль в Сыктывкар. Замечаете какие-то изменения, как вы — президент крупнейшего в России фестиваля театров кукол — оцениваете наш небольшой «В гостях у Мойдыся»?

- Я во второй раз попадаю на фестиваль «В гостях у Мойдыся». Кажется, что он проходит на достаточно закрытой территории, по ощущениям, но, с другой стороны, нет ничего лучше, когда приезжаешь и дышишь свободным воздухом, атмосферой звенящего пространства и понимаешь - и народ здесь воспринимает все очень открыто, что говорит о способности к сопереживанию, к сочувствию. Для меня очень важно, чтобы у любого проекта и у любого человека была своя «МИССИЯ». У фестиваля «В гостях у Мойдыся» миссия очень четкая, и определяется она его программой - это спектакли и сказки для детей. Они разноуровневые, разноплановые, разножанровые. Статус международного обязывает к участию какого-то иностранного коллектива, в этом году к вам приехала Беларусь - и это хорошая заявка, потому что сюда добраться в нынешних условиях довольно непросто. Значит, к фестивалю есть интерес. Кроме того, посмотрите какая палитра регионов представлена, даже Рыбинск приехал. На этом фестивале появляется особое ощущение экологического пространства и зрителя, который удивительно тонко воспринимает любое действо на сцене и постепенно становится ученым зрителем — это длинный процесс. А зритель для нас - самое главное: нам важно не показать себя, а создать контакт со зрителем. В чешском театре есть понятие «naivno divadlo» - так называемый доступный театр, и это чувство доступного театра и доступного зрителя очень приятно и перспективно.

- «Доступный», «наивный» не значит «примитивный»?

PSV_2965.jpg

- Наивное искусство чем интересно — оно открытое, и в этом самое главное удовольствие, потому что «гаджетного» зрителя нам хватает в Питере и Москве. У вас зритель, конечно, тоже формирует свое восприятие через современные технологии, но что меня порадовало - мы ни на одном спектакле не услышали телефонных звонков. А это уже редкость, потому что, как правило, на многих фестивалях, особенно в центральных районах — ближе к условному «европейскому миру», — легко могут и во время спектакля заговорить по телефону, при том, что они, казалось бы, активно участвуют в театральном процессе. Это счастье ваше и это ваше тотальное преимущество. И вообще, есть такое правило: столица прирастает провинцией. Если столица стала развиваться, значит, точно появились новые веяния, которые привнесли люди, приехавшие из региона. Только благодаря вам и живем.

- Кто-нибудь из участников «В гостях у Мойдыся» принимал участие в «КУКARTе»?

- В прошлый раз я увидел у вас спектакль «Два Дона» костромского театра и пригласил их на «КУКART», постановка была настоящим открытием. И после моего фестиваля их позвали на другие крупнейшие международные фестивали - в Турцию, в Бразилию. В этот раз один театр также стопроцентно попадает на мой фестиваль, но сейчас не могу его назвать, потому что я председатель жюри. В день закрытия я свой выбор озвучу и официально приглашу коллектив на «КУКART».

- Для вас принципиально, как называть ваш вид искусства — кукольный театр или театр кукол? На первое название, говорят, обижаются.

PSV_2980.jpg

- Я считаю, что в искусстве играющих кукол — неважно, как назовешь, хоть «ухватом» назовите, - главное, чтобы театр был искусством. Если кто-то обижается — это его личные амбиции. Хотите театр кукол, тогда я хочу видеть только кукол, а вас не видеть. Кукольный театр, может быть, даже более широкое понятие. Хотя, с моей точки зрения, не имеет никакого принципиального значения, потому что это всего лишь терминология, игра в термины, а искусство всегда выше.

- Как вы относитесь к тому, что в новых постановках активно используются современные технологии? Например, в воркутинской «Маленькой ночной серенаде» много анимации.

- Возможно, именно поэтому театр показывал этот спектакль вне конкурса фестиваля. Хотя, мне кажется, спокойно могли бы поучаствовать и в конкурсе, здесь есть о чем поговорить. Это же не просто течение, веяние и дань технологиям, это целое направление - анимационные формы, которые помогают кукольникам творить магию живого искусства. Ведь в чем смысл театра кукол? В одухотворении, аниматорстве. И когда технология не сама по себе существует, а в контексте спектакля, мы можем это легко принять и воспринять, но когда анимация неожиданна и неоправданна, существует сама по себе, а спектакль сам по себе — все разрушается. Воркутинцы молодцы, они смогли это все воплотить.

- Театр кукол — это искусство для детей?

- С моей точки зрения, искусство театра кукол - это самый первый и важный в жизни контакт с культурой. Ребенок рождается, и первое, что он делает - ощупывает все руками, это контакт, коннект, коммуникация, то есть искусство того самого театра кукол. Взрослый - это тоже ребенок. Я всегда говорю: самая страшная проблема взрослого в том, что он забывает, откуда он родом, а все мы родом из детства. Нельзя относиться к ребенку, как к кому-то иному, это же не инопланетянин, просто у него нет вашего взрослого опыта. Зато у вас есть шанс его направить, через игру что-то подсказать, а самим надо слушать, что он говорит, потому что устами младенца, как правило, глаголет истина. Кукольники — те самые младенцы, которые глаголят истину, вкладывая в свое творчество самые важные принципы, заповеди, этические нормы.

- И современным детям, не расстающимся с различными устройствами, кукольный театр — наивный и доступный - интересен и близок?

- Конечно, это же поколение «touch», а кукольный театр — тактильное искусство: дети всегда могут потрогать этих кукол — вот в чем еще одно преимущество. Ну как ты потрогаешь драматического артиста? Вообще-то можно, но он все равно довольно абстрагирован и находится далеко — это как нужно актеру вывернуться, чтобы заговорить с ребенком на одном языке. А мы изначально разговариваем с детьми на понятном им языке — языке жестов, который, в принципе, понятен всем. Есть много спектаклей, поставленных для людей с ограниченными возможностями, есть спектакли для слепых — это целое отдельное направление. В 2010 году на Первый Всемирный фестиваль школ кукольников прибалты привезли спектакль для слепых, в котором через прикосновения, движения и мановения рождалось искусство. Есть детский интеграционный театр кукол «Доступный театр КУКЛЫ», и там с простым зрителем находится зритель с ограниченными физическими возможностями - коммуникация позволяет человеку чувствовать себя абсолютно таким же, неважно, есть ли у тебя физический недостаток или нет, — ты же зритель.

- Вы начали заниматься кукольным театром с детства и теперь являетесь одним из самых известных кукольников в стране. Что заставило так полюбить этот жанр?

- В этот вид искусства я нырнул с десяти лет. Потом появилось простое желание остаться внутри ощущения детства, не стареть. Это интересно, но всегда для самого себя надо находить баланс - оставаться в детстве, но в него не впадать. Тут еще важна миссия: если она точно определена, то ты всегда будешь в движении, в понимании, что ты живешь не ради того, чтобы помереть. Дальше уже возникает проблема выбора, а, значит, проблема потерь. Но материальное - это всего лишь часть жизни, которая для русского человека не может быть мерилом ценности.

- Артисты-кукольники не чувствуют себя несколько ущербно? Они проделывают такую работу, но их никто не видит.

PSV_2976.jpg

- Чувствуют и даже зажимаются порой, но при этом они очень гордые — вот откуда проблема «кукольный театр или театр кукол». Да не имеет значения, потому что «круче» нас никто не может быть — мы общаемся с детьми, а это самый благодарный зритель. Более того, мы формируем зрительский интерес у ребенка, только после нас - после театра кукол - он начинает понимать, что такое театральное искусство. Но вот драматический театр почему-то находится по отношению к нам в «над»-состоянии, а балетные, цирковые, музыкальные театры очень легко с кукольниками общаются. Драматические от нас абстрагировались, хотя кукольник должен использовать все навыки любого артиста, потому что ему необходимо овладеть сложнейшей формой передачи своих эмоций - через предмет, которым является кукла. Кроме того, такие замечательные драматические артисты, как Владимир Машков в Новокузнецком театре кукол или Сергей Гармаш, 10 лет проработавший в херсонском театре кукол,а Валерий Гаркалин — изначально кукольник-профессионал. А сейчас выходит фильм по произведениям Дины Рубиной «Синдром Петрушки», в котором играет блистательный актер Евгений Миронов, а консультирует Виктор Антонов — гениальный художник-кукольник.

- Кажется, в последние годы интерес к кукольному театру усиливается, по крайней мере, в России?

- Удивительная и уникальная советская находка помогла создать совершенно шедевральный театр: только благодаря русским кукольникам возникла система репертуарного театра кукол, формировавшего драматургию для детей, которая вырабатывала новые этические нормы. Мы все это создали, но нужно было еще все это сохранить — и удалось, несмотря ни на какие капиталистические изменения. В России много самых разных кукольных театров: в Мытищах, например, стоит настоящий пряничный домик из сказки, или театр им. С.В. Образцова — важный, помпезный, главный театр кукол страны, или в Питере создали частный театр «Кукольный формат», который оказался интересен, и теперь его поддерживает государство. Думаю, было бы логично, чтобы и в Сыктывкаре появился театр кукол — не только как явление, но и как здание, потому что надо мотивировать людей оставаться здесь. Фестиваль «В гостях у Мойдыся» - это хорошая возможность ощутить себя частью большого культурного пространства. Кукольный театр, ТЮЗ, драма, опера и балет — это все, по большому счету, театральная культура, которая формирует адекватное восприятие и духовную ментальность.

3320

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • кум
    18 окт. 2015 г., 20:25:39
    Ответить
    Ну так все таки просвятите. С какой губернии сей город Озерск?
    • Просвещаем)))
      18 окт. 2015 г., 20:47:17
      Ответить
      Челябинская область
      Отправлено из мобильной версии
  • Павловский С Е
    21 окт. 2015 г., 19:34:22
    Ответить
    Совпадение?
    Что не еврей, то кукловод.