21:54, 21.04.2012 / ОБЩЕСТВО

Сыктывкарцы проверили свою грамотность (слайдкаст, аудио)

Жители столицы Коми поддержали всероссийскую акцию «Тотальный диктант». Сегодня в одну из аудиторий экономического корпуса СыктГУ пришло около 170 человек, чтобы написать диктант, текст которого написал известный журналист и писатель Захар Прилепин.

IMG_8230.jpg

За «школьную» парту сел и заместитель министра образования Коми Дмитрий Беляев. Фото Николая Антоновского

Напомним, «Тотальный диктант» впервые провели в 2004 году студенты Новосибирского государственного университета. Таким образом они решили привлечь внимание к проблеме грамотности и культуры письма. С тех пор акция проводится ежегодно, с каждым разом в ней принимает участие все больше городов России и стран. В частности, в этом году, как заявляют организаторы, диктант писали в более чем 60 городах России, а также в Великобритании, Германии, Франции и ряде других государств.

Третий год подряд тексты для диктанта пишут известные писатели. На этот раз свой текст предложил Захар Прилепин. Автор решил сделать его в трех частях. Первую часть под названием «А вам не все равно?» писали в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вторую часть («Мне – не всё равно») - в Западной Сибири, Казахстане и на Урале, жители европейской части России и стран Европы проверяли свою грамотность на третьей части «И нам не всё равно!». Захар Прилепин диктовал свой текст в Новосибирске, в Сыктывкаре на роль «Диктатора» (именно такой бейдж висел на его груди) пригласили телеведущего Сергея Попова. Тот сразу предупредил, что подсказок не будет, текст заранее не видел. Но (забегая вперед) «угрозы» свои «диктатор» не сдержал – по мнению многих писавших, он был довольно лоялен (старался учесть скорость письма многих присутствовавших, объявлял абзацы).

IMG_8299.jpg

В столице Коми «Тотальный диктант» прошел впервые. Инициаторами акции стали двое предпринимателей и видеоблогеров Евгений Кулаков и Игорь Лютоев. По их словам, в прошлом году они прочитали статью о мероприятии, заинтересовались, связались с организаторами. Потом появилась группа ВКонтакте – к 21 апреля о своем желании прийти заявили более 300 человек. Инициаторы записали несколько промо-роликов, которые растиражировали в социальных сетях, информация появилась в СМИ.

Организаторы рассказали, что самым трудным при подготовке «Тотального диктанта» было общаться со спонсорами.

- Акция в Сыктывкаре никому не была известна, приходилось подробно объяснять, для чего она. Многие по разным причинам отказывались. Говорили «зачем нам русский язык», «это не наша аудитория». То есть подходили к этому как к бизнесу, а для нас это – общественно-значимая акция, - сообщил Евгений.

IMG_8343.jpg

То, что сегодня аудитория заполнилась до отказа, Игоря и Евгения приятно удивило. Немного неожиданным оказался и состав: мужчин пришло довольно мало. Так же были дети и люди преклонного возраста. Причины, побудившие их написать диктант, схожи: желание проверить свою грамотность. Но были и другие объяснения.

Среди решившихся на испытание оказался и замминистра образования Коми Дмитрий Беляев. По его словам, он пришел по двум причинам. Первая, но не главная, соотносится с общей целью мероприятия (проверка знаний по русскому языку), вторая – посмотреть организацию мероприятия.

- Я его рассматриваю как потенциальный пункт плана мероприятий по поддержке молодежной политики. Подобных этому мероприятий мало, мы стараемся выявлять молодых, амбиционных и инициативных, чтобы им потом помогать, - заявил замминистра. В своих претензиях на оценку за диктант Дмитрий Беляев оказался скромнее многих – «3» или «4».

IMG_8355.jpg

Люди пришли на диктант вовремя. Опоздавших практически не было. Перед каждым пришедшим на столе лежали ручка и несколько листов формата А4, среди них и разлинованный бланк, на котором предстояло писать. Вверху страницы нужно было заполнить небольшую анкету – вписать свое имя (или кодовое слово для идентификации), номер телефона, пол, род занятий.

IMG_8279.jpg

- Мы благодарим вас, что вы пришли. Надеемся, что собравшиеся тут начнут задумываться о том, как пишут, - обратился к аудитории Евгений Кулаков. – Сегодня будет весело. Я мельком посмотрел текст – хорошо, что не пишу.

После просмотра приветственного ролика Захара Прилепина, где он прочитал текст диктанта, и напутственного «ни пуха ни пера» аудитория, дружно чертыхнувшись, приступила к выполнению задания, которое заняло около сорока минут.

После того, как участники «Тотального диктанта» разошлись, в аудиторию пришли студенты-филологи во главе с профессором СыктГУ Михаилом Мелиховым. Им предстояло проверять работы. После подсчета выяснилось, что сдали диктанты 150 человек, остальные, видимо, решили не претендовать на оценку. К этому времени проверка завершилась, но окончательные результаты будут подведены завтра. В 15 часов в камерном зале университета состоится вручение сертификатов. Как пояснили организаторы, это единая для всех городов форма, подтверждающая участие человека в акции. В документе указано количество орфографических и пунктуационных ошибок – это удобно, если человек решит участвовать в акции в следующем году. К тому же у этой бумаги есть «вес»: например, в Новосибирске сертификат учитывается при приеме на работу.

IMG_8359.jpg

В следующем году сыктывкарские предприниматели планируют расширить географию до Ухты и Печоры, а возможно, подключить к акции Воркуту и Усинск. Так же молодые люди намерены провести больше сопутствующих диктанту мероприятий, среди которых – консультации по русскому языку.

1405

Комментарии (27)

Добавить комментарий
  • нн
    21 апр. 2012 г., 22:37:21
    Ответить
    Тема
    а чиновников-то проверили на грамотность?
  • нг
    22 апр. 2012 г., 0:09:47
    Ответить
    Тема
    Сергей Попов, конечно, известен в определенных кругах, но было бы лучше, если бы диктант провел преподаватель. Непрофессионально "диктатор" диктовал, у учителя бы лучше получилось.
    А вообще - спасибо! Было интересно!
  • 23
    22 апр. 2012 г., 0:12:50
    Ответить
    Тема
    Беляев Дмитрий,, зам.министра образования вроде как на последних слайдах, не ?
    хоть один пришел
  • Местный
    22 апр. 2012 г., 9:58:28
    Ответить
    Тема
    А Поздеев, говорят, диктант не прошёл. Ему текст был предложен отдельно. Отделались усмешками - вот ведь как.
    • Яфигею
      22 апр. 2012 г., 14:02:36
      Ответить
      Тема
      Товарищ Поздеев диктант не проходил.
      • ВАЛ
        23 апр. 2012 г., 22:03:44
        Ответить
        Тема
        Поздеев еле закончил педагогическое училище. О каком диктанте речь? Главное для него ПИАР
    • гена
      22 апр. 2012 г., 14:54:25
      Ответить
      Тема
      Смотри как и тут блат и привилегии. Ну не могут демократы без них. Одно слово бомонд. лучшие из лучших.
  • Юлия
    22 апр. 2012 г., 10:02:29
    Ответить
    Тема
    Здорово, я бы тоже поучаствовала, жалко, что не знала.
  • РО
    22 апр. 2012 г., 12:28:19
    Ответить
    Хорошее мероприятие, жать поздно узнала о нем. Гос. служащих нужно проверять в первую очередь. Недавно к нам поступил запрос из ОВД района. В тесте было 2 интересных словососочетания "какова года" и "арегинал ответа".
    Комментарий
  • РО
    22 апр. 2012 г., 12:30:15
    Ответить
    Тема
    В смысле жаль.
  • клава шифер
    22 апр. 2012 г., 12:54:39
    Ответить
    Тема
    а что делается с рекламой, ужас. не знают чем торгуют и как что пишется. седня увидела рекламу линолИума
  • Диван иваныч
    22 апр. 2012 г., 12:55:30
    Ответить
    а слабо сделать в слове ХОМЯЧОК три ошибки ?
    • Хм
      22 апр. 2012 г., 14:10:48
      Ответить
      хАмИчЁк?
      Комментарий
      • Меня зовут
        22 апр. 2012 г., 14:32:51
        Ответить
        Тема
        хаммичёг
      • диван иваныч
        22 апр. 2012 г., 17:29:50
        Ответить
        Тема
        чой-то вы переборщили. излишняя грамотность мешает жить...у меня попроще будет:
        1. хоммьячек
        2. хамьячёк
        а почему нет смайлов?
        • Хм
          22 апр. 2012 г., 20:13:59
          Ответить
          А-а-а!
          КомЬЯчок!!!
  • Было и такое
    22 апр. 2012 г., 14:34:16
    Ответить
    Тема
    В 1989 году поступал в один престижный российский ВУЗ (поступил), так мне рассказывали, что один абитуриент из очень средней азии допустил 4 ошибки в слове "еще" - написал "исчо". А это было советское время и человек отслужил в советской еще тогда армии.
    Представляю что сейчас творится в среде гастарбайтеров.
    • :<)
      23 апр. 2012 г., 11:12:50
      Ответить
      ...---...
      Тю-у, нашли чему удивляться. Старшно подумать, что твориться с грамотностью за пределами среды "гастеров": снижение уровня грамотности существенно изменяет язык вообще, а искажение языка приводит к трансформации социальной среды, причём, заметьте, мы заметно обросли англоязычными заимствованиями, но ведь англо-саксами так и не становимся, следовательно, движение идёт в какую-то иную сторону.
      • учпстница ТД
        25 апр. 2012 г., 23:08:32
        Ответить
        Тема
        зачем комментировать в ТАКОЙ теме с ТАКИМИ ошибками? Это, как минимум, смешно)) комментаторам этого сайта точно не помешало бы провериться на знание великого и могучего)
        • участница ТД
          25 апр. 2012 г., 23:09:11
          Ответить
          опечаталась) УЧАСТНИЦА
  • С.А.
    22 апр. 2012 г., 15:51:11
    Ответить
    Сама грамотность людей интересует мало - никто ведь не запрещает повышать эту грамотность хоть 24 часа в сутки, благо Интернет всегда под рукой, да и книг хватает (пиши диктанты каждый день). Но мероприятие, тусовка - это другое дело: можно красиво одеться, прийти, пообщаться, показаться, потусоваться, да ещё и сертификат получить. Да и поговорить будет о чём.
    А пользы от этого диктанта - как от козла молока. Грамотность повышается легко и просто - повышением ответственности за ошибки. Например, БНК не раскрывает фамилии авторов (анонимность - лучший друг безответственности) и за ошибки не штрафует и не лишает гонораров, а зря, это сразу повысило бы качество текстов.
    А вот, свежий пример, анонимный автор сообщения о тотальном диктанте написал "бейдж", а такого слова нет в грамотном русском языке. Есть английское слово BADGE, которое произносится как "бэдж", а не "бэйдж". Если автор пишет на олбанском или на фене, то надо кавычить. Штраф - и все вопросы решены.
    • Хм
      22 апр. 2012 г., 20:15:46
      Ответить
      Грамотару
      БЕЙДЖ [бэ и бе], -а; м. [англ. badge - эмблема, знак, метка].
      Карточка участника выставки, конференции с указанием имени, места работы и т.п. (обычно прикрепляется к костюму специальной булавкой).
    • ABS
      22 апр. 2012 г., 20:32:17
      Ответить
      для С.А.
      Вот с Вас и начнём:"Если автор пишет на олбанском или на фене, то надо кавычить". Нет "олбанского" языка, есть Албанский; ...на фене.. - надо взять в кавычки - нет в литературном русском языке слова "феня" - это жаргонное слово; кавычить - это разговорное выражение, а правильно было бы - взять в кавычки. И последнее - словосочетание "грамотный русский язык" - как-то ... "не звучит".
    • участница ТД
      25 апр. 2012 г., 23:14:24
      Ответить
      А зря говорите, что нет пользы. Лично на себе проверила... Текст орфографически - не сложный. А вот в плане пунктуации голову поломать пришлось...Итог - пару дней после диктанта проверяла, где я ошиблась, и почему... Ведь цель диктанта не получить оценку, а подумать - а правильно ли я пишу? ..Мне так точно некоторые вещи запомнились. Спасиобо организаторам, обязательно приду на следующий год. Надеюсь, напишу лучше)
  • Грибоедов
    22 апр. 2012 г., 22:18:51
    Ответить
    А судьи кто?
    Для начала нужно было проверить на знание русского языка студентов-филологов во главе с профессором.Как нас учат,так и пишем.
  • Меня зовут
    23 апр. 2012 г., 9:42:19
    Ответить
    Тема
    для Было и такое.
    А сколько Вы знаете языков? Гастарбайтеры точно два. Свой родной и русский.Во всяком случае говорят по русски свободно. А вы? Прежде чем иронизировать, задумайтесь. Уж в этом они, точно, образованнее.
    • :<)
      23 апр. 2012 г., 11:25:41
      Ответить
      ...---...
      Вопрос би- и мультилингвистики гораздо шире и сложнее, чем может показаться на первый взгяд. Обладание родным языком, который постигается буквально вместе с молоком матери, и языком иным, которому научаются в школе либо путём погружения в языковую иносреду, не есть одно и то же. Исследования показывают, что естественное формирование языка у человека заканчивается к 6-7 годам. Поэтому успех большинства в освоении языков возможен только в этот период жизни, поскольку он протекает естественным образом - целовечек постигает окружающий мир и "рисует" свою собственную его картину, "давая" имена окружающим предметам и явлениям. А переназвание их в более позднем возрасте, т.е. освоение чужого языка, даётся с большим трудом, и исключений из этого не так уж много.