"Ночь музеев в Сыктывкаре" прошла без событий и традиционно вопреки Европейской ночи музеев
Вчера в Сыктывкаре прошла «Ночь музеев». Вернее, первая ее часть, поскольку в этом году ее решили провести в два дня — 19 и 26 мая. Другим новшеством стало то, что организаторы (Национальная галерея РК), заведомо решив не делать из «Ночи музеев» событие, практически свели программу к нескольким камерным музыкальным представлениям и ограничили ее стенами галереи.
Фото Кирилла Затрутина
На входе в Национальную галерею каждый мог получить программку, в правом верхнем углу которой стоял логотип «Европейской ночи музеев» со словами «entrée gratuite» («бесплатный вход» в переводе с французского). А на обратной стороне того же листа указывалась стоимость билета для различных категорий граждан. Для самой многочисленной из них — взрослых — вход обходился в 60 руб. Довольно недорого, если учесть, что в прошлый раз цену билета задрали до 300 руб. Для того, чтобы сыктывкарцы и гости столицы не проскочили в галерею «зайцами», на входе в боевой позиции находились сразу три контролера, однако ажиотажа не наблюдалось и большую часть времени служительницы культуры скучали.
Попасть в галерею в «Ночь музеев» стоило столько же, как и в обычные дни. Да и вообще все было — как в обычные дни. Посетитель мог пройтись по постоянной экспозиции, а также заглянуть на временные выставки — «ВОЗ РОЖДЕНИЙ» Владимира Осипова или «Соседи», где были представлены детские работы Республиканского центра дополнительного образования.
На юбилейной (к 85-летию со дня рождения) выставке Владимира Павлова можно было поиграть на необычных инструментах, созданных художником. Все они были деревяными, имитировали звуки природы и носили странные названия, вроде «швач-швач», «тик-ток», «гиль-голь», «шур-шар», «мурзан» и даже «гоген».
Выставка «Слов других храню немало...» была посвящена «Калевале» и состояла из работ воспитанников эстетических классов школы №26.
Картины учащихся школы-интерната №4 для слабослышащих детей были представлены в холле второго этажа. Художница Валерия Осташова, воспитавшая этих юных художников, здесь же устроила небольшой перформанс «Соучастие». Она предложила всем, кто готов общаться с людьми независимо от их физических недостатков, вплести разноцветные ленточки в несколько самодельных канатов.
Эта выставка пришлась по душе главе Коми Вячеславу Гайзеру, который появился в галерее ближе к 19.00. Он долго о чем-то беседовал с Валерией Осташовой (по словам художницы, глава посетовал, что об этой выставке ничего не рассказывали по телевизору; она ему ответила, что телевизор не смотрит, а о выставке много писали в интернете). В это время пара девиц устроила фотосессию на фоне губернатора. Чуть позже для Гайзера повторили перформанс «Соучастие», глава вплел в канат белую ленточку.
После его повели в зал, где представлены керамические работы московского художника Валерия Малолеткова. Директор галереи Ольга Талянина и заведующий отделом научной работы Ольга Орлова рассказали главе о том, какие это замечательные работы и как кстати они пришлись бы в нацгалерее (в Сыктывкар эти скульптуры привезли на время, но их может приобрести любой желающий). Заглянув в прайс-лист, Вячеслав Гайзер поинтересовался, какие из работ больше всего интересуют сотрудниц музея. Те указали на фигуры Гоголя и Ахматовой, а потом заключили:
- Мы бы все оставили.
- Ну еще бы, - не удивился Гайзер.
Выкупать всю экспозицию, конечно, никто не собирается. Ольга Талянина и Ольга Орлова сообщат о своем выборе позже. Их беседы с Вячеславом Гайзером также касались «минимализма возможностей» галереи, ее устаревшей материально-технической базы и проблемы молодых художников. По последней теме губернатор предложил Ольге Орловой организовать в нацгалерее «круглый стол», пригласив тех самых молодых художников.
Пройдя по всем временным выставкам, Вячеслав Гайзер покинул музей, на выходе получив из рук двух раскрашенных девушек «молодильные яблочки».
Пока глава и другие посетители бродили по залам галереи, в помещениях внезапно потух свет. Минут через десять на территорию со стороны Кировского парка забежала аварийная бригада рабочих в касках с логотипом «Комиэнерго». Выяснилось, что щитовая не выдержала напряжения и задымила, однако аварийная бригада не дала омрачить присутственное место.
Что касается музыкальной составляющей «Ночи музеев», началась она с выступления ансамбля «Синкопа», отыгравшего рок-хиты, вроде «Smoke On the Water» Deep Purple и «Californication» Red Hot Chili Peppers. Впрочем, играли они не в галерее, а у входа в нее.
Внутри же школа танца «Арена-S» обучала всех желающих танго.
В зале европейского искусства экс-министр культуры Владимир Юрковский, его супруга Ольга Сосновская и еще одна солистка театра оперы и балета Галина Маликова исполняли старинные романсы для ушей полусотни зрителей.
В галерее вчера было не особо людно. Относительно низкие цены билетов не привлекли посетителей. Их было гораздо больше, когда за вход нужно было выкладывать 200 (в 2010-м) и 300 (в 2011-м) руб. Забавно, что высокие цены тогда организаторы объясняли противоречащим основной цели «Ночи музеев» желанием снизить посещаемость из боязни за сохранность экспонатов. Результат, как показывает опыт, был бы более эффективным, если бы они, как сейчас, попросту решили не устраивать никаких событий и не заморачиваться с программой.
Впрочем, небольшое количество посетителей вполне удовлетворяло работниц галереи. Они были очень отзывчивы и подробно рассказывали о всех экспозициях. И лишь предстоящее шоу певицы Оли Сан несколько омрачало расположение духа: а вдруг «народ привалит».
Оля Сан выступала в рамках акции в одном из залов галереи, но за вход нужно было платить отдельно — 200 руб. На концерте «Йöктам ставöн Сыктывкарын» («Все танцуют в Сыктывкаре») пела и танцевала одна Оля Сан. Опасения работниц музея были напрасными: зрителей можно было сосчитать по пальцам.
Оля Сан пела на коми языке поп-песни. Ей аккомпанировал гитарист Андрей Гаврилов, своим цилиндром напоминавший Слэша из Guns N' Roses. Впрочем, на этом сходства заканчивались.
В перерывах на сцену выходил муж певицы Андрей Епанешников и устраивал представления. Из проецируемого на сцену колодца вылетали проецируемые на стену существа, похожие на кариозных монстров. Тот с ними бесстрашно расправлялся кулаками и плевками.
После концерта Оля Сан вышла петь песню «Ставыс лоас бур!» («Все будет хорошо!») на балкон нацгалереи. Ее и зрителей, стоявших внизу, снимали с двух камер. Эти кадры должны войти в основу будущего клипа певицы.
«Ночь музеев», начавшись в 16.00, завершилась в 22 часа. В следующую субботу для сыктывкарцев откроют свои двери отделы Национального музея Коми.
Комментарии (15)
Гена удачи!
Если не знаете коми языка, уважаемый корреспондент, лучше бы не позорились!