Участники «Инноватики» обсудили проблемы образования
Круглый стол на тему «Проблемы современного высшего образования в Республике Коми» собрал студентов и выпускников разных учебных заведений региона. На вопросы молодежи отвечали заместитель министра образования Коми Дмитрий Беляев, проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам УГТУ Дмитрий Безгодов и первый проректор КРАГСиУ Наталья Михальченкова. Встреча состоялась в рамках молодежного образовательного форума «Инноватика. Крохаль 2012».
Фото Николая Антоновского
Приветствуя собравшихся, Дмитрий Безгодов отметил, что кратко говорить о реформировании образования очень сложно.
- 20 лет назад мы вошли в стадию перманентных реформ, и все это время мы говорим и говорим о том, каким должно быть наше образование. Сегодня нам бы хотелось услышать проблемы, которые волнуют вас. Чего не хватает нашему образованию, чтобы оно стало инновационным и конкурентоспособным? От себя приведу пример. Мы в УГТУ определили для себя, что для развития нам необходимы стратегически прорывные идеи. Это очень амбициозная задумка, но без амбиций сейчас никуда. Нам нужны амбиции, у которых есть прагматическое измерение, - высказался Дмитрий Безгодов.
- Законодательство сейчас достаточно мобильно, и оно позволяет оперативно вносить изменения в содержание программ, по которым ведется образовательный процесс, - продолжила Наталья Михальченкова. – Значит, содержание образования может быть представлено на весьма качественном уровне, весь вопрос к форме и соответствию. Другое дело, что нам уже сейчас нужно формулировать, кого мы хотим видеть в качестве выпускников вузов не только завтра, но и в ближайшие годы. Уже по опыту этого форума мы видим, что завтра нам нужны будут менеджеры по туризму, эффективные специалисты для сельского хозяйства. Проекты в этих направлениях есть и очевидно, что они будут развиваться.
Дмитрий Беляев перевел тему в еще более практическую плоскость.
- Рынок труда в Коми сегодня очень далек от системы образования. Он просит тех, кого не выпускают наши вузы. В итоге мы имеем ситуацию, когда по одним специальностям у нас явный перебор специалистов, которые по тем или иным причинам не подходят рынку, а по другим – у нас острый дефицит. Вот, например, в отрасли образования свыше 300 вакансий учителей. И это при том, что в Коми есть свой педагогический институт, а также заведения среднеспециального профессионального образования. И в этой истории явно то, что проблема не в количестве выпускаемых специалистов. Здесь либо наши выпускники рынку не подходят, либо рынок не предлагает нашим выпускникам соответствующих условий. Кто будет первым? – замминистра образования предложил взять слово молодежи.
- Если я поеду в деревню, будут ли подъемные и какая сумма? – поинтересовалась без пяти минут учительница географии из КГПИ.
- Мы создаем достаточно условий, чтобы учителя ехали в села, - пояснил Дмитрий Беляев. - Надо смотреть по конкретной ситуации, потому что в каждом районе свои особенности. Вы куда хотите ехать преподавать?
- В Усть-Цилемский район, - ответила девушка.
- А историю вы преподавать можете? – не дождавшись реакции Беляева, вмешался в диалог Дмитрий Безгодов. – У меня в Ухте в знакомой школе ну очень нужен учитель истории. Приезжайте лучше в Ухту.
- Когда мы говорим о подъемных, нужно понимать, что сейчас нет такого: вот вам два миллиона рублей, приезжайте работать, - дождавшись своей очереди, взялся отвечать представитель регионального минобраза. - Есть комплекс мер: компенсации по выплате коммунальных платежей, помощь в организации жилья на разных условиях. Вот если вы в Ухту приедете, вам вряд ли дадут квартиру, а на селе, скорее всего, жилье предоставят. Есть еще программа поддержки молодых специалистов образования на селе. При этом муниципалитеты сами очень заинтересованы в привлечении подобных специалистов. Закончите, мы вас очень просим, езжайте в село и учите детей. А мы с властями постараемся создать для вас комфортные условия.
При этом Дмитрий Беляев отметил, что сегодня учителю важно быть не только специалистом в своей области, но также быть готовым к повышению квалификации и владеть предметом на стыке профессий.
Студентка СГУ озвучила проблему, которая, по ее словам, серьезно волнует молодежь. Речь шла о возможном слиянии вузов республики.
- В последнее время мы часто говорим о том, что произойдет слияние вузов. Правда ли это? И что из этого выйдет? И что мы в итоге будем заканчивать? – поинтересовалась участница форума.
Дмитрий Беляев уверил девушку, что, согласно законодательству, студенты будут заканчивать именно те факультеты, на которые поступали. Относительно слияния вузов замминистра дал следующий комментарий:
- Есть концепция модернизации современного республиканского образования, там речь идет о том, что должен быть консорциум, некий конгломерат заведений высшей школы. Для чего? Чтобы повысить качество образования. Хотя если говорить о фактическом слиянии учебных учреждений, то такие примеры у нас тоже есть. И они не самые плохие: например, раньше в Сыктывкаре было два педколледжа, в итоге получился один сильный гуманитарный колледж. Проблема в том, что зачастую более 60 процентов ресурсов учебного заведения уходит на реализацию хозяйственных и административных вопросов, при этом очень маленькая доля остается на научную деятельность и сам образовательный процесс. Вот когда мы говорим об оптимизации процесса, то в первую очередь подразумеваем эффективное распределение ресурсов, – пояснил Дмитрий Беляев.
- Слово «оптимизация» нормального человека в России вообще пугает, - подхватил слово представитель УГТУ. - Потому что оптимизация последние 20 лет подразумевала экономию и сокращение штата. Сегодня картина изменилась, потому что большинство уже понимает – еще немного и мы потеряем образование как систему. Реформы должны проводиться не для того, чтобы сэкономить на образовании, а для того, чтобы оно стало эффективным.
Студентов также волновали вопросы низкой оплаты труда аспирантов. Так один из выпускников УГТУ рассказал, что аспирантская стипендия составляет всего 5000 рублей при запрете трудоустраиваться где-либо еще. Молодой человек отметил, что на такую сумму сегодня очень сложно прожить.
- Аспиранты, имеющие результативную научную работу, всегда поддерживаются. Они поощряются грантами и стипендиями различных фондов и конкурсов, сейчас мало кто из научных сотрудников живет только на зарплату, - ответила Наталья Михальченкова. - Но справедливо отметить то, что минимальный уровень стипендии, скорее всего, недостаточно корректен для существования. Хотя нужно ставить себе цели и работать на результат.
- Чтобы добиться какого-либо результата, нужно поработать хотя бы год, головы не поднимая, - поделился опытом из жизни Дмитрий Безгодов, при этом согласившись с тем, что стипендии аспирантов должны быть не менее 15 тысяч рублей.
Час беседы пролетел очень быстро. Участники поняли, что многие вопросы остались неозвученными, поэтому Дмитрий Беляев предложил не прерывать диалога и продолжить его в социальных сетях и на официальном сайте министерства образования республики.
Комментарии (19)
Я считаю, что высшее образование должно быть осознанное, я не веду речь о том, что оно должно быть каким-то элитарным или чем то подобным, просто сформировашийся человек, когда в 25-30 лет поступает на вечернее или заочное обучение знает чётко, что ему нужно именно это образование, осознаёт зачем ему это образование и имеет определённый багаж социальных и профессиональных знаний, которые он будет использовать во время учёбы.
========================================
:))) Сказочники... Андерсоны. Они постараются создать. Человек собравшийся ехать на село четко должен знать, что его там ждет. Имеются комфортные условия - едет, нет условий - пусть чиновники сами там работают.
молодец...конечно...
А на деле одно. Была неплохая система образования. Давала результаты.
В процессе "перестройки" наоткрывали коммерческих вузов,
напридумывали реформ. И в этом потоке коммерческих удобрений
образование потонуло.
Какие вузы? Вы про что? Кого там учить? Невозможно провести ни один семинар. Он превращается в лекцию.
Теперь уже начинать надо со школы. Вузы можно временно закрыть - беды уже не будет...