Опрос «Молодежи Севера»: Поможет ли обязательное изучение сохранить коми язык?
Законы Коми «О государственных языках» и «Об образовании» однозначно определяют: во всех общеобразовательных учреждениях с государственной аккредитацией изучение русского и коми как государственных языков Республики Коми является обязательным. Многие родители к появлению в обязательной школьной программе коми языка отнеслись спокойно, с пониманием, другие же восприняли новый предмет «в штыки». Еженедельник «Молодежи Севера» опросил несколько известных в республике людей, чтобы узнать их точки зрения - поможет ли обязательное изучение сохранить коми язык?
Вера Скоробогатова, депутат Госсовета Коми:
- Сохранение языка - это лишь одна из задач этой меры, потому что те, кто знает коми язык, учатся по программе «Коми язык как родной». К сожалению, таких все меньше и меньше, так как количество учащихся сократится. В этом и есть опасность. Надо, чтобы те дети, которые живут в коми семьях, учили коми язык как родной. При этом у меня нет иллюзий, что те, кто не живет в комиязычной семье, не находится в языковой среде, смогут в полной мере на нем разговаривать. Изучение языка - это, в том числе, и мера уважения к республике, это воспитание патриотизма. Для сохранения коми языка важно, чтобы комиязычные дети были приобщены к коми литературе и истории, умели в первую очередь читать наших классиков.
Белла Забровская, председатель сыктывкарского отделения межрегионального общественного движения «Русь Печорская»:
- Сложный вопрос. Думаю, что не поможет.
Надежда Быковская, директор «Издательского дома Коми»:
- То, что у нас есть такой закон, очень хорошо. Не забывайте: мы - национальная республика. Язык уже есть давно, его нельзя просто бросить, его надо сохранить. А развивать его будут СМИ. Те, кто хочет учить коми язык, он не кричит, что он этого хочет, он просто его учит. А один из ста обязательно громко крикнет, но ведь тысячи людей просто учат.
Алексей Мусанов, завсектором языка Института языка и литературы Коми научного центра УрО РАН:
- Языки вообще полезно изучать, а не только коми. Это поднимает интеллектуальную культуру человека. Мы же понимаем, что если нет языковой среды дома, то после изучения языка в школе ребенок не будет владеть им на 100%. Но он нужен, чтобы узнать ближе культуру, традиции и историю коми языка. Вспомните, когда дети в школе изучают английский язык, они знакомятся с историей и культурой. Так происходит и с коми языком.
Надежда Мирошниченко, поэт:
- Такое агрессивно-наступательное движение на возрождение языков никогда не приводило ни к чему хорошему. Особенно в России, где до сих пор не решен русский вопрос. У нас по закону не учитывается, что большинство русских появилось в республике не по собственному желанию, а по желанию государства создать промышленность на Севере России. Сначала это была бесплатная сила лагерей, а затем бесплатная сила лучших высших учебных заведений России, создавших в республике медицину, университет, технические вузы. Поэтому русские, сорванные со своих родовых гнезд, были элементарно обмануты. В итоге мы имеем прекрасно развитую и образованную республику. При этом у русских нет собственного этнического материала, который бы заполнил нишу государствообразующего народа страны.
До той поры, пока не будет создана государственная общенациональная программа русских по всей территории России, распространяющаяся на бывшие автономии, ни о каком равенстве языков речи и быть не может. Иначе мы переведем русских во внутреннюю миграцию, расчленим на будущую конфедерацию страну и ничем не поможем коми языку. Потому что сами коми будут учить не коми, а русский язык на «пятерку», чтобы поступить в русские центральные вузы. Но зато русские вступят в конфликт с местным населением, чего никогда не было. Это очень вредное государственное поведение. Это поведение не республики, а центра. Поведение либо необдуманное, либо преднамеренное.
Алиета Гончар, директор воркутинской школы №12:
- Безусловно, помогает. Конечно, в Воркуте коми язык распространен не так сильно, как в южных районах республики. Именно поэтому важно не только сохранять его здесь, но и популяризировать, так как через язык у детей расширяется знание о народе, на земле которого они живут. Ну и, безусловно, язык поднимает лингвистическую культуру детей, так как они видят фонетический строй не только русской речи, других иностранных языков, которые учат у нас в школе. Кроме того, у нас ведется большая работа по популяризации необходимости сохранения языка среди родителей. У нас дети очень много поют на коми языке, выходят на школьных праздниках в коми одежде.
Николай Рочев, лидер общественного движения «Изьватас»:
- Я всегда считал и считаю, что насильно мил не будешь. С одной стороны, раз ты живешь в республике, в которой коми язык является вторым государственным, ты должен знать его хотя бы на уровне школьного курса, чтобы понимать, о чем говорят. В таком плане я воспринимаю изучение коми языка с первого класса. Если будет налажено нормальное обучение, дети научатся воспринимать и понимать язык, смогут минимально объясняться по-коми. С другой стороны, школа не сможет дать достаточно для сохранения языка, если в семьях не будут говорить по-коми. Может быть, такая мера и направлена на сохранение коми языка как государственного. Не думаю, что это будет эффективное мероприятие.
Для сохранения коми языка нужно позволить коми чувствовать себя хозяевами на своей земле, гордиться своей национальностью. Пока этого нет, пока коренной народ не является хозяином на своей земле, гордости за нее не будет, коми язык будет умирать.
Галина Князева, руководитель Центра устойчивого развития Севера СыктГУ, председатель общественного движения «Коренные женщины Республики Коми»:
- Одно только изучение коми языка не сохранит коми народ и язык. Нужно сохранять среду обитания, традиционное природопользование, решать вопросы охраны окружающей среды. Если мы только будем изучать коми язык, а представители коренного населения по-прежнему будут стараться уехать из сел и деревень, теряя корни, проблему не решим. Это должно быть в системе. Не помешает, конечно, изучение коми языка развитию ребенка, человека. Чем больше языков знаешь, тем лучше. Но народ, кроме языка, должен иметь еще основы - возможность жить в своей среде. Мне не нравится, что упор делается лишь на коми язык. Я как экономист считаю, что нужно думать об устойчивом развитии. Это не только язык, но и культура, традиционное природопользование, ремесла, чтобы человек жил в сельской среде и чувствовал потребность в языке. Нужно сохранять среду обитания.
Александр Пасечник, атаман Северного казачьего округа:
- Я считаю, это неправильное решение. На мой взгляд, больше пользы было бы от поддержки носителей языка - сельских населенных пунктов, где преимущественно проживают коми. Там действительно нужна помощь. В таких же городах, как Воркута и Ухта, где коми язык распространен мало, нагружать школьников, которые и так перегружены, дополнительными уроками не стоит. Тем более, сейчас много говорится, что не хватает отведенных в школах часов для изучения тех предметов, которые детям понадобятся в будущем, - математики, русского языка.
Комментарии (96)
Кто на нем говорит? Милиционэр, врач, налоговик, банковский сотрудник, продавец, президент, премьер, кабинет министров?
Так кто и что на нем говорит?
Что там говорится на коми кухнях совершенно не обязательно для прослушивания и понимания другими. Пусть оно там на коми кухнях и остается это, наверное, некое особо ценное информационное поле, о котором упомянул некий Изьватас-Рочев.
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Но в реальности у родителей и детей выбора НЕТ
чтобы отвлечь людей от насущных проблем
Кстати, общий управленческий неуспех Коми-власти, якобы пекущейся о сохранении языка национального меньшенства, лишний раз демонстрирует стабильный отток населения из региона, включая автохтонную его часть. Впору призадуматься, а не местечковые ли социально-культурные факторы способствуют прозябанию и жалкому существованию всего края?
От действительно хорошего не бегут, как от чумы,
господа "территориальноразмечтавшиеся"!
Так же как и при комуннистах, вернулось централизованное распеределение доходов регионов. Пока не будет демократии и децентрализации власти, московия так и будет сосать бабло с регионов и разворовывать.
И не мечтайте что когда-то оно будет делиться с коми. Оно скорее на кавказ отправит или во францыю на военные корабли мистрали, чем даст жить лучше регионам.
Вся нищета россии от централизации власти и сластной пирамиды.
Вы о чём РЕБЯТЫ??? Какое государство???? Какой второй ?? Развалить хотите Россию? Тогда с Вами должны говорить в другом месте!
Что кстати спокойно европа и делает , она учит и русский и коми, и вообще интересуется жизнью на земном шаре.
В отличии от русских, которые только и умеют завидовать европе и америке, и не знают даже своей собственной истории и происхождения своего народа.
Русские, вы живете по истории, которую вам придумали немцы, а ещё тут гнете пальцы о своём величии. Смешные.)
Луневам похоже неймется, не могут успокоиться никак. То, что они предлагают -- нарушение конституционных основ Республики Коми как субъекта Российской Федерации. Завтра они в Москву напишут, послезавтра Папе Римскому, а послепослезавтра -- в Нью-Йорк, генеральному секретарю ООН. Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать.
Самая мудрая из опрашиваемых Алиета Гончар, хоть и с Воркуты, где коми людей крайне мало, но наиболее взвешенный подход.
ВВерхневычегодцы
Вымичи
Коми-ижемцы
Нижневычегодцы
коми -прилузцы
коми -сысольцы
Коми-удорцы
Я не смог ему ответить......
Язык ко́ми (коми коми кыв) — язык народов коми-зырян и коми-пермяков. Распространён в Республике Коми и Пермском крае, частично на северо-востоке Кировской области, на Кольском п-ове и в разных районах Сибири. Число говорящих 156 тыс. чел. (2010, перепись).
Это из википедии!!!