15:00, 30.09.2014 / КУЛЬТУРА

Кинофестиваль «Сталкер» начался со сказочной драмы «только для детей с собаками»

В Сыктывкаре стартовал международный кинофестиваль о правах человека «Сталкер». Концертный зал гимназии искусств был переполнен желающими втянуться в действие «настоящего кино о реальной жизни». Открыть фестиваль организаторы решили с драматичной, местами сказочной картины режиссера Анны Чернаковой «Собачий рай». Преимущественно юные зрители, впечатленные фильмом о настоящей дружбе, о детях, которые в доме своих же родителей одиноки, не умолкая, обсуждали увиденное с режиссером, пытаясь понять скрытый смысл сюжета.

KIR_7777.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Как в старые добрые времена, показ начался с киножурнала. На этот раз это был короткометражный фильм под названием «Тренировка», снятый сыктывкарцем Сергеем Мишариным. Молодой человек стал победителем II республиканского конкурса документальных любительских видеороликов «Моя КИНОлетоPEACE», посвященный Году культуры в России.

KIR_7768.jpg

Прежде чем приступить к просмотру картины «Собачий рай», директор «Комикиновидеопроката» Виталий Лифляндский пожелал всем «не приятного, а интересного просмотра», подчеркнув, что после подобного кино у зрителя обязательно появится «пища для размышлений и приятное послемыслие».

Надо отметить, что вопреки опасениям организаторов зал был действительно переполнен, причем преимущественно юными зрителями. Пожалуй, в первые полчаса после начала просмотра в зале можно было наблюдать молодых людей и девушек, которые, по всей видимости, пришли «послушать» кино, «погрузившись» при этом в свои мобильные телефоны. Однако через какое-то время даже самые, казалось бы, не заинтересованные зрители убрали все гаджеты и с неподдельным интересом устремили взгляды на экран.

То, что происходило на экране, действительно не могло не приковать к себе внимание. Было в «Собачьем рае» что-то по-детски светлое, мечтательное, сказочное. Зритель погрузился в воспоминания уже давно постаревшего ребенка.

1953 год. Лето. Москва. Дом на проезде Серова. В этом доме живет 12-летняя Таня, не уехавшая в этом году в летний лагерь. В этот же дом возвращается из магаданской ссылки семья мальчика Мити, который искренне верит, что любимая собака, оставшаяся на Севере, обязательно вернется и к ее возвращению обязательно необходимо все подготовить наилучшим образом.

KIR_7764.jpg

Он — из семьи ссыльных, у нее родители — высокопоставленные чиновники. В семье мальчика каждый день происходит сумасшедший, местами даже шизофренический спектакль: попытка в точности воспроизвести празднование последнего Нового года перед ссылкой, проводить 1939-й и встретить 1953-й год, попытка наверстать все упущенные из-за войны праздники. Взрослые совсем забыли про ребенка, полностью погрузившись в выяснение отношений между собой. Здесь есть все: разврат, скандалы, слезы. Чем же занимаются дети в это время? Они воруют у соседей имущество и обустраивают дом для собаки, место, где собака будет счастлива, где ей будет хорошо. И им это удается.

Однако и тут взрослые находят способ омрачить жизнь детей. Отец девочки получает назначение послом во Францию. Но в этот «рай» почему-то уезжают только взрослые. А для детей таких чиновников есть специальный интернат. Ну а собака, как оказалось, давно уже умерла. Умерла от тоски по своим хозяевам. Правда, мальчик об этом так и не узнал. Он все так же верит, что Гектор вернется и они по запаху найдут Таню, в каком бы уголке Земли она ни была.

После просмотра одним из первых стал вопрос режиссеру: «Ну почему же умерла собака? Почему вы не осчастливили мальчика, ведь после отъезда Тани он остался совсем одиноким».

Сценарий был написан российским кинодраматургом Александром Адабашьяном, который, ко всему прочему, сыграл одну из самых забавных ролей в картине, не раз вызвав на лице зрителя улыбку.

- Поскольку история не сегодняшняя, мне очень хотелось погрузить актеров в атмосферу того времени, - рассказала кинорежиссер Анна Чернакова. - Все наши репетиции начинались с распевок. Мы пели очень много песен, слушали радиоспектакли, смотрели фильмы того времени, читали газеты того времени. Интересно отметить и то, что режиссер предпочел построить декорации, которые чем-то напоминали сказочный дом.

- Это был наш общий дом, который мы вместе строили. Для них это действительно был их собственный двор. Они проживали то, что с ними происходило. Мы придумали это пространство. Я намеренно предложила продюсеру не искать реальный двор. Так, на мой взгляд, нам удалось передать гротескные детские воспоминания.

KIR_7735.jpg


Сама Анна Чернакова охарактеризовала жанр картины как «драма с элементами сказки».

- Мы видим события не такими, как на самом деле. Это лишь то, что запомнилось ребенку, местами преувеличенно, местами эмоционально. История взрослых, переданная глазами ребенка, - история о взрослении души. Самое главное то, что их дружба пройдет с ними по жизни, - добавила Чернакова.

- Мне безумно жаль всех героев. Это глубоко несчастные люди, - поделилась впечатлениями Надежда Быковская, уполномоченный по правам человека в Коми. - Но особенно поразила игра детей. То, что они сделали, просто замечательно. Удивительная природная мудрость девочки и искренность мальчика.

- Мне очень понравился фильм, - рассказала одна из зрительниц, пятнадцатилетняя Елена.

- У взрослых под боком мальчик, который тоскует по маме, папе, собаке. А они занимаются выяснением отношений и попыткой восстановить связь времен. Эти дети, по большому счету, сироты при живых родителях. Очень жаль, что девочка уехала и их мечта пропала. Но э
та дружба, оставшаяся в их памяти, будет оберегать их всю жизнь. Помимо всего прочего, Анна Чернакова рассказала, что у Адабашьяна картина называлась «Проезд Серова». Еще одним возможным названием фильма было: «Только для детей с собаками». Однако «Собачий рай», по мнению режиссера, наиболее точно передает смысл кинокартины. Правда, объяснять свое решение Чернакова не стала, предоставив зрителям самим поразмышлять на эту тему.

- Я думаю, подобное кино совершенно необходимо сегодня. Мне действительно кажется это важным. У наших зрителей назрела потребность в «глубоком, настоящем» кино, достаточно посмотреть на переполненный зал. Но просто пока нет для этого прокатных условий. Думаю, чем больше мы будем делать подобные картины, тем больше зритель будет тянуться, - заключила Анна Чернакова.


Напомним, что показы организованы в концертном зале Гимназии искусств при главе республики имени Ю.А.Спиридонова по адресу: Сыктывкар, Печорская, 28.

Вход на мероприятие свободный. Запись зрителей по телефону: 43-45-27

Расписание:

Сегодня, 30 сентября в 18.30 премьерный показ художественного фильма «Она» режиссера Ларисы Садиловой. Сюжет фильма рассказывает о девушке Майе из Таджикистана, которая приезжает в Москву и оказывается брошенной на произвол судьбы.

1 октября, 18.30 — премьерный показ художественного фильма «Чистая победа». Герой фильма в связи с внезапной болезнью матери оказывается перед необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути. После показа состоится встреча с режиссером Георгием Шенгелия.

2 октября, 18.30 — премьерный показ фильма «Конвой». Остросюжетная драма режиссера Алексея Мизгирева. Из военной части убегают двое солдат, один погибает, а за вторым отправляют двух офицеров, которые должны доставить беглеца обратно в часть. После показа зрители смогут пообщаться исполнителем главной роли Олегом Васильковым.

Также в 15.00 ежедневно зрители смогут посмотреть программу документальных фильмов-призеров кинофестиваля «Сталкер».

30 сентября - «Холокост – клей для обоев?», режиссер Мумин Шакиров.

1 октября - «Все, что мы делаем», режиссер Ангелина Голикова.

2 октября - «Украденное детство», режиссер Вячеслав Серкез; «Данный взамен», режиссер София Гевейлер.

940

Комментарии (0)

Добавить комментарий