23:40, 29.10.2014 / ОБЩЕСТВО

Акция БНК: «Прочитайте стихотворение на коми языке»

В последнее время жители республики все чаще стали проявлять недовольство тем, что их дети обязаны изучать коми язык в школах. Родители школьников из Воркуты жалуются на то, что в условиях полярной ночи и основные предметы школьного курса даются нелегко, а трудный язык, для большинства детей чужой и бесполезный, – и подавно. Воркутинских активистов поддержал Евгений Вологин, пообещавший помочь в сборе подписей против обязательного изучения национального языка. Сегодня к недовольным присоединились члены регионального отделения партии «Родина». Мнение общественности разделилось: одни не видят в изучении языка титульной нации смысла, раз его нигде нельзя применить, другие считают отказ от коми как обязательного школьного предмета неуважением к земле, на которой люди родились и выросли. Пока стороны конфликта ищут примирения, корреспонденты БНК попросили прохожих на улицах Сыктывкара прочитать стихотворение основоположника коми литературного языка Ивана Куратова «Коми кыв» («Коми язык»).

Видео Виктора Бобыря

1132

Комментарии (137)

Добавить комментарий
  • Пилигрим
    30 окт. 2014 г., 0:00:55
    Ответить
    Опрос ни о чем!
    Вопрос к жителям, прочитать стихотворение, поставлен некорректно. Необходимо спросить еще и перевод этого стихотворения.
    • ЛЮДИ!!!!!
      31 окт. 2014 г., 9:13:05
      Ответить
      ВЫ ЧТО, НЕ ПОНИМАЕТЕ ОТКУДА ИДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОМИ ЯЗЫКА В ШКОЛЕ??? ЭТО АМЕРИКАНЦЫ РАЗВАЛИЛИ СССР, ПЫТАЮТСЯ СТОЛКНУТЬ ЛБАМИ РОССИЮ И УКРАИНУ, ТЕПЕРЬ ВЗЯЛИСЬ ЗА КОМИ. ВЫ ХОТИТЕ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОМИ? ХОТИТЕ УСЛЫШАТЬ ПРИЗЫВЫ: "МОСКАЛЬ, МУНТАТЫЩ В СВОЮ РАССЕЮ"???
  • Зырянин-язычник
    30 окт. 2014 г., 0:59:44
    Ответить
    Вот прикольный и веселый опрос.
    И никаких проблем и отвращения у адекватных и здоровых людей не вызывает, любой национальности.
    Проблема надумана подонками пытающимися расшатать многонациональную республику, что бы скрыть свои преступления.

    Времена "тюрьмы народов" не вернуть.




    • зырянину -язычнику
      30 окт. 2014 г., 1:16:11
      Ответить
      сам ты подонок
  • Воркута
    30 окт. 2014 г., 1:04:20
    Ответить
    кайтесь грешники!
    http://foto11.com/komi/docs/bible/
  • Фонд РУССКИЙ МИР
    30 окт. 2014 г., 1:06:45
    Ответить
    Получает на популяризацию русского языка
    миллиарды рублей, с бюджета страны.
    Сколько выделяется на популяризацию языков народов россии? Ничего.
    • в коми
      30 окт. 2014 г., 1:08:22
      Ответить
      1.5 млд.руб
      • сумму
        30 окт. 2014 г., 1:13:20
        Ответить
        сами придумали ?
        • подсчитай
          30 окт. 2014 г., 1:28:56
          Ответить
          0т экономиста
          миннац. минобраз. коми-войтыр.коми-котыр. изьватас. коми язык в садике школе.коми създы по 20 мунобразованиям. телепередачи на коми кыв. фестивали. концерты.василей.шондыбаны.вывески на коми кыв. книги. печатные издания. лаборатории по изучению коми кыв.прочая не учтенная шелупень.ПРОДОЛЖИТЬ?
          • бездарному
            30 окт. 2014 г., 1:39:50
            Ответить
            счетоводу
            Если считать уроки русского языка, таблички на русском языке, книги на русском языке, рускогоязычных филологов, журналистов, гонорары чиновников фонда "Руского мира" ...Продолжить на какую разницу мы выйдем?

            Эти миллиарды выделяются ИМЕННО на популяризацию русского языка, через фонд "Русский мир".

            Иди учи математику...
          • посчитай сам
            30 окт. 2014 г., 1:51:42
            Ответить
            Коми тоже платят налоги . Из этих налогов идет поддержка и русского языка и татарского , коми, карельского, удмуртского, якутского,.......Потому что и якуты и карелы и удмурты тоже платят налоги , а не только носители русского языка.
      • где деньги зин?
        30 окт. 2014 г., 1:14:31
        Ответить
        1,5 млрд.?
        На что? опять в СГУ, как в прорву?

        Нет таких выделений не лги. Бюджет республик всего - 59 млрд.руб.
    • !
      30 окт. 2014 г., 1:14:35
      Ответить
      Эти миллиарды рублей на фонд Русский мир уходят за границу , ......
      • ?
        30 окт. 2014 г., 1:15:27
        Ответить
        И почему это бюджетные деньги уходят за границу ?
        • !
          30 окт. 2014 г., 1:22:15
          Ответить
          потому, что это русский мир.
          сынок...
          • ?
            30 окт. 2014 г., 1:48:17
            Ответить
            Русский мир - вывозить деньги за границу ?
        • Потому что
          30 окт. 2014 г., 9:54:24
          Ответить
          задача Фонда - популяризация русского языка именно заграницей. В других странах.
          Кругозор тебе надо расширять, чумичка.
          • 123
            30 окт. 2014 г., 10:00:53
            Ответить
            Чтобы популизировать русское слово "чумичка" ))))
          • 345
            30 окт. 2014 г., 10:02:04
            Ответить
            И почему популизация русского языка
            за границей должна финансироваться
            налогами татар , башкир , якутов, карел ,..?
            • Например потому
              30 окт. 2014 г., 10:27:00
              Ответить
              что русский - это язык межнационального (а не междворового) общения
              • потому что потому
                30 окт. 2014 г., 10:39:02
                Ответить
                Верно. А татарский - национальный язык Татарии и тоже финансируется из налогов. А коми - национальный язык Коми и тоже финансируется из налогов.
                • Вот когда
                  30 окт. 2014 г., 11:12:44
                  Ответить
                  коми в Коми в процентном отношении будет столько же, сколько татар в Татарстане - тогда и поговорим о налогах:)
                  Ну и когда вы со своими детьми начнете с рождения на коми разговаривать. Чтобы язык наконец стал не "национальным", а хоть для кого-то - родным.
  • Германия. Дрезден
    30 окт. 2014 г., 1:09:53
    Ответить
    В Дрездене школьники вынуждены учить русский язык, хотя выбрали французский и английский.
    Дрездене школьники вынуждены учить русский язык, хотя сами они выбрали французский.

    Тот день, когда одиннадцатилетнему Ханнесу напомнила о своем существовании Германская Демократическая Республика, оказался солнечным. Около часа дня в пятницу в мае прошлого года Юрген Шумахер (Uergen Schumacher), отец Ханнеса, пришел в гимназию имени Бертольта Брехта в Дрездене. В этот день жребий должен был решить, что его сын сможет изучать в школе, а что нет.

    Тогда в гимназии собрались лишь немногие родители учеников. Директор школы Марселло Мешке (Marcello Meschke) собирает сложенные листочки с именами учеников в картонную коробку. Оказалось, что 68 пятиклассников хотели бы в следующем году изучать французский язык как второй иностранный. Но есть только две группы, а в них всего 56 мест. Последним 12 ученикам из корзины не повезло. 56 листочков вытаскивает директор школы Мешке из своей коробки, а имени Ханнеса на них все нет. Из общего числа оставшихся у него седьмой номер. То есть, у него нет шансов каким-то образом попасть в уже сформированные группы. Вместо этого он должен учить русский язык.

    Юрген Шумахер чувствует себя беспомощным. Что он скажет своему сыну? И что случится, если они вынуждены будут из-за работы уехать из Саксонии? Что будет, если они получат в наследство от своих родителей дом в городе Ульме? В каких гимназиях в Западной Германии вообще преподается русский язык? Не вынужден ли будет тогда их сын отказаться от получения аттестата зрелости? Отец сообщает своему сыну новость. Ханнес бросается на кровать и начинает плакать. Его мама еще во времена ГДР в течение пяти семестров изучала русский язык в педагогическом институте - до 1990 года. После объединения Германии ей пришлось переучиваться. «Я ничего не имею против русского языка и ничего не имею против учителей этого предмета», - говорит мама Ханнеса, представляющая интересы родителей учеников класса. - Но не должно быть так, чтобы моему сыну навязывали этот язык только потому, что некоторые учителя все еще продолжают работать в школе».
    Не только в Дрездене ученики вынуждены изучать русский язык. В примерно 30 школах Саксонии жребий также решал вопрос о том, какой иностранный язык будет изучаться.
  • ....Распутин....
    30 окт. 2014 г., 1:54:49
    Ответить
    Г.Распутин - был представителем рода древних коми колдунов...
    Вот интересно , такие сильные колдуны есть еще у коми ?
    • ....Распутин
      30 окт. 2014 г., 2:01:48
      Ответить
      Г.Распутин, никакого отношения к коми не имел. Учи историю,неуч)))
      Смешной ты...
      • Вы не правы
        30 окт. 2014 г., 6:36:12
        Ответить
        Он Коми.
        • 231
          30 окт. 2014 г., 7:37:36
          Ответить
          И чем тут гордиться? Редкостная тварь...
        • Откуда
          30 окт. 2014 г., 9:58:00
          Ответить
          в Тобольской губернии коми-то?
          "Родился 9 января (21 января) 1869[2] в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика Ефима Яковлевича Распутина и Анны Васильевны (в девичестве Паршуковой)."
          • коми
            30 окт. 2014 г., 10:08:41
            Ответить
            Не знаю, какой национальности был Распутин, но коми в Тобольской губернии были. До сих пор в ряде населенных пунктов Тюменской области живут коми и говорят на своем языке.
            • Что-то мне это уже напоминает
              30 окт. 2014 г., 10:28:21
              Ответить
              "протоукров". Куда не плюнь - везде откуда-то коми берутся:)
    • иии
      30 окт. 2014 г., 8:42:46
      Ответить
      все кито на площади сидит
  • ххх
    30 окт. 2014 г., 7:09:01
    Ответить
    У БаНКи ублюдочный нацизм так и скозит.
  • 5
    30 окт. 2014 г., 7:13:17
    Ответить
    В этой стране языки малых народов становятся объектом насмешек и глумления
  • Коми
    30 окт. 2014 г., 7:21:54
    Ответить
    открытое письмо В.М. Гайзеру
    На сайте комиблог.рф
  • ГВМ
    30 окт. 2014 г., 7:52:58
    Ответить
    БНК - большая навозная куча
  • От дурного семени
    30 окт. 2014 г., 8:02:23
    Ответить
    В Коми приехали жить разные люди. Те, кто на самом деле люди, те уважительно относятся к местному населению, изучают его язык и культуру. Те, кто лишь имеет обличье человека, те с пренебрежением и презрением относятся к коми населению, демонстрируя это и к их языку и культуре и самим людям. Нужно учитывать то, что в коми после второй мировой войны попало немало тех, кто имея обличье людей, прислуживал гитлеровцам в качестве карателей и они дали потомство. Охранял их обычно тоже имевшие лишь облик людей, мало чем отличавшихся от тех нелюдей, которых они охраняли. Что вы хотите от дурного семени и дурного воспитания?
    • Русский
      30 окт. 2014 г., 9:17:21
      Ответить
      Да ты у нас святой оказывается. Если ты уважаешь коми народ, то будь любезен написать свой высер на коми языке.
    • Бред дурного семени
      30 окт. 2014 г., 9:22:00
      Ответить
      Коми республику подняли презжие. ЭТО ФАКТ!!! Любое навязывание никчемного предмета в школе вызывает агрессию. Пока коми язык не был обязательным в школе, национальный вопрос не стоял так остро. Уважаемые коми люди, учите пожалуйста свой родной язык!!! Разговаривайте пожалуйста со своими детьми на своем родном языке, как это делают татары, народы кавказа и не надо будет бороться за его сохранение. А то Вы коми, когда Вам это выгодно. Разговариваете вы все на русском. Поэтому и учить надо русский язык, и деньги бюджетные тратить на его развитие.
      • ....
        30 окт. 2014 г., 9:44:52
        Ответить
        А зачем коми навязывали Гулаг и гулаговскую инфраструктуру ?
      • Бреду
        30 окт. 2014 г., 22:26:40
        Ответить
        Кто ты такой чтоб учить тут
        Любое навязывание никчемного предмета в школе вызывает агрессию.

        Да не скажи. Именно введение обязательного изучения коми языка так вас возбудило
    • Правда
      30 окт. 2014 г., 11:06:26
      Ответить
      Охранял их обычно тоже имевшие лишь облик людей, мало чем отличавшихся от тех нелюдей, которых они охраняли
      Любезный, вы уж слишком категоричны.
      70% охранников в лагерях были местные коми.
      Их охотно брала власть с близлежащих деревень охранниками. Есть документы по численному составу вертухаев.
      Сам не верил, но сейчас картина та же. Вся молодежь из близлежащих деревень и сел работает охранниками в городских магазинах.
      Из некоторых деревень 90% молодых парней в охранниках.
  • коми войтыру
    30 окт. 2014 г., 8:05:16
    Ответить
    КОМУ НУЖЕН ВАШ КОМИ ЯЗЫК ??? МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКИ СКОРО СОВСЕМ НЕ БУДЕТ, ЧТО ЗДЕСЬ ДЕЛАТЬ ??? РЕСПУБЛИКИ БОГАТОЙ И ПЕРСПЕКТИВНОЙ УЖЕ НЕТ,
    • 5
      30 окт. 2014 г., 8:13:48
      Ответить
      Коми кыв, ме тӧда,
      Ыджыдтор оз шу на,
      Тӧда ме и сійӧ —
      Оз и сӧр на уна.

      Тайӧ кыв мем дона,
      Небыд, мича, гора —
      Вунӧдас ен мыжӧс,
      Кодыр сійӧн кора!

      Тайӧ муса кылӧн
      Чой-вок сёрнитӧны,
      Тайӧ кылӧн меным
      Ай-мам бурсиӧны!

      Тайӧ кыв ме кывлі
      Аслам люлю дінын,
      Сійӧ менам вунас
      Сӧмын дзебанінын!

      Тайӧ кывлысь мичсӧ
      Сьӧлӧмӧн ме кылі —
      И ме медводз сыӧн
      Ньӧжйӧника сьылі…

      Тайӧ кылӧн мукӧд
      Гораджыка сьылас —
      Сё кызь сюрс пель сэки
      Уна буртор кылас!

      • то же на русском
        30 окт. 2014 г., 8:37:18
        Ответить
        КОМИ ЯЗЫК

        Правда, слов высоких
        Мой язык не знает,
        Но и то я знаю –
        Всуе не болтает.

        Нежный и красивый,
        Дорогой и звучный –
        Бог простит грехи мне,
        Коль на нем молюсь я!

        Мои сестры, братья
        Все на нем мечтают,
        И на нем добра мне
        Мать с отцом желают!

        Наш язык я слышал
        С колыбелью милой,
        Видно, и забуду,
        Лишь сойдя в могилу.

        Красотой своею
        Сердцу он открылся –
        И на нем я первый
        Вслух запеть решился…

        Пусть другие громче
        Запоют за мною –
        И услышат коми
        Многое родное

        И. Куратов

      • ?
        30 окт. 2014 г., 18:06:18
        Ответить
        мне кажется, или действительно язык сломаешь это читать?
        • вопросу
          30 окт. 2014 г., 22:28:31
          Ответить
          где ты поломал , интересно, свой поганый язык?
          Читая коми оригинал или читая русский перевод?
    • КОМИ ЯЗЫК НУЖЕН
      30 окт. 2014 г., 9:46:06
      Ответить
      МНЕ НУЖЕН КОМИ ЯЗЫК !
      КОМИ ЯЗЫК НУЖЕН МОИМ ДЕТЯМ !
      • Прекрасно
        30 окт. 2014 г., 9:59:57
        Ответить
        вот пусть ваши дети его и учат. И власть обязана предоставить им для этого все возможности.
        Но мои-то дети тут при чем?
        • .
          30 окт. 2014 г., 10:08:34
          Ответить
          Почитайте законы. Почитайте Конституцию.
          Коротко -
          По Конституции РФ - русский язык = государственный язык Федерации. Входит в обязательную школьную программу.
          По Конституции РФ в национальных республиках национальные языки есть государственные языки наравне с русским. Национальные языки входят в обязательную школьную программу в национальных республиках.
          Поэтому и есть и называется Россия = федерация .
          • Вы ошибаетесь
            30 окт. 2014 г., 10:31:56
            Ответить
            в Конституциях (федеральной и республиканской) нет ни слова о том, что государственный язык обязателен для изучения. Там только о том, что каждый имеет ПРАВО пользоваться родным языком и изучать его. Разницу понимаете?
            А обязательное изучение коми языка в школах ввели республиканским законом об образовании. Не подумавши сделали.
            • :)
              30 окт. 2014 г., 10:49:23
              Ответить
              Значит по вашему -" нет ни слова о том, что государственный язык -русский- обязателен для изучения ?
              Значит русский не обязателен к изучению в школах РФ ?
              • В Конституции
                30 окт. 2014 г., 13:38:05
                Ответить
                об этом нет ни слова:)
                Русский язык входит в число обязательных для изучения предметов в соответствии с федеральным законом об образовании и с ФГОС (федеральными образовательными стандартами).
                Хотите изменить этот закон - флаг в руки:)
            • Вы ошибаетесь тоже
              30 окт. 2014 г., 10:50:32
              Ответить
              Вы попробуйте докажите , что русский государственный не обязателен для изучения .....))))
              • Зачем мне вам доказывать
                30 окт. 2014 г., 13:35:51
                Ответить
                ту глупость, которую вы сморозили?
                Так будет ссылка на статью Конституции, которая обязывает изучать языки?
            • для Вы ошибаетесь
              30 окт. 2014 г., 11:04:35
              Ответить
              Выуж определитесь
              Вы уж определитесь, нужен детям вашим или Конституция обязываает)))? Это два разных понятия...
              • Так в тм-то и дело
                30 окт. 2014 г., 11:14:06
                Ответить
                что Конституция - не обязывает.
                Обязывают - законы об образовании и (теперь) образовательные стандарты.
                • 777
                  30 окт. 2014 г., 11:29:35
                  Ответить
                  Закон об образовании основывается на Конституции РФ !
                  И русский государственный язык - обязателен к изучению.
                  • По закону
                    30 окт. 2014 г., 12:31:59
                    Ответить
                    который можно и поправить:)
                    А так-то у нас все законы "основываются на Конституции".
                    • !
                      30 окт. 2014 г., 13:20:10
                      Ответить
                      Вот и отмени русский обязательный .
                      • А мне он не мешает
                        30 окт. 2014 г., 13:34:39
                        Ответить
                        тебе мешает - ты и отменяй. И отправляйся в тайгу с медведями разговаривать. Больше будет не с кем.
        • При том самом
          30 окт. 2014 г., 22:28:52
          Ответить
          Учите матчасть
  • тошниловка
    30 окт. 2014 г., 8:41:16
    Ответить
    достали уже млядь всех этим изучением. пусть учат кто хочет но не навязывайте всем. зачем постоянно будоражить народ и стравливать? или так легче управлять массами?
    • тошнотику
      30 окт. 2014 г., 8:46:56
      Ответить
      это вы своей ненавистью весь мир на уши поставили)
  • 111
    30 окт. 2014 г., 8:47:32
    Ответить
    А Ленин коми был да!!! Почему? А умный был да!
  • Устьцилём
    30 окт. 2014 г., 9:14:27
    Ответить
    Вот я не понимаю, почему коми так упорно хотят заставить всё население республики учить свой язык. Зачем им это надо? Это из разряда "нам нехорошо, так пусть и вам будет х-во"? Неужели не понятно, что просто кому-то очень выгодно столкнуть лбами в республике народ. Чтобы этим самым отвлечь людей от других социально важных проблем. Деньги из бюджета, т.е. наши с Вами деньги, вбухивают в эту "обязалавку". Набирают учителей с улицы,из-за прилавков магазинов (и это факт), без всякого педагогического образования и платят им хорошие по нашим временам зарплаты. Печатают учебники, пособия и т.д. и т.п. Но не лучше ли на эти деньги строить дороги и садики в коми деревнях и язык бы сам собой возрождался. А если коми деревни умирают, так вместе с ними умирает и Ваш язык. Никакими "обязаловками" его не возродить. Почитайте печальную практику Республики Татарстан. Они уже это прошли, первыми в России введя обязательное изучение татарского. Никто внятно не может мне пояснить, почему устьцилёмам, т.е. коренному русскому населению республики, почти 500 лет жившему без знания и изучения коми языка, сегодня так остро понадобилось его изучать в обязательном порядке. Зачем? Это в наказание, за то, что коми большевики принудительно нас присоединили к Коми автономии оторвав от Архангельской губернии? Но культура наша от этого не изменялась, мы не стали коми и не будем ими.
    • 5
      30 окт. 2014 г., 9:28:13
      Ответить
      Кто вам мешает вернуться?)))) флаг в руки))))
    • .25
      30 окт. 2014 г., 9:47:39
      Ответить
      Усть-Цильма происходит от коми слова Чильма.
      • Устьцилём
        30 окт. 2014 г., 10:25:58
        Ответить
        Вот смешные Вы господа комяки, всё Вы готовы окомячить, но первый письменный источник по населению Печорского края — «Книга платежница Поморские Пустозерские волости 1574—1575 гг.». свидетельствует, что большинство жителей осознавали себя русскими; т. е. русское самосознание (и, следовательно, язык) — в землях ли исхода или в месте окончательного поселения — преобладало, несмотря на сложное этническое происхождение переселенцев. В этот период в «Платежнице» встречаем следующие известные в позднейшей истории, включая историю эпической устной культуры, фамилии: Хабаровы, Сумароковы, Носовы, Тороповы (Пустозерск), Чупровы, Рочевы, Чуркины, Дуркины (Усть-Цильма) Село названо по его расположению в устье реки Цильмы, русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник».
        • недавно ведь
          30 окт. 2014 г., 10:35:55
          Ответить
          мы с вами были-ижмо-цилемский район.
          • Устьцилём
            30 окт. 2014 г., 10:48:14
            Ответить
            Так ещё раньше был Пустозерский уезд, а позднее Печорский уезд Архангельской губернии. До 1929 года.
        • Чиль-Ма
          30 окт. 2014 г., 10:53:06
          Ответить
          В перводе на русский коми слово Чиль-Ма - моховое болото , топкий торфяник.
        • Устьцилему
          30 окт. 2014 г., 11:12:44
          Ответить
          Вам следует поднять вопрос об аннексии вас и вашей территорией НЕЗАКОННО Автономной областью зырян в 1922 году. Всем же очевидно, что сделано это с нарушением закона!
          И писать нужно в Европейский суд по правам человека.
    • 11
      30 окт. 2014 г., 9:48:16
      Ответить
      наказание... Видно, всякое было и в благих намерениях наших национальных лидеров, к примеру, Д. Батиев...
      Пишут: "Мечтой Батиева было превращение Коми края в индустриально развитый регион.... Д.А.Батиев, конечно, был сыном своего времени, и иные из его предложений, казавшихся, видимо, вполне естественными коммунистическим лидерам страны и регионов той эпохи, сегодня в наших глазах выглядят совсем иначе. В апреле 1921 г. Батиев предложил организовать на р.Ухте огромный концентрационный лагерь и направлять туда заключенных со всей России, дабы использовать их труд на нефтепромыслах и лесозаготовках. 20 апреля 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) под председательством В.И.Ленина решило организовать такой лагерь на 10-20 тысяч человек."


      Теперь мы, потомки, пожинаем...
    • еще
      30 окт. 2014 г., 9:52:11
      Ответить
      В греческое слово "Архангельск" была переименована Колмогорская земля. Была переименована представителями иудейско-мессионерской церковью.
      Нужно вернуть древнее название этой древней земле. Колмагор.
    • а почему
      30 окт. 2014 г., 10:34:07
      Ответить
      в татарии все учат татарский? это вас не удивляет?
      • А потому что
        30 окт. 2014 г., 10:37:13
        Ответить
        татар в Татарстане - примерно половина. И они сами свой язык в семьях поддерживают.
        • .789
          30 окт. 2014 г., 11:17:31
          Ответить
          Потому что это прописано в Конституции РФ.
          • Номер статьи
            30 окт. 2014 г., 13:33:23
            Ответить
            на которую ссылаетесь, привести можете?
            А то заладили "Конституция Конституция". А сами, небось, и не окрыли ни разу?
      • .
        30 окт. 2014 г., 10:54:26
        Ответить
        Нет , не удивляет. Потому что это прописано в Конституции РФ.
      • 456
        30 окт. 2014 г., 11:19:41
        Ответить
        Ага, так в Татарстане сейчас сами думают, что у них получилось с этой обязаловкой. Количество говорящих на татарском с 90-х годов не увеличилось, а вот качество знания русского языка, в т.ч. выпускниками школ значительно снизилось. Это факт по исследованиям еще 2012 года.
        • ))
          30 окт. 2014 г., 11:28:06
          Ответить
          Сам придумал ?
          • 456
            30 окт. 2014 г., 14:18:21
            Ответить
            "Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. – Этнолингвистический конфликт начал формироваться в начале 1990-х годов после введения обязательного изучения татарского и башкирского языков в школах Татарстана и Башкортостана. Введение произошло за счет сокращения часов изучения русского языка.С приходом в 2007 году ЕГЭ проблема обострилась. Одним из экзаменов является русский язык. В школах Татарстана за 10 лет учащиеся «получают» 700 часов уроков по этому языку. А, например, в Московской и Ульяновской областях – 1200. Разницу нужно компенсировать занятиями с репетиторами. Родители стали выходить на пикеты, требовать предоставления их детям возможности изучать русский язык в полном объеме.
            Федеральный закон «Об образовании» позволяет мамам и папам выбирать языки обучения. Однако в Татарстане и Башкортостане, в начале 1990-х годов, приняли свои законы, «отменившие» право выбора: русский язык изучается как государственный, а не как родной, поэтому учить его обязаны все школьники.
            В результате, за 20 лет выросли два поколения, не знающие ни татарского, ни башкирского и очень слабо владеющие русским." Эта тема избита и подробно освещалась в таких изданиях как "Аргументы Недели", "АиФ", и др. много написано и в инете. Читайте, прежде чем говорить. В Коми будет тоже самое.
            • там
              30 окт. 2014 г., 16:50:40
              Ответить
              В Коми русский не отменяется .
              Его можно изучать как родной.
              Где проблема ?
            • 456-му
              30 окт. 2014 г., 22:31:49
              Ответить
              А причина плохого знания , интересно, не освещается?

              Думается, дело в методиках. А те корнями уходят в реформу образования.
  • 11
    30 окт. 2014 г., 10:19:20
    Ответить
    Я не против коми языка. Я против метания из крайности в крайность. Отношение к коми языку наше правительство меняло от запрета, до повсеместного введения как сейчас не раз. Раз уж так сложилось, что у нас национальная республика, то коми, конечно, не должны испытывать никакого дискомфорта на её территории. Но в республике есть такое местечко как Усть-Цильма, там с 14 века живут русские. По результатам переписи 2010 года коми народа в республике примерно 23%, 65% - русских. Если пройтись по районам республики, то в Усть-Цилемском 93% русские (!), а в Воркуте коми составляют ничтожные 1,7 % (!). Им тоже надо учить коми язык? Получается в нашей национальной республике они должны испытывать дискомфорт Мы все русские, и все живем в России. Любое разделение нас по каким-нибудь признакам разрушает наше государство и способствует реализации зловещего плана Аллена Даллеса. Задумайтесь. Вы думаете, почему в Прибалтике закрывают русские школы? Они боятся развала страны.
    Если прикинуть затраты на ставки учителей коми языка, учитывая уровень зарплат нынешних учителей, особенно, сельских, сумма будет внушающей. А учителей коми с соотвествующим педагогическим образование просто нет. Наше уважаемое правительство не подумало о том, кто будет преподавать коми язык в школах республики. Вот и получается, что в русских селениях русским детям коми преподают уборщицы и продавцы, которые знают язык на бытовом уровне и не имеют образование 9 классов. Огромная претензия к составителям учебников коми языка. Там зачастую нет даже транскрипций! Объясните мне, как можно учить незнакомый язык (в нашей семье все русские) не зная, как правильно читать слова?! Система образования просто НЕ МОЖЕТ предоставить нормальное обучение коми языку даже ЖЕЛАЮЩИМ. Так зачем всех загонять в эту бессмысленную обязаловку?!
    • 11-му
      30 окт. 2014 г., 22:33:34
      Ответить
      Какие транскрипции?!
      Русскими буквами всё написано. Несколько букв, специфичных для произношения, так их недолго выучить.
  • 123
    30 окт. 2014 г., 10:33:01
    Ответить
    Чиновникам надо деньги отмыть, а у холопов чубы трещат. Коми -не титульная нация, Коми - название территории на северо-западе России. Пусть кто хочет пляшут, поют,это - история, ее надо знать, но о развитии каком идет речь? Самобытность раздули как мыльный пузырь - ждут когда их лопнут.
    • как же
      30 окт. 2014 г., 10:40:00
      Ответить
      люди изучают и учат по 10 языков?а тут всего ничего-русский,коми,один иностранный.детям,кстати,очень интересен любой язык,память у них еще хорошая,очень быстро все запоминают.даже для развития памяти ребенка это надо.это нам ,взрослым трудно запоминать,а у детей есть интерес ко всему новому.
      • так же
        30 окт. 2014 г., 11:02:40
        Ответить
        Да хоть 20 языков. Не надо кивать на людей, которыеучат 10 языков))) Есть мнение большинства населения республики о том, что коми язык для их детей бесполезен. Каждый гражданин РФ счогласно Конституции, имеет право выражать свое мнение и отстаивать его. Что мы и делаем. И не надо углуб***ься в историю, кто и где жил, кто куда и зачем приходил...Мы живем сегодня, сейчас и отвечаем за воспитание своих детей.Мы не желаем чтобы наши дети забивали свои головы ненужным по нашему мнению предметом - коми языком. Факультативно, да...без проблем. История Коми края, да...интересно, традиции - да, интересно, но обязаловка в изучении - НЕТ.
      • 11
        30 окт. 2014 г., 11:13:47
        Ответить
        Коми язык - это мертвый язык и моей дочери от него пользы не будет. я была бы даже согласна заменить его вторым иностранным
        • !
          30 окт. 2014 г., 11:27:08
          Ответить
          сама ты "мертвая"...
  • Тетчер
    30 окт. 2014 г., 10:49:08
    Ответить
    Со своим уставом в чужой монастырь нечего лезть...
    Не нравиться, не хочешь соблюдать традиции? ... Тогда пусть валят из республики куда-нибудь подальше......
    • !
      30 окт. 2014 г., 10:57:16
      Ответить
      а вот это уже разжигание национальной розни со стороны коми
      .
      • Да нет
        30 окт. 2014 г., 22:34:40
        Ответить
        разжигание от вас идет
        вначале провоцируете, а потом "аааа, они разжигают!"
    • Вот мерзавец.
      30 окт. 2014 г., 11:16:35
      Ответить
      282 твоя статья
      Зафиксируйте пожалуйста IP этого мерзавца Тетчер!
      Редакция, сколько можно разжигать рознь.
      Если не будете пресекать, придется обращатся в прокуратуру на вас.
      • чужие
        30 окт. 2014 г., 14:09:33
        Ответить
        и сами ручонки тянут к горлу местных... и власть просят уничтожить коми язык и его носителей))))) лопнут скоро от злости))))))
    • 11
      30 окт. 2014 г., 11:17:06
      Ответить
      Это не традиции - это маразм. какое отношение имеет насильственное насаждение коми языка русскому народу!? Пусть коми поддерживают свою культуру и свой язык - это очень положительно. Но я русская, я устьцилемка и у нас есть своя культура и свои традиции, которые мы чтим и никому не навязываем
      • для 11
        30 окт. 2014 г., 11:22:37
        Ответить
        Вы не правы. Русский язык по вашему выражению "навязывается " всем нерусским народам РФ. Так как изучается в обязательном порядке в школах . А для кого-то русский - неродной язык.
        Вот если вы сможете отменить "обязательный русский ",
        чтобы его как Вы выразились "никому не навязывали",
        вот тогда вы можете кричать " о насильственном насаждении" Вам лично :)
        • 1546265
          30 окт. 2014 г., 11:35:30
          Ответить
          это государственный язык. и в паспорте у нас у всех написано ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          • РФ
            30 окт. 2014 г., 11:48:25
            Ответить
            А по Конституции РФ - Федерация - объединение равноправных.
            ..по Конституции РФ - государственными языками являются языки национальных республик.
    • 11
      30 окт. 2014 г., 11:21:27
      Ответить
      Коми язык умирает и в этом нет вины русского населения, в этом вина самих коми. Кто вам мешает поддерживать его в своих семьях и воспитывать в своих детях гордость за родной национальный коми язык?!почему студенты, знающие коми язык, стесняются на нем разговаривать?
      • 22
        30 окт. 2014 г., 11:25:08
        Ответить
        Ну ты чё , совсем дурак ?
        Речь идет о принципе "ФЕДЕРАЦИЯ".....
        Россия - не есть империя , Россия - есть федерация-объединение РАВНОПРАВНЫХ .
        • 23565
          30 окт. 2014 г., 11:32:11
          Ответить
          Равноправие. вот у меня родной русский, можно я буду изучать только его, а не этот коми язык?
          • 777
            30 окт. 2014 г., 11:37:44
            Ответить
            а зачем ты свой родной навязываешь другим ?
            • 23565
              30 окт. 2014 г., 11:42:01
              Ответить
              кому?Я никого не прошу изучать русский
              • ****?
                30 окт. 2014 г., 11:53:15
                Ответить
                Ты не просишь , да Конституция РФ требует . Хочешь, обратись к Конституции РФ . Чтобы отменила обязательность русского. И оставила только в факультативной форме.
                • Так проицитируй
                  30 окт. 2014 г., 12:28:55
                  Ответить
                  наконец, статью Конституции:) А мы посмотрим:)
            • для 777
              30 окт. 2014 г., 11:47:12
              Ответить
              пиши комменты на коми, раз он для тебя родной
        • для 22
          30 окт. 2014 г., 11:48:21
          Ответить
          и в чем равноправие в республике Коми? Что все ее население, независимо от национальности и причин проживания на ее территории, должно учить коми язык?
          • !
            30 окт. 2014 г., 11:49:27
            Ответить
            иди учи конституцию РФ , неуч !
            • Сам учи
              30 окт. 2014 г., 12:29:35
              Ответить
              бестолочь.
              Давай ссылку на статью Конституции, который ты тут размахиваешь.
      • 11-му
        30 окт. 2014 г., 22:37:39
        Ответить
        Говоря вашим языком, нет вины коми населения, что коми язык стал обязательным для изучения, в этом ваша вина, что вы добровольно его не изучаете. Повторюсь, это я на вашем языке.

        А в том, что коми язык умирает , есть вина русских чиновников, потому как он был запрещен в течение некоторого времени для общения, с тех пор процесс вымирания и пошел.
    • Устьцилём
      30 окт. 2014 г., 11:27:34
      Ответить
      Госпоже коми-Тетчер. Кто к кому залез еще большой вопрос. Усть-Цильма, как и Воркута никогда не были коми краем. Учите мат часть и историю своего края.Вы её совсем не знаете. И чьи традиции мы должны соблюдать? Коми? Но с какого праздника? У нас есть свои и мы их бережём почти 500 лет. А вот от Ваших уже ничего не осталось. Искусственные "Заваленки" и "Василеи" скоро сами умрут. Не будут их финансировать из республиканского бюджета и они закончатся. А Усть-Цилемская Горка была, есть и будет, без всяких денег из центра, потому что это наша традиция, наша история и наша культура. Вам её всеми коми усилиями не изжить.
      • 456
        30 окт. 2014 г., 11:54:50
        Ответить
        Кстати, "Горка" это русско-коми традиции. Общие...
        • Устьцилём
          30 окт. 2014 г., 12:06:44
          Ответить
          Ага, жду очередного пояснения откуда образовалось коми слово "Горка". Праздник этот состоит из хороводов (построения фигур) под песни на старорусском диалекте. Название своё получил оттого, что хороводы на праздники водили на высоком месте, т.е. на горке. Причём тут коми? Но как водится в нашей республике всё хорошее обязательно должно иметь коми корни. Мы к этому привыкли.
          • .......
            30 окт. 2014 г., 12:10:52
            Ответить
            Такие хороводы водили и другие финугорские народы .
            Русские и финугры - родственники :)
            • 111
              30 окт. 2014 г., 12:30:52
              Ответить
              И пели песни на коми языке. Так хороводы и в Африке водят. Значит наши культуры общие..
      • Устьцилёму
        31 окт. 2014 г., 21:06:20
        Ответить
        Успокойся, а то вся твоя сущность наружу и вылезла
        В отличие от вас, вашу горку никто из коми не собирается изживать. Не такие мы.
    • ...
      30 окт. 2014 г., 11:46:59
      Ответить
      Ну да, всем валить из республики вместе с заводами, дорогами, аэропортами, связью и прочими достижениями цивилизации, которые принесли сюда представители других национальностей. А ты, на своей жемле, будешь опять ходить на медведя с рогатиной и справлять малую нужду сидя.
      • :)
        30 окт. 2014 г., 11:51:06
        Ответить
        Думаю татары останутся . Так как они поддерживают статус татарского как государственный язык Татарстана.
        • ===
          30 окт. 2014 г., 11:53:40
          Ответить
          так может и не останутся, а то им коми учить надо будет
  • ххх
    30 окт. 2014 г., 11:26:15
    Ответить
    Шавки госдеповские
  • ппц
    30 окт. 2014 г., 12:13:29
    Ответить
    Всех коми ждет участь меря и вепсов (тоже финоугры). Меря, вепсы вымерли и коми вымрут.
    • всё проще
      30 окт. 2014 г., 12:14:52
      Ответить
      Не верно. Вот сегодня русские ищут свои корни.
      А они в финугорских народах .
      • :)
        30 окт. 2014 г., 12:15:59
        Ответить
        И русские побегут в финугорские деревни раскапывать свои корни....
  • Тетчер
    30 окт. 2014 г., 13:47:07
    Ответить
    УСТЬЦИЛЁМУ и др.
    Напомню, что в Республике Коми имеется тоже КОНСТИТУЦИЯ КОМИ, которую надо соблюдать и вести себя прилично, в рамках закона. И не вносить смуту в массы.
  • Тетчер
    30 окт. 2014 г., 13:47:08
    Ответить
    УСТЬЦИЛЁМУ и др.
    Напомню, что в Республике Коми имеется тоже КОНСТИТУЦИЯ КОМИ, которую надо соблюдать и вести себя прилично, в рамках закона. И не вносить смуту в массы.
    • Устьцилём
      30 окт. 2014 г., 14:22:44
      Ответить
      Госпоже коми-Тетчер: Выше размещен Ваш комментарий: "Со своим уставом в чужой монастырь нечего лезть...
      Не нравиться, не хочешь соблюдать традиции? ... Тогда пусть валят из республики куда-нибудь подальше......"

      Где приличия? Скоро в Коми появятся свои "Шюцкор" и "Лотта Свярд"?
      • )))
        30 окт. 2014 г., 14:27:53
        Ответить
        как и их вождь... в глаза нассут и скажут - божья роса))))))
      • Устьцилему
        30 окт. 2014 г., 22:39:42
        Ответить
        А что вам не нравится? правда?
        Все правильно и написал тетчер.
  • житель
    30 окт. 2014 г., 13:51:42
    Ответить
    расизм
    БНК выполняет заказ по раздувании компании против изучения разговорного коми языка по указанию руководства Коми республики и Главы . Ведь и дураку понятно что такие дела БН не посмеет сам организовывать, раздувать этническую рознь.
    • Обезумел коми народ
      30 окт. 2014 г., 15:17:35
      Ответить
      раздувании компании против изучения разговорного коми языка
      Кто вам запрещает изучать свой язык?
      • обезумевшему
        30 окт. 2014 г., 22:40:27
        Ответить
        А нам не надо изучать, мы его знаем
  • 456
    30 окт. 2014 г., 14:19:20
    Ответить
    "Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. – Этнолингвистический конфликт начал формироваться в начале 1990-х годов после введения обязательного изучения татарского и башкирского языков в школах Татарстана и Башкортостана. Введение произошло за счет сокращения часов изучения русского языка.С приходом в 2007 году ЕГЭ проблема обострилась. Одним из экзаменов является русский язык. В школах Татарстана за 10 лет учащиеся «получают» 700 часов уроков по этому языку. А, например, в Московской и Ульяновской областях – 1200. Разницу нужно компенсировать занятиями с репетиторами. Родители стали выходить на пикеты, требовать предоставления их детям возможности изучать русский язык в полном объеме.
    Федеральный закон «Об образовании» позволяет мамам и папам выбирать языки обучения. Однако в Татарстане и Башкортостане, в начале 1990-х годов, приняли свои законы, «отменившие» право выбора: русский язык изучается как государственный, а не как родной, поэтому учить его обязаны все школьники.
    В результате, за 20 лет выросли два поколения, не знающие ни татарского, ни башкирского и очень слабо владеющие русским." В Коми будет тоже самое.
    • нет не будет
      30 окт. 2014 г., 16:55:25
      Ответить
      «отменившие» право выбора: русский язык изучается как государственный, а не как родной, поэтому учить его обязаны все школьники
      ...............................
      .В Коми не отменяли право выбора. Русский изучается как родной.