В республике эксперты обеспокоены отказом большинства родителей школьников от «Основ православной культуры»

15.01.2015 19:11

Более 70 процентов родителей школьников в Коми выбрали для своих детей в нынешнем учебном году курс «Основы светской этики» и лишь 10 процентов – «Основы православной культуры». Это вызвало беспокойство специалистов и усилило споры вокруг темы школы и церкви. Корреспондент БНК попытался выяснить, почему родители предпочитают религии этику и отчего специалистов крайне волнует сложившаяся ситуация.

ANT_3048_preview_610.jpg

Специалисты бьют тревогу: лишь 10 процентов родителей в Коми выбрали для своих детей-школьников «Основы православной культуры», при этом более 70 процентов жителей причисляют себя к православным. Фото Николая Антоновского

По мнению методиста Центра воспитания, дополнительного и коррекционного образования КРИРО Тамары Ичеткиной, введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - важный шаг на пути формирования полноценного развивающего воспитания.

- Назначение образования заключается в сохранении и передаче во времени базовых национальных ценностей, среди которых, безусловно, ценности семейной жизни, культуры своего народа, в особенности религиозной, - рассказала Ичеткина. - Одной из самых значимых проблем современности является преодоление культурной разобщённости, вызванной незнанием и, как следствие, непониманием традиционных основ жизни друг друга, а иногда своих собственных корней.

Учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» включает в себя несколько модулей: основы православной, исламской, буддистской, иудаистской культур, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

- Отечественная система воспитания должна питаться не столько инновациями с Запада, сколько собственными национальными, культурными и религиозными традициями, которые формируются исторически и передаются от поколения к поколению, в том числе и посредством образования, - продолжила Ичеткина. – Такие учебные предметы, как, к примеру, история или литература, конечно, имеют большие возможности для воспитания и развития личности, но в них не представлены нравственные, жизненные ценности, имеющие огромное значение для каждого человека. Они не научат ребенка жить по совести, любить друг друга, помогать ближнему.

Собеседница агентства подчеркнула, что преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики играет важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции своей страны и готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Казалось бы, все условия для воспитания в школе «высоконравственного» гражданина созданы, но, тем не менее, возник ряд проблем. Одна из них, наиболее «болезненная» - родители школьников отдают предпочтению модулю «Основы светской этики».

По мнению специалиста, если бы работа по введению «религиозного» курса в регионе была организована правильно, то картина распределения выбора совпала бы с картиной религиозной самоидентификации семьи учащегося, которую дают социологические опросы в целом по региону.

- Около 70 процентов населения самоидентифицируют себя с православием, около 25 процентов позиционируют себя приверженцами безрелигиозного мировоззрения и только 5 процентов исповедуют иные религии. Следовательно, распределение выбора учебных модулей должно быть соответствующим, - продолжила Ичеткина. - Если семья учащегося самоидентифицирует себя с православием, тогда почему выбор осуществляется не в пользу «Основ православной культуры»? Почему в стране, некогда называвшейся православной империей, соответствующий школьный курс выбирает 31 процент?

Как показывают мониторинговые исследования по организационно-методическому сопровождению учебного курса ОРКСЭ, соотношение в выборе модулей «Основы светской этики» и «Основы православной культуры» зашкаливают: разница составляет в среднем 60% и более, при том, что большая часть населения Коми является представителями традиционно православных народов.

Как отметила руководитель комиссии по этике, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Коми Мария Кузьбожева, ситуация не может не вызывать беспокойства и свидетельствует либо о халатном отношении к организации процесса выбора, либо об административном давлении.

- Бывают случаи, когда администрация учреждения ставит родителей перед фактом, не давая им права собственного выбора, - рассказала Кузьбожева. – Кого-то пугает то, что в классе учатся представители различных конфессий, и право выбора может привести к разногласиям, а некоторые и вовсе навязывают те предметы, по которым уже закуплены учебники. Но в действительности должно быть так: педагоги обязаны презентовать каждый модуль, показать учебники, рассказать о преимуществах, и, даже если в классе всего два человека выбрало, к примеру, буддизм, - то именно для этих двоих учеников заказываются учебники и проводятся занятия. И так по всем модулям. Родителям зачастую об этом не говорят, отсюда и такие цифры.

Тем не менее, Кузьбожева поделилась, что в Гимназии искусств при главе Коми, директором которой она является, преимущество также сохраняется за «Светской этикой», несмотря на то, что в учреждении есть специально обученные педагоги и по другим модулям.

- Лично я, конечно же, выбрала бы «Основы православной культуры», потому что все-таки нам нужно продолжать традиции нашей страны, - призналась Кузьбожева. - Кроме того, я считаю, что учебный курс направлен на нравственное развитие, в первую очередь, а этические нормы школьники могут изучить и на классных занятиях, к примеру.

Также Кузьбожева отметила, что необходимо разъяснить родителям: обучение религии - это одно, а знакомство с духовно-нравственными основами религиозной традиции - иное. Религиозное обучение предполагает молитвенную практику, пост, регулярное участие в богослужении. Духовно-нравственное образование призвано научить школьника отличать добро от зла, научить почитать родителей и старших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным и так далее.

- Родителям следует знать, что, изучая исторические основы православной культуры России, их дети смогут ознакомиться со священными страницами истории страны и узнать: когда и благодаря кому появилась славянская письменность, как Русь приняла Святое православие, чем воодушевлялись наши предки, защищая Русскую землю, узнают имена и подвиги самых выдающихся просветителей, защитников, героев и святых людей России. Они научатся любить родную землю, - сказала Мария Кузьбожева.

В свою очередь одна из жительниц Сыктывкара, мать четвероклассника Мария Семенова рассказала БНК, что свой выбор в пользу «Основ светской этики» сделала вполне обдуманно.

- Я считаю себя православной, но все же вопрос выбора религии - сугубо индивидуальный, и, я думаю, никто не должен на него влиять - даже родители. Я не считаю, что имею право навязывать свою религию сыну. Кроме того, я хочу, чтобы он был способен к самостоятельному анализу и критическому мышлению, а не слепо следовал за тем, чему его научили, только потому, что он родился и вырос в той или иной стране, - рассказала Мария. – К чему прививать религиозные основы в светской школе, ведь для этого есть специализированные учреждения? В школе дети должны учиться, получать знания, развивать кругозор. А нравственное воспитание, уж простите, я бы хотела оставить за собой.

- «История мировых религий» и «Светская этика», - это информационные курсы, которые не вдохновят детей на реальные поступки, а наша задача – не только информация, а воспитание, - ответила на это Тамара Ичеткина. – Патриарх Алексий в своей речи справедливо заметил, что для того, чтобы быть готовым бескорыстно служить ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину – мало знать сухие факты истории религий. Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели.

Несмотря на то, что учебный курс реализуется в стране уже не первый год, тем не менее, споры вокруг него так и не прекращаются: ученое сообщество продолжает противостоять, обвиняя Церковь в попытке ввести в образовательную среду антинаучные идеи, а Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования, перестать противопоставлять духовное и нравственное - религиозному.

Министр образования Коми Владимир Шарков также заметил, что родители имеют право выбрать любой модуль и это должно быть их личное решение. Более того, каждый курс заключает в себе и «нравственное» воспитание, и общеобразовательное, поэтому «паниковать» нет причины.

- Независимо от того, какой модуль был выбран, школьникам в любом случае закладываются основы поведения в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, на базе уважения и толерантности, - заключил министр.

Кстати, по всей видимости, споры вокруг этой темы еще не скоро утихнут: Русская Православная Церковь выступает за расширение курса ОРКСЭ на все годы обучения, что поддерживается педагогическим и родительским сообществом. Это и определяет новый федеральный образовательный стандарт, в котором говорится о введении новой предметной области – «Основы духовно-нравственной культуры народов России», примерные ступени охвата которого определяются со 2 по 10 классы.

 
Закрыть окно