14:31, 27.09.2015 / КУЛЬТУРА

Не поняли, но приняли: театр драмы показал «Театр Медеи»

Новый сезон в Академическом театре драмы имени Виктора Савина начался с экспериментов: неделю назад столичным театралам показали модернизированную версию «Свадьбы с приданым» - и пришлась она по душе не всем, в минувшую субботу зрителей удивляли спектаклем «Театр Медеи» по одноименной пьесе современного российского драматурга Клима в постановке Ларисы Ивановой. Главную – и единственную – роль в нем исполнила заслуженная артистка России Ольга Носкова.
PSV_2423.jpg
Ольге Носковой пришлось четырежды перевоплотиться на сцене, играя своих персонажей. Фото Сергея Паршукова
Для режиссера работа на малой сцене в жанре моноспектакля не в новинку: на протяжении четверти века Лариса Иванова ставит в народном театре «Фантастическая реальность», репертуар которого обычно проигрывается в камерном формате и во многом если и не состоит из моноспектаклей, то построен на монологах. Так, в 2006 году состоялась премьера «Психоз 4.48» по пьесе Сары Кейн, представляющей собой отчаянную исповедь женщины, решившейся на самоубийство (в главной роли Ирина Кечаева), изредка прерывающуюся репликами психиатра (Андрей Аксеновский). В 2008 году был поставлен «Человеческий голос» Жана Кокто – моноспектакль в чистом виде, весной этого года «Фантастическая реальность» на сцене драмтеатра показала детектив по новелле Рюноскэ Акутагава «В чаще», состоящий из нескольких монологов, транслирующих разные точки зрения на одну ситуацию. Актриса Ольга Носкова также сталкивалась с моноформой, в начале 1990-х сыграв в «Муках ада» по тому же Акутагава. В самом театре драмы тоже знают, что такое моноспектакль: в 2009 году режиссер Евгений Малафеев поставил «Вечный транзит» по лирике Александра Галича в исполнении Анатолия Федоренко, который можно было посмотреть еще в прошлом сезоне во время гастролей теперь уже московского артиста на родине.
PSV_2437.jpg
Несмотря на большой опыт всех участников нового спектакля, постановочная группа театра в успех очередного эксперимента не очень верила – то ли сказался неоднозначный отклик на «Свадьбу с приданым-2», то ли «Театр Медеи» виделся слишком уж авангардным материалом. В итоге право рассудить всех было отдано зрителям, получившим на входе анкету с единственным вопросом – «Понравился ли вам спектакль?» - и двумя односложными вариантами ответа, и приглашенным на постпремьерное обсуждение «Театра Медеи».
PSV_2416.jpg
Пьеса была написана в начале нулевых современным драматургом и режиссером Климом (псевдоним Владимира Климова), уже признанного создателем целого направления – если не системы – в театральном искусстве. На счету автора несколько десятков пьес «о театре и для театра», в которых, по оценке критики, в художественном пространстве классических текстов соединяются постмодернизм и символизм. «Театр Медеи» исключением не стал: древнегреческий миф о Медее неожиданным образом переплетается с судьбой стареющей актрисы, да так, что не всегда можно разобрать, где заканчивается одна история и начинается другая. Текст без единого знака препинания представляет собой диалог двух актрис – старой и молодой, переходящий в диалог двух Медей – до убийства и после. Пьеса написана на двоих, но Лариса Иванова возложила весь ее груз на одну актрису, и, таким образом, Ольга Носкова в одном моноспектакле играет сразу четыре персонажа.
PSV_2413.jpg
- Это новая драматургия, и отчасти она создается для того, чтобы актер мог почувствовать себя божественной марионеткой: в этом материале рассматривается не просто человек, а актриса, которая, существуя со своими ролями, проживает театр внутри себя, - дала небольшое разъяснение зрителям перед началом спектакля режиссер. - Изначально пьеса написана для двоих, но есть прецеденты, когда играет одна актриса, и мне тоже не захотелось вводить кого-то в пару Ольге Носковой, потому что она в полной мере чувствует себя и материал.
PSV_2434.jpg
Для «Театра Медеи» отвели малую сцену – так называемый «черный кабинет», расположенный в нескольких метрах от зрительного зала и на одном уровне с ним. Сценография художника Анны Репиной лаконична – черный подиум в несколько уровней, лестница, стул – трон Медеи – на нем и колесо (судьбы?) с греческим орнаментом позади. Актрисе, разыгрывающей полуторачасовой спектакль в спектакле, во время которого внимание зрителя приковано (или должно быть приковано) к ней одной, рассчитывать можно только на себя. Сделать это очевидно непросто, хотя бы потому, что автор текста снабдил его многочисленными трудноуловимыми переходами от темы к теме – любви, ненависти, мести, смерти, театре, таланте, смысле жизни и его утрате – в рамках двойного сюжета мифа о Медее и судьбы актрисы, мечтающей сыграть Медею. Ситуация осложняется наличием в тексте символики зеркала и сна как альтернативных реальностей и бездны как философской категории. И в этом смысле исполнительница шла на большой риск, поставив себя в положение, которое можно охарактеризовать выражением «или пан, или пропал». Впрочем, в точно таком же положении оказалась и режиссер.
PSV_2420.jpg
Авторы спектакля поначалу думали о том, чтобы раздать зрителям программки с кратким содержанием мифа и именами его главных действующих лиц, фигурирующих в пьесе Клима – Ясона, Пелия, Главки, Афины, Эрота и др., - чтобы облегчить восприятие постмодернистского текста. Но в результате от этой идеи отказались – пусть зритель следит за сюжетом по ходу самого сюжета. А зрителям ничего другого не оставалось, хотя, по словам некоторых из них, сначала эти переходы от одной Медеи к другой, от старой актрисе к молодой «очень бесили» - несмотря на перемены в интонациях и даже во всем внешнем виде актрисы, запутаться, кто сейчас говорит, было очень просто. Но спустя некоторое время приходит понимание, что смысл «Театра Медеи» вовсе не в отслеживании участников этого «монодиалога» с самой собой - каждый обретает его помимо прямого значения сказанного и для каждого он свой.
PSV_2424.jpg
- Для меня это попытка понаблюдать, как через текст открывается человек, как он пытается донести до публики свою сегодняшнюю боль - такие моменты меня всегда интересовали и привлекали. Почему зрителя обязательно надо брать за руку и куда-то привести? Может быть, и надо, но и этот спектакль приведет - по крайней мере, к своему пониманию точно всех приведет. В современном театре важно эмоциональное переживание: можно смотреть на сцену, все понимать, но ни за что не зацепиться, а можно смотреть и не понимать вообще ничего, но что-то тебя зацепило - и это уже здорово. Я всегда ставлю перед собой задачу попытаться сдвинуть в зрителе рамки его восприятия, привычки. Текст Клима очень провокационный, он очень рваный, непоследовательный, но при этом он все равно ведет к пониманию, зачем я живу, что я делаю и в чем моя миссия. Я считаю, это будет хороший опыт и для зрителя, и для актрисы, пусть это даже не формат академического театра, - поделилась размышлениями накануне премьеры режиссер.
PSV_2461.jpg
После премьеры состоялось обещанное обсуждение спектакля, правда, немногие зрители отважились на нем остаться, в основном, оценку «Театру Медеи» давали люди, имеющие к театру непосредственное отношение. Так, в начале дискуссии все сошлись во мнении, что спектакль этот не для широкой аудитории – но и поставлен он на малой (экспериментальной) сцене. Драматург и театральный критик Любовь Терентьева назвала его «элитарным и интеллектуальным», с ней во мнении сошлась и критик Вера Морозова, добавив, что, наконец, такой театр появился в Сыктывкаре.
- Да, это ново, необычно, но где нам еще было это увидеть? В Москву ездить? Привыкли к кондовому театру и ничего другого не воспринимаем, - поддержала эксперимент критик.
- Сначала я вообще ничего не понимала, пытаясь разобраться, кто сейчас говорит. Но потом пришла к выводу, что не это важно. Мы привыкли, что нам все подают на блюдечке, в антрактах и гардеробах обсуждаем костюмы, как актеры хорошо спели и станцевали. Я сама не против легких комедий, но, по-моему, настоящее искусство должно что-то менять в человеке, заставлять его думать, зрителя надо воспитывать. Кому-то спектакль понравился, кому-то нет, но я уверена, что каждый сейчас по дороге домой пытается разобраться в себе и в увиденном, - поделилась впечатлениями одна из зрительниц.
От разговоров от искусства вообще переходя к конкретике, зрители и критики оценили тандем режиссера и актрисы. Большое впечатление на всех произвело музыкальное оформление спектакля – Лариса Иванова пояснила, что использовала записи с греческих пластинок, - постановка света (от простого театрального луча до палящего солнца, кровавого заката и белого света звезды, сияющей над бездной) и несколько особенно драматичных мизансцен – Медея на троне и человек, со всех сторон окруженный бездной. Ольгу Носкову после премьеры не назвали разве что только гениальной, понимая, какой «титанический труд» она проделала во время работы над ролью.
PSV_2470.jpg
- Этот спектакль – даже если он пройдет всего три-четыре раза - и театр поднимет на совершенно другой уровень, - отметила Любовь Терентьева в финале диспута.
Не высказавшиеся вслух зрители оставили директору театра Михаилу Матвееву заполненные анкеты, только в одной из которых после простого вопроса «Понравился ли вам спектакль?» галочка была поставлена напротив слова «нет».
3666

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • Ярлыки розданы
    27 сент. 2015 г., 15:02:41
    Ответить
    Ну что, вот теперь все стало ясно, те зрители, кому спектакль не понравился - кондовые, не элитарные, не интеллектуальные, не желающие думать и осознавать.
    Спасибо, Комидрама!
    Ты поднялась на новую ступень, и на этом пьедестале "тупым" зрителям места нет. Ну и оставайся там в одиночестве. Или почти в одиночестве. Где столько элитарных интеллектуалов набрать в Коми? Чай не Москва, а мы тут попроще и потупей.
    Во всяком случае в этом сезоне наша троица к вам не ходок.
    • а в чём, простите, вам театр виноват?
      27 сент. 2015 г., 15:16:28
      Ответить
      не они же при входе-выходе ярлык вам раздают
      так высказались люди не театра а критикессы..
      • я такого же мнения
        27 сент. 2015 г., 15:19:41
        Ответить
        да и не вижу
        особой радости в приезжих московских театрах. артисты нашего драмтеатра честнее и умнее работают...
      • Критики и зрители
        27 сент. 2015 г., 16:10:57
        Ответить
        Критикессы высказались, а исполнитель театр.
        Критикессы полалакали , ушли уезали, зарплату получили, а театр выручку не от критикесс, а от зрителей имеет. Так что стремиться к новым вышинам все же с оглядкой на зрителей надо, а то останутся в зале одни критикессы, да и то только одинтраз на спектакль.
        • зритель
          27 сент. 2015 г., 21:52:08
          Ответить
          частый зритель этого театра
          критикесс казнить, нельзя помиловать! или кляп им в рты!!
  • Зритель
    27 сент. 2015 г., 16:21:55
    Ответить
    Все театры экспериментируют, иначе театральное искусство уже бы умерло, эксперименты это движение к развитию.
    Другое дело, что в репертуаре любого классического театра бОльшая часть репертуара должна быть все же из т.н. кондовых спектаклей, без вывертов и экспериментов над классикой и сценариями. И выбор для зрителей будет, и риски к минимуму. Удастся эксперимент, полюбится основной массе публики, включится в основной репертуар. Не понравится или не удастся, включат в ту же малую сцену для не кондовых, или вообще снимут.
    И все довольны, и для кассовых сборов не опасно.
    Или уж менять профиль театра сугуботна экспериментальный, так будет честнее по отношению к зрителю.
    А актеры наши да, очень хорошие. Но они люди подневольные, что руководство театра решит, то и будут играть, и играть именно так, как режиссером задумано.
  • Обо всем в статье рассказали,
    27 сент. 2015 г., 19:07:56
    Ответить
    а самое главное,
    как играла единственная актриса спектакля в двух словах. Гениальной чуть не назвали и тд. Это на мой взгляд неуважение. Ведь это был труд всего двух людей: режиссера и актрисы. И в основном наверное все же актрисы.
    Непонятно, удалось ли актрисе что-то, на что нам стоит посмотреть, или не удалось. И не стоит тратить времени.. Видел О.Носкову в других спектаклях. По-моему ей за дело присвоили звание. А тут практически ни слова...
  • 111
    27 сент. 2015 г., 23:21:29
    Ответить
    Дожили... Иванова - не профессиональный режиссер ставит спектакль в АКАДЕМИЧЕСКОМ театре драмы. Это что, работа нового главрежа? Или Матвеев совсем страх потерял? Хотя перед кем! Министр всё равно ни х@ена не понимает в искусстве.
  • Ольга
    28 сент. 2015 г., 1:12:54
    Ответить
    В каком это Вам сне приснилось, что Иванова - не профессиональный режиссёр? Образование соответствующее, стаж огромный, оригинальность мысли и постановки - не занимать. Фантреальность многие годы даёт возможность нам, провинциалам, прикоснуться к современной драматургии в нестандартном режиссёрском решении.И это показатель ещё существующей культуры в нашем северном крае. То, что теперь и академический театр рискнул сделать шаг вперёд - это ещё один повод порадоваться нашей не такой уж и дремучести, как о ней обычно везде говорят. и это повод дала именно Лариса. Восхищаюсь и вдохновляюсь
    • Мария
      28 сент. 2015 г., 22:21:01
      Ответить
      Хочу уточнить: образование заушное? я правильно понимаю? Режиссер самодеятельный?
  • Эн
    06 окт. 2015 г., 10:13:05
    Ответить
    спектакль" Театр Медеи"
    Была на спектакле. Впечатления? Игра актрисы хороша, Но спектакль это не игра ради игры. Он обращен к зрителю. Какие мысли , чувства хотели донести режиссер и актриса? В чем " рациональное" эмоциональное зерно?
    Сыграть для самих себя и критиков? Стоит ли? Зачем тогда зритель ? Повод "знающим критикам " дать этому " неразвитому "зрителю оплеуху и сказать .-Мы выше вас всех, мы доросли до подлинного искусства. Плохо "господа знатоки".
  • Михаил Таткин
    03 февр. 2016 г., 10:35:58
    Ответить
    А что за мода здесь писать под псевдонимами? Это только одному мне подозрительно?:)