Сергей Летов исполнил в Сыктывкаре «щадящие» пьесы и этно-импровизации
В ЦДК «Октябрь» отыграли концерт, посвященный памяти композитора Сергея Курёхина, фри-джазовый музыкант, саксофонист Сергей Летов и сибирская этно-певица, виртуоз цимбал Анастасия Маслобоева.
Сергей Летов работал с группами «Гражданская оборона», в которой пел его младший брат Егор Летов, «ДК», «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», сотрудничал с цыганской певицей Валентиной Понамаревой, фронтменом группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей, немецким музыкантом Бликсой Баргельдом и многими другими. Сергей также писал музыку к постановкам Театра на Таганке, МХАТа, является публицистом и автором музыкальных сопровождений к немым фильмам. В том числе музыкант известен своим сотрудничеством с композитором-авангардистом Сергеем Курёхиным и его оркестром «Поп-механика». Творчеству именно этого музыканта и было посвящено первое отделение вечера.
Два года назад Сергей Летов уже посещал Сыктывкар с концертной программой в честь музыканта-электронщика Ивана Соколовского.
– В тот раз в одной из пьес у меня активно использовались шумы, и в этот момент примерно четверть аудитории покинула зал. Поэтому сегодняшняя программа будет достаточно щадящая и популярная, – обнадежил зрителей Сергей Летов. Первое отделение концерта действительно состояло из довольно легких для восприятия пьес. Во время игры саксофониста на экране транслировались психоделические картины в духе обложек альбомов группы PinkFloyd: сначала зрителю показывали спиральные лестницы, сцены, насыщенные кислотной палитрой красок, и античные статуи, а под конец композиций появлялись спокойные горные долины и северное сияние. Видеовставки принадлежат сыктывкарскому виджею Тарасу Гешу и режиссеру театра «Фантастическая реальность» Евгению Буткину.
После трех пьес Сергей стал настраивать midi-контроллер, готовясь к новой песне. Но неожиданно раздались английские слова «Ilike music, and music is my life», которые произнес в одном из интервью восторженный и ироничный голос Сергея Курёхина. Но Сергей Летов пока не стал включать фонограмму этого интервью и перешел к следующей сладкой жизнерадостной мелодии, которая несколько напоминала музыку из советских мультфильмов. На экране во время исполнения зрители видели разнообразных насекомых, советские рубли, Чарли Чаплина и падающий дирижабль.
После этого музыкант все-таки включил фрагмент интервью Сергея Курёхина, в котором композитор-авангардист рассказывает иностранным журналистам о своих музыкальных предпочтениях, явно подшучивая над ними. В частности, Курёхин шутливо говорит, что ему очень нравятся творчество Чайковского и рэп. А после Сергей Летов поведал собравшимся о тезке:
– Я в своей жизни очень многим обязан Сергею Курёхину. Когда-то он нашел меня – инженера, который приезжал в Ленинград в командировку. Наша дружба продолжалась до самой его смерти, совместные альбомы, первая поездка за границу у нас была вместе. Короче, много меня с этим человеком связывает.
Сергей Летов исполнял музыку Курёхина не только на саксофоне, но и на midi-контроллере YamahaWX-5, который прекратили производить в прошлом веке. Благодаря этим инструментам звуковая палитра вечера была достаточно разнообразной. Если на саксофоне Сергей играл легкие и игривые мелодии, то на midi-контроллере исполнялись тревожные и угрожающие пассажи, как в шпионских боевиках.
На концерте собрались в основном солидные зрители, однако были и пары помоложе, пришедшие с детьми 3-4 лет. Самые маленькие слушатели совсем не хотели обращать внимания на концерт, поэтому они играли в «войнушки», пролезали под стульями и кривлялись друг перед другом. Когда нарушителей тишины увели из помещения родители, зал даже зааплодировал этому событию.
Во втором отделении концерта на сцену поднялась певица Анастасия Маслобоева, родом из Восточной Сибири. Певица сразу же приступила к гипнотическому пению этно-вокализов, а затем перешла к игре на цимбалах, которые внешним видом напоминали очень большие гусли. Звук на них извлекался с помощью ударов небольшими палочками по натянутым струнам. На концерте Анастасия сыграла на еще одном экзотическом струнном инструменте, – кельтском псалтерионе. На нем певица играла маленьким смычком. Композиции Анастасии были тихими, сдобренными её сильным голосом и оттенками фолковой и этно-музыки, а также она преподнесла публике две русские народные песни. Вскоре к миниатюрной артистке присоединился Сергей Летов. Вместе они сыграли несколько импровизаций в стилях фри-джаз и этно-фолк.
– У нас с Анастасией пока совместных проектов нет. У нее есть свой стиль, а я подстраиваюсь, как могу, – деликатно заметил саксофонист. Вместе они преподнесли зрителям пять композиций.
Под конец вечера музыканты поклонились, а Сергей сделал небольшое «коммерческое объявление»:
– Я привез с собой диски, а вот Анастасия не взяла их с собой. Но, наверное, в следующий раз возьмет. Я привез два компакт-диска и один DVD, вон за тем столиком стоит человек с кольцом в носу, у него можете дисками поинтересоваться.
В продаже были доступны запись концертного совместного выступления Сергея Летова с шоуменом группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей, альбом квартета «Саксофонная Мафия» и редкий диск «Fuckthesystemjazz», записанный дуэтом с бывшим бас-гитаристом группы «ДДТ» Вадимом Курылевым.
После концерта Сергей Летов и Анастасия Маслобоева около получаса общались с журналистами. На пресс-конференции Анастасия рассказала о впечатлениях от сыктывкарской публики, своем творческом пути и языках, на которых поет, а Сергей поведал о совместном проекте с Олегом Гаркушей, о судьбе музыкального издания «Пентаграмма» и о современных концертных помещениях. Вот несколько фрагментов беседы с музыкантами:
Анастасия Маслобоева о сыктывкарской публике:
– У меня положительные впечатления. Я даже не думала, что северный народ сможет воспринимать такую музыку. Отклик всегда чувствуется, от этого приходит вдохновение. Мое первое впечатление самое прекрасное.
А. М. о языке своих песен:
– Несколько песен были на русском языке, а остальные – это просто вокализы. То есть здесь языка, как такового, нет.
А. М. о творческом пути:
– Я из Иркутской области, моя семья музыкальная, все самоучки. Официально музыкального образования у меня нет, потому что мои родители не хотели отдавать меня в музыкальную школу. Они не хотели, чтобы мое творчество загонялось в какие-то рамки, поэтому они дали мне возможность свободно импровизировать.
Сергей Летов об издательстве «Пентаграмма»:
– Оно умерло. Я уже давно утратил к этому интерес. Лет пятнадцать этого издания уже не существует, а в «Википедии» в информации обо мне до сих пор в первую очередь написано «издатель «Пентаграммы»». Это давно уже пора убрать. Мне нравятся концертные выступления, а в работе на записи я как-то не вижу, не ощущаю зрителей.
С. Л. о концертных помещениях:
– Сейчас концерты переместились в предприятия общественного питания, где приходят люди напиться, обкуриться и так далее. Приходят туда в основном посетители клубов. Клубы ведь созданы не только для того, чтобы человек пришел и музыку послушал, а главное, затащить человека в какую-то ситуацию, чтобы он пришел в определенное состояние, потратил какое-то количество денег. Это вытеснение современной музыки в клубы – просто большое свинство. Такие места мне не нравятся, это ситуация определенного дискомфорта.
С. Л. о дуэте с Олегом Гаркушей:
– Это очень дорогой проект…для Гаркуши. Редкий случай для Гаркуши, он просит меня: «Сергей, ты человек очень мягкий, если будут поступать предложения, вали все на меня». Я даю контакты Гаркуши, его телефоны, он интернетом не пользуется. Люди к нему обращаются, Гаркуша озвучивает, сколько стоит его выступление. Ему сразу же отвечают: «У нас таких денег нет». Поэтому за половину этой суммы я готов выступить один (смеется). Но на самом деле это возможно. Свое концертное выступление мы записали в Петербурге, причем мы выступали в Петербурге дважды. Выступление с Гаркушей – это завораживающее зрелище. Оно просто очень хорошо должно помогать психотерапевтам, оно такое «трансообразное». Просто мы договорились, что я занимаюсь художественными вещами, музыкой, а Гаркуша берет на себя организацию.
Комментарии (5)
Зал небольшой, обстановка, можно сказать, камерная. Дичайшее неуважение к зрителям, да что там к зрителям - к исполнителям! Два часа беготни, топота, смеха и шкрыганья стульями!!! Организаторы, не пускайте больше этих людей в зал!