Кандидат юридических наук Ксения Коробко: «Юридическая клиника СГУ оказывает помощь всем физическим лицам, независимо от их статуса»
Министерство образования и науки России предпринимает ряд мер по повышению качества юридического образования. В их числе — создание на юридических факультетах так называемых «юридических клиник», где на практике, оказывая бесплатную правовую помощь, студенты будут совершенствовать свои навыки. В Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина юрклиника работает с 2000 года, за это время ее сотрудниками оказана помощь сотням клиентов. Заведующая кафедрой гражданского права и процесса, кандидат юридических наук Ксения Коробко рассказала БНК о работе вузовского подразделения.
- Почему такая структура, как юридическая клиника, функционирует на базе университета?
- Существует федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в соответствии с которым эта помощь может оказываться в юридических клиниках при образовательных организациях высшего образования. И наш университет, являясь крупнейшим вузом республики, безусловно, должен отвечать этим требованиям.
- Клиника работает уже 15 лет. Можно говорить о том, что в последние годы она активизировалась? Раньше о ней практически не было слышно.
- Раньше этому направлению уделялось меньше внимания и на федеральном уровне. Но потом полномочия по контролю за деятельностью в сфере бесплатной юридической помощи были переданы Минюсту, который активизировал свою деятельность, и мы, соответственно, тоже. Кроме того, мы выиграли республиканский конкурс, что стало толчком к развитию и увеличению объемов консультирования в рамках оказания бесплатной юридической помощи. Также мы заключили соглашение с Общественной приемной главы республики, что опять же повлияло на увеличение числа обращений к нам. Теперь, помимо непосредственного консультирования, которое происходит как в устной и письменной форме, так и дистанционно - через интернет, - мы хотим развивать еще одно интересное направление — публикацию вопросов и ответов на коми языке. Несколько мы уже выложили на сайт и планируем развивать это направление дальше, скорее всего, будем обращаться к специалистам по национальной филологии за помощью: юридический язык очень тяжело перевести со ссылками на нормы права, так что пока обдумываем, как мы это будем делать.
- Насколько быстро клиенты могут получить помощь в клинике?
- По регламенту, если вопрос средней сложности, мы можем ответить сразу, если необходимо составление правового документа — жалобы, заявления, ходатайства, — в течение недели готовим документы и повторно приглашаем клиента. Стараемся все делать оперативно.
- Юридическая клиника также является практической базой для студентов. Они и занимаются оказанием правовой помощи?
- Студенты, безусловно, консультируют, но под руководством преподавателей кафедры гражданского права и процесса, кандидатов наук. По положению, куратором может быть преподаватель, имеющий стаж практической деятельности не менее пяти лет, у каждого из нас стаж более десяти лет. Преподаватели всегда присутствуют на консультациях, проверяют документацию, которую составляют студенты, задают клиентам дополнительные вопросы, если студенты что-то упустили. После этого происходит обобщение, студентам даются поручения. В среднем в течение трех дней они готовят задания, затем преподаватель их проверяет и при необходимости корректирует.
- Наверное, не всегда на студентов можно положиться: как и на занятиях, они, например, могут что-то пропустить, куда-то «пропасть». Что в этом случае будет с делом обратившегося?
- Таких ситуаций не бывает: студентам дается три дня на выполнение задания, если за это время они не смогли подготовить ответ, то в работу включается преподаватель.
- А вообще, студенты чувствуют ответственность?
- Конечно, тем более к работе в юридической клинике привлекаются не все. В нашем вузе — первом в республике — юридическая клиника введена как дисциплина. То есть на третьем курсе все студенты изучают основы работы в юрклинике: правовые, этические, учатся ведению интервьюирования, анализу. После того, как курс пройден, наиболее подготовленные студенты остаются в юридической клинике и практикуются дальше.
- Кто к вам чаще всего обращается и с какими проблемами?
- Контингент очень разный: обращаются мужчины и женщины, пенсионеры, инвалиды. Больше всего споров возникает по жилищным вопросам, потому что это споры сложные с правовой точки зрения и дорогостоящие - если юристы берутся за них, то это оказывается очень накладно, а мы оказываем помощь бесплатно и квалифицированно. Также к нам обращаются с семейными, трудовыми спорами, вопросами по праву социального обеспечения. Юридическая клиника не оказывает консультирование только по вопросам в сфере уголовного права.
- Студенты СГУ обращаются?
- Студенты бывают редко, видимо, потому что у молодежи накапливается не так много правовых вопросов, как у граждан среднего и пожилого возраста. Зато преподаватели иногда обращаются за помощью.
- Откуда люди узнают про юридическую клинику?
- С сентября мы начали активно сотрудничать с Общественной приемной главы, которая проводит серьезную работу по информированию граждан о проведении консультаций. Мы выпустили несколько информационных буклетов и раздаем их в центрах занятости населения, других социально значимых учреждениях. Информация о нас есть на сайте министерства труда и социальной защиты РК.
- Не хотите заняться еще и просветительской работой, например, начать общественные лекции?
- На сайте университета в разделе клиники мы открыли рубрику «Вопрос — ответ», в которой ежемесячно выкладываем информацию по разным отраслям права — семейному, жилищному, наследственному, по защите прав потребителей. Лекций пока не проводим, потому что определиться с целевой аудиторией непросто.
- Были случаи, когда вам приходилось обращаться за помощью в решении вопроса к практикующим специалистам, не преподавателям? Вы сотрудничаете с Ассоциацией юристов России, они вам помогают?
- С Ассоциацией мы сотрудничаем в рамках других направлений работы. Что касается правовой помощи, то всегда участвуем в днях бесплатной юридической помощи, которые проводит Ассоциация юристов России на республиканском уровне. Таких вопросов, которые мы бы не смогли решить, не было. Более того, многие к нам возвращаются уже по другим поводам, есть постоянные клиенты - мы всех рады видеть и заинтересованы в том, чтобы граждане повышали уровень своей правовой грамотности. В законе «О бесплатной юридической помощи в РФ» содержится перечень категорий граждан, которым мы обязаны помогать, то есть некоторым мы можем и отказывать, но этого не делаем: мы оказываем правовую помощь всем физическим лицам, которые к нам обращаются.
- Не сталкивались с проблемными клиентами, которые атакуют вас регулярно и по любому поводу?
- Нет, такого не было. Главное - найти к человеку подход, если корректно и обстоятельно побеседовать, то все адекватны.
- Вспомните самый трудный случай за время работы в юридической клинике.
- Самый трудный - не знаю, но вот только сегодня на приеме была женщина - беженец из Донбасса, она ожидает второго ребенка и обратилась к нам с вопросом, какие социальные выплаты ей положены. Дело действительно сложное, касается правового статуса ребенка, который здесь родится, правового статуса самой женщины.
- Принимаете только по четвергам?
- Так складывается, что объем вопросов набирается к четвергу, но при необходимости мы переносим консультации на другие дни недели, чтобы людям не приходилось долго ждать — иногда вопросы требуют оперативного ответа. Сейчас очереди у нас нет, например, всех, кто был записан на этой неделе, уже приняли. В среднем, за неделю к нам приходит 12 человек.
- Консультации проводят три преподавателя, не планируете расширение состава специалистов клиники?
- Пока специалистов хватает, если будем выходить на более серьезный уровень — например, консультирование по скайпу, - возможно, что-то надо будет изменить, а пока мы работаем в таком составе. Но это не значит, что мы не планируем развиваться: в ближайшее время активнее займемся правовым просвещением, выпустим буклеты, касающиеся медицинского и жилищного права - с ними связано большое количество вопросов — и по защите прав потребителей. Продолжим работу с размещением информации на нашем сайте.
– У вас есть информация, как часто клиенты, с которыми вы работаете, в итоге добиваются положительных результатов?
- К сожалению, клиенты не всегда сообщают о результатах дела, но по тому, что мы можем отследить, думаю, мы работаем эффективно. Клиенты к нам возвращаются неоднократно - уже с новыми вопросами, - значит, помощь оказалась нужной и качественной и люди смогли добиться желаемых результатов.
Комментарии (0)