content/news/images/46283/ANT_1791_mainPhoto.jpg
10:30, 23.01.2016 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре впервые исполнили симфонию потомственного мясника

В пятницу в Государственном театре оперы и балета состоялся третий симфонический концерт оркестра театра под руководством главного дирижера Азата Максутова. В пятничный вечер любители классической музыки имели возможность впервые послушать чешского композитора Антонина Дворжака в программе «Славянская душа». В первой части концерта на виолончели солировал московский музыкант Сергей Суворов.

В Сыктывкаре впервые исполнили  симфонию потомственного мясника
Фото Николая Антоновского

Концерт с программой «Славянская душа» стал первым в этом году симфоническим вечером. Благодаря гранту главы республики оркестр смог добрать в свой состав еще семь инструментов: трубу, тромбон, флюгельгорн, две скрипки, альт и виолончель, а также запланировать в течение года четыре симфонических программы с приглашением столичных солистов.

Председатель Союза композиторов республики Михаил Герцман, приветствуя публику, заметил, что благодаря симфоническому оркестру в городе изменилась атмосфера, а регулярные симфонические концерты были его вековой мечтой.

ANT_1818.jpg

Делая традиционный экскурс в историю музыки, председатель Михаил Герцман озадачил зрителей неожиданным вопросом.

- Если попытаться представить себе что-то самое далекое от музыки, то что это может быть? Мне кажется, что самое далекое - это скотобойня. Ну, или, может быть, мясной отдел в трактире. Звучит парадоксально, но именно такая судьба была уготована юному Антонини Дворжаку, когда он родился в семье Франтишека Дворжака в одном маленьком городишке Чехии, которая в ту пору была Австро-Венгрией. Отец, дед и прадед Дворжака были мясниками, а как только Антонини подрос, ему подарили фартук мясника, - разрешил интригу конферансье.

ANT_1735.jpg

Однако отец Дворжака был не только мясником, но еще и играл на цитре - щипковом инструменте наподобие гуслей. Сам Антонини был очень послушным и готовился к карьере мясника, но в семь лет, когда мальчика отдали учиться, в школе параллельно с грамотой он стал изучать музыку. Уже в подростковом возрасте он едет продолжать обучение на мясника, но параллельно начинает серьезно интересоваться музыкой и в 14 лет поступает в органную школу в Праге. Окончив школу, он перебивается работой в ресторанном оркестре, пишет первую шуточную оперу «Король и угольщик», партитура которой попадает к известному чешскому музыкальному деятелю Яну Прохазке и ставится на сцене театра в Праге. Пять лет подряд Дворжак становится стипендиатом «министерства культуры» того времени, благодаря чему сначала берет в аренду, а потом приобретает рояль и может спокойно заниматься, писать музыку и становится известным композитором.

ANT_1759.jpg

Оба произведения, заявленные в программе концерта, были написаны Дворжаком в США, куда его пригласили работать.

В первом отделении прозвучал концерт для виолончели с оркестром №2 си минор.

- Начинается это произведение с маленькой попевки, казалось бы, простой, но из этой славянской интонации Дворжак мастерски делает настоящее симфоническое произведение, - проанонсировал произведение Михаил Герцман.

О московском солисте председатель Союза композиторов сообщил, что он является множественным лауреатом международных конкурсов.

- Этот исполнитель окончил высший музыкальный колледж Лондона, причем, что интересно, учился он у знаменитого болгарского виолончелиста Стефана Попова, который окончил Московскую консерваторию по классу прадеда самого же Сергея Суворова, - провел параллели преемственности Михаил Герцман.

ANT_1854.jpg

Во втором отделении концерта звучала симфония №9 или (№5), которая также имеет подзаголовок «Из Нового Света» - это первое произведение, которое написал Дворжак за океаном.

- Он показал американской публике, что такое настоящий симфонизм. Многие думают, что симфонизм - это произведение для симфонического оркестра, но это совсем не обязательно. Симфонизм - это метод музыкального мышления. Когда берется какая-то единица, интонация, и из нее вырастает произведение. Это и есть симфонизм, в основе которого лежит развитие музыкального материала, - пояснил председатель Союза композиторов.

Перед началом второго отделения ведущий концерта напомнил, что после частей музыкального произведения аплодировать не положено. Как показало первое отделение, объявить это нужно было еще перед началом концерта, однако даже сделанное вовремя предупреждение отключить телефоны не подействовало: в самых тихих местах или в момент соло столичного виолончелиста из зала раздавались трели мобильных рингтонов.

ANT_1880.jpg

- В симфонии четыре части - между частями не хлопают. Когда эта симфония впервые исполнялась в Америке, маловысокообразованная американская публика аплодировала после каждой части, вынуждая композитора вскакивать и раскланиваться, что было очень неприлично, - рассказал очередную историю ведущий концерта и снова обратился к теории музыки. - Симфония начинается достаточно сдержанным вступлением, оно развивается в главную тему, которая пройдет через все части - и в каждой будет напоминание о ней.


Напомним, всего за 2016 год оркестр театра оперы и балета подготовит четыре симфонические программы с участием приезжих солистов, которые покажет в Сыктывкаре: в апреле оркестр представит Бетховена, на май запланирована программа «Русский гений», а к осени - программа «Европейский романтизм». Две программы отправятся на гастроли в Ухту.

2885

Комментарии (14)

Добавить комментарий
  • сыктывкарец
    23 янв. 2016 г., 10:56:59
    Ответить
    Был на концерте. Чуть -чуть о нём. Наши музыканты в очередной раз выдержали
    экзамен. Они постоянно играют в оркестровой яме и выход на сцену это конечно
    новые ощущения звука , плеча коллег. Другое волнение. Для этого нужно как можно чаще
    играть на сцене и репетировать. Не буду говорить банальности о величии Дворжака и т.д.
    Музыка красива. Приятно было слушать профессионального виолончелиста, всё сделано
    как надо,ему чётко аккомпанировал Азат Максутов и оркестр следовал за рукой
    дирижёра. Но вот, что показалось с места где я сидел. Оркестр форсировал звук. Во втором
    отделении это было слышно особенно. А ведь при форсировании звука уходит мягкость,
    теряется контроль над интонацией, плохо слышно коллег. При чём у нас в театре из-за
    акустики уже давно практикуется подзвучка. И звукорежиссёры достойно с ней
    справляются. Пожалуй это самая большая ложка дёгтя в этом концерте. Играть громко
    уже давно не считается достоянием. Как раз наоборот. Но в целом понравилось.
    Признательность и благодарность всем участникам концерта, дальнейших успехов.
    И это моё личное мнение, у кого-то оно может быть другим. Пожалуйста, высказывайтесь.
  • Музыкант
    23 янв. 2016 г., 12:03:22
    Ответить
    Неведомый автор репортажа явно ослышался, приписав ведущему концерта слово "подпевка", хотя тот явственно произнёс слово "попевка". А "подпевками" называют бэк-вокал (пение "за спиной" поп-солиста). И ещё. Словом "конферансье" принято называть ведущих концертов поп-музыки, а концерты академической музыки ведут музыковеды. Что и было на описываемом концерте. .
  • 3
    23 янв. 2016 г., 12:54:01
    Ответить
    Флюгельгорн, исправьте.
    Отправлено из мобильной версии
    • Редакция
      23 янв. 2016 г., 13:02:47
      Ответить
      Спасибо! Поправили
  • упехов оркестру!
    23 янв. 2016 г., 13:01:42
    Ответить
    знакомьте публику с симфонической музыкой, приглашайте солистов. Буду ждать в Сыктывкаре скрипача Графа Муржу.
    И ещё. Спасибо за всё М.Герцману, но пора, давно выводить на сцену новых ведущих концертов. Музыковед это будет или музыкант-инструменталист владеющий словом, главное, чтобы его слова о музыке западали в душу слушателям.
  • желаю оркестру
    23 янв. 2016 г., 13:31:07
    Ответить
    иметь хороших спонсоров, которые могли бы оплачивать приезды в город новых солистов.
  • В теме
    23 янв. 2016 г., 15:05:24
    Ответить
    Ребята, проверяйте информацию - не было на сцене флюгельгорна:-))))
    Отправлено из мобильной версии
  • слушатель концерта
    23 янв. 2016 г., 17:32:38
    Ответить
    может быть всё-таки ТУБУ, а не трубу...
  • слушатель
    23 янв. 2016 г., 17:34:11
    Ответить
    И аккомпанировал не чётко,а чутко!
    • В теме
      23 янв. 2016 г., 19:50:21
      Ответить
      Не, тут верно:-)) Трубу
      Отправлено из мобильной версии
  • за вечер, наполненный эстетическим волнением
    23 янв. 2016 г., 18:39:29
    Ответить
    огромная благодарность. Оказалось, что мне нравится слушать симфонический оркестр. Виолончелист С. Суворов как-то для меня не ярким воспоминанием остался. Для М.Герцмана следует определять регламент, иначе говорильня не о музыке, а о мясниках будет бесконечной. не ошибусь, если замечу, что у большинства в зале в памяти осталось только о том, что что-то там сочинил мясник, а Герцман уронил скупую слезу. В следующий раз, будьте любезны, только о творчестве. Мы за этим идем в театр. Благодарность А. Максутову как идеологу подобных концертов)))
  • лждэ
    23 янв. 2016 г., 21:12:29
    Ответить
    Antonin Дворжак, не Антонини. Вообще, почему так непрофессионально пишут о музыке? Закажите студенту- напишет лучше. Никаких своих мыслей, только тупое изложение.
  • Владимир
    23 янв. 2016 г., 21:25:36
    Ответить
    Оркестр приятно удивил. Буду следить за репертуаром. Обязательно пойду в следующий раз.
  • Было
    23 янв. 2016 г., 22:30:09
    Ответить
    много молодежи.Концерт понравился.