content/news/images/46494/Glava_prav_zakup_04_mainPhoto.jpg
11:51, 28.01.2016 / ЭКОНОМИКА

Новости партнеров: «Центробежная сила»

Муниципальные закупки в Коми будут проводить централизованно. Соответствующий указ подписал 19 января врио главы региона Сергей Гапликов. Предполагается, что таким образом можно будет не только оптимизировать расходы, но и повысить их прозрачность, пишет сегодня газета «Республика».

Новости партнеров: «Центробежная сила»
По мнению министра финансов Коми, централизация поможет отсеять недобросовестных поставщиков. Фото "Республики"

На первый взгляд ничего удивительного в появлении такого указа нет: федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дает возможность субъектам Российской Федерации самим определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципалитетов.

Но другие регионы воспользоваться таким правом, мягко говоря, не спешат, и применяется практика централизованных закупок обычно точечно, по определенному направлению.

Glava_prav_zakup_06.jpg

Например, для закупки учебной литературы, топлива для муниципальных котельных. В общем, в тех случаях, когда либо выгода налицо (учебники в школах в основном одни и те же – проще приобрести их крупным оптом), либо когда муниципальное образование с задачей не справляется, прослеживается коррупционная составляющая, заказы получают «свои люди».

Так что за опытом нашего региона явно будут следить очень пристально, прикидывая, можно ли его использовать на других территориях.

Почему в Коми решились на введение практики централизованных закупок? Можно предположить, что причин целый комплекс. Например, из-за целого ряда коррупционных дел муниципальных чиновников. Еще одним поводом для появления указа «О централизованных закупках товаров, работ, услуг», возможно, стала ситуация со строительством домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Подрядчики в некоторых муниципалитетах для этих целей были выбраны далеко не лучшие, даже наоборот.

Небрежность муниципалитетов в распоряжении бюджетными средствами отмечалась не только в строительстве жилья. Прошлой весной и в начале лета министр финансов Коми Галина Рубцова приняла участие в нескольких рабочих поездках руководства региона по муниципалитетам, ее выступления перед районными чиновниками производили оглушительный эффект. После приводимых министром ярких примеров того, как «умело» на местах распоряжаются казенными деньгами, на недостаток финансирования со стороны республики сетовать было уже как-то неприлично.

Еще одна причина централизации закупок в Коми тоже очевидна: экономическая ситуация в стране нестабильна, все дорожает, а приобретать что-либо большими партиями прямо на производстве, минуя посредников, гораздо выгоднее.

Сам указ достаточно короткий, основная суть в двух пунктах. Первый предполагает принятие комплекса мер для поэтапной централизации закупок для государственных и муниципальных нужд, второй – поэтапное формирование единого заказчика при осуществлении строительства за счет средств капитальных вложений в объекты государственной собственности республики.

Предполагается, что система централизованных закупок для муниципальных нужд в регионе начнет работать с марта. Хотя за оставшийся месяц весь этот немалый объем муниципальных направлений к одному республиканскому знаменателю привести гиперсложно.

На прошлой неделе централизация закупок обсуждалась на оперативном совещании правительства региона. Галина Рубцова подробно рассказала о новом порядке организации закупок. Централизация будет обязательным условием предоставления из республиканского бюджета муниципалитетам межбюджетных трансфертов и субсидий на закупку тех или иных товаров или услуг с максимальной начальной ценой контракта свыше 250 тысяч рублей. То есть, если речь идет о сумме не меньше чем в четверть миллиона рублей, определять поставщиков, подрядчиков будут на республиканском уровне.

К трансфертам, по которым будет осуществляться централизация, на данный момент относятся субсидии на обеспечение мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилья, субсидии на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности, субсидии на содержание и оборудование ледовых переправ, зимних дорог муниципального значения, содержание, ремонт и реконструкцию дорог местного значения.

По каким именно направлениям будут централизоваться закупки, стало ясно из слов Галины Рубцовой, которая предупредила региональные минстрой, минприроды, минкультуры, минспорта, минсельхоз и минобраз, что им до 1 февраля нужно внести изменения в правила предоставления межбюджетных трансфертов. Причем, как выяснилось, по отраслям образования и спорта с физкультурой грядущие изменения уже были учтены еще на этапе согласования госпрограмм на 2016 год.

Работать система закупок станет так: муниципалитет будет формировать заявку, направлять ее на согласование в орган исполнительной власти. Допустим, если речь идет о строительстве дома, то в минстрой Коми. Там, в свою очередь, заявку рассмотрят и, если согласуют, отправят в минфин региона, ставший уполномоченным органом на определение поставщиков и подрядчиков. Министерство на основе собранных заявок сформирует конкурсные документацию и комиссию, разместит информацию об аукционе в единой базе.

Потом будет заключен муниципальный контракт, приниматься выполненная работа будет тоже на уровне муниципалитета.

Галина Рубцова рассказала, что в 2015 году проводился выборочный мониторинг деятельности администраций муниципалитетов по ведению закупок на сумму более одного миллиона рублей.

– Конечно, охватить мониторингом все закупки просто невозможно, но те единичные случаи, что мы рассматривали, выявили множество недостатков. Практически ни одна закупка не была проведена по тем нормам, что определены 44-м законом, в основном все осуществлялись муниципальными образованиями с нарушениями, – заявила министр финансов.

По ее мнению, централизация, как минимум, позволит повысить качество конкурсной документации и отсеять недобросовестных поставщиков.

Министр напомнила присутствующим о неоднократных фактах подписания муниципальными чиновниками актов выполненных работ, которые на деле были не выполнены. И это одна из причин минимизации объема субсидий, отправляемых на муниципальный уровень. При формировании бюджета средства будут как можно больше централизовать. И уже в этом году строительство общеобразовательной школы в Сыктывкаре за счет привлечения средств федерального бюджета будет производиться в государственную собственность, а потом ее передадут в муниципальную.

Что же до второго пункта указа, касающегося появления единого заказчика при строительстве объектов в госсобственности, то реализовать это будет минстрой Коми. Под его «крылом» уже есть два учреждения – «Инвестстройцентр», который выступит заказчиком в области строительства зданий, и «Управление автомобильных дорог», в ведении которого ремонт, содержание и строительство дорог. Эти учреждения и должны, судя по всему, стать «материалом» для создания единой службы заказчика.

Glava_prav_zakup_03.jpg

– На федеральном уровне уже почти год обсуждается вопрос создания единой службы заказчика. Пока министерство строительства и ЖКХ находится в процессе формирования идей на эту тему. Я думаю, что нам не стоит ждать результатов работы на федеральном уровне, а просто решить эту задачу и показать определенную динамику в этом вопросе на территории региона, – прокомментировал создание единой службы Сергей Гапликов. – В каждом министерстве, особенно в социальной сфере, есть специалисты, которые знают нормативы, правила, соответствующие требования к зданиям и сооружениям, но как строить – это уже не дело ни минобразования, ни минкультуры, ни министерства здравоохранения. Не загружать несвойственными функциями специалистов, которые должны заниматься только профильной работой, – это тоже наша задача.

Кроме того, врио главы высказал надежду, что с централизацией закупок улучшится ситуация с соблюдением строительных норм и правил, не будет случая закупки «вредных» материалов, и сэкономить тоже удастся.

– Ни для кого не секрет, что если у нас есть десять одинаковых позиций, закупаемых в разных местах, то в силу разных обстоятельств, деля объемы, мы получаем иногда сильно разнящиеся ценовые параметры, – отметил руководитель региона.

В финале Сергей Гапликов поблагодарил коллег за оперативную работу по претворению в жизнь его указа: прошло всего несколько дней, а необходимые положения уже разработаны.

Наталия Гуревская, руководитель республиканского управления Федеральной антимонопольной службы России:

KAB_9078_prev_original.jpg

– Я считаю, что централизация крупных закупок для муниципалитетов – это правильно. Дело в том, что на местах зачастую не хватает специалистов, которые могут профессионально работать в этом направлении. Отсюда и неправильно оформленная конкурсная документация, и прочие нарушения. Вспомним хотя бы все эти истории с недостроенными детскими садами. Поэтому логично передать крупные закупки, когда речь идет о строительстве домов, социальных объектов, дорог, на республиканский уровень, где вся эта система хорошо отлажена. Думаю, это действительно позволит повысить прозрачность закупок, справиться с рядом других проблем.

2752

Комментарии (14)

Добавить комментарий
  • Всеобщий одобрямс!
    28 янв. 2016 г., 12:09:10
    Ответить
    Централизация закупок в объявленной форме это нарушение конституционного строя - еще один гвоздь в гроб местному самоуправлению.
    Теперь, чтобы администрации какой-нибудь Малой Пысы купить пачку "Снегурочки" для подготовки отчета Гапликову, надо будет звонить в Сык и просить учесть их заявочку на следующий год, потому что в этом году уже все тендеры проведены и бюджет сформирован.
    Борьба с коррупцией? Ха-ха-ха, не смешите тапочки Васильевой!
    Теперь лоты станут крупнее и вкуснее. Ну а кто выиграет - узнаем лет через пять когда будет ликвидирована очередная ОПС Гапликова или ОПС Пупкина.
    И последнее - что там о долгами республики перед поставщиками и исполнителями за уже выполненные закупки и работы?
  • 999
    28 янв. 2016 г., 12:23:26
    Ответить
    Верните фин.управления обратно в Минфин и такого безобразия не будет
    • 1
      28 янв. 2016 г., 13:29:30
      Ответить
      и нарушите бюджетный кодекс
  • наблюдатель
    28 янв. 2016 г., 13:11:59
    Ответить
    вот и возврат к ссср и к планированию, но кто-то и для чего -то принимал решение о закупках на местах, без обучения, без ответственности, сколько сил и средств потратили и вернулись назад... кто-то на этом хорошо нажился
    и это не только в этом вопросе
  • Ирина
    28 янв. 2016 г., 14:20:57
    Ответить
    Работать система закупок станет так: муниципалитет будет формировать заявку, направлять ее на согласование в орган исполнительной власти. Допустим, если речь идет о строительстве дома, то в минстрой Коми. Там, в свою очередь, заявку рассмотрят и, если согласуют, отправят в минфин региона, ставший уполномоченным органом на определение поставщиков и подрядчиков. Министерство на основе собранных заявок сформирует конкурсные документацию и комиссию, разместит информацию об аукционе в единой базе.
    Потом будет заключен муниципальный контракт, приниматься выполненная работа будет тоже на уровне муниципалитета.
    Из этого непонятно, какая будет экономия и устранение коррупции?
    Муниципалы формируют заявку, затем прокладка в виде госструктур, аукцион то будет как и прежде на единой базе в рамках 44 Закона. приемка муниципалы. По сути тут Минфин может повысить только качество конкурсной документации, ну или заставить муниципалитет заточить ее под нужную подрядную организацию уже по воле батюшки))
  • Кальмар
    28 янв. 2016 г., 14:23:49
    Ответить
    Наталия Гуревская, руководитель республиканского управления Федеральной антимонопольной службы России:
    – Я считаю, что централизация крупных закупок для муниципалитетов – это правильно
    А правильно потому, что если я скажу, что это чушь, я уже не буду больше руководителем республиканского управления Федеральной антимонопольной службы России.
  • ааа
    28 янв. 2016 г., 14:35:31
    Ответить
    Закупки по зимникам
    До этого года муниципалитеты аукционы по зимникам проводили в ноябре-декабре, когда работа в самом разгаре. А теперь, пока согласуют, весна наступит. "Повысят качество конкурсной документации"- сейчас в сметах на обслуживание дорог билиберда нарисована, а теперь эту билиберду будут в Сыктывкаре согласовывать, потому что они "лучше знают" какие работы в смете нужны, чтобы до деревни в тысяче километров от столицы дорогу прочистить. В Ижемской администрации в 2014 году посоветовались с дорожным агентством и в аукционную документацию внесли такие положения, которые только на автомагистралях применимы. В Сыктывкаре лучше специалисты, они знают...
  • знающий
    28 янв. 2016 г., 14:51:35
    Ответить
    не визжите Все правильно! Меньше воровать будут! И финуправления действительно надо подчинить Минфину.А то попробуй не оплати,МЕР выгонит и никто не заступится.Вот и нарушения кругом
  • Иван
    28 янв. 2016 г., 16:45:25
    Ответить
    да в каком месте будут меньше воровать? Как это повлияет на качество исполнения? Заявку будет готовить муниципалитет, заключать, исполнять, контролировать, оплачивать контракт тоже будет муниципалитет! Мин фин будет только размещать! как он может гарантировать, что аукцион или конкурс выиграет порядочная фирма? Никак, лохи зайдут на аукцион, скинут цену ниже всех и выиграют, а потом будут тянуть резину с исполнением контракта! и толку? Посмотрим когда в конце следующего года опять попрут неисполнения по контрактам, кого наша власть винить будет)
  • Конечно
    28 янв. 2016 г., 17:15:31
    Ответить
    Централизация закупок
    более эффективна, но она необходима по основным направлениям расходов (без мелочевки) и требует наличия опытных закупщиков и четкой организации закупок. Одного "НАДО", в этом случае НЕДОСТАТОЧНО и может приносить значительный ущерб. Удачи, маркетологи!!!
  • Меня зовут
    28 янв. 2016 г., 18:04:43
    Ответить
    Коррупцию это "нововведение" не исключит, а всего лишь централизует.

    Коррупцию исключает только неотвратимое наказание за казнокрадство с конфискацией имущества.
    • Бабай
      28 янв. 2016 г., 18:08:53
      Ответить
      +100500
    • А еще
      28 янв. 2016 г., 19:05:43
      Ответить
      контролировать труднее будет, вернее никак. И муниципалы получат не то, что им надо, а что дадут. Такая ситуация уже видна на примере централизованных закупок ЦИТом компьютерной техники для органов исполнительной власти. Долго, не то и по цене непонятной, но отнюдь не маленькой.
  • петриот
    28 янв. 2016 г., 22:57:47
    Ответить
    Под его «крылом» уже есть два учреждения – «Инвестстройцентр», который выступит заказчиком в области строительства зданий, и «Управление автомобильных дорог», в ведении которого ремонт, содержание и строительство дорог. Эти учреждения и должны, судя по всему, стать «материалом» для создания единой службы заказчика.
    Эти учреждения и должны, судя по всему, стать «материалом» для создания для ОООчень БООльших уголвных о дел о коррупции и взятках - Ау - СК и прокуратура вы где??