content/news/images/51641/1.jpg
07:50, 30.06.2016 / ОБЩЕСТВО

У выпускников проблемы с арифметикой и сочинениями

Как следует из аналитических материалов Рособрнадзора по итогам проведения в этом году Единого государственного экзамена по математике и русскому языку, с которыми ознакомились «Известия», у нынешних выпускников недостаточно навыков анализа текста и проблемы с пунктуацией, а также с пониманием задач по математике. Однако общий уровень качественных показателей возрос по сравнению с прошлогодними результатами ЕГЭ. Доля выпускников, не преодолевших минимальный аттестационный порог, сократилась практически в два раза по сравнению с прошлым годом.

У выпускников проблемы с арифметикой и сочинениями
Фото Виталия Анькова, РИА Новости

По данным федеральной службы, Единый госэкзамен по русскому языку показал, что, как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. У школьников плохо развиты навыки аналитической работы со словом и текстом, что сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения. Наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи.

— Действительно, такая проблема существует. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется аналитической работе со словом и текстом, что сказывается не только при выполнении заданий с развернутым ответом, но и заданий, связанных со смысловым анализом текста, — говорит руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку Ирина Цыбулько.

При этом следует заметить, что результаты экзамена сопоставимы с показателями прошлых лет. Всего в основном периоде ЕГЭ по русскому языку в 2016 году приняли участие 658 392 человека (в 2015 году — 672 407 человек, в 2014-м — 708 809 человек). По сравнению с 2015 годом увеличилась доля сдавших экзамен с высокими результатами. Уменьшилась доля выпускников, не преодолевших минимальный балл: таких выпускников менее 1% по всей стране. 70,3% выпускников этого года показали результаты в диапазоне 41–80 баллов.

Экзамен по математике, который в 2015 году был разделен на базовый и профильный уровни, при отмеченном в 2016 году общем росте результатов выявил некоторые проблемы. На базовом уровне по-прежнему главным фактором ошибок остается недостаточный уровень понимания условий при чтении задания. Второй фактор — арифметические ошибки. Всего в этом году базовую математику сдавали 561 088 выпускников (в 2015-м — 396 813 человек). Отмечается рост доли участников базового экзамена, что, как думают в федеральной службе, связано с более осознанным выбором выпускников, пониманием сути и возможностей двухуровневого экзамена. Минимальный балл не набрали менее 5% участников экзамена (в полтора раза меньше, чем в 2015 году). Анализ результатов показал, что наиболее успешно школьники справились с практико-ориентированными заданиями на чтение диаграмм и графиков, а также с заданиями на сопоставление реальных величин и простые бытовые расчеты.

— Одним из ведущих факторов ошибок ребят в базовом ЕГЭ по математике являются ошибки в чтении условия и арифметические ошибки. Во-первых, это непонимание условия вплоть до того, что человек отвечает просто на другой вопрос. Например, вопрос: какого числа был максимум на графике? А человек показывает сам этот максимум. То есть видно, что человек правильно прочитал график, определил максимум, но дал ответ не на тот вопрос, а значит, ответ формально неверен. Вместе с этой ошибкой довольно важно, что ребята во многих практико-ориентированных задачах не оценивают реалистичность полученных цифр, что могло бы помочь им увидеть неправильный ответ и исправить его, — пояснил руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ по математике Иван Ященко.

Зафиксирован рост выполнения геометрических заданий (как в экзамене базового, так и профильного уровня). По словам специалиста, сокращение количества ошибок связано с изменением два года назад модели экзамена для 9-го класса. Были выделены блоки «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика». Чтобы пройти экзамен, школьник должен набрать хотя бы минимальное количество баллов по каждому блоку.

Общее число участников ЕГЭ профильного уровня составило 439 229 выпускников (в 2015 году — 521 151 человек). В 2016-м на четверть сократилась доля участников экзамена, не набравших минимальный балл. Отмечается, что выпускники, не преодолевшие минимальный балл, наиболее слабо выполняли практико-ориентированные задания на преобразование выражений, что, в свою очередь, показывает их неготовность к продолжению образования по специальностям, где математика является профилирующей. Вместе с тем количество выпускников, набравших 60–100 баллов (массовые инженерные и экономические вузы), на 10 тыс. увеличилось. Число абитуриентов, набравших 80–100 баллов для попадания в топ-вуз, также увеличилось, до 17 668 человек (11 813 — в 2015 году). Профильная математика не оказалась для участников ЕГЭ более сложной, чем год назад. Уровень подготовки участников экзамена вырос, в вузы придут более подготовленные абитуриенты, отмечается в документах.

В исследовании указывается, что доля выпускников, не преодолевших минимального аттестационного порога, сократилась практически в два раза по сравнению с прошлым годом. Результаты выполнения заданий показывают уверенный рост качества математической подготовки участников экзамена профильного уровня. Высокие показатели продемонстрированы при решении первых шести заданий экзамена (выше 74%), что свидетельствует о сформированности у участников экзамена базовых математических компетенций за курс математики основной и средней общеобразовательной школы.



4219

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • Агата
    30 июня 2016 г., 8:30:31
    Ответить
    Мне кажется, что пока ученики не научатся писать изложения (чужая мысль), с навыками написания сочинений-рассуждений у них ничего не получится.
    Отправлено из мобильной версии
    • ГОСТЬ
      30 июня 2016 г., 8:46:11
      Ответить
      НЕПРАВДА Я НАПРИМЕР ОЧЕНЬ ХОРОШО ПИШУ ИЗЛОЖЕНИЯ НО СОЧИНЕНИЯ НИКАК ))
      • Мимо проходил
        30 июня 2016 г., 10:01:19
        Ответить
        Да как-то в это слабо верится, поскольку у Вас даже в этом маленьком тексте пропущено 5 знаков препинания (4 запятые и точка в конце предложения).
  • Агата
    30 июня 2016 г., 8:55:08
    Ответить
    В советской школе бы научили, пунктуации хотя-бы
    Отправлено из мобильной версии
  • ё
    30 июня 2016 г., 10:12:48
    Ответить
    Сейчас школьная программа построена по принципу: "Летели два верблюда, один зелёный, другой налево. Сколько вести кг железа, если ёжику 4 года?" Вот и результат.
  • а зачем сейчас нужны
    30 июня 2016 г., 10:18:18
    Ответить
    властям--образованные люди--управлять легче тупыми--это аксиома
  • Д****изация всея страны выполнена минобразом успешно
    30 июня 2016 г., 12:42:41
    Ответить
    Верните советскую систему образования и учебники! Разгоните вредителей из минобраза.
    Учителям достойную оплату и защиту от сволочных родителей. К нерадивым бать-мамам
    установить меры наказания за невыполнение родительских обязанностей по должному воспитанию детей.
    Отправлено из мобильной версии
  • 123
    30 июня 2016 г., 14:16:28
    Ответить
    Конечно вырос, только сегодняшние выпускники эти тесты заучивают за 2 года, а если дать им задачу с изменениями, они даже формулы вывести не могут! Вся учеба за зубрение материала, а не понимание и использование!!! А по русскому плохо, потому, что не читают ничего и разговаривают местоимениями в онлайн.
  • 33333
    30 июня 2016 г., 23:01:59
    Ответить
    Уже выросло поколение родителей, которые сами ничего не читали. Откуда же дети будут читать? У многих детей дома по одной, две книги (выясняла в своём классе). На пиво деньги находят, а на книги для детей- нет. Чтобы организовать ребёнку качественное чтение, надо самому разбираться в литературе, а они не разбираются. Купят что попало, а толку нет. Сейчас много книг с сокращёнными, адаптированными текстами. Дети думают, что читали произведение, а на самом деле они читали только его десятую часть, а иногда и сотую. Надо внимательно выбирать книги детям, чтобы дети развивались, а этим мало кто занимается.
  • педагог
    01 июля 2016 г., 23:21:24
    Ответить
    Ещё печальней, что выросли не только неучи-родители, но и такие же учителя. В школы пришло поколение, которые в своё время по итогам школьного обучения сдавали не экзамены, а ЕГЭ.
    Бездарные, неразвитые, с убогим кругозором, они так и преиодают, как учились сами. Что можно дать ученикам, если у самого за душой ничего нет.
    Пока ещё не вымерло старое поколение учителей, нужно собирать их в школы и восстанавливать советские принципы преподавания. Причём, обучать не только детишек, но во вторую смену молодых учителей - это ущербнре поколение ЕГЭ.
    Отправлено из мобильной версии