20:32, 03.03.2013

На обсуждение: «Насильственное изучение коми языка расколет общество»

В редакцию газеты «Молодежь Севера» пришло открытое письмо в адрес главы Республики Коми от жителей Выльгорта Ольги и Владимира Луневых. Они считают, что их сын, будущий первоклассник, не должен в обязательном порядке изучать коми-язык. БНКоми предлагает ознакомиться с открытым письмом, а также комментариями специалиста Министерства образования Коми по данной проблеме.

«Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Я, мать одиночка, воспитываю сына, который в этом году пойдет в первый класс. Меня, как и многих других, не устраивает решение Министерства образования РК, которое ввело с 2011 года обязательное изучение коми языка для всех первоклассников. Мой отец меня в этом поддерживает, поэтому письмо наше семейное.

По данному вопросу я обращалась в Конституционный суд РК о защите прав моего ребенка. В суде мне отказали, сославшись на статью закона, которая много лет существовала и подразумевала, как и было до 2011 года, во всех школах изучали коми и русский языки, были коми и русские классы, это всех устраивало. Какой-то националист нашел пробел в законодательстве и сумел добиться, чтобы закон трактовался иначе. В результате появился этот приказ о насильственном изучении коми языка всеми первоклассниками. Мы думаем, что и вы причастны к этому делу и дали зеленый свет этому национальному проекту, который со временем расколет общество на два лагеря. Отвечу, почему.

Во-первых, принятие такого закона несправедливо к большинству из нас, разноязычных, живущих в Республике Коми, более 70%. Почему не вынесли это на обсуждение всех живущих в Республике Коми? Где ваша пресловутая демократия?

Во-вторых, мы вообще не согласны с экспериментами, которым подвергаются наши дети в сфере образования. Ребенок еще не знает своего, русского языка, а ему с первого класса будут забивать голову ненужным абсолютно коми языком, а со второго класса - еще и английским! У нас что, рождаются одни вундеркинды? Когда в России будут думать о детях, а не о своих амбициях и пиаре? Сколько мой ребенок потратит времени на изучение коми языка в ущерб изучению других предметов за 10 лет? Государственная программа Российской Федерации не включает часы на этот предмет. Так за счет урезания часов каких предметов все это будет преподаваться?

И главный вопрос: для чего? Никто на это вразумительно ответить не может. Если выпендриться перед финно-угорскими собратьями, то, как сказал в интервью корреспонденту газеты «Аргументы недели», №3 за январь 2013 года, председатель Межрегионального общественного движения «Изьватас» Николай Рочев: «Единого коми народа уже давно нет, как нет и единого финно-угорского мира. Есть глянец, мишура, «тусовки» давно знакомых друг с другом людей». Если бы кто-то действительно был заинтересован в сохранении языка, культуры коми народа, то, прежде всего, проводили бы работу с семьями, где хотя бы один из родителей коми. А чесать всех под одну гребенку - очередная глупость. В России привыкли бросаться из крайности в крайность.

И последнее. Всего один пример. Все изучали в школе иностранный язык. Хоть один процент из них сейчас на этом языке читают, поют, разговаривают между собой? Что после этого можно добавить? Хотя английский язык сейчас очень востребован, это не коми язык!

В конце хочется сказать, пока это задело немногих, но недовольство будет расти год от года, потом перерастет в ненависть. К кому? Не к тому, кто это сотворил, а виноватым останется весь коми народ. Как говорится, насильно мил не будешь! Пока не поздно, следует вернуться к старой системе, не надо разжигать межнациональную ненависть. В Татарстане уже националисты требуют перехода обучения вообще на татарский язык. К чему это приведет?

Вы - глава Республики Коми. Ваша обязанность - проявлять заботу не только о коми народе, но и о нас, нашедших свой дом на этой земле. Мы бы с удовольствием уехали в другой регион, да финансовое положение семьи это сделать не позволяет. Может, выделите нам средства из этой программы, все равно ведь деньги пропадут впустую.

Обращаемся к вам через газету, так как понимаем, что кто-то не хотел и не хочет поднимать шума вокруг этого вопроса. Отец обращался в Госсовет с запросом по этому вопросу. Пришла обычная отписка, что закон не нарушен. Боюсь, что и от вас какой-нибудь аппаратчик также ответит, а вы и знать не будете. Я прекрасно понимаю, что закон не нарушен. Справедливость нарушена - вот что надо понять! А исправить закон - это чисто техническое действие для депутатов».

_______________________________________________________________________________________________________________

Специалист Министерства образования РК Анна Пельмегова: «Права учеников не нарушены»

Законы Коми «О государственных языках» и «Об образовании» однозначно определяют: во всех общеобразовательных учреждениях с государственной аккредитацией изучение русского и коми как государственных языков Республики Коми является обязательным. Многие родители к появлению в обязательной школьной программе коми языка отнеслись спокойно, с пониманием, другие же восприняли новый предмет «в штыки». За разъяснениями мы обратились к главному специалисту-эксперту отдела общего образования Минобраза республики Анне Пельмеговой.

пельмегова.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- Много жалоб поступает в министерство?

- Если сравнивать с прошлым годом, их стало заметно меньше. Но обращения и телефонные звонки есть. В основном от родителей школьников, для которых коми язык не родной. Это, как правило, жители Усинска, Воркуты, Ухты, Инты. Им мы разъясняем, что есть законы, стандарты в области образования, которыми мы руководствуемся. Также надо учитывать и решение Конституционного суда республики от 1 сентября 2011 года о том, что обязательное изучение коми языка не противоречит Конституции Республики Коми и Конституции Российской Федерации и не нарушает права обучающихся.

- Есть ли обращения от представителей национальных диаспор?

- Они как раз охотнее изучают коми язык. В адрес министерства не поступало ни одной жалобы от представителей других национальностей.

- Чем это объясняете?

- Могу только предположить, что это связано с врожденной толерантностью, с уважением к культуре. Они же являются носителями своего национального языка и понимают, что коми - такой же национальный язык.

- Насколько знаю, в прошлом учебном году коми язык начали учить не во всех школах. С чем это связано?

- С 2011 года во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, введено обязательное изучение коми языка. Министерство определило три варианта базисного учебного плана начального общего образования. Для кого коми язык не родной, есть два варианта обучения - с первого или со второго класса (четырехгодичная или трехгодичная программа). Третий вариант для тех, кто изучает коми как родной. Учебный план выбирает образовательное учреждение с учетом мнения детей и родителей. Если образовательное учреждение решило поставить коми со второго класса, то обучение началось только с 1 сентября 2012 года.

- Чем отличаются первые два варианта обучения от третьего?

- Если вы не владеете коми языком, то учите его как государственный через русский язык, вам же как-то надо объяснять значения коми слов. А если вы говорите по-коми, то и учите его на коми языке.

- В позапрошлом году чиновники министерства говорили, что школы не готовы преподавать коми в обязательном порядке в силу объективных причин. Например, потому, что не хватало учителей и учебников.

- Да, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов потребность в учителях коми языка и литературы, а также потребность в учебниках возросла. Естественно, эти проблемы министерство решает. Специалистов в области национального образования у нас готовят Сыктывкарский госуниверситет, Коми государственный педагогический институт, Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова. Ежегодно учителя республики проходят стажировки и курсы повышения квалификации в республиканском институте развития образования. Реализована программа переподготовки учителей «Коми язык. Коми литература». Обучение по этой программе дает право работать учителем коми языка.

В 2012 году на издание учебников и учебно-методических пособий по коми языку и литературе было выделено 2,65 млн. руб., а в этом году планируется увеличение суммы более чем на 10 млн. Министерство прикладывает все силы, чтобы детям было интересно учить коми. Кабинеты коми языка оснащаются мультимедийным оборудованием, используются инновационные технологии преподавания, аудио- и видеоматериалы, электронные учебные издания по коми языку и литературе.

- Есть ли преемственность между дошкольными учреждениями, школами и системой профессионального образования?

- Учебные предметы изучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Министерство совместно с образовательными учреждениями и общественными организациями работает над тем, чтобы преемственность в изучении коми языка была. Дети узнают о языке, традициях, культуре коми народа в детском саду. Язык изучается на ступени начального и основного образования. Обязательное изучение его в вузах законодательно не регламентируется.

- Как вы считаете, обязательное изучение коми языка поможет его сохранить?

- Я бы вообще вопрос так не ставила. Мы живем в Республике Коми и должны толерантно относиться к языку и культуре коренного народа. Не думаю, что язык и культура коми народа вымирают. Если раньше в Сыктывкаре не так часто можно было услышать коми речь, то сейчас ситуация изменилась. Молодежь больше стала говорить по-коми, люди перестают стесняться своего родного языка.

3813

Комментарии (209)

Добавить комментарий
  • Neugierig
    03 марта 2013 г., 20:46:14
    Ответить
    Статья 26 Конституции Российской Федерации.

    "...2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".

    Выбор языка обучения - это и выбор языка, которому надлежит обучаться, пусть даже в обязательном порядке. Дайте выбрать, как мы выбираем, например, между немецким и английским!
    • Так
      03 марта 2013 г., 23:05:01
      Ответить
      и выбирай. Между йоркширом и баварией.
      • Farang
        04 марта 2013 г., 19:08:42
        Ответить
        Кстате Йошкар-Ола сейчас очень даже хорошо живет, набережная как в Киннегсберге отстроили, куча памятников литературным героям и прочим интересным персоонажем, куча строительства! Пусть все новодел, но приятно ж!
    • Выбор языка обучения
      04 марта 2013 г., 8:32:16
      Ответить
      это и выбор языка, на котором надлежит обучатьс. То есть если бы вам сказали, что математику, физику или другие предметы надо учить на не родном языке - это было бы нарушение. Включение же в школьну прогамму коми языка с выбором языка, на котором можно данным предмет изучать, - это полное соответствие конституции.
  • Учительница
    03 марта 2013 г., 21:03:58
    Ответить
    Я очень-очень сочувствую госпоже Лунёвой и её ребёнку, прежде всего. Но, зная систему образования изнутри, предлагаю НЕ обращать внимания на такие новшества: НЕ учите, НЕ расстраивайтесь из-за оценок. Администрация выкрутит руки учителю, но "2" он не поставит. А ребёнку постоянно объясняйте, что он "учит" коми язык для ДЯДИ с площади.
    Я уверена, что обучение коми языку сойдёт на "нет". Напилят денежек кое-кто и ...
    • всё та же учительница
      03 марта 2013 г., 22:25:41
      Ответить
      Я, как историк, знаю, что против системы не пройти; поэтому:
      1)либо прогибаться;
      2)либо адаптироваться.
      Второе - проще для психического здоровья.
      • Хулио Ган
        04 марта 2013 г., 6:51:44
        Ответить
        Есть ещё один вариант: учить-таки коми язык в том небольшом объёме, который требует школьная программа. Познакомиться ещё с одним языком - это большое везение для молодого человека, тем более с языком народа, на территории которого ты живёшь. Многообразие языков - это одно из чудес, которое подарила нам природа. А эта неумная мамаша, написавшая письмо, вбила себе в голову и, вероятно, вбивает в голову своего сына, что коми язык - это неинтересно и ненужно.
        • ну да...
          04 марта 2013 г., 10:05:26
          Ответить
          коми язык - это неинтересно и ненужно.
          • Да
            04 марта 2013 г., 16:58:58
            Ответить
            +100500 (так кажется)!
            Коми язык - напрасная трата времени !!!
        • Просто прохожий
          04 марта 2013 г., 10:57:30
          Ответить
          +100
          • Дина
            04 марта 2013 г., 11:48:09
            Ответить
            Письмо
            Пишут г-ну Гайзеру. А он сам-то - много ль знает по-коми???
        • Вячеслав
          04 сент. 2016 г., 10:55:20
          Ответить
          территория коми это юг республики даже Сыктывкар это русский УСТЬ-СЫСОЛЬСК
      • ))
        04 марта 2013 г., 19:22:54
        Ответить
        Молодец!!! Лучше уже ничего не придумать и не сделать !!"Дядя на площади", воопще супер)))
    • Нюх
      04 марта 2013 г., 16:40:39
      Ответить
      как-то надоело подстраваться под глупость чинушь
      вон, что с ЖКХ натворили. Откуда рост тарифов в 40 - 50 %.
      Дак они еще над детьми экспериментируют.
  • 1
    03 марта 2013 г., 21:05:47
    Ответить
    2
    Начну учить когда "органы власти"в тч и Глава заговорят по Коми...;)
    • 246
      04 марта 2013 г., 8:35:31
      Ответить
      а я вообще не понимаю, почему Гайзер с нами по-коми не говорит? Он же глава Коми...
    • Вячеслав
      04 марта 2013 г., 9:32:53
      Ответить
      хулигану
      Приведите мне пример РЕАЛЬНОЙ востребованности коми языка. Если нет, то вы балабол.
    • Мама
      04 марта 2013 г., 10:11:25
      Ответить
      Достали.Вроде проблем больше нет в РК, сколько можно мусолить эту тему? Кто хочет ,тот пусть и учит.Отстаньте от детей.
  • аркадий
    03 марта 2013 г., 21:09:56
    Ответить
    поддерживаю
    выбор должен быть добровольным,это пустая трата гос.средств т.к дети все-равно в дальнейшей жизни будут разговаривать и даже учится на русском. ЧТО ЭТО ЖАЛКАЯ ПОПЫТКА АССИМЕЛЯЦИИ?
  • Ёж
    03 марта 2013 г., 21:19:03
    Ответить
    изучайте коми язык
    Я из Воркуты. По просьбе учителя своего ребенка, я будучи в Сыктывкаре в командировке, хотел купить дидактические материалы по коми языку. Зашел в 8 книжных магазинов, зашел в коми типографию, ни где ничего нет!!!!!! А в коми типографии мне сказали, что материалы на коми языке мы не печатаем!!!!!!!! А печатают комяцкие наглядные пособия в КИРОВЕ!!!!!! Давай изучай, не знаю что, не знаю кому, не нужно ни кому!!!!!! Деньги, направленные на изучение никому не нужного коми языка, власть имущие просто размажут по своим карманам, на фоне истерии и заботы о комяках!
    • КОМИ
      03 марта 2013 г., 22:20:04
      Ответить
      Ёж, ты в анабиозе
      спи спокойно
      • Ну конечно !
        04 марта 2013 г., 17:17:16
        Ответить
        Достойный ответ )))!
        "Спи спокойно", в смысле всё уже размазали?
  • К.А.Суппер
    03 марта 2013 г., 21:24:09
    Ответить
    На обсуждение: «Насильственное изучение коми языка расколет общество»
    хотят сохранить коми язык,для начала сохраните коми мужика тогда и язык сохраница,не будет коми мужика не будет коми языка исчезнет язык и сам народ как инки в своё время исчезли
  • ИМХО
    03 марта 2013 г., 21:37:22
    Ответить
    "...Ребенок еще не знает своего, русского языка, а ему с первого класса будут забивать голову ненужным абсолютно коми языком, а со второго класса - еще и английским! У нас что, рождаются одни вундеркинды?.." Мадам Лунёва и иже с ним даже не догадываются, что такими заявлениями они унижают своих же собственных детей. Вспомните дореволюционные годы, когда детей (чуть ли не с рождения!) учили нескольким языкам одновременно; в советские годы в национальных школах (не только в Коми) - три языка одновременно; в наши дни - продвинутые родители водят детей на дополнительные курсы и дают им несколько языков за раз. И никому в голову не приходило и не приходит, что у ребенка в голове может возникнуть путаница. Мне жаль ее ребенка, которого она уже сегодня записала в ряды тупых.
    • вспомнил!
      03 марта 2013 г., 21:43:56
      Ответить
      Вспомните дореволюционные годы, когда детей (чуть ли не с рождения!) учили нескольким языкам одновременно
      в дореволюционные годы 80% населения вообще читать не умели. Нескольким языкам одновременно учили максимум тысячу детей по всей России, и те в 17 году уплыли..
      • Добавить
        03 марта 2013 г., 21:53:04
        Ответить
        какие три языка одновременнно в советское время??????
        кто-то окончательно от старости из ума выжил и требует вспомнить, чего и близко не было?
        • Три языка
          04 марта 2013 г., 12:25:06
          Ответить
          одновременно учили в национальных школах. Например: коми+русский+немецкий/английский/французский(на выбор или по возможности в зависимости от наличия в штате преподавателя такого языка).
    • Чел
      03 марта 2013 г., 22:31:38
      Ответить
      для ИМХО
      учи вас не учи хоть чему -нибудь,один хрен у вас голова из пробки.Нашли с чем сравнивать с царскими временами.Да тогда Россия на 70% была безграмотна ни писать ,не читать вообще люди не умели.А языки учили только дворяне и то с гувернантами.В гимназинах и школах долбили мертвую латынь.Мне вас жаль,что у вас голова из пробки,а ребенок и его мать обойдутся без вашего словоблудия.
      • Андрей.
        04 марта 2013 г., 14:14:21
        Ответить
        для чел.
        Думаете, почему не уважают( и даже ненавидят) русских во всём мире? Потому что они ( русские) не уважают другие национальности. Им кажется, что весь мир должен прогнуться под них. Они не хотят знать языки и культуру других народов. В Эстонии, например, русские всю жизнь живут и даже слова по-эстонски не выучат. А представители других национальностей хотят учить и учат язык коренного народа. За что там их долны уважать???? И так в любом другом месте....
        • андрею-полиглоту
          05 марта 2013 г., 8:15:24
          Ответить
          да русским плевать
          на твое и чье-либо другое уважение,все человечество уважает тех у кого в руках ядерный чемоданчик и куча бабла и ты такой же,не верещи про чужую культуру,никто не твой писк не заметит.В какой-нибудь конторешке обитаешь и мечтаешь как срубить побольше бабок и свалить в штаты,где деньги и сила
      • Для чела
        04 марта 2013 г., 18:42:29
        Ответить
        Когда нечего сказать по существу дела, начинается переход на личности и оскорбления (т. е. словоблудие исходит именно от вас, чтобы увести от темы и скрыть свою чугунную голову - думаю, что это именно мадам Лунёва отписывается).
        Учитесь, мадам, как правильно общаться с другими людьми и будет вам счастье.
        А пост был о том, что ребенок может учить несколько языков одновременно (не важно, в какое время он живет и есть у него гуверняньки или нет), а не о том, сколько было безграмотных в России - читайте внимательнее и не передергивайте.
        Конечно, вы обойдетесь, кто б сомневался. Вот только ребенка унижать не надо.
        • ля ИМХО от чела
          05 марта 2013 г., 8:22:03
          Ответить
          у тебя думать нечем,голова из пробки
          Все ребенки,как и жители Сыка знают два языка один матерный-хорошо,а другой кое-как русский.И не надо тут рассуждат о чугуне,ты хоть знаешь,что это такое?Да ты и про пробку видать знаешь,только что она у бутылки бывает.
  • гоша
    03 марта 2013 г., 21:41:40
    Ответить
    Любое насильственное действие может расколоть общество! А насчет Коми Языка скажу, у меня отец западный украинец, когда приехал в Коми, думал что никогда не сможет и 3-х слов повторить, а щас шпрехает только в путь! Никто насильно не заставлял, и вообще никак не заставляли.
    • Во
      03 марта 2013 г., 23:15:49
      Ответить
      и мой отец-украинец, через пол года сернитис, без принуждения. А сосед из подмосковья, ни слова не понимал, и через 40 лет.Или не хотел?
    • Возможно
      04 марта 2013 г., 12:29:10
      Ответить
      ваш отец был погружен в языковую среду и много общался и жил среди комиязычного населения. У нас в коми деревне многие приезжие и оставшиеся жить с Украины,Молдовы, Беларуси или средней полосы России со временем стали даже лучше говорить на коми чем на родном русском. Но навязывать насильно обучение коми языку - это значит вырастить поколение, которое не будет уважать этот язык.
  • №№№
    03 марта 2013 г., 21:42:14
    Ответить
    Истинное отношение к коми языку это отношение к коми деревне. И делать все, чтоб коми деревня не чахла и загибалась, а процветала и богатела.
    • а
      04 марта 2013 г., 10:08:11
      Ответить
      ничего уже не сделаешь,
      зачахнет и загнется! Исторический тренд такой.
  • 12
    03 марта 2013 г., 21:47:52
    Ответить
    Нафиг оно нужно, пусть сами свой комяцкий язык учат!!!!
    А мы будем говорить по-русски!!!!
  • 111111111
    03 марта 2013 г., 21:50:27
    Ответить
    Это всё равно, что учить латынь-"мёртвый язык".
    • Добавить
      03 марта 2013 г., 21:55:16
      Ответить
      да латынь-то еще вполне себе ничего. Много сфер знаний, где она очень даже актуальна. А вот в какой из сфер знаний актуален коми язык?
      • 246
        04 марта 2013 г., 8:37:43
        Ответить
        учила латынь. нужная вещь.
        • а
          04 марта 2013 г., 10:09:24
          Ответить
          на латыни много мудростей всяких.
          шо е на коми мове?
          • Латынь
            04 марта 2013 г., 10:20:01
            Ответить
            А вы вкурсе
            Что латынь произошла из финоугорских языков?
            • Мое имя
              04 марта 2013 г., 15:06:14
              Ответить
              Латынь
              Та, неее... Вы что сегодня курили?! Мне всегда казалось, что латынь пришла с Апеннинского п-ва )))
            • О как !!!
              04 марта 2013 г., 18:11:09
              Ответить
              Да что Вы говорите ))))!
  • Алексей
    03 марта 2013 г., 21:53:58
    Ответить
    Я категорически не согласен с обязательным изучением коми языка. Мой сын тоже скоро пойдет в школу, пусть учится грамотно разговаривать и писать на РОДНОМ ЯЗЫКЕ,а дополнительно пусть учит лучше английский -в жизни он РЕАЛЬНО пригодится.
  • антошка
    03 марта 2013 г., 21:54:38
    Ответить
    нафиг нафиг нафиг! а комякам не помешало бы русский выучить для начала.
    • КОМИ
      03 марта 2013 г., 22:22:14
      Ответить
      антошка, ты и русский-то еще не выучил
      .
  • 23
    03 марта 2013 г., 21:55:20
    Ответить
    Очередная дурь. Насильственное насаждение коми языка.Занялись бы реальным делом по возрождению сельского населения.Деревня погибает,а помощи никакой.Только лозунги.Этот очередной лозунг только прведет к обозлению народа.
  • NF
    03 марта 2013 г., 22:04:00
    Ответить
    Коми язык
    Моя дочь живет в Питере,выросла в Архангельске(коми слышала только дома, наш разговор с мужем).Учила в школе не 1 иностранный,а 3.Я горжусь,что она говорит на 5 языках.А племянница живет в другой стране.Ее маленький сыночек понимает(еще не разговаривает) на 3 языках.
    • Добавить
      03 марта 2013 г., 22:10:12
      Ответить
      Язык - на самоцель. Важно, чтобы было, что на нем сказать другим. Это подразумевает, как правило, востребованную, по крайней мере, в настоящий момент, специальность. Вот в такой комбинации - дополнительный, желательно распространенный язык, а не некий экзот, - серьезное подспорье в жизни.
      • Саша
        25 окт. 2014 г., 0:05:35
        Ответить
        Коми язык
        Одобряю. Молодцы!
  • Добавить
    03 марта 2013 г., 22:06:02
    Ответить
    Вся движуха с коми языком направлена на демонстрацию - в основном для Москвы, - что, дескать, Коми действительно представляет из себя национальную республику, а не обычную русскоязычную территорию, которую, глядишь, и не грех с каким-нибудь соседним регионом без всяких потерь объединить. Это основной движущий мотив - страх шайзера и ко. (уж не говоря о мириадах тех шушер рангом пониже, которые кормятся от республиканского статуса этой территории РФ) потерять свои национальные кормушки.
    • Че
      04 марта 2013 г., 10:11:01
      Ответить
      Всё так и есть.
      Не добавить, ни прибавить... ;)
  • Леон
    03 марта 2013 г., 22:17:26
    Ответить
    Нацики или кто раскалывает общество
    Судя по комментариям не желающих изучать "комякий" язык это нацики,под предводительством семейки Луневых.Мне жаль их сына,которого с детства воспитывают в духе,что комяки это отстой и не чего изучать язык аборигенов..В Башкирии и Татарстане изучают их язык и что то не заметно что там общество расколото.
    • Ухтинец
      03 марта 2013 г., 23:15:15
      Ответить
      Про раскол общества
      Вы у русских, живущих в этих республиках спросите. Узнаете много нового и интересного.
    • Некоми
      04 марта 2013 г., 7:57:44
      Ответить
      Леону
      Ошибаетесь. Не только русскоязычные, а и сами коми так думают.
    • О-о...
      04 марта 2013 г., 8:04:41
      Ответить
      Леон??? Мсье француз???
      Учите арабский.
    • а
      04 марта 2013 г., 10:11:55
      Ответить
      это голос
      коми-арийца?
  • )))
    03 марта 2013 г., 22:18:27
    Ответить
    Во второй строчке - супруги Луневы и их сын, а в пятой - мать-одиночка. Где ошибка?
  • коми морт
    03 марта 2013 г., 22:22:03
    Ответить
    Толку от насильственного изучения коми языка никакого. В коми языковой среде ребенок все равно не сможет говорить и понимать комиговорящих. Тем более, в коми деревнях дети не хотят учить коми язык и родители против, что уже говорить про русских. О сохранении языка и культуры надо было говорить еще в советское время, когда в городах к представителям коми национальности относились мягко говоря не очень. Это просто очередные политические дивиденды в пользу чиновников. Родители сами должны выбирать, учить язык или отказаться. Тем более, если учитывать миграцию людей из Коми в Россию - какой будет толк от этой учебы.
  • КОМИ
    03 марта 2013 г., 22:23:45
    Ответить
    банка снова клин забивает
    чтобы отвлечь людей от насущных проблем
    • Зырянин
      03 марта 2013 г., 22:35:37
      Ответить
      Банка разжигает
      Все эти темы про язык, для вбивания клина между коми и славянами.

      Власть намерено разжигает эти страсти, что как говорит пословца "Разделять и властвовать"
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    03 марта 2013 г., 22:32:01
    Ответить
    И ты прав , и ты прав..... правы по-своему все , кроме тупых неграмотных хамов..
    Эта "проблема" выстреливается периодически.. И практически в каждом крменте есть зрелое зерно. В Ухте проводится два десятка лет детский фестиваль "ЙЭЛЭГА" на коми языке , и детишки с большим удовольствием поют на коми языке.Дети моих знакомых (не коми)с удовольствием изучают язык.. Чем больше с детства знаешь языком , тем легче в жизни. Я в детстве общался на "обдорьяс" и на русском. В дальнейшем немецкий с ходу понял .. На слух воспринимаю многие языки .Занимаясь общественными делами я общался на украинском ,немецком ,белорусском , татарском ( в Ухте диаспоры не дадут соврать). Но вся проблема в том , что в школах учат сейчас какой-то искусственный язык.. Мы в центре коми культуры , люди владевшие удорским , вычегодским ,ижемским ,сысольскими разговорными диалектами НЕ ПОНИМАЛИ тексты в учебниках коми языка..В раннее изданных словарях не найти перевод применяемых слов... Так , что время рассудит.. А , брызгающим слюнями , я предлагаю хотя бы азы русского языка подучить...
    • Смешно
      04 марта 2013 г., 12:36:52
      Ответить
      Я коми уже и не знаю в каком поколении. Но когда в школе мы учили литературный коми язык, я его не могла понять)) Учитель мне говорит на чистом литературном, чтобы я подошла к ней читать текст вслух и взяла с собой стул. Я пока шла к парте думала, чтобы это значило. Я поняла, что мне надо что-то взять.. В итоге я взяла закладку и снова подошла. Она поняла и объяснила мне на разговорном. В дальнейшем я читала коми произведения, но на русском языке. Напоминаю, что я коми и свободно говорю на коми языке.
    • Валентина
      05 марта 2013 г., 10:29:39
      Ответить
      а вы во сколько начали учить языки?Вас заставляли? Вам по разговору уже где-то за 50.Вот и нашим детям дайте возможность не сойти с ума раньше времени , чтоб учеба была в радость.
  • Alexey
    03 марта 2013 г., 22:34:39
    Ответить
    Коми язык
    Да в общем-то уже по комментариям видно, какой процент населения желает учить Коми язык.
    • Мамонт
      03 марта 2013 г., 22:47:18
      Ответить
      О ПРАВЕ в Конституции Коми и БЕСПРАВИИ в реальности
      Статья 15
      В Республике Коми защищаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права
      Статья 16
      Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
      Статья 17
      Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
      Статья 18
      Перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
      В Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
      Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
      Статья 19
      Каждый гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
      Статья 22
      Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
      Статья 25
      Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
      Статья 27
      Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
      Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

      Опираясь на указанные статьи Конституции Республики Коми - изучение коми языка-это моё право(т.е.желание), НО НЕ ОБЯЗАННОСТЬ. Закон об образовании даёт мне это право, но обязывать меня он не вправе. Да, коренные коми имеют право учить коми язык - но у них это право ни кто и не отнимает. Учите......
      • Дети воют от изучения в школе коми языка
        03 марта 2013 г., 23:26:31
        Ответить
        Мамонт, дай лучше пример бумаги для школы, по которой можно официально отказаться от изучения коми языка.


        В школах дают домашнее задание, написанное на коми языке. Как родители не владеющие языком, могут понять задание?

        Учебников нет. Учатся по тетрадке в которой сами пишу.


        Лучше бы преподавали историю, культуры, обычаи.
        • Мамонт
          05 марта 2013 г., 11:41:16
          Ответить
          Основной закон - Конституция
          """"Дети воют от изучения в школе коми языка"""" - согласен, потому что у нас, пардон, всё делается через "Ж". Вообще основной закон России - Конституция. Что, впрочем касается и Республики Коми. Всё остальное - подзаконные акты, которые не должны Конституции противоречить. В данном случае, нарушена Статья 27 Конституции КОМИ
          """""Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
          Каждый имеет право на пользование родным языком, ****на свободный выбор языка общения, воспитания, ****обучения**** и творчества. Исходя из чего, родители, опираясь на данную статью Конституции РК могут смело писать заявление о выборе языка обучения!!! Конституционный Суд Республики Коми - отказавший истице, на мой взгляд нарушил её право, в связи с чем, она может обратиться в суд высшей инстанции -Конституционный Суд России....
      • Да
        04 марта 2013 г., 12:38:30
        Ответить
        а еще у каждого гражданина России есть право на жилье, дамного всяких прав. но, к сожалению, не обязанностей.
  • Бес
    03 марта 2013 г., 22:42:54
    Ответить
    у этой тетке Пельмеговой
    галлюцинации, в них она слышит голоса молодежи говорящей по коми.Реально на коми говорят те,кому за 40 и то если в основном приехали из поселков.В городе я живу почти сорок лет,раньше хоть между собой молодые говорили на родном языке,а теперь вообще нигде не слышно речи.Я не против,если кто желает знать пусть занимается факультативно,но насильно заставлять тем,кто сам не бельмеса не понимает и не говорит по коми по крайней мере двулично и просто аморально.
  • с пониманием
    03 марта 2013 г., 22:49:26
    Ответить
    о коми
    С этого дня всем плохо говорящим коми Оценка 2. Пусть русский учат. О терпимости и так мы их терпим. Посмотрите в новостях. Проблем нет. Только танцуют и поют на коми. А республика чахнет на глазах. С каждым годом все меньше жителей остается. В Анапе средняя зарплата 15 тыс в месяц. В печоре тоже 15. где дешевле жить? В Ярославле точно также условия для жизни лучше. Только те кто живут в Ярославле и Анапе не платят бешеные деньги за дорогу на Юг и обратно. Чтоб учить чужой язык - уважение народа и культуры как минимум необходимо! А как уважать коми если через одного алкоголики?
    • русской
      03 марта 2013 г., 23:19:47
      Ответить
      Терпиле
      Ну во первых, вы уверены что вы русская?
      А если покопаться в ваших предках? Весь север россии возьми любого руского отмой и обнаружишь финоугра.
      Во вторых, ты на брудер шафт чтоли пьешь с подзаборной пьянью, что она тебе о национальности расказывают?
      • Андрей
        04 марта 2013 г., 0:39:50
        Ответить
        поддерживаю!
        в среднюю полосу езжайте и посмотрите какие там люди...
      • а
        04 марта 2013 г., 10:13:57
        Ответить
        это пережитки
        финоугроедского ига...
        • пережитки
          04 марта 2013 г., 10:30:26
          Ответить
          Захватывали московии
          Они и Велико-Новгородские земли захватили и дружественные новгородцам Зырянские.
          Степан Храп, он же пермский и был первым колонизатором крестившим мечем и огнём русские земли.

          Русские - это симбиоз славен и финоугров, которые жили богато и радостно , пока не пришли прававославные с московиями.

  • санчо
    03 марта 2013 г., 23:22:30
    Ответить
    Как же тошно читать все эти ваши наполненные пафосом комментарии. Вы же коми народ, сколько горести и мук Он испытал на себе, но выжил и сохранил свою свободу лишь от того что постоянно был сплочен. Не уже ли Вы не хотите сохранить Коми язык?! Что плохого в том,что Ваш ребенок будет читать не только Булгакова, Толстого, но и Альберта Ванеева, Ивана Куратова, Виктора Савина. Или вы хотите чтобы Ваш ребенок СУЩЕСТВОВАЛ в Республике не зная ее истории, героев...
    "Начну учить когда "органы власти"в тч и Глава заговорят по Коми...;)" А Вам начать самому слабо? ума не хватает? Живете по принципу стадности, как овцы, пасущиеся на склонах гор солнечного чуркистана.
    Грустно осознавать то, что в ближайшем будущем твой РОДНОЙ язык вымрет...А с языком вымрет великая богатая своей культурой коми нация....
    • Зырянин
      03 марта 2013 г., 23:33:21
      Ответить
      Санчу
      Да эти типа "русские" даже не знают, что весь их русских язык состоит из зырянского или древнеславянского.
      Что москва, колдун, волшебник, волхвы, муром, малыш, апполон, баба-яга,...и ещё масса языческих богов это всё финоугорские слова.
      Да пусть не учат, ведь это на коми сохранились названия общих со славянами богов и традиции языческой руси, и дальше сохранят.

      Вообще нельзя навязывать изучение языка, потом сами прибегут и будут спрашивать.



      • Игорь
        04 марта 2013 г., 1:17:24
        Ответить
        Почему мой сын должен насильственно изучать коми язык,а не выбирать из предметов, которые ему нужны будут в жизни?
        • Игорю
          04 марта 2013 г., 9:23:53
          Ответить
          Изьватас
          Потому что Ваш сын не дееспособен и самостоятельно не может ещё выбирать. А если идти на поводу у подростающего поколения, то ничему они и не научатся в итоге. В такой ситуации выбирают родители, которые сами не в состоянии помочь своим детям, поэтому такие родители и отказываются, или пытаются отказываться от не такой уж и сложной образовательной программы.
          • а
            04 марта 2013 г., 10:15:27
            Ответить
            я бы добавил:
            никому не нужной коми образовательной программе.
          • Наталия
            05 нояб. 2016 г., 0:01:04
            Ответить
            Изучение коми языка это вопрос освоения бюджета и не надо тут про культуру и пр. в ссср коми язык в школе не изучался и все было в порядкн и с коми языком и коми культурой. что изменилрсь ?
            Отправлено из мобильной версии
    • Игорь
      04 марта 2013 г., 1:17:59
      Ответить
      Почему мой сын должен насильственно изучать коми язык,а не выбирать из предметов, которые ему нужны будут в жизни?
    • О-о-о...
      04 марта 2013 г., 8:09:39
      Ответить
      Санчо??? Испанец???
      Санчо Рочев? Учи баскский.
    • а при чем тут принудительное изучение коми языка?
      04 марта 2013 г., 8:41:38
      Ответить
      вот и введите предмет, он называется краеведение. рассказывайте об истории республики, об ее героях. наверняка сами удивитесь, что героями были не только коми, да и роль коми в создании республики не так уж и велика.
    • 12345
      04 марта 2013 г., 13:28:15
      Ответить
      про богатую культурой нацию Вы хорошо загнули! Аж 2 коми-композитора - один хохол, другой еврей, три писателя, которые сами себя печатают и читают и один Лосев - и тот почему-то не не коми языке писал. НИ ОДИН мой знакомый коми не смог вспомнить ни строчки из творчества Куратова, ни на каком языке.
      А по принципу стадности живут те, кто по первому свистку бежит выполнять очередные популистские решения руководства.
      • Наталия
        05 нояб. 2016 г., 0:06:21
        Ответить
        Какие великие произведения созданы на коми языке? почему его надо изучать со 2 по 9 класс по два часа в неделю? Кто определил это количество? Может достаточно пару лет его поизучать и хватит? Я приезжая извините если кого обижу - но язык и культура коми это миф с помощью которого выкачивают деньги из бюджета. вот так все просто.
        Отправлено из мобильной версии
    • Санчо,Вы
      04 марта 2013 г., 15:09:49
      Ответить
      коми с таким вычурным иноземным ником
      или испанец ,жалеющий погибающий коми язык???
    • Марина
      06 марта 2013 г., 16:59:41
      Ответить
      Если умирает мертвый язык - не жалко совершенно. Даже мой отец (коми) только со своей матерью на коми говорил. Коми из разных районов сами друг друга не очень понимают, а про литературный вообще нечего говорить.
  • Язычник
    03 марта 2013 г., 23:37:55
    Ответить
    Православие
    Лучше бы обсудили тему навязывания православия в школах. Это хуждая, не русская и принесшая много горя России религия, но её внедряют в школы для озомбирования детей.

    Вот это действительно проблема психологического здоровья нации.

    Ведь православные молятся умершим людям.
    • Че
      03 марта 2013 г., 23:45:51
      Ответить
      всем
      распустили слюни вас провоцируют власти,а вы готовы перекусить друг другу глотки.Пошли все подальше!Власть жульничает и врет за бабло,а вы лаятесь задарма
      • язычник
        03 марта 2013 г., 23:54:51
        Ответить
        Че
        Ну а я о чем?
        Все эти провокациии с языком и православнутыми , казаками, только для разжигания и управления стадом, чтоб не отвлекаласьна то куда уходят народные дкнтги из бюджета.
        За разжигание платят церкви.
        как там уних сецчас модно на рясах писать : "православие или смерть"
      • Че
        04 марта 2013 г., 10:17:56
        Ответить
        самозванец
        переименуйся нах! Я пограмотнее пишу.
        • для че
          05 марта 2013 г., 8:32:00
          Ответить
          ты будешь
          че-2
    • санчо
      03 марта 2013 г., 23:48:49
      Ответить
      Народ сходит с ума... Иногда у меня возникают страшные мысли о том, что избавиться от этого шлака мы сможем прибегнув к Войне...
      • Зырянин
        04 марта 2013 г., 0:02:34
        Ответить
        Санчо
        Вы правы война ещё будет, народ зазомбировали и запутали, а теперь разжигают.
        А пока зомбированые будут драться, попы, "комуняки-патриоты" и прочая.. будут казну тырить.
    • кирульса вася
      04 марта 2013 г., 8:55:54
      Ответить
      Язычнику
      А вы ада не боитесь?
      • Язычник
        04 марта 2013 г., 10:25:21
        Ответить
        Васе кирульскому
        А вы о какомм аде говорите? Который придумали православные? Так он у них в церквях. Они даже бога туда заперли. Правда бог ли это?
    • санчо
      04 марта 2013 г., 18:31:33
      Ответить
      Ну да, когда человек не может противопоставить своему оппоненту, он начинает искать какие то отрицательные черты в человеке и высмеивать их, вынося на общественный суд. Что вы как дети малые к ник-нейму моему прицепились, здесь обсуждают совсем другой вопрос
  • Джобс
    04 марта 2013 г., 0:44:36
    Ответить
    как по коми будет айфон???
    • Зырянин джобсу
      04 марта 2013 г., 0:46:30
      Ответить
      Айфон
      А по русски как?
    • джобсу
      04 марта 2013 г., 15:36:00
      Ответить
      ДРИСТУН, переводится. Переведи его с начала на русский.
  • Игорь
    04 марта 2013 г., 1:02:06
    Ответить
    У моего сына в школе почти все родители были против изучения коми языка, все русскоязычные. Все понимают, что если дети поедут поступать за пределы Коми, то эти часы были бы более полезно уделить на другие предметы, но директор школы недовольство гасит. Но это до поры, до времени... Паровой котёл нагнетается. У моего сына мама - украинка, папа - русский, сын изучает коми язык, не может понять его, ему никто не может помочь...
    • Зырянин
      04 марта 2013 г., 1:15:30
      Ответить
      Игорю
      Так и не насилуйте ребёнка. Отказывайтесь, добивайтесь, чтоб в эти часы проводились другие предметы. По новой реформе образования вообще много чего лишнего запихали в школьную программу, включая православие и сплошную физкультуру.
      Котел и правда закипает, но вы главное уясните себе, что ваше насильное изучение самим зырянам, как пятая нога собаке.
      • Игорь
        04 марта 2013 г., 1:37:40
        Ответить
        Если бы можно было отказаться...
        • а
          04 марта 2013 г., 10:19:02
          Ответить
          можно!
          У нас демократия!
          • Воркутинец
            01 нояб. 2014 г., 21:20:38
            Ответить
            Именно что нельзя. Ибо имею несколько ответов и от Гайзера и от Министерства образования РК. Где чётко сказанно: НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ.
    • санчо
      04 марта 2013 г., 1:22:30
      Ответить
      А родители же слишком занятые,чтобы помочь своему ребенку изучить язык. А если взглянуть на этот факт с другой стороны.
      1) Занимаясь с ребенком, вы будете больше общаться с ним, даря минуты радости своему чаду и себе.
      2)Если Вы не знаете языка, то изучая его вы расширите свой кругозор, способность мыслить и выражаться не только на "ломанном" русском языке, но и на коми
      • Игорь
        04 марта 2013 г., 1:33:45
        Ответить
        Вы, видно, плохо учились в школе... Сейчас такая нагрузка на ребёнка, что жаль его... Я мог позволить себе хорошо учиться и в хоккей гонять. Мой сын только в бассейн успевает помимо уроков ходить... А свободное время только на выходных.

        На каких правах всё делается против Конституции как показано выше?
        • Язычник
          04 марта 2013 г., 3:16:35
          Ответить
          О правах
          А на каких правах вводят в школе изучение православия, религии которая пришла к нам из израиля?
          • Язычнику
            04 марта 2013 г., 16:51:56
            Ответить
            Так тут даётся право выбора.....
  • толерант
    04 марта 2013 г., 1:25:08
    Ответить
    пусть учат, ничего страшного в этом нет. я сам учился в национальной школе, и вообще изучал 6 языков в разное время, жизнь заставляла. Задержалось, правда, в голове только три :(
    • Игорь
      04 марта 2013 г., 1:31:48
      Ответить
      Вы, видно, плохо учились в школе... Сейчас такая нагрузка на ребёнка, что жаль его... Я мог позволить себе хорошо учиться и в хоккей гонять. Мо
      • санчо
        04 марта 2013 г., 1:37:33
        Ответить
        Игорь, хотя я и учился в сельской школе, но образование мне дали очень и очень хорошее. Поступив в университет, мне было легко изучать новые дисциплины, которые другим, учившимся в городских школах и колледжах, давались с большим трудом.
        • Игорь
          04 марта 2013 г., 1:40:16
          Ответить
          Факультеты разные есть. И туда документы туда ребята с разным уровнем подают... И требования разные потом по специальностям... Давайте угадаю? Вы учились не на экономическом, не на юридическом факультетах?
    • Игорь
      04 марта 2013 г., 1:34:28
      Ответить
      На Вашем примере ясно, что Вы зря время потратили. Ещё и другим советуете.
      • санчо
        04 марта 2013 г., 1:46:33
        Ответить
        Игорь. Нет, обучаюсь на инженерно-техническом факультете
        • Игорь
          04 марта 2013 г., 1:50:41
          Ответить
          Вот оно и видно, с кем Вам приходится конкурировать по специальности.
  • Сыктывкарец
    04 марта 2013 г., 2:11:18
    Ответить
    Альтернатива
    Почему же не дать возможность на ВЫБОР изучать Коми язык или историю Коми края? Ведь знание истории земли где живут наши дети в будущем будет их реально объединять с земляками, а так они выучат пару-тройку ругательств на коми ну и простые слова приветствия, и что - это как-то внушит им гордость или хоть какие-то чувства, что они живут на Коми земле. Изучение истории Коми края - я ЗА, обязательный Коми язык - ПРОТИВ. Уважаемая "Банка" проведите опрос среди Ваших читателей по поводу изучения Коми языка и, думаю, многое станет понятно.
    • язычник
      04 марта 2013 г., 3:18:02
      Ответить
      И опрос кто выбрал
      Православие для своего ребёнка.
  • Бучо
    04 марта 2013 г., 6:56:31
    Ответить
    открытое письмо в адрес главы Республики Коми от жителей Выльгорта Ольги и Владимира Луневых. Они считают, что их сын... Я, мать одиночка, воспитываю сына
    Редакция! Так она мать-одиночка или у мальчика есть оба родителя?
  • Думающий
    04 марта 2013 г., 7:05:13
    Ответить
    Про обязательное изучение коми-языка в школе
    Практически на коми говорит только в коми семьях, и то не во всех. Почему так - причина простая, его знание не дает абсолютно ничего для изучения базовых предметов в школе, ВУЗе, ничего не дает для карьерного роста, профессионального общения и обучения по специальности.
    При этом - отрицательный аргумент в его обязательном обучении в школе в том, что он действительно будет отнимать силы, нервы, время от изучения насущно необходимых в жизни предметов в школе. Создается оскорбительно-неуважительное состояние к такому давлению на тех, кому эта затея вообще не нужна. Мы свой государственный, русский язык, знаем-то не очень великолепно, английский надо учить для того-чтобы была перспектива в карьере. А тут еще 16 падежей по коми, незнание которых никак не помешает в карьере в Коми или в Москве, дай-Бог и в Европе!
    Так зачем нужен коми-язык в школах в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ обучении - только для галочки, которая нервирует подавляющее большинство населения Республики! Ну маразм какой-то и провокация!
  • евгений
    04 марта 2013 г., 7:31:45
    Ответить
    язык
    Коми язык надо учить. Мы же русский учим.
    • 12344
      04 марта 2013 г., 8:32:09
      Ответить
      Так не учите! Назло всем...
  • Учитель
    04 марта 2013 г., 7:58:07
    Ответить
    Я учитель русского языка. 5 лет работала в коми школе . могу точно сказать, что изучение коми языка мешает детям при изучении грамматики русского
  • 123
    04 марта 2013 г., 8:16:50
    Ответить
    123
    Носители языка это прежде всего люди,у меня есть несколько знакомых 30-40 лет коми в бог знает в каком поколении выходцы из глубинки,языком владеют все,но дома никто не говорит по коми и очень не любят когда им напоминают что они комяки.Кроме того диалектов коми языка около полутора десятков,какой преподают в школе?Наш минобраз наверное профинансировал титанический научный труд и создал универсальный коми язык.
    • 123-му
      04 марта 2013 г., 21:21:25
      Ответить
      Джу
      Вы хамье и быдло, раз упорно коми "комяками"зовете.Убирайтесь из республики, она не ваша !
      • Чемодан, вокзал, дорога
        19 марта 2013 г., 18:12:10
        Ответить
        Я думаю 123 с удовольствием бы уехал из республике. Как многие молодые люди и не очень молодые (Воркута Инта).
  • оёё
    04 марта 2013 г., 8:21:43
    Ответить
    тему эту повторяли 100 раз
    1) язык живет в своей среде, восстановите традиционное хозяйство коми - возродится
    2) хорошее не умирает
    3) ваш язык им не нужен, но заставить его учить проще, чем развивать республику и коми заодно
    • кирульса вася
      04 марта 2013 г., 8:50:57
      Ответить
      зачем...
      Зачем Вы, уважаемая БНК, начинаете эти разговоры?Чтобы услышать,еще раз, как мы друг друга любим?
    • teen
      04 марта 2013 г., 9:06:30
      Ответить
      Все логично. Так оно и есть. Только почему это не видят те, кто принимает законы? Язык- ЭТО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Какая цель преследуется в данном случае? За изучение истории, культуры, обычаев коми - "ЗА"- обеими руками.
      • Воркутинец
        01 нояб. 2014 г., 21:23:13
        Ответить
        Какая цель? Не знаю. Но то что я после начала принудительного изучения коми языка моей дочерью в школе №39, уже очень плохо отношусь к коми языку, коми культуре, носителям коми языка и коми культуры. Ибо насилие рождает отторжение и ненависть. Вы ЭТОГО хотели?
  • хххххх
    04 марта 2013 г., 9:20:46
    Ответить
    Учителю
    Интересно в чем может помешать один язык другому? А английский не мешает?
    Интересно, а физика мешает при изучении химии?? Формулы в голове не путаются?
    • а
      04 марта 2013 г., 10:20:32
      Ответить
      зачем засирать мозги
      ненужным???
    • Воркутинец
      01 нояб. 2014 г., 21:24:13
      Ответить
      Английский не мешает. Ибо он улучшает конкурентоспособность на рынке труда. А на что влияет изучение коми языка?
  • Виктория
    04 марта 2013 г., 9:39:41
    Ответить
    Училась в той же выльгортской школе. Изучала коми язык у Веры Ивановны (потом она перешла в Гимназию искусств) и Галины Ивановны. Спасибо им! Ни дня не пожалела, что попала в этот класс. Очень жаль, что родители настраивают детей. А английский и немецкий в наших школах учат с таким же нежеланием, и говорить свободно на иностранных языках почти никто не умеет (поэтому и ездят только в Египет и Турцию, где смирились с русскими невеждами и выучили необходимый для общения русский язык).
    • уехал
      04 марта 2013 г., 10:05:23
      Ответить
      от Вас и отдыхаю
      Выучил английский,словенский и сербско-хорватский...Коми язык учите сами...про такое даже никто не слышал здесь.Как хорошо,что этот маразм (с обязательным изучением)не касается меня и моих детей!
  • Дмитрий
    04 марта 2013 г., 10:13:29
    Ответить
    Подписался бы под этим письмом, если бы нужно было. Сделали бы коми язык престижным, тогда и заставлять никого не нужно было.
    • аааааааааааааа
      19 марта 2013 г., 18:14:50
      Ответить
      Забери и нас отсюда, тоже устал от этого маразма
  • Иг.
    04 марта 2013 г., 10:45:27
    Ответить
    Я сам из Петербурга, мой сын родился в Петербурге. Вместе со мной и с матерью живет в Сыктывкаре, ходит в детский сад. По контракту нам еще жить здесь 3 года. За это время сын уже пойдет в местную школу, и 2 года будет изучать ваш мёртвый язык? Зачем скажите. А когда он пойдет в нормальную русскую школу? Не позволю ломать психику моему сыну!
    • 111
      04 марта 2013 г., 10:59:37
      Ответить
      А если бы Вы работали в... например, Финляндии, и Ваш ребенок учил бы 2 года финский и шведский языки, которые потом не пригодились бы, как бы он потом пошёл в НОРМАЛЬНУЮ русскую школу?!
      • Иг.
        04 марта 2013 г., 11:12:08
        Ответить
        В Финляндии есть русские школы с обязательным изучением суоми, это правильно! Но мы говорим о единой стране России, где право человека узаконено в Конституцией государства. Я Русский и я не хочу, что бы в Моей стране мне и моей семье навязывали какие-то местячковы националистические настроения.
        • 111
          04 марта 2013 г., 11:56:30
          Ответить
          Я, конечно, в чём-то с Вами согласна. Наш ребёнок (оба родителя совершенно русские) в 19 лет учит в университете коми. Просто учит, как и остальные предметы, положенные этой специальности. И не делает из этого проблему. А мы, выросшие во времена перестройки, просто настроены на противостояние. Только не надо называть это НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМИ НАСТРОЕНИЯМИ.
          • Иг.
            04 марта 2013 г., 13:30:27
            Ответить
            Я с Вами тоже абсолютно согласен, вы говорите о человеке о 19 годах из них большая часть уже личность, осознанноая и четко сформировавшая цели своей жизни. Учить языку, как и другому предмету необходимо в рамках "надобности" и осознанности. Вы, простите, будучи филологом узкого направления, стали бы учить например, углубленно язык программирования? Вас никто не заставит этого делать. А зачем тогда заставлять учить Русского человека, который может быть даже не вспомнит "где эта улица, где этот дом?" и ниразу не побывает на коми-земле?
    • дети,
      04 марта 2013 г., 11:26:48
      Ответить
      в отличие от родителей ,интересуется всеми языками и с удовольствием учат.это же только улучшает память.как же люди изучают по 10 языков и с ума не сошли.дети не понимают еще межнациональной ненависти и вражды,поэтому,им все равно,какой язык изучать,если,конечно,родители не успели свою ненависть передать им.
  • ded
    04 марта 2013 г., 10:48:26
    Ответить
    !!!!????.....
    Добрый день!сам я украинец,живу в коми давно,,на УКРАИНЕ где Я,учился,.. в любой школе приподавание велось на 2х языках,русском и украинском,,,если на украинском-русский был как предмет,с изучением литературы и правописанием...И не один родитель против не был...И тоже самое,если на русском...импортные языки-англ,немец,францц.тоже были, как предмет...Это я к чему,а не взять нам, этот старый коммунистический опыт преподавания,чем он плох,и всё станет на свои места.,.,.ЭТО ЛИЧНО МОЁ МНЕНИЕ,,,,,,
    • украинцу
      04 марта 2013 г., 12:45:00
      Ответить
      ну сравнил! Украинцев в мире в 1000 раз больше, чем коми. К тому же, у русского и украинского языков структуры похожи, большинство существительных и глаголов имеют одинаковые корни. Вот если бы в Украине начали крымско-татарский насильно преподавать, вот была бы веселуха!
      • Марина
        06 марта 2013 г., 17:06:15
        Ответить
        К тому же украинцы на украинском практически все разговаривают, а коми - ну совсем мало говорят на коми языке, только в глухих деревнях.
  • интересно,
    04 марта 2013 г., 10:57:29
    Ответить
    если в Татарстане приезжие начнут оскорб***ь татар и их язык,что они сделают с ними?наверное,им будет не сладко.это как же можно ненавидеть коми,живя на их территории.поражаюсь.это каким же челом надо быть.
    • Е
      04 марта 2013 г., 11:10:54
      Ответить
      Коми?
      Живу в Воркуте. Здесь коренное население - ненцы. Уважаю... Согласен изучать историю, язык ненецкий (факультативно)! Причем тут коми в Воркуте?
      • коми
        04 марта 2013 г., 11:35:13
        Ответить
        давно уже приезжие выжили из республики.надо уже переименовать республику.кто уехал в большие города и за границу,кто-то умер,кого -то прижали,что спился.
        • ого
          25 нояб. 2013 г., 18:25:37
          Ответить
          А ничего,что воркута это респ.коми.причем тут ненцы??коми значит они изучать не хотят,а ненецкий пожалуйста...нормально...
      • а в усинске
        04 марта 2013 г., 14:03:00
        Ответить
        коренные-татары.там надо изучать татарский.
    • Иг.
      04 марта 2013 г., 11:18:43
      Ответить
      В Татарстане нет обязательного обучения татарскому, поправьте меня если я не прав, и национализм в татарстане выражен с особым уважением к русскому языку и к культуре государства Российского. Что не скажешь о народе Коми, не раз уже слышал, как ненавидят русских коренные жители. Вся толерантность куда-то пропадает, когда слышишь "Живя на их территории". Вы заканчивайте в индейцев играть, вы граждане РФ вообще-то.
      • а
        04 марта 2013 г., 11:37:08
        Ответить
        я слышала,что в татарии обязательное изучение местного языка.
        • Иг.
          04 марта 2013 г., 11:50:42
          Ответить
          Да, судебная война в Татарстане идет полным ходом, каюсь, думал что все уже закончено. Но возникает еще одна мысль, сколько потрачено денег на судебные издержки, работу гос.аппарата, занимающегося делопроизводством по данному вопросу. Ну и что ждет Коми в будущем.
    • Гость
      07 марта 2013 г., 12:57:03
      Ответить
      Вам придупреждение не выскакивало перед коментариями? Зачем раздуваете национализм? Никакой ненависти у русских к коми нет и не было, всегда мирно соседствовали, а если вас какой русский обидел это не означает что все такие везде, дураков хватает. Чем больше читаю ненавистные кометарии от коми, тем больше убеждаюсь, что это вовсе не коми пишут, а проплаченые тролли, которым надо посеять вражду между народами России.
  • **
    04 марта 2013 г., 11:30:07
    Ответить
    чем меньше государство вмешивается - тем лучше
    это как раз тот случай!! Кто хочет выучит, кто не хочет или не может - нет. А деньги потраченные на преподавание коми языка тем кому он ни разу не вперся, потратте на качественное преподавание английского сельским ребятам из коми деревень!!! им он точно пригодится
    • в деревне
      04 марта 2013 г., 11:31:44
      Ответить
      пригодится английский?с коровами общаться?
  • мой брат
    04 марта 2013 г., 11:30:37
    Ответить
    переехал в татарию и отлично уже знает их язык.доволен и счастлив,что еще один язык изучил.теперь он знает свой коми,русский,татарский,английский и немецкий.говорит,что мало языков знает.хочет еще что-то изучить.
    • K/
      04 марта 2013 г., 12:25:06
      Ответить
      Пусть саамский поучит. Это не какой-то никчемный испанский или китайский
  • ну как не вспомнить Крылова
    04 марта 2013 г., 12:23:35
    Ответить
    а Васька слушает, да ест...
    • Рочь да коми
      04 марта 2013 г., 13:09:30
      Ответить
      Неужели трудно выучить 50 вопросов по коми и 50 ответов. Это уже супер!!!! Впрочем, как и любой другой язык.
      • Воркутинец
        01 нояб. 2014 г., 21:54:12
        Ответить
        А зачем? Для чего? Потому что ВАМ так хочеться? А не пошли бы ....далеко.
  • коми
    04 марта 2013 г., 14:01:12
    Ответить
    язык
    Почему тут некоторые господа называют нас комяками , мы же не называем их кацапам или хохлами. Высокомерие и хамство не красит никого, а показывает невежество авторов. Публикацией этого письма газета "Молодежь севера" зарабатывает дешевую популярность и отвлекает от бо-лее тяжелых проблем как безработица, цены ЖКХ,алкоголизм. Превращается в рупор Жириновского. Если ребенок Луниной имеет способности к учебе, то и разговорный коми язык не проблема. Надо части русских научиться уважать не только себя, но и коренное коми население.
    • ок4
      04 марта 2013 г., 19:21:12
      Ответить
      Уважаемый(я) коми
      Это не русские пишут такие пакости!Русский православный человек не позволит такого хамства!Вы абсолютно правы,идет заигрывание с публикой за деньги.Все мы,должны сказать спасибо коми народу за его истинно европейскую толерантность,которая позволяет жить в республике, достаточно спокойно,многим народам!
    • ррр
      19 марта 2013 г., 18:28:00
      Ответить
      А разве Коми не склоняется?
  • я
    04 марта 2013 г., 14:13:39
    Ответить
    изучала сначала русский,коми, английский,потом немецкий.изучала разные предметы.пригодилась только математика.русский само собой,человек должен быть грамотным и владеть этим языком в России.и что,я должна была отказаться от всех других предметов,т.к .они мне не пригодились?.даже в голову не приходила такая мысль.учила и учила все,что преподавали.и коми язык в том числе.изучала и не возмущалась.зато память была отменная,благодаря изучению всех этих языков.
    • ))))
      04 марта 2013 г., 14:18:25
      Ответить
      память отменная благодаря родителям. А если бы не забивали голову чем попало, м.б. еще лучше была бы.
    • тем
      04 марта 2013 г., 14:25:59
      Ответить
      более никто не будет требовать изучения так,чтобы знать все слова до одного.хотя бы простую разговорную речь.знать предметы обихода и т. д.иметь небольшое понятие.иностранцы и то интересуются нашим коми языком,хотя живут у себя на родине.много таких примеров есть.
  • Сопереживающий гражданин Республики Коми
    04 марта 2013 г., 14:15:51
    Ответить
    Отличное открытое и смелое письмо!
    Отличное письмо, видно, что написано от всей души, которая болит не только за своего ребенка, но также и за других граждан детей, растущих в республике.
    К сожалению, написано все правильно, многие бы отсюда хотели бы уехать, но нет возможности. Мало того, что у нас в республике климат , мягко говоря, не очень, так еще и государство в лице высшего руководства республики своими непродуманными действиями, в том числе и по введению обязательного изучения коми язвка в школах, подталкивает население к мыслям о переезде.
    От себя могу только посоветовать, попробовать обратиться в Конституционный Суд РФ, поскольку мы, в первую очередь, граждане России, а уж потом граждане Республики Коми. Возможно КС РФ по иному посмотрит на этот вопрос.

    В итоге, выражаю глубокую признательность авторам открытого письма, а также БНКоми, которое решилось его здесь опубликовать. Хотя с самому этому интернет-ресурсу оношусь скорее негативно, поскольку они уж очень проправительственные, и информацию подают не совсем в объективном свете. Но тут решились затронуть больной вопрос.

    P.S. Пусть наши дети хотя бы научатся грамотно и красиво говорить и писать на русском языке! А то совеременные дети не то, чтобы писать - говорить на русском языке не умеют. Страшно становится за такое поколение. Неграмотным быть очень плохо, трудно будет в жизни. К сожалению, многие этого не поймут до самой смерти.

    (Если при написании этого сообщения мною были допушены ошибки, то прошу не кидать в меня камни. Я как и многие - учусь всю жизнь и не считаю это зазорным, но учусь лишь тому, чему хочу, а не тому, что меня заставлют учить.)
  • Изьватас
    04 марта 2013 г., 14:20:07
    Ответить
    Каналан кыв
    Ёртъяс, тайö тыртöм веньзöм никодлы оз ков. Коми республика вöлi, лоö да лоас уна войтырлöн öтлаын овын му. Сывöсна колö видзны миян öтлаын чужан му, медым ми ставыс олiм республикаын, а абу кутшöмкö никодлы оз ков войтырлöн округ. Веськыд шуöм миян тыртöм веньзöм вермас лоны видзмöдöм да ёнмöдöм миян кык каналан кывъяс.
    • Изьватас -у , 04.03
      04 марта 2013 г., 14:32:38
      Ответить
      Аминь!
      • обязательное
        04 марта 2013 г., 15:22:34
        Ответить
        изучение...
        Не надо обижаться,просто аргументируйте без эмоций и политики-зачем это нужно???Где пригодится и где без этого не обойтись???
    • валентина
      05 марта 2013 г., 10:38:34
      Ответить
      а теперь по -русски . И ГЛАВНОЕ У ВАС ДЕТИ ЕСТЬ? И когда он без учебника должен учиться - ЭТО как?
  • Нюх
    04 марта 2013 г., 16:45:56
    Ответить
    сколько раз на банке обсуждали этолт вопрос - десятки
    БОЛЬШИНСТВО было против!

    А этой "власти" все до одного места!
  • Нюх
    04 марта 2013 г., 16:45:57
    Ответить
    сколько раз на банке обсуждали этолт вопрос - десятки
    БОЛЬШИНСТВО было против!

    А этой "власти" все до одного места!
  • Проходящий мимо
    04 марта 2013 г., 18:55:17
    Ответить
    Это бизнес...или ритуал...
    С учетом продвижения или насаждения коми языка складывается впечетление, что этакое насождение коми языка - просто бизнес или ритуал.
    Насчет версии бизнеса - говорит введение обязательного обучения, что бы потом учебники и материалы напечатать, мультфильмы и фильмы перевезти на коми (кстати вы видели советские мультфильмы на коми - это просто песня). Ведь это все не бесплатно делается.
    Насчет ритуала - то, что большинство тех, кто продвигает это в массы, сами к коми никакого отношения не имеют, для них это просто очередная работа и отрапартовка для галочки. То есть принцип такой, что нам даром это не надо, ну раз сказали,то ритуал то надо соблюдать. В мире известен эфект Карго, так туземцы в Меланезии строят макеты аэродромов, в натуральную величину, в надежде, что прилетят самолеты и привезут им КАРГО – ящики, полные чудесных западных вещиц, с которыми их жизнь станет лучше. По ночам туземцы зажигают посадочные огни, днем устраивают костюмированные военные парады. Их вера, возникшая после Второй мировой войны, называется «карго-культ». Так и здесь местные продвигатели искренни думают,что их потуги спасут коми язык.
  • тест
    04 марта 2013 г., 20:12:30
    Ответить
    Дано:
    1921 г. — образована республика Коми (АО Коми (Зырян))
    1926 г. коми - 92,2%
    2010 г. коми - 23,7%
    Вопрос:
    2021 г. — 100 лет Республике ...?
    • Нюх
      04 марта 2013 г., 21:25:48
      Ответить
      а некоторые хотят заменить коми -жителей людми, что прослушали курсы коми языка
      в на ыбице эти удостоверения будут вручать
  • е
    05 марта 2013 г., 1:55:51
    Ответить
    если не истерить, то изучение любого языка развивает ребенка. мой первоклашка учит с моей помощью, на пару с ним шпрехаем вполне сносно. надо видеть как ребенок поет песни на коми языке. умиляет, как дите выводит песню на очень уж своеобразном по звучанию языке.
  • Светлана
    05 марта 2013 г., 10:00:55
    Ответить
    об изучени коми языка в принудительном порядке
    Необходимо изучать коми язык факультативно.А сегодня на практике мы имеем что: в школе детям ставят за контрольные двойки, оценки за четверь по коми языку у детей как бы на тройку вытянули, учебников по коми языку не выдают, их наверно забыли непечатать и купить.В семьях мы не разговариваем на коми языке и поэтому в практике не можем закреплять знания по коми языку. Но мы же взрослые люди и можем принять совместное решение, т.е коми язык изучать факультивно и не ставить строго оценки. И сделать 1 урок коми языка в неделю факультативно и 1 урок краеведения в неделю. Вот увидите детям будет интересно получать новые знания про нашу Республику Коми, про ее историю. Ведь в Сыктывкаре столько исторических памятников архитектуры, где расположены сегоня библиотеки, музеи,театры. И это надо показать нашим детям и рассказать про историю этих учреждений.
  • Валентина Владимировна
    05 марта 2013 г., 10:09:48
    Ответить
    Коми язык
    Мой внук ходит во второй класс.Мы еще русский не знаем по хорошему . Подлежащее и сказуемое путаем порой . А мы уже вынуждены учить английский и коми . Вы из наших детей делаете "супер" или заведомо дураков т.к. дети очень слабые сейчас . Они уже рождаются , мало кто из них соответствует "Шкале рождения". Пожалели бы детей , а то кто-то проснулся или прочитал в интернете и решил ввести нововведения. А сами коми знают этот язык? Уверена , что нет. Соотношение населения Коми к приезжим менее 30 %, хотите новшество- Ведите факультатив.
  • Наталья
    05 марта 2013 г., 10:24:07
    Ответить
    об изучении коми языка
    Эти новшества придумали наверное люди у которых нет детей. И они не могут адекватно оценить сегодняшнюю нагрузку простого школьника. Английский со 2 класса и много разных предметов. Спрос с учеников в школах сейчас строгий: чтобы посещаемость была хорошая, контрольные по всем предметам регулярно. Много времени родителям надо сидеть с детьми и помогать, т.к в школе учитель не может 30 человек хорошо обучить и обяснить непонятый материал. А если ученик подойдет с вопросом к учителю, то учитель скажет слушать надо было внимательнее, т.е сегодня учитель не хочет с учениками дополнительно работать, а думает что все дети вундеркинды.А коми надо факультативно вводить в обязательном порядке и оценки не выставлять.
  • o_O
    06 марта 2013 г., 15:38:54
    Ответить
    Вот так вот государство само и разжигает межнациональную рознь, вопрос только, зачем и кому это надо?
  • владимир
    06 марта 2013 г., 16:14:53
    Ответить
    давайте напишем Гайзеру или кому нибудь о насильственном изучении английского,немецкого,физике,химии,математики и т.д.,и пускай дела начатые Фурсенко,но незаконченные наконец то сбудутся и вырастет поколение которые будут верить что земля держится на трех китах.со всеми вытекающиви из этого последствиями.вперед в средневековье!
    • Tron
      06 марта 2013 г., 16:36:19
      Ответить
      Да что вы, английский и немецкий это никому не нужные языки, какой от них толк в жизни? Лучше уделить время старательному изучению коми языка, без него ведь никуда в современном обществе.
    • римидал
      06 марта 2013 г., 16:40:30
      Ответить
      Сначала научитесь грамотно писать по-русски, а потом уж беритесь что-то обсуждать...
      • Tron
        06 марта 2013 г., 16:52:01
        Ответить
        Уу, типичный признак тролля тыкать на ошибки в правописании. Они то хорошо обучены нужные посты заливать, сразу ошибки подмечают.
      • Tron
        06 марта 2013 г., 16:58:16
        Ответить
        ремидалу
        Оп, прошу прощения, подумал пост мне адресован.
  • Ирина
    06 марта 2013 г., 16:35:08
    Ответить
    изучение коми языка
    Я поддерживаю мамочку, которая направила открытое письмо! Изучение коми языка - это лишняя нагрузка на ребенка! Ни в один ВУЗ, даже в Коми, не требуется сдавать экзамен на знание коми языка))) Поэтому время, потраченное на его изучение, пройдет в пустую. А значит и бюджетные средства, выделенные на этот предмет - не целевое использование средств. Для желающих изучать и общаться на коми языке - это пожалуйста. А ведь большая часть жителей республики - это потомки переселенцев из разных районов страны! А коми речь действительно можно услышать только в Сыктывкаре да в деревне. Я толерантно отношусь к людям, говорящим на родном языке. Но и ко мне, как к русскому человеку, надо отнестись толерантно! Если я действительно не хочу, чтобы мой ребенок изучал коми язык, как мне нужно поступить? Я могу просто отказаться в письменной форме?
    • Tron
      06 марта 2013 г., 16:47:23
      Ответить
      Согласен с вами, изучение коми языка должно быть только на добровольной основе. Да и вообще эту тему раздули на пустом месте, всегда русские и коми мирно соседствовали, Лучше бы о коми народе подумали, а то деревня вымирает, народ в деревнях спивается, а властимущие не о людях, а о языке думают.
    • Даг
      19 марта 2013 г., 18:37:15
      Ответить
      +1000
  • Комяра
    06 марта 2013 г., 17:24:40
    Ответить
    сколько не общался с коми девушками,они очень не любят когда им про национальность напоминаешь.а вобще-Роч из коми прочь!!!
    • о_О
      06 марта 2013 г., 17:45:06
      Ответить
      Комяре
      Рочь и так потихоньку уезжает, зато товарищи из средней азии приезжают.
  • русский
    09 марта 2013 г., 21:01:05
    Ответить
    В университете Хельсинки вышла книга на русском языке о многоязычии и сохранении языков: "Как и зачем сохранять языки народов России?"
    http://blogs.helsinki.fi/minor-eurus/files/2012/12/kakizachem1.pdf
  • Марина
    11 марта 2013 г., 17:38:30
    Ответить
    о коми языке в школе
    если можете открыто заявить - я "против" насильного обучения коми языку - есть возможность обсудить вашу позицию и попытаться изменить политику. Напишите мне на адрес
  • Ольга
    14 марта 2013 г., 19:22:46
    Ответить
    1. Зачем учить язык, на которов даже бабушки в деревне не часто говорят?
    2. Зачем портить произношение в русском языке финно-угорским говором?
    3. Зачем принуждать некоми детей не их этническому языку?
    4. Мы живем в России и обязаны владеть русским языком, все остальные языки - опциональны (или нет?).
    5. Зачем тратить время на язык, который вам ни разу не понадобится?
    6. Зачем вместо того, чтобы повысить квалификацию учителей иностранных языков и увеличить количество часов на них, нужно внедрять язык, который является ничем большим, чем отголоском игры в суверенитет начала 90-Х?
  • Olga
    14 марта 2013 г., 21:11:32
    Ответить
    Komi kyv.
    Я бы хотела поделиться своим жизненным опытом.Живу половину своей жизни вне Коми сперва в Эстонии,а сейчас в Финлядии,когда родилась дочь еще в Коми муж (эстонец по-нац.)сказал он бы хотел ,чтоб я говорила с дочкой по-коми, а потом даже я не могла преставить,чтоб я своим ребенком говорила на чужом языке ведь есть такие слова,что на другом языке нету.Когда перэехали в Эстонию родилась вторая дочка,сейчас они оба разговаривают на коми,эстонском,англиском,еще мл.изучает в Унив-те финский.Старшайя дочь закончила школу с серебянной медалью и Тартуский Унив.Магистратуру отлично,сегодня она написала ,что на уроке она преподает в школе дети слушали песню на коми языке ,потому что сегодня День родного языка,а по-эстонски язык Матери,они никогда не стеснялись ,что их мать коми , полюбили Коми и разговаривают с дедом и бабушкой на -коми.Почему родители боются,что язык не надо учить,не нужен,любой язык обогащает человека,почему родители решют за детей ,а ведь ребенку любой след.язык будет легче изучать.Даже в Тартуском Унив. есть курсы коми языка.
    • ввв
      19 марта 2013 г., 18:44:26
      Ответить
      Ольга, прошу Вас не обижайтесь но Вы по Русски очень скверно пишете. И наверно понятно почему.А я хочу чтоб мой ребенок хорошо знал свой родной русский язык. А не надкусывал до конца не поняв вкуса все подряд.
      • Olga
        21 марта 2013 г., 15:56:13
        Ответить
        Извините,но и у вас ошибки даже" по-русски"- так пишется во всяком случае на грамматику я не жалуюсь и по-моему" скверно" слово вообще не относится все понятно,а мне кажется наоборот и вы плохо учили свой родной язык.Коми это единстенное место в мире ,где живут носители языка и живья ,там не знать языка коми,а зачем там живьёте?.
  • Временщик
    01 нояб. 2014 г., 6:55:35
    Ответить
    Да, я -временщик. Как много лет тому назад меня родители сюда привезли, так и живу. И таки надеюсь отсюда уехать. Я не связываю своё будущее и будущее своих детей с будущим Республики. Именно поэтому ни мне, ни моим детям, коми язык не нужен. Благо кое какие шаги(ипотека) уже сделанны.

    Если коми решили, что в случае насильного принудительного изучения коми языка в школах, этот язык начнут любить и уважать? Это тоже не так. Насильно мил не будешь. И уважать его тоже не будут. Ибо насильно уважать тоже не заставишь. Вот английский(французский, итальянский, немецкий и др)-эти да. К ним приходиться относиться уважительно. Хотя бы потому что знание данных языков делает более конкурентоспособными на рынке труда. А что даёт коми язык? Общее развитие? А может быть лучше и полезнее развиваться к примеру китайским или финским языками? По крайней мере перспективнее для последующего трудоустройства.

    Принуждение в изучении коми языка моими детьми, лично у меня вызвало очень отрицательные эмоции с коми языку, коми культуре, носителям коми языка и коми культуры...Насилие порождает ненависть. Вы ЭТОГО хотели? Но вы это получили. Нежданчик...Да?

    И лично я сделаю всё чтобы моя дочь тоже очень не любила коми язык, коми культуру и носителей коми языка.

    И очень надеюсь, что через пару лет я скажу коми националистам одно слово: АТЬО!

    И ещё...Я не урка. Я рабочий человек. И у меня даже документ об этом есть. Это Грамота от Министерства Экономики Республики Коми, которой были отмеченны мои трудовые успехи в прошлом году.
  • сереня
    24 сент. 2015 г., 15:10:34
    Ответить
    Да, после насильственного насаждения изучения этого е.б....ГО языка, тоже думаем сваливать с так называемого нищебродного коми края.
  • Наталья
    09 апр. 2016 г., 16:46:38
    Ответить
    коми язык
    Я не желаю что бы мои дети изучали Коми язык. У нас в роду нет Коми людей. Сей час в Коми живут сброд наций. Мы русский то незнаем.
    Отправлено из мобильной версии
  • юрий
    12 сент. 2016 г., 18:19:03
    Ответить
    Насильственное " изучение" коми языка это проявление коми фашизма, возбуждающее ненависть к коми этносу
    Отправлено из мобильной версии
  • я
    12 сент. 2016 г., 18:29:15
    Ответить
    Никакой коми не существует,это искусственное образование организованное на пустом месте,наследие ошибок большевизма.что это за нацреспублика,где аборигенов всего 5%,смехотворно и преступно,по отношению к много национальному населению
    Отправлено из мобильной версии
  • Нюта
    13 сент. 2016 г., 20:25:11
    Ответить
    Коми язык
    У нас дети , да и учителя подопытные кролики, может хватит экспериментов? Жалко и тех и других. Лучше бы школы новые построили на эти деньги, чтоб дети учились в одну смену. А на учителей начальных классов в конце года смотреть жалко. Как загнанные лошади , того и гляди что свалятся.