19:01, 23.06.2013

На обсуждение: «Право на стыд: почему образованные русские критикуют Россию»

В давние времена бытовал анекдот о шестом чувстве советского человека — «чувстве глубокого удовлетворения» при ознакомлении с материалами очередного пленума ЦК. Те времена прошли, и с ними удовлетворение. Теперь на роль шестого чувства русских все чаще претендует чувство стыда, считает профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев. Агентство БНК выносит на обсуждение его статью, опубликованную в журнале Forbes.

220620131912 (1).jpg

Фото БНК

«В этом ключе выступил писатель Михаил Шишкин,отказавшийся представлять Россию на книжной ярмарке в Нью-Йорке, заявив британской The Guardian: «Мне как русскому и гражданину России стыдно за то, что происходит в моей стране… Страна, где власть захватил коррумпированный криминальный режим, где государство представляет собой воровскую пирамиду, где выборы превращены в фарс, где суды обслуживают власть, а не закон, где есть политические заключенные, где государственное телевидение занимается проституцией, где кучка самозванцев принимает безумные законы, возвращающие нас всех в Средневековье, — такая страна не может быть моей Россией».

В нашу циничную эпоху одни сочли высказывания Шишкина самопиаром и подготовкой почвы к Нобелевской премии, другие поставили автору на вид его место жительства (Шишкин уже 15 лет живет преимущественно в Швейцарии): нельзя-де критиковать Россию, не испытывая на себе всех свинцовых прелестей русской жизни. Но помимо прагматики и географии высказывания — кому можно стыдиться, где и с какой целью — никто не оспорил его по существу.

Споры вокруг заявлений Шишкина вскрыли важный пласт русской культуры: критика России как особый жанр русской мысли, с последующими обвинениями критикующего в непатриотичности и русофобии.

Стыд за Россию имеет глубокие историческую корни, восходящие едва ли не к первым нашим контактам с Западом и уж точно к петровской модернизации. Первым, кто сформулировал это чувство, был Петр Чаадаев. А вслед за ним все наше западничество вплоть до его крайнего извода, большевиков: Ленин и Сталин многократно подчеркивали свою ненависть к закоснелой мужицкой Руси.

Россия в этом смысле не одинока. Стыд за свою страну характерен для стран догоняющей модернизации, например Польши (Витольд Гомбрович), Турции (Орхан Памук) или даже Германии (от Томаса Манна до Гюнтера Грасса). В этом смысле двойником России является Финляндия — еще одна северная страна с мнительностью и склонностью к самокопанию: нередко стоит пропустить в компании финнов по паре стаканчиков, как поднимается вопрос: «А так ли мы плохи, как о нас говорят?» А в известном анекдоте о том, что каждая нация думает, глядя на слона (американец — «слоны и деньги», француз — «слоны и любовь», немец — «слоны и армия»), финн смотрит на слона и думает: «А что слон думает обо мне?»

И в то же время такого типа рефлексия почти не свойственна лидерам мирового капитализма последних столетий — Голландии, Англии, США.

В Америке системные критики типа Ноама Хомского или Майкла Мура водятся только в леволиберальных университетских кругах, но не представляют мейнстрим. У нас же наоборот: патриотизм, как правило, казенный или массовый во время народных войн, а в мирное время нормой является стыд за державу: «немытая Россия», «тюрьма народов», «совок», «драная Рашка», «эта страна».

Дискурс стыда характерен прежде всего для образованного класса — что в Турции, что в России. Более того, способность к критическому взгляду (не только на свою страну, но и на себя самого) является социальным и культурным маркером. И здесь, наверное, дело в том, что начиная с петровских времен элита чувствует себя чужой у себя на родине, потому что живет за счет импортированных идей, институтов, да и просто импортных товаров. Стыд за Россию — это еще и стыд за собственную неприкаянность в «этой стране», из этого чувства родилась и русская революция, и русская литература.

Стыд — это не русофобия культурной элиты, а особый вид русской рефлексии (чуть не написал — хандры), способность к критическому мышлению и трезвой самооценке.

И если Шишкин когда-то получит Нобелевскую премию, он продолжит традицию русских литераторов — Бунина, Пастернака, Солженицына, Бродского (не забудем и Шолохова, описавшего трагедию расказачивания), которые с болью смотрели на свою родину, потому что любили ее. Стыдиться можно только того, что любишь, о чем переживаешь, к чему принадлежишь. В путинской России стыд за страну куда патриотичнее гордости — и гораздо нужнее в исторической перспективе».

869

Комментарии (88)

Добавить комментарий
  • :- (
    23 июня 2013 г., 19:21:39
    Ответить
    Нам не должно быть стыдно за Россию.
    Нам просто должно быть стыдно за то, что мы думали, но не высказали, за то, что мы хотели, но не решились, за то, что делали, но не доделали.
    • Сыктывкарец
      24 июня 2013 г., 15:31:10
      Ответить
      Нельзя-де критиковать Россию, не испытывая на себе всех свинцовых прелестей русской жизни.
      Т.е. не попробовав героина нельзя говорить что он смертелен для здоровья.
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    23 июня 2013 г., 20:18:10
    Ответить
    Нам должно быть стыдно за то , что мы позволяем обходиться с собой как с быдлом..
    Как можно стыдиться страны ? Вован с Димоном , Сердюков с Полонским , Самойлов с Торлоповым ,Гундяев с Питиримкой, ГосДура с Антинародным Фронтом ..в злате - это не страна, это позор страны . И пока мы будем позволять этому позорищу чувствовать себя эталоном России , вот до тех пор нам должно быть стыдно за себя..
    • Согласен
      24 июня 2013 г., 19:56:49
      Ответить
      Но еще нужно добавить - что молчим?
      Молчим о том,что власть и в России,и в Коми - у жидов! Перечислим их,жидов : Гайзер,Менакер -Чернов,Ковзель,Фридман,Левицкий.Ведь бараны все баранами,но как сплоченно под эгидой жида позорного Менделя-Медведева тихой сапой при нашем равнодушии захватили власть.Сейчас еще профсоюзы возглавит Вишневский - и будет полный гешефт.А еще ругают холокост...
      • чёрно сотенному
        25 июня 2013 г., 0:25:22
        Ответить
        вообще надо этот коментарий удалить
        хоть я сам их не люблю.
        но при чём тут чёрносотенный ФАНАТИЗМ?
  • алекс
    23 июня 2013 г., 20:29:22
    Ответить
    для таф- вы, батенька,себя мессией возомнили,а это- патология,надобы посетить специалиста!!!
    • алексу
      23 июня 2013 г., 20:46:08
      Ответить
      ТАФ высказал свое мнение а ты видно только вышел от специалиста и остался без своего мнения.Это патология
      • алекс - банальный
        23 июня 2013 г., 22:08:51
        Ответить
        и тупой холуй
        на большее не способен
  • Россия
    23 июня 2013 г., 20:45:31
    Ответить
    Какая ни есть она наша страна,когда всякие Шишкины Каспаровы Терентьевы и т.д. выедут на ПМЖ в США мы будем жить достойно
    • ну да
      23 июня 2013 г., 22:14:32
      Ответить
      они тебе мешают тем
      что говорят правду , а ты ч** холуйское не желаешь правду слышать. И тебя все устраивает - во что превратили нашу Родину , в ублюдочно-коррумпированную , феодальную страну. А холуям только такая Россия и нужна. Позорище.
  • Не следует отождествлять
    23 июня 2013 г., 21:37:21
    Ответить
    Понятия
    "Родина" и "Государство"
  • Не следует отождествлять
    23 июня 2013 г., 21:37:24
    Ответить
    Понятия
    "Родина" и "Государство"
  • Борис Дубнов
    23 июня 2013 г., 21:43:24
    Ответить
    "Стыдиться можно только того, что любишь, о чем переживаешь, к чему принадлежишь...."

    Какбы не так! Для нашей гнуснопрославленной интеллигенции их "стыд" за страну не имеет ничего общего с ними, любимыми. Они встают в позу отстраненных наблюдателей и говорят, что, мол, страна плохая,но вот они... они - "гиганты мысли", "чистые сердцем",к российским "мерзостям" не имеют никакого отношения.Ну и где здесь любовь?

    PS. Кстати, а что написал швейцарский писатель Шишкин?
    • ты то чо воспылал любовью к России
      23 июня 2013 г., 22:19:33
      Ответить
      из заокеЯна
      свалил в трудную годину , а теперь пишешь высеры на тех , кто в отличии от тебя остался на РОдине. Они то имеют право высказывать недовольство, сравнивая с другими развитыми странами.
      А у тебя этого права нет. Ты - гражданин враждебного России государства.
      • Борис Дубнов
        23 июня 2013 г., 22:27:49
        Ответить
        Так США - "развитое" государство или "враждебное", придурок?

        И потом, лучше один эмигрант-патриот (как я), чем сто местных бздунов-предателей (как ты).
        • бгггг
          23 июня 2013 г., 22:43:18
          Ответить
          эмигрант- поЦтриот
          звучит гордо)))) на любовь к России изошел до пены гнойной.
          ТЫ ПРИСЯГНУЛ ГОСДЕПУ. ВОТ И ЗАТКНИСЬ.
        • Фыв..
          24 июня 2013 г., 8:35:18
          Ответить
          ...
          Враждебное государство может быть развитым и наоборот..это не взаимоисключаемые понятия. Извините, но со стороны придурком выглядите Вы, уважаемый эмигрант-патриот. Родину любить на чужбине лучше,да?
      • Кузя
        23 июня 2013 г., 22:37:06
        Ответить
        В основном такие эмигранты строчат, выдавая себя за патриотов России, хотя родина у них по факту давно уже не Россия, и чтобы там поютнее устроится и льготы получить они выполняют разные поручения разных структур. Такая тактика американцев, использовать эмигрантов в своих целях.

        Насчет "образованные русские критикуют Россию" то само название статьи полный бред, критиковать можно действия правительства или бездействия, но при чём тут Россия?
        • Борис Дубнов
          23 июня 2013 г., 22:51:53
          Ответить
          Это что,Кузя, вы меня в работе на Госдеп обвинили,что ли?))) Ну и какова цель Госдепа платить человеку (якобы, мне),который ненавидит либерастов,не приемлет голубых и нападки на РПЦ,и защищает советское прошлое, включая Сталина? Протрезвейте,любезный: на Госдеп работают Мемориал с прикормленными троллями: БЗдун, Нюх, ну и им поддакивающие,типа вас.
          • Кузя
            23 июня 2013 г., 23:22:18
            Ответить
            странный способ вы выбрали чтоб показать свои патриотизм и приверженность духовным и традиционным семейным ценностям, уехать в америку и вещать оттуда о России!!! Тем более что весь разврать к нам пришёл именно оттуда. В америке давно происходит разгул садомитов, даже есть преценденты со священниками геями, и все это у вас там под носом, но вас это видимо совсем не волнует, вы о нас туд думаете, да? ) Про госдеп это не лично в ваш адрес, просто то что американцы не грешат использовать эмигрантов для своих политических целей, давно уже не секрет.
            • Борис Дубнов
              23 июня 2013 г., 23:26:16
              Ответить
              Мне, Кузя,свой патриотизм доказывать не надо. Никому. Я его уже доказал,когда рабочие места создавал в Росии, когда другие ЛПК и леспромхозы за копейки иностранцам продавали, паленым спиртом народ поили и бизнеса "крышевали". И налогов я в РОССИИ заплатил больше,чем вы и мои критики.
              • все в шоколаде у него
                23 июня 2013 г., 23:38:13
                Ответить
                и налоги он платил и спал спокойно
                а чо свалил то ? поцнутый триот ?
    • Нюх
      23 июня 2013 г., 22:29:18
      Ответить
      Дубнов ленивый.
      В Википедии есть статья, Шишкин, Михаил Павлович. Будет время, прочтите «Венерин волос», но это веселуха...
      • Нюх
        23 июня 2013 г., 22:30:44
        Ответить
        опечатка, следует читать
        но это не веселуха...
      • Борис Дубнов
        23 июня 2013 г., 22:48:08
        Ответить
        Вот и стадо прибежало: где БЗдун, там и Огрызок-Нюх.

        Знать,"известный" писака, если его только в Википедии можно найти.
        • Нюх
          23 июня 2013 г., 23:04:27
          Ответить
          Дубнов - как обиженный ребёнок
          и строит из себя известного литературного критика. Нудный человек
          • Борис Дубнов
            23 июня 2013 г., 23:29:07
            Ответить
            Исчезни, Огрызок. Нудный - это ты. Это ты, как моська,приперся за БЗдуном меня покритиковать. Я тебя,промокашку, не трогал.
        • все оч.просто
          23 июня 2013 г., 23:05:00
          Ответить
          ты госдеповский присягатель
          своими высерами дискредитируешь РПЦ, заявляя что ты православный, на твоем фоне люди делают выводы, что все православные буйные и злобные психопаты.
          А твои высеры на оппозицию - это просто гной и желание , чтобы в России был отстой.
          Для госдепа нужен отстой в России, вот ты и тужишься...
          Похвастайся званием)или чином)
          • Борис Дубнов
            23 июня 2013 г., 23:27:55
            Ответить
            "Для госдепа нужен отстой в России"

            И поэтому он платит Мемориалу и болотным?!))) ПЕШИ ИСЧО!
            • госдеп платит тебе
              23 июня 2013 г., 23:35:23
              Ответить
              чтобы выблевывал и разжигал
              раскол в России. И дискредитировал РПЦ.
              • Борис Дубнов
                23 июня 2013 г., 23:47:10
                Ответить
                Дискредитировал РПЦ?))) А ты в РПЦ спроси:кто ее дискредирует? Я или ты, который защищает пуссек, нападает на Патриарха, поливает грязью епископа, сам к РПЦ не принадлежит и называет всех, с собой, "духовным младенцем", несогласных "православнутыми".

                В какой приход ходишь, "ревнитель Веры"? Какой священник тебя одобрил?
                • ты - духовный мутант
                  23 июня 2013 г., 23:49:44
                  Ответить
                  уже второй Православный Праздник
                  виртуально завалил своими высерами на 7х7
  • Т
    23 июня 2013 г., 23:20:40
    Ответить
    Образованным русским проще критиковать Россию после всего того, когда она утратила свою имперскую значимость. Со времен Ивана Грозного и до 1917 г. существовала Российская империя, со всеми своими признаками, как-то: сильная армия и полиция,государственная идея ( религия, идеология ),политическое влияние в мире, сильный лидер и т.д. Советский Союз также был империей. При нем не было монархии, как до 17-го года, но такой тип государственного устройства в империи Советском Союзе был не обязателен. Были другие формы управления страной, которая называлась Россия. Что осталось от России - мы видим. Мне не стыдно за Россию. Мне - больно.
  • пора
    23 июня 2013 г., 23:24:10
    Ответить
    валить и скатертью мне дорога а вам рабство на веки
    • Борис Дубнов
      23 июня 2013 г., 23:34:27
      Ответить
      Нужен ты за бугром кому-то))))
      • а ты естессно нужен
        23 июня 2013 г., 23:36:36
        Ответить
        госдепу
        со своими высерами на народ России.
        • Борис Дубнов
          23 июня 2013 г., 23:42:45
          Ответить
          Это ты - "народ",что ли?))) Ты этот народ паленой водкой травил перед тем, как свалить из Коми. А потом еще и написал :"достал север,очень рад што удалось вернуца".

          Твой дружок Калинин, когда по морде от Колегова получил, тоже орал: "Граждан России бьют!!!". Тоже "народ", вроде тебя)))
          • бгггггггг
            23 июня 2013 г., 23:47:34
            Ответить
            неа !!! "народ" - это ты
            заокеЯнишЪ ,лижущий руку госдепа))))
  • Дима
    24 июня 2013 г., 0:02:18
    Ответить
    Эти Образованные русские, кем то не тем образованы, и русскими назвать их можно с трудом... Антисоветчик, всегда русофоб!
  • Добавить
    24 июня 2013 г., 1:09:47
    Ответить
    Россия вернулась к своему нормальному состоянию географически большой, управленчески и социально средневековой, промышленно отсталой страны на переферии цивилизации.
    Там ей и место.
    Власть лишь отображает желания большинства. Ну хочется большинству великодержавного православия - вот они его и получили. Хотелось бы модернизации, как триста лет назад германскому обществу, получили бы церковную реформацию и личные свободы.
    Сегодняшнее состояние дел - это состояние на ближайшие триста лет. Средневековая стабильность. Это не хорошо и не плохо - это историческая российская данность, через которую стране не перескочить.
    • средневековая стабильнось
      24 июня 2013 г., 7:15:14
      Ответить
      полностью зависит
      от мировых цен на нефть,газ.
      Мы даже еду для себя не можем производить. Полностью зависим от других стран. И нас опрокинуть - как два пальца.... стоит только договориться и снизить цену на нефть в два раза и перекрыть поставки еды.Позорище - не говоря уж об уровне коррупции (Конго, Гаити) - мы не далеко от них в списке.
      • Просто любящий свою страну
        24 июня 2013 г., 9:30:17
        Ответить
        Тут у палки два конца, тот кто контролируют цены на энергоресурсы понимают если опустить их, то Китай начнет развиваться еще быстрей засчет этих ресурсов, западу это не выгодно. За еду: кто же будет себе рынок сбыта перекрывать, поэтому они рады разрушению экономики СССР. За рейтинг коррупции: сомневаюсь честностью этому рейтингу, если посмотреть владельцев этого организации Transparency International
        Компания основана бывшим директором Всемирного Банка, Петером Айгеном, в 1993 году. Независимая? Допустим.
        Компания позиционирует себя как «неправительственная международная организация». В международности компании не откажешь, но вот в независимости от правительства…
        Основной офис компании находится в Берлине. Там же, где она был основана. Основной, но не главный. Почему? Потому что главный офис там, откуда компания финансируется. В Вашингтоне.

        • вы хотите сказать
          24 июня 2013 г., 9:57:45
          Ответить
          что :
          1.в конце 80х у противников СССР не было причин не рушить цены на нефть? СССР для Европы тогда тоже был крупным потребителем еды. И самим нефтяным державам выгоднее продавать было нефть дорого, но они же все-таки договорились об обрушении цены. И в результате СССР исчез как государство.

          2. что с таким уровнем коррупции можно считать нашу страну цивилизованной и европейской ? Нас вернули в средневековый феодализм. И какая разница, где находится офис, подсчитывающий уровень коррупции отсталых стран.
          • За всех не надо говорить.
            24 июня 2013 г., 10:12:31
            Ответить
            Человек свободен. Хочет быть холуем и сладко спать - идет работать на государство.
            Для свободного человека распад помойки - счастье. Ибо есть надежда на то что следующее изобретение жидо-славян будет последним :)) Сурков-Дудаев - символ вашей общественной мысли :)).
          • Просто любящий свою страну
            24 июня 2013 г., 11:02:11
            Ответить
            Был но не в таких масштабах, или вы забыли «ножки буша», а это только капля в море для этого и убили внутреннею промышленность В том то и дело сейчас не 80-е и страны, тогда запад пошел на сделку на увелечение добычи нефти с кем? С арабским миром (Сауд Аравия, ОАЭ) взамен они получили новейшие технологии, 30 лет назад они жили в пустыне. Но и это не могло сломить СССР, виновником всегда будет Горбатый и его губительная политика.
            Большая разница или вы думаете холодная война закончилась, они будут постоянно принижать Россию в любой теме, а у самих рыльца в пушку вспомним сегодняшние дела Берлускони, Саркази, тот же Обама отстаивает в первую очередь интересы тех же элит на Уолл стрит- это не коррупция??? На высшем уровне)))))
            • просто любящему
              24 июня 2013 г., 13:28:34
              Ответить
              ну при чем здесь Берлучкони , Саркази ?
              здесь обсуждается Россия и нравственный облик в части ее места в мире по коррупции. Позорище - сейчас. Потому что есть с чем сравнивать - с другими цивильными странами , да и 30лет назад страна не имеля такую ублюдочную коррупцию.

              "или вы думаете холодная война закончена? " - закончена, под Ульяновском функционирует база НАТО.
              • Неутомимому либералу
                24 июня 2013 г., 14:44:28
                Ответить
                Так и ни кто не отрицает что у нас коррупция в размахе, просто сравнивая «цивилизованный мир» надо понимать как это им досталась грабя третьи страны через все ту же КОРРУПЦИЮ Да и наши коррупционеры выводили и выводят бабки в западные банки покупая европейцев чтоб они молчали.

                Открываем Закон и читаем.
                Транзит воздушных судов, перемещающих согласованные с Российской Стороной вооружение, военную технику и военное имущество на основании генерального разрешения, выданного российскими компетентными органами, осуществляется без промежуточной посадки на территории Российской Федерации.
                О чём идёт речь? О том, что Россия разрешает НАТОвским самолётам пролетать над своей территорией (например над Кавказом) по пути из Европы в Афганистан или на базу Манас в Киргизии.
                Какое отношение имеют эти договоры к пресловутой теме Базы НАТО, если самолеты НЕ садятся на территории РФ?

                • Добавить
                  24 июня 2013 г., 17:01:15
                  Ответить
                  во-первых, база, действительно, есть.
                  во-вторых, во времена противостояния с сев.-атлантическим блоком тоже пролеты без посадки были возможны?
                  кого и в чем вы пытаетесь убедить?
                  война с западом с треском проиграна.
                • просто любящему
                  24 июня 2013 г., 17:52:32
                  Ответить
                  ты продрых зиму
                  а зимой жители Удьяновска выходили на демонстрации против открытия базы НАТО рядом с городом. База работает и принимает самолеты НАТО из Афганистана. О каких без промежуточных посадках ты пишешь ? Все самолеты из Европы в Азию летят через РФ и авиакомпании платят РФ за сопровождение этих полетов. База НАТО открыта для вывода войск НАТО из Афганистана. Но в случает нападения НАТО на Иран ,эта база будет иметь стратегическое значение , но и Иран молчать не будет ,шмальнет нашими же ракетами по Ульяновску.
                  О какой холодной войне вы вспомнили ? Где все "патриоты" имеют недвижимость, лужковы и прочие ? Кто из кпссников имел недвижимость в Европе до перестройки ? - они были идейными и вели холодную войну. А сейчас визги с высоких трибун : мол США - враг России и о загнивающем западе от кого звучат? у всех у них шоколадно на западе , при первом звонке стартанут к себе на вторую родину.
                  • Щас конечно спорить безполезно время покажет
                    24 июня 2013 г., 22:24:44
                    Ответить
                    Посмотрим что будет лет через 20 30 , с амерекинским гос долгом.Они не знают что делать сегодня с остальными базами, военный бюджет урезается а вы говорите....
                    • просто любящему
                      25 июня 2013 г., 8:24:10
                      Ответить
                      за чем вы переводите разговор
                      на другие страны. Мы обсуждаем Россию ,
                      и за что нам стыдно.
                      базу НАТО под Ульяновском привели вам в подтверждение ,что холодной войны нет.
                      И те кто с высоких трибун изображает гневные высеры в адрес США и Европы - лукавят , для того чтобы увлечь народ в этот гнев - типа нам опять капиталисты мешают жить. Но при этом запустили НАТО на нашу территорию.
                      • Ни кто и не переводит все идет последовательно,
                        28 июня 2013 г., 9:50:57
                        Ответить
                        сами переходите из одной теме к другой, я на все вопросы ответил и еще Такие как вы и 41 году не верили в победу своей страны и переходили на ту сторону и назывались предателями. прежде смотреть на запад снимите розовые очки
  • Псих
    24 июня 2013 г., 8:26:30
    Ответить
    «Право на стыд: почему образованные русские критикуют Россию». Наверное здесь стоило бы поставить ???
    Я бы изменил тему "Право на стыд: почему образованные русские не критикуют Америку ???"
  • Просто любящий свою страну
    24 июня 2013 г., 9:08:13
    Ответить
    Интеллигенция всегда была не довольно властью, в царской, в большевистской и современной России, кто то из них искренни верил в свою идею и их использовали в темную, кто то оказался подонкам и хулит свою страну за бабки. Но с другой стороны и они нужны, чтоб власть не зажралась и исправляла свои недостатки. В любой стране найдутся не довольные.
  • ё
    24 июня 2013 г., 9:18:11
    Ответить
    Цитата из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот»:


    ….Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные, и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!). Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон-веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось, а, стало быть, факт этот случайный и может пройти, я согласен. Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это все объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, - тем, что русский либерал есть покамест еще нерусский либерал; больше ничем, по-моему….

    Собственно даже добавить нечего.
    • и какая связь цитаты
      24 июня 2013 г., 9:27:54
      Ответить
      Достоевского.
      он пишет о либерастах своей эпохи , а они были и в окружении царя.
      Да сами Романовы тяготели ко всему европейкому, к немецкому, французкому - как только захватили власть. Они все ненавидели Русь, народ Руси и все русское. Весь их патриотизм - это их власть.
      Любовь к России у них - водка и блины с икрой.

      Современные либералы хотят чтобы Россия стала цивилизованной европейской страной. Без византийских понтов и мракобесия.
      • !?
        24 июня 2013 г., 9:39:05
        Ответить
        Да сами Романовы тяготели ко всему европейкому, к немецкому, французкому - как только захватили власть. Они все ненавидели Русь, народ Руси и все русское. Весь их патриотизм - это их власть. Любовь к России у них - водка и блины с икрой.
        Вы не жертва ЕГЭ?
        Жаль, что Горбачев, Ельцин, Медведев, Путин не "ненавивят" Россию на сотую часть от "ненависти Росии Романовых"! Убежден, мы жили бы уже лучше, чем Европа.
        • если народу России
          24 июня 2013 г., 10:03:51
          Ответить
          нравилась жизнь при тухлом самодержавии
          тогда народ не пошел против царя и не было бы революции.
          Как жилось народу - показал 1905й год и последующие и предыдущие. А уж уровень грамотности - Африка) безграмотными проще управлять , поэтому романовы тормозили развитие России.
          Один только Петр пробил окно в Европу ,пока рубили погибло много русского народа. Но сами романовы отравили своего же помазанника Божьего.
    • спасибо
      25 июня 2013 г., 0:28:18
      Ответить
      мало кто вообще понял о чём идёт речь
      написано по русски.
      Да прочитано РУССКО-ГОВОРЯЩИМИ.
  • жаль
    24 июня 2013 г., 9:18:17
    Ответить
    мишку
    права на критику мишка уже не имеет - ибо проживает в удобных краях - и всё это позерство с нежеланием выставку открывать, потому, де, Россия -омно - не характеризует его как умного человека - Россия и хунта, миша - это как конь и вошь - а потому очередной западнофильный дурачок приблудный, свихнувшийся на изучении языков - себя ловко высек (и умные люди потому с ним не спорят). И - на чем века стояла наша экономика - мужицкой России - давно нет - потому что подобные западнофилы выкосили русского мужика - но у начала геноцида собственного народа стояли именно таковые критики и именно они выдумывали способы получше закопать Россию-матушку.
  • оёё
    24 июня 2013 г., 9:59:50
    Ответить
    образованные - вовсе не значит умные - а дурачков слушать - себя не уважать, Мих-у-ил, кстати запад в своей клинической любви к России (не путать политиков с народом) тебя пожалуй, покупать не будет - тебе срочно надо становится умным - тогда будешь думать, что базаришь и тебя будут покупать
  • гражданин страны своей
    24 июня 2013 г., 10:12:57
    Ответить
    Господа болтуны и так называемые демократы кто мне объяснит что такое патриотизм, по вашему мнению бежать как Гудков младший и плакаться сенаторам США или любить своё родину и делать для неё лучшее без подсказок Европы посмотрите на европейский патриотизм где старушка Европа она сам себя съела и вы хотите это для россии
    • гражданину
      24 июня 2013 г., 10:40:34
      Ответить
      бгггггггг - Европа сама себя съела
      у вас интеллект застойного пропагандиста долдонившего о загнивающем западе. До сих пор все загнивает и загнивает)))))
      Про патриотизм знают все коррупционеры и роспильщики - они патриотично обворовывают свою страну (НЕ ЧУЖУЮ) и свой народ (НЕ ЧУЖОЙ) . Вот они "настоящие патриоты" ! Они вас научат как Родину любить и за сколько миллиардов - цена их "любви"
      • Мезавцу Бздуну
        24 июня 2013 г., 13:23:19
        Ответить
        Самсонов, ты же сам из той шоблы воров и тунеядцев. Что-ж ты падла все скулишь, либеральный фашист. Мерзавец, не делаешь ни черта, только жрешь и в туалет ходишь, да воняешь везде, как плохо жить в России.
        Почему ты до сих пор здесь, а не в Европе, не воспеваешь финансовый кризис и не убеждаешь европейцев и американцев, как они "хорошо живут"?
        • поц-триоту Дубнову
          24 июня 2013 г., 13:35:22
          Ответить
          духовному мутанту
          заткнись! ты покинул Россию в тяжелое время,для всего народа.Ты покинул Родину. Ты покинул могилы своих предков. И ты после этого будешь тут нас учить патриотизму ?
          Ты - гражданин враждебного России государства и не имеешь права вякать в адрес России и ее народа.
          А мы все остались на Родине. И нам решать - какую мы хотим видеть Россию. А ты, заокеЯнишь можешь вякать только на свою нов.родину - США - как гражданин. Вот и пиши свои высеры про США.
          • Что ты всех принимаешь за Дубнова
            24 июня 2013 г., 13:57:25
            Ответить
            Я гораздо ближе, чем ты думаешь, и не Дубнов.
            У таких холуев путинских, как ты гнида, все плохо закончится.
            Тебе некуда бежать , "патриот".
            • у меня соль есть
              24 июня 2013 г., 14:02:05
              Ответить
              уж тебе то , ч**
              голову посолю и зъемъ)))
              • Ну-ну
                24 июня 2013 г., 14:12:18
                Ответить
                Зря ты так сказал....
                Плохо спать будешь.
                • бгггггг
                  24 июня 2013 г., 14:18:43
                  Ответить
                  ржунимагу
                  понторез виртуальный
                  • Смейся
                    24 июня 2013 г., 14:39:48
                    Ответить
                    На рыбалке не утони
                    • бу-га-га
                      24 июня 2013 г., 17:37:16
                      Ответить
                      жрец вуду
                      ржунимагу))))))
                      не захлебнись своим злобным гноем
  • я
    24 июня 2013 г., 10:49:38
    Ответить
    Думаете при Навальном Немцове не будет коррупции,
  • ай да пушкин,
    24 июня 2013 г., 11:33:47
    Ответить
    пора, пора ввести понятие "образованный идиот" в обиход светских мероприятий, хотя нет, "идиотов" реабилитировал ФМ, просто "образованный дурак" - и Шишкину эту надпись на лбу - чтоб сразу видно было
  • Сколько себя помню
    24 июня 2013 г., 11:41:14
    Ответить
    Как жить начал
    Как грабили Россию воры у власти с шестерками так и грабят каждый год одни на воруют и уезжают к американцам, евреям, и в загнивающую Европу. Они нас скотов кормят каждый день о том что нас хотят уничтожить америка, что в Европе одни пи-доры остались, а сама власть покупает там дома дети их живут и создают там семью деньги выводят за границу миллиардами и вот эти наши "зародыши" нам говорят что мол опять вот проворовался и сбежал и на его место приходит новый и опять ворует и опять сбегает за границу а мы здесь рабы ситуации рабы колонии российской ей только осталось номер присвоить. Задается вопрос ? Вы что со страной и с людьми делайте, почему вы воруйте?
  • За что кровь проливали
    24 июня 2013 г., 11:46:31
    Ответить
    За этих воров чтобы вот так народное добро грабили
    От фашистов страну отвоевали а вот ворам и мошенникам на подносе страну отдали
  • Вот вопрос
    24 июня 2013 г., 11:49:55
    Ответить
    А если попрет супостат станет ли народ голодный защищать страну
    Защищать воров с награбленным? А воры которые награбили станут ее защищать?
    • алеша попович
      24 июня 2013 г., 13:05:16
      Ответить
      конечно станет,только не воров защищать а землю свою русскую и семьи свои,а крупных воров не много,они погоду не сделают.
      • "а если попрет супостат"
        24 июня 2013 г., 13:41:42
        Ответить
        так ведь все воры ломанут из России
        у них за бугром уже все сложилось, и замки и счета, у большинства дети и жены уже там живут.А у некоторых есть гражданство и вид на жительства. Но они громче все трубят о патриотизме , видимо себя ставя в пример))))
        А вот если победим супостата , тогда нельзя дать ворам вернуться к своим роспилам .
  • вольдемар
    24 июня 2013 г., 16:12:07
    Ответить
    напротив этой надписи какой-то дэбил соорудил заборчик из арматуры-пока вы лаетесь,кто больше россию любит,кто-то глазом на нее напорется!
  • читатель
    24 июня 2013 г., 16:15:11
    Ответить
    И если Шишкин когда-то получит Нобелевскую премию, он продолжит традицию русских литераторов — Бунина, Пастернака, Солженицына, Бродского....

    Все они РУССКИЕ?
  • 58
    24 июня 2013 г., 16:18:10
    Ответить
    Интересно, если не критикуешь Россию, то необразованный русский, а если критикуешь то попадаешь в число образованных. А может наоборот? Ты поди докажи!
  • Как я мечтаю чтобы пришел к власти человек как сталин
    24 июня 2013 г., 16:47:54
    Ответить
    Иначались эти аресты
    И чтоб агенты России отлавливали или отсырели вали всех тех кто украл и смылся за бугор я бы этим чекистам часть своего дохода отдавал к
    • Добавить
      24 июня 2013 г., 17:07:30
      Ответить
      сколько таких дурачков по подвалам сталинским кровью харкало с недоуменным взглядом в глазах: а меня-то за что, я ж свой?!
      так с этим взглядом житуха патриотичных и заканчивалась, ибо всегда находился по соседству более поцреотичный с видами на твою хату, жену, раб. место, просто паек...
      мечтайте, мечты сбываются )))
  • я
    24 июня 2013 г., 18:01:52
    Ответить
    Латынина в своих статьях пишет про русский народ называя люмпены очень она гордится своей Родиной? истинный "патриот"
    • критика латыниной
      24 июня 2013 г., 18:08:30
      Ответить
      может оскорбить д****ов
      но их не оскорб**ет лукавство роспильщиков , которые в глаза народу клянутся в любви . Но любят они Родину и народ только потому , что есть что воровать. Холуи роспильщиков подкармливаются их хозяевами , поэтому они гавкают на объективную критику либералов.
  • меня зовут
    24 июня 2013 г., 18:25:04
    Ответить
    камрады, расшифруйте запись на стене -_-
  • ыжычло
    24 июня 2013 г., 18:33:31
    Ответить
    а нахер маю надпись как фотку выложиле777
  • Иванов
    24 июня 2013 г., 22:56:52
    Ответить
    учитывая, что страной правит не лично Путин, а толпа полулиберальных последователей западной политики, любителей запада, торчащих от запада на физиологическом уровне (там сыто на то что здесь можно украсть), заявления Мишки Шишкина более чем двусмысленно - перевожу - "на вашем с/ном западе свою любимую страну, раздираемую вашими наймитами представлять не буду - буду способствовать революции и власти народа" - а всё остальное, Миша - пустое, даже твой кайф швейцарский - если ты не снами, то ты вышел в тираж и цена тебе две копейки