18:45, 15.09.2013

На обсуждение: «Александр Ширвиндт: я продался за ангар»

Когда на фасаде Театра сатиры повесили баннер с фотографией Сергея Собянина и подписью «Театр с Вами!», прокатилась волна возмущения - как онлайн, так и офлайн. Александр Ширвиндт, художественный руководитель Театра сатиры, рассказал «Снобу», почему поддержал на выборах действующего мэра, как связаны гражданская позиция и ремонт купола театра, а также о том, что театр пора переименовать. Агентство БНК предлагает обсудить интервью Александра Ширвиндта.

556909_600.jpg

Фото rimona.livejournal.com

- Александр Анатольевич, когда вы в преддверии выборов мэра повесили на здание театра «баннер Собянина», вся Москва обсуждала эту новость, и очень многие...

- Негодовали! Я был так умилен этой волной негодования! Я ни разу в жизни не был ни в одной партии, хотя мне предлагали постоянно: как появляется партия, так меня зовут. Ни разу в жизни я не был ничьим доверенным лицом. И когда сейчас покатили бочку, что я «продался большевикам», ничего, кроме, как я уже сказал, умиления, у меня это не вызывает.

Это локальная ситуация - выборы мэра. Я сижу в центре Москвы, в Театре сатиры, где наверху не крыша, а купол (ведь наш театр сделан из цирка), и этот купол все время говорит: «Я рухну в лучшем случае завтра». Мы постоянно предупреждали городское начальство: «Скоро купол упадет». Нам отвечали: «Да вы что, здание построено на века». Тогда купол потек. И этой весной при помощи мэрии за огромные деньги нам отремонтировали купол. Кроме того, у нас не было складских помещений, и нам невероятно трудно было сохранять репертуар. Складировать декорации было просто негде. Я десятилетиями обивал начальственные пороги и просил ангар для театра. Юрий Михайлович, который для театра очень много сделал, не успел нам построить ангар. А совсем недавно нам дали ангар на метро «Автозаводская» - огромное, замечательное помещение. Все это сделала нынешняя мэрия.

И я, находясь в положении художественного руководителя, поддерживаю человека, который для театра что-то делает. Это вся моя гражданская платформа. Потому что на основе фактологических данных я вижу, что имею дело с человеком, который умеет работать. Я говорю не только, конечно, о куполе и ангаре, а в целом о том, что он сделал как мэр города. По-моему, он крепкий хозяйственник.

- Вы же понимаете, что будут говорить: Ширвиндт готов агитировать за любого, кто даст ангар его театру.

- (Смеется) Ну не мне же лично, а театру! А ты так и озаглавь наше интервью: «Ширвиндт продался за ангар». А с другой стороны, откуда я знаю, что даст театру новый мэр? Значит, я должен, условно говоря, цепляться за ангар. При этом я ведь не выбираю лидера партии, направление развития страны. Я выбираю хозяйственника.

Я ведь получиновник-полутворец. Подо мной огромное количество людей. Но, я думаю, ты знаешь, что обычно говорят в таких случаях руководители театров.

Людям театра, особенно руководителям крупных театров, в большинстве своем свойственно поддерживать существующий порядок...

Мы столько пережили начальства... Оно вроде и меняется, а на самом деле остается прежним. Бывшие секретари ЦК молятся в церкви. По телевизору нам показывают, как истово они верят. Все перепуталось. Идей нет, идеология разрушена. Что мы сейчас строим? Капитализм с социалистическим лицом? Социализм с капиталистическим лицом? Как обозвать этот период? «Не раскачивайте лодку»? Понятный, конечно, лозунг... Потому что столько мы всего перевидели, столько перемен, обещаний, революций, столько надежд...

- Потому лучше оставить все как есть?

- А как иначе? Я знаю, что рассуждаю как старик. Ну а кто я? Я прекрасно понимаю уязвимость моей позиции.

То есть слова о том, что вся ваша гражданская платформа - поддерживать того, кто для театра что-то делает... совсем не шутка. Или не совсем шутка. Ведь, чтобы отстаивать какую-то гражданскую позицию, надо ее иметь. А моя позиция - не навреди. Говорю же: я сознаю, что она вялая. Старческая. Но придумать себе другой не могу. Зачем?

- Вы согласны с тем, что наше время сравнивают с застойным периодом?

- Я бы сказал, застой этого периода. При этом все, что было до начала нового века, заклеймили. Прокляли перестройку, Ельцина ненавидят, Горбачева считают шпионом... И после всех этих революций, после многолетней истерии, если говорить языком обывателя, состоялись магазины, машины, состоялась относительно благополучная жизнь. Но, с другой стороны, внутри этого благополучия - нищета. Вот, например, показывают наводнение на Дальнем Востоке. Хибары по горло в воде. На крышах сидят владельцы домов, боясь оттуда уехать, потому что украдут даже то, что попортила вода. И по телевизору показывают эти несчастные колченогие кровати, белье, одежду, которую, очевидно, не обновляли много лет... А рядом, тут же по новостям, все эти разговоры: минпромоборонблинсервис, четырнадцать миллиардов украдено, восемьдесят миллиардов выделено, сорок пять миллиардов никто вообще не может найти - просто потерялись... Страшный перепад. Чудовищный разрыв между людьми.

- Вам ведь не может это нравится.

- Я разве говорю, что мне все нравится? Но кто мне даст гарантии, что те, кто снова обещает сладкую жизнь, не ограничатся только обещаниями?

- То есть потому, что так много обманутых надежд, лучше вообще никому не верить?

- Я вялый оптимист. Перемены к лучшему произойдут. Но не мгновенно. Ну не могли мы перемениться за двадцать лет. Есть же генетика не только у человека, но и у народа, у страны. Чтобы нам измениться, нужен долгий период.

- На вопрос, что происходит в России, Карамзин ответил: «Воруют». А если бы вас спросили, как бы вы одним словом ответили?

- Грабят.

- Наверное, многих поразил этот баннер еще и потому, что вы раньше никогда не заявляли о поддержке кого бы то ни было из политиков - и вдруг случилось. Скажите, а когда начались выступления на Болотной площади, как вы на них реагировали?

- Я прекрасно понимаю этих людей. Особенно молодых, которые жаждут перемен: молодые люди должны желать изменений. Но если я сейчас побегу «задрав штаны за комсомолом», это будет выглядеть подозрительно. И я вижу, что у нынешних молодых людей нет понятий «родина», «патриотизм» в том хрестоматийном смысле, к которому мы привыкли. У них есть прекрасный личностный патриотизм: они хотят состояться. И они чувствуют, что для этого им нужны перемены. И, кроме того, что молодежь по определению должна требовать перемен, у нас, конечно, есть чем быть недовольным. Но вот я думаю: почему же в лидеры этой прекрасной молодежи всегда выходит кто-то, мягко говоря, не похожий на них? Молодые люди, которые хотят перемен, они знают, что надо что-то делать, но не имеют четкой программы действий. И это понятно: они не политики. Они замечательные компьютерщики, физики, поэты... А в лидеры выходят те, у кого много времени, потому что они не имеют профессии. Поэты и физики постояли на площади и ушли: одни - писать стихи, другие - экспериментировать. А на площади остаются те самые «профессиональные политики».

- И что делать театру в этой ситуации? В частности, тому, который называется Театр сатиры?

- Знаешь, в советское время театр был полон аллюзий и намеков. Режиссер и актеры держали фигу в кармане, и зритель это понимал и чувствовал. Все угадывали, что на самом деле имеется в виду, восхищались смелостью творцов и радовались, что уловили зашифрованное послание. Театр тогда влиял на умы. А сейчас все вынули фигу - и ее вид никого не впечатляет. Театр не влияет на умы, потому что они и так раскрепощены, может быть, даже чрезмерно. Зрителю не нужно идти в театр, чтобы узнать правду о нашей жизни. Об этой правде и так все орут на каждом углу. И что, просто перенести на сцену то, о чем и так пишут в газетах? Еще и со сцены все это произнести?

- Но Театр сатиры приобрел известность в двадцатых годах именно своими злободневными обозрениями: «Спокойно - снимаю», «Москва с точки зрения». В них высмеивалась художественная элита - «чемпион потустороннего мира» Анна Ахматова, «победитель Чапека» Алексей Толстой, высмеивались и недостатки политического строя. Думаете, сейчас бессмысленно высмеивать общественные пороки или пороки государственной системы?

- Надежды, что сатира может что-то исправить, у меня нет. Да и прошло время куплетов. Сейчас даже анекдотов новых почти не сочиняют, а сколько их раньше было!.. Ты же знаешь, что в этом театре было снято с репертуара немало спектаклей «за неблагонадежность». Только у Плучека закрыли семь постановок! А он несколько раз принимался за «Бесов» Достоевского. Собирал нас в кабинете, где мы сейчас с тобой разговариваем, и мы читали «Бесов»: я, Танька Васильева, Андрюша Миронов. Потом Плучек понимал: нет, мы не победим, и закрывал все это дело. А через пару лет звонил мне в ночи и в отчаянии кричал: «Чем я занимаюсь?.. Все, завтра - «Бесы»...» И снова мы садились, читали, понимали, что это невозможно, и принимались за другие постановки...

- Вас часто посещает такое же отчаяние, как Плучека?

- Почти всегда. А ты говоришь - сатира (смеется).

Для меня сатира окончательно умерла, когда президент полетел во главе стаи стерхов. Если бы это придумал какой-то писатель-сатирик, все бы ему сказали: ну, брат, смешно, конечно, но перебор. Неправдоподобно.

А когда на дне озера им была обнаружена ваза, которая лежала там больше десяти тысяч лет и оказалась такая чистенькая, новенькая? Как можно пересатирить это? С нашей действительностью соревноваться невозможно. Потому все эти утопические названия театров - Гоголя, Пушкина, Чехова, Горького, сатиры... Не знаю, как им, но нам надо переименоваться. Я давно об этом говорю. Надо, чтобы нас называли Театр имени сатиры. Или Театр памяти сатиры (смеется).

1371

Комментарии (31)

Добавить комментарий
  • Николай Моисеев
    15 сент. 2013 г., 19:19:20
    Ответить
    Постарел Шурик... Спасибо уже за то, что признал парадоксальность того, на что пошёл. И как сумел, объяснил, что иначе не мог... Эта чёртова рубашка, которая ближе к телу, в конце-концов обернётся для России большой трагедией. На службе у дъявола быть не очень приятно, но иногда так полезно...
    • 03-07
      15 сент. 2013 г., 20:55:21
      Ответить
      Горшок
      Кто бы говорил)))
    • Сатир
      16 сент. 2013 г., 3:54:18
      Ответить
      Так и умереть можно, на человеке клейма некуда ставить, а он в геополитику ударился, про честность и страну. Это я про автора коммента выше, человека с минусовой репутацией))) именно за отсутствие принципов. И какой он тебе шурик. Шурик ты
    • влад
      16 сент. 2013 г., 13:36:04
      Ответить
      Слышь чувак, я помню твою газетенку курьер в почтовых ящиках
      и как там ты восхвалял партию едросов,
      и сладкий тандем )

      так что чухай отсюда !
  • александр
    15 сент. 2013 г., 20:16:22
    Ответить
    хороший мультфильм
    Жил был пёс.
  • М. Герцман
    15 сент. 2013 г., 20:17:54
    Ответить
    Финал интервью отличный. Даже не ожидал от осторожного Ширвидта...)
    • Странно
      16 сент. 2013 г., 11:36:38
      Ответить
      В России черти что творится, а сатира вдруг не нужна.
      А вот Жванецкий работает и его сатира нужна.
      Коррупция, удивительное законодательство, депутаты, олигархи, менты, гаишники, чиновники всех мастей. Реклама, точечная застройка. Академии рушат, образование обструктировано ЕГЕ и болоньским процессом. А сатира как бы не нужна.
      А Жванецкий между тем тоже еврей, ну и что..
  • Ничего удивительного,
    15 сент. 2013 г., 20:19:59
    Ответить
    что жид продался оленеводу
    мировая практика продажности евреев
    • кац
      15 сент. 2013 г., 23:26:11
      Ответить
      Собрались как-то евреи у старого раввина и стали думать, почему их народ никто не любит. Думали, думали, ни к чему ни пришли. Тогда раввин сказал:
      - Ладно, давайте завтра каждый из вас пусть принесёт по бутылке водки, раз на трезвую голову не получается, мы все сядем в круг, поставим
      перед собой большой чан, в него всё выльем, будем потихоньку пить и думать.
      Все согласились, разошлись по домам. Пошёл домой и Абрам. Приходит и говорит Саре:
      - Сара, ты представляешь, мы завтра собираемся у раввина, каждый должен принести по бутылке водки с собой, мы сядем в круг, сольём водку в чан и будем пить и думать!
      - Абрам, слушай, а зачем тебе тогда нести водку, давай, я тебе налью в бутылку воды, всё равно никто не почувствует, вас же там будет много, да и нам с тобой экономия!
      - Сарочка, какая ты умница, давай так и сделаем!
      На следующий день опять собрались евреи, все принесли с собой по бутылке водки, слили водку в чан. Слил свою "водку" в чан и Абрам. Сели, раввин и говорит:
      - Я первый должен отпить нашего напитка!
      Налил себе водки в стакан из чана, попробовал, усмехнулся, а потом и говорит:
      - Вот за это нас и не любят!!!
  • Да уж
    15 сент. 2013 г., 20:22:47
    Ответить
    относительно амфоры ,стерхов и щуки
    это даже круче Салтыкова -Щедрина.Жалко он рано умер,написал бы еще один мировой шедевр
  • Фенимор
    15 сент. 2013 г., 20:33:44
    Ответить
    да,стерхи - не лучшая пиар-идея.
  • Шура
    15 сент. 2013 г., 20:37:24
    Ответить
    Да со щучкой вроде перебор вышел.
  • Эллочка
    15 сент. 2013 г., 21:14:55
    Ответить
    Все верно. Приятно, что в стране еще осталось немного умных людей.
  • Аркаша
    15 сент. 2013 г., 22:21:58
    Ответить
    Нету на вас, на всех трусливых - Райкина !
  • 77
    15 сент. 2013 г., 23:28:57
    Ответить
    Евреи такие евреи
  • Охра
    16 сент. 2013 г., 6:50:05
    Ответить
    о чём бы писали тупые тролли,если бы не было евреев?=)
  • гадливенькая статейка
    16 сент. 2013 г., 8:21:17
    Ответить
    и Ширвиндт, мягко говоря, бледно выглядит. Отвесил поклонов и нашим, и вашим, и так же замарал обе стороны. И сам в г-не; если театр сатиры умер, а остался театр имени сатиры, или памяти сатиры - что ж ты сидишь в этом непонятно в чем, да еще сидишь худруком?
    Мне все равно на его политические взгляды, но странно, что ему самому не все равно - оправдывается, развели люли-малину на 2 страницы, а информации ноль. Ну как тут не вспомнить анекдоты о старом еврее
    • "Ну как тут не вспомнить анекдоты о старом еврее"
      16 сент. 2013 г., 8:23:21
      Ответить
      и о вшивой интеллигенции...
  • Роч
    16 сент. 2013 г., 8:35:36
    Ответить
    А зачем обязательно брать чью-то сторону? Он показал всё как есть. И себя не хвалил. Горлопанить и осуждать - много ума не надо. А он - умный.
    • Да уж...
      16 сент. 2013 г., 11:39:04
      Ответить
      А он - умный.
      Не умный он. Продажный.
  • Сатиру
    16 сент. 2013 г., 12:02:24
    Ответить
    Не правда ваша, дяденька! Ширвиндт вон прогнулся, ангар получил. Моисеев не стал прогибаться перед Поздеевым - вытурили с должности. А "сатир", вероятно, из тех депутатов, кто помог этому...
  • Вдогонку
    16 сент. 2013 г., 12:04:18
    Ответить
    За "человека с минусовой репутацией" избиратель 18 лет подряд не голосовал бы!
  • Она
    16 сент. 2013 г., 12:42:38
    Ответить
    Нет, Ширвиндт - молодец! Умница, ёрник... Он и тут на высоте. И ангар получил, и пошутил. Это надо же так придумать - на театре САТИРЫ вывесить баннер "Театр с вами!". Тут такой двойной подтекст, мама не горюй. И не надо обвинять его. Хорошо болтать о свободе слова, об оппозиции, о переменах, и ни за что не отвечать, ничего не делать, и ничего из себя не представлять. Но когда ты отвечаешь за коллектив, когда делаешь дело, когда от тебя зависят люди - совсем другой коленкор. Ему, может, тоже легче уйти на покой, он это может себе позволить в его возрасте и при его славе. Но он работает, делает дело. К сожалению, всё в нашей жизни зависимо, и нельзя, живя в обществе, быть свободным от общества. Легче обвинить человека, чем влезть в его шкуру и что-то сделать.
  • Дженифер Попес
    16 сент. 2013 г., 17:02:16
    Ответить
    Видимо название театра тоже должно соответствовать духу времени. Типа Комеди Сатиры Клаб.
  • Дженифер Попес
    16 сент. 2013 г., 17:02:18
    Ответить
    Видимо название театра тоже должно соответствовать духу времени. Типа Комеди Сатиры Клаб.
  • Рыба Меч
    16 сент. 2013 г., 17:07:34
    Ответить
    Спасибо Николаю за первый комментарий!
  • Конкретика в прозе
    16 сент. 2013 г., 17:14:31
    Ответить
    Здесь вот мелкие собачки пытаются тявкать. Они, как ни Ширвиндт, ни Моисеев, в жизни ничего практически сделать не успели. Особенно хорошего. И вряд ли сумеют что-то сделать потом. А потому, дружно и хором: СОБАКА ЛАЕТ, КАРАВАН ИДЁТ!
  • Ну, ваще!
    16 сент. 2013 г., 17:48:57
    Ответить
    Кстати, Александр Анатольевич абсолютно прав насчет обнищания современного "анекдотного творчества". Мне как филологу грустно, ведь с ним приходиться согласиться - анекдоты сейчас действительно уже никто не сочиняет. Новых анекдотов просто нет, а те, что появляются, по сути своей - вольный пересказ для нынешнего поколения не знакомого с первоисточником. Уж сколько самых разных тем, жанров, вариантов комического эффекта в старых советских анекдотах было - настоящий кладезь, фольклорная сокровищница просто была!

    А сейчас - тишина. Нет новых анекдотов при "чукчу, про "нового русского", про "евреев", даже про "Вовочку" (в смысле про "того" Вовочку, а не про "этого") и то не осталось...

    Редко-редко какой-то анекдот хотя бы заставит улыбнуться, а уж запоминаются и вовсе единицы лет эдак за 5-8. Да и традиции такой как "рассказывать анекдоты" друзьям при встрече, в бане, курилке и т.д. просто не осталось.

    Нищаем духом, господа! 8-/
    • Ну
      17 сент. 2013 г., 9:59:26
      Ответить
      анекдотены
      сочинялись определённой службой для определённой цели. Задача была выполнена, - служба расформирована.
      Соответственно, СОВЕТСКИХ анекдотов в природе не существовало, были АНТИсоветские.
  • Николай Моисеев
    16 сент. 2013 г., 18:42:47
    Ответить
    Вам бы всё анекдоты... Ну, так извольте! Чукча с новым русским встретились на охоте. Новый русский стреляет один раз. Второй, третий... Всё мимо. Чукча подсказывает: ты с женщиной когда-нибудь спал? - А как же! - Всё ещё не родила? - Да нет, вроде. - Так у тебя патроны холостые!!!
  • Господин плохой
    16 сент. 2013 г., 18:52:17
    Ответить
    Нет, я продался за ангар! Но, у меня же божий дар! Н-да! Эй, аллё, вы кто? Москва на проводе! Я понял, что в эфире - Коми. Вы где-то в Африке? Простите! Сори! Я говорить готов. Но, по другому поводу...