16:03, 20.10.2013

На обсуждение: «Образование погибло»

Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов давно и пристально следит за судьбой отечественного образования. «Вы хотите поговорить о школе? Уныние — вот, как описывается школа сегодня!», — это первая реакция Привалова на просьбу об интервью. Эксперт рассказал сайту «Православие и Мир», кому и зачем понадобилось убивать школьное образование, как спасти то немногое, что от него пока еще осталось, и кому это делать. Агентство БНК предлагает обсудить интервью научного редактора.

expert_800_010_jpg_625x625_q70.jpg

Фото expert.ru

Нарушение принципа

Во всем, что делается в правительстве с образованием, нарушен главный принцип. Он таков: в школе, в школьных делах понимает ровно один человек — учитель. Тот, кто не ходит в класс — причем не иногда, в качестве свадебного генерала — а каждый день или хоть несколько раз в неделю, тот вообще, по-хорошему, должен бы молчать об этих делах. Молчать и вежливо слушать, что добрый учитель скажет. Но сделано ровно наоборот. Единственным, кто не получил никакого голоса в ходе бесконечной реформы образования, оказался учитель. Собственно, этого достаточно, это приговор.

Лет примерно пятнадцать назад захотелось мне для журнала «Эксперт» поговорить на гуманитарные темы с тогда еще живым академиком Александром Михайловичем Панченко. Звоню ему, он подходит к телефону, и я представляюсь и говорю: «Скажите, Александр Михайлович, что с нами происходит?» Если вы хотя бы раз видели его по телевизору, то помните его великолепный могучий бас. И вот он говорит мне по телефону: «Ну что, — своим могучим басом, растягивая слова. — Мы — гибнем». Мне это запомнилось на всю жизнь. Запомнилось в первую очередь потому, что он оказался прав.

В случае с образованием — мы можем констатировать, что оно погибло. Образование как единая система, на мой взгляд, находится за точкой невозврата. И восстановить его, пожалуй, уже нельзя. Если когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки, образование придется делать заново.

Дело в том, что если смотреть на образование — прежде всего школьное — оказывается, что это такая двойственная вещь. Выполняет она две ключевые функции. С одной стороны, образование — это система социализации конкретного индивидуума. Ходит в школу маленький человек. Его там через какие-то шестеренки пропускают, он выходит индивидуумом, социализированным именно в этом обществе — готовым для жизни, дальнейшего продвижения именно в нем.

С другой стороны, система образования — это, конечно, нациеобразующая институция. Знаменитая фраза Бисмарка о том, что битву при Садовой выиграл школьный учитель, об этом и сказана. Без прусской школы не было бы прусской армии, не было бы прусского государства: прусская школа сделала нацию, которая оказалась способна на такие-то деяния. Такой вот штуки, как школа, которая была бы готова воспроизводить нацию, в России больше нет.

Прелести экономии

У меня нет ощущения, что школы не стало случайно. У меня есть ощущение, что она была сознательно реформирована таким образом, что в итоге оказалась разрушенной. Потому что, когда идет броуновское движение — чисто случайное, что в голову взбредет, то мы и воротим,-то исходя из простых соображений теории вероятности, должно быть что-то на пользу, а что-то во вред. Но здесь, в образовательной реформе, если и есть какие-то плюсы, то их надо очень специально искать. И я их, честно говоря, не вижу.

Я бы рад был присоединиться к модным сегодня конспирологам и сказать, что реформа — это заговор мировой буржуазии или еще чей-то. Но самое плохое в том, что и этого я сказать не могу. Потому что даже и заговора там не видно. Единственное, что прослеживается в этом бесконечном реформировании (вообще, это совесть надо иметь: более десяти лет непрерывно реформируют; лучше бы уж взяли и убили сразу!) — так вот, единственный замысел, который прослеживается с начала до конца — это замысел экономии.

Правительство рассматривает образование как затратную сферу. Оно не рассматривает образование как сферу производительную, даже больше — как единственную производительную сферу, безусловно необходимую стране — ведь без нее никакие другие производительные сферы не могут существовать. Но для правительства затраты на образование суть всего лишь затраты. Для него это исключительно потеря денег.

Поэтому перед теми орлами, которые завоевали монополию на распоряжение этой сферой, перед нашими дорогими реформаторами образования поставлена была, насколько я понимаю, такая задача: значит, ребята, денег на это образование идет немерено, а на самом деле никому оно так уж особенно и не нужно. Поэтому сделайте, пожалуйста, так, чтобы все было прилично — чтобы было как у людей, чтобы с современными словами, что вот образование на грани фантастики, по последнему слову науки двадцать первого века — но при этом, чтобы было подешевле.

И они взяли под козырек: «Не вопрос! Сделаем так, что будет и дешево, и двадцать первый век!» Причем, заметьте, что очень важно — под это дело реформаторы получили совсем неплохие деньги. Наше государство, которое не видит особой пользы в образовании, тем не менее, несколько лет подряд повышало на него ассигнования. Предполагалось примерно следующее: мы вам сейчас даем деньги, и вы на эти деньги, будьте добры, обеспечьте дальнейшую «эффективность». Или, говоря простым бухгалтерским языком, сделайте так, чтобы потом денег на вас шло поменьше. Собственно, именно это и было сделано.

Денег будет поменьше. Траты федерального бюджета на образование будут уменьшаться с каждым годом довольно быстро — они уже уменьшаются. Нам говорят, это потому, что были приняты перемены в бюджетном кодексе и прочих такого рода законоположениях, которые огромную часть затрат на общее образование переносят на регионы. На бумаге, несомненно, так оно и есть.

На бумаге получается, что затраты на образование федерального центра плюс затраты регионов, плюс все остальное,-то есть то, что тратят на эти цели бизнес, частные лица, не важно, все вместе, — общие затраты на образование будут расти. Но регионы справедливо замечают, что денег у них нет. Не только на образование — вообще нет. Поэтому уже с этого года, а с будущего тем более, каждый губернатор будет ежедневно ломать голову над тем, что ему недофинансировать. Строительство дорог? Биржу труда? Ему недофинансировать программу отопления бедных районов, программу газификации или ему недофинансировать образование?

Выбор этот смертелен. Ничего нельзя недофинансировать, а денег-то нет. Поэтому когда нам рассказывают, что совокупные затраты на образование будут расти, нам просто врут. Не добросовестно заблуждаются, а именно врут. Потому что реформаторы лучше меня знают, как обстоят дела с финансами в регионах.

Плоскость и герметичность

Почему надо было делать образование дешевле? На мой взгляд, мысль за этим может стоять следующая. Собрались эти люди в своем кругу, посмотрели друг другу в глаза и честно признали: страна деградирует. За девяностые годы отмерли десятки отраслей промышленности, еще десятки отмирают прямо сейчас. Страна сжимается, хозяйство страны уплощается. Есть исключения, конечно. Но если говорить в целом, то количество отраслей, подотраслей, еще живых направлений научных исследований все время уменьшается. А, значит, уменьшается и количество знаний, необходимое для функционирования этого механизма.

И вот эти люди спросили себя: кого же мы будем обманывать, продолжая из последних сил поддерживать систему, которая обучает основам ядерной физики каждую шпану? Мы зачем это делаем, мы кого надуваем? Тогда еще не было «арабской весны», но и до всякого Туниса нетрудно было догадаться, что если готовить прорву излишне хорошо образованных молодых людей, то эти молодые люди, выйдя из учебных заведений, поймут, что заниматься им в своей стране абсолютно нечем. И тогда они устроят какую-нибудь революцию. «Хотим ли мы этого?», — спросили себя. «Наверное, не хотим». А что надо делать? Раз уплощение страны остановить мы не можем и не умеем, значит, систему образования надо привести в соответствие с реальностью.

С этой линией мысли можно не соглашаться — я, например, не совсем с ней согласен. Но нельзя отрицать, что в ней есть логика. Но даже если так, все равно, с образованием можно было обойтись мягче. Можно было сесть и подумать: как на уменьшающиеся средства сделать систему образования, которая будет, тем не менее, сохранять возможности восстановления? Сохранять возможности восстановления самодостаточности страны.

Понятно, что в современном мире полной самодостаточности нет ни у кого. Все друг от друга зависят, все что-то такое друг у друга покупают, друг другу делегируют. Но если страна не сохраняет какого-то куска, в котором она сама себе хозяйка, у нее безнадежное положение. Либо мы сохраняем возможность какие-то куски делать самим, а какие-то куски в будущем, может быть, присоединить к этому-либо мы деградируем. Причем, если в системе образования деградируем быстрее, чем в других сферах, то все. Вопрос снят. В ближайшие четыре-пять тысяч лет ничего тут не будет.

Надо было бы созвать умных людей, сесть и придумать что-то менее катастрофическое. Но именно этого и не произошло. Было сделано прямо обратное. Была создана феноменально герметическая система принятия решений в образовании.

Наверное, даже решения о размещении стратегических ядерных сил принимаются менее секретно, чем все эти годы принимались решения по реформе образования. Каждый раз, когда призывали общественность поучаствовать в обсуждении, это делали исключительно издевательски. Блестящим примером этому является большой закон об образовании, который приняли в декабре.

С одной стороны, он висел на сайтах, специально подготовленных для обсуждения, для принятия замечаний от граждан. Висел он там чуть не два года — столько не надо, это безумие. Потому что все, кто имел что сказать, сказали за первые же недели. Но как было организовано это обсуждение? Во-первых, сделали так, что люди, оставляя замечания, не имели возможности посмотреть, что уже было сказано. Поэтому не было возможности создать общественное давление в конкретных точках. Во-вторых, итоги обсуждения подводили сами авторы законопроекта. Какие они хотели замечания принять, такие и приняли. Какие не хотели — те и опустили. И главное, возразить было нечего. «Ребята! — могли спросить авторы закона. — Мы же вынесли проект на всенародное обсуждение? Вынесли. Вы обсуждали? Обсуждали. Чего вы еще хотите?»

В итоге получилось плохо. Действительно, удалось создать все основы для удешевления школы. Но, повторяю, я считаю эту задачу ложной. Мне очень нравится любимая фраза моего постоянного собеседника Евгения Александровича Ямбурга, известного не только в Москве школьного директора: «Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах». Для меня это очевидно. Для Ямбурга очевидно. Для любого человека на улице это очевидно. Для реформаторов — нет.

Стандарты и гарантии

Итак, создано базовое условие — решено экономить на школах. Что дальше? По Конституции Российской Федерации всеобщее среднее образование в нашей стране — бесплатное. Но Конституция — это обобщающий документ. В нем не сказано, что конкретно называется средним образованием, бесплатность чего гарантирована. И в результате гигантских усилий в этой самой герметической кабинке, где делается реформа, принимаются новые государственные стандарты школьного образования. И в них, по сути, не сказано ничего.

Говорят они только, что выпускник, допустим, старших классов должен иметь такие-то и такие-то компетенции. Причем, прописаны они с большим запасом. К примеру, выпускнику средней школы после прослушивания курса словесности полагается иметь лингвистическое чутье, редакторские навыки, еще какие-то навыки… Да, таких людей нельзя в редакциях московских журналов найти! А этого якобы требуют от каждого выпускника каждого класса каждой школы. Хитрость тут в том, что требования максимально неконкретны.

Если бы в стандарте было сказано, что выпускник школы, прослушав курс, например, географии, должен знать основные объекты Северного морского пути, уметь объяснять его экономическое, политическое, военное значение — это было бы проверяемо. Но когда стандарт говорит, что человек после курса географии должен уметь географически мыслить — что я смогу проверить? Должен он знать Северный морской путь или не должен? Не написано. Должен уметь показать его на карте? Не сказано.

Стало совершенно неизвестно — с того момента, как стандарты приняли — что на самом деле гарантирует государство, гарантируя дитю бесплатное среднее образование? Что хочет, то и гарантирует. Что даст, за то и спасибо.

Учитель, чиновник и педагогические измерения

Руководство страны говорит: надо повышать статус учителя. Это значит, что надо повышать ему заработную плату. Но основная-то идея — экономить на всем. Значит, что надо сделать? Правильно! Сократить количество учителей.

Сначала происходит простая подтасовка. Вместо того чтобы говорить о величине учительской ставки, говорят о его зарплате. Никто не спрашивает, сколько учителю нужно ставок взять на грудь, чтобы хотя бы штаны носить целые иногда. Ему говорят: будет тебе зарплата как средняя по региону, но уж ты будь добр, уж ты давай… По «дорожной карте» развития образования, которая опубликована в начале текущего года, — собственно, она опубликована 30 декабря, под елку, а прочли ее в начале января — прямо написано: насколько будет уменьшаться количество учителей, насколько будет увеличиваться средняя нагрузка на оставшегося учителя.

Если бы у реформаторов была цель — экономить сегодня, но дать школе шанс восстановиться в будущем, они сохранили бы очаги «живых» школ, где действуют заслуженные педагоги, и не мешали им. Еще князь Кропоткин разумно замечал: люди лучше учреждений. Система образования в Российской Федерации, на мой взгляд, очень нехороша, но в ней по-прежнему очень хороши отдельные люди. И, в принципе, можно было бы им дать шевелиться — что, собственно, и было в девяностых.

Девяностые годы для образования были, с одной стороны, временем страшным, потому что денег вообще не было. Но с другой стороны — они остались временем, которое многие вспоминают с восторгом, потому что людей не трогали. Да, денег практически не платили, но и не мешали. Педагоги могли делать то, что умели. Многие блестящие до сих пор сохранившиеся школы — они оттуда, из девяностых. Когда людям, у которых загорелись глаза, никто не мешал. Они работали. Они что-то сочиняли. С кем-то советовались. Делали. А теперь этого не получится, потому что очень расплодилась образовательная ветка вертикали власти.

Этих чинуш образовательных очень много. По-моему, уже если не больше, чем самих учителей, то сравнимое количество. И им надо все время доказывать, что они недаром едят свой хлеб. И вот они приходят в школы и натурально мешают учителям жить. «А вот покажите нам план уроков, который вы разработали в августе». «А почему у вас написано, что на уроке 42 в марте вы будете говорить о том то, а вы об этом не говорили, а говорили на уроке 41?». «А не угодно ли вам выйти вон и больше ни в какой школе никогда не работать?»

Это все горькое безумие, но оно объяснимо. Эти чиновники — видимо, часто глядя в зеркало — никому не верят. Никому. А верят они исключительно в то, что сами называют «педагогическими измерениями». Вот недавно было двадцать лет Высшей школы экономики. Это основной идеологический центр всей реформы образования. И в парадном интервью ректор этой школы Ярослав Иванович Кузьминов вторым по важности достижением возглавляемого им университета назвал развитие этих самых педагогических измерений. Что это такое? На мой взгляд, их суть объясняется очень просто. Педагогические измерения — это искусство судить о качестве образования, не глядя ни на ученика, ни на учителя, а глядя исключительно в бумажки.

Чиновники не верят людям. Ну как это я спрошу у тебя, хорошая ли школа в соседнем квартале? Кто ты такой? Кто я такой? Я себе тоже не верю. Поэтому давайте-ка мы создадим такую кучу бумажек, чтобы по ним о качестве школы в соседнем квартале можно было бы судить, якобы, бесстрастно и объективно. И эта гора бумаг в школе растет с каждым годом. И уже давно перестала быть шуткой фраза, что школа — это то место, где дети мешают учителям заполнять бумажки для департамента образования.

Конечно, чиновники были всегда — не менее наглые и не более грамотные. Большевистские чиновники первых лет революции — это та еще песня, и царскую систему образования они тоже тогда развалили. Но есть одно «но»: в царской России хоть и было по тем временам очень неплохое образование, но оно было, по сути, элитарно. В его рамках обучалось даже не пятьдесят, а от силы процентов пятнадцать-двадцать юношества. То есть, по сравнению с советской системой всеобщего образования, остатки которой гибнут сейчас, охват был намного меньше.

Задачи на усложнение

При всех ее минусах советская школа была действующей системой, которая обеспечивала некий базовый уровень образования практически всем. Разумеется, ближе к концу Советского Союза, эта система уже сильно проскальзывала. Но, тем не менее, большую часть населения она пропускала через свои шестеренки, и из этого много чего следовало.

Например, следовало что люди — наши, советские поколения — имеют общий канон. В нас вдолбили немалую сумму общих знаний. У нас есть общие цитаты из Грибоедова и Островского, общее знание о «Войне и мире». В современной школе от этого канона остается все меньше. Ей вообще сегодня несопоставимо труднее, чем было школе в советские времена. Задачи, которые стоят перед ней, все более и более отличаются от советских задач в сторону усложнения.

Первое — сами дети. Материал, который поступает в школу сегодня, эти детишки, более нездоровые. У них масса врожденных хворей, самым разным образом ограничивающих их возможности.

Второе — неимоверно выросло, по сравнению с советскими временами, и продолжает расти социальное расслоение. Для школы это бич. Одно дело, устоявшаяся схема, когда в Вест Энде Лондона живут люди одного социального слоя, а в Ист Энде — люди другого слоя. В современной Москве этого нет. Социальные расслоения проходят через большинство школьных классов, и это каторжное усложнение работы учителя. Затем, катастрофически быстро меняется национальный состав. Во многих школах той же самой Москвы большинство детей, приходящих в первый класс, плохо или совсем не говорят по-русски.

ЕГЭ кардинально изменил подход к школьному образованию. Он сделал школьное образование плоским. Детей все последние годы не учат, а натаскивают на бессмысленное дело. Ну, бессмысленный этот тест! Он, может быть, и хорош сам по себе: когда дите прилежно учится, оно между делом заполнит любую такую бумажку, поставит в ней галочки и даже не вспомнит о ней назавтра. А когда вся учеба сводится к заполнению этой бумажки, то очень быстро выясняется: никаких содержательных разговоров с ребенком никто вести уже не успевает, да и не хочет.

Когда детей учат ставить галочки, это катастрофа. Потому что главная функция школы состоит совсем в другом — в том, чтобы привить ребенку способность к обучаемости. А дети, которые сегодня выходят из большинства школ, в дальнейшем не обучаемы. Это по-человечески потерянные люди, их безумно жалко. Вот для чего классическая гимназия в царской России с упорством, многим кажущимся диким, продолжала заставлять детей учить не только латынь, но и древнегреческий. Потому что школе остро необходима заведомо трудная работа. Человек с блестящими природными способностями прочел учебник по физике и запомнил — учить его не надо. Но древнегреческий надо учить при любых способностях. Более того: чем выше твои способности, тем труднее заставить себя сидеть ровно и работать.

И когда нам сегодня говорят, что школа должна учить, исходя из интересов детей, что нельзя давать те же домашние задания детям — я не против. Но тогда скажите об этом открыто, вслух: ребята, школа — это такое место вроде камеры хранения. Вы туда сдаете дите утром. Оно не бегает по улицам, не нюхает клей в подвалах, не нападает с ножиком на себе подобных. Оно сидит тихо до вечера. И все. И больше ни о чем нас не спрашивайте. Если вы ничего другого не умеете, скажите это вслух. И, может быть, вас скорее на ваших постах сменят.

Эти задачи усложняются волнообразно, а свободы рук и финансовых возможностей для их разрешения становится все меньше. Это очень и очень скверно. Что я должен сказать всякому нормальному человеку? Всякому нормальному человеку я должен сказать старую максиму: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Живые люди сами по себе, без государства, не могут спасти единую систему образования. Но они могут и должны спасать отдельные школы, в которые ходят их дети.

Путь спасения

Как родителям спасти школу? Есть некие формальные основания. Дело в том, что в школах существуют так называемые попечительские советы — они имеют некоторые полномочия, а если не имеют, то могут их захватывать. Приходите в ту школу, куда ходят ваши дети, куда должны пойти ваши дети, разговаривайте с учителем, разговаривайте с директором. Они живые люди, они любят, когда с ними нормально общаются, а не взаимно орут. Спросите, чем помочь. Им очень надо помогать. Причем, часто помогать надо вовсе не только и не всегда обязательно деньгами. Есть масса иных способов.

Можете что-то детишкам рассказать как специалист — расскажите. Можете привести того, кто может рассказать — приведите. Можете своими связями «покрышевать» их от департамента образования — сделайте это. Если вы нашли для своих детей школу, которая в принципе вас устраивает — делайте для нее все, что можете.

Перед заключительными этапами реформы, я буквально каждую неделю разговаривал о ней с самыми разными людьми. И они все давали мне одну и ту же оценку. По оценке специалистов, на конец нулевых годов школой в России была каждая седьмая. Или каждая шестая, седьмая, восьмая. Эта цифра зависела от оптимизма говорящего, но все они выделяли какую-то долю школ, где действительно учили. И образование детей во все большей степени становится ответственностью родителей.

Домашняя школа — подполье. Платная школа — неизбежность

Роль домашнего образования сегодня получается гипертрофированной, а это нехорошо. Оно имеет свои плюсы, конечно, но в целом его популярность — от несчастья. Что-то дурное должно случиться со страной, чтобы домашнее образование стало массовым.

Все последние годы лучшие московские учителя норовили отползти от школы. Они брали минимальные нагрузки и уходили в репетиторство, где за один день зарабатывали больше, чем за месяц школьной работы. И те родители, кто все-таки хотел учить своих детей, а не натаскивать их на ЕГЭ, тоже поневоле перемещались к репетиторам.

Но, увы, родители тоже разные. Сказать, что они все одинаково понимают ценность образования для своих детей, значило бы сильно приукрасить действительность. Не морочьте ребенку голову, не надо нагружать его домашними заданиями. Держите его, чтобы он сидел тихо в классе, а потом дайте ему аттестат и отстаньте навсегда — к сожалению, так думают очень многие взрослые. И поэтому я — сторонник сбора всех сил, какие есть. Сторонник того, чтобы родители, которые действительно хотят для своих детей образования, не уходили в домашнее подполье, а объединяли усилия вокруг уцелевших школ. Это надо делать. Школы умрут без вас, а вы без них, так что это обоюдный интерес.

Надо отдавать себе отчет, что среднее образование будет все больше становиться платным — это неизбежно. Не надо по этому поводу слишком уж печалиться. Помните? Еще в советское время говорили: «Кто лечится даром — тот даром лечится». Или: «Кто учится даром — тот даром учится». Нужно создавать цивилизованные инструменты для работы в новых условиях. Нужны образовательные кредиты, нужны меценаты, нужны фонды поддержки талантливых детей.

В общем, нужны вещи негосударственные, но способные смягчать пробелы в государственной политике. Смягчать не фронтально, а именно по конкретным направлениям, для конкретного способного ребенка, в конкретном квартале, где набралось два десятка не просто умных, а активных умных отцов и матерей, которые сбились в кучу и держат на плаву местную школу.

В 1981 году мне довелось съездить в Польшу. Там тогда была страшный кризис; в Варшаве было два предмета в свободной продаже: из непродовольственных товаров — цветы, из продовольственных — уксус. И поляки рассказали мне чудесный анекдот: «Какой выход из создавшегося положения? Выходов два — один более вероятный, другой менее вероятный. Более вероятный заключается в том, что с неба спустятся ангелы и все нам устроят. Менее вероятный — что мы сами что-нибудь сделаем». Этот анекдот — про нашу сегодняшнюю школу и про нас.

770

Комментарии (43)

Добавить комментарий
  • Чёрный Волк
    20 окт. 2013 г., 16:53:59
    Ответить
    Нашу старушку-Россию уже в который раз насилуют в грубой извращённой форме. А ей это вроде как и нравится!?
  • Господин плохой
    20 окт. 2013 г., 17:14:17
    Ответить
    Пролетаем мы со свистом! Кучка садомазохистов делает из нас навоз. Будучи по сути калом, мы растим их капиталы. Как надолго - вот вопрос?!
    • Гражданин
      20 окт. 2013 г., 17:53:23
      Ответить
      Жаль учителей, жаль детей. Разрушается школьное, дошкольное образование. Завалили ненужными бумагами, отчётами, программами. Детей не видим, не слышим.
  • ууу
    20 окт. 2013 г., 17:39:12
    Ответить
    В Коми надо спасать ещё и высшее образование
    Отправлено из мобильной версии
    • 4
      20 окт. 2013 г., 21:57:07
      Ответить
      Посмотрите, что творится в СГУ студенты на бывшем юрфаке занимаются по 5 пар в неделю!
      Отправлено из мобильной версии
      • Зло
        20 окт. 2013 г., 22:11:32
        Ответить
        Обидно за альма матер, истиховской гореть
  • Анна
    20 окт. 2013 г., 17:42:13
    Ответить
    Печально, но готова подписаться под всем вышесказанным
    уважваемый автор, вы более чем правы...неужели наши учителя, из боязни потерять привычное рабочее место, так и не поднимутся всем миром, ведь их внукам достанется та "образовательная" кость, которую уже основательно изгладают образовательные чинуши...
    • Задача учителей
      20 окт. 2013 г., 18:38:06
      Ответить
      учить
      а не заниматься политикой.
      Когда приходится даже хотя бы наводить порядок в расшумевшейся аудитории - лекция в это время не читается, время пропадает.
      А политикой займитесь сами, если хотите,
      чтобы кто-то ваших детей учил.
  • лилипуту первому
    20 окт. 2013 г., 17:44:21
    Ответить
    лилипут с компанией своей страну закабалил и запутал
    прозрей моя Россия прозрей прозрей
    Стряхни с себя ярмо лилипута!
    http://www.youtube.com/watch?v=AGSvPFDpnIk&feature=player_detailpage
  • иван
    20 окт. 2013 г., 18:00:38
    Ответить
    Готов подписаться под каждым словом...Жаль отечественную систему образования. Горько и обидно. В руководстве минобраза сидят как минимум люди недалёкие , как максимум - реальные враги России. Пора спасать то, что осталось.
    Отправлено из мобильной версии
  • a.d.
    20 окт. 2013 г., 18:14:04
    Ответить
    что там школа
    в сыктывкаре в центре города, на транспортной развязке ставят детскую площадку, портя при этом и без того не идеальный вид городского центра и никто ничего не замечает, радуются "ай как хорошо деткам сделали".

    а вы говорите, школа... люди даже простые и элементарные вещи перестали понимать, куда им до сложных комплексных проблем.
  • проблема только в одном:
    20 окт. 2013 г., 19:16:12
    Ответить
    в советские времена учителя учили, а сейчас половину, если не больше, учителям приходится заниматься бумажной ерундой=отчетами и отписками и посещением с детьми мероприятий, проводимых властями (которых развелось хоть пруд пруди) для массовости
  • usa_001
    20 окт. 2013 г., 19:21:38
    Ответить
    опять на Банке плач садомазахистов. Нам плохо, и будет хуже. И поэтому нам ХОРОШО,
    Банка опять тролит читописателей СОЦИАЛЬНО БЛИЗКИМИ ей авторами.
    Прямо здесь я хочу написать про КОНКРЕТНЫЙ случай с которым столкнулся в очередной раз. Может кто “намотает на ус”?
    А по поводу “высших материй” про которые рассуждает автор и вся эта жёлтая пресса как и сама банка, напишу позже, если время и энергия будут. Мне здесь, на этом берегу надо Иновациями заниматься и Модернизациями. Знать надо МНОГО и только СОВРЕМЕННЫЕ знания. Иначе работу НЕ НАЙДУ.
    --------------------------------
    В этот очередной приезд из Moscow(SWO)-NY(JFK) летел как почти всегда совковой компанией “Аэрофлот”. Билет стоил мне ~400$. Я стараюсь НЕ переплачивать. А эти все “аэрофлоты, LukOil-ы” заграницей – Знают СВОЁ МЕСТО. Конкуренция!!! Затопчут. И поэтому демпингуют на “своей” территории == в России в бизнесе: Россия Заграница. Потому и “Аэрофлот” а не Delta(USA) моя компания.
    -------------------------
    Билеты купил, зарегистрировался на ХОРОШЕЕ место, на посадке спокойно прошёл, сел. Сижу. И вижу что много народу идёт и идёт. А оказывается произошла дежурная процедура. Объединили ближайшие КОНКУРЕНТНЫЕ рейсы Аэрофлот vs Delta. Хотел ехать полулёжа, а не получилось. Ко мне парень молодой подсаживается. Ну что-ж. Придётся лететь по Уставу.
    --------------------
    Я с ним поздоровался и просто для поддержания разговора задал вопросы – что да как?
    Он мне и ответил что:
    -1) студент 5 курса МГУ
    -2) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ факультет
    -3) ДЕРЖАТЕЛЬ Green Card!!!!! (понятно ли я изъясняюсь? Green Card надо объястять - что это?)
    ------------------
    я его спрашиваю:
    А ты чего это в Учебное время то летишь? Чего ТАМ(в США) делать собираешься? На ЧТО живёшь?(я то знают что жизнь в USA – это НЕ ХАЛЯВА. Кто-то должен ПЛАТИТЬ.)
    ---------------------
    Про деньги он мне ответил уклончиво. Но в целом полно:
    -1) У него ПОВЫШЕННАЯ стипендия в МГУ.
    -2) стипендия от IBM в $$$-ах!!!!
    -3) у него родители ЗАРАНЕЕ подумали о будущем. (это МОЙ вывод из ДРУГИХ ответов, когда я прощупывал его своими вопросами.)
    ---------------------
    ответы на Другие мои вопросы были такими:
    -Green Card у него уже ДАВНО. Больше года. И он просто едет чтобы она не сгорела.(я САМ ТАК делал, в первые годы эмиграции сюда(в USA). Но ездил в Россию, чтобы соскочить на время с “конвеера”, отдышаться и опять вовращался за $$$.)
    -едет с целью “ЭВАЛЮИРОВАТЬ” == evaluate его будущий диплом МГУ в АМЕРИКАНСКИЙ уровень. Дабы зачем? Дабы что? Да то что я разъяснять здесь не буду. А кто не понял – пусть идут …...
    -в учебное время едет потому как ПОЛОЖЕНО в его положении – ВЫПУСКНИК.
    ---------------------
    На вопросы про жизнь и её течение:
    -в прошлом был ПРИЗЁРОМ ОЛИМПИАД по Математике. Вот и поступил в МГУ как Олимпиец.
    -во время обучения тоже был ПРИЗЁРОМ каких то там олимпиад в Москве. Олимпиады по программированию и математике. Там их оказывается полно всяких устраивается. И он в ТЕМЕ. Он постоянно в курсе событий вокруг него. НЕ БОТАНИК! САМ по ветру курс держит(а против ветра у меня есть СОМНЕНИЯ/уверенность?).
    -денег хватает на его жизнь. Но много времени занимает Учёба и ВНЕУЧЕБНЫЕ процессы. А они эти процессы связаны с Математикой и Программированием. Поэтому пивасик/.... и всякое такое у него просто ВРЕМЕНИ НЕТ. Потому что есть МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ в которых ОН СЕБЯ ПРОЯВЛЯЕТ. За это ему ПЛАТЯТ ДЕНЬГИ.
    Себя считает ПРОСТЫМ человеком. БЕЗ ТАЛАНТОВ!!! и я ЭТО ПРОВЕРИЛ. Так и есть. (Либо очень хорошо маскируется. Но это не возможно. На мои Дежурные проверочные вопросы, которыми я ЭТО проверяю – он НЕ ОТВЕТИЛ. Хотя ответы рядом были. Он мимо не проходил. А так, шатается вокруге. Может потом, старше пройдёт.)
    Искал у него СЛАБЫЕ места в образовании. И что?
    Да ПОЛНЫМ - ПОЛНО! Я то думал со своим местечковым образованием, что там в МГУ вообще, как на небесах! А начал спрашивать то одно, то другое. Его мнение о Конкретных предметах по Математике. Так он меня убил некоторыми своими ответами.
    С течением жизни, САМОобразованием, да и Практикой для меня некоторые дисциплины являются Обязательными. Это ЭЛЕМЕНТАРЩИНА. А он мне отвечает: “А зачем они нужны? Я зря их проходил. Потерянное время”.
    Меня так это удивило! То что является Элементарным знанием на его дороге – он даже НЕ может схватить ЗАЧЕМ это ему?
    -----------------
    Ну хватит описаний. Теперь к выводам, а то не понятно ЗАЧЕМ это написано и К ЧЕМУ.

    1)Образование школьное/высшее в России ЕСТЬ.
    2)Кто ХОЧЕТ тот ДЕЛАЕТ. То есть ПОЛУЧАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО. А учебные заведения ему в этом ПОМОГАЮТ.
    3)Возможности получения НЕ ЯВЛЯЮТСЯ РАВНЫМИ. Это только в конституции существует.
    4)Выпускники Первых Вузов России своё будущее с преподаванием в сельских школах РК никак не связывают.(вы имеете другое мнение? Ха-ха. Самим не смешно?)
    5)Они и с РК своё будущее многие не планируют? (или их там очередь?)
    6)благодаря ЕГЭ в Первых Вузах Москвы – МНОГО умных студентов с провинций сейчас учится. У них появилась возможность ЭТО ДЕЛАТЬ. И это у него я и подтвердил.
    7)Благодаря ЕГЭ и появлению его в классах глубже – в 10-ом, потом 9-ом, и далее и далее. Дети будут рассортированы по качеству ИХ обучения. ТАК УЧИТЬСЯ ЛЕГЧЕ. Легче, потому что учишься среди РАВНЫХ. А не среди тунеядцев-двоечников. А так же появляется СТИМУЛ == перескочить на уровень преподавания/обучения выше. В другой класс.
    8)Можно САМОСТОЯТЕЛЬНО учиться даже в Сыктывкаре. Но ЭТО потребудет СВЕРХусилий. Потому что методики НЕТ. а в Больших городах в определённых школах ЭТО есть. Налажено, только искать надо и выбирать. Что и делал в школе мой попутчик. Он в своём классе не сидел. Он двигался. (и я имею УВЕВРЕННОСТЬ что ему в этом РОДИТЕЛИ помогали==Направляли.)

    PS.
    У этого студента я получил интересную информацию по математике. Там, в мОсквах другая культура. Другие знания. Такой информации на обсчёте ЛЕСОСЕКи или Компрессорной станции в РК не бывает. Даже не услышишь. Ну СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ уровень.
    Спасибо ему что отдал, и потратил время на объяснение физической сущности математических процессов.
    Так же дал он, и пересказал на СВОЁМ примере и примере своих Одногруппниках:
    УЖЕ ИЗВЕСТНЫЕ мне источники информации, которые я проигнорировал.
    Например БЕСПЛАТНЫЙ, ОТКРЫТЫЙ источник https://www.coursera.org/.
    ЭТА ТЕМА УЖЕ БЫЛА здесь на Банке. Но её за убогостью и недоразвитостью читателей Банки затролили.

    Россия уже сколько ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ пропадает БЕЗВОЗВРАТНО?
    Ну сколько же паникёров вокруг. Желающих поПАРАЗИТИРОВАТЬ на проблемах и трудностях людей. И не решать их.

    Всего Вам хорошего. Пусть у вас будет всё хорошо. Только думайте СВОИ мысли, а не Пропаганду совковых СМИ.
    • Александр
      20 окт. 2013 г., 19:31:08
      Ответить
      хорошее мнение, лучшее образование - самообразование, теперь есть для этого все. Сейчас не стоит ограничиваться учебной программой, а надо развиваться самостоятельно. Все есть для этого, а кто хочет ограничиться школьной программой, тот может не достичь много что мог бы достичь. Я учился еще при компартии и перестройки и кроме английского, математики и анатомии, особо ничего не пригодилось. Надо было развиваться еще тогда, а так приходится скейчас наверствовать пробелы, а их много.
    • О чем этот спич
      21 окт. 2013 г., 11:27:35
      Ответить
      дани о чем.
      Безграмотные излияния перца, который занимается аж инновацими:) Смысл - я вот крутой, в Америке живу. Все остальное - несвязный поток сознания.
      И полный отрыв от местных реалий. Приведенный им пример - типичный пример "оттока мозгов". Талантливого парня учат в МГУ забесплатно (на наши с вами налоги),а отдачу получит США. Замечательный пример. ага.
      Да, кстати, а кто этому "успешному инноватору" мешал самостоятельно освоить "новейшие знания по обсчету лесосеки":)? В Интернете есть всё. Тока вот мозга не хватило самому поискать?Все думал, каконо там. в МГУ, видимо.
      • usa_001
        21 окт. 2013 г., 22:12:53
        Ответить
        какой скучный
        но я потратил на тебя 1 минуту.
    • николай
      21 окт. 2013 г., 11:36:42
      Ответить
      Не Вам, живущим в Америке, делиться своим мнением об отечественной системе образования, её проблемах и перспективах. Вас ТУТ выучили, ВЫ свалили при первой возможности. Счастья Вам и удачи. Хорошо Родину любить, проживая где-нибудь в Нью-йорке. За бугром все становятся сразу такие патриоты, советы дают, как нам обустроить Россию. Вы свой выбор сделали, переживайте теперь за американцев.
      Отправлено из мобильной версии
      • usa_001
        21 окт. 2013 г., 21:54:56
        Ответить
        меня здесь(там?) учили ПЛОХО.
        Всё что я сейчас имею - научился САМ.
        В Сыктывкаре и в РК такому УЧИТЬ НЕКОМУ.
        преподавателей НЕТ. Да и квалифицированных специалистов тоже НЕТ.
        у меня постоянно есть вопросы по моей теме зарабатывания. Для меня есть работа ТОЛЬКО в Москве: hh.ru. Находил, Зволили. Проверяли квалификацию.
        Одна из работ была: "распознавание образов" - Распознавание лиц "покупателей"(это для гиперматкетов), отслеживание перемещений по торговым площадкам, доведение до кассы. Борьба с воровством. Оптимизация торговли.
        я им ПОДХОЖУ.
        другая компания на самом деле с ЭТОГО берега == USA. В Росси дёшево делают sсiеnce обсчёты -иследований. Вот туда я не попал. Деградировал сильно. Не смог вспомнить 600 часов матанализа, +240 дифф/интегр + 160 топологии за 4 дня. А вот мой сосед готов СРАЗУ. Но у него ДРУГИЕ проекты. Они ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ сразу со старта.
        --------------------------------
        Итого:
        1) повторяюсь ВТОРОЙ РАЗ. Возможности для реалиации РАЗНЫЕ. Сыктывкар - Москва - NYC это три больших разницы.
        2) ВСЁ что я СЕЙЧАС имею НИКАКОГО отношения к Совку не имеет.
        это "всё" МОЁ личное ==> САМООБРАЗОВАНИЕ !
        3) я поЦреотом быть не собираюсь.
        объяснения ЗДЕСЬ:
        ya.ru -> поЦреотизм -> Лукоморье.
        ознакомтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО.
        4) вашу "родину" я любить не собираюсь. вместе с вами конечно же. Вам надо - вы и любите. Вам надо - вы и делайте.

        разберитесь сначала с вашей "любовью".
        а то очень она напоминает:

        Когда теленок несмышленый губами ищет мамки вымя
        Когда веселый бригадир доярку щиплет возле клуба
        когда солдатик лысенький во сне целует друга губы
        когда безродная дворняга забраться хочет на бульдога
        Когда в купаловскую ночь две пары ног торчат из стога
        Когда седой профессор под дождем по лужам резво скачет
        А зацелованная им девчонка над пятеркой плачет
        Знай, это любовь

        вот такая она у вас, ваша ЛЮБОВЬ.
        • николай
          22 окт. 2013 г., 9:36:00
          Ответить
          usa_001
          Значит, все, что у Вас есть, достигнуто путем Вашего самообразования. Да Вы прям Ленин! То есть у Вас нет ни аттестата об окончании средней школы, ни российского диплома об окончании ВУЗа. Интересно...То, что у Москвы, Сыктывкар, и Нью-Йорка, мягко говоря, разные стартовые возможности, никто и не спорит. Другое дело, что благодаря сложившейся сейчас системе образования-то же ЕГЭ - как раз сейчас-то талантливые провинциалы сидят в своих деревнях, не имея возможности учиться в московских вузах. Это в первую очередь деньги, которых в их разоренных колхозах никто годами не видит. Зато за парты престижных высших учебных заведений сели 100балльники с юга Росси. Вы же это сами должны были видеть! А вот то, что для Вас нет понятия ,,Родина,, - это не в вашу пользу. Патриотизм - не повод для злословия.
          Отправлено из мобильной версии
    • Эжвинец
      21 окт. 2013 г., 12:00:12
      Ответить
      Америке 001
      В целом согласен с Вами. У меня (а наверное и не только у меня одного) есть наблюдение такое. Конечно, родители в силу возможностей стараются отправить (направить) ребенка на обучение в иной город (Масква, Ленинград и т.п.). Но ведь что получается, отправляя детей туда, мы уже сами думаем и им внушаем, что здесь в РЕСПУБЛИКЕ КОМИ им делать нечего, нет здесь перспективы, ничего нет хорошего. Дети конечно сюда уже не вернуться после учебы, "зацепляются" там же где и учились. А потом глядишь и мы к ним поедем жить проживать....
      К чему я все это. Да к тому что мы (многие из нас) не видят будущего в родной республике, поэтому будут пахать на всех возможных работах и приработках, чтобы дитё уехало скорей отсюда.
      А начинается все с руководителей наших, их то дети точно сюда не вернуться.
      Вот и вывод напрашивается какой то временности во всем, начиная с магазина (любого) где продавец тебе дает то что тебе не нужно, а на вопрос -а есть ли какой выбор? разводит руками: Что привезли, то и ешьте...
      • usa_001
        21 окт. 2013 г., 22:11:02
        Ответить
        пока живой - выбор есть ВСЕГДА!
        часто это Господин Случай.
        в тяжёлых слчаях это РОК.
        в авантюрах это СУДЬБА.

        руку и того и другого ВЫ лично можете направить САМИ. только стараться надо тщательней.

        про ЭТО даже в средней школе проходят.
        Пушкин, Лермонтов, Достоевский.
        Они об ЭТОМ только и пишут. Да вот чтобы понят это - Учителей нет для разъяснения. одни "училки". А на что они способны?

        Играть надо РАСчётливо. Тогда и Судьба начнёт улыбаться, а не скалить зубы.
        а до Рока и дорога не дойдёт.
        -----------------
        про понятие "родина" посмотрите пост выше. Там есть хорошие разъяснения по ссылкам.
  • Согласен с а.d
    20 окт. 2013 г., 19:21:54
    Ответить
    Не хотят понимать и им это не нужно.У власти временщики,дети которых обучаются за границей,сами они лечатся за границей и обустроились там же.Их задача больше хапнуть любым способом .И им даже уже не стыдно.
  • Учительница
    20 окт. 2013 г., 19:58:49
    Ответить
    Согласна с каждой фразой, с каждой буквой Александра Привалова. Нынче всё действительно ТАК, как описано, без преувеличений и замалчиваний.
    В школьном образовании разбираются КАК БЫ все. Только недавно мамочка-домохозяйка с техническим образованием посетила мой урок и после заявила: "Хороший урок". А некий папочка, даже не бывая на моих уроках докладывает директору:"Уроки давать не умеет. Классным руководством не занимается".
    Вот , наверно, от того, что все "разбираются" в образовании, так и убьём школу.
    • Шпиён
      20 окт. 2013 г., 20:31:31
      Ответить
      Особенно согласен с тем, что сказано про чиновников от образования. В школе не работали, а мнят себя пупом земли нашей.
      Задолбали своими бумажками- отчетами и своими идиотскими мероприятиями. Сосредоточиться на работе не дают.
  • старый север
    20 окт. 2013 г., 21:54:55
    Ответить
    А зачем рабам образование,мы согласились что у нас отобрали страну,природные ресурсы.Нам достаточно уметь написать пару тройку предложений и решать пару тройку уравнений и за это дают всяческие дипломы.А хозяева жизни своих детей обучают далеко,где образование качественное.Жаль что мы все это понимаем,обсуждаем а сделать ничего не можем,или нехотим.
  • я
    20 окт. 2013 г., 22:00:10
    Ответить
    Был на сессии на бывшем юрфаке, учусь заочно так у нас наймушин вел 10 дисциплин, это как возможно? О каком качестве мы говорим?
    Отправлено из мобильной версии
    • ...
      21 окт. 2013 г., 0:03:38
      Ответить
      заочное обучение создано для облегченного получения корочки...радоваться надо, что ты ее быстро получишь

      юристом или любым другим специалистом ты станешь только регулярно РАБОТАЯ
      Отправлено из мобильной версии
      • еще
        21 окт. 2013 г., 7:58:40
        Ответить
        Все мы учились как нибудь чему нибудь и у кого попало...
      • я
        21 окт. 2013 г., 18:06:17
        Ответить
        Перед нами извинялся проректор павлов за то что не могут организовать учебный процесс, вы вообще про такое слышали?а для чего максимова нужна в этом институте гнать надо таких взашей
        • ...
          22 окт. 2013 г., 16:58:23
          Ответить
          образование - это рынок, а, значит, работает по тем же законам (и плевать что минобраз говорит иное)

          под качеством образования прагматичные люди понимают исключительно СТОИМОСТЬ СВОЕГО ТРУДА В БУДУЩЕМ

          поэтому смотрят РЕЙТИНГИ, автобиографии успешных людей, выпустившихся недавно (от 5 до 15 лет назад), возможность нострификации диплома(право работать за границей в нормальной стране)

          Коми вузы на рынке неконкурентоспособны и создавались исключительно для подготовки РЕГИОНАЛЬНЫХ кадров, поэтому оканчивая их, за пределами республики вас никто не ждет (никто ,правда, не мешает пробиться самостоятельно, но зачем тогда такой вуз?)

          чего греха таить, в РЕГИОНЕ вы тоже НИКОМУ не нужны с такими знаниями

          вот и идут СПЕЦИАЛИСТЫ в торговые представители, продавцы, водители...в которые могли пойти и без какого либо диплома

          на основании ОБЩИХ данных о занятости, полученных в местной службе занятости, ректоры ВУЗов РИСУЮТ родителям абитуриентов "воздушные замки", устраивают "цирк" с ЕГЭ...а вы или ваши родители несут "бабло"

          поэтому ваше желание выжать, что то из этого "круговорота лжи" вызывает усмешку

          и будет еще хуже, так как старая "профессура" молодежь в вузы не пускает, почасовики не тянут, а способные бегут туда, где платят

          руководителей местных вузов устраивает приток денег "лопухов", "госфинасирование"...

          вот такой расклад
    • 123
      22 окт. 2013 г., 22:01:14
      Ответить
      Да на этом бывшем юрфаке уже специалистов-то осталось единицы. Но ведь встает и другой вопрос: а откуда собственно этих специалистов взять, кто будет работать за небольшие деньги и давать знания своим будущим конкурентам по цеху (коих, правда, выйдет не так уж и много).
  • педагог со стажем 38 лет
    21 окт. 2013 г., 1:44:30
    Ответить
    общее образование
    Работаю в школе с 1975 года. За прошедший период школа постоянно находилась в режиме реформирования, теперь это называется модернизацией. но смысл прежний.Никто из педагогов не понимает: зачем это всё? Не одна из реформ не была доведена до логического завершения, потому что никто из их организаторов не был знаком с теорией и практикой дидактики. Не зря, говоря об образовании, мы используем понятие "процесс". Образовательный процесс, как и любой другой, развивается в соответствии с определёнными закономерностями, нарушив которые мы рискуем сместить равновесие системы. По моим наблюдениям не одна из реформ изначально не имела шансов на успех, не учитывались и не учитываются по сей день, такие элементарные понятия, как преемственность, целенаправленность, структурированность, повторяемость, нарас тающая обобщенность понятий по мере накопления знаний, индивидуальность восприятия и формирующихся взаимоотношений ребёнка с окружающей действительностью. Этими процессами руководит учитель, и если он всё это понимает, ему не нужны никакие реформы и модернизации, он обеспечит детей и знаниями, и навыками адекватного поведения в сложившейся системе взаимоотношений в обществе. Одно настораживает: в современном обществе девальвированы такие ценности как порядочность, милосердие, забота о людях пожилого возраста, о людях, живущих рядом с нами,об учителе, несущем свет и добро людям. Поверьте, подавляющее большинство педагогов-оплот патриотизма и добросердечности в обществе, в чём очень сомневаются алчные чиновники.
  • 13 й
    21 окт. 2013 г., 8:07:47
    Ответить
    «Образование погибло» Да, да, дааа!!!
  • 123
    21 окт. 2013 г., 8:41:50
    Ответить
    Нашему правительству и президенту, тем более олигархам нужны рабы,а не ученные. У нас же олигархический капитализм под кодовым словом "рынок"
  • ALEX
    21 окт. 2013 г., 8:44:43
    Ответить
    страна
    За что боролись - на то и напоролись. Сами-то на выборах за кого голосовали, небось за американского Ельцина, затем Путина, и т.д.
    Пожинайте плоды ГОСПОДА ДА ДА!
    • 13й
      21 окт. 2013 г., 9:28:14
      Ответить
      поверьте, за кого вы бы не голосовали, будет кто нужно)))
  • катрин
    21 окт. 2013 г., 10:44:04
    Ответить
    И те родители, кто все-таки хотел учить своих детей, а не натаскивать их на ЕГЭ, тоже поневоле перемещались к репетиторам.
    Все зависит от толщины кошелька родителей.
    • ...
      21 окт. 2013 г., 15:32:09
      Ответить
      мои родители и родители моих друзей НИКОГДА не нанимали репетиторов и правильно делали

      все кто своим умом добился результатов поступил в ВУЗ, отучился, нашел хорошую работу или открыл свой бизнес, а те с кем нянчились никем не стали

      учили ВСЕГДА плохо и не тому, что нужно было, главное в способности не останавливаться, не боятся трудностей, трудится...если все это вместе в человеке есть, то он сможет заработать себе на кусок хлеба и без образования

      а "образование" - это только пустая картонка с циферками и знаками

      ничего она не дает кроме отметки в трудовой книжке и автобиографии

      поэтому "образование" как было так и осталось, а весь текст - это несусветная графоманская чушь...чтобы заполнить колонку какого-то жалкого журнала
  • оёё
    21 окт. 2013 г., 15:58:04
    Ответить
    Александр, найди возможность сказать самому главному "реформатору" образования, что аксиома о том, что образованные люди задают вопросы и делают революции - чушь и всё работает ровно наоборот - этому как бы деятелю хочется чтобы над его костями глумились необразованные люди, а его детей преследовали новые питекантропы? вряд ли, коли красивая аргументация не действует на недалеких, давай угрозы
  • ...
    21 окт. 2013 г., 18:40:41
    Ответить
    Советская система образования лучшая в мире! Система образования в рыночном обществе - это механизм эксплуатации населения. Именно поэтому в нашей стране образованные люди не нужны. Образование рухнуло, для надежности надо развалить остатки науки, которая все еще пытается производить и транслировать знание.Радуйтесь, наслаждайтесь своим успехом, все те кто поддерживает ценности либерализма. Но поверьте вы ближе к Творцу не становитесь.
    • :)
      21 окт. 2013 г., 19:19:09
      Ответить
      в каком месте? видна лучшесть?

      посмотри какие умные люди понастроили хрущоб, в которых протекает крыша, дороги которые разваливаются после первого дождя, компьютеры...которые устарели еще до того как их придумали

      ах да наизобретали химического оружия, которое потом вдруг оказалось негде утилизировать, танки которые в первую чеченскую разваливались от обычных гранатометов

      чубайс, медведев, горбачев - медалисты...провели гениальные реформы

      слава советскому образованию
      • александра
        21 окт. 2013 г., 20:24:29
        Ответить
        и все-таки слава советскому образованию-на первом месте был УЧЕНИК,а не выполнение приказа ,полученного сегодня,а выполнить его надо было вчера
        • александре
          22 окт. 2013 г., 7:35:33
          Ответить
          ладно заливать, так было всегда

          кто платит - тот и заказывает музыку

          не хочешь - не работай