10:36, 15.11.2013

На обсуждение: «Смелость промолчать»

Музыкант, актриса и бизнесмен Варвара Турова в своем блоге на портале «Сноб» рассуждает о том, что такое свобода, в том числе — свобода слова. Агентство БНК предлагает обсудить данный пост автора.

692cb78d39f3cfc669e1c29b27788fa5.jpg

Фото www.mstrsk.ru

«Когда мне было четыре, кажется, года, меня отдали в детский сад. Какой-то очень хороший. По блату. Через неделю со мной там, видимо, случилось что-то неприятное, и я окосела. Ну то есть буквально. Глаза стали смотреть в разные стороны. Меня год лечили, таскали по врачам, потом чудом (по блату) отправили к светиле-профессору. Вылечил. И меня больше никогда не отдавали ни в какие коллективные секции. Школа не в счет, ее нельзя было избежать, да и мне там не было плохо. Там было никак.

Или, например, в деревне, летом. Чернозем, Тамбовская область, дети из хороших семей, наши бабушки дружили, наши мамы выпивают на терасске, наши старшие сестры делают абажуры и лоскутные одеяла. Согласное гуденье насекомых, антоновка с ветками до земли. Рай. Мы, десятилетние дети, ночуем у Сарабьяновых на сеновале. Нас человек пятнадцать. И мне не плохо, нет, мне отдельно. Я веселюсь, ругаюсь с младшим братом, влюбляюсь, и пою на два голоса с сестрой. Все хорошо. Я еще не понимаю, что отдельно. Я не понимаю, что слово «друзья» не синоним слова «единомышленники». Не понимаю, что не хватает мне только ощущения близости. А без него и рай не рай.

Мне уже двадцать, и кто-то говорит: «А у тебя есть ЖЖ»? Я втягиваюсь моментально, конечно. В эту самую близость, в иллюзию близости, тем более прекрасную, что решительно выдуманную. Случайную. Теряю голову от ощущения почти что масонской ложи: ЖЖ — это для немногих, для избранных, и все они прекрасны. Ой, у тебя что, тоже есть ЖЖ?! Да мы созданы друг для друга, это ж какое совпадение. Проходит два-три года, и вдруг в ЖЖ кто-то пишет гадость. Или, например, кто-то пишет гадость про тебя. «Варваратурова как обычно, в своем репертуаре, читал, блевал».

А ты, например, написала про то, что не представляло ценности в процессе, и было когда-то несравнимо с полуночным разговором в ЖЖ (казалось, нет в жизни ничего важнее, чем эти, до 5 утра с незнакомым человеком разговоры про «Возвращение в Брайдсхед» или «Весну в Фиальте»?) — про всего лишь деревню, антоновку, про то, как Коля Сарабьянов катал тебя на раме по улице Подлесной, или лучше по Бутыркам, потому что на Подлесной сплошные кочки. Написала, поделилась с далеким, незнакомым (и не факт, что существующим) другом. А он читал и блевал. Как это? Ведь это же масонская ложа. Ведь это только крутые прекрасные люди пишут в ЖЖ. Там же нет неприятных людей! Невозможно понять, зачем там кому-то понадобилось писать пост про «читал-блевал».

У меня много друзей-иностранцев. У каждого из них есть фейсбук. Каждый раз, когда я рассказываю им об очередном своем (и не своем) конфликте в фейсбуке, они страшно изумляются. Переспрашивают. Где-где вы поругались? Они не могут представить себе, что фейсбук может быть площадкой для серьезного/тяжелого/важного/пронзительного разговора. Они вешают в фейсбуке фотографии с Нью-Йоркского марафона, с отпуска на греческом острове или концерта. Я не могу себе представить, что можно ежедневно спускаться в «Азбуку вкуса», которая у меня внизу, под домом, только за тем, чтобы в очереди к кассе выяснять, на полном серьезе, основополагающие вопросы бытия.

Мои иностранные друзья не понимают, как можно поругаться в фейсбуке, точно так же как я не понимаю, зачем ругаться в очереди в «Азбуке вкуса». У моих иностранных друзей есть настоящая свобода, я полагаю. И нет необходимости отстаивать каждое мнение по каждому вопросу, как в первый раз. Как в последний раз.

Недавно я устраивала в нашем клубе «Мастерская» встречу по итогам выборов мэра. Я звала туда людей с очень разными мнениями. Мне очень хотелось нормального обмена этими мнениями. Среди всех своих знакомых с большим трудом я отыскала одного человека, который голосовал за Собянина. Потому что ему нравится Собянин в качестве мэра. (Мне — нет, если что.) Этот человек пришел в абсолютно чужеродную для него среду, и некоторые женщины стали в первую же минуту кричать «как вам не стыдно». И знаете что? Он был единственным, кто уступил место женщине, которая опоздала и осталась без стула. Так совпало, я понимаю. Но тем не менее. Он встал и предложил ей стул. Мои демократические друзья не пошевелились, конечно же. Я это не к тому, что мои друзья хуже него. У меня, кстати, лучшие друзья на свете. Или что Собянин лучше Навального. (В этом я не смыслю.) Не к тому я это говорю. Я всего лишь намекаю на этот удивительный факт, еще раз. Если человек не разделяет ваших взглядов, это не значит, что он — козел. Это не значит, что он — ничтожество. Или что он «не в своем уме». Это ничего не значит. Просто он не разделяет ваших взглядов.

Мне кажется, наступил конец света, все в курсе, а я что-то пропустила. Я пропустила момент, когда все договорились друг с другом: «Ребят, давайте теперь так, несогласие по ряду вопросов, автоматически означает отмену элементарных правил приличия». У людей вокруг не осталось никаких тормозящих механизмов. Чего тормозить-то, когда все равно катимся прямиком в преисподнюю? Конец света же. Иногда мне кажется, как жаль, что жизнь не пионерский лагерь (в котором я никогда в жизни не была). Как жаль, думаю я, что не существует общих правил поведения. Но на самом деле проблема не в отсутствии правил. Правил — море. Они преследуют нас на каждом углу, выскакивают из-за каждого поворота, не прислоняйтесь, не стой под стрелой, тяги нет — пользоваться прибором нельзя, не влезай — убьет, 10 заповедей, в конце концов (точнее, начале начал), а «Википедия» вообще говорит прямо: «Будьте объективны; в частности, не пишите о себе». Проблема не в том, что нет правил.

Проблема в том, что, когда летишь на санках с ледяной горки или катишься в преисподнюю, в гробу ты видал эти правила. Проблема в том, что, дорвавшись в 90-е до ощущения свободы (как когда-то до ощущения близости), так называемые «мы» вцепились в нее, в эту свободу, в этот, простите шершавый язык штампа, пьянящий шанс свободы, мертвой хваткой, и так и остались — в состоянии аффекта, пьяные, связанные по рукам и ногам, но зато со свободой в зубах.

Людей вокруг не останавливает, что человек, про которого они пишут гадости (или ставят лайк гадостям), — муж их подруги. Или брат. Или дочь. Что этот человек, например, только что чуть не умер. Или, наоборот, спас кому-то жизнь. Не останавливает ничего, гуляй, рванина, я думаю, что он говно, почему я должен сдерживаться, «не кривить же мне душой»!

Объяснений этому можно найти миллион. Почти все будут верными. Ну, в том смысле, что «как нас душат», а мы, пружинами, упираемся в стены руками, и пусть лучше хамство, чем несвобода. Про то, как все устали. Про то, как все не могут друг с другом договориться. Про то, что с 90-х прошло слишком мало времени, и мы еще не научились существовать так, чтобы действовать сообща, чтобы протестовать сообща. Чтобы иллюзорное ощущение близости заменить уже наконец близостью настоящей. Чтобы протрезветь.

Но вот какая штука. Моя старая и давно умершая учительница фортепиано, добиваясь от меня свободы мышечной, говорила: «Свобода и расхлябанность — это разные вещи, Варя». Свобода — это еще и обязательства. Свобода — это не только возможность говорить, что думаешь. Свобода — это еще и умение от свободы отказаться. Свобода слова — это в том числе умение промолчать.

Знаете, мир не рухнет, если вы просто один раз не напишете запредельное хамство, даже если пишете вы про самого неприятного человека во вселенной.

Windsor Castle will stay without you, мир не рухнет без вашего мнения, без вашего хамства, без вашей злобы и без вашей агрессии.

И без моей, да».

1126

Комментарии (40)

Добавить комментарий
  • :- /
    15 нояб. 2013 г., 10:52:25
    Ответить
    У нас в стране давно уже пресловутая свобода слова
    "вертикально-властная" и "суверенно-демократизированная".
  • рома
    15 нояб. 2013 г., 10:57:37
    Ответить
    очень интересная мысль.спасибо
    Отправлено из мобильной версии
  • Хорошо!
    15 нояб. 2013 г., 10:59:46
    Ответить
    Понравилось - "Свобода — это еще и обязательства. Свобода — это не только возможность говорить, что думаешь. Свобода — это еще и умение от свободы отказаться. Свобода слова — это в том числе умение промолчать."
  • Кадет
    15 нояб. 2013 г., 11:09:33
    Ответить
    Неряшливые мысли экзальтированной дамы.
    • Эллочка- кадету
      15 нояб. 2013 г., 11:36:07
      Ответить
      Согласна.Лучше не скажешь.
    • 2
      15 нояб. 2013 г., 19:00:16
      Ответить
      +100
      Отправлено из мобильной версии
  • КОМИкадзе
    15 нояб. 2013 г., 11:25:29
    Ответить
    первый раз о такой слышу и тем более вижу.
  • Рыся
    15 нояб. 2013 г., 11:44:22
    Ответить
    как-то обо всем и сразу и бла-бла-бла
  • читатель
    15 нояб. 2013 г., 11:48:37
    Ответить
    о пишущих
    Свобода каждого СМИ, каждого пишущего гадасти в комментариях - должна заканчиваться там, где начинается несвобода того, о ком они пишут или навешивают свои ярлыки.Свежий пример тому - комментарии к недавней информации о презинтации сборника, на котором присутствовал Глава: не читали, но ярлыки развесили, только потому, что ненавидят время, имя которому СССР. А наше время вы любите, господа?
  • Паша
    15 нояб. 2013 г., 11:48:57
    Ответить
    Нравственная свобода - есть осознанная необходимость.
  • 56
    15 нояб. 2013 г., 11:51:23
    Ответить
    о пишущих
    Кадет , 15.11.2013, 11:09:33 [Свернуть] [Ответить]
    Неряшливые мысли экзальтированной дамы.
    Эллочка- кадету , 15.11.2013, 11:36:07 [Свернуть] [Ответить]
    Согласна.Лучше не скажешь.

    Эллочка, как известно, произносила только несколько гласных букв и закатывала глаза
    • Классику надо знать!
      15 нояб. 2013 г., 13:18:46
      Ответить
      Словарь Эллочки составлял 30(!) слов.
  • 98
    15 нояб. 2013 г., 11:52:59
    Ответить
    паша
    Нравственная свобода - есть осознанная необходимость.

    И не только нравственная, а свобода вообще! (филос. определение свободы)
    • Паша
      15 нояб. 2013 г., 12:02:48
      Ответить
      98
      Как известно поведение человека в обществе регулируются моралью.
  • мысль
    15 нояб. 2013 г., 12:25:54
    Ответить
    СВОБОДА - это состояние процесса купли-продажи. То есть, если человек сболтнул лишнее, он может быть наказан рублем, но не более.
    Отправлено из мобильной версии
  • мысль
    15 нояб. 2013 г., 12:32:28
    Ответить
    За бабло можно и помолчать. Свобода есть свобода.
    Отправлено из мобильной версии
  • Алексей Егоров
    15 нояб. 2013 г., 12:51:28
    Ответить
    читал, блевал...
    еще блевал...
  • Василий
    15 нояб. 2013 г., 13:08:38
    Ответить
    ....в гробу ты видал эти правила....
    Как то у дамочки все мрачновато.
    Кроме 10 заповедей Моисея существует не что, сказанное в Нагорней проповеди Христа, дающее надежду не оказаться в преисподней. Тем, кто нищии духом, кто кроткие, плачущие, алчущие и жаждущие правды, милостливые, чистые сердцем, миротворцы и изгнаные правды ради.
    Мир давно бы уже рухнул, если бы большая часть человечества не строила свою жизнь, по выше перечисленным моральным нормам.
    • Десять Заповедей
      15 нояб. 2013 г., 13:20:02
      Ответить
      новозаветные, к Моисею отношения не имеют.
  • 56
    15 нояб. 2013 г., 13:22:39
    Ответить
    Классику надо знать! , 15.11.2013, 13:18:46 [Свернуть] [Ответить]
    Словарь Эллочки составлял 30(!) слов.

    Ну, извините!Вероятно, это дочь той Эллочки.Далеко продвинулась, однако.
    • Всем, всем, всем!
      15 нояб. 2013 г., 13:27:22
      Ответить
      А 56-ой та еще штучка! Прям эрудит! Гляди как "срезал" всех.
    • Хулио Ган
      15 нояб. 2013 г., 14:48:44
      Ответить
      Вероятно, это дочь той Эллочки.

      То есть, природа отдыхает на этой Эллочке от той Эллочки. Та-то, считай, была семи пядей во лбу по сравнению с этой.
      • Эллочка
        15 нояб. 2013 г., 18:23:42
        Ответить
        Ликбез для тех, кто не знает, что существование других Эллочек, кроме людоедки
        Элла Авакян (род. 27 июня 1947) — советский художник-мультипликатор и режиссёр анимационного кино.
        Элла Адаевская (настоящая фамилия — Шульц; 10 (22) февраля 1846, Санкт-Петербург — 26 июля 1926, Бонн) — русская пианистка, композитор и этномузыковед.
        Элла Биншток (19 ноября 1929, Москва — 2006, Беэр-Шева, Израиль) — советская художница.
        Элла Диль (Карачкова) (род. 5 августа 1978) — российская бадминтонистка.
        Элла Кесаева (род. 1 сентября 1963 г. в Беслане) — мать одной из девочек, взятой в заложники во время террористического акта в Беслане.
        Элла Крылова (род. 1967, Москва) — русская поэтесса.
        Элла Памфилова (род. 12 сентября 1953) — министр социальной защиты населения России в 1991—1994 гг.
        Элла Соломоник (1917—2005) — историк древнего мира, эпиграфист, исследователь.
        Элла Фицджеральд (1917—1996) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки
  • 89
    15 нояб. 2013 г., 14:56:36
    Ответить
    хорошая статья...миру-мир)
  • Банке позор!
    15 нояб. 2013 г., 15:22:41
    Ответить
    Стирает комментарии, ей не выгодные!
  • Читательница
    15 нояб. 2013 г., 15:31:15
    Ответить
    А мне понравилась.
    И о том, чтобы уступать место дамам. Уже не удивляюсь, не поражаюсь, не возмущаюсь..., а просто отношусь как к данности, ну, например, плохой погоде. По работе езжу на совещания, конференции. Собираются люди интеллигентные, преподаватели и ученые. Иногда организуют полевые выезды или перевозят участников совещания на автобусах. Так вот, ни разу не видела, чтобы на этих мероприятих хотя бы ОДИН МУЖЧИНА встал и уступил место женщине. Наоборот, расталкивая, спешат первыми занять места. Женщины, а многие ОЧЕНЬ пожилые дамы, так и стоят в проходах. Только один сидящий мужчина, увидев у меня в руках объемную сумку, которую я не знала куда пристроить в битком набитом проходе, сказал: "Давайте вашу сумку подержу". Рядом сидел мужчина из Махачкалы. Ну, думаю, уж он-то встанет, уступит место женщине. Но он полчаса, пока мы ехали в автобусе, был "увлечен" беседой с коллегой, не замечая рядом с собой стоящую пожилую женщину. И еще был такой случай. Очередное совещание, конец банкета. Сидим с коллегами-женщинами за столом, что-то обсуждаем, на столе стоит ваза с фруктами, потихоньку что-то берем из нее. Подходит мужчина, сидевший за соседним "мужским" столиком, без слов забирает вазу и несет за свой стол. Мы опешили, спрашиваем, что вы делаете? На что был ответ, что у них уже все закончилось....
  • Читательница
    15 нояб. 2013 г., 15:31:18
    Ответить
    А мне понравилась.
    И о том, чтобы уступать место дамам. Уже не удивляюсь, не поражаюсь, не возмущаюсь..., а просто отношусь как к данности, ну, например, плохой погоде. По работе езжу на совещания, конференции. Собираются люди интеллигентные, преподаватели и ученые. Иногда организуют полевые выезды или перевозят участников совещания на автобусах. Так вот, ни разу не видела, чтобы на этих мероприятих хотя бы ОДИН МУЖЧИНА встал и уступил место женщине. Наоборот, расталкивая, спешат первыми занять места. Женщины, а многие ОЧЕНЬ пожилые дамы, так и стоят в проходах. Только один сидящий мужчина, увидев у меня в руках объемную сумку, которую я не знала куда пристроить в битком набитом проходе, сказал: "Давайте вашу сумку подержу". Рядом сидел мужчина из Махачкалы. Ну, думаю, уж он-то встанет, уступит место женщине. Но он полчаса, пока мы ехали в автобусе, был "увлечен" беседой с коллегой, не замечая рядом с собой стоящую пожилую женщину. И еще был такой случай. Очередное совещание, конец банкета. Сидим с коллегами-женщинами за столом, что-то обсуждаем, на столе стоит ваза с фруктами, потихоньку что-то берем из нее. Подходит мужчина, сидевший за соседним "мужским" столиком, без слов забирает вазу и несет за свой стол. Мы опешили, спрашиваем, что вы делаете? На что был ответ, что у них уже все закончилось....
    • Легионер
      15 нояб. 2013 г., 16:42:11
      Ответить
      Значит такие "интеллигентные,преподователи и ученые" посещают ваши конференции!!!
  • Люблю власть
    15 нояб. 2013 г., 18:02:14
    Ответить
    Когда лицо практически уткнулось в задницу, рот, конечно, лучше не открывать.
  • я
    15 нояб. 2013 г., 18:59:41
    Ответить
    А молчальники вышли в начальники, потому что молчание-золото
    Отправлено из мобильной версии
  • я
    15 нояб. 2013 г., 19:03:58
    Ответить
    Дети из хороших семей в тамбовской деревне не отдыхали, милочка!
    Отправлено из мобильной версии
  • я
    15 нояб. 2013 г., 19:04:09
    Ответить
    Дети из хороших семей в тамбовской деревне не отдыхали, милочка!
    Отправлено из мобильной версии
  • удивлённый
    15 нояб. 2013 г., 19:09:04
    Ответить
    Эллочка , 15.11.2013, 18:23:42 [Свернуть] [Ответить]
    Ликбез для тех, кто не знает, что существование других Эллочек, кроме людоедки
    Элла Авакян ....

    Так то Элла, а не Эллочка, дорогая!
  • житель
    15 нояб. 2013 г., 20:23:46
    Ответить
    Мне кажется, наступил конец света.

    Мне тоже иногда так кажется.
  • 123
    15 нояб. 2013 г., 21:33:52
    Ответить
    Тётя - пустышка, дегроид.
    • ...
      15 нояб. 2013 г., 22:01:02
      Ответить
      деградантище, не то слово
  • с*чк крашеная
    15 нояб. 2013 г., 21:59:28
    Ответить
    а уже пальцы гнет
  • ну написала, мы прочли
    16 нояб. 2013 г., 1:40:50
    Ответить
    и что дальше? Для чего писала? чтобы похвалили? как я понимаю эту даму можно только хвалить, а все, что не нравится подпадает под хамство, злобу и агрессию. Люди, увы разные, и по-разному воспринимает инфу, и никогда не было и не будет дискуссии по принципу пожалуйста-спасибо, уж слишком много испуганных по жизни людей, и именно у них всегда прет агрессия. Про школоту - отдельная песня с припевом. Не нравится - пройди мимо, всего и делов, а эта дама страдает по идеальному миру, которого никогда не было и не будет
    Бн, ну сколько можно выкладывать такие перлы ни о чем, ну ведь ни уму, ни сердцу. Неужели грамотные и образованные люди в стране закончились
  • 123
    16 нояб. 2013 г., 8:35:19
    Ответить
    я не читал, а так с виду симпатишная, я бы с ней покувыркася
    а что они водку с трубочек сосут