21:04, 13.12.2013

На обсуждение: «Мои 22 года в России»

Керстин Хольм в течение 22 лет была корреспондентом Frankfurter Allgemeine - одной из крупнейших и влиятельнейших немецких газет в России. С 1 сентября Керстин Хольм снова работает во франкфуртской редакции своей уважаемой газеты. Неудивительно, что коллеги попросили «репатриантку» написать текст о том, как она ощущает свою первую за последние 22 года «немецкую осень» (двойное значение: «немецкой осенью» - Deutscher Herbst - в Германии называют серию терактов, совершенных в сентябре-октябре 1977 года «Фракцией Красной армии»). Текст «Моя немецкая осень», опубликованный в номере за 26 сентября, принес автору многочисленные отклики аудитории - как свидетельствует Керстин Хольм, «так много, как никогда». С согласия автора и газеты COLTA.RU опубликовал русский перевод текста. Агентство БНК предлагает его обсудить.

file.jpg

Фото из архива автора

«Первое, что с тебя спадает, когда покидаешь Россию, - это паранойя. После 22 лет, проведенных в Москве, я постепенно привыкаю к свежему воздуху, мягкому климату и бесконечному «переходному времени года». Лишенная подспудного страха доброжелательность случайных встречных, женщины, одетые свободно и с фантазией, добротно сконструированные дома и дороги - все это приводит меня почти в эйфорию. Пожилая торговка фруктами никому не пытается отчаянно навязать свой товар. Молодая мама не боится отправлять своего сынишку за газетой в киоск через дорогу.

Меня трогает вид немецких полицейских. Мне кажется, что здесь, в Германии, они действительно служат делу общественного порядка. Беседу с немецким полицейским - в которую я ввязываюсь при каждом удобном случае - можно рассматривать как одну из форм приобщения к культуре. Российские правила общения с полицейским таковы: на все вопросы отвечать кратко и корректно, сокращать контакт до минимума, никогда не начинать первому разговор. Один мой немецкий приятель вывел парадоксальную формулу: как город Москва вообще-то более безопасна, чем Париж или Нью-Йорк. Но зато здесь по-настоящему опасны полицейские. Другой мой знакомый, американец, который однажды был обыскан русским полицейским и при этом лишился наличности, с тех пор при виде стража порядка переходит на другую сторону улицы и бежит бегом прочь.

Чем больше я писала о России, тем яснее мне становилось, что мне никогда не понять эту страну. Но я научилась вести себя адекватно: как антилопа в саванне. Нельзя ожидать, что тротуары будут ровными и безопасными. Нельзя ожидать, что вывески, которые висят на зданиях, имеют хоть какое-то отношение к тому, что находится внутри. Напротив, следует ожидать, что твой внешний вид может подействовать провоцирующе на кого-то из особенно чувствительных встречных. Ты учишься подавлять свою мимику. Ты учишься наблюдать за окружающим миром боковым зрением и сразу оценивать, не наметил ли тебя кто-то в качестве добычи. На просторах саванны российских улиц, по которым скитаются стада автомобилей, следует особенно остерегаться юношей с горящими глазами: пока вы подробно объясняете ему, как доехать до Красной площади, его партнер ловко ворует вашу сумочку.

Но главная опасность - это залегшие в укрытии охотники: голодные полицейские, исполненные надежды, что от вас пахнет алкоголем, что вы едете на чужом автомобиле без доверенности или делаете еще что-нибудь подобное и, главное, что вам некогда. Шанс, что попавшийся грешник попробует уличить их в коррупции, минимален. Лишь тот, кто ведет себя открыто и корректно, хотя бы примерно знает законы и держится так, будто ему абсолютно некуда спешить, имеет шанс быть отпущенным - поскольку время, которое придется затратить на такую жертву, непропорционально добыче.

Я не знаю, каким образом пространство - как нас тому учит физика - может быть искривленным. Мне также сложно понять, как время может становиться шаром в соответствии с представлением о нем композитора Бернда Алоиса Циммермана. Но я могу лично засвидетельствовать, что в России, если глядеть из перспективы простого смертного, пространство действительно является искривленным, а время действительно представляет собой некий клубок.

Всякий, кто пытается зафиксировать российскую историю в соответствии с гегельянским мышлением как некое линейно развивающееся, поступательное действие, не понимает ее сути. Ни одна эпоха здесь не завершается, ни одна проблема не решается. Вопрос о том, стоили ли реформы Петра Великого, обеспечившие стране модернизацию и расцвет, жизней тьмы крепостных, которыми были оплачены царские мегапроекты, по сей день не утратил своей актуальности и продолжает обсуждаться.

В Германии мир предстает метрическим, квадратным. Время протекает линеарно. Здесь учатся на ошибках прошлого, ставя тем самым на этом прошлом крест. Даже пространство ощущается здесь как разделенное на квадраты невидимыми линиями. Законы существуют здесь для того, чтобы выполняться, как общественный транспорт - для обеспечения циркуляции населения. Законы - не посохи пастырей, которыми эти пастыри грозят человеческим стадам, чтобы призвать их к послушанию. В России же знаменитые скверные дороги и такой же общественный транспорт являются своего рода кандалами для населения. Особенно обитателей маленьких населенных пунктов они приковывают к их месту жительства.

Международные специалисты по городскому развитию и планированию улиц неоднократно отмечали, что в Москве площадь проезжих улиц непропорционально мала по сравнению с общей площадью города (если сравнивать с крупными западными городами). Этот дисбаланс усугубляется страстью российских градостроителей к восьмиполосным дорогам одностороннего движения без возможности поворота: это приводит к тому, что в Москве, чтобы добраться от A до B, приходится проезжать куда больше километров, чем в любом другом городе мира. Один высокий полицейский чиновник однажды открыто сказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что официальной целью московской транспортной политики является уменьшение до минимума права отдельно взятого водителя на маневр. Цель этой тактики становится ясна в тот момент, когда полицейская машина, которую никогда не видно на вечно забитых перекрестках, быстренько перекрывает любую улицу, чтобы пропустить колонну верховных пастырей российской политики, проносящихся мимо с мигалками со скоростью двести километров в час.

В те долгие часы, которые я регулярно проводила в Москве в этих искусственных пробках под какофонию раздраженных гудков (разумеется, я в таких концертах тоже участвовала), я физически ощущала, насколько этой системе наплевать на бесчисленное множество «человеко-часов» рабочего и жизненного времени. Каким бы репрессивным ни был старый Советский Союз, в нем все же существовала вера в человека или в его «продуктивный потенциал». Уже само распространение массовой советской профессии «инженер» указывало на существование хотя бы теоретической веры в возможность создания хороших отечественных автомобилей, автобанов, строительных машин и так далее.

В качестве сегодняшнего «гражданина-в-пробке-стоящего» понимаешь, что гражданское население с точки зрения экономики и военной стратегии представляет скорее паразитарную группу, имеющую претензию на доходы от продажи полезных ископаемых. Это дает ответ на загадку, почему используемый при сооружении или отделке самых помпезных дворцов и площадей в московском центре дорогостоящий гранит или мрамор так скверно обработан: истеблишмент на верхнем конце экономической цепочки питания ценит материал, но не труд низкоквалифицированных бесправных мигрантов.

Какой контраст с немецкой строительной культурой, со всеми этими дверными ручками, петлями, плинтусами и распорками, создание и доведение до ума которых осуществляются с прямо-таки трогательным пафосом функциональности! Например, во Франкфурте, напротив Старой оперы, есть чудесный маленький парк с небольшой колоннадой. Колонны вытесаны из простого известняка, но с таким ремесленным совершенством, что мое сердце согревается и даже взыгрывает от патриотических чувств! Как часто я думала об этом скромном шедевре, разглядывая тщательно отполированные, но грубо отесанные и криво положенные плиты московского мрамора - зрелище, от которого у меня почти наворачивались слезы на глаза. Я убеждена в том, что европейская демократия в целом и немецкая в особенности неразрывно связана с культурой работы, ремесла в широком смысле этого слова. Мне кажется, что лишь эта культура способна обеспечить долгосрочное и соответствующее особенностям вида выживание человеческих особей в зоопарке нашей цивилизации. Работая в стране, где многие из самых высококвалифицированных ученых, музыкантов продолжают получать за свою работу, как принято говорить в Германии, «вареное яйцо и бутерброд», я не могла не казаться себе этакой черно-белой коровой голштинской породы. Выживание этой породистой коровы в степи обеспечить непросто, но ее всячески кормили и холили, а она в ответ давала особо ценное молоко - то есть высоковитаминный продукт культурной журналистики. Это молоко пользовалось спросом на родине коровы. Впрочем, сам спрос на темы с весьма скупо цветущих нив российской культурной жизни возможен только в условиях культуры в высшей степени процветающей и мощной, культуры, способной, в духе Шиллера, черпать наслаждение из этих «плодов трагического».

В России право сильного присутствует повсеместно и абсолютно неприкрыто. Потроха матушки-Земли распродаются за гроши, и лишь сильнейший обеспечивает себе львиную долю доходов. Все ценное - гуманность, сочувствие, настоящее искусство и умение его ценить - возможно только в модусе постоянного сопротивления. И всегда является личным подвигом отдельно взятого индивидуума. Например, у меня есть знакомая, врач, которая бесплатно оперировала женщину, не имевшую денег заплатить за лечение. Или профессор консерватории, организующий концерты авангардной музыки на высочайшем уровне и настаивающий на том, чтобы они были бесплатными, - в интересах студентов и энтузиастов современной музыки. Подобные люди наживают себе лишь неприятности. На врача сердятся коллеги по больнице, на профессора - концертный отдел его консерватории. Все они хотели бы, конечно, зарабатывать деньги.

Россия с ее неприглаженностью порою напоминает мне зубра, который не дает молока и вообще смотрится как насмешка над любыми соображениями эффективности. Технологический модернизм лишь отравляет его. Он хронически болен. Возможно, неизлечимо. Он никогда не видел изнутри коровника другой супердержавы, а штормы истории по географически-климатическим причинам неизменно свирепствовали над ним особенно жестоко. Благодаря этому он развил дикую силу и тонкий нюх, не нужные его более высокоразвитым сородичам, с которыми судьба обошлась благосклоннее. В этой правде жизни заключается его неотразимый шарм.

Я знаю, что лишь немногие могут оценить это обаяние. Знаю, но, если честно, до сих пор не могу этого понять».

675

Комментарии (46)

Добавить комментарий
  • Шпиён
    13 дек. 2013 г., 21:38:11
    Ответить
    Керстин Хольм в течение 22 лет была корреспондентом Frankfurter Allgemeine - одной из крупнейших и влиятельнейших немецких газет в России.
    Так и просится сказать: происки немецких шпионов!
  • Да и так ясно
    13 дек. 2013 г., 21:40:50
    Ответить
    что вся Россия
    в ж...пе и вылезать не хочет
  • да
    13 дек. 2013 г., 21:46:18
    Ответить
    все правильно
    лесбиянка сказала.
    • Z
      14 дек. 2013 г., 5:32:22
      Ответить
      Не одному мне, оказывается, про лесби причудилось.
  • ннн
    13 дек. 2013 г., 21:48:32
    Ответить
    да
    Отправлено из мобильной версии
  • Читатель
    13 дек. 2013 г., 23:00:32
    Ответить
    Россия - раковая опухоль на теле Европы
  • 1
    13 дек. 2013 г., 23:12:37
    Ответить
    в германии же г******суалисты!! как они там жвиут то??
  • Russians
    13 дек. 2013 г., 23:17:07
    Ответить
    Дорогая и уважаемая Керстин Хольм!
    Вы еще только начали изучать Россию, и много не понимаете

    Вы видите лишь часть многослойной, многополярной и многоцветной Российской жизни

    не судите о России лишь по Москве, равно как недопустимо судить об Америке лишь по одному городу Нью-Йорк

    и не лейте нам соль а наши раны- это больно.
    Лучше выпейте вместе с нами хорошей водочки! И жизнь Ваша станет веселее!
  • скажите дуре
    13 дек. 2013 г., 23:50:34
    Ответить
    москва не вся Россия
    • А че думаете
      14 дек. 2013 г., 0:09:52
      Ответить
      в других местах лучше
      везде все одно и тоже.В Сыке тоже самое коррупция ,казнокрадство ,воровство ,убийства.отравления некачесвенными продуктами ,отвратительная медицина ,ужасное образование,продажная вороватая полиция,плохие дороги и так далее.Ничего такого,чтобы пролить бальзам на раны.....
      • ничего подобного
        14 дек. 2013 г., 2:32:48
        Ответить
        в сыке все спокойно
        • Сидишь в своей халупе
          14 дек. 2013 г., 18:55:13
          Ответить
          глухая и слепая
          видишь зомбоящик,а там все в шоколаде
  • Дима
    14 дек. 2013 г., 1:14:31
    Ответить
    Журналистка влиятельной газеты, пытается влиять... Это еще гражданка в США не жила)))
    Отправлено из мобильной версии
  • Фома
    14 дек. 2013 г., 9:54:40
    Ответить
    Нельзя не согласиться с дамой! Это еще мягко написано! Ей бы перечитать "путешествие из Петербурга в Москву". За более чем 2 века ничего не изменилось!
    Отправлено из мобильной версии
  • 123
    14 дек. 2013 г., 12:30:58
    Ответить
    Журналистка точно подметила состояние общества в России, то какие мы стали за последние 20 лет после того, как власть захватили люди с либеральной философией, с «демократией», позволившей обворовать всю страну кучкой людей.
  • Щерёжа
    14 дек. 2013 г., 13:31:22
    Ответить
    Бедолага!!
    Как она продержалась тут 22 года?! И пишет-то всё в точку, значит, рассудок не утратила. Молодец!! Мне особенно понравилось "Ни одна эпоха здесь не завершается, ни одна проблема не решается"... буду цитировать. Да, такие мы россияне, так живем, так ведем себя, так себя держим и власть достойную себе имеем, россиянскую.
  • Сергей
    14 дек. 2013 г., 14:51:29
    Ответить
    Как можно писать такие комментарии живя в России??!!!Вот поэтому у нас и все так плохо!Если бы я написал такую статью, вернувшись из Германии, и показал ее немцам, как бы они отреагировали? (А как нация они гораздо хуже русских, Гитлер появился не случайно.)Так почему же БНК публикует такую статью? А люди соглашаются с тем, что в ней написано!
    • Сергею
      14 дек. 2013 г., 18:57:42
      Ответить
      что зацепило
      читать про портрет России и ее населения?Обидно!Не в бровь,а в глаз!!!!
    • ПРусский
      15 дек. 2013 г., 18:08:41
      Ответить
      Как бы отреагировали немцы ? ))))
      Да посмеялись бы !! Они могут еще круче и изящней критиковать и издеваться над самими собой ....
  • Алекс
    14 дек. 2013 г., 17:11:10
    Ответить
    Сереже
    Как тонко подмечено. Все беды у нас не от собственных казнокрадов и подонков, а вот от таких публикаций. Еще пару таких опусов и сильная держава наша "Раша" окончательно даст дуба. Может немцы в чем то и хуже нас, но власти не относятся там к своему народу как к быдлу. Пока у нас власть принадлежит "достойному поколению" наживших капиталы банальным обкрадыванием народа, которого эта власть презирает и угнетает, надо и писать и возмущаться и добиваться всеми законными методами своих попранных прав.
  • 007
    14 дек. 2013 г., 20:42:36
    Ответить
    Ей до сих пор обидно, что русские Гитлера победили ...
    • 275
      14 дек. 2013 г., 21:49:50
      Ответить
      А ты не думал о том, что, возможно, и её предки от репрессий Гитлера пострадали? Или ты думаешь, что вся Германия за память о Гитлере переживает?
    • инжеНегр
      15 дек. 2013 г., 7:25:29
      Ответить
      хочу тебя обидеть
      ты мудило уже ни кого победить не сможешь!!!
      оружия у тебя нет современного
      а почему?
      по тому что на тебя инжеНегры не работают
  • Интинка
    14 дек. 2013 г., 23:40:25
    Ответить
    Как все тонко подмечено! Обидно за свою страну.
  • ура
    15 дек. 2013 г., 0:31:56
    Ответить
    Керстин Хольм- не нравится, не ешь!
    • Уре
      15 дек. 2013 г., 0:47:04
      Ответить
      Да все правильно про Россию Керстин Хольм сказала!
      • ура
        15 дек. 2013 г., 0:55:49
        Ответить
        Как же мы тогда, бедные, здесь живем? Не все могут уехать в сытую Америку. Что поделаешь, Родина.
        • Интинка
          15 дек. 2013 г., 13:22:43
          Ответить
          А вот так и живем. И уезжать никуда не собираемся. Но хотелось бы жить лучше
          • ура
            15 дек. 2013 г., 14:13:07
            Ответить
            Да не хорошо, но становится противно, когда какая-то мадам твою Родину обсирает, ведь ее Америка тоже не во всем рай, очень неприятно.
            • объективно
              15 дек. 2013 г., 18:04:40
              Ответить
              Господа ну что вы так распереживались ? )) Журналист писал для немцев, а не для россиян. Иначе он и не мог написать.
              Представьте себе - приезжает "русский" журналист обратно в Россию после 22 лет
              жизни в Германии .
              Что он будет писать ? Ах наконец-то - дома ! Каждую неделю - в парилку с веником ! Красота ! Не то что в Германии.
              В -леса! По грибы и ягоды !!! Не то что в Германии. Где и грибы без разрешения не пособираешь :(
              И в конце концов - мадам писала всеже о "Московии" и ее нравах....
              И верно описала свои наблюдения ....Не так ли ?
            • уре
              15 дек. 2013 г., 18:51:43
              Ответить
              так ты же тоже наверняка обсираешь и Америку, и Германию, никогда в них не быв и не жив, но насмотревшись зомбоящик.
  • ПРусский
    15 дек. 2013 г., 18:10:11
    Ответить
    Спасибо Керстин Хольм за критику !
    Будем совершенствоваться !))
    • ура
      15 дек. 2013 г., 23:47:23
      Ответить
      Не могу обсирать и критиковать то, что не видела, точно также нормально отношусь к людям нерусской национальности (была ситуация: у нашего такси, которое пришлось заказать, т.к. в район в воскресенье было не добраться, а ехали на похороны моей матери, лопнуло колесо, и нас подхватили за Корткеросом и довезли до У-Кулома дагестанцы, которые занимались бизнесом в Зимстане, причем бесплатно). Поэтому считаю, есть хорошее и в Европе и Америке и в России. Также и люди везде разные, подонки и преступники национальности не имеют, так же и хорошие без национальности. Приходилось бывать в Кабардино-Балкарии - ни разу не было негатива по отношению к русским. Да и друзья есть и были и татары, и дагестанцы и т.д. Поэтому так было неприятно читать статью этой дамы.
      • ура
        15 дек. 2013 г., 23:48:52
        Ответить
        Добавлю, телевизор не смотрю- неинтересно, иногда только новости, и нет никакой зависти к сытой Америке и Европе.
      • .
        16 дек. 2013 г., 2:16:08
        Ответить
        эта дама НЕ писала статью для вас
        и не для россиян .изначально.
        • Согласен
          16 дек. 2013 г., 5:35:11
          Ответить
          Мы тоже пишем про другие страны, побывав в них, путешествуя... И не всегда лестное и приятное.
      • обсирать ?
        16 дек. 2013 г., 2:17:45
        Ответить
        А разве это не правда? например о милиции ?
        • Согласен
          16 дек. 2013 г., 5:39:12
          Ответить
          Обсирать - это когда неправда.
          А когда правду дама написала, про которую мы сами пишем под разными постами о российской действительности, то это - наша реальность.
  • ..............
    15 дек. 2013 г., 18:44:20
    Ответить
    Все верно написано.
    Россияне много рефлексируют , вместо того, чтобы - ДЕЛАТЬ .
    Немцы бы давно вышли и отремонтировали дороги возле своих домов .
    Сами!!!
    Собрались бы и отремонтировали.
    Россияне будут долго ныть и жаловаться на власти.....

    • Интинка
      15 дек. 2013 г., 19:53:48
      Ответить
      В точку!!!
  • Ал
    16 дек. 2013 г., 10:30:59
    Ответить
    22 года ненависти
    Очень много желчи у этой Кристин. За 22 года можно было бы заметить в России что-то позитивное. А так - плохо скрываемая ненависть. Текст туповатый, примитивный. В нем очень много смешного.

    Например, рассуждение о том, что скверные дороги привязывают деревенских к родным местам. Никакой логики. Привязывает любовь к деревенской жизни. Востребованность на родине. Малограмотность, отсутствие востребованной в городе профессии. Привязывает лень. А толковых, работящих деревенских жителей привязывает то обстоятельство, что в городах - в малых и в столицах - нет доходных домов, малогабаритных квартир, предназначенных для приезжих.

    Мой сын ищет счастья в Москве, снимает комнату на окраине за 15 тысяч. Мне самому многое не нравится в России. Особенно в Москве. Например,не нравится, что в Москве очень много людей-трутней, сдающих за дорого свои квартиры в наем. Одного такого знаю. Двухкомнатную квартиру на Таганке в прошлом году сдавал за 50 000 целковых. Этих денег ему хватало, чтобы всю зиму жить в Таиланде, а с весны до осени коротать время в стольном граде - отираться у своих приятелей.

    Но то, что не нравится мне здесь, дома, не означает, что я Россию не люблю. В сентябре провел время в Питере. Нисколько не беспокоился за свои карманы, гуляя по центру, по паркам. Трудно в мегаполисе постоянно излучать доброжелательность. За ненормального сойдешь. Но к кому бы ни обращался, все оказывались адекватными людьми.

    А больше всего мне понравилось в статье немки сравнение России с зубром, который никогда не видел изнутри коровника другой супердержавы. Яд да и только. Впрочем, автора трудно заподозрить в глупости. Кто заказывает подобные статьи, тот и танцует. Наверно, нашим суперлибералам нравятся подобные опусы. И никому иному, надеюсь...
    • объективно
      16 дек. 2013 г., 11:14:13
      Ответить
      Вот о том то и речь !!
      Чтобы не быть заствалеными жизнью ехать искать счастья в центре,
      и только в центрах .
      Счастье должно быть у всех . И у деревенских. И в малых городах.
      Об этом и речь. Что дорог нет. Нормальных. К деревням.
      Для того , чтобы дороги в деревни и малые города обеспечивали
      нормальное развитие ифраструктуры......
      Чтобы люди оставались в своих любимых деревнях ,
      и не чувствовали себя отгражденными от цивилизации
      из-за отсутствия дорог!!
      Чтобы и деревни были интегрированы в современную жизнь .
      Немец все верно подметил ))


  • Все правильно
    16 дек. 2013 г., 13:27:14
    Ответить
    сказано, Россия проклятая страна. Никогда ничего хорошего здесь не было и не будет. И мы тут в Коми попали вместе с ней.
    • шаман
      16 дек. 2013 г., 15:21:18
      Ответить
      У Коми не все так плохо ))
      У коми тоже есть свои собственные " дверные ручки"!!!!,
      национальные деревянные дверные ручки,
      характерные только коми-финоугоской архитектуре :)
      У нас есть "что-то свое".
      Своя собственная идентичность , на основании которой можно
      и нужно строить свое будущее.
      :-)
  • Алекса
    16 дек. 2013 г., 15:33:33
    Ответить
    .....что гражданское население с точки зрения экономики и военной стратегии представляет скорее паразитарную группу, имеющую претензию на доходы от продажи полезных ископаемых
    ...............................
    Мадам Хольм , так и Германия паразитически пользуется полезными ископаемыми империи,
    которые добываются (неужели Вам не известно ???) на территориях индигенных народов.
    Почему эта тема замалчивается немецкими политиками ?
    Ах да, потому что газ нужен экономике Германии. И нефть.?
    Тихонечко поддерживает экономику и ладно. Молчим ?)))
    Последняя ракета с ядовитого Плисецка , в чью пользу полетела в космос ?
    Разве не в пользу немецкой науки ? А об экологии вокруг Плисецка ? Молчим ?
    Вот получается , что и немецкое общество несет ответственность и за состояние Российского развития . Косвенным образом.