13:45, 12.01.2014

На обсуждение: «Россию лишают «газового оружия»

Европа намерена расторгнуть контракты с «Газпромом». 14 января 2014 года для «Газпрома» наступает час «Х». В этот день истекает срок, который Еврокомиссия отвела российскому концерну, чтобы он изменил ценовую политику в Европе. По мнению еврокомиссаров, «Газпром» в странах ЕС устанавливает цены на «голубое топливо» без учета текущей ситуации на рынке, и это противоречит европейскому праву. Как заявила еще в октябре 2013 года заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния, за злоупотребление доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе «Газпрому» может грозить штраф до 15 млрд долларов. БНК предлагает читателям обсудить публикацию на эту тему на сайте «Свободная пресса».

80214.jpg

Фото Иван Руднев, РИА Новости

По словам господина Альмуния, Еврокомиссия провела расследование в отношении российского концерна на основании жалобы Литвы, к которой позднее присоединились Болгария, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Вывод еврокомиссаров – «Газпром» препятствует свободной поставке газа через территории ряда государств ЕС и диверсификации источников поставок.


Согласно практике антимонопольных расследований в ЕС, после уведомления о подозрениях компании дается два месяца, чтобы доказать правомерность своих действий. Если «Газпром» до 14 января не сумеет этого сделать, его могут оштрафовать на сумму, равную 10% выручки. Кроме того, Еврокомиссия потребует незамедлительно изменить условия договоров с установлением справедливой цены на газ, иначе концерну грозит отлучение от газового рынка Европы.


Если это действительно так, европейцы загоняют «Газпром» в угол. Дело даже не в 15 миллиардах долларов штрафа (хотя это сумма немалая – ровно столько, напомним, РФ предоставила Украине из Фонда национального благосостояния за отказ от евроинтеграции). Пересмотр долгосрочных контрактов, которые «Газпром» заключил со странами Евросоюза, выбивает из рук Кремль важнейший рычаг геополитического влияния на европейских партнеров – «газовое оружие».


Кроме того, такой шаг чреват для Москвы утратой влияния на Киев. Не исключено, что сославшись на прецедент с ЕС, Виктор Янукович сумеет добиться пересмотра кабального контракта с «Газпромом», заключенного бывшим премьером Юлией Тимошенко. Это будет означать, что российские преференции Украине в виде временного снижения цены на «голубое топливо» (на период отказа от сближения с Евросоюзом) лишаются политического и экономического смысла. Другими словами, добившись от России дешевого газа, Украина сможет с легким сердцем взять курс на Запад.


Чем на деле грозит России утрата «газового оружия»?


– «Газпром» уже снижал цены для отдельных контрагентов в Европе, – напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

– Например, для Германии. Поводом к этому также служили спотовые (текущие рыночные) цены на газ, которые оказывались ниже цен в долгосрочных контрактах. «Газпром» пошел на пересмотр долгосрочных контрактов с немцами, поскольку понимал, что иначе может потерять значительную часть европейского рынка.


Но сейчас, на мой взгляд, речь идет немного о другом. Еврокомиссия считает, что сам подход «Газпрома» к продаже энергоресурсов на основе долгосрочных контрактов навязывает покупателю завышенную стоимость товара. Получается, еврокомиссары выступает не против конкретной стоимости газа, а против подхода к ценообразованию. Это, на мой взгляд, не совсем корректная претензия. Во всем мире существуют как спотовые цены, так и долгосрочные контракты, и обоюдная воля сторон, какую схему расчетов выбрать. Другими словами, никто наших европейских партнеров не заставлял подписывать конкретные газовые соглашения, и для их пересмотра нет веских оснований.


«СП»: – Почему этот вопрос обострился именно сейчас?


– Проблема Европы, на деле, в том, что сейчас она лишилась дешевого сжиженного газа, прежде всего, из Катара. С падением спотовых цен Катар, прежде активно поставлявший сжиженный газ в Евросоюз, переориентировался на рынки азиатско-тихоокеанского региона – в Японию и Китай. Поэтому надо понимать: несмотря на претензии европейцев, поставщиков газа в ЕС даже по «завышенным» ценам сегодня не так много.


Конечно, Европа очень надеется на американский сланцевый газ, но в ближайшие годы этого газа в странах ЕС точно не будет. Американские производители станут ориентироваться, в первую очередь, на внутренний рынок США, а на европейский рынок придут, в лучшем случае, в 2016-2017 годах. И только при условии, если американская экономика позволит им делать такие поставки.


«СП»: – Европейцам удастся продавить «Газпром», заставить его снизить цены?


– Они будут пытаться это сделать – например, путем наложения штрафов на российский концерн. Но для этого нужно, чтобы расследование Еврокомиссии было не только завершено, но и принято окончательное решение в отношении «Газпрома», утвержденное еврокомиссарами. Пока такого решения нет – в частности, не решен вопрос о так называемом «третьем энергопакете». (Напомним: «третий энергопакет» предполагает разделение торговли газом по видам бизнеса – добыча, транспортировка, продажа. В Европе это называется емким словом unbandle. Поскольку политику Путина в газовой сфере принято сводить к двум вещам – скупке газотранспортной инфраструктуры в Европе, и заключению долгосрочных контрактов на продажу газа конечным потребителям – «третий энергопакет» эту политику вроде бы подрывает. С другой стороны, «энергопакет» говорит и о либерализации доступа производителей газа к трубопроводам. Предполагается, что все они смогут получить свободный доступ к газотранспортной инфраструктуре по фиксированной цене, которую будет определять европейский регулятор. Это позволит России – если в наших руках окажутся трубопроводы – снять барьеры на пути нашего газа на рынок Европы, – «СП»).

Отсутствие решения по «третьему энергопакету» является ограничением для многих проектов «Газпрома», в том числе тех, которые концерн уже ведет. Поэтому согласование интересов – наших и европейских – неизбежно, но сделать это не так просто. И совершенно точно согласия не достичь путем выдвижения ультиматумов.


Думаю, катализатором обострения отношения к «Газпрому» стали события вокруг Украины, в которых Евросоюз политически проиграл. Это и накладывает отпечаток на взаимоотношения ЕС с российским концерном…


– «Газпром» в Европе и его ценовая политика – один из важнейших геополитических рычагов России, – уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – Однако речь в данном случае идет о долговременной позиционной борьбе: Еврокомиссии с «третьим энергопакетом» с одной стороны, и «Газпромом» – с другой. Да, «Газпром» пошел на ряд уступок по долгосрочным европейским контрактам, но эти уступки укладываются в логику рынка. Если оказывается, что текущие цены таковы, что потребитель готов сократить закупки, вполне разумно снизить долгосрочную цену при условии увеличения объемов продаж.


Нужно отметить, что «Газпром» неуклонно сокращал объемы торговли на европейском рынке на протяжении последних двух лет. Это объясняется не только экономическим кризисом, но и тем обстоятельством, что США больше не закупает газ на внешних рынках. Кроме того, увеличилось предложение сжиженного газа. В такой ситуации российский концерн объективно теряет свои позиции газового монополиста.
Но корректировка позиций – длительный процесс, а не резкое одномоментное изменение. В логику этого процесса укладывается и давление Еврокомиссии, и постепенные уступки «Газпрома», и даже его контрнаступление. Например, проект «Южный поток» серьезно меняет геополитические возможности концерна – в частности, снижает значение газотранспортной системы Украины.


«СП»: – Могут ли европейцы предложить политический размен: не выставлять «Газпрому» многомиллиардный штраф, но взамен потребовать, чтобы Москва пересмотрела газовый контракт с Киевом, и тем самым облегчила движение Украины по пути евроинтеграции?


– Еврокомиссия – очень инерционная машина. То, что сейчас происходит между ней и «Газпромом», на мой взгляд, не связано с текущей ситуацией вокруг Украины. Скорее, это продолжение игры, которая ведется много лет, и которая связана с усилением позиций европейской бюрократии, и избавлением Европы от монопольной роли «Газпрома».


Не думаю, что Еврокомиссия будет специально добиваться, чтобы Украина платила за газ меньше. Новые цены, которые Киев согласовал с Москвой, уже достаточно низки по европейским меркам, и потому вопрос об украинском газе потерял остроту. На мой взгляд, именно поэтому 14 января мы не увидим каких-то резких движений и сиюминутных результатов.


«СП»: – Если говорить о перспективе, насколько критична для России утрата «Газпрома» как инструмента влияния?


– Капитализация «Газпрома», которая в «нулевые» росла как на дрожжах, в последнее время идет вниз. Усиливается и критика концерна внутри страны – за то, что «Газпром» проспал «сланцевую революцию», за негибкую политику на европейском рынке, из-за чего его позиции ослабляются. Между тем, «Газпром» является крупнейшим налогоплательщиком в федеральный бюджет, плюс крупнейшим источником внебюджетных средств для элиты. Можно сказать, концерн играет роль кошелька власти.


Кроме того, «Газпром» является и едва ли не главным рычагом геополитического влияния Кремля, и ослабление концерна автоматически ослабляет позиции Владимира Путина в игре, которую он ведет на мировой арене. Эта игра заключается в попытке переформатировать Россию в энергетическую сверхдержаву. Идея была в том, что сегодня мы занимаем лидирующие позиции в продаже газа, завтра – нефти и ядерной энергии.


Но идея оказалась нежизнеспособной. Сейчас «Газпром» – повторюсь – позиции теряет. Роснефть, правда, стала крупнейшей нефтяной компанией в мире, но в целом позиции России в нефтяном секторе мирового рынка куда слабее, чем в газовом. В ядерной энергетике имеются локальные успехи, но и они не превращаются в глобальный геополитический рычаг.


Поэтому дальнейшее ослабление «Газпрома» действительно критично для Кремля. Беда даже не в том, что в бюджете станет поступать меньше средств от продажи газа. Сокращение доходов «Газпрома» будет означать необходимость реформирования и социальной политики, и политической системы в целом. И это становится очень серьезной проблемой для власти. Поэтому сейчас Кремль лихорадочно ищет варианты, как компенсировать потери на европейском направлении. Он смотрит на Восток, и говорит, что поскольку центр роста мировой экономики сместился в азиатско-тихоокеанский регион, Россия срочно должна укреплять позиции именно там, а не в Европе. Но в то же время Кремль понимает: экспортируя нефть и газ в тот же Китай невозможно получать деньги, которые зарабатывает «Газпром» в ЕС. Это значит, в перспективе потеря части «газовых» денег неизбежна, и стратегические позиции Кремля будут только слабеть…

617

Комментарии (105)

Добавить комментарий
  • Гопарь Валера
    12 янв. 2014 г., 14:20:40
    Ответить
    Ну может хоть тогда на внутренний рынок переориентируются. Это позор - самые большие запасы газа в мире, а людям, живущим на севере, не могут гах подвести для отопления (при этом на севере же и добывая). Со слов Путина - вам (населению), мол, не выгодно продавать, выгоднее за рубеж. Позор! И вообще, чего нам бояться, мы же уходим от сырьевой экономики, вон - сколково есть, роснано.
    • Гопарю
      12 янв. 2014 г., 14:31:09
      Ответить
      Валерию
      Ну да, переориентируются на внутрений рынок. Читай - повысят цены чтобы компенсировать потери в европе
    • 222
      12 янв. 2014 г., 14:47:52
      Ответить
      Доставка газа в сибирь для потребителя около 230 долларов. Продают по 130-170 долларов. На запад - 400 долларов.
      • Гопарь Валера
        12 янв. 2014 г., 15:08:37
        Ответить
        Так на то оно и государство - чтоб нести бремя социальной ответственности и социальных расходов. Я уж молчу про стоимость подключения к газовым сетям для населения - там полный криминал.
        Можно сделать как в электроэнергетике - перекрестное субсидирование (скидка для населения за счет надбавки крупным потребителям).
        • 222
          12 янв. 2014 г., 15:27:42
          Ответить
          Перекрестное субсидирование будет тогда, когда появиться кооперация. А так каждый хочет получить прибыль. В кооперации конечный бенефециар - потребитель. А так каждый пытается от схемы оторвать кусочек. А схема цельная, и если схему разрушить - фигня будет. Потребителей нет, значит нет и прибыли. 50 процентов дает экспорт и 50 - внутренний потребитель. Если экспорт упадет, то рентабельность будет отрицательная.
        • Затон
          12 янв. 2014 г., 16:19:49
          Ответить
          "Я уж молчу про стоимость подключения к газовым сетям для населения - там полный криминал..." Медведев же подписал 30 декабря 2013г. - с 1 марта 20-50 тыс для населения подключение дома к газу... Неужели опять коми власти обманут((((
        • Гопарю
          13 янв. 2014 г., 0:11:01
          Ответить
          ты наверно перепутал
          в какой стране ты живешь?Какое нахрен социальное государство?Если тебе будут все по дешевке продавать,а как они свои миллиарды будут отжимать?Золотые парашюты.дивиденды......Да все свои потери они закладывают в тариф
      • для 220
        12 янв. 2014 г., 15:38:18
        Ответить
        вы забыли
        вы забыли, что эти 230 долларов получат фирмы специально созданные для увеличения расходов) если бы не известная схема дробления и вывода "непрофильных" видов деятельности, то доставка стоила бы копейки. Не переживайте, никто там в убыток не работает, наивный вы мой человек.
        • 222
          13 янв. 2014 г., 9:48:09
          Ответить
          230 - это оценка экспертов. Доставка при никакой инфраструктуре дорого обходиться. Строили трубы наружу, а внутрь - не строили.
  • Наталья Радостева
    12 янв. 2014 г., 14:21:37
    Ответить
    Отлично
    Еще бы цена на нефть упала - совсем хорошо. Только абсолютный крах сырьевой политики даст толчек к развитию России. Вторым, ясно, пунктом. Первым - к смене власти.
    • Радостевой
      13 янв. 2014 г., 0:16:16
      Ответить
      обвалятся цены на нефть и газ
      это плный крах РФ и почти голодное существование.За все эти баксы мы покупает лекарства,продовольствие,своего мы ничего не производим.кроме окон и дверей и то из немецкого профиля.Для себя власти наскребут из стабфондада и люди они богатые,а пенсиям,соцвыплатам конец
      • Наталья Радостева
        13 янв. 2014 г., 1:51:12
        Ответить
        А я что сказала? Не это разве?
        Именно этот "конец" и станет началом возрождения России. В таком состоянии никто уже наблюдать "скребеж" власти молча не будет. Не случится обвала - так и будем висеть на нефтяной игле, гния в болоте сегодняшней разрухи.
        • Игорь П.
          13 янв. 2014 г., 9:55:18
          Ответить
          солидарен
        • ну-ну
          13 янв. 2014 г., 15:49:58
          Ответить
          сразу же становится понятно, что сама ты не представляешь, что такое "виток реформ" в реале. Что за тебя выкручивались родители....
          • Н.Р.
            14 янв. 2014 г., 2:36:57
            Ответить
            Какие родители? Я сама скоро бабушка))) И для глупых повторяю - я хочу этого витка. Нет - полного краха. Это единственное, что даст России шанс подняться. Боить остаться без пирожных или протянуть ноги? Если первое - вам в ряды власти. Если второе - разбейте огород. В России полно заброшенных земель - захочешь умереть с голода, да не получится.
        • да китайцы
          14 янв. 2014 г., 1:06:11
          Ответить
          разберутся
          кому жить.а кому помереть
  • серж
    12 янв. 2014 г., 14:26:27
    Ответить
    Вариант - закрыть газовый вентиль 15 января и пусть европейцы греются у Ниагарского водопада.
    • 222
      12 янв. 2014 г., 14:50:07
      Ответить
      Чтоб расконсервировать законсервированную скважину нужно от 6 до 12 месяцев. Как и останавливать доменную печь - нерентабельно. Или гнать по низким ценам или терпеть убыток.
    • Сержу
      13 янв. 2014 г., 0:17:53
      Ответить
      закрыть вентель
      это значит остановить добычу газа и распустить газовиков на вольные хлеба
  • tyu
    12 янв. 2014 г., 14:28:53
    Ответить
    Может это и к лучшему, хватит стране сидеть на нефтегазовой игле обогощающей в основном олигархов, надо создавать реальные производства. Хотя тут же Китай стремительно наращивает закупки Российского, так что без покупателей газа Россия вряд ли останется.
  • К.А.Суппер
    12 янв. 2014 г., 14:31:39
    Ответить
    На обсуждение: «Россию лишают «газового оружия»
    жалобы Литвы, к которой позднее присоединились Болгария, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия голодранцы херовы, проидитесь по рынку может дешевле найдёте или попросите у ЕС может они вам что дадут))))). России вообще надо перенаправить все трубы в направление Китая и Индии, а европа пусть сосёт сама у себя или друг у друга!!!!
    • .
      12 янв. 2014 г., 14:36:39
      Ответить
      Всё очень просто, газовый вентиль это мощный рычаг давления на европолитиков, вот они и недовольны. ))
    • Ага
      12 янв. 2014 г., 14:38:01
      Ответить
      дураку
      Особенно в отношении Китая. Что давно на Россию слюной капает. И высосет через те трубы ровно столько, чтоб они были уже на его построссийской территории
    • а
      12 янв. 2014 г., 14:40:30
      Ответить
      не преувеличивай!
      Европа достаточно просто обойдется не только без российского газа но и без России вообще. Наша доля в евроэкономике грошевая. Китаю и Индии наш газ не особо и нужен, у них свои энергоносители есть. Да им и не надо в таких количествах. Кроме того забодаешься туда трубы тянуть, кстати их ещё где-то брать нужно будет...
      • rt
        12 янв. 2014 г., 14:44:49
        Ответить
        Европа без России никак не обойдётся, ей бы очень хотелось обойтись, но никак, на такой маленькой территори у них почти уже ничего не осталось, ни газа своего, ни леса, ни нефти...
        • чудаку
          12 янв. 2014 г., 15:38:08
          Ответить
          дорогой ты слышал про альтернативную энергетику, про гидроэнергетику, мирный атом.
          Этот твой газ, нефть, лес как ресурсы нужны постольку, поскольку пока ещё они по себестоимости дешевле прочих энергоносителей. Но это не надолго. Все в мире решают высокие технологии. Россия обречена на умирание.
          • rt
            12 янв. 2014 г., 16:28:03
            Ответить
            ха ха, ну ты и наивный, альтернативные технологии у тебя есть, а продукцию из этих технологий ты из воздуха будешь создавать? Уж кто кто а Россия обречена на процветание поскольку у неё всё для этого есть и ресурсы и умы и культура! Вот только паразиты внешние и внутренние душат россию, не дают развиватся...
            • Некультурный
              12 янв. 2014 г., 17:08:34
              Ответить
              Судя по теме с умом в россии большие проблемы. Ну и как всегда кругом враги. Как же без этого. Вот есть такая страна - Центрально-африканская республика. Страшно богата ресурсами - золотом, алмазами, цветными металлами и прочая. Но почему то является беднейшей страной мира. И руководители сплошь людоеды. Наверно тамошняя культура виновата. И враги кругом - постоянно с кем то воюет. Чем то россию напоминает.
              • rt
                12 янв. 2014 г., 17:19:50
                Ответить
                Ты реально ребёнок.)) в америке сегодня вручают медаль "за победу в холодной войне", и только наивные дурачки до сих думают что ссср рухнул сам, а россии никто не мешает развиватся.
                Народ у нас хороший, народ победитель, поставивший много мировых рекордов и создавший гениальные изобретения и открытия в мире науки и да культура у нас не чета твоей, садомию мы никогда не признаем за норму.
                А свои сказочки про немытую и глупую Россию рассказывай в пендостане, они тебе с радостью поверят.
    • Селянин
      12 янв. 2014 г., 17:36:35
      Ответить
      Поддерживаю!!!
  • мих
    12 янв. 2014 г., 14:40:07
    Ответить
    дешёвый понт евросоюза. Китаю газ нужнее.
    • а
      12 янв. 2014 г., 14:41:01
      Ответить
      ты
      знаток?
      • а
        12 янв. 2014 г., 14:42:16
        Ответить
        ты точно знаток! )
        • а
          12 янв. 2014 г., 14:44:39
          Ответить
          я
          таки да... :))) Рад, что ты понял.
          • мих
            12 янв. 2014 г., 15:52:47
            Ответить
            там, высоко, разберутся без твоего знаточества.
  • Че
    12 янв. 2014 г., 14:43:34
    Ответить
    Что взволновались? у нас у самих газа много где нет, а вы за миллиардеров из Газпрома переживаете.
  • ......
    12 янв. 2014 г., 14:54:11
    Ответить
    Слова Путина европейцам:
    - я вообще не понимаю чем вы будете топить, газ вы не хотите, атомную энергетику не развиваете, а чём вы будете, дровами топить? За дровами тоже в сибирь надо ехать. ))
  • В США
    12 янв. 2014 г., 15:20:08
    Ответить
    сейчас холода.Электроэнергия взлетела в цене в 150 раз. Это цивилизованно.
    Когда в Европе похолодает Газпром может с легким сердцем задрать цены раз в 200.
    Кстати, Россия вышла на первое место по добыче нефти в мире за 2013 год. Добыли 523 миллиардов тонн, на втором месте Саудовская Аравия.
    • Еще напомню,
      12 янв. 2014 г., 15:22:21
      Ответить
      что Европа закрывает все атомные станции, так что без российского газа ей никак не обойтись.
      • ABS
        12 янв. 2014 г., 15:32:55
        Ответить
        "...Европа закрывает все атомные станции..." Откуда такая информация? Не вводите людей в заблуждение.
        • Смотрите
          12 янв. 2014 г., 15:39:48
          Ответить
          В в бывшем соцлагере все закрыты. Последнюю АЭС закрыли в Болгарии.
          В Германии закроют все АЭС
          http://news.mail.ru/economics/6005483/
  • !
    12 янв. 2014 г., 15:26:31
    Ответить
    в Техасе цена за электроэнергию повысилась в 190 раз из за холодов.
  • проходящий
    12 янв. 2014 г., 15:28:53
    Ответить
    Россию?
    Хотелось бы отделить мух от котлет. Не Россию лишают "газового оружия", а ЗАО "Кремль". Если ЗАО не сможет договориться с ЕС, то с нами (действительной Россией) договариваться не будут. "Принтер" примет очередной закон и все...
  • Точно
    12 янв. 2014 г., 15:30:26
    Ответить
    Европа испугалась того, что может произойти с ними
    Холода в США начинают сказываться на тарифах
    Температура может опуститься до -50 градусов по Цельсию!

    Из-за аномальных холодов и жадности тарифы - цена на природный газ с доставкой в Нью-Йорк по трубопроводу Transco в понедельник 6 января выросла до $90 за миллион BTU.

    Эта цена на газ в 7,6 раза дороже, чем 3 января, и в 20 раз выше цен на бирже ICE.

    Оптовые цены на электроэнергию в Техасе выросли до $5000 за 1 МВт⋅ч, подскочив в 190 раз за несколько часов!

    http://newtariffs.ru/news/kholoda-v-ssha-nachinayut-skazyvatsya-na-tarifakh
    • 222
      13 янв. 2014 г., 10:02:23
      Ответить
      Надо было на бирже фьючерсы покупать. Счас бы миллионером стал =((
  • Кгб
    12 янв. 2014 г., 16:43:37
    Ответить
    Европа впала в паранойю надувает щеки и пускает сопли пузырями. Наши бывшие прокладки Литва Польша и прочая шушера привыкшие жить на халяву вгоняют ЕС в конфликт с Россией. ЕВропа без нашего газа не обойдется . Но руководство Газпрома надо менять
    Отправлено из мобильной версии
  • Плохиш
    12 янв. 2014 г., 17:47:33
    Ответить
    Закрыть вентиль в Европу на месяц и посмотреть как они побегают в морозы, не нравятся наши цены пусть используют свой газ (предварительно поев гороха) :-)
    • проходящий
      12 янв. 2014 г., 17:57:11
      Ответить
      Плохишу
      Думаешь не протянет ЕС без Российского газа?)))
      Попробуй (да и все остальные)взглянуть с другой стороны. ЕС не сможет ответить? Где находятся штаб-квартиры, либо филиалы основных транснациональных корпораций? Думаете там интеллигентные люди, которые будут сопли на кулак наматывать, но ответных мер не примут?)))
      А вот в России, кроме нефти, газа больше ничего и не "производят"
      • Не стал бы так категорично
        12 янв. 2014 г., 18:02:55
        Ответить
        А вот в России, кроме нефти, газа больше ничего и не "производят"
        А имеем все лучшее, что производит Европа)). И кто тогда дураки? Образованная Европа или немытая, холопская Россия?))).
        • проходящий
          12 янв. 2014 г., 18:10:10
          Ответить
          некатегоричному
          Пока что мы имеем только тех, кто имеет нас и все лучшее из европы)))
          Что, как вам кажется, мы здесь имеем???)))
        • Категоричному
          13 янв. 2014 г., 0:23:33
          Ответить
          пока только
          нас имеют все кому не лень
      • 333
        12 янв. 2014 г., 18:08:24
        Ответить
        И какие же они ответные меры примут, откажутся нам свой автохлам продавать или что они сделают? российская сталь, российский титан и другие металлы, российское стекло, давно применяются в европейской промышленности. Так что всё что они смогут сделать это надуть губки, ну не безумцы же они чтоб войной идти на ядерную державу, которая может стереть их с лица земли, даже американцы на такое не пойдут.
        • проходящий
          12 янв. 2014 г., 18:22:38
          Ответить
          333
          )))))
          Дождемся окончания "эпопеи", это Газпрому не Украина. Детишки "наших" жирных котов, уже давно живут в европе, да и деньги опять же у них хранят.
          А на счет стекла и стали... в курсе броню какого производителя собираются (или уже делают) ставить на российские танки?)))
          • 333
            12 янв. 2014 г., 18:29:52
            Ответить
            Ничего, уже поджимают хвосты жирным котам, скоро они все свои денежки в России будут держать.
            И какую же это броню планируют ставить и на какие танки?? ооочень интересно!! Пожалуйста пруф в студию! Али слышал звон да не знаю где он?))
            • проходящий
              12 янв. 2014 г., 18:35:40
              Ответить
              333
              Легко))) - http://oko-planet.su/politik/politikarm/36315-minoborony-zakupit-bronyu-dlya-bronetexniki-v.html
              Кстати, этот "жирный кот" уже "прижат?)))
              А жить дети ВСЕХ "жирных котов", когда в РФ переедут, солнцеликий не говорил?)))
              • 333
                12 янв. 2014 г., 18:42:24
                Ответить
                а что пруф такой старый, 2010 года? Многие сердюковские контракты были расторгнуты после отстаки сердюкова!
                Да и кстати, там речь идёт вовсе не о броне танков, а о лёгкой броне на БТРы и БМП. Но и это нормально, французы с нами вообще "мистраль" строят и ничего. Это обычная кооперация.
                А новый танк - это Армата, будет представлен только в 2015 году и о нём пока ещё ничего не известно.
                • проходящий
                  12 янв. 2014 г., 18:48:58
                  Ответить
                  333
                  )))
                • А где Мистрали бутут обслуживать
                  13 янв. 2014 г., 0:26:34
                  Ответить
                  где запчасти.кто будет делать ремонт
                  опять сели на крючок французам.....
                  • ......
                    13 янв. 2014 г., 1:58:20
                    Ответить
                    третий и четвёртый мистраль будут полностью произведены в России, и России будут переданы так же технологии строительства. Это было одним из условий контракта.
                    • и ты веришь в сказки
                      14 янв. 2014 г., 1:12:13
                      Ответить
                      уже хотели построить завод
                      по выпуску нефтедобывающих платформ и нефтеналивных танкеров в г.Большой Камень в 2008 г и че думаешь построили ......и конь не валялся .шувалов лично курировал это строительство
                      • ....
                        14 янв. 2014 г., 1:34:16
                        Ответить
                        при чём тут сказки если у первого мистраля 20% работ уже сделано Россией, а именно корма делалась на Балтийских верфях. Второй будет если не ошибаюсь на 40%. 3 и 4 по контракту должны быть построены полностью в России. И кстати на всех мистралях вооружение будет стоять только Роcсийское.
      • ...
        12 янв. 2014 г., 18:09:37
        Ответить
        В европе тоже мало что производят, всё переносят в китай.
        • ?
          12 янв. 2014 г., 18:16:30
          Ответить
          Значит они банальные потребители всего и вся?
          Тогда к чему истерики, что они могут нас чем-то "напугать"?
        • проходящий
          12 янв. 2014 г., 18:24:25
          Ответить
          ...
          И живут те, кому принадлежат "заводы, газеты, пароходы" то же в Китае?)))
  • Н.Р.
    12 янв. 2014 г., 18:25:13
    Ответить
    Смешно
    Все так яростно предсказывают Европе крах, будто там с будуна что-то решили. Будто до того как делать заявление, они только глаза со сна протерли, и брякнули первое пришедшее в голову. Что за наивность, ей богу?)))
  • Вопрос
    12 янв. 2014 г., 18:55:14
    Ответить
    Закончится влияние газа, нефти... Что же будет с путинской Россией?
    • Егор
      13 янв. 2014 г., 1:24:59
      Ответить
      Работать все начнут, а не торговать и воровать...
  • дед Мороз
    12 янв. 2014 г., 19:00:10
    Ответить
    Я в этом году на прочность испытываю америкосов. Европа плавает. Естественно газ не нужен. Можно стать в позу. Но,как только до вас доберусь, поставлю в другую позу.
    Газпром не сдавайся,не нервничай. Русский дед Мороз с тобой.
    • 7
      12 янв. 2014 г., 19:12:11
      Ответить
      Американцы наверно опять применили климатическое оружие ХААРП, чтобы украсть мороз у олимпиады в сочи, но просчитались. У нас действительно теплее стало, а себя они вообще заморозили. Неразумные дети играются с климатическим оружием.
  • дед Мороз
    12 янв. 2014 г., 19:00:10
    Ответить
    Я в этом году на прочность испытываю америкосов. Европа плавает. Естественно газ не нужен. Можно стать в позу. Но,как только до вас доберусь, поставлю в другую позу.
    Газпром не сдавайся,не нервничай. Русский дед Мороз с тобой.
    • владимир
      12 янв. 2014 г., 20:15:44
      Ответить
      спасибо, дедушка мороз, пожалуйста заморозь англию, чтоб все олигархи вспомнили добрым словом нашу Россию.
  • старый север
    12 янв. 2014 г., 19:35:53
    Ответить
    Безусловно что Газпром это кошелек Кремля,и Олимпиада висит на шее у Газпрома.Сеголня Газпром государство в государстве с сильной криминальной составляющей.Сегодня кормятся все и бандиты и бизнесмены,любое развитие газотранспортной системы,особенно на Севере ,огромные деньги которые делятся в узком кругу,реальным строителям достаются крохи с барского стола.А России геополитически выгодно развернуть трубу в сторону Китая и Японии,это огромные обьемы продаж,а Евросоюз пусть переходит на биотопливо,или покупают сланцевый у америкосов,те реально их обанкротят.
    • Н.Р.
      12 янв. 2014 г., 21:09:59
      Ответить
      Почему бы Вам сразу не предложить Китаю Россию на блюдечке с голубой каемочкой?
      • Да уж сразу
        13 янв. 2014 г., 0:31:14
        Ответить
        с потрохами
        присоединится к Китаю.Николашка 2 хотел на территории Китая создать Желтороссию,а как будет называться -Китайская Россия?
        • Н.Р.
          13 янв. 2014 г., 1:53:58
          Ответить
          На годик бы-два - не более - можно.
          С их любовью к скорому суду и смертным казням не взирая на титулы, Россию бы подчистили.
          • /////
            13 янв. 2014 г., 2:02:06
            Ответить
            По крайне мере в обозримом будущем от Китая угрозы точно не будет. Китаю выгодна сильная и устойчивая Россия. пока есть Америка со своими агрессивными имперскими амбициями Россия и Китай будут стратегическими партнёрами, только вместе на мировой арене мы можем поставить и ставим противовес западу.
            • Н.Р.
              13 янв. 2014 г., 10:41:35
              Ответить
              Я так не думаю
              Партнерами будем, но не долго. Китаю не выгодна сильная Россия, способная ему противостоять, а время равноценного партнерства будет играть на это. Вы статьи на эту тему читали? А с неделю назад мне позвонил друг из Хакасии. Когда-то уехал, собирается возвращаться, просил домик присмотреть. Так как там тоже уверенны, что скоро Китай войдет и будет действовать жестко.
              • ,,,
                14 янв. 2014 г., 1:47:59
                Ответить
                никуда Китай не войдёт, это автоматически будет означать начало ядерной войны. А в военном и тем более ядерном потенциале Китай сегодня намного слабее России. Да и Китаю выгодна Россия, у нас глубокое военное сотрудничество.
                Китай конечно ведёт политику в своих интересах, но сейчас его взор в первую очередь направлен не на Россию, а на территориальные споры с Японией, Южной Кореей и даже с США, так что не пишите ерунды....
                • Н.Р.
                  14 янв. 2014 г., 2:44:47
                  Ответить
                  Ну, своих планов Китай Вам не докладывал, почему Ваше мнение - всего лишь мнение. Не вумника-разведчика, а такого же дилетанта, как я. Я считаю - не глупости. И не только я ))) ""Китай? Да это спящий гигант! Пусть спит! Потому что, когда он проснется, он потрясет мир"
                  Наполеон I" Ктаю выгодно сотрудничество с РОссией. Но им жить хочется. А негде.

                  " КНР в последние годы проявляет особую активность на границах РФ, строятся дороги, способные сделать переброску военных соединений китайской народной армии плёвым делом, укрепления, линии связи. Для чего? Не для того ли что бы намять бока северному соседу, отобрать его территории, и лишить природных ресурсов так нужных детям восходящего солнца?

                  Среди наших военных даже стала популярна такая шутка : "В случае нападения Китая, они столкнутся лишь с одной проблемой, не уничтожение российских войск, а как их найти". И шутка могу вам сказать весьма обоснованная, границу с КНР охраняет горстка зелёных солдатиков, засевших в укреплениях которые ещё не успели развалится со времён СССР. А военно воздушные силы охраняющие эту часть границы, не смогут не то что остановить наступление азиатского "брата", но даже задержать его. И можно говорить часами о патриотизме русской души, существование которого не раз проявлялось в прошлом, и вполне вероятно ещё не выкорчеванном до последней капли нашим телевидением, но топором остановить китайскую машину, даже самому закоренелому патриоту будет сложно. Да и самоотверженных людей готовых пойти на самопожертвование ради родины у нас почти не осталось, что бы это понять, можно просто посмотреть что происходит вокруг нас, как на нашей же родине к нам относятся как к незваному гостю....

                  В последние годы Китай активно закупает новейшее оружие, самолёты, бронетехнику, корабли, для чего? Кто будет нападать на КНР? Кого они боятся? На сегодняшний день, нет ни одной страны, которая была бы на столько глупа для того что бы бросить вызов этому индустриальному монстру. Даже кичащаяся своей мощью военная машина США, пытается обходить стороной вопросы способные обострить отношения с Китаем. В то время как китайцы наращивают свою военную мощь, мы её сокращаем, пускаем на металлолом то что осталось от СССР, а на смену ничего и нет. Правительство гонимое жаждой наживы пилит сук на котором сидит, а в месте с правительством с дерева не только упадёт русский народ, но и канет в лето славянская культура. Сам прах наших дедов и прадедов, отдавших свои жизни ради того что бы их потомки могли жить на своих исконных землях, окажется попран горсткой алчных политиканов готовых отдать свою душу ради наживы. Вот, так примерно обстоят наши дела на сегодняшний день, и хватит смотреть на мир через розовые очки, пора их снять, и взглянуть той мерзости что нас окружает в глаза... Может в этом и будет наше спасение.... "

                  01 авг. 2013 г.

                  Китай - Россия = Война
                  23:25:00 ИММИГРАНТУС И К° ®
                  "... ПРОГНОЗ - РЕБРОМ

                  Китайская народная республика форсированными темпами строит дороги на границе с Россией. Коммуникации понадобятся Поднебесной для быстрой переброски войск в случае вооруженного конфликта с РФ. Наша страна, по мнению экспертов, не способна дать отпор страдающему от перенаселения южному соседу и может потерять Дальний Восток и Сибирь.
                  В уезде Цзяинь провинции Хэйлунцзян интенсивно идет прокладка двух автотрасс – 114-километрового участка Хэйхэ – Цзяинь и 103-километровой автодороги Суйбинь – Цзяинь. Об этом пишет «Свободная пресса». Открытие движения на всей протяженности этих автотрасс планируется 1 октября этого года. Также у границ с РФ начато строительство ряда автодорог второго класса. Собеседник «СП», которого издание именует «экспертом по проблемам Китая», Александр Аладдин уверен – это подготовка к войне. Ранее Аладдин обращался в Конституционный суд с просьбой пересмотреть соглашение с Китаем о передаче Китаю островов на Амуре. Он считает, что это угроза стратегической безопасности Хабаровска, Дальнего Востока и самой России в будущем.

                  «В направление к границам России Китай уже ведет строительство широкополосных дорог на бетонной основе, чтобы они выдерживали нагрузку при переброске тяжелой техники и вооружения, – заявил Аладдин в интервью «Свободной прессе». – С вводом в эксплуатацию этой транспортной инфраструктуры, Китай сможет беспрепятственно перебрасывать войска и технику вдоль всей границы с Россией, и вести наступательные операции по стратегически важным направлениям».

                  Отдать южному соседу острова на Амуре было стратегической ошибкой, уверен собеседник «СП».

                  «При начале военных действий китайская армия будет в Хабаровске через два – три часа, потому часть острова Большой Уссурийский принадлежит Китаю, а другая часть России с выходом в центр Хабаровска, – говорит Аладдин. – Раньше на острове был укрепрайон, в случае военных действий он прикрывал город, теперь его нет, он ликвидирован. Город остался без прикрытия, при взятии города будет взят железнодорожный мост на Амуре и перерезана железная и автомобильная дороги, Дальний Восток будет отрезан от России. Дальнейшая его судьба будет решена Китаем в считанные недели. Россия помочь ничем практически не сможет, у неё нет сил и возможностей. Армия развалена и деморализована. Вооружение по большей части пришло в негодность, нового нет или поступает в войска в ограниченном количестве.

                  После модернизации армии от неё ничего не осталось, кроме 85 необученных бригад. Массовое сокращение армии, офицерского состава оставили Дальний Восток и Восточную Сибирь без силового прикрытия от внешнего врага».

                  Китай готовится к войне и с каждым годом наращивает свой военный бюджет, говорит эксперт. Сейчас он равен 106 миллиардам долларов, а «скрытая его часть может составлять еще 30-40 процентов от этой суммы». Армия и флот КНР оснащены самым современным вооружением, в случае войны китайцы смогут поставить под ружье более 200 миллионов солдат. После ряда терактов, которые уничтожат энергетическую систему на востоке России и ввергнут население в панику, начнутся крупномасштабные боевые действия.

                  «Начало крупномасштабной наступательной операций вдоль всей сухопутной границы и высадка десанта на севере России завершится полной, быстрой победой Китая и отторжением территории России до Урала. После того как вся территория до Урала будет захвачена, россияне будут депортированы за Урал или уничтожены. Победителей не судят», – пророчит Александр Аладдин.

                  Сотрудничество России и Китая в экономической сфере он также считает подготовкой к захвату Сибири и Дальнего востока.

                  «Россия предоставит сырьевую базу Дальнего Востока и Восточной Сибири китайцам. Соглашение предполагает совместную разработку российских месторождений, но перерабатывающие и производящие предприятия будут строиться на китайской территории.

                  Китайцы нам построят пункты пропуска на границе, мосты, дороги к месторождениям и займутся их разработкой, кирпичные заводы, жилье. Это всё делается для того чтоб вывозить наше сырье в Китай и там перерабатывать. С военной точки зрения это всё надо для оккупации территории, чтоб быстрее прошли войска и боевая техника в глубь России.

                  Китаю отданы месторождения золота и серебра, стратегического сырья вольфрама, молибдена, меди, ванадия. Это всё вернется в Россию в виде танков, самолетов, ракет. Жилье, построенное китайцами, пригодится для их же граждан. Потому что Китай приходит сюда основательно и навсегда», – уверяет Аладдин.

                  С этой версией согласен и руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

                  «В строительстве дороги именно вдоль российско-китайской границы сильно прослеживается ее специализация как рокады – то есть дороги, параллельной линии фронта, – говорит он. – Китай, действительно, сильно заинтересован во вторжении на наш Дальний Восток – просто по объективным обстоятельствам. Дело в том, что Китай не сможет выжить, не расширяя своей территории».
                  "

                  Ну и с чего я должна верить Вам, а не им?))) Шо Вы за птица така вумная, шоб усё знаты?)))
                  • ,,,,
                    14 янв. 2014 г., 3:38:25
                    Ответить
                    слишком много букав
                    лень читать, Китай то вам тоже ничего не докладывает, посему пусть каждый останется при своем мнении.
                    • Н.Р.
                      14 янв. 2014 г., 4:01:32
                      Ответить
                      Естественно, не докладывал...
                      Потому я и обосновала чем могла свою "ерунду" (по Вашему), аргументы (по моему). А снобизм всезнаек потому и дилетанский, что им читать лень, а гоаорить ерунду - нет))) За сим, с пониманием и снисходительностью к Вашей лени и соизволением оставаться при Вашей точке зрения)))
                      • ,,,,,
                        14 янв. 2014 г., 4:13:43
                        Ответить
                        Доклад министра обороны китая я бы почитал, а рссуждения и домыслы разнообразных журналистов не вижу смысла. Я сужу не по статьям, а по фактам. На север Китай расширятся не будет, даже если им жить негде, какой им толк идити на север где для них непривычный инедлагоприятный климат для проживания? поэтому Китай сейчас интересует юго-запад их военная дактрина на этом и строится. От россии китаю нужны природные ресурсы, но они и так их по черному вывозят, какой смысл им идти войной? Да и с Россией можно договорится. И даже если китай попрет на хабаровск, за два часа какой это имеет смысл? Ядерные ракеты их в любом случае настигнут. Китай конечно предьявляет россии претензии на некоторые части погрничных территорий, но он сейчас их предьявляет всем своим соседям. Но как говорится, хотеть не вредно.
                        • ,,,,
                          14 янв. 2014 г., 4:22:50
                          Ответить
                          про то что китай вооружается тоже не вижу ничего страшного. Всё оружие у них это копии совесокго оружия, почти все их самолёты летают на российских двигателях как и ракеты в космос, половина подводного флота им построила россия на своих верфях, так что как ни крути в военном и военнокосмическом плане китай пока сильно зависит от России, Кстати их новейшие истребители пятого поколения так же будут летать на российских двигателях.. Так что и тут не страшно.
                          • Н.Р.
                            14 янв. 2014 г., 4:59:07
                            Ответить
                            Да поняла я уже, поняла)))
                            И про розовые очки, и про утопии... Безмерно рада за Ваше спокойствие. От чего моя точка зрения не изменилась, и я о Китае более высокого мнения, почему упредительно опасаюсь. Что это Вас так задело-то, собственно; заинтересованность какая-то что ли есть?))) И сейчас - когда каждый остался при своем мнении - Вам так важно продолжать со мной спор? Вы вообще - не женщина случаем? А то вроде как это нам свойственно хотеть оставить последнее слово за собой))) И еще - Вы случаем не в той системе работаете, где всегда зимой удивляются тому, что снег выпал?))) А то смотрите - снег Китая легче)))))
                            • .....
                              14 янв. 2014 г., 14:36:38
                              Ответить
                              у вас странная привычка прощаться с коментатором наговорив ему на прощание гадостей сделать обязательно негативный вывод и потом удивляетесь, что человек вам отвечает? Почему вы в штыки принимаете другую точку зрения, почему так негативно реагируете? Или вам просто скучно хочется поболтать и поскандалить?
                              • Н.Р.
                                14 янв. 2014 г., 15:39:49
                                Ответить
                                Я воспринимаю в штыки
                                не чужое мнение, а чужой хамоватый снобизм людей, что исходя только из своего мнения называют чужое ерундой. Зайдут - нахамят, а потом удивляются, что им отвечают))) Ладно, буду больше мужчиной, чем Вы (как в принципе вообще женщины в этой жизни), все одно не отвяжетесь первым. Упишитесь тут хоть до одури - выхожу))
                                • Китай
                                  19 янв. 2014 г., 10:31:27
                                  Ответить
                                  "алладин" с храмчихиным, увы, полные профаны, 3-я мировая невозможна, и когда на кону жизнь нации и ресурсы, китайцы выберут х-вую жизнь - менталитет такой - при современной геополитике обмена китайского тряпья на золото, америкосы прогадали, поддерживая китай - первая цель для агрессии - америка
                        • Н.Р.
                          14 янв. 2014 г., 4:52:12
                          Ответить
                          )))
                          Ну судите о том, что "Китай не будет расширяться на Север", допустим, ни по каким не по фактам, а исключительно по своим обывательско-дилетантским умозаключениям. НЕТ ТАКИХ ФАКТОВ - несть Ваше мнение, и не более того. По моему мнению, как минимум утопически розово-соплее))

                          Кстати, вот и "почитали бы", и привели мне "мнение министра обороны", а не кидались пустыми словечками о написанной мной "ерунде". Потому как у меня хотя бы на согласие с рассуждениями авторов статей есть, а у Вас ничего, кроме собственной уверенности в своей непогрешимости - ни статеек, ни доклада министра. По бабски как-то ругаетесь))
          • на годик на два-
            14 янв. 2014 г., 1:13:53
            Ответить
            это будет
            присоединение до скончания мира всего.
  • мороз
    12 янв. 2014 г., 20:21:51
    Ответить
    теперь я понимаю к чему европа замёрзнет.
  • инжНегр
    13 янв. 2014 г., 7:37:15
    Ответить
    что так все испереживались?
    в Катаре до жопы газа
    они не знают куда его девать, газовозы строят (корейцы) агромадные
    Ливия востанавливает добычу и экспорт
    с Ирана снимают санкции, если они по быстрому газопровод в Турцию проложат, то капец газпрому
    потому и мяукает Европа, что на рынке Европы переизбыток газа и цены падают
    СТАДО БЫКОВ вы моск то включите, или то что от пива осталось!!!
  • ПОЛНУЮ ДЕЗИНФОРМАЦИЮ СТАЛИ ПУБЛИКОВАТЬ В бнк
    13 янв. 2014 г., 7:39:32
    Ответить
    ИНТИРЕСНО КТО ЗА ЭТИМИ СТАТЕЙКАМИ СТОИТ И ЧЕГО ОЖИДАТЬ
    ПИСАТЕЛЬ БРЕ НЕ НЕСИ
  • инжеНегр
    13 янв. 2014 г., 8:01:55
    Ответить
    экспорт газа из США в Европу!!!
    это написал полный де-бил-о-и-д
    в США есть закон ЗАПРЕШАЮШИЙ экспорт не переработанных углеводородов!!!
  • инжеНегр
    13 янв. 2014 г., 9:02:15
    Ответить
    Норвегия (северное море)
    http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/18488-supersooruzheniya-supertruboprovod-megastructures-super-pipeline-national-geographic.html
    • Всё тот же мух, но уже лысый
      13 янв. 2014 г., 17:11:38
      Ответить
      Моддератор - ты не прав
      Так сказать задушили голос народный. Удалили все комменты муха волосатого...А почему? Потому что он прав??? ИМХО т.е. Эх еп т м - демократия(((
  • _
    13 янв. 2014 г., 10:55:08
    Ответить
    ну и шли бы они полем
    ситуация для европы аховая - как только газпром перестанет поставлять им газ - а хотелось бы - цены у них взлетят вдесятеро и все эти лидеры, включая литовских недоу.ков пойдут наух
  • Житель
    13 янв. 2014 г., 13:28:03
    Ответить
    Читайте М.Зыгаря "Газпром. Новое русское оружие" и думайте, кому принадлежит "оружие" - России или крысе на галерах, почему он так долго у власти и кто его "уберет".
  • ррр
    13 янв. 2014 г., 19:44:21
    Ответить
    ну и ладно, кто от этого пострадает? олигархи да наши чинуши!!!
  • александр
    14 янв. 2014 г., 23:59:55
    Ответить
    спор
    Очень интересная дискуссия особенно о русско-китайской войне
    Отправлено из мобильной версии