08:44, 21.04.2015

На обсуждение: «Денег на обеспечение стандартов лечения нет»

Чиновники проводят бездумное сокращение больниц и врачей, считает экс-министра труда, глава комитета Госдумы по здравоохранению Сергей Калашников. Почему реформа не работает, он рассказал в интервью РБК.

754295420440200.jpg

Сергей Калашников заявил, что роль Минздрава сильно занижена. Фото РБК

«Роль Минздрава явно снижена»

— Счетная палата после проверки заявила, что вместо оптимизации системы здравоохранения идет простое сокращение врачей и больниц, которое снижает доступность медпомощи. Как вы видите ситуацию?

— То, что мы находимся на пятом месте в мире по количеству коек на 100 тыс. населения — это, как говорится, медицинский факт, но механистично проводить их сокращение неоправданно. Сначала нужно решить вопрос, где и как будут лечиться больные, которых мы выгоняем с коек. Конечно, эффективность работы койки — это важнейший показатель. Но когда те или иные администраторы говорят, что койка пустует полгода — это ни о чем еще не говорит. Одно дело — если она пустует в Москве, этого не должно быть, и другое дело — десять коек в районной больнице, если других коек там в природе нет. Счетная палата приводит еще один парадокс: за 2014 год уволены 13 тыс. врачей и 40,5 тыс. — среднего медперсонала, в то время как среднего персонала еще больше не хватает, чем врачей.

— Счетная палата обращает внимание на проблемы со скорой помощью, в частности, на рост отказов. Эксперты говорят, что просто не хватает денег из-за перехода «скорой» на финансирование по страховым тарифам.

— Раньше у нас была одна скорая помощь, которая всегда приезжала при наличии врача или фельдшера. Если видела, что есть какая-то опасность, она увозила человека в соответствующую дежурную больницу. Сейчас создали две системы скорой помощи: так называемую скорую помощь — экстренную — и неотложную (разделение введено с 1 июля 2014 года; «неотложка» приезжает, когда нет угрозы жизни, например, при высокой температуре, головокружении, обострении хронических заболеваний, а «скорая» — в чрезвычайных ситуациях). И задача поставлена опять-таки — сократить финансирование, чтобы большую часть пациентов не везти в стационар. Оказать мелкую помощь и сказать: «Вы завтра вызывайте своего врача, сходите в поликлинику» и т.д. Это породило целый букет проблем. Первая — как принимают решение, какую помощь послать, когда вы звоните по 03. Количество ошибок здесь велико, нет четких показаний.

— Это инструкциями утверждается?

— Да, в Москве, например, своя инструкция. Я обвинял на коллегии Минздрав в том, что они устранились от разработки методических рекомендаций, единых для всех. В результате каждый субъект творит, что хочет, а Москва идет в этом плане дальше всех, и в общем-то не очень удачно. С целью найти деньги они, по-моему, перешагнули уже все возможные пределы. Если они отправили неотложную помощь — ту, которая не должна вас никуда везти, как правило, они отправят вас в поликлинику на следующий день. Постоянно возникают случаи, в той же Москве: «неотложка» уехала, а человек умер. Второй момент связан с системой одноканального финансирования скорой помощи: передача ее полностью в Фонд обязательного медицинского страхования привела к тому, что загрузка увеличилась, а нормативы снизились. Это приводит к оттоку специалистов.

— Вы как депутат не видите в этом почвы для законодательных изменений?

— В законе инструкцию не пропишешь, он определяет основные принципы и кто за это отвечает. Есть 323-й закон «Об основах охраны здоровья граждан», который учитывает многие факторы, но у нас есть уполномоченный орган, Минздрав, который отвечает за все эти огрехи. Проблема заключается и в том, что большинство полномочий в здравоохранении переданы регионам, а там сидят люди, которые изобретают свои велосипеды, и не всегда удачно.

— Считаете, что у Минздрава должно быть больше полномочий?

— В той ситуации, которая сложилась в здравоохранении, роль Минздрава явно снижена. В здравоохранении необходима определенная вертикаль. Но все, что мы приняли до этого, в том числе и по финансированию территориальных программ оказания медицинской помощи, нарушает систему управления. Доходит до абсурда: мы, например, говорим, что врачи тратят много времени на заполнение медицинской карты, что проще поставить программу. Выделены и потрачены колоссальные деньги, но каждый регион без единого плана стал заказывать у разных производителей разное программное обеспечение. Свести единый банк данных медицинских карт на сегодняшний день невозможно.

— Минздрав сам может методические рекомендации разработать?

— Может, безусловно, но не делает.

— Может, стоит все же поменять систему финансирования, например, вернуть «скорую» на бюджетное финансирование?

— Я сторонник того, что мы должны вернуться к бюджетному финансированию здравоохранения. В том виде, как Фонд обязательного медицинского страхования существует сейчас — это тот же самый бюджет. Регионы не могут взять на свой баланс «скорую», значит, это должен быть федеральный бюджет или субсидия из него. Но даже в том виде, как финансирование идет сейчас, важна организация скорой помощи, правильные нормативы. Например, вы знаете, как в Москве закрывают очень эффективные учреждения здравоохранения — я не буду даже говорить, почему их решили закрыть, они находятся в очень хороших местах — их просто «отлучают» от скорой помощи. Им просто не дают завозить туда людей — естественно, их рентабельность сразу падает. Это же вообще абсурд.

— Депутаты не собираются обращаться по этому вопросу в органы, уполномоченные расследовать такие случаи?

— Мы постоянно обращаемся, с Москвой у нас идет тяжба уже как минимум два года.

— И никакого эффекта?

— Пока нет никакого эффекта. Собираемся, обсуждаем, люди голодают в протест, но у чиновника своя логика, и к сожалению, не все можно отрегулировать через законы. Во-первых, законы принимаются не всегда самые разумные, а разумные зачастую не принимаются, по многим причинам, в том числе и политическим. С другой стороны, у депутата не так уж много возможностей.



«Надо знать, сколько нужно почек»

— Регионы заключают с Минздравом соглашения, чтобы зафиксировать там определенные показатели к 2018 году, которых необходимо достичь. Мы начали разбираться, получилось, что в Москве еще 14 тыс. врачей должны сократить.

— Мы делали специальный запрос по этому соглашению, на что нам Минздрав ответил, что они никогда эту норму не регулируют и отдают субъекту. Но, видите, в закрытом (документе) она есть, хотя это не тот показатель, который может регулировать Минздрав. Я считаю, что они не имели права вот так делать.

— Депутаты не спрашивали у регионов, у той же Москвы, сколько они еще будут продолжать оптимизацию?

— Конечно. Но вообще оптимизации как таковой нет, есть сокращение. А сокращение происходит явочным порядком.

— Есть общее представление по дальнейшему сокращению в Москве? Мэрия обещала опубликовать свои планы в прошлом году, но пока этого не сделала.

— Планы Москвы есть только в Москве. Они не могут их опубликовать, потому что это сразу вызовет шквал возмущения. По каждому обращению пациентов и врачей мы делаем депутатский запрос. Ответы на них заставили меня написать (мэру Москвы Сергею) Собянину письмо о том, что мы получаем отписки как со стороны господина Печатникова (заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников), так и со стороны (главы департамента здравоохранения Москвы Алексея) Хрипуна. Мы просили его обеспечить выполнение закона о депутатском запросе.

— Счетная палата призывает Минздрав утвердить стандарты, на основе которых по закону должно финансироваться здравоохранение. Но до сих пор министерство большинство стандартов не утвердило. Министр предлагает финансировать по клинико-статистическим группам без стандартов. У вас какое мнение?

— Ситуация здесь такая, что нет денег на обеспечение стандартов лечения. Поэтому, приняв порядка тысячи стандартов, которые теперь стали называться протоколами лечения, они их благополучно забыли. В законе эта запись была принята в обтекаемой форме, жесткого требования нет, поэтому нужны еще подзаконные акты со стороны правительства и Минздрава. Но на сегодняшний день еще 22 нормативных акта не подготовлено. Сейчас закон «Об основах охраны здоровья граждан» перерабатывается, и этот пункт мы хотели реанимировать, но правительство против.

— Объем финансирования здравоохранения сейчас достаточный? Или денег не хватает?

— Деньги, которые выделяются Минздраву, используются крайне нерационально и неэффективно. Например, очень большие суммы каждый год выделяются на информатизацию здравоохранения. Единственным результатом явилось создание электронной записи в очередь в поликлиники. Не создана единая электронная медицинская карта, не создан электронный больничный, не созданы базы данных. Можем ли мы осуществлять, например, эффективное донорство, когда у нас нет баз данных для пациентов и реципиентов, тех, кому нужны органы, и тех, кто готов в случае смерти отдать их? Мы же должны знать, кому нужно сколько почек в России? Простейшая база данных, которая не требует ничего, при том что перемалываются сотни миллиардов рублей за последние лет семь-восемь.

— А еще какие примеры?

— Другой пример — мы сделали акцент на высокотехнологичную медицинскую помощь. Это хорошая вещь, только во всех странах сделан совершенно другой акцент: на превентивную медицину, обнаружение болезней на ранних стадиях, когда они лечатся за пять копеек. Мы с 2005 года начали строить высокотехнологичные медицинские центры. Причем было принято уникальное решение строить их в чистом поле вместо того, чтобы дать деньги в областные больницы, где уже операции делают, есть подготовленные врачи и оборудование. Астрахань, где расположен сердечно-сосудистый центр, — это тупик. Что с Северного Кавказа, что из Приморского округа — до Астрахани не доберешься, поэтому он и заполнен на 40%. В Барнауле построили центр опорно-двигательного аппарата. Они «окучили» Кемеровскую, Новосибирскую частично область, Горный Алтай, Алтайский край — и все, они пустые: им некому ставить эндопротезы.

— А кто такую схему разрабатывал?

— Правительство. Дмитрий Медведев большой энтузиаст. Закупили томографы — одной фирме заказывали томографы, и я уж не говорю про цены... Другой — проект, где размещать: понятно, что они не стыкуются, поэтому до сих пор многие аппараты не введены в эксплуатацию. Не решали вместе с покупкой томографа проблему расходных материалов. Я уж не говорю о том, что апгрейд томографа должен совершаться каждые пять лет, он к этому времени уже отстает от ряда возможностей, которые должны быть. Мы закупили их в 2010–2011 годах — сейчас заканчиваются те самые пять лет. Зачем мы выбросили деньги?

— На «п​рямой линии» с президентом просили разрешить давать обезболивание пациентам не по месту прописки, а по всей России — такие вопросы в чьем ведении находятся?

— Это все Минздрав. Но у нас совершенно драконовские законы в части медицинских наркосодержащих препаратов, они попадают под законодательство о психотропных веществах и наркотиках, и врачам головная боль от этого. Я вообще считаю, что наркосодержащие препараты не являются продуктом для наркотиков, их нужно вывести из-под этого регулирования.​

2283

Комментарии (33)

Добавить комментарий
  • р
    21 апр. 2015 г., 9:08:43
    Ответить
    Программа проста. Чем больше нас уморят тем лучше, а о стариках даже нечего говорить.
    Отправлено из мобильной версии
    • горжанин
      21 апр. 2015 г., 9:54:07
      Ответить
      в тему
      Все логично. Посмотрите вокруг. Народ в подавляющем большинстве туп и беспросветен. Раньше к этому в СССР прилагалась еще честь и порядочность. Сейчас "пчелы" 13 летние танцуют. Развал в головах. Смысл способствовать размножению такого народа? 50 млн. хватит на обслуживание бензоколонки) Кстати, не мои слова.
  • Роч шпана
    21 апр. 2015 г., 9:17:43
    Ответить
    Большое спасибо Путину за это
    Будет дальше убывать народ русский. Голосуй народ за Единую Россию и Путина.
    • Поддерживаю!!!!!!!!!!!!!!
      21 апр. 2015 г., 10:15:14
      Ответить
      Путин - за Россию!
      И ещё - больше оружия странам изгоям!

      Пусть старики дохнут - зато Иран и Северная Корея будут грозить ядерной дубинкой.

      НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ, ВАТНИКИ, пролетарии всех стран, объединяйтесь!
      • Шут гороховый
        21 апр. 2015 г., 11:18:14
        Ответить
        http://kypc.ru/blog/finance/52416.html
        В России начались массовые социальные дефолты / Более 5 млн человек не платят по кредитам – их долги перед банками достигают 1,3 трлн руб.
  • Да сегодня министра здрава
    21 апр. 2015 г., 9:26:17
    Ответить
    приедет в выльгорт, вещать чего-то из мира фантастики или лапшу вешать.
    • в выльгортской больнице
      21 апр. 2015 г., 23:21:20
      Ответить
      вообще зоопарк какой-то ни лекарств ни номерков, если и дадут номерок то перед тобой 40 человек! Минздрав рк проверьте это осиное гнездо, а лучше присоедините к городу, хоть порядок будет!
      Отправлено из мобильной версии
  • Шут гороховый
    21 апр. 2015 г., 9:26:20
    Ответить
    http://www.sports.ru/football/1029044349.html
    Йозеф Блаттер: «За организацией ЧМ-2018 стоит народ. Ничто не помешает России провести лучший чемпионат мира»

    Как это нет? А новые стадионы? А у пердюкова пошарить? А роснефти не давать 3 триллиона. А Армия 50% бюджета стригет. Да денег полно. Вам просто нужно сократить население для уменьшения соцвыплат типа пенсии.
  • Аусвайс
    21 апр. 2015 г., 9:51:42
    Ответить
    Сегодня правительство России,при попустительстве Президента,а может и по указанию,ведет открытый геноцид Российского народа.Тогда вопрос,а в чем собственно отличие нынешней нашей реформы здравоохранения от опытов в фашистких лагерях? Как и тогда,так и сейчас,над населением проводят совершенно дикие опыты. Соглашусь с Сергеем Калашниковым наверное во всем,начиная с позиции Медведева и заканчивая позицией Скворцовой,у которой поза страуса в почете до конца дней будет.Калашников очень деликатно назвал состояние, в котором сейчас пребывает Дмитрий Медведев энтузиазизм мягко переходит в странности.В Сталинские времена,это все называлось бы вредительством с вручением бесплатной путевки на колыму.Сейчас - это реформа здравохранения,от которой один результат - нас становится все меньше,здоровья не прибавляется.Но на площади думают иначе,а может и вообще не думают,холодно,мозги стынут.
  • о
    21 апр. 2015 г., 10:16:07
    Ответить
    У меня соседке 96 лет. Ветерана даже с победой не поздравили. А в больницу попасть даже не думай. Вот они наши самые дорогие старики. Правительство на Байкале здоровье поправляет.
    Отправлено из мобильной версии
  • Мор
    21 апр. 2015 г., 10:50:53
    Ответить
    Вот и наступило время
    самоликвидации ватников.
    • Шут гороховый
      21 апр. 2015 г., 11:38:51
      Ответить
      http://top.rbc.ru/politics/21/04/2015/5535e2bf9a794704079218ca
      Россияне посчитали ситуацию в стране лучшей за пять лет
  • все правильно
    21 апр. 2015 г., 11:03:01
    Ответить
    "В минздраве сидят наблатыканые и насиликоненые бабы" - Михаил Задорнов....Им нужен имидж а не больные.
  • Деревенщина
    21 апр. 2015 г., 11:08:59
    Ответить
    Этого ЭНТУЗИАСТА скорей метлой гнать.
    Это явный ВРЕДИТЕЛЬ для русского народа.
    Он и колхозы не хочет возрождать в деревнях.
    А почему пожары ?
    Да потому, что никто траву не косит, она выше человеческого роста, весной-летом брось спичку или окурок. вся Россия заполыхает. в 90-е-2000-е КРС пустили под нож,с деревень народ сбегает, кому хочется в нищете жить ?
    Нужна поддержка СЕЛУ, деревни надо возрождать, колхозы. И появится натуральное молоко, сметана, масло, сыры.
    Ан нет, 3 млрд отдали просто так банкам, они понимаете ли , страдают.
    • Шут гороховый
      21 апр. 2015 г., 11:19:27
      Ответить
      http://www.newsru.com/finance/21apr2015/rosneftdvork.html
      "Роснефть" поставила правительству условие: деньги из ФНБ ей нужны до 1 июня
  • русский
    21 апр. 2015 г., 11:19:37
    Ответить

    Мор , 21.04.2015, 10:50:53 [Свернуть] [Ответить]
    Вот и наступило время
    самоликвидации ватников

    Что же тебе, бандеровец, так неймётся? Ну гложет тебя злоба - поезжай в свою Укропию.Что ты без конца канючишь про "ватников"? В зеркало посмотри, убогий!У родственников спроси, как они занимались ликвидацией ватников: русских, евреев, поляков. Мечтаешь повторить? Обломится!
  • Бизнес
    21 апр. 2015 г., 11:23:49
    Ответить
    Страна дураков: реально все очень сложно в стране и лучше не будет (Медведев похоже неприкасаемый, с рук сходит любой идиотизм)а тут вот -http://top.rbc.ru/politics/21/04/2015/5535e2bf9a794704079218ca ("Россияне посчитали ситуацию в стране лучшей за пять лет").
    А на прямой линии с президентом подруги просят главу государства приказать мужу подарить собаку своей жене((((
    И вот когда стране нужна профессиональная медицина!!!!! мы имеем ее полную деградацию!!!
    • Шут гороховый
      21 апр. 2015 г., 11:40:28
      Ответить
      После “черного вторника” мой сосед смотрел пресс-конференцию Путина по шести телевизорам!
  • кеприот
    21 апр. 2015 г., 11:59:59
    Ответить
    Доктор Рошаль недавно снова обрушился с критикой на 'счетнопалатную' Голикову за развал системы здравоохранения напару с Зурабовым ('укропосол').
    А благодаря кому они такие непотопляемые?
    Путину...
    Отправлено из мобильной версии
    • кто из комяков знает
      21 апр. 2015 г., 12:40:26
      Ответить
      на что идут деньги
      из федерального-
      регионального-
      муниципального-

      бюджетов

      ответить родову и маркову
  • местный
    21 апр. 2015 г., 12:32:18
    Ответить
    медицина
    Крымом и Донбассом запудрили мозги людям, чтобы никто не ставил вопросы . Страховая медицина убивает народ, а Путин как Брежнев ч**кает губами вместе с Голодец . Виноваты стрелочники , как в Хакассии, где сгореа половина территории . Раньше бы выгнали с работы руководство республики, а сейчас это неприкасаемые едроссы.
  • Местный
    21 апр. 2015 г., 12:35:37
    Ответить
    Ну зато половине мира долги миллиардные списываем, Африке вон двадцать миллиардов списали и сразу же ещё дали, на это у них деньги есть.
    • Кубе
      21 апр. 2015 г., 13:11:00
      Ответить
      30 миллиардов долларов.
      • Кубе
        21 апр. 2015 г., 13:20:32
        Ответить
        30 миллиардов долларов.
        Они там в Африке и Кубе в обморок не попадали, когда узнали, что у них такие деньги были.
        • Шут гороховый
          21 апр. 2015 г., 13:38:47
          Ответить
          Советские поставки оружия и товаров народного потребления. Когда говорят, что Россия вторая в мире по экспорту оружия, то они не договаривают, что бабки они не получат. Но для электората у нас самое современное и лучшее оружие и продается на раз-два. А оплачивает все бюджет, который потом и списывает невозвратные долги =)) ГЫ-ГЫ
  • Все ясно
    21 апр. 2015 г., 12:57:53
    Ответить
    Понятно все. Все деньги российского бюджета тратятся на ведение войны против Украины и содержание Крыма. Скоро все развалится совсем и полРоссии перемрет от голода и болезней, но одно успокаивает: Зато Крым наш!
  • Закройте Четвертую терапию
    21 апр. 2015 г., 13:22:51
    Ответить
    Тогда "слугам народ" (син. подонкам от власти) придется стоять в общей очереди. Б.б. после этого поймут прелести "здравоохРенения".
    • Шут гороховый
      21 апр. 2015 г., 13:40:23
      Ответить
      Переименуют в коммерческую и за счет бюджета оплатят добровольную страховку. У них у всех "персональный контракт".
  • кеприот
    21 апр. 2015 г., 15:20:02
    Ответить
    А вот Гайзер (молодец!) затеял больничку новую строить для страдальцев с трассы "Вятка", ну и для других тоже...
    Отправлено из мобильной версии
    • С знаменский хирург
      21 апр. 2015 г., 16:12:30
      Ответить
      Слуги народа лечатся в Швейцарии . И светские и духовные.
    • смертник
      21 апр. 2015 г., 18:21:00
      Ответить
      в Помоздино некому днем капельницу поставить
      отменили дневной стционар
  • да уж...
    21 апр. 2015 г., 22:03:50
    Ответить
    Зато "акцент на высокотехнологичную помощь" обдолбанным наркоманам - всегда пожалуйста...
    • денег
      22 апр. 2015 г., 17:16:28
      Ответить
      нет и
      не будет