18:50, 06.08.2015

На обсуждение: «Правительство больше не хочет платить за пустые кресла авиакомпаний»

В правительстве впервые признали, что ситуация в авиационной отрасли настолько тяжела, что нужно смириться с уходом с рынка ряда проблемных авиакомпаний. Анализ Минэкономики показал, что рынок перенасыщен, что приводит к хроническим убыткам перевозчиков. Причиной этого названа политика авиакомпаний, которые наращивали парк самолетов, влезая в неподъемные долги. Решение министерство видит не в продолжении адресной господдержки, а в уходе компаний-должников (наибольшая нагрузка у «Трансаэро» и «ЮТэйр»). Позицию Минэкономики будут обсуждать на совещаниях в правительстве, но пока изданию «Коммерсантъ» не удалось обнаружить в ведомствах явных противников расчистки авиарынка.

KMO_142263_00045_2_t218_224308.jpg

Уход слабых игроков может позволить отрасли вернуться к прибыльности, считают эксперты. Фото kommersant.ru

Как выяснил «Ъ», Минэкономики подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 годы. Основные выводы министерства довольно жестки: кризис 2008 года в отрасли не завершен, перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность. По данным Минэкономики, в 2014 году убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр», «Россия») по РСБУ составили 25 млрд руб., а по итогам первого квартала — уже 18 млрд руб. Анализ отчетности большинства перевозчиков показал, что по итогам 2014 года и в первой половине этого соотношение долг/EBITDA составляет более 6 (при допустимом максимуме 3,5), а долг перед банками только «двух авиакомпаний, входящих в пятерку» выше 150 млрд руб. Исходя из отчетности по МСФО, это «Трансаэро» и «ЮТэйр».

Минэкономики инициировало мониторинг, чтобы выявить наиболее проблемные отрасли и перейти от общеэкономических антикризисных мер к конкретным усилиям поддержки отраслей, пояснил «Ъ» курировавший разработку документа замминистра Евгений Елин. Предполагается, что документ будет обсуждаться на совещаниях в правительстве. «Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов «подзагнали» всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам,— поясняет он.— В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные емкости раздули. «Трансаэро» и другие компании стали под кредиты заказывать дорогостоящие самолеты в расчете на то, что рынок вырастет сам». Сейчас, по словам господина Елина, хроническая убыточность перевозчиков не позволяет авиапрому рассчитывать на заказы, а авиакомпании не могут погасить долги. «Если правительство поддержит наши предложения, госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, но это заставит их пересмотреть методы оценки рисков»,— считает замминистра.

Пока общая господдержка отрасли выразилась лишь в снижении с 1 июля НДС на внутренних линиях с 18% до 10% (эффект составит 19,5 млрд руб. в год). Государство также выделило «Трансаэро» в конце 2014 года госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб. Поддержку в виде госгарантий на 19 млрд руб. запрашивала «ЮТэйр», но и Минэкономики, и Минфин выступили против, посчитав, что в спасении должен участвовать акционер — НПФ «Сургутнефтегаз». В июне сумма госгарантий снизилась до 9 млрд руб., решение должно быть принято в ближайшее время. В прошлый кризис 2008-2009 годов правительство включило крупнейших перевозчиков в список системообразующих предприятий, претендовавших на госгарантии (в 2009 году на это зарезервировали 30 млрд руб.). А госбанкам предлагалось выделить 30 млрд руб. субсидий на кредиты. «Уральские авиалинии» получили госгарантии на 1,1 млрд руб., а «Трансаэро» — на 2,25 млрд руб.

Минэкономики в анализе говорит о многих проблемах, которые уже признавали в отрасли. Избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тыс. кресел, а в июне 2015 года составил 800 тыс. кресел. В анализе Минэкономики говорится, что завышенные темпы роста провозных емкостей провоцировали облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам. Авиакомпании получали льготы на покупку новой российской авиатехники. В итоге это привело к «недопустимо высоким валютным рискам» — ставка за лизинг номинирована в валюте, а выручка авиакомпаний — рублевая, и компании в ответ начали снижать тарифы, чтобы загрузить суда. В первом квартале средний тариф на внутренних линиях упал до уровня 2008 года — 5699 руб., а в 2014 году убытки отрасли на этих маршрутах составили 637 руб. с пассажира. Как отметил источник «Ъ» в Минэкономики, например, «Аэрофлоту» навязывали вне потребности за валюту дорогие SSJ 100. «Невозможность возврата кредита крупной авиакомпании уже вынудила Сбербанк создать резервы»,— говорит собеседник «Ъ». По данным «Ъ», речь шла о кредите «Трансаэро». В банке отказались от комментариев.

В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно «без масштабных инвестиций собственников». В пример приводится кризис 2008 года, когда восстановлению помогло банкротство Air Union, занимавшего 15% рынка.

По прогнозам министерства, обострения можно ожидать осенью, но «острота его прохождения» будет зависеть от действий кредиторов. Для перевозки пассажиров в случае ухода крупных игроков придется увеличивать средства, зарезервированные на это в бюджете (сейчас лишь 10 млн руб. ежегодно до 2017 года). Из мер поддержки Минэкономики предлагает отрасли лишь обнуление НДС на внутрироссийских линиях на два-три года. В Минтрансе затруднились дать «однозначную оценку» анализа Минэкономики, пояснив лишь, что в случае ухода игроков с рынка их пассажиров будут вывозить авиакомпании, подавшие заявки. В Минтрансе также поддержали снижение НДС на внутренних линиях до нуля. В Минфине на запрос «Ъ» не ответили. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова переадресовал «Ъ» в аппарат вице-премьера Аркадия Дворковича, но связаться с сотрудниками аппарата не удалось.

Впрочем, чиновник, знакомый с ситуацией, назвал выводы Минэкономики «вполне логичными».

В «Трансаэро» и «ЮТэйр» на запрос «Ъ» не ответили. Источник в совете директоров «Аэрофлота» сообщил, что в компании поддерживают мнение Минэкономики в части эффективности авиаперевозчиков. В «Сибири» сообщили, что к 2015 году компания подошла более подготовленной, чем к 2008 году: приоритетом теперь было повышение эффективности, а не наращивание пассажиропотока. В «Сибири» не поддерживают адресную господдержку авиакомпаний, поскольку это ухудшает конкурентную ситуацию на рынке. Другой источник «Ъ» в одной из крупных авиакомпаний согласен, что нужно сокращать провозные емкости и вести взвешенную тарифную политику, но для ряда перевозчиков это — путь к банкротству.

Независимый эксперт Андрей Крамаренко согласен, что уход слабых игроков может позволить отрасли вернуться к прибыльности. Но он отмечает, что даже до их ухода есть риск того, что доля «Аэрофлота» на рынке превысит 50%, а на дальних расстояниях составит более 80-90%, а концентрация рынка скажется на росте стоимости авиабилетов.

2491

Комментарии (25)

Добавить комментарий
  • Горожанин
    06 авг. 2015 г., 19:14:28
    Ответить
    Как ни странно, о том, что авиакомпании начнут сворачивать работу говорилось задолго до этого. Я всегда хотел узнать, как же будут оправдываться в министерстве авиации и вот оно, родилось, заработаааало!!! - изречение о "перенасыщенности" [цензура]...
    • Горожанин
      06 авг. 2015 г., 19:16:31
      Ответить
      Пардон, в министерстве экономики*
  • Ну и не надо..
    06 авг. 2015 г., 19:21:00
    Ответить
    Цены снизьте на авиабилеты ,и будет 100% наполненный салон..
    • уоп
      06 авг. 2015 г., 19:26:58
      Ответить
      Это Россеюшка тут о понижении цен не знают, повысить это пожалуйста.
      Отправлено из мобильной версии
    • 555
      06 авг. 2015 г., 21:36:11
      Ответить
      На поезде дороже до Москвы
      Отправлено из мобильной версии
    • Шут
      07 авг. 2015 г., 8:37:33
      Ответить
      Долги никуда не делись. Долги тянут компании вниз, будь они хоть рентабельны. Ресурсы выведены, резкий рост пассажирапотока заставил брать кредиты для расширения. Сейчас падение пассажиропотока небольшое. Начал он падать только в 4-ом квартале прошлого года. После летних каникул будет резкое падение. Залога нет, кредитовать рисковано. Будут сворачивать бизнес, небольшая стабилизация для оставшихся и постепенная деградация всей авиационной инфраструктуры - не рентабельно при таком пассажиропотоке. Безработных будет тысяч 100 в этой отрасли.
  • фрося
    06 авг. 2015 г., 19:28:42
    Ответить
    жадность фраера сгубила
  • ээх
    06 авг. 2015 г., 19:39:24
    Ответить
    «Трансаэро» и «ЮТэйр» «Аэрофлота» - дети по сравнению с монстром-КАТ. Минпрому РК и КАТу пора уж учить этих неучей...
  • рашен дурдом
    06 авг. 2015 г., 19:40:33
    Ответить
    достаточно посмотреть здесь http://www.flightradar24.com/
    как насыщено самолётами небо над европой и америкой и какая пустота над россией.
    Чтобы понять что разговоры про перенасыщенность рынка ложь.
    Меньше откатов и поборов надо брать с авиакомпаний и в итоге с пассажиров и больше конкурентов допускать сос всего мира и на выходные россиянин сможет позволить себе летать по российским городам, смотреть достопримечательности.
    • Муаро
      06 авг. 2015 г., 20:39:10
      Ответить
      Не пустят потому что каюк сразуперевозчикам наступит, так же и банки не пустят по той же причине.
    • Ы
      07 авг. 2015 г., 10:36:14
      Ответить
      Короч возьмите линейку и приложите какая там у россии площить и какая у ивропы и смарити вааааще какая там плотнасть нуууу ваааще. А так да билетики у нас огого вот бы лоукостер со стоячими местами или с термоодеялом + плед в грузовом ммммм
      Отправлено из мобильной версии
  • Стройте
    06 авг. 2015 г., 19:51:00
    Ответить
    аэропорты и запускайте на российский рынок иностранные авиакомпании. Вопросы будут сразу сняты.
  • Стройте
    06 авг. 2015 г., 19:51:00
    Ответить
    аэропорты и запускайте на российский рынок иностранные авиакомпании. Вопросы будут сразу сняты.
    • Ути
      07 авг. 2015 г., 10:38:00
      Ответить
      Мамин эффективный менеджер
      Давай деньги на аэропорты ану быстро давай изыскивай средства на строительства эьих самых иди в мвф попроси кредит как в одной очень сильно нашумевшей в последнее время стране хех мда
      Отправлено из мобильной версии
  • Смешно
    06 авг. 2015 г., 20:56:29
    Ответить
    А как же миф про понижение цен при возникновении конкуренции???
  • Суть
    07 авг. 2015 г., 0:13:17
    Ответить
    Кранты ютейру
  • м
    07 авг. 2015 г., 5:18:00
    Ответить
    летел давича Питер-Хельсинки.
    А-320 "Россия". Нас на борту было 9 пассажиров.
    Отправлено из мобильной версии
  • 1972
    07 авг. 2015 г., 7:56:07
    Ответить
    Прощай комиавиатранс , прощай китайские ембраеры,
    Отправлено из мобильной версии
    • 777
      07 авг. 2015 г., 10:26:08
      Ответить
      Может бразильские?
      • Сыктывкар
        07 авг. 2015 г., 11:04:47
        Ответить
        У Эмбраера был завод в Китае. Эти самолеты были взяты из-под китайской авиакомпании. Таки, бразильские?
  • житель
    07 авг. 2015 г., 10:13:49
    Ответить
    В Европе самолёты дешевле поездов, люди летают постоянно и это нормально. А у нас глянешь на флайтрадар, небо пустое, как над Монголией. Конечно люди не летают с такими ценниками.
    Отправлено из мобильной версии
    • 777
      07 авг. 2015 г., 10:29:33
      Ответить
      А не надо путать, в них города миллионники на расстоянии как сык-ухта и соответственно кол-во "летающего" населения, ну и уровень жизни гораздо выше, учитывая уровень зарплат.
  • 12-3
    07 авг. 2015 г., 15:38:07
    Ответить
    Ура! Поганый ЮТэйр банкрот! Скорее бы и ЮТэйр-Экспресс пошел помиру.
    • 89
      07 авг. 2015 г., 16:23:18
      Ответить
      чему радоваться?! а ЮТ-Экспресс уже давно не летает...всё