10:30, 07.08.2015

На обсуждение: «Почему силовикам все легче вмешиваться в частную жизнь?»

За последние годы контроль за вмешательством силовых органов в частную жизнь практически прекратился. Суды выдают разрешения почти автоматически, а отчетности требуется все меньше, пишет РБК.

w_c4KOC6OBI.jpg

Фото РБК

Аппетиты растут

В России неуклонно растут масштабы вторжения силовых органов в частную жизнь граждан и практически сходит на нет судебный контроль над такими решениями. Как показывает статистика решений российских судов, с 2008 года более чем вдвое выросло количество удовлетворенных судами ходатайств «об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи» в рамках оперативно-разыскной деятельности. Следственные органы отстают ненамного.

В 2014 году силовики (в основном полицейские из МВД) запросили 513 тыс. таких разрешений и получили 509 тыс. разрешений: судьи удовлетворили 99% ходатайств. В основном речь идет об МВД и ФСКН. У Следственного комитета нет собственных оперативно-разыскных подразделений, а ФСБ, имея доступ к системам слежки вроде СОРМ, крайне редко обращается в суды для получения разрешений на подобные действия.

Не отказывают суды в подобных ходатайствах и следственным органам, хотя запросы поступают втрое реже: из 184 тыс. ходатайств «о контроле и записи телефонных и иных переговоров» суды удовлетворили 97% (здесь уже доля СК может быть относительно высока). Нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища суды разрешают оперативникам в 98% случаев, а следователям — в 96%.

В первую очередь речь идет об обысках и осмотрах помещений, о затребовании распечаток телефонных переговоров или отслеживания перемещений фигуранта по его мобильному телефону — в самых рядовых уголовных делах, с беззащитным и безграмотным обвиняемым и адвокатом по назначению. Нарисовал маршрут, доказал факт переговоров, нашел (или «нашел») при обыске что-нибудь инкриминирующее — и дело сшито.

Если в конце 2010-х, несмотря на растущие аппетиты силовиков, суды начинали смотреть на подобные требования чуть строже, то за 2011–2014 годы судебный контроль над вмешательством в частную жизнь практически прекратился: разрешения выдаются только что не автоматически.

Без адвоката удобнее

Несколько иначе обстоит дело с уголовными делами на относительно «непростых» подсудимых: бизнесменов, госслужащих. Там, где подозреваемый в состоянии защищаться, суды подходят к делу чуть осторожнее. По запросам на арест корреспонденции и выемку документов с 2011 года разрешения стали выдаваться чуть с большим трудом. Хотя соотношение отказов и разрешений и тут не превышает соотношения 1:25. А в согласии на арест имущества суды и вовсе отказывают следствию в 13% случаев. Тут уже не скажешь, что решения штампуются на автомате.

Нетрудно догадаться, когда счет общему количеству «ограничений» конституционных прав граждан идет на сотни тысяч, а разрешения выдаются на автомате, достаточно легко спрятать среди этого потока любые специфические случаи: рейдерские дела, заказные, политические, возбужденные с коррупционными целями и другие. Это объясняет, почему силовики так много обращаются к судам за разрешениями на разные виды перлюстрации именно в рамках ОРД (тайного просмотра личной корреспонденции), почти втрое больше, чем следственные органы, у которых, казалось бы, и аргументация для суда должна быть посолиднее, и прав побольше. Ведь следователь начинает заниматься расследованием после формального возбуждения уголовного дела.

В основном это вопрос удобства и безопасности самих силовиков. В рамках оперативно-розыскных действий (тех полицейских мероприятий, которые проводятся до начала официального расследования) можно лезть в секреты граждан, никому не отчитываясь, никого об этом толком не уведомляя и не отвечая за последствия. Как уже неоднократно писали эксперты, полиция в принципе склонна сдвигать основные следственные действия на период до формального возбуждения уголовного дела, когда закон подозреваемого практически не защищает. Пока нет адвоката и даже нет обязанности сообщать человеку, что он под подозрением. Подозреваемого можно вызвать в качестве свидетеля и допросить без адвоката или просто задержать и «побеседовать» неформально.

Это же и освобождает их от ответственности, в случае если сведения не подтвердились или дело не выглядит легкорасследуемым. За закрытое вследствие реабилитации фигуранта дело силовиков больно «бьют» как за незаконное преследование невиновного. Поэтому в России практически никого не реабилитируют на следствии и не оправдывают в судах. Открытое и не доведенное до суда дело, в котором виновника так и не нашли, портит статистику раскрываемости. А пока дело не возбуждено, уклониться от его возбуждения много проще, чем потом закрывать.

Секретно по умолчанию

Оперативно-розыскная деятельность защищена законом о государственной тайне — ее материалы засекречены по умолчанию. Материалы следственного дела, наоборот, по умолчанию открыты и должны быть доступны уж, по крайней мере, обвиняемому и его адвокату.

Силовики ни перед кем не отчитываются за прослушивания, просмотры корреспонденции и телефонные распечатки. Вернее, они могут отвечать за то, что решат включить в состав уголовного дела, если дело будет передано в суд. Оперативник сам решает, что из своих секретных материалов отдать следователю, не имеющему, как правило, допуска к секретным данным. А следователь сам решает, что вложить в уголовное дело для прокурора и судьи.

Мало того, разрешения на ОРД в силу той же секретности выдает судья со специальным допуском к секретным материалам. Обычно на весь рядовой районный суд приходится один такой судья, проверенный спецслужбами, и даже председатель суда не может вмешаться в его отношения с силовиками по этим вопросам, если сам не имеет допуска. Удивительна ли на этом фоне почти стопроцентная лояльность судов к подобным запросам?

Вечерний звон

Взглянем по контрасту с ОРД на наиболее типовое следственное действие: обыск или осмотр жилища. Здесь наблюдается относительно скромное количество ходатайств о разрешениях на проведение обысков по сравнению с прослушками. В России официально возбуждается в год чуть больше 2 млн уголовных дел и доводится до суда чуть менее миллиона (в 2014 году от правоохранителей в суды поступило примерно 850 тыс. дел). Трудно что-либо утверждать о делах, не доведенных до суда, но если посмотреть на те, которые через суд прошли, то результаты тех или иных обысков можно увидеть практически в каждом деле — их проводят не только у подозреваемого, но и у иных причастных, а часто и у потерпевшего.

Это часть стандартного следственного «джентльменского набора», то, без чего прокурор вряд ли примет у следователя работу: экспертизы, протоколы допросов, протокол обыска. Менее 200 тыс. разрешений на обыск в год — при всей солидности этой цифры — маловато. Разгадка проста: следователи предпочитают не тратить драгоценное время, не писать лишних бумажек и не обращаться к судам за разрешениями.

Вместо этого обыски проводятся ночью, после рабочего дня, когда суды закрыты. Закон дает следователю такое право в экстренных случаях, когда медлить нельзя, — вот почему большинство обысков объявляются экстренными. После этого суд извещается задним числом и в случае несогласия может принять меры. Причем решение может принимать любой судья, право допуска судьи к секретным материалам совершенно не нужно.

2681

Комментарии (40)

Добавить комментарий
  • Алло
    07 авг. 2015 г., 10:45:18
    Ответить
    писаки! Если сами не понимаете о чем пишете, то не пудрите людям мозги. Из-за таких "грамотеев", граждане становится "просвещенными и юридически подкованными", но только в той части, где им выгодно и далее с ними просто невозможно работать - все знают свои права, но никто не знает своих обязанностей, будь то потерпевший или подозреваемый.
    БНК,пишите объективно, а не гонитесь за дешевой сенсацией. Ведь вы пишете о полицейском произволе и не говорите ни слова о других структурах, которым Законом разрешено заниматься ОРД. Или про других страшно писать, как бы чего не вышло?
    • 100
      07 авг. 2015 г., 10:48:14
      Ответить
      Согласен
      Отправлено из мобильной версии
    • Воркута
      07 авг. 2015 г., 11:06:25
      Ответить
      бред конечно
    • КОМИльфо
      07 авг. 2015 г., 11:49:16
      Ответить
      Суды выдают разрешения почти автоматически, а отчетности требуется все меньше, пишет РБК........Банка просто перепечатала
  • безумнее
    07 авг. 2015 г., 10:51:38
    Ответить
    Бреда еще не читал.
    Отправлено из мобильной версии
  • 111
    07 авг. 2015 г., 10:54:48
    Ответить
    банка, вы там какого-то неадекватного на работу приняли что ли? Последнее время одна статья краше другой по своей тупости и безграмотности. Эта так вобще ШЕДЕВР идиотизма. Писака понятно что никакого отношения к следственной и оперативной работе не имеет, но раз уж вы зоветесь журналистом, то будьте добры хоть немного вникнуть в то, что вы пишете. Читаю и смеюсь над каждым словом, ей Богу, бред сумасшедшего))))
    Отправлено из мобильной версии
  • Воркута
    07 авг. 2015 г., 11:04:09
    Ответить
    «Почему силовикам все легче вмешиваться в частную жизнь?»
    А что, когда то у них были сложности? Почитайте требования к тем кто предоставляет услуги связи. Все хранить пол года и дистанционный доступ для спецслужб. Закон от 90-х годов. В остальных сферах ежегодное расширение полномочий.
  • Не ВАТА
    07 авг. 2015 г., 11:05:52
    Ответить
    ПУТИН - ВРАГ
    ПУТИНА к ответу за геноцид русского народа !!!
    • не вате с ватными мозгами
      07 авг. 2015 г., 14:31:17
      Ответить
      Написал ты вообще не в тему
  • Не надо рефлексировать
    07 авг. 2015 г., 11:07:45
    Ответить
    Все правильно, пусть слушают, смотрят что хотят, честному человеку опасаться нечего.
    Думаю, что предотвращенный ущерб в разы выше причиненных неудобств.
    Ну, посмотрел порнушку на работе отследили тебя, покраснел, живи дальше :-)))...
    Единственное, надо подумать о возможности появления российского Сноудена и уже сейчас иметь план на этот счет.
    После побега Потеева исключать ничего нельзя.
  • посетитель
    07 авг. 2015 г., 11:10:18
    Ответить
    мусора отписались
  • М
    07 авг. 2015 г., 11:38:30
    Ответить
    Долой репосты статей от страшных баб из федеральных СМИ! Хватит этой бредятины!
    Вчера Латынина, сегодня Панеях! они Сублимируют!
  • НП 5 К
    07 авг. 2015 г., 11:53:49
    Ответить
    Вынужден "согласиться" с комментаторами (Алло,111). Никто не имеет права судить и оценивать работу МВД, ФСБ, СК, Судов и др. Кроме этих же органов.Только они могут объективно рассказать о своих достижениях и имеющихся на ряду с ними отдельных недостатках. Дело в том,что все вышеназванные органы предназначены исключительно для себя самих.Естественно,что бы понимать и знать их истинные, а не декларируемые цели, нужно работать в этих органах и следовательно иметь право давать единственно верную оценку, самому себе.
  • Я нормальный
    07 авг. 2015 г., 11:57:03
    Ответить
    Жуликам и ворам
    Я живу честно и праведно! И мне по ..й что за мной кто-то следит и слушает! На здоровье! Абсолютно по ..й! пусть бояться те, у кого ж.па грязная! Заголосили б..ть!
    • "НОРМАЛЬНОМУ"
      07 авг. 2015 г., 12:14:38
      Ответить
      Был бы человек, а статья найдется,и не тебе решать НОРМАЛЬНЫЙ что есть честно и праведно! То что ты еще не сидел, это не твоя заслуга а наша недоработка .Лаврентий
    • !
      08 авг. 2015 г., 7:12:14
      Ответить
      согласна! кто не нарушает, тому и пофиг. пусть слушают про помаду, детей и еду!
      Отправлено из мобильной версии
  • Я НЕ Нормальный
    07 авг. 2015 г., 12:14:17
    Ответить
    Я Нормальный
    Это ты до определенного момента не будешь голосить,а вот потом заопишь,как в отмодерировано ! Непрекосновенность моей частной жизни,гарантируется Конституцией России.Сейчас не войны,я на свободе.Зачем эти страшилки?
  • Для НП5К
    07 авг. 2015 г., 12:25:29
    Ответить
    дело не в согласии либо несогласии, а в том, насколько безграмотно в статье описывает автор всю эту тематику и схемы работы. Абсолютно ноль интеллекта и познаний в сфере элементарной журналистики. Я об этом.
    Отправлено из мобильной версии
  • лучше бы они ,эти
    07 авг. 2015 г., 12:36:48
    Ответить
    силовики оперативнее бы срабатывали на обращения граждан,которые к ним обращаются и многих трагедий бы удалось избежать,включая страшную,которая произошла в Нижегородской области..Слава Богу уже двоих ответственных лиц задержали,включая участкового,к которому неоднократно обращалась погибшая женщина..
  • Я нормальный
    07 авг. 2015 г., 13:22:33
    Ответить
    Во отмодерировано заголосили! Испугались? Неприкосновенность у вас.Конституцией гарантирована. Какая? От чего? Воровать не разрешают? Людей обманывать не разрешают? отмодерировано заниматься? Так осторожнее будьте.
    • ?
      07 авг. 2015 г., 13:31:40
      Ответить
      Сказочный отмодерировано . - YouTube
    • 765
      07 авг. 2015 г., 14:33:54
      Ответить
      Респект
      +1000000
  • Роман
    07 авг. 2015 г., 13:25:12
    Ответить
    По участковому. Там всё надо в комплексе смотреть - и врачи педиатры и психиатры и опека и полиция и соцслужбы и детский сад - и КПДН и ииии многие другие должны быть в связке, а не участковый, к которому обращались.
  • Опытный
    07 авг. 2015 г., 14:03:08
    Ответить
    Так же проще
    Просто выбирают людей по проще с которыми проблем не будет, для того чтобы денежек подзаработать и звездочек.
  • Вениамин
    07 авг. 2015 г., 15:22:08
    Ответить
    Опытному
    В каких только сферах не работал. 3 высших образования, в том числе МВТУ им.Баумана. Мне 53 года, но никогда с этим не сталкивался. Вот с уродами которые сидеть должны, но не сидят, часто. Что- то их недостаточно прослушивали видимо
    • Вениамину (красивое имя):
      07 авг. 2015 г., 16:30:32
      Ответить
      значит вы недостаточно хорошо работали..
  • Александр Щиголев
    07 авг. 2015 г., 17:50:38
    Ответить
    У меня забавный случай был по одному уголовному делу, где я был защитником!
    .
    Одного старшего лейтенанта обвиняло ФСБ в хищении боеприпасов. По делу проходила прослушка его телефона с "подельником", на которое было выдано разрешение в августе 2004 года.
    А в обвинительном заключении сказано, что о причастности его к хищению боеприпасов стало известно в ноябре 2004 года. А само угодовное дело было возбуждено в сентябре 2004 года....

    Органы давно используют одно разрешение на разные дела. Сперва слушают всех подряд, а потом ставят номер постановления на прослушивания от любого другого дела. Иногда, вот, лохануться могут...)

    Старлея того тогда удалось оправдать....
    • То есть
      08 авг. 2015 г., 12:43:46
      Ответить
      Вы гордитесь,тем,что человек,совершивший преступление, с Вашей помощью ушел от ответстветственности.Браво!
      Отправлено из мобильной версии
  • Доктор
    07 авг. 2015 г., 17:53:20
    Ответить
    Обычно про больного с онкологией говорят, что у него плохая наследственность.Поэтому и результат лечения не очевиден.
  • Зина
    07 авг. 2015 г., 18:26:58
    Ответить
    Смешно, какая частная жизнь!? От действий каждого зависит благополучие страны. Мы должны быть уверенными в завтрашнем дне, потому не надо нарушать устоявшиеся в России традиции и жить единой нацией как один человек. Честным людям скрывать нечего
    • Зине-комсомолке
      07 авг. 2015 г., 18:37:37
      Ответить
      1-й Устав РКСМ написал Оскар Львович Рывкин, где имелся пункт следующего содержания: «Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой». Положение действовало до 1929 года, когда была принята вторая редакция этого Устава. Параграф о соитии изъяли.
    • Единый
      07 авг. 2015 г., 21:25:03
      Ответить
      Зина, я сегодня у тебя переночую, ладно?
      • муж Зины Единому
        07 авг. 2015 г., 21:28:35
        Ответить
        рискни,смельчак!!!
  • Да уж
    07 авг. 2015 г., 20:00:07
    Ответить
    если у тебя рыльце не в пушку, то бояться нечего
    ничего у тебя контролировать никто не собирается, у всех своих дел полно
  • любопытный
    07 авг. 2015 г., 21:49:54
    Ответить
    Александру Щиголеву
    И всё же, старлей похищал боеприпасы или нет? Или он перед законом чист, а следователи ФСБ не профессионалы?
    • Александр Щиголев
      08 авг. 2015 г., 8:54:24
      Ответить
      Всё началось с того, что у знакомой приятеля этого офицера, в Москве, оставалась пачка патронов от ПМ от бывшего мужа, который был награждён именным оружием. Эту пачку патронов она отдала этому знакомому, который привёз её в Сыктывкар.
      .
      А дальше - как в детективном романе, но про плохих чекистов.

      Эту пачку патронов приятель хранил в поломанной микроволновке на работе. Там же он хранил и травку. С этой травкой его заложил штатный стукач ФСБ, который у него работал в магазине. Приехали чекисты травку изымать, и ВДРУГ!!!, О РАДОСТЬ!!! И пачка патронов там!!!

      Они возбудили уголовное дело в отношении приятеля. Потом ещё одно уголовное дело в отношении знакомой, которая отдала патроны, в отношении её мужа, в отношении стукача, который заложил с травкой. И в отношении этого старшего лейтенанта, т.к. он был другом того, у кого нашли патроны.
      Ну нужен был человек в погонах, для комплекта!

      Они возбудили на этой пачке патронов аж ПЯТЬ уголовных дел. Отдельных! Хотя всё должно было проходить в рамках одного уголовного дела.
      Зачем, спросите? Да потому, что отчётность идёт по количеству возбуждённых дел!!! И в тот месяц наше УФСБ вышло на первое место в России по борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Тогда тот начальник УФСБ Пиюков получил орден по этим результатам.

      А старлея развели на чистой подтасовке доказательств. По делу проходила, основным доказательством, видеозапись его допроса, где он, якобы, признаётся в хищении. Я обратил внимание, что по отчёту техотдела запись велась в течении 2 часов 16 31 минуты. А в деле был ролик продолжительностью только 16 минут. Когда стали смотреть, оказалось, что плёнка смонтирована отдельными кусками, где цитаты подобраны так, будто старший лейтенант признаётся в совершении хищения этих боеприпасов.
      Такой фальсификации, наверно, и во времена НКВД не было! Суд признал (!) доказательства сфальсифицированными. Офицера оправдали. Но к тому времени ордена и звания операми и их начальниками уже были получены...

      Вот и делайте выводы, какие сотрудники УФСБ профессионалы. Какой там профессионализм, если не смогли качественно сфабриковать уголовное дело.
      Но с другой стороны, на одной пачке патронов отчитаться как за пять уголовных дел, и без всякой ответственности за фальсификацию доказательств... это, своего рода, не малый профессионализм.
      • Александр Щиголев
        08 авг. 2015 г., 8:58:25
        Ответить
        Да, с записью прослушки телефонного разговора была такая же фигня.
        .
        Её нарезали кусочками....
        • Александр Щиголев
          08 авг. 2015 г., 8:59:32
          Ответить
          Кстати!
          .
          Об этом деле дважды писала "Комсомольская правда"...