23:00, 03.03.2010

Эссе Михаила Ходорковского "Узаконенное насилие"

БНКоми представляет на обсуждение очередной полемический текст - текст экс-олигарха Михаила Ходорковского в "Независимой газете".

 

Мой взгляд на работу нашей правоохранительной Системы и на ощущения человека, попавшего в ее жернова, был бы слишком нетипичным, если бы основывался только на моем личном опыте. Все-таки я – немножко другой заключенный.

Мои приключения проходят под двойным грифом «особый контроль» – это случайно обнаружил мой адвокат Юрий Шмидт в ходе заседания Верховного суда РФ.

И сидел я всегда под этим самым «особым контролем». Аудио-, видео- и человеческим. Бомжей, пришедших в тюрьму отдохнуть от тяжких условий улицы, ко мне в камеру никогда не селили.

То, что я расскажу, – результат непроизвольной работы аналитика (каким неизбежно является руководитель любой крупной предпринимательской структуры), на протяжении почти семи лет постоянно находящегося в гуще борьбы наших правоохранителей как между собой, так и против российских граждан.

Первое и главное, что я понял уже на третий месяц своего тюремного заключения: наши «внешние» представления о милиции, прокуратуре, суде, ФСИН как о неких самостоятельных структурах абсолютно ошибочны. Пока ты не оказался в лапах Системы, ты почти ничего не знаешь о ней.

Система – по сути, единое предприятие, чей бизнес – узаконенное насилие. Предприятие очень крупное, с огромным количеством внутренних конфликтов, столкновений интересов. На этом предприятии трудятся и приличные люди, и подонки – дело не в качестве человеческого материала, а в самих принципах организации Системы.

Система – конвейер гигантского завода, который живет в собственной логике, не подчиняющейся в общем случае внешней корректировке. Если вы стали сырьем для этого конвейера, то на выходе всегда получается автомат Калашникова, то есть обвинительный приговор. Иной результат переработки сырья Системой рассматривается как брак. Поэтому мысль о том, что кто-то в чем-то будет разбираться, опять же в общем случае надо оставить. Вам не дадут просто так уйти только потому, что ваша вина не доказана или не существует. Это – важнейший принцип работы Системы. Ее цель – не установить истину, а решить свою собственную задачу. Человек – лишь объект, необходимый материал для статотчетности.

Работа конвейера состоит из трех основных этапов.

1. Оперативный этап – отнесение какого-то реального или придуманного факта к преступлению и назначение виновного. Хотя часто бывает в обратном порядке – сначала назначение виновного, а затем поиск того, что можно было бы оформить как преступление.

Расследование экономического преступления (я не об обычной уличной преступности) редко начинается с заявления реального пострадавшего. Обычно событие преступления находят – или изобретают – сами правоохранители. Действительные потерпевшие Системе мешают. Один из очень немногих случаев, когда Система реально отреагировала на заявления обманутых граждан, – «казус Мавроди». Мавроди за организацию финансовой пирамиды общероссийского масштаба получил 4,5 года. Обычный же, средний срок для человека, обвиненного в экономическом преступлении и не признавшего свою вину, сегодня – 10 лет.

2. Следственный этап – оформление бумажек и окончательное согласование роли, отведенной каждому назначенному (справедливо или нет) виновным.

Необходимо отметить, что Система в целом безразлична к конкретным персоналиям и не страдает маниакальной жестокостью. Если в отношении человека нет персонального заказа посадить, то жертва может отдать то, что от него требуют (обычно 90% имущества), и получить условный приговор. Либо даже подставить вместо себя какое-то иное лицо, которое и будет сидеть. Помощь в переоформлении необходимых бумаг будет оказана самой правоохранительной Системой. Она это умеет. Прекращение дела – брак, «частный интерес», Система с этим борется, хотя не всегда успешно.

3. И, наконец, судебный этап – легализация решений, принятых на предыдущих этапах, в ходе судебной процедуры.

Старый анекдот: вопрос судье – «Можете ли вы осудить невиновного?», ответ: «Нет, никогда. Я дам ему условный срок!» – недалек от истины. Если дело совсем пустое и нет четкого заказа, то суд может назначить условный срок, выпустить «за отсиженным» или даже вернуть дело прокурору. Система отстроена и работает так, что судья, вынесший оправдательный приговор, рискует не только оказаться в ней изгоем, но и получить ярлык «подозрительного» по части коррупции. Для поколения судей, воспитанных самой же Системой и ощущающих себя чиновниками в определенной вертикали скорее, чем вершителями правосудия, это реальный и высокий риск. Поэтому оправдательный приговор (если это не суд присяжных) – из разряда легенд, и ничтожная (0,8%) доля таких приговоров именно отсюда.

Роль ФСИН – исключительно поддерживающая. Может колебаться в диапазоне от поощрительно-индифферентной до активно-пыточной.

В активно-пыточные условия можно попасть, если есть заказ сравнительно высокого (генеральского) уровня, либо в качестве личной услуги одного майора другому, либо если тюремное начальство само хочет чем-то поживиться. Например, квартирой заключенного (наиболее обычный случай).

Система крайне насмешливо относится к закону, поэтому уповать на закон – в общем случае опасная глупость. Однако есть отдельные важные частности.

Наиболее внимательно Система следит за исполнением формальных требований УПК:

– вас могут бить, лишать лекарств и квалифицированного медобслуживания, издеваться грубо или изощренно, но обязательно дадут расписаться за право не свидетельствовать против себя;

– вам запретят приобщить документы, свидетельствующие о вашей невиновности, но остальную макулатуру или липу вручат для ознакомления опять-таки под роспись;

– вы очень часто сможете увидеть и в обвинении, и даже в приговоре слова «в неустановленном месте, в неустановленное время вступил в сговор с неустановленными людьми», но саму эту «филькину грамоту» вам вручить никогда не забудут.

В то же время изъятых при обысках документов в деле, возможно, не будет, а совершенно иные, неизвестно откуда взявшиеся там окажутся, и факт подобного «документооборота» не вызовет на челе судейского чиновника ни тени озабоченности. «Законно и обоснованно» – эти слова, как американское «How do you do», давно потеряли первоначальный смысл.

Из Уголовного кодекса Система внимательна лишь к максимальным срокам наказания. Больше положенного (а «положено» по экономическим статьям «первоходу» до 22 с половиной лет, так как статья 174 («отмывание») присоединяется к почти любой экономической статье и делает вас «особо опасным») не дадут.

Если кто-то думает, что уйти от уголовного наказания в РФ можно только потому, что не было события или состава преступления, этот кто-то – закоренелый идеалист.

Если в статье Уголовного кодекса написано «безвозмездно», а вы купили вещь за миллион и чувствуете себя спокойно, значит, вы плохо информированы. Эксперт (например, сотрудник института МВД или «внештатник» Генпрокуратуры) легко оценит вещь в миллион сто тысяч (или в девятьсот тысяч в зависимости от необходимости), и – внимание! – для уголовного суда ваш миллион будет «безвозмездно»!!! Это не шутка, а правоприменительная практика.

Если в статье Уголовного кодекса написано «против воли акционерного общества», а вы – единственный акционер и полагаете, что иной воли, кроме вашей, у акционерного общества быть не может, – наш «самый гуманный» суд поможет вам изменить ваше глубоко ошибочное представление. На самом деле воля вашей компании определяется не вами и не компанией, а прокурором.

Изменения, внесенные по инициативе президента Медведева в статьи УК о налоговых преступлениях, пока мало затронули интересы рейдерских банд. Они и до этого не очень любили эти статьи – сроки маленькие, «всего» шесть лет. А вот поправка в статью о преюдиции (запрет игнорировать ранее установленные судами фактические обстоятельства) вызвала у них всплеск бешеной ненависти и активный поиск способов проигнорировать новый закон. Под угрозой многомиллиардные взятки и откаты. Особенно с учетом достаточно независимой позиции, последнее время демонстрируемой руководством Высшего арбитражного суда.

Но пока это еще периферия драмы, тем более что и без приговора любой следователь легко обеспечит любого предпринимателя «хотя бы» полутора годами тюрьмы. Ведь те документы, которые вам выдали сами чиновники, в любой момент могут быть признаны незаконными (пример поселка Речник), а если президент страны не вмешается лично, то перепродажа, например, вашего собственного дома может сделать вас «отмывателем». А значит – внимание! – согласно нашему гуманному закону «особо опасным преступником» с перспективой 22 с половиной лет колонии строгого режима.

Вы что думали: снос дома и сопутствующий штраф – это жестоко? Да Юрий Михайлович Лужков гуманист из гуманистов по сравнению с любым из рейдеров в погонах.

Ну и наконец. Хотите по-настоящему рассмешить суд? Сошлитесь на конституционный принцип – презумпцию невиновности. Наша судебная система из этого принципа не исходит. Потому, собственно, в последнее время участились нападки на институт суда присяжных.

Присяжные, как правило, неустраненные разумные сомнения толкуют в соответствии с Конституцией, в пользу подсудимых, а недоказанность вины полагают равной невиновности.

Любой винтик Системы твердо убежден в обратном. Если невиновен – докажи это, причем сидя в тюрьме. И его убежденность каждодневно поддерживается судебной практикой – 0,8% оправданий, чуть больше 20% отмен оправдательных приговоров присяжных.

У судьи «нет оснований не доверять написанному человеком в погонах», а сказанное обычным гражданином есть «способ ухода от ответственности».

Очень интересно, что четкая убежденность большинства судей в вышесказанном коррелирует с правилами преступного мира, где слово «авторитета» гораздо весомее слова «мужика». Это пережиток сословного общества, где слово дворянина ценилось куда выше слова простолюдина.

Судебно-полицейский конвейер ежегодно пожирает достоинство и судьбы сотен тысяч наших сограждан. Попавших в тюрьмы, лишившихся родных и близких или «просто» потерявших свое имущество. Сюда же относятся судьбы действительных потерпевших, невыгодных Системе. Тот, кто попал в жернова, без потерь оттуда не выберется. Конвейер парализует страхом, уничтожает жизненную активность миллионов.

Но этот конвейер не вечен. Хотя бы потому, что он ежегодно порождает многие тысячи людей, ненавидящих Систему.

Речь сегодня уже идет не об экономике, не о падении предпринимательской активности. Вопрос стоит просто и прямо:

– либо Система преступного конвейера будет разрушена, а ее действительно необходимые любой стране части приведены в соответствие с Конституцией; для этого требуются воля и решительные действия высшего политического руководства страны;

– либо ее разрушение произойдет традиционным для России способом – снизу и кровью.

Детонатором взрыва же может стать все что угодно.

С уверенностью можно сказать, что силовой конвейер, подменивший правосудие, – это могильщик современной российской государственности. Потому что он с завидной регулярностью восстанавливает против этой государственности многие тысячи самых активных, разумных и самостоятельных граждан страны. Тех, от чьего выбора зависит в конечном счете судьба государства.

И не надо убаюкивать себя результатами социологических опросов. Инертное большинство часто голосует за власть, особенно в условиях отсутствия демократии. Социальный взрыв (как и социальный прогресс) обеспечивает активное меньшинство – тогда, когда оно не может более терпеть сложившегося порядка вещей. 3% населения, если это его самая активная часть, – критическая масса, необходимая и достаточная для радикальных перемен.

Силовой конвейер с присущей ему грубой методичностью кует сегодня такое антисистемное меньшинство. Странно, что правящая элита России, кроме ее небольшой разумной части, этого совершенно не боится. Что у нее не срабатывает хотя бы инстинкт самосохранения.

 

1126

Комментарии (66)

Добавить комментарий
  • flylord
    04 марта 2010 г., 7:19:59
    Ответить
    Но этот конвейер не вечен. Хотя бы потому, что он ежегодно порождает многие тысячи людей, ненавидящих Систему.
    Скоро семнадцатый год!
  • 1917
    04 марта 2010 г., 8:30:38
    Ответить
    отмодерировано
  • странник
    04 марта 2010 г., 8:32:16
    Ответить
    семнадцатый год
    нет это путь в никуда, ведь революция с одного из древних языков означает-грабеж с большой скоростью.
    Надо идти другим путем.
    • Мавзолей
      04 марта 2010 г., 11:16:40
      Ответить
      Надо идти другим путем.
      Дык! Ленин-то в мавзолее
  • потерпевший
    04 марта 2010 г., 8:53:31
    Ответить
    Всё верно, век воли не видать. Не раз умные евреи предупреждали о последствиях правового беспредела. Чем кончалось? Правящая элита наша чувствует себя настолько круто защищенной, что когда ей начнут выпускать кишки, сделает круглые глаза и, наверное перед вечной тьмой успеет задать себе два вопроса: -за что??? и -за что я плачу своим бультерьерам???? Россия много раз умытая кровью наступает на одни и те же грабли. Вот, почему, у нас к власти во все времена приходят изощренные, хитрые и жестокие уроды? Ау, Россия... Нет ответа.
    • василий
      04 марта 2010 г., 21:15:47
      Ответить
      потерпевшему
      вспомни фамилии и внешность нынешней правящей элиты. и что? а ты их умными обозвал...
    • об алкающих власти
      04 марта 2010 г., 23:52:01
      Ответить
      пояснись, власть - это что за ё? ты туда рвешься чтоб что?
  • Ух Их
    04 марта 2010 г., 9:07:08
    Ответить
    Не верю, что высшее политическое руководство страны не знает об этой Системе, возможно оно и пытается что-то отремонтировать, но как это возможно сделать?
    Наш ныне действующий президент мне видится все же романтиком, очень порядочным человеком, которого не коснулась ни коим образом когда бы то ни было эта Система. Мне кажется ему, как романтику-идеалисту белому воротничку, трудно поверить во все вышеперечисленное, он полагает, что есть и хорошие люди в так называемой Системе и их большинство, на том и остановился, от этого и идут его определенные действия в этом направлении.
    Путин - далеко не романтик, уверен опять же и в его порядочности, он определенно реалист, но может быть его в большей степени переклинило на внешнюю политику, там он действительно хорош. Есть ли у них команда, которая готова заняться указанной темой? Не пойму, ожидаем перемен.

    А пока вспомним мультфильм про кота Леопольда и перефразируем его выражение - Ребята, давайте жить честно.
    • Их Ух
      04 марта 2010 г., 9:26:34
      Ответить
      Уважаемый прекраснодушный Ух Их. Неужели Вы верите в то, что Медвепуты не представляют себе истиного положения вещей? Они оба адепты Системы. А Путин еще и профессионал. Ну выгоден им этот беспредел. Придушить кого угодно в любой момент... Мечта любого правителя, что Грозного, что Усатого. Ни-че-го они менять и ремонтировать не станут. Продекларируют "кардинальные изменения", уволят еще парочку генералов на пенсию, на том всё и кончится. Это же СИСТЕМА! Их порождение...
      • Ух Их
        04 марта 2010 г., 10:01:39
        Ответить
        Их Уху)))))
        Одно дело иметь возможность "придушить кого угодно в любой момент", другое - иметь СИСТЕМУ, состоящую из равнодушных вершителей правосудия, которые попросту не хотят работать, а действуют по принципу, раз есть обвинительное заключение, значит нужно просто определить срок, зачем разбираться виновен или нет?

        Сравним с бизнесом, вряд ли руководитель будет доволен, если его работник сработал в отдельном эпизоде непрофессионально, халатно, и его фирма потеряла репутацию? В конце концов этот работник получает зарплату и попросту должен её отрабатывать.
      • Ухаха
        04 марта 2010 г., 19:00:36
        Ответить
        Путин еще и профессионал
        Чего это он профессионал? Человек, называющий себя разведчиком, был резидентом в ГДР!!! В стране, где гебешники командовали местной контрразведкой (Shtasi). Другого стажа в разведке Путин не имеет. Так какой он профессионал?
    • ух иху
      04 марта 2010 г., 10:45:00
      Ответить
      Я вижу ух их это ты романтик, приэтом очень наивный.
      Наши уважаемые вышеуказанные провленцы, как раз и являются рулевыми данной системы и неугодных им людей, таких как Ходорковский заталкивают в этот круговорот.
      • Ух Их
        04 марта 2010 г., 11:04:41
        Ответить
        Очень пафосный ответ, не в обиду.

        Напротив наивно полагать, что они сами себе яму роют, наплодили бездельников на местах, гнущих народ, чтобы тот завопил уже с лозунгами на улице.

        Для того чтобы топить таких как Ходорковский, достаточно например определить, что если обвинение предъявляет генеральная прокуратура, то дело рассматривает Верховный суд в первой инстанции, судей соответственно назначает Президент. Все.

        А те что на местах, в деревнях и селах - вот за кого нужно браться, известно же всем, что после первой инстанции обжаловать что-либо почти невозможно. Так вот получается "истину" куют в провинции, а наверху истинность "истины" никого не волнует.
        Уверен, что эта тенденция напрягает и наших главных правителей.
    • Ирина
      04 марта 2010 г., 22:04:21
      Ответить
      Вы статью то хорошо прочитали, кто автор уточнили???
      Вы думаете почему Ходорковский из тюрьмы пишет???? Или вы думаете это его Путинская команда туда упекла?
      Да очнитесь же вы, Путин - бывший разведчик, он прекрасно понимает, что создал и доверия народа, того, что было еще года три назад нет, напротив все больше голосов против его ветви власти. И ветвь эта кустится как раз МВД, прокуратура, следственные комитеты, ФСБ, наркоконтроль и т.д. и т.п.
      Он имеет доступ к такой информации, что всю правящую элиту может за один день прижать к ногтю. Вспомните поговорку : "Рыба гниёт с головы".
      Закончить хочу словами классика
      Оковы тяжкие падут,
      Темницы рухнут,и
      Свобода
      Вас встретит радостно у входа........
      • ирине
        05 марта 2010 г., 0:04:02
        Ответить
        не уж амнистия нам кочевряжится? ой соберите подписей, пусть выпускают уже, а с мвд разберемся, гражданин народ, сразу разберемся и на каждый город справедливого пахана посадим, токо выпустите.
    • не понял?
      04 марта 2010 г., 23:59:59
      Ответить
      вечные стенания закрытых о мвд как то связаны с ситемой что ли? они связаны с душевными переживаниями закрытых. а в других странах зачем закрывают? и что там зекам песни поют? ходорок имелл ввиду систему исполнения наказаний? как то ловко упала статейка на гос.борьбу с мвд. сфабрикована. все кончается власть светская, начинается зецкая.
  • прочитал
    04 марта 2010 г., 9:49:51
    Ответить
    Ходорковский молодец, продолжает набирать себе политические очки
    .
  • Crew
    04 марта 2010 г., 9:50:33
    Ответить
    ?
    Да нет этой системы. тут конкретный случай, ближе к исключению. Система развалена, нет её. Заказ на конкретного человека - есть, но это единицы.
    Текст слабоват, это как больной геморроем описывает все ужасы геморроя.
    • И правильно описывает
      04 марта 2010 г., 22:07:37
      Ответить
      потому как каждому нужна профилактика заболевания, и нужно сказать, не очень приятного
      • а что он
        05 марта 2010 г., 0:08:10
        Ответить
        и чем он предложил лечиться кроме бунта? скучно как то своей кровью тешить амбиции профанов
  • й
    04 марта 2010 г., 9:51:10
    Ответить
    вот еще над чем подумать
    www.rf-agency.ru/acn/stat_ru
  • Справедливый.
    04 марта 2010 г., 10:07:07
    Ответить
    Всё в точку ...
    Солидарен с "потерпевшим"! Сам пострадал от этой системы. Доказывать невиновность, извините, что в воду пердеть. Всё правильно пишет Ходорковский!!! Жаль, что эти мысли рождаются в камере, а не на воле. Удачи, всем, кто считает себя невиновным!
    • СмолеNков
      04 марта 2010 г., 10:34:16
      Ответить
      Является невиновным, является, а не считает.
      • Реалист
        04 марта 2010 г., 10:58:35
        Ответить
        Уважаемый , не зарекайтесь
        То, что Вы еще на свободе - это недоработка следствия и суда.
    • удачи
      05 марта 2010 г., 0:09:10
      Ответить
      пострадавшим от виновных, считающих себя невиновными
  • Администрация
    04 марта 2010 г., 11:27:38
    Ответить
    Обида Ходорковского понятна, но несправедлива имхо. Обида такая: воровал как все, а посадили только меня. Довод неправовой и к делу отношения не имеющий, как судьи выражаются. Поэтому его дело служит общей правовой цели - пусть лучше боятся совершать преступления, чем просто будут правопослушными. Ну не правопослушны наши бизнесмены, ничего тут не поделаешь!
  • Филатов
    04 марта 2010 г., 12:21:08
    Ответить
    Ты у нас такой дурак по субботам, али как?
  • Отмодерирована власть
    04 марта 2010 г., 12:25:39
    Ответить
    Отмодерирована, отмодерирована и еще раз отмодерирована. Вместо модернизации отмодерированизация.
  • Юристу
    04 марта 2010 г., 12:26:29
    Ответить
    Причём здесь обида, чувак?
    Чел сидя на красивой горе, созерцая сверху систему всё тебе расписал без прекрас. А ты в этой системе копаешься и дальше носа не видишь.
  • Думающий
    04 марта 2010 г., 12:28:39
    Ответить
    Юристу
    "Воровал как все.." - требуется серьезно доказать в суде! А то , что объем "украденной" якобы (да еще у самого себя(!) нефти в уголовном деле примерно равен всей дорбытой ЮКОСОМ за все время его существования! Вам как юристу не кажется этого, мягко говоря, странным? ))
  • Думающий
    04 марта 2010 г., 12:31:19
    Ответить
    В ситуации с Ходором есть еще один забавнеый вопрос: Что с ним будут делать, когда через 2 года закончится его срок?? ) Сомневаюсь, что его выпустят.. Вот им головы придется поломать, за что снова засадить лет на 10 ))) Все что можно было придумать уже есть в первом уголовном деле ))
    • думать нужно с размахом
      04 марта 2010 г., 22:11:41
      Ответить
      откроют камеру, он выглянет, чтобы узнать что случилось - а ему раз - и оформят побег
  • КНВ
    04 марта 2010 г., 12:38:43
    Ответить
    Ходорковский описывает Систему, а не выражает обиду. Вы не задумывались, кто у нас сейчас во власти. Юрист и контрразведчик. Вы посмотрите как выстроена Система. Пример с судебными приставами. Они могут всё и сами. Вы можете, конечно, тоже, но только через суд. Создается юродско-казуистическая юридическая Система.
    Не будучи не на свободе пока, поддерживаю оценку Ходорковского
    • квну
      05 марта 2010 г., 0:15:07
      Ответить
      что за дурная привычка все писать на власть. а кто должен быть у власти - клоун и сапожник? ходорка закрыли, но не убили же, какая система тебе по душе - чтобы заказывали кого хотели и мочили или закрывали? закажут - обращайся в суд. и его поставь перед выбором, угадай, что выберет. а этот его бред про системы - упражнения начинающего писателя, будет мемуары в англиях кропать
      • КНВ
        06 марта 2010 г., 10:45:12
        Ответить
        Научитесь читать внимательно.
        Юрист с контрразведчиком создают систему на основе своих знаний и представлений. Вот и получили систему морального подавления и уничтожения. А это еще более изощреннее. Ходорковского заперли и все отобрали, ну может не совсем все. Равносильно физическому уничтожению.
        "закажут - обращайся в суд. и его поставь перед выбором, угадай, что выберет" Вот именно, угадай.
        Я Ходорковского не защищаю. У него грехов, наверняка, много. Только его показательно отшлепали, чтобы все видели, как будет с тем, кто не вписывается в систему.
        • тот же
          08 марта 2010 г., 8:37:37
          Ответить
          "Равносильно физическому уничтожению".: согласен со всем кроме этого - мозги есть, заработает мемуарами "как я сидел". он и сейчас в привелигированных. собственно большая часть России живет хуже чем он сейчас, сидя - это ее уничтожили физически? и кто? институт олигархии? эффективные управляющие типа ходорка? заметь т.н. система не со всеми магнатами воюет, а только с теми кто лезет во власть. с одной стороны жаль магнатов, с другой стороны если вор приходит к власти, вдруг он не изменится, а тебе не по х кто у власти кгб или вор?
  • КНВ
    04 марта 2010 г., 12:41:50
    Ответить
    Вспомните, за что Ходорковскому не дали условно-досрочного освобождения. Насколько я помню за то, что не заложил руки за спину, проходя мимо начальника колонии.
    • ух он какой
      05 марта 2010 г., 0:16:27
      Ответить
      красивая легенда, памятник на родине, если имеет
  • Думающий
    04 марта 2010 г., 12:46:51
    Ответить
    В РФ процент оправдательных приговоров около 0, 68, если не ошибаюсь.. КТо нибудь знает подобные цифры в европе, в штатах?
    • 20 процентов
      04 марта 2010 г., 15:54:29
      Ответить
      около 20 процентов. Парадоксально, но совпадает с нашей статистикой по судам присяжных
  • Думающий
    04 марта 2010 г., 12:48:41
    Ответить
    Сам спросил, и сам же отвечаю (в Яндексе ток что глянул) в дореволюционной России 25 - 30%, а странах европы сегодня 15 - 20%. Делайте выводы.. )))
    • так
      05 марта 2010 г., 0:18:14
      Ответить
      вроде монархия вернулась, что то проценты не растут. мвд надо переименовать в жандармерию, выдать сабли, вернется честь.
  • -;).
    04 марта 2010 г., 12:59:30
    Ответить
    Интересно было бы почитать "Эссе" Абрамовича.
  • Ан2
    04 марта 2010 г., 16:04:22
    Ответить
    у Шаламова получилось убедительней, готовишься управлять своей системой, готовься попасть и в другую. что то про невиновность ни слова. все про народный гнев, откуда это? это его политическая программа после отсидки? расшатывать систему? приложил бы смиренно руку к ее совершенствованию, предложил бы что оптимистичное, если есть пристрастие к анализу (! где анализ, кстати?)...ан нет - "народный" гнев все и обидки. успешность своего "управления" народными ресурсами вкупе с народными деньгами автором явно завышена. реалии бизнеса - следование правилам игры - и какой это есть успешный управляющий, что не последовал им?
  • Дм
    04 марта 2010 г., 16:18:48
    Ответить
    Все верно, но думаю, что в реальности все намного хуже. Ходорковскому есть за что сидеть это точно, но посадили за другое. Но описал все правильно. Опыт уже большой.
    • харпа не узнал, мимо ехал
      05 марта 2010 г., 0:20:48
      Ответить
      какой у него опыт в отдельной камере, понты одни и "личные переживания и жажда мести. ущербен-с
  • zetyago
    04 марта 2010 г., 17:22:21
    Ответить
    Ходорковский враг.Хитрый и жадный.И должен сидеть пожизненно на нарах.Шить рукавицы...
    • похоже ты относишься к ментовской системе. Ну что ж, до поры до времени. Пока тебя не загребут.
      04 марта 2010 г., 19:14:35
      Ответить
      .
  • АННА
    04 марта 2010 г., 18:04:06
    Ответить
    камерным писателям
    в тюрьмах от нечего делать писали свои эссе: Энь Лу Ань,Ленин,Гитлер и Гесс майн капф сочинили, ну и много еще всяких ходорковских. Лучше бы песни сочиняли о любви к свободе, злых ментах и прокурорах. В России такие песни любЯт слушать и петь.
  • Ан2
    04 марта 2010 г., 19:53:02
    Ответить
    "...силовой конвейер, подменивший правосудие, – это могильщик современной российской государственности. Потому что он ...восстанавливает против этой государственности многие тысячи самых активных, разумных и самостоятельных граждан страны..." Тех, от чьего выбора зависит в конечном счете судьба государства.
    откровенно и смело - будущее России будут бодяжить зеки? смело и некорректно назвать тех кто сел самыми "активными, разумными и самостоятельными" да еще и "гражданами" - ни в какие ворота не идет. Бандюганы плачут... кропал или правил статейку адвокат, стиль какой то надрывно-процессуальный, возможно и не его адвокат. но эти угрозы расправы "народа" с властью могут ему десятку добавить.
    • не а
      04 марта 2010 г., 20:37:32
      Ответить
      не добавят, вынудят уехать в ту страну, на которую трудился, и там как узник совести чести и достоинства спокойно доживет без революций - ведь станет ему там хорошо. это он ходорохорится от скуки. лавры ленина покоя не дают, но тот обосновывал свою месть за брата, а этот мелко плавает - народ, который он не любит за амморфность неожиданно пойдет на барикады воевать за деньги утраченные юкосом, читай "единственным его акционером?". этто вряд ли...
  • Обычный человек
    04 марта 2010 г., 20:41:36
    Ответить
    Многие законопослушные люди боятся связываться с правоохранительной системой.
    Как это могут прокомментировать руководители органов?
  • необычному человеку
    04 марта 2010 г., 20:49:46
    Ответить
    законопослушные ее почти не видят, а тюремный фолклор, типа "все мен..ы-коз..ы", вариациями на эту же тему и является приписанная ходорковскому или даже написанная им статейка. или он действительно дурачок такой или хочет окончательно похоронить свою будущую карьеру - ну не жалеет народ воров, да еще с амбициями и претензиями, хочь плач не жалеет.
    • ыйожик
      04 марта 2010 г., 21:11:30
      Ответить
      почти не видят
      это ты сильно сказал! Это если только глаза совсем закроют или голову, типа страуса, в землю закопают. Дело в том что просто многие боятся высказывать свою гражданскую позицию.
      • да уж
        04 марта 2010 г., 23:41:42
        Ответить
        живу в деревне мента вижу на картинке, вы бы по городу не шлялись
        • бросить все
          08 марта 2010 г., 15:02:44
          Ответить
          бросить бы все и в эту деревню
  • обеспокоенный
    04 марта 2010 г., 23:34:18
    Ответить
    Эх,пролетели 90-е когда каждый подчеркиваю,каждый мог стать тем, кем мог стать-и героем и вором и миллиардером и депутатом ГД,теперь всё иначе нет свободы ,загнали стадо в загон.Надо нам дружно блеять, а то скормят волкам, а Ходор не хотел в загон решил пастуху рожки показать , да и в вожаки стада набивался, куды тебе, пастух не дремлет ,запер в сарайку соломкой дразнит.а вокруг такая красота,бараны стриженые важные ,башками о забор бьются, пастухом гордятся,пастораль,бл..ь
  • побеспокоенному
    04 марта 2010 г., 23:47:12
    Ответить
    в 90-е героем где? воров заромантизировали конечно, беда массовых комуникаций, кто платит - тот и романтик, миллиардером как кто? как абрамович, что по Ухте соляру тырил? что то товарищ опустил себя до барана. свобода в голове, а не в бабле.
  • 111111
    05 марта 2010 г., 10:24:21
    Ответить
    правда
    Выстрадал.
    Готов подписаться под каждым словом Ходорковского.Сложилась система пожирающая все.Дружно аппелируют те кто не страдал невинно.
    • а кто невинно не страдал
      08 марта 2010 г., 15:01:53
      Ответить
      если бы ходорок в свое время сходил в армию, а не сразу мелочь по карманам затырил, он бы тащился сейчас.
  • М4
    05 марта 2010 г., 11:38:04
    Ответить
    сомнительно все это
    1. Любой оказавшийся в "жерновах системы" если не сразу, то через короткое время убежден в своей невиновности.
    2. Очевидно, что преступления, подобные деяниям МХ, не стоят столь жестоких наказаний, тем более, что добра конфисковали изрядно. Это от страха. Или и вправду система.
    3. Ленин, как и МХ, складно излагал на потребу дня. В его творчестве легко найти статьи, диаметрально противоположные по смыслу, но написанные в разные периоды "борьбы". Когда и если МХ придет к власти, тогда мы увидим совсем другой текст о той же системе. Политическая журналистика, чтоб ее разорвало... Цель оправдывает средства.
  • а
    08 марта 2010 г., 11:05:36
    Ответить
    а вообще ходорок откуда выскочил на нефть? по праву рождения что ли? больно уж дураковат. кто его на нефть посадил? того и наказали.
  • как в лужу
    08 марта 2010 г., 11:13:49
    Ответить
    цитата: "восстанавливает против этой государственности многие тысячи самых активных, разумных и самостоятельных граждан страны" - ну зоо, то ли вербует зеков на свои барикады, жоп... кой виляя, то ли народа давно не видел - одних адвокатов да зеков - ну не связываются лидеры России с ее государственностью и никогда не связывались. а вертухаи с законом. а воры с элитой.
    • да
      08 марта 2010 г., 15:00:18
      Ответить
      да - это есть потенциальный житель туманных стран, в гости будут с абрамовичем и березовским друг к другу ходить, совесть давить и оправдываться "как мы обогатили Россию".
  • не важно
    05 апр. 2010 г., 12:22:45
    Ответить
    у меня тоже есть претензия к правоохранительным органам. они слабо подготовлены профессионально. в противном случае главарь банды, на счету которой несколько убийств, сейчас сидел бы пожизненно, а не рядился в тогу нивиннпострадавшего. И сама мразь это хорошо знает. Гореть тебе в аду, Ходор.
  • тест
    13 нояб. 2011 г., 22:21:02
    Ответить
    тест
    тест