content/news/images/45754/1_mainPhoto.jpg
13:29, 06.01.2016

На обсуждение: «Работа не work»

Главная проблема экономики России — это мы. Точнее, наше стремление к стабильности в трудовых отношениях. Это коренная черта русского характера, почти не изменившегося за последние два-три столетия, считает журналист издания «Коммерсант. Деньги».


Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2669815

На обсуждение: «Работа не work»
Фото Дмитрия Духанина

Стабильность длиною в жизнь

Стабильность — важнейшая ценность в России, а стремление к ней — основа русского архетипа. По крайней мере, когда речь заходит о трудовых отношениях. Это главный вывод серии масштабных социологических исследований экспертного центра HeadWork Analytics (есть в распоряжении "Денег"). С 2007 года в формате фокус-групп, глубинных интервью и анкетирования было опрошено 110 тыс. человек, занятых во внебюджетной сфере, во всех регионах России. Обычные соцопросы основаны на значительно меньших выборках (стандарт — 1600 человек) и куда более формальны.

40% опрошенных работников назвали главным требованием к работодателю стабильность и своевременность выплаты зарплаты. Ради этого они готовы пожертвовать даже ее размером. Все остальные критерии, в том числе возможность карьерного роста, обучения и развития, заметно отстают.

Важно, чтобы зарплата выплачивалась день в день, а лучше час в час. В одной компании год назад переходили на SAP, рассказывает управляющий партнер HeadWork Analytics Ярослава Мальцева, и задержали зарплату на два дня из-за технического сбоя. Спустя восемь месяцев сотрудники еще говорили о том, что начальство их обманывает и таким образом скрывает экономические трудности. На вопрос, будут ли они советовать своим детям работать в этой компании, респонденты отвечали, что нет, "здесь не стало никакой стабильности". "Мы думаем, что такая зацикленность на времени выплат говорит если не о психозе, то о высокой невротизированности российского общества",— считает Мальцева.

Не менее 35-40% экономически активных россиян (за пределами Москвы) ищут работодателя, у которого можно было бы проработать всю жизнь до пенсии, выяснили социологи. При этом лояльность профессии была отмечена только у 25% опрошенных, тогда как преданность одной компании — у 40%. Однако требование белой зарплаты, распространенное в регионах, не связано с надеждой на будущую пенсию — это скорее гарантия от задержки выплат. Пенсию родителей, кстати, по наблюдению Мальцевой, россияне используют в качестве страховки при образе жизни от зарплаты до зарплаты. Страх потери стабильности у нас глубже, чем страх не дотянуть до получки, он в каком-то смысле укоренен в культуре.

Не хочу учиться, хочу не париться

Жажда стабильности приводит к тому, что развивать карьеру хочет не более 35% россиян. Система целевых показателей, как правило, не приживается: люди не хотят, чтобы их доходы зависели от результатов их деятельности и тем более от финансовых успехов компании.

"У нас мотивирует скорее качество процесса: хорошие производственные и социальные условия, хорошие отношения,— говорит Мальцева.— Отсюда и разное отношение к сдельно-повременной системе оплаты труда: наши хотят "поступить на службу", где, что бы ни случилось, постоянная часть дохода — наибольшая, но и где работодатель может себе позволить неоплачиваемые переработки. У американцев же все наоборот (HeadWork Analytics делал сравнительные анкетные исследования в США и Канаде.— "Деньги"): переработки должны строго оплачиваться, переменная часть заработка может быть безболезненно существенной, лишь бы была привязана к реальным результатам. Предложи нашему участие в прибыли — он убоится и перекрестится, предложи американцу — спросит, что ему для этого надо сделать и как это можно ускорить".

Например, сотрудники соглашаются тратить свое нерабочее время на участие в тренингах только потому, что попадание в кадровый резерв, по их мнению, гарантирует трудоустройство в случае масштабных сокращений. Инициативных собирается не более 5%, жалуются в компаниях. В итоге бонусы уже давно воспринимаются не как поощрение за выполнение каких-то планов, а как обязательная 13-я, 14-я или 15-я зарплата.

Неудивительно, что реформы управления на предприятии воспринимаются особенно болезненно, так как нарушают пусть и несовершенное, но равновесие. Более того, по мнению работников, модернизация связана с сокращением персонала, что уже достаточный повод для забастовок. Забастовки идут в России уже больше года, но они гасятся на начальной стадии, а стороны обычно договариваются.

Лучше других себя сейчас чувствуют работники инфраструктурных предприятий (железные дороги, ЖКХ, электроэнергетика, телекоммуникации), потому что они обслуживают другие отрасли экономики, а их услуги зачастую относятся к обязательным затратам. "Линейный персонал, обслуживающий, скажем, ЛЭП, живет вообще на другой планете. Несмотря на то что они находятся внизу пищевой цепочки, "инфраструктурники" ощущают больше стабильности в жизни, чем их коллеги",— говорит Мальцева.

Не надо нас уважать

Одна из причин такого поведения — высокая закредитованность. По данным социологов, 60-70% экономически активного населения, занятого во внебюджетной сфере, имеют потребительский кредит, а 15% — ипотечный. Закредитованность в этой группе гораздо выше, чем в среднем по стране. В целом же на разного рода обязательные выплаты уходит 70% процентов заработка, говорится в исследованиях.

Свой вклад внес и сам бизнес: за последние 20 лет предприятия слишком часто "кидали" работников. Но связывать высокий уровень фиксации в мышлении россиян только с негативным опытом 90-х не стоит, считает Мальцева: "Ценности формируются на протяжении как минимум трех поколений". На самом деле загадочное поведение российского работника и потребителя гораздо более архаично, чем о нем принято думать.

Отношения в трудовых коллективах в России построены по общинным принципам. Любой конфликт на этом уровне гасится максимально быстро, объясняет Мальцева, чей центр смог предсказать четыре забастовки. В коллективах нет лидеров, но есть "старосты", которые отвечают за связь с начальством, не имея при этом реальной власти. В таких общинах очень развито чувство социальной справедливости: работники соглашаются получать мало, но одинаково. А при сокращениях предлагают снизить зарплаты всем, но никого не увольнять.

В этом есть практический смысл, считает Мальцева. Благодаря сплоченности, большому количеству знакомств и родственных связей россияне в регионах покрывают значительную часть своих потребностей бесплатно. Это может быть лечение у дяди-стоматолога или поход с детьми в музей, где кассир — твой хороший знакомый. Так можно существовать на мизерную зарплату без существенного риска для жизни.

На работе образ врага чаще всего формируется в лице менеджмента среднего уровня. Прямые начальники должны заботиться о жизни и семьях коллектива-общины, а не требовать любой ценой выполнения плана и прочих показателей, не заходя в цех. Как раз со ссор с ними (весьма редких) и начинаются забастовки. Высший же руководитель, в понимании работников, пребывает в неведении, "среднее звено" ему не докладывает о проблемах. Отсюда большой запрос на отеческий тип заботы: акционер или глава компании должны проявлять себя как заботливые хозяева, ходить в народ и решать проблемы "вручную".

Иными словами, у россиян отсутствует потребность в партнерском уважении: "Нам так и говорят: "Не надо нас уважать — заботьтесь о нас". Для американской культуры характерна ценность кооперативного стиля управления, общения, демократичности. Мы же более восточные, иерархия для нас более важна и уважаема, с начальством не принято общаться. Поэтому общинные ценности у нас не распространяются по вертикали, а остаются на уровне себе подобных. У невротичной личности в принципе большой запрос на образ врага. В этом плане спад в экономике и санкции вряд ли приведут к демократизации. Скорее наоборот",— объясняет Мальцева.

От сохи далеко не убежишь

По мнению историков, общинное устройство отношений в России — это наследие крестьянского быта. Если в Западной Европе разложение общины и разорение крестьянства как следствие развития капиталистических отношений началось еще в XVII веке, то в России общины существовали вплоть до начала XX века. По оценкам историка Станислава Сметанина, русские крестьяне (80% населения) собирались миром даже при образовании колхозов.

Общины не исчезли сами, как в Европе, а были уничтожены насильно во время коллективизации 1930-х годов, которая убила присущий крестьянам индивидуализм, считает завкафедрой региональных исследований факультета иностранных языков МГУ Анна Павловская (см. книгу "Русский мир. Характер, быт и нравы"). В общине создавались равные для всех возможности (выделялись одинаковые участки земли, запрещалось использование инноваций), что напоминает кодексы средневековых ремесленных цехов Европы. Но результат труда общиной не присваивался — каждый получал по заслугам. Советская система сделала как раз обратное: как бы хорошо человек ни трудился, практической пользы ему от этого не было, зато менее эффективные работники могли позволить себе не напрягаться. Все стали работать одинаково, но хуже. Не зря ведь говорят, что инициатива наказуема: перевыполнишь план — просто повысят норму.

"Общинные отношения наложили свой отпечаток на наше сознание, нравится нам это или нет,— говорит Павловская.— Равенство всех и каждого в конкретном замкнутом коллективе, отсутствие начальства в своей среде (старосту выбирали для решения организационных вопросов, но начальством он не считался), круговая порука и взаимовыручка, совместная ответственность за принятие решений, обязательное выполнение принятых совместно решений, одновременно с этим принцип уравниловки, важность мнения соседей, отсутствие индивидуальной ответственности и индивидуальной инициативы, нелюбовь к успешным выскочкам, равно как и осуждение деструктивных элементов, например горьких пьяниц, не выполнявших свою работу и свои обязанности перед коллективом (то есть взаимовыручка не означала благотворительности). Советская эпоха, пройдя через первоначальный период нигилизма, успешно использовала эти традиционные принципы, создавая коллективы на разных уровнях, позволяя выбирать старост в студенческих группах, поддерживая финансовые условия на работе примерно на одном уровне, а в качестве премий устраивая, например, совместные же поездки всего коллектива. Эти и многие другие принципы, на мой взгляд, необходимо учитывать и сегодня, выстраивая трудовые отношения".

Что делать?

Высокую долю альтруистических мотивов Мальцева увидела только у бывшей интеллектуальной советской элиты --инженеров машиностроительного сектора и электроэнергетики. Однако для них технический прогресс — это самоценность: если они участвуют в крупных проектах, то им можно и четыре месяца зарплату не платить. Пока эта ценность еще передается по наследству, особенно в семьях электроэнергетиков. По мнению Мальцевой, россияне вне зависимости от профессии стараются выбирать компании, в которых они могут быть причастны к событиям федерального масштаба. "Пусть я винтик в системе и получаю гроши, но зато я причастен к чему-то важному,— говорит она.— Небольшие компании, где можно самореализоваться и даже заработать больше, их интересуют меньше".

Решить проблему можно, если найти особый подход к работникам, учитывая исторические особенности их мышления, считают социологи. По их наблюдениям, новые системы менеджмента, внедрявшиеся в последние годы, еще нигде не привели к повышению эффективности. Эксперименты по ломке личности проходили в Японии и Южной Корее, но ценой высокого уровня самоубийств среди населения. В России такой эксперимент проводился в СССР, к новому россияне, кажется, не готовы.

Подходящей русскому менталитету деятельностью Мальцева считает все, что имеет форму артельной работы, кооперативов, малого бизнеса, масштабом с деревню (в больших коллективах наша психология не позволяет быть эффективными). Отрасли — те, где важна географическая близость к потребителю и в которых есть длинный цикл между технологическими обновлениями. Например, сельское хозяйство, пищепром, услуги, переработка древесины, химия и нефтехимия.

Также это может быть приборо- и машиностроение, оборонка. Отрасли, где требуется имеющийся в России инженерный ресурс, но при этом возможны многолетние циклы стабильной работы без необходимости быстро подстраиваться под рынок. Если этот бизнес развивать не в форме госкорпораций, а в форме частных проектных мини-бюро и нишевых компаний, где коллектив объединится вокруг одного пассионарного работника (при условии что в стране станут доступы длинные инвестиционные деньги), то, по мнению Мальцевой, Россия могла бы слегка потеснить Германию в качестве "машинного цеха Европы".

4858

Комментарии (115)

Добавить комментарий
  • Пупкен
    06 янв. 2016 г., 13:38:00
    Ответить
    В этой стране хорошо умеют пить, воровать и продавать нефть с газом. Больше ничего не умеют
    Отправлено из мобильной версии
    • Да и то, признаться
      06 янв. 2016 г., 13:58:01
      Ответить
      рынок нефти и газа про... кекали, самодовольно усмехаясь долгое время на сланцы, а оно вона как вышло. Теперь чуть ли не за христа ради кому-нибудь эту нефт/газ впарить, со скидками, рассрочками и прочим. А Украина теперь тарифы за транзит поднимает.
      Даже этот немудрящий рынок, унаследованный от совка - сиди себе на трубе и денежку кассируй - и тот был профукан кгбешниками бестолковыми.
      • :-)
        06 янв. 2016 г., 15:31:39
        Ответить
        Рынок экспорта нефти в ВВП России составляет 9%.
        Даже экспорт вооружения дает больше чем нефть.
        Кстати, а что за тунеядцы добывают нефть, и самое главное делают такое вооружение, что во всем мире за ним очередь? А?
        • и
          06 янв. 2016 г., 15:57:31
          Ответить
          вооружение туфтовое,вспомните заглохший танк.
        • Syktym
          06 янв. 2016 г., 16:11:11
          Ответить
          Нефтегазовые доходы бюджета за пятнадцатый год - шестьдесят три процента. Про вооружение... Вы, наверное, в армии не служили, иначе бы не рассказывали глупости про очередь за этим металлоломом.
          • дык это
            07 янв. 2016 г., 9:01:42
            Ответить
            не пались
            в хохляцкой армии се 60-х годов, это верно
        • =((
          06 янв. 2016 г., 17:45:44
          Ответить
          хватит про эти мифические 9% наперебой повторять! Это было так когда-то (если было)))
          Объясняю на цифрах:
          Весь ввп за прошлый год от силы 70 трлн ру б л е й. Т.е. даже не 1 трлн долларов. Экспорт нефти/ газа ~ 350млрд. долл. Т.е. как минимум 35% от ввп, а кроме того, что гораздо болееважно теперь углеводородица отвечает за 50% поступлений в бюджет.
          • Syktym
            06 янв. 2016 г., 18:09:07
            Ответить
            Девять процентов были. В двухтысячном году.
          • Шут
            07 янв. 2016 г., 6:48:48
            Ответить
            Еще добавлю
            Существует такое понятие как мультипликатор. А у него коэффициент 2-3.
          • Да ну?
            08 янв. 2016 г., 16:24:04
            Ответить
            теперь углеводородица отвечает за 50% поступлений в бюдже
            только в ваших влажных мечтах. 25-30% бюджета это ВСЕ энергоносители (нефть,газ, уголь, урановые сердечники и чурки для печурок). нефть в бюджете даёт максимум 10-13%. Вы 2010е с 90ми перепутали. если бы бюджет формировался из нефти, сейчас доллар был бы по 10000, как в зимбабве.
        • =((
          06 янв. 2016 г., 17:49:11
          Ответить
          Объясняю далее на числах тем, кто в этой стране видимо проездом и интересуется ей между прочим, повторяя чужие глупости:
          Весь рынок вооружений в мире составляет 70 млрд. долл в ГОД.
          США - на первом месте с 32 млрд.
          РФ на втором с жалкими 10,3 млрд долл.
          Вопрос: сколько составляет процентов 10 млрд. от 1 (одного) триллиона?
        • =((
          06 янв. 2016 г., 18:07:17
          Ответить
          При этом еще нужно учитывать, что 10 млрд эти ничтожные - это не прибыль, а грязный доход, который достигается путем предоставления целевых кредитных линий покупателю продавцом, которые нередко, как мы знаем потом тупо списываются за невозможностью возврата. Вот такой оружейный бизьнесь аля-руссь.
          Ух какой ты темный бушлатик- заходи я тебя вылечу от темноты твоей беспросветной.
          • Шут
            07 янв. 2016 г., 6:49:36
            Ответить
            +100500
          • спой
            07 янв. 2016 г., 9:03:39
            Ответить
            про сх и промышленность
    • Олдбрайт
      06 янв. 2016 г., 14:00:35
      Ответить
      Неправда Пупкен. Когда в стране есть люди готовые жертвовать собой ради служебной собаки, эти люди достойны и лучшей жизни и уважения.А тебе бы слабо было так поступить?
      • 101
        06 янв. 2016 г., 19:44:53
        Ответить
        что он.критин что ли?
    • Местный
      06 янв. 2016 г., 14:37:12
      Ответить
      В этой стране слишком много болтают , даже там, где ничего не смыслят.
  • Проблема экономики России — это мы
    06 янв. 2016 г., 13:42:55
    Ответить
    Просто на нас делают ДЕНЬГИ
  • я
    06 янв. 2016 г., 13:58:13
    Ответить
    Считаю все наши проблемы от тунеядства
    Отправлено из мобильной версии
    • Смысл работать???
      06 янв. 2016 г., 14:26:51
      Ответить
      Тунеядство платное. Хоть ОТМОДЕРИРОВАНО, а больше 15 тысяч не заплатят.
      • вася
        07 янв. 2016 г., 1:06:24
        Ответить
        а
        тунеядству в России платят больше, чем работающим.. Заедь на любое малое производство..
    • Шут
      07 янв. 2016 г., 6:53:38
      Ответить
      Мы «продаём способность к труду». А вот как этим воспользуется хозяева :-)
    • Шут
      07 янв. 2016 г., 6:58:21
      Ответить
      Средняя ЗП в Китае превышает среднюю зп в России. Мы на втором месте по рабочим часам более 2000 в год. У нас одно из самых больших уровень налогообложения. И те достижения, которые приписывают себе власти, липовые.

  • Смешная заметочка
    06 янв. 2016 г., 14:23:35
    Ответить
    "при условии что в стране станут доступы длинные инвестиционные деньги"
    никакие "особенности менталитета" на развитие поризводства влиять не будут:)
  • Вроде рынок
    06 янв. 2016 г., 14:28:27
    Ответить
    Назначайте работодателю зарплату, за которую хотите работать.
    Если нет, пусть работает сам!
    • насмешил
      06 янв. 2016 г., 14:55:09
      Ответить
      пока рынок искусственно перенасыщен кадрами, готовыми работать больше за меньшие деньги, зарплаты будут низкими

      количество рабочих мест искусственно занижено во всех сферах, поэтому у работников большая неоплачиваемая переработка

      одним рынком ситуацию не улучшить, тем более им манипулируют как работодатели, так и государство

      в сытые годы государство сдерживало рост зарплат завозом в россию гастарбайтеров

      государству выгодна безработица, так как в этом случае можно искусственно занижать стоимость труда, сдерживать улучшение условий труда, быстрее изымать деньги из экономики, сдерживая инфляцию, нищих людей легче мобилизовывать на строительство всяких мегапроектов (олимпиад, трубопроводов, космодромов и прочих), меньше зарплата - меньше гособязательств по пенсиям, выплатам из ФСС...

      учитывая девальвацию, труд в россии становится рабским

      работодатели пользуются ситуацией, снижая издержки и повышая норму прибыли, они ведь на зарплате не сидят, даже в госкорпорациях оплата идет с выручки (по иной схеме чем остальным работникам)
      • Еще
        06 янв. 2016 г., 15:07:31
        Ответить
        Государству выгодно, чтоб пенсионеры вымерли. И будущие тоже - в первый же день своей заработанной пенсии
        Отправлено из мобильной версии
        • +1000
          06 янв. 2016 г., 17:53:32
          Ответить
          Неистово плюсую. Государство, а особенно российское - та еще скотинка.
    • ва
      07 янв. 2016 г., 1:08:14
      Ответить
      Ты
      где родился, в африке..., или не работал с рождения..??!!
  • бабулька
    06 янв. 2016 г., 14:49:39
    Ответить
    Система отбила мотивацию к работе
    Статья- полный бред. Липовые социологи оправдывают криминальный капитализм, установленный в постсоветской стране.
    Ср. з\п наемных сотрудников и бюджетников порядка 15 тыс. руб.
    А тех, кто развивается, добросовестно выполняет свои служебные обязанности сокращают в первую очередь. Умные, образованные люди никогда карьеру не сделают. Начальники ценят тупых лизунов!
    • 9
      06 янв. 2016 г., 15:27:39
      Ответить
      Точно
    • бабульке
      06 янв. 2016 г., 15:30:44
      Ответить
      Полностью согласен.Экономические отношения сейчас как в петровской России: А.Бушков " Россия, которой не было" гл. Дракон московский , экономика )всё один к одному, добрались и до подушной подати: капремонт, мусор, акцизы на лимонад и кукурузные хлопья.
    • василий
      07 янв. 2016 г., 1:12:27
      Ответить
      бабулька ты права
      на 100%.... Страна Россия ползет ко дну...
    • ага
      08 янв. 2016 г., 12:24:30
      Ответить
      это ты о чиновниках? про лизунов то?
      у нас, работяг, любят тех, кто зарплаты не просит белой, потому как отдавать половину гос-ву работодатель почему то не хочет
      • Короче
        08 янв. 2016 г., 16:48:50
        Ответить
        скоро возьмут еще одну ОПГ. Организация преступного сообщества с целью заведомой неуплаты налогов и активное участие в таком сообществе. Так?
  • Обыватель
    06 янв. 2016 г., 16:01:12
    Ответить
    Работаешь,стараешься накопить,а государство- раз и подняло цены,то есть украло честно нажитое.Получается задарма работаем.
    • Шут
      07 янв. 2016 г., 7:03:04
      Ответить
      Ворует через инфляцию, девальвация, коррупцию.
  • :- )
    06 янв. 2016 г., 16:02:44
    Ответить
    С. Л. Савельев:
    "Стабильность - отбор посредственности".
    Отправлено из мобильной версии
  • работодатель
    06 янв. 2016 г., 16:19:18
    Ответить
    сегодня есть в чём копаться
    У меня на грузчика очередь стоит . Анкеты- 80% с высшим образованием. А куда людям деваться? Пусть 16000 , но белыми и регулярно.
    Отправлено из мобильной версии
    • ?
      06 янв. 2016 г., 17:55:15
      Ответить
      Теперь "белая" - еще не факт что плюс. Больше уйдет на всякие пенсионные и прочие налоги.
    • Не
      06 янв. 2016 г., 21:39:11
      Ответить
      более чем сомнительная реклама. Данный работодатель в будущем наемный работник, не пройдёт и года. Анкеты вообще рекомендую не заполнять, тогда снобизм таких работодателей спадёт.
    • Работодателю
      08 янв. 2016 г., 16:51:40
      Ответить
      Я бы на твоем месте в грузчики с "вышкой" не брал. Как учились так и работать будут. И в интернете 3.14здеть вместо того что бы мешки за зарплату таскать.
  • Потёмкинские деревни
    06 янв. 2016 г., 16:21:29
    Ответить
    Нет ни каких экономических отношений, есть барин и его чернь, сколько хочу, столько и плачу и не дай Бог разгневать, мотивация одна не здохнуть с голоду.
    Отправлено из мобильной версии
  • Нет слов
    06 янв. 2016 г., 16:55:12
    Ответить
    Этот город гниет
    Есть в чем копатся, грузчики с высшем образованиием, кошмар, вот уровень диградации, работадателю с его комплексами Наполеона доставляет удовольствие "копатся" в анкетах, куда катимся, "у меня грузчики.." вообще посмотрите барин, дурдом и так везде...
    Отправлено из мобильной версии
    • работодатель
      06 янв. 2016 г., 17:19:00
      Ответить
      нет комплексов у меня .Это факт
      Я не заставляю их искать работу. И это везде. Люди с вышкой продают телефоны, раздают листовки на перекрёстках, моют посуду.
      Отправлено из мобильной версии
      • Это, конечно, не забота этого отдельного работодателя
        06 янв. 2016 г., 17:59:04
        Ответить
        Это, конечно, не забота этого отдельного работодателя. такова структура экономики, таково полученное образование. Такого качество управления экономикой на самом верху. Причин много. И людей, получает, гораздо больше, чем может достойно трудоустроить экономика вроде нашей. Это я к подленьким призывам изо всех щелей: "рожайте больше!" Вопрос: зачем больше, чтобы они еще дешевле обходились "работодателю"-"благодетелю"?
      • Вася
        07 янв. 2016 г., 1:18:09
        Ответить
        Работодателю
        ты прав!! Скоро к тебе на работу будут просится чиновники с желтого дома.. и за 10 тысячь... Их стало так много.., что скоро кормить бюджету будет их тяжело..
        • Ватнег_Патрыoт
          07 янв. 2016 г., 1:36:09
          Ответить
          Нет скорее чинуши ему с проверками и перепроверками, табунами будут ходить, пока у работодателя последние трусы не отберут.
    • неграмотному "нет слов"
      06 янв. 2016 г., 18:22:32
      Ответить
      Копаться пишется с "ь" знаком. Слово деградация пишется с буквой "е". Я уже не считаю пропущенные запятые и стилистические ошибки. Позор, батенька! Лучше не позорьтесь- не пишите свои тупые, безграмотные комментарии.
  • Работодателю
    06 янв. 2016 г., 17:59:21
    Ответить
    Ну как нет комплексов, диагноз на лицо, я их не заставляю, я, я, вам батенька лечится надо.
    Отправлено из мобильной версии
    • неграмотному
      06 янв. 2016 г., 18:16:23
      Ответить
      Лечиться пишется с "ь" знаком.
      • ватныж_патрыйоть
        07 янв. 2016 г., 1:42:35
        Ответить
        Так мыж поколенье ЕГ при светлам пуйле училисья, проста на мезта учитела по рускамю язикю за з.п. 5259 рублий ношли тагдыжыка вот он слава великимь скрэпам нас и научиль павильна по рюзий гаварить.
  • А
    06 янв. 2016 г., 18:00:38
    Ответить
    Люди, кто может хорошо и грамотно выразить желание жителей РК, разместите обращение к презенду о крайне сложной ситуации в нашем регионе, ни работы, ни зарплаты, ни квартиры!!!!
    Люди на севере должны зарабатывать не меньше 70 тр, а нам что предлагаю 25 тр нормальная зарплата!!???
    Пора обратить на это внимание и решать этот вопрос
    Отправлено из мобильной версии
    • Syktym
      06 янв. 2016 г., 18:32:34
      Ответить
      А вы можете за месяц своими руками или умом создать продукции на тысячу долларов выхлопа с неё? Если можете, создавайте, если нет... что вы от президента хотите?
      • Делитесь
        07 янв. 2016 г., 1:17:11
        Ответить
        Из региона недра на сотни миллиардов долларов вывозятся...все налоги на них уходят в кремль...

        Отправлено из мобильной версии
    • 1
      06 янв. 2016 г., 18:38:20
      Ответить
      работы в городе нет,мне жалко нашу молодёжь,которая поступая в вузы,по окончанию оказывается никому не нужной. с огромными карьерными ожиданиями участь большинства это сидеть без работы,либо заниматься трудом,где не нужно вообще никакое образование. их даже на производство не берут рабочими,т.к квалификации никакой нет
      • вот и ответ
        08 янв. 2016 г., 12:26:35
        Ответить
        нефиг было бухать пять лет в институте, в надежде что жизнь удалась - лучше было потрудится в ПТУ или как их теперь кличут, а на производство (где оно есть) и берут и учат и проживанием снабжают
    • :- )
      06 янв. 2016 г., 18:54:19
      Ответить
      Дорогой 'А'.
      Неужели Вы еще не поняли, что Президенту нет до этого никакого дела? Президент не с нами, он - с Абрамовичем и Усмановым, с Миллером и Сечиным...
      Отправлено из мобильной версии
      • А
        07 янв. 2016 г., 10:14:33
        Ответить
        Хорошо подчеркнули, спасибо!!! А если никому до нас нет дела что тогда делать? Я сам умею все делать, и рабочим и бухгалтером, а конца и края работы не вижу и денег тоже, а что хуже всего обстановка вокруг
        Отправлено из мобильной версии
        • Шут
          08 янв. 2016 г., 11:46:57
          Ответить
          Начните жить с собой в согласии :-) Вы хотите денег - едет в крупные города с большим количеством потребителей. Хотите спокойствия - средняя полоса вас устроит. Хотите знаний - вам на запад за рубеж. Ничего не хотите - вам в коми :-)
  • Работодателю
    06 янв. 2016 г., 18:06:01
    Ответить
    Пэтэушник в отделе кадров сидит и пальцы гнёт, ржака, я грузчиков только с вышкой набираю, ха-ха клоун.
    Отправлено из мобильной версии
  • девушка
    06 янв. 2016 г., 18:27:40
    Ответить
    Это правда. Специалистам с хорошим инженерным образование негде работать. Такая картина не только в Сыке, а повсеместно в стране.
    Когда я делала ремонт в питерской кв., электрику проводили, полы стелили, мебель собирали очень культурные питерские инженеры среднего возраста т.к. почти все предприятия впк развалили.
    • ВПК
      06 янв. 2016 г., 18:34:33
      Ответить
      не жалко. Это лишний балласт для экономики.
    • 101
      06 янв. 2016 г., 19:16:26
      Ответить
      хаха.а причем тут впк?кстати,на впк бухнули кучу денег,готовимся защищать главвора.
    • ?
      06 янв. 2016 г., 19:59:53
      Ответить
      и в какой республике мы надоили на питерскую квартирку?
      • девушка
        06 янв. 2016 г., 21:46:29
        Ответить
        я доила международных
        • ага
          07 янв. 2016 г., 10:27:29
          Ответить
          доярка то бишь
  • вот так
    06 янв. 2016 г., 19:08:11
    Ответить
    У нас просто нет никакой экономики - Михаил Задорнов....
  • 101
    06 янв. 2016 г., 19:13:38
    Ответить
    хоть учись.хоть не учись ,с такой властью работы не будет
  • ?
    06 янв. 2016 г., 19:36:29
    Ответить
    а если попробовать работникам платить? все выводы посыплются
    • :- )
      06 янв. 2016 г., 23:10:44
      Ответить
      Зачем платить?
      Деньги нужны в другом 'кармане'...
      Отправлено из мобильной версии
  • Технарь
    06 янв. 2016 г., 19:39:28
    Ответить
    Как хреновому танцору нашим порйдохам реформаторам народ не тот . Про общину 1/4 крестьянства в России середине 19 в были крепостными в австро - Венгрии 3/4 в немецких княжествах ( Германии ещё не было ) почти все сельское население крепостные . Это про наследственность . Теперь сколько раз в течении 25 лет нас надули 1 сбережения 1000 р в 90 г эквивалентна 100000 р 2015 но перерасчёты 1к 2 кто нагрел руки ? денежные реформы Гайдару Дефолты 98 . 2008 , игры с рублём 2014 . Приватизация монопольных и базовых предприятий где прибыль идёт сама . Энергетика , нефтяника . Народ умеет работать хорошо. . то что Россия жива это заслуга простых работяг , инженеров . Как тянули производство в 90! Без зарплат , материалов . Давали электричество , нефть , уголь . металлы . Невезет России с элитой . Тупа и воровата она и живёт умом дяди Сэма . Нужна национально ориентированная элита .
    • А сейчас
      06 янв. 2016 г., 21:32:13
      Ответить
      в России 90 % населения крепостные. Кто-то в кредитах по уши, а кому-то и кредит не дают, т.к. нечего с него взять в залог банкам. Элиту к власти не допустят.
    • все это лирика
      06 янв. 2016 г., 21:45:38
      Ответить
      меня удивляет жизненный по ухи зм реальных работяг - знаю по России десятки случаев, как из трех копеек рождалось производство (руками) с миллионными оборотами и тут же было похерено- в 90-х бандосами, в 00 - кгбосами, нынче - государством с его налогами, проверяющими, докапывающимися и прочей шушерой, а народу все по уху, нырнул в тень и клепает
      • Пока
        06 янв. 2016 г., 22:18:32
        Ответить
        были высокие цены на нефть и газ на " клепальщиков" смотрели сквозь пальцы.Сейчас будут пропускать через сито, да и многомилионные штрафы быстро выведут на свет. Выход другой:открывать бизнес в других странах.
        • неа
          07 янв. 2016 г., 11:52:31
          Ответить
          это надо пережить
      • дык, это
        07 янв. 2016 г., 9:07:49
        Ответить
        период у нас такой - по виду - концентрации производств, а в натуре непрекращающегося передела собственности - отсюда и убийственные налоги - государству (читай банде чиновников спаренных с депиками, принимающих решения) много собственников не надо, надо своих, себя, самих
  • Алексей
    06 янв. 2016 г., 20:52:39
    Ответить
    Тупая серая посредственность, забравшаяся на все уровни власти, окружает себя только такими же ( чтобы не выглядеть хуже окружения ). Принимаются дурацкие законы, губится неаффилированный с ними бизнес. О какой инициативности и участии работников в бизнесе и прибылях может идти речь ?
    • дык
      06 янв. 2016 г., 21:20:54
      Ответить
      у власти бандюки 90-х, подожди, вымрут они, разбредутся их посаженники, будет полегче
      • Не дождешься
        06 янв. 2016 г., 21:34:41
        Ответить
        Они уже нарожали себе наследников
        • закон природы
          06 янв. 2016 г., 21:41:19
          Ответить
          на наследниках природа ошибается
    • :- )
      06 янв. 2016 г., 23:08:35
      Ответить
      Посредственность и серость - вот что нужно власти, чтобы сохранять самое себя.
      Отправлено из мобильной версии
  • Серега
    06 янв. 2016 г., 21:11:43
    Ответить
    Стремление к стабильности говорит о здравомыслии народа . Народ перерос свою властную элиту . По классику народ не хочет верхи не могут .
  • Бывалый
    06 янв. 2016 г., 21:14:33
    Ответить
    Мы прошли за короткий период времени то , что другие народы проходили за века .
    • Лосось
      06 янв. 2016 г., 21:28:06
      Ответить
      Это точно нас буквально за 25 лет так ограбили как во всем мире не бывало и за века.
    • :- )
      06 янв. 2016 г., 22:56:12
      Ответить
      ...И прошли какой-то
      странной дорогой...
      Отправлено из мобильной версии
  • Гурген
    06 янв. 2016 г., 21:29:43
    Ответить
    Судя по всему 2016 год в Ресурсной Федерации управляемой Вовой-вором, будет забавный.
    • :- )
      07 янв. 2016 г., 1:02:19
      Ответить
      Самая 'забавность' начнется,
      когда не будет 'Вовы'...
      Отправлено из мобильной версии
  • Вася
    06 янв. 2016 г., 21:56:48
    Ответить
    Аноним
    Работаю в бюджете 25 лет! Душа болит за наших ребят! Управление наше ездит на частных машинах от 1мл.р. и выше. Все схвачено. Везде друзья.Пенсия плюс зарплата.На работу можно ходить через раз ,друзья прикроют.... Если откроешь рот уволят (проверку через друзей пришлют,поставят невыполнимую задачу). Если ты не пьешь и жене не изменяешь ты не наш человек. А мы как х.с. так и живем....Необходимо чистить вертикаль власти в Коми еще ниже........Строить всех проверять в первую очередь руководство на проф пригодность,брать молодых на работу, на основе реального конкурса.. Обидно за ДЕРЖАВУ. Вот от этого и показатели такие в стране. Совдеповский застой и пенсики алкаши у руля....
    • :- )
      06 янв. 2016 г., 23:05:34
      Ответить
      'Вася' - уже не 'Аноним'...
      Где ж такая работа есть для пенсионеров, что можно пить, имея дорогую машину, и жене изменять в почтенном возрасте?
      Отправлено из мобильной версии
  • Горбачев, Ельцин, Путин
    06 янв. 2016 г., 22:05:08
    Ответить
    В 2016 году тарифы на электроэнергию для населения, судя по всему, будут повышены более чем на заявленные ранее 7,5%. Газ подорожает на 8,5%, что на 1% опережает рост газовых тарифов для промышленности. Индексация некоторых тарифов на электроэнергию для населения, которая произойдет 1 июля 2016 года, существенно превысит заявленные 7,5%. Так, в Москве одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток, вырастет на 15%: стоимость киловатт-часа в пиковой зоне увеличится до 6,41 руб. (+14,87%), в полупиковой — до 5,32 руб. (+14,9%), в ночной — до 1,64 руб. (+14,7%). В Краснодарском крае и Республике Адыгея тариф в дневную зону увеличится до 4,77 руб. за кВтч (+9,4%), при этом одноставочный тариф без дифференциации вырастает лишь на 3,9%. В Хабаровском крае тариф, дифференцированный по двум зонам суток, вырастет на 9,5%, до 4,6 руб./кВтч в дневную зону и до 1,18 руб./кВтч — в ночную зону."

    "В 2016 году социально незащищенные россияне, прежде всего пенсионеры и семьи с детьми, рискуют недосчитаться четверти своих доходов. Индексация пенсий не покроет инфляцию, пособия не будут увеличивать совсем, а реальные зарплаты в новом году продолжат падение, начавшееся в прошлом."

    "Курс доллара на Московской бирже превысил 75 рублей, обновив максимум с декабря 2014 года, свидетельствуют данные биржи. Максимальное значение курса составило 75,1 руб**.

    С праздником!
    • сливай баксы с утра
      06 янв. 2016 г., 22:16:04
      Ответить
      а то не успеешь
  • Не Ванга
    06 янв. 2016 г., 23:06:12
    Ответить
    Нарастает увеличение пропасти между бедными и богатыми.
    Богатые уже осознали опасность этого явления. Если осознают бедные-конец стране.
    • :- )
      07 янв. 2016 г., 1:00:36
      Ответить
      Как знать, м.б., новое начало...
      Отправлено из мобильной версии
    • Шут
      07 янв. 2016 г., 7:58:56
      Ответить
      Уже конец. Правда, не все осознали. Ящик на мозги качает.
      • да уж
        07 янв. 2016 г., 9:09:50
        Ответить
        оттолкнись от либеральной прессы - твой ящик никто не смотрит кроме пенсов
  • Меня зовут
    06 янв. 2016 г., 23:24:53
    Ответить
    Не доросли
    Всегда вспоминаю такую историю, например в Европе, семь несколько поколений лет 300 не меньше содержат булочную выпекают 200 например изделий, ежедневно! Из поколения в поколение. Не о каких сверхприбылях и не мечтают. А у нас? Да, ну ... И ещё нас очень мало,а хотим ооочень много.
    Отправлено из мобильной версии
    • пекарь
      06 янв. 2016 г., 23:40:50
      Ответить
      в России особые условия - только освоишь за полста лет 50 видов булок - бац - революция
      • Инна
        07 янв. 2016 г., 2:07:28
        Ответить
        Грустно всё это. Жаль молодёжь, себя жаль. Ничего не сбылось, о чем мечтали в восьмидесятых. БАМ, Перестройка, всё оказалось такой фигнёй. А, девяностые? Этот ужас мы пережили, а, что впереди? Есть ли свет в конце тоннеля?
        • как тут
          07 янв. 2016 г., 6:22:17
          Ответить
          не вспомнить
          возможно, что - "жизнь дана нам в наказание"
  • 11
    07 янв. 2016 г., 9:11:11
    Ответить
    Странные мы. Видим ведь: все сикось - накось, творим что хотим голожепые, плюем на мнение мира, дразним всех и поддерживаем пахана этого порядка. Потом БАЦ и... -Плохой пахан, давай менять, чтобы жить по прежнему беззаботно!
    Поздняк метаться, пора платить)
    • Шут
      07 янв. 2016 г., 9:50:04
      Ответить
      Они окружили себя "личной гвардией", а не профессионалами. Сейчас нужно принимать решение, но они не могут его принять, т.к. все профессионалы от них отвернулись и все решения будут бить по ним. Грабить, кроме нефте-газа, некого =))
  • инжеНегр
    07 янв. 2016 г., 10:56:50
    Ответить
    О какой модернизации при сокращении . У буржуя менеджера одно . Работать будите больше получать меньше . А оборудование рухлядь .
    • инжеНегр
      07 янв. 2016 г., 17:49:01
      Ответить
      какой ты инжеНегр?- отмодерировано

      отмодерировано
  • андрюшок
    07 янв. 2016 г., 20:25:37
    Ответить
    я вот чему удивляюсь,тут постоянный плач,мол зарплаты нет,работы нет,как жить дальше?но в то же время на улицах города от иномарок не протолкнуться,новое жилье вводиться целыми кварталами.ктото же все это покупает,кто все эти люди???
    • зайчику
      07 янв. 2016 г., 20:34:34
      Ответить
      Во дворе ХХ1 век, а в России 31% населения ходят в дырку. В Коми только 10% территорий поселений газифицированы, в сельских поселениях строят, как 100 лет назад, существующие коммуникации - почти хлам, а ты про иномарки, купленные в кредит, и свечи в центре города без соц. инфраструктуры
    • андрюшке
      07 янв. 2016 г., 21:45:14
      Ответить
      покупают в основном одни те же люди.Игиловцы на тойотах ездят вроде тоже небогатые люди.
  • Галина
    07 янв. 2016 г., 20:44:11
    Ответить
    Нашла работу после онлайн курсов главное не сидеть на заборе
    • И
      07 янв. 2016 г., 23:16:26
      Ответить
      Вот иди и теперь работай за 15 тр))))))) и тебе понадобиться 30 лет чтобы купить трешку, это если не есть ))) Хахаха реально смешно да)))
      Отправлено из мобильной версии
    • Шут
      08 янв. 2016 г., 11:50:47
      Ответить
      Наверное, лук выращиваете на подоконнике и продаёт :-)
      • не
        08 янв. 2016 г., 12:29:15
        Ответить
        форекс, судя по таинственности
        • Шут
          08 янв. 2016 г., 12:43:08
          Ответить
          Так это не работа, а спекуляции :-) Работа на форексе это брать в управление бабки :-) Только за бабки и убить могут :-)
          • статисты
            08 янв. 2016 г., 17:14:58
            Ответить
            их задача отдать бабки, сидя на заборе а потом года два хвастаться, догладывая последнюю лошадь
            • Шут
              08 янв. 2016 г., 17:21:44
              Ответить
              Ну, 5% выходят в плюс =)) "Золотые мальчики" как их называют. Еще еще периоды тренда, когда "воткнешь ветку в землю, она и растет". Так что если с головой, то "спекулировать" можно =))
    • Новое
      08 янв. 2016 г., 14:24:28
      Ответить
      хорошо забытое старое. Обьегорят, т.е.обманут.