content/news/images/45779/EVPxQ8SoA9W_TkLIyOuuLQ_mainPhoto.jpg
16:01, 08.01.2016

На обсуждение: «Рождество в СССР в русских дневниках разных лет»

В сегодняшней России Рождество — государственный праздник, по всей стране это выходной день, а по федеральным каналам каждый год показывают, как первые лица стоят в церкви на торжественном богослужении. Официальное празднование Рождества началось в 1991 году, при Горбачеве. «Медуза» и проект «Прожито» предлагают вспомнить, как этот день отмечался в советские и первые постсоветские годы.

На обсуждение: «Рождество в СССР в русских дневниках разных лет»
Патриарх Пимен на рождественском богослужении в кафедральном Богоявленском соборе. 1987 год Фото Бориса Кавашкина, ТАСС

Никита Окунев, служащий, около 46 лет

9 января 1919 года

Все-таки в Сочельник и два Рождественских праздника разрешено было не заниматься и даже без вычетов заработка (предполагалось за празднование христианских праздников вычитать как за прогул). За два дня до Рождества, т. е. в воскресенье и в сочельник, однако, пришлось многим поработать с лопатами и с санями: убирали с улиц во дворы лишний снег. Работали «все кому не лень» и кто «с совестью». Работал и я, хотя по декрету, за возрастом, от таких работ освобожден. Надо было заменить отсутствовавших. Советские войска вступили в Ригу. Погода значительно потеплела: от неравномерной уборки и расчистки снега, с потеплением улицы опять сделались для езды и ходьбы опасными. Точно весной, после многоснежной зимы: ухабы, раскаты, зажоры, — вообще, беспорядок.

Александр Жиркевич, писатель, общественный деятель, 63 года

7 января 1920 года

<…>

По старому стилю сегодня 25 декабря, т. е. праздник Рождества Христова. Сколько воспоминаний! И как много загробных теней сошло в нашу квартирку вчера и сегодня для того, чтобы помочь нам, несмотря на всякие испытания и невзгоды, по-христиански встретить этот дивный праздник — приход в мир Спасителя. Убога была наша вчерашняя трапеза. Но под скатертью, по старому обычаю, лежало сено, и, съедая разогретый постный суп и безвкусный винегрет, мы по-своему были счастливы, благодарили Бога за счастье прошлого, за то, что он дал нам возможность еще раз здоровыми, мирно настроенными духовно соединиться со Христом. «На землю мир, и в человецех благоволение». Мира нет. Но благоволение, несмотря на все, пробивается даже у оскотинившихся, озверевших людей. Уплотнившие нас Семеновы весь день накануне Сочельника провели в ссорах и перебранке. А вчера, благодаря Сочельнику, у них в логовище царят мир и тишина. Моя Катюша ушла к ранней обедне, всю ночь не уснув, прибирая что-то в кухне. Ее святых молитв хватит на всех нас, многогрешных. За вчерашним обедом у нас на столе стояли фотографии дорогих покойников: точно и они, как «во время оно», были с нами. Тамарочка украсила комнату веточками елок. Бедное дитя не увидит елки, не испытает ничего похожего на былые рождественские радости. Сестры ее — тоже.

Иван Шитц, историк, 56 лет

8 января 1930 года

Рождество большевикам удалось-таки сорвать совершенно, по крайней мере — внешне. Разрушение церквей, занятие их под картошку, превращение в клубы, снятие колоколов, изгнание из квартир священников, лишение их возможности покупать хлеб даже по повышенным ценам, давление на служащих («подписка» о закрытии церквей), вовлечение детей (дети приглашались в анкетах указывать, ходят ли они в церковь, и если ходят — добровольно или «по принуждению» родителей; дети приглашались приносить в школу иконы для публичного сожжения и т. д.), — все эти приемы завершились введением «непрерывки» и «пятидневки», чем сбито самое понятие о празднике и уничтожена возможность общения людей.

Наконец, по невежеству, увидя в елке религиозный институт, запретили продажу и устройство елок, а кстати, т. к. торговля вся почти насильственно сосредоточена в советской кооперации, устроили так, что к праздникам лавки были пусты, нельзя было достать ни пряников, ни сладостей, ни закусок, ни вина.

И вот, надо было видеть русскую толпу людей, ходивших по магазинам и порою довольно открыто возмущавшихся этим намеренным игнорированием интересов граждан. Тут-то и стало видно, что только насилие ничего не поделает. Внешнее торжество полное — ну, а внутри? Для вящего торжества вчера, в день Рождества, утром можно было видеть, как на Страстном монастыре молотком сколачивали какие-то остатки церковного облика колокольни; нынче втянули туда огромную решетку, вероятно для каких-либо озорных надписей или рекламы.

По провинции тоже дан лозунг. Отовсюду телеграфируют о дружных постановлениях закрыть церкви, снять колокола, сжигать иконы и т. п.

_y2rSDmD-IbbWw9vbrnCPg.jpg

Взрыв Храма Христа Спасителя. 5 декабря 1931 года, фото ТАСС

Иван Попов, инженер-электротехник, 33 года

7 января 1931 года

<…>

Рождество, но праздник не чувствуется, как он чувствовался в каждой мелочи в былые годы. Умер навсегда праздничный перезвон колоколов. Красная рука большевизма задушила медные голоса «сорока сороков». А еще хватает наглости оправдываться перед заграницей и заявлять, что над религиозной совестью народов нет насилия. Насилие есть и продолжает быть, и вырастает до таких размеров, каких еще не знала мировая история.

На службе в нашу рабочую комнату приходила комсомолка с бумагой для записи на субботник по очистке снега на железной дороге. Под разными предлогами все сотрудники отказались. Покраснев от смущения и неудачи, она ушла.

Нестор Белоус, крестьянин, 43 года

7 января 1932 года

Рождество в этот праздник раньшие годы приготовляли селяне хорошие обеды, холодное жаркое белые пироги из рисом и начинкой пиво водка. Словом было из чиво готовить потому что ¾ села резали свиней к празднику. А в этом году во всех даже и борщ был постный за исключением тех у ково конина была то ели мясо хотя конское. А у меня тоже был борщ постный.

Елена Булгакова, жена писателя Михаила Булгакова, 41 год

24 декабря 1934 года

Елка была. Сначала мы с М. А. убрали елку, разложили под ней всем подарки. Потом потушили электричество, зажгли свечи на елке, М. А. заиграл марш, — и ребята влетели в комнату. Потом — по программе — спектакль. М. А. написал две сценки (по «Мертвым душам»). Одна — у Собакевича. Другая — у Сергея Шиловского. Чичиков — я. Собакевич — М. А. Потом — Женичка — я, Сергей — М. А.

Гримировал меня М. А. пробкой, губной помадой и пудрой.

Занавес — одеяло на двери из кабинета в среднюю комнату. Сцена — в кабинете. М. А., для роли Сергея, надел трусы, сверху Сергеево пальто, которое ему едва до пояса доходило, и матроску на голову. Намазал себе помадой рот.

Зрители: Ольга, Сусанна и мальчики. Успех.

Потом ужин рождественский — пельмени и масса сластей.

Евдоким Николаев, рабочий, старший механик телеграфа, 63 года

6 января 1936 года

Сегодня Рождественский сочельник. Как ни задушен этот великий Праздник, как он ни превращен в «будни», равно как и Рождество Христово, как ни преследуется всякий невыход в этот великий христианский Праздник на работу, но народ празднует и на последние скудные свои гроши спешит на базар и в лавку купить что-либо к Празднику. Завтра все поспешат на работу. В эти дни, т. е. большие праздники в особенности, невыход на работу преследуется, и преследуется жестоко. Одним выговором не отделаешься, а могут выгнать с «волчьим паспортом». <.> Ночь под Рождество Христово! Сколько возникает в голове воспоминаний о далеком прекрасном прошлом, и как отрадно вспоминать об этом далеком минувшем прошлом, канувшем в вечность. Хорошо и уютно было в родном бедном крестьянском домике, вымытый чистый пол, ряд освещенных лампадами в углу икон, торжественно тихо и тепло в избе. От лампад, освещающих избу, разлит тихий полумрак, на улице сугробы снега, стекла окон покрыты узорами, тепло на большой печке, где обычно насыпали для сушки рожь. Хорошо с нее смотреть на освещенный от ряда мигающих лампад угол. Все тихо кругом. Завтра великий праздник Рождества Христова, скоро придет дядя Максим славить Христа, а мой станет рядом с ним и будет ему подпевать. И вот загудят два хриплых голоса: «Рождество Твое Христе Боже наш» и т. д., потом обычное поздравление и пожелание, получение мзды и уход дяди Максима в следующие избы. Все это торжественно, просто и прекрасно. 55 лет прошло с тех пор, а все это я вижу как сейчас.

Александр Николаевич Болдырев, востоковед, блокадник, 32 года

25 декабря 1941 года

Рождество. Вечер. День потрясений. С утра неожиданная прибавка хлеба — 350 и 200. В 5 ч. митинг неожиданный: блестящее продвижение прорыва блокады. В ближайшие дни река продовольствия, больше, чем другим городам. Жданов сказал так. Ближайшие дни. Добавляют в кулуарах: еще в декабре дадут вино, шоколад, крупу. Хлеб увеличится с января, будет белый. И затем венец — московский паек: 800 и 600. Так это будет, так? Все внутри напряжено в ожидании. Кто доживет — будет жить! А Саша? Неужели погибнет, немного не дотянув? Сейчас Галя звонила — ему очень плохо. В беспамятстве. Делают вспрыскивание — ultima ratio. Марианна там и мама. Останутся на ночь. Сашенька. Саша…

Виктор Долженко, фармацевт, свидетель немецкой оккупации Ейска, 30 лет

6 января 1943 года

<…>

Зима стоит очень теплая. Похожа на осень. Позавчера всю ночь и весь день шел дождь. Завтра Рождество. Старухи направляются в церковь, по улицам встречал детей с узелками, которые несли бабушкам или дедушкам кутью, вечерю. Как все быстро меняется. Может и раньше все это делали, но тогда это было не главное, на него никто не обращал внимания и все эти ритуалы как-то не замечались. А теперь это все на первом плане и само лезет в глаза. Даже молодежь собирается справлять вечеринки. Может быть, это просто объясняется — иметь свободное время и использовать любой случай, чтобы погулять. Не знаю, будут ли немцы праздновать старое рождество, но многие учреждения работали в воскресенье с таким расчетом, чтобы иметь свободный день на Рождество. Говорят, в церкви собирали пожертвования для пленных, находящихся в Ростовских лагерях.

Виктор Старков, поэт, журналист, 32 года

5 января 1964 года

В минувшую субботу был в Москве… Мучаюсь — курева нехватка: с трудом нашел пачку сигарет «Прима». Если уж этого нет, то что же все-таки есть в столице… Самый центр улицы Горького, в старой Москве — это Тверская: стою спиной к бывшему Дому губернатора, а напротив через улицу современный памятник Юрию Долгорукому — по исполнению ну никак не рядом ни с памятником Петру I Фальконе, ни с конными статуями Донателло. И можно понять — почему это не скульптурный шедевр.

Две длиннющие очереди. Одна рядом с памятником, в кондитерский магазин — за пряниками (в кои-то века за пряниками вдруг — очередь). Другая — в магазин литературы стран народной демократии — за альбомом Поля Сезанна (немецкое издание). Обе очереди показательны для нашей материальной и духовной культуры. «Дела в стране идут хорошо»… Если это хорошо, то что же плохо? А послезавтра Рождество. Праздник всех праздников для народа.

Михаил Гробман, поэт, художник, 27 лет

7 января 1966 года

Поднялся с постели ок. 2 ч. дня, т. к. холодно и неуютно. Приехал Эдик Курочкин, пили чай, он читал «Сатирические сказки», я убирал в своей комнате, смотрели рисунки, его и Пятницкого, в моем собрании. Вскоре приехала Люда Савельева. Мы с Эдиком пошли к остановке встречать Нину Козинову, ее не встретили, а встретили Ирку, купили водки пол-литра, грудинку, селедку. Встречали Рождество, пили водочку. Я танцевал твист. Вспоминали былую жизнь, мой приезд из Таджикистана, Столляра, Яковлева и пр. Я проводил Люду и Эдика и посадил на троллейбус.

Дмитрий Каралис, писатель, 36 лет

7 января 1985 года

Дежурю в гараже. Семь утра, пришел колонный Леша Туманов, и мы с ним говорим немного о работе, о предстоящем дне. Затем иду в ремонтный бокс, умываюсь, ставлю на плитку чайник. Приходят первые водители, и я узнаю что температура -30.

На холоде машины заводятся плохо. Водители ходят с факелами из ветоши, пропитанной соляркой, суют их под кабины — отогревают загустевшую смазку в картерах двигателей, и площадка похожа на древний военный лагерь. Дым, пар, темнота, отблески пламени на машинах и красных физиономиях. Вода в боксе почти кипяток, ею толком не умоешься.

Сегодня, оказывается, Рождество. И один паренек из тех, что живут в деревушках вокруг Гатчины, поздравил меня с праздником. Я его тоже.

Полнолуние. Астрология утверждает, что в полнолуние мужчины становятся наиболее агрессивными. Подтверждение тому — три разбитые физиономии в нашем гараже.

Кто-то оставил начатую банку соленых огурцов в нашей будке, и я грызу их понемногу. Есть сало с перцем, колбаса, чеснок, чай, сахар, ириски. Прекрасно! Что еще надо? Чистую бумагу.

Время прошло незаметно. Ложусь спать.

Анатолий Черняев, помощник Михаила Горбачева, 70 лет

7 января 1991 года

Первое официальное Рождество — по указанию Ельцина и Силаева, на всей территории России. Но в ЦК работали. И М. С. демонстративно приехал на работу. И мне пришлось. Просидел весь день на службе. Скукота. Ощущение бессилия и бессмысленности. Даже внешние дела, которые при Шеварднадзе шли благодаря нам, теперь начинают нас обходить. Мы все больше оказываемся на обочине, в офсайде, в мифологии великой державы. М. С. уже ни во что не вдумывается по внешней политике. Занят «структурами» и «мелкими поделками» — беседами то с одним, то с другим, кого навяжут: то Бронфмана примет, то японских парламентариев, то еще кого-нибудь. Не готовится ни к чему. Говорит в десятый раз одно и то же. <…>

Олег Борисов, актер, 62 года

7 января 1992 года

Год начался на высокой ноте. Наш друг Серг. Бор. Станкевич пригласил на рождественскую службу в Елоховский собор. Места заняли в 2300. В особом месте для почетных гостей. Рядом, плечом к плечу, — Никита Михалков. На нас направлены телекамеры: получается, на всю страну молимся. Служба закончилась в 4 утра. Юра стоял сзади и несколько раз поддерживал наши спины. После этого — трапеза в Даниловом монастыре, бывшем когда-то мужским необщежительным.

Когда прощались, Никита вздохнул: «Неужели мы так и не пересечемся?..» Кто знает… Я с удовольствием пересмотрел недавно его «Обломова». Замечательный, чистый фильм. Природа и актеры воздействуют на меня, унося в мир детства, к нашим корням. Фильм воспринимается современно: Обломов — несветский человек, не переносит над собой никакого насилия, было б у меня такое имение и такой слуга, я бы мало чем от него отличался.

4654

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • Совет Народных Комиссаров РСФСР
    08 янв. 2016 г., 16:28:51
    Ответить
    Декрет от 30 октября 1917 года О восьмичасовом рабочем дне
    10. В расписание праздников, в кои не полагается работать (п. 2 ст. 103 Уст. о Пром. Труде), включаются обязательно все воскресные и следующие праздничные дни: 1 Января, 6 Января, 27 Февраля, 25 Марта, 1 Мая, 15 Августа, 14 Сентября, 25 и 26 Декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.

    Примечание 1. Для не-христиан допускается внесение в расписание других праздников, взамен воскресных, сообразно закону их веры; из остальных же упомянутых в сей ст. праздников для них обязательно внесение тех, кои не указаны в следующем примечании.

    Примечание 2. По желанию большинства рабочих предприятия или хозяйства или какого-либо его отделения праздничные дни 1 и 6 Января, 15 Августа, 14 Сентября, 26 Декабря, суббота Страстной недели и понедельник Пасхальной недели могут быть заменяемы другими свободными днями.
  • Семидесятник
    08 янв. 2016 г., 16:38:50
    Ответить
    В семидесятые на Рождество накрывали столы гадали , днём ходили в церковь . Отмечали почти все и члены партии и комсомольцы . Причём особо и не скрывали .Еще живо было поколение дореволюционной закваски Во всенощную дежурили активисты от Комсомола ночью вылавливали молодёжь а днём сами ставили свечи . Наш командир полка говорил : Я сам буду ночевать в полку . Чтоб не каких колядок . Но со службы уходил 6 го едва начинало темнеть. Хороши добрый ,праздник . Сродством Христовым
    • Ерунда
      09 янв. 2016 г., 21:00:59
      Ответить
      Я тоже из 70-х. Не порите ерунды. Никто никуда особо не ходил. В Сыктывкаре была одна церковь в Кочпоне. Туда ночью ходили-добирались некоторые. Но это не было массовым явлением. . Кто ходил в храм ночью, вылавливали патрули комсомольские и ДНД. Всем грозили: кого поймают - потом будут на комсомольском собрании "разбирать". Мы, студенты СГУ, и помыслить не могли, чтобы в церковь идти. Только самые отчаянные и безбашенные. Днем только старушки могли ходить. И особо не афишируя. Сами церковники вели себя тише воды, ниже травы. Не как сейчас - типа, вторая власть. Я из села. Там тоже если кто и отмечал, так по домам. Втихую. В новых городах, Усинске и Вуктыле, вообще церквей не было. Да и во многих районных центрах не было. Так что не надо ля-ля. И именно в ночь на рождество по телику показывали "Ритмы зарубежной эстрады! - редкий глоток свежего воздуха для молодежи. Мы лично, студенты, смотрели в ночь на рождество эту передачу.
      • Ерунда1
        09 янв. 2016 г., 21:13:33
        Ответить
        А уж чтобы коммунисты или работники райкома пошли в церковь - это вообще глупость. Осмелившийся вылетел бы из партии и с работы, как пробка. В те времена все и всё отслеживалось. О тех, кто крестил детей или венчался - об этом сами попы обязаны были докладывать в спецотдел КГБ. Сами попы были стукачами (невольно и по обязанности). Иначе церковь могли закрыть. Моя знакомая крестила ребенка на Украине, вроде в тайне, под секретом большим (а сама жила в Коми, увезла туда ребенка в свой отпуск ), так все равно в райкоме стало известно, ее вызывали на ковер и тихо уволили из райкома (инструктором она там работала). Оказалось, в КГБ отследили. Конечно, могло такое посещение церкви и обойтись без последствий, но все равно все отслеживалось, заносилось в личное дело. На всякий случай. Все были под колпаком. Дома отмечать рождество - ради бога, за закрытыми занавесками. Но публично - ни в коем разе. Могли донести и в партком свои же знакомые или друзья.
  • в 70-х гадали
    08 янв. 2016 г., 17:33:53
    Ответить
    с девчонками на женихов, чуть пожар не устроили. Среди наших знакомых никто не праздновал и никуда не ходил.
  • =))
    08 янв. 2016 г., 17:52:40
    Ответить
    в нормальном хардкоровом ссср 1950-1970 вас те самые, которые сегодня в серых костюмчиках с красными книжицами во внутренних карманах поклоны попам отвешивают, затаскали бы, по крайней мере, по профилактическим беседам или просто поставили бы жирный крест на всяком профессиональном продвижении.
    а их коллеги в рясах активно бы стучали тем что в костюмчиках, на кого стоит обратить особенное внимание.
  • 109
    08 янв. 2016 г., 18:17:54
    Ответить
    Замечательный актер был Олег Борисов,царство небесное.
  • ВВ
    08 янв. 2016 г., 18:36:13
    Ответить
    тупой вопрос - а почему новый год мы отмечаем по старому стилю, а рождество - по новому? Почему 8 марта и 1 мая - по старому, а 7 ноября - по новому? И 4 ноября - это реальная дата или опять путанная? По мне так правильнее отмечать Рождество всем миром 25 - перед новым годом. Ну у нас же все не так как у нормальных людей. То президент подсвечником в церкви работает, то непонятный второй день рождения у Христа придумали.
    • .
      08 янв. 2016 г., 18:57:50
      Ответить
      Потому что, после Великой Октябрьской социалистической революции Россия перешла на григорианский календарь, а РПЦ нет. Не могут они в один день с католиками праздновать.
      • Шпиён
        08 янв. 2016 г., 19:56:02
        Ответить
        Первые 4 воспоминания в статье напоминают вздохи наших ветеранов о коммунистическом прошлом: по их мнению, тогда тоже всё было хорошо...
      • 1
        08 янв. 2016 г., 20:17:15
        Ответить
        Рождество в России 7 января потому, что известие о нем шло нашей почтой.

        Насколько я знаю, 25 декабря еще идет пост, поэтому празднуют 7 января в России.
        • :)
          08 янв. 2016 г., 20:24:05
          Ответить
          И 1 января пост был. Не мешало же побухать
        • !?
          08 янв. 2016 г., 20:40:02
          Ответить
          Так пост-то после Революции вместе с рождеством и сместили. До Революции всё правильно было: заканчивался пост, праздновали рождество, потом Новый год.
      • :)
        08 янв. 2016 г., 20:21:03
        Ответить
        И почему не могут? Западло чтоли с братьями христианами праздник забабахать в один день?
  • Лошадина
    08 янв. 2016 г., 19:54:05
    Ответить
    СССР молодцы держали мракобесов на коротком поводке, сейчас распоясались они, продыху нет.
  • Серега
    08 янв. 2016 г., 20:47:44
    Ответить
    Прото как праздновали Рождество могут сказать только те кто тогда жил . Послушаешь либералов и попсу .Кгб только тем и занимались что перерисовало тех кто в церковь зашёл и Пугачеву преследовал . Да козла Мее - Каревича в сарае записывал . Как говориться батон крошат . Рождественские встречи Пугачевой когда стали показывать на ТВ ? Официально религиозных праздников не было , но кто хотел их отмечал , что особо и не скрывали . Так было в 70 -80 х
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    08 янв. 2016 г., 21:07:36
    Ответить
    Весь мир проблемами занят , а у нас всё блуднями поповскими..
    Прошла информация о рухнувших биржах Китая и США.. А у нас всё попов с их сказками показывают , да как Путин очередного супергражданина России расцеловывает...
    • В
      08 янв. 2016 г., 23:55:06
      Ответить
      В виде теоретического диспута.
      Христианство и православие (и прочие монотеистические религии) исповедуется довольно большим количеством населения Земли.
      Для атеиста, разумеется, это не аргумент, скорее наоборот (толпа-бараны etc)/
      Но среди них есть и высокообразованные люди, культурный уровень которых как минимум не ниже Вашего. Предположу, что среди верующих людей - довольно много и тех, чей вклад в науку, культуру, государственную деятельность - выше чем у меня и, возможно, у Вас.
      Как минимум из уважения к этим людям - можно на минуточку представить, что их точка зрения заслуживает минимального внимания и рассмотрения.

      На минутку представьте, гипотетически, что Вы не правы, а правы Ваши оппоненты (обладающие несомненными достоинствами, позволяющими им оппонировать Вам).

      Уверен, что Вы знаете основные постулаты богословия и представляете себе, что если Вы ошибаетесь - то для Вас это просто огромная ошибка, катастрофа, нечто невозможное.

      Путь веры пройден огромным количеством людей. Я не встречал людей, которые прошли бы путь от глубоко верующего - до полностью разуверившегося. Тенденция почти всегда обратная (по моему небольшому опыту и наблюдениям). Люди идут по пути веры дальше и глубже.

      Для мирского человека, образованного и думающего в рамках формальной логики - прийти к вере практически невозможно, на мой взгляд. Ибо внешний взгляд - убедительно говорит нам о полной бредовости религиозного сознания.
      Обретя, случайно, чудесным образом, зачаток веры (пути бывают разными, по всей видимости) - начинаешь смотреть на религию совсем другим взглядом, поверьте человеку, который прошел этот путь.

      Как обрести этот "зачаток" я сказать не могу. И помочь не могу.
      Об одном Вас прошу. Понятно, что я Вас ни в чем не убедил и Вы остались при своем ("зачатка" то я Вам подарить не могу).
      Но все-таки, отнеситесь, пожалуйста, более серьезно к мнению большого количества верующих людей, часть из которых, возможно, заслуживает Вашего уважения.

      С точки зрения даже той же формальной логики, и с учетом статистики количества верующих - прохождение мимо информационного повода, и не "вознесение хулы" на РПЦ - неким образом логично, более безопасно что ли, дает некую "страховку" от неправильного решения.
  • Андрей
    08 янв. 2016 г., 21:44:34
    Ответить
    Святой праздник Рождество!
    Религию надо возрождать! И в школах тоже! Меньше д****ов, алкоголиков и наркоманов будет - если детям прививать Христианство, а не разврат и бандитизм. Представьте на сколько бы было меньше несчастных случаев если бы люди соблюдали посты! В которые нельзя употреб***ь алкоголь! Кстати соблюдение диеты - это чистка сосудов - сердечнососудистые заболевания главная причина нынешней смертности - а у нас сплошное обжорство! Задумайтесь!
    • В
      08 янв. 2016 г., 23:54:17
      Ответить
      В виде теоретического диспута.
      Христианство и православие (и прочие монотеистические религии) исповедуется довольно большим количеством населения Земли.
      Для атеиста, разумеется, это не аргумент, скорее наоборот (толпа-бараны etc)/
      Но среди них есть и высокообразованные люди, культурный уровень которых как минимум не ниже Вашего. Предположу, что среди верующих людей - довольно много и тех, чей вклад в науку, культуру, государственную деятельность - выше чем у меня и, возможно, у Вас.
      Как минимум из уважения к этим людям - можно на минуточку представить, что их точка зрения заслуживает минимального внимания и рассмотрения.

      На минутку представьте, гипотетически, что Вы не правы, а правы Ваши оппоненты (обладающие несомненными достоинствами, позволяющими им оппонировать Вам).

      Уверен, что Вы знаете основные постулаты богословия и представляете себе, что если Вы ошибаетесь - то для Вас это просто огромная ошибка, катастрофа, нечто невозможное.

      Путь веры пройден огромным количеством людей. Я не встречал людей, которые прошли бы путь от глубоко верующего - до полностью разуверившегося. Тенденция почти всегда обратная (по моему небольшому опыту и наблюдениям). Люди идут по пути веры дальше и глубже.

      Для мирского человека, образованного и думающего в рамках формальной логики - прийти к вере практически невозможно, на мой взгляд. Ибо внешний взгляд - убедительно говорит нам о полной бредовости религиозного сознания.
      Обретя, случайно, чудесным образом, зачаток веры (пути бывают разными, по всей видимости) - начинаешь смотреть на религию совсем другим взглядом, поверьте человеку, который прошел этот путь.

      Как обрести этот "зачаток" я сказать не могу. И помочь не могу.
      Об одном Вас прошу. Понятно, что я Вас ни в чем не убедил и Вы остались при своем ("зачатка" то я Вам подарить не могу).
      Но все-таки, отнеситесь, пожалуйста, более серьезно к мнению большого количества верующих людей, часть из которых, возможно, заслуживает Вашего уважения.

      С точки зрения даже той же формальной логики, и с учетом статистики количества верующих - прохождение мимо информационного повода, и не "вознесение хулы" на РПЦ - неким образом логично, более безопасно что ли, дает некую "страховку" от неправильного решения.



      • Рулон Абоев
        09 янв. 2016 г., 18:37:38
        Ответить
        Что то я не очень понял суть комента. Вы предлагаете серьёзно отнестись к мнению верующих? Для атеиста это означает согласиться с тем что бог есть. А это не возможно. Я как атеист уважаю многих верующих людей,тех кто уважает меня. Я уважаю их права быть верующими. Но я не обязан уважать их веру. По поводу хулы на церковь. Вы считаете что как бы не вела себя РПЦ по отношению к людям , а это в основном не уважение и осуждение. То атеисты не в праве давать оценку таким действиям церкви. На счёт количества верующих. Люди которые говорят что они веруют много,а людей истинно верующих мало. Неофитов которые не соблюдают догматов,не знающих о религии ни чего ,пруд пруди. И ведут они себя порой гораздо хуже атеистов. Но РПЦ об этом молчит,она не хочет просвещать свою паству,ей выгодней осуждать,чужие грехи.. Да ещё,насчет толпа-бараны,атеисты так не считают,а вот стадо-овцы это официальное мнение РПЦ о своей пастве..
      • Кличко
        11 янв. 2016 г., 13:51:51
        Ответить
        Володя
        Не все могут смотреть в завтрашний день, вернее не только лишь все могут это делать. Вы случайно не сектант?
      • Андрей
        11 янв. 2016 г., 15:37:01
        Ответить
        ответ Вам В.
        Если я Вас правильно понял, то хочу сказать, что я с глубоким уважением отношусь к чувствам верующих, считая себя православным человеком не в коем разе не могу сказать ничего плохого про РПЦ. Не бывают плохих профессий - бывают не хорошие люди! А священнослужитель это профессия, связанная с служением богу и воодушевлением заблудших или страждущих через тайны Христианства. По сути это психолог, только определенного профиля. И я не понимаю людей который несут не малые деньги в частные клиники психологам(я таких знаю), при этом ругая священников. Мне хочется спросить у этих людей - "вы исповедаться пробовали?" Когда я ходил на исповедь с меня не взяли не гроша, я сам положил в ящик подношений сколько соблаговолил. А результат словами не передать - не один психолог действительно выкачивая из вас деньги не добьется оного, конечно бывают частные случаи... Да было платил за крещение, за освещение дома, и то платы больше чем символическими не назовешь, хотя я всегда стараюсь благодарить щедро, просто для щедрости каждого свои рамки. Так вот повторюсь не бывает плохих профессий, бывают не хорошие люди... как не печально кругом и среди учителей, врачей, священников, инженеров и т.д. - не дай бог конечно, но это так... И для того что бы различать - надо преждевсего быть эрудированным самому в разных вещах, развиваться, не стоять на месте и тогда с божей помощью можно будет увидеть кто перед вами есть... С рождеством всех! Счастья удачи и благополучия! С Богом!
  • Ольга
    09 янв. 2016 г., 0:37:45
    Ответить
    Многонациональная
    Вероисповедание - очень личная тема. Рождество христово делают праздником, католическое нет и т.д. Если сделать опрос - у нас 90 % населения атеисты и в церковь не ходят и ходить не собираются. Нужно выходной в этот день отменить, а верующие могут взять свободный день за счет отпуска .
  • лука
    09 янв. 2016 г., 9:39:12
    Ответить
    Во что веруешь, то и есть. Как у Горького "На дне" : хороший был старичок, поманил куда-то, а сам исчез.
  • 1945
    09 янв. 2016 г., 11:13:13
    Ответить
    Серёга: Официально религиозных праздников не было , но кто хотел их отмечал , что особо и не скрывали . Так было в 70 -80 х.....................

    Абсолютно правильно! Я - деревенский ребёнок из российской глубинки и сколько себя помню - у нас всегда отмечали пасху, рождество и наш храмовый праздник - 10 августа. Никто никого не одергивал, никто ничего не скрывал и никому ничего не запрещалось. Официально - да, но народ отмечал всё!