Председатель КСП Михаил Евдокимов: «Государственные деньги должны тратиться эффективно»
Контрольно-счетная палата (КСП) Коми в очередной раз проверила эффективность расходования бюджетных средств. Положение дел с финансовой дисциплиной в республиканских ведомствах изучалось и аудиторами Счетной палаты России. О результатах этих проверок и деятельности региональной палаты в целом «Молодежи Севера» рассказал председатель КСП Михаил Евдокимов.
Фото Юрия Кабанцева
- Весной этого года прошла проверка расходования средств республиканского бюджета аудиторами Счетной палаты России. Чем она была вызвана?
- Эта комплексная проверка была плановой и касалась соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов. Безусловно, специалисты палаты высказали ряд замечаний. В частности, Министерство здравоохранения и региональный Фонд обязательного медицинского страхования не обеспечили выполнение ряда мероприятий по программе модернизации здравоохранения республики, и в результате часть выделенных федеральных средств не была освоена. Также Минздравом не было обеспечено исполнение государственных контрактов по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан на сумму около 50 млн. рублей.
Некоторые претензии возникли и к деятельности Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства и Агентства по физической культуре и спорту. Эти ведомства не обеспечили своевременное строительство и ввод в эксплуатацию десяти спорткомплексов в различных районах республики. Кроме того, аудиторы выявили, что из бюджета Коми было израсходовано 204 млн. рублей на разработку проектной документации, которая либо осталась невостребованной, либо же относилась к объектам, строительство которых было приостановлено.
- Сообщалось, что аудиторы признали неэффективным расходование бюджетных средств на сумму 6 млрд. рублей. Вряд ли ее можно назвать небольшой.
- Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. Но я хочу подчеркнуть, что, по оценке российской Счетной палаты, серьезных нарушений в расходовании республиканских бюджетных средств нет. В целом состояние бюджетной политики у нас на достаточно высоком уровне - особенно на фоне других регионов, в том числе соседних. Это объясняется еще и тем, что глава республики - сам бывший министр финансов, и он, в отличие от многих губернаторов, может не только полагаться на мнение членов правительства, но и сам оценивать процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия законодательству, может оставлять наиболее важные вопросы на личном контроле. Это подразумевает более высокую финансовую дисциплину, и члены Счетной палаты это тоже отметили.
И еще один важный момент: Республика Коми идет впереди в том, что по ряду позиций она уже перешла на программный принцип формирования бюджета. В перспективе на него перейдут все регионы. Это передовой опыт, и он также стал возможен благодаря тому, что глава - выходец из Министерства финансов, и, будучи специалистом в этой сфере, он умеет, качественно оценивая ситуацию, воспринимать прогрессивную методику.
- Каковы будут последствия проверки со стороны Счетной палаты?
- По результатам проверки была проведена коллегия, в которой, помимо меня, принял участие и заместитель главы Республики Коми - министр финансов Тукмаков Владимир Алексеевич. По ее итогам были вынесены два представления об устранении выявленных нарушений: одно - в адрес главы, второе - в адрес мэра Сыктывкара. Эти представления подлежат обязательному исполнению, и я полагаю: значительный процент нарушений уже устранен.
- Уголовных дел не будет?
- Для возбуждения уголовных дел по итогам проверки Счетной палаты нет никаких оснований.
Если говорить о классификации нарушений, то, пожалуй, самое серьезное из них - неосвоение федеральных средств, выделяемых по принципу софинансирования расходов. Причины могут быть различные, начиная с банальной нерасторопности ответственного чиновника, который вовремя не смог провести конкурс или заказать проектную документацию.
- Что, в свою очередь, выявили проверки, которые по своей линии проводила республиканская КСП?
- В прошлом году мы провели около 50 контрольных мероприятий на 59 объектах. Объем охваченных ими средств составил более 4 млрд. рублей, причем абсолютное большинство из них приходится на бюджет республики. По итогам проверок было установлено 389 фактов нарушений и недостатков на сумму более чем 300 млн. рублей. Могу сказать, что в основном наши претензии связаны с неэффективным использованием государственного и муниципального имущества, заключением контрактов с нарушением конкурсных процедур и необоснованным расходованием бюджетных средств. Материалы по результатам ряда проверок были направлены в правоохранительные органы, но отмечу, что большая часть нарушений была оперативно устранена. И это очень важный момент: работа палаты строится на том, чтобы не допустить нарушений в дальнейшем, провести профилактику. Чем меньше материалов направляется в правоохранительные органы, тем наша работа эффективнее. Мы не преследуем цель кого-то наказать. Наша задача - сделать так, чтобы государственные деньги тратились рационально и эффективно.
- Раньше выявлялось достаточно много случаев нецелевого использования бюджетных средств, на это указывали в том числе и специалисты КСП. Сейчас ситуация не изменилась?
- Значительно изменилась. Сейчас примеров нецелевого использования практически нет. Все-таки внимание со стороны контролирующих органов достаточно серьезное - это и Росфиннадзор, и КРУ Минфина, и контрольно-счетные органы. В основном выявляются случаи именно неэффективного расходования. И тут бывают сложные критерии оценки. Например, вы купили качественное дорогое оборудование и по разумной цене. На первый взгляд, вы потратили средства эффективно. Но не подготовили помещение, не привлекли специалистов, и это оборудование годами лежит у вас на складе, не используется и ржавеет. Здесь уже насчет эффективности возникают вопросы.
Неэффективное расходование средств возникает в случаях оплаты продукции через нескольких посредников, по завышенным ценам и т.д. К примеру, в сыктывкарской школе обеды ученикам поставляет специализированное предприятие, а в Ухте школа обходится собственными силами. И в результате питание в сыктывкарской школе значительно дороже. В данный момент принимаются меры по устранению нарушений и замечаний. В частности, в рамках модернизации системы общего образования республики закупается оборудование для школьных столовых, чтобы они могли самостоятельно готовить обеды для учеников.
Или есть понятие «гарантийное обслуживание». Вы купили вещь за три рубля, а гарантийное обслуживание обходится в пять. Так, может, лучше было купить за четыре рубля, но с гарантийным обслуживанием в два?
- Выступая недавно в Госсовете республики, вы говорили, что у КСП возникли вопросы и к положению дел в лесном комплексе.
- Возьмем ситуацию с лесничествами, которые получают средства на устройство противопожарных полос, санитарные рубки, лесовосстановление и т.д. Само лесничество работ не производит. Его директор заключает договор на посадку саженцев, скажем, с ООО «Лотос». Вот только директором и учредителем этого ООО является сам же директор лесхоза. Это характерно практически для большинства районов республики. Получается, он сам заказывает работы, сам принимает и сам оплачивает. А потом на предложение продемонстрировать эти саженцы может сказать, что лето выдалось засушливое, и они не прижились. Возникает вопрос: а сажались ли деревья вообще? В этом случае говорить об эффективности невозможно, ее просто нет. При этом нет явного нарушения закона: директор лесхоза - не госслужащий. Но, согласитесь, наверное, это неправильная ситуация, и мы уже обратились с информационным письмом в прокуратуру.
- Какие еще проведенные КСП проверки вы бы выделили?
- Мы посмотрели на положение дел в санавиации. Это актуальная для республики тема, учитывая отдаленные поселки. Главная проблема здесь в том, что должным образом не разработана нормативно-правовая база. Возьмем ситуацию, когда, например, пострадал в горах альпинист, и спасательная операция сопряжена с риском для летчиков и медиков. В таких случаях люди, во-первых, должны быть застрахованы, и, к тому же, они должны работать по повышенным нормативам оплаты. А эти моменты не урегулированы.
Или, например, возникают случаи, когда пострадавших в Ненецком автономном округе или Архангельской области бывает ближе доставить в наши больницы. Речь идет о спасении людей, и, естественно, подключается наша санавиация. Но она же не может делать это безвозмездно. Поэтому необходимо урегулировать вопрос возмещения таких расходов республике соседними регионами. Это задача нашего Минздрава.
Совместно с муниципальными счетными органами была проведена социально значимая проверка по обеспечению жильем детей-сирот. В этой сфере достаточно проблем. В прошлом году на эту программу со всех уровней бюджета было выделено более 90 млн. рублей, а освоено только около 40 миллионов. Такая ситуация возникла из-за несогласованности действий республиканских ведомств и местных органов власти. А в некоторых муниципалитетах вообще возникли сложности с подбором жилья.
По итогам этой проверки мы провели семинар с нашими районными коллегами. Оказание им методической помощи - один из наших приоритетов.
- КСП проводила и проверку финансовой деятельности спортклубов, поскольку наши профессиональные команды финансируются из бюджета. Есть серьезные нарушения?
- Нет, эта сфера не вызывает у нас особой тревоги. Там выявленные нарушения совершенно незначительные: отсутствие отдельных документов по командировочным расходам; неправильно оформленные расходы на питание. И суммы тоже незначительные. Часть нарушений была устранена в период проведения проверки.
На мой взгляд, гораздо важнее проблема эффективности использования муниципального имущества. Мы проверили сейчас в этом плане два района - Печорский и Сысольский. Выбрали эту тему по той причине, что это возможность дополнительных поступлений в доходную часть местных бюджетов, дополнительный резерв. Как оказалось, во многих случаях имущество используется недостаточно рационально. В Печоре один из объектов сдавался в аренду. Потом его списали, а арендатор продолжал им пользоваться. Зачем тогда списывали? Или в той же Печоре было много единиц списанного муниципального имущества, в том числе техники, просто сотни! Ее можно было сдать на металлолом, но местные власти этого не сделали. Вроде бы все по мелочам, но в итоге теряются деньги.
- Одна из функций КСП - экспертиза вносимых в Госсовет законопроектов на предмет коррупциогенности. Какие впечатления? Много приходится править?
- Сегодня уровень правовой культуры достаточно высокий, по крайней мере в сравнении с периодом 10-летней давности, проекты законов изучают различные инстанции. Для нас в большинстве случаев это привычная работа - заменить, например, какое-то слово, чтобы исключить двойное толкование. А чтобы в каком-то законопроекте просматривалась умышленная комбинация по осуществлению некоей мошеннической схемы, такого при мне не было. И думаю, что сегодня это и невозможно.
- Вы недавно вернулись с семинара во Франции, который как раз был посвящен проблемам коррупции.
- Он был организован Европейской организацией региональных институтов внешнего контроля за государственным сектором (ЕВРОРАИ). От одной страны в нее может входить не более 14 представителей, и КСП республики вошла в этот состав. Это очень почетно. Всем понятно, что проблема коррупции очень актуальна для России, но в Европе предпочитают термин «мошенничество». Участие в таких семинарах дает возможность обменяться опытом с зарубежными коллегами, узнать, как они решают проблемы.
- И где сейчас вам и остальным сотрудникам КСП можно будет применить полученный опыт?
- Ближайшие проверки намечены очень серьезные: мы намерены проинспектировать финансирование программы модернизации здравоохранения и строительство санатория в Серегово. Они практически одновременно пройдут в августе и сентябре. Тема здравоохранения никогда не теряет своей актуальности - это и приобретение медицинского оборудования, и поддержание имеющейся инфраструктуры в должном состоянии, и многое другое. Эти проверки мы также проведем с коллегами из муниципалитетов.
Комментарии (20)
Торлопан весной 2009 года купил себе служебный "Лексус" за 5500000 рублей - тоже целевое использование бюджетных средств?!
Или я что-то плохо вас не понял,или вы с ними заодно,извините...
Это ево так фсб научили, компромат надо копить и хранить до тех пор пока команда не поступит открывать чемоданы. по очереди.