Директор Колледжа искусств Андрей Дикоев: «Для полного счастья нужно не так много денег»
Два проекта республиканского Колледжа искусств еще весной получили положительное заключение на конкурсе по соисканию грантов главы региона в области театрального искусства и концертной деятельности. Один из них представляет собой цикл концертов молодых профессионалов - выпускников колледжа, профессоров ведущих музыкальных вузов страны и молодых музыкантов, лауреатов международных конкурсов из других регионов. Проект, посвященный Году молодежи в Коми, будет состоять из двух циклов: «Играет профессор консерватории» и «Молодые таланты России». Второй проект - фестиваль академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда» - состоится в декабре. В его рамках в Коми впервые будут исполнены уже ставшие классическими произведения российских и зарубежных композиторов-авангардистов, музыка XIV-XVI веков и произведения членов Союза композиторов Коми. О том, как воплощаются проекты, на что хватает грантовых денег и почему в республике нет слушателей, готовых принимать классическую музыку, «Молодежи Севера» рассказал директор Колледжа искусств Андрей Дикоев.
Фото Юрия Кабанцева
- Весной вы получили два гранта от правительства республики. Что-то уже начали делать в рамках своих проектов?
- Три концерта в рамках одного проекта уже прошло. Первый концерт был 3 сентября в республиканской филармонии, Саша Лубянцев приезжал именно в рамках этого проекта. Кстати, первым на рояле фирмы Steinway & Sons играл именно он, можно сказать, провел презентацию.
Главный упор в наших проектах был сделан на просветительскую работу. Мы приглашаем людей, которые интересны нам, прежде всего, с точки зрения учебного процесса. Поэтому цикл концертов, разделенный на два проекта, так и называется - «Молодые таланты России» и «Играет профессор консерватории», в рамках которого мы приглашаем молодых талантливых исполнителей или маститых музыкантов, которые обязательно участвуют в образовательном процессе. Как правило, самые выдающиеся музыканты преподают в консерваториях.
- Кто еще в рамках проекта уже побывал в Сыктывкаре?
- Приглашение этих людей в Сыктывкар стоит не так дорого, как кажется, в отличие от известных артистов. Наши гости часто приезжают на весьма вменяемых условиях, часто готовые даже бесплатно играть. Саша Лубянцев, например, выразил желание приехать весной и сыграть бесплатно. Ему просто понравилось у нас. Как выяснилось, для полного счастья нужно не так много денег. Грант в 700 тысяч рублей, который мы получили, в какой-то мере даже превзошел наши ожидания. Только за сентябрь мы смогли организовать три концерта - 3 сентября в филармонии играл Саша Лубянцев, 8 сентября в театре драмы играл балалаечник Андрей Горбачев и 27 сентября в Национальной галерее был концерт преподавателя Гнесинки Семена Шмелькова. Вкупе со всеми остальными событиями, которые происходят в Сыктывкаре, идут разговоры, что такого насыщенного сезона в Коми еще не было. Фестиваль «Шедевры и премьеры», кстати, тоже часть нашего проекта.
- А дальше что?
- Будут два концерта - 9 и 19 октября. Мы смогли договориться с двумя молодыми талантливыми виолончелистами и сделать небольшой абонемент «Вечера виолончели в Колледже искусств». Виолончель в городе у нас не так распространена, поэтому приезд этих гостей нам будет интересен. Первым приезжает молодой исполнитель Глеб Степанов, он аспирант Московской консерватории, учится в классе прославленной виолончелистки Натальи Гутман. Он сам вызвался приехать к нам. Я даже удивился, насколько у него скромные запросы - ему важно в первую очередь именно играть. 19 октября приезжают виолончелистка Нина Феофанова и пианистка Елизавета Фалина из Петрозаводска. С Петрозаводской консерваторией у нас тесная связь, это наш курирующий вуз, поэтому мы контактируем с ними очень плотно. Программа ноября и декабря будет более насыщенной. Так, 2 ноября в колледже пройдет концерт молодых музыкантов, исполняющих современную музыку. Мы назвали концерт «Играют гнесинцы», потому что все его участники сейчас имеют непосредственное отношение к Академии имени Гнесиных. Следующий концерт состоится 9 ноября в Гимназии искусств, приезжает баянист Юрий Шишкин. Также в ноябре пройдет цикл концертов классической музыки: 21 ноября в филармонии сыграет Рувим Островский, а 23 ноября он же выступит на вечере камерной музыки в театре оперы и балета уже вместе с известной скрипачкой Ириной Бочковой. Одновременно с этим пройдет творческая школа для одаренных детей, лауреатов конкурса «Юные дарования». В декабре мы запланировали фестиваль джазовой музыки, для участия в котором мы приглашаем ансамбль Apple Sin из Санкт-Петербурга. Сам фестиваль пройдет с 6 по 8 декабря. Завершением декабря и нашей грантовой программы станет фестиваль академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда». Это название предложил председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман.
- То есть это уже совместный проект?
- Да, Союз композиторов обратился ко мне, мы оформили заявку на грант и выиграли 600 тысяч. Мы получили полное финансирование на проведение этого фестиваля. На нас вышел молодой коллектив Московской филармонии «Галерея актуальной музыки» - «ГАМ-Ансамбль». Они специализируются на современной музыке. Вот они вышли на нас с предложением пригласить их к нам с условием оплаты работы. Все остальное, то есть проезд и прочее, они берут на себя. Программа фестиваля «Традиции и классика авангарда» с участием «ГАМ-Ансамбля» у нас сложилась просто замечательно. Фестиваль пройдет с 17 по 21 декабря, откроет его концерт музыки композиторов Республики Коми. Затем пройдут два концерта «ГАМ-Ансамбля», концерт детской музыки современных композиторов. Закрытие состоится 21 декабря с участием баяниста Фридриха Либса и виолончелиста Владимира Тонха. Они будут исполнять партитуру Софьи Губайдулиной «Семь слов». Это очень знаковое сочинение, исполнить эту музыку здесь было моей давней идеей. Я даже сам хотел за это взяться, но, думаю, это лучше сделают именитые мастера. И все это мы делаем на средства гранта. Оказывается, нам было нужно не так уж и много.
- Что мешало заняться такими проектами раньше?
- Не знаю. Я сюда приехал с большим багажом знакомств, которыми обзавелся в разных регионах России. В круг моих знакомств входят люди, для которых искусство является главным, не профессией, а образом жизни. Эти люди приезжают не как гастролеры заработать денег, а именно выступить и сделать это достойно. Все же, чтобы культура «поднималась», надо ориентироваться на высокие образцы искусства. Я не говорю сейчас только о музыке, я имею в виду культуру в целом. Если поддерживать только национальные направления, мы так и останемся изолированной территорией со звездами для внутреннего пользования. Поэтому я весьма признателен правительству республики, совету по культуре и Министерству культуры Коми. Взять хотя бы «Шедевры и премьеры», которые прошли только что. Этот фестиваль показал, что люди с удивлением обнаруживают, что они понимают классическую музыку. Так ведь это от того, что исполнение хорошее, качество хорошее. Такое экспортирование хорошего музыкального продукта сюда рано или поздно должно привести к каким-то положительным результатам. Но только это должна быть систематическая, а не событийная работа.
- Есть две проблемы - хорошую музыку у нас слушать негде и, по большому счету, некому...
- Приезд оркестра Рудина должен быть не событием, а нормой. Хотя бы раз в год. Тогда и уровень культуры слушателей повысится. Петр Первый европейскую музыкальную культуру начал насильно насаждать в России в начале XVIII века, а первый гений в русской музыкальной культуре появился только 150 лет спустя - Глинка. Республика Коми сейчас тоже нуждается в таком экспорте хорошей музыки. Гранты, которые весной были розданы правительством республики, эти две проблемы как раз и обнажили. Хорошо, хоть есть теперь на чем играть - прекрасные рояли в филармонии, театре драмы, у нас, появятся еще рояли. Надеюсь, следующим шагом будет улучшение инфраструктуры.
- В чем образовательная часть ваших проектов?
- Мы приглашаем музыкантов с условием, что они дадут не только концерты, но мастер-классы, проведут творческие встречи. Эти люди обязательно должны пообщаться со студентами нашего колледжа. Это важно, и это должно быть нормой, процессом, а не событием. Поэтому, кстати, мы наши проекты позиционируем как процессы, не придавая им событийности. Отсюда и проблема - мало кто ходит. На Сашу Лубянцева пришли, его еще помнят, а вот кто такой Горбачев уже успели позабыть. При этом мы намеренно не приглашаем звезд, потому что звезды «сложные» и не всегда звезда может преподавать.
Упор делался на совмещение ряда качеств, на приглашение носителей каких-то идей. Например, Семен Шмельков - мало раскрученный преподаватель Гнесинки, который является лауреатом всех имеющихся конкурсов баянистов. При этом он является носителем уникальной музыкальной культуры и традиций. То же самое и с другими нашими гостями, они несут в себе некие истины, которые не нуждаются в раскрутке. Например, если мне предложат выбирать из концертов двух балалаечников Алексея Архиповского и Горбачева, я выберу второго, он гораздо интереснее для меня как руководителя образовательного учреждения и музыканта. Архиповский же интересен обывателю, и в этом нет ничего плохого. Мы приглашаем людей, у которых можно чему-то научиться, для них исполнение каждого сольного концерта является почти что фактом биографии. Они, приезжая к нам, готовятся, для них нет проходных концертов. Я сам так же, выступая где-то, готовлюсь.
- А дорого будет послушать этих музыкантов?
- Ни в коем случае. Концерты, которые будут проходить в колледже, бесплатны. На концерты в филармонии, театре оперы и балета, театре драмы мы будем устанавливать символическую стоимость. Полученный нами грант позволяет покрыть часть расходов по аренде залов, поэтому мы можем себе это позволить.
Комментарии (13)
Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.
-- Ладно, - сказал Остап, получите пятьдесят тысяч.
А таким, как Александра Савеня всегда что-нибудь будет мешать - лишь бы только не слушать музыку. Уверен, что она вообще на музыку не тратится, как и большинство населения.
Музыкантов в городе много. Хороших - мало. Да и тех не берегут.