16:40, 12.09.2013

Кировский драмтеатр привезет в Сыктывкар «Провинциалку»

29 сентября на подмостках театра драмы имени Виктора Савина сыктывкарцы и гости столицы Коми увидят спектакль по пьесе Тургенева «Провинциалка». В рамках Северного театрального фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Константина Станиславского, эту работу представит на суд зрителя Кировский областной драматический театр имени С.М. Кирова. За несколько недель до приезда кировчан в Сыктывкар корреспондент БНК пообщался с художественным руководителем театра Евгением Степанцевым и режиссером спектакля Еленой Одинцовой.

IMG_9603_2 (Festival_(crop-2x3)).jpg

Фото Евгении Габовой и Кировского областного драматического театра 

Худрук кировского драмтеатра Евгений Степанцев назначил встречу в своем кабинете. Лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России, вспоминая о Сыктывкаре, заметил, что в период его «третьего пришествия в театр» труппа в столицу Коми еще не выезжала.

IMG_2908.jpg

- В общей сложности я проработал в этом театре около 30 лет. Правда, с перерывами, уезжал в Ярославль и Воркуту. Третий раз вернулся сюда на пост художественного руководителя в январе 2010 года. С этого момента у нас не было выступлений в Сыктывкаре. Хотя незадолго до моего «третьего пришествия», в конце 2009 года наши артисты показывали спектакль «Медведь» в рамках Чеховского фестиваля, который был устроен в столице Коми, - вспомнил Евгений Степанцев.

- Спектакль, который ваш театр представит на грядущем фестивале, – «Провинциалка» - ставили не вы. Это режиссерская работа заслуженной артистки России Елены Одинцовой. Почему выбор пал именно на эту работу?

- Логика очень простая. Чуть больше ста лет назад, в 1912 году Станиславский сам поставил эту одноактную пьесу Тургенева. Он играл в этом спектакле вместе со своей женой. У нас много хороших спектаклей, но здесь есть очевидная привязка к теме фестиваля. Более того, нет сомнений в том, что создан этот спектакль по методологии Станиславского. Вот вы знаете, почему Гагарина в театр не взяли бы? Вспомните, как передавали. Ему в космос лететь, а у него давление - в норме, пульс - в норме. Никаких переживаний. Гагарин – великий человек, но в театре он бы не смог работать. Нам нужны люди без кожи, постоянно возбужденные. Вот чем занимался Станиславский. Как направить психику человека, явление исключительно индивидуальное, в нужное режиссеру русло, как управлять этим, как работать с этим невидимым и почти не ощущаемым объектом. В этом спектакле все эти приемы очень хорошо нашли свое отражение.

IMG_2903.jpg

- Многие любители театра в Сыктывкаре были удивлены тому, что в афише фестиваля, посвященного Станиславскому, были заявлены произведения по пьесам не только отечественных авторов. Верно ли это, на ваш взгляд?

- Можно ли ставить в репертуар фестиваля произведения не только русской классики – вопрос демагогии. Методы Станиславского уже давно стали общемировыми, эта личность не привязана ни к одному городу или автору, это достояние театра как такового. И если угодно сыктывкарцам показать Миллера, так пусть оно так и будет. Если Вологда привозит постановку по пьесе Лорки на фестиваль памяти Станиславского, в этом нет никаких противоречий. И Миллер, и Лорка – гениальные авторы. Что касается спектакля «Дом Бернарды Альбы», мне будет любопытно вдвойне – я сам в свое время ставил эту пьесу, это была моя выпускная работа в ГИТИСе.

- 26 сентября у труппы вашего театра заканчиваются гастроли в Йошкар-Оле, а 29-го вы уже играете на подмостках в Сыктывкаре…

- Будем стараться успевать. Есть некое состояние форс-мажора, но, мне кажется, здесь главное, чтобы вовремя все сели в автобус, чтобы ничего не сломалось, чтобы все вовремя доехали до одного города, а затем – до другого. К счастью, театр находит возможность и ресурсы, чтобы выступать не только в своих стенах. По мне так по-другому и нельзя. Представьте, что было бы с нами, если бы труппа сидела в одном городе, за пределами которого о ней бы никто не знал и не слышал. Мы стараемся не упустить любую возможность показать себя и посмотреть, что происходит там, не у нас. У нас график очень плотный. После фестиваля в Сыктывкаре мы отправимся в Москву на форум «Золотой Витязь», объединяющий театр и кино под общим лозунгом возвращения к духовности. 5 декабря мы должны быть на фестивале в Костроме на фестивале, посвященному Островскому. При этом работу в театре для кировского зрителя никто не отменял: 4 октября у нас начинается сезон.

IMG_9737_2 Festival (Crop-2x3).jpg

В это же время на другом этаже театра Елена Одинцова, режиссер «Провинциалки» и исполнительница главной роли, репетировала с коллегами. После прохождения нескольких сцен она прокомментировала работу над спектаклем корреспонденту БНК.

- Я думаю, что Иван Тургенев дает прекрасную возможность повод поработать с артистами на тонких нюансах, на хорошем психологическом рисунке, на хорошей внутренней жизни, - отметила режиссер. - История ведь почти водевильная, но это действительно комедия. Тот самый высокий жанр, который немыслим без тонкого налета горечи. Несмотря на то, что современники упрекали Тургенева в легковесности пьесы, назвали ее сценкой и водевилем, я горчинку контекста очень остро чувствую. Ощущение бесполезно прожитой жизни где-то глубоко в провинции, ощущение, что ты достоин лучшего, что твоя жизнь сложилась как-то не так и что есть последний шанс ее изменить. И название «Провинциалка» - это ведь все про меня. Я провинциальная актриса, играющая в провинциальном театре. Мотив моей героини лично мне, как женщине и как актрисе, очень понятен. Поэтому, наверное, хотелось избежать фарса, чтобы не было насмешливого отношения к персонажам. Мне кажется, работа получилась очень понятной, человечной. Ничего ведь толком и не изменилось за эти 150 лет. Да, у нас другая одежда, появились мобильники, какие-то устройства, но эмоционально эта история может случиться и сейчас.

IMG_9524.jpg

- В одном из монологов главная героиня пьесы восклицает: «Как не заржаветь душой в этом городишке?!» Какой у вас есть ответ на этот вопрос?

- Чтобы не заржаветь, очень важно заниматься тем, в чем состоит твое предназначение. Важно сохранять к жизни любопытство и интерес. Вообще, секрет молодости – он в том, чтобы не терять интереса к жизни, окружающему. Пока человек желает и хочет, он остается молод. Как только мы перестаем желать, нам становится скучно, мы начинаем ржаветь и умирать.

*** Северный театральный фестиваль пройдет в Сыктывкаре с 27 сентября по 1 октября при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры РК и Правительства РК. Кроме Малого театра, в фестивале примут участие театральные коллективы из Кирова, Вологды и Сыктывкара.

1924

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • Тетка
    13 сент. 2013 г., 9:19:04
    Ответить
    Фото
    Фотографии высококлассные, живые!
  • ОЛЬГА
    14 сент. 2013 г., 16:23:25
    Ответить
    УСПЕХОВ И ПРИЗНАНИЯ ВСЕМ КОЛЛЕКТИВАМ,УЧАСТНИКАМ ФЕСТТВАЛЯ!