22:15, 23.04.2015

Татьяна Георгиева: «Ученики, как мотыльки, летят на огонь»

На прошлой неделе завершился традиционный республиканский конкурс педагогического мастерства. Звание «Учитель года-2015» и право представлять республику на всероссийском уровне в этом конкурсе завоевала учитель химии и экологии Благоевской средней школы Удорского района Татьяна Георгиева. О том, как далась победа в конкурсе, и о проблемах современной школы учитель рассказала в интервью газете «Республика».

ANT_6644.jpg

Фото Николая Антоновского

– Что для вас лично значит титул «Учитель года»? Он обязывает к чему-то или для вас это просто экспертная оценка вашего мастерства?

– Для меня это очень важная победа. Большие цели требуют прохождения серьезных экзаменов. Для меня цель – постижение педагогического мастерства. Такие конкурсы помогают увидеть свои слабые и сильные стороны. А обязывает, конечно, ко многому. Ведь самое главное испытание еще впереди – это участие во всероссийском конкурсе. Как говорится, отступать некуда. Конечно, подготовиться ко всему абсолютно невозможно, это все-таки конкурс, он подразумевает импровизацию. Но если есть мастерство, то ты покажешь его в любом случае.

– Трудно ли было соперничать с городскими учителями? Вообще, как вы считаете, сельская школа может сегодня достойно конкурировать с городской в плане оснащенности и профессиональной подготовленности учителей?

– Я считаю, что сельская школа сегодня абсолютно ни в чем не уступает городской ни по оснащенности, ни по уровню мастерства педагогов. Благодаря возможностям интернета сейчас можно повысить свою квалификацию дистанционно. Все в руках учителя. И сам факт того, что в нашей Благоевской школе уже два призера конкурса «Учитель года» – я и моя коллега, учитель географии, которая пять лет назад заняла третье место в этом конкурсе, тоже свидетельствует об этом.

– Как вы себя чувствовали в роли конкурсанта? Ведь одно дело, когда вы оцениваете своих учеников, и другое дело – когда оценивают вас.

ANT_6603.jpg

– Напряженность, конечно, была, потому что, сколько существует людей, столько и мнений относительно того, как лучше преподавать. Но в жюри все были очень доброжелательны, и атмосфера была спокойной. И когда начинаешь вести урок, тревога уходит. Потому что это твоя стихия, и ты просто работаешь.

– Урок – это самое трудное испытание или другие конкурсные задания были сложнее?

– Урок – это самое трудное. Потому что приходится работать с детьми, которых не знаешь, и неизвестно, как они себя поведут. Но ребята раскрылись, пошли мне навстречу, и в одной упряжке со мной пробежали все эти 45 минут.

– Какая тема была в этот раз вынесена на конкурсную дискуссию?

– Основная дискуссия на протяжении всего конкурса была посвящена самой актуальной сегодня теме «От стандартов – к нестандартной личности». Новые образовательные стандарты (ФГОС) требуют от учителя развернуться на 180 градусов и перенести центр тяжести с себя на учеников. Иными словами, чтобы реализовать ФГОСы, учителю нужно поменяться самому – от ретранслятора знаний превратиться в поводыря, который только указывает путь и ведет к новым знаниям. Большинство из нас учились в постсоветском периоде, когда методика преподавания была другой, а сегодняшние методики требуют иного подхода.

– Судя по всему, вам удалось перестроиться, о чем свидетельствует и ваша победа на конкурсе. Но, мне думается, эта перестройка не каждому по плечу. Ведь для того чтобы работать в новых условиях, учителю нужно обладать неординарными личностными качествами, быть действительно педагогом, а не просто предметником. А это своего рода дар свыше. Не каждому это дано. И чтобы перейти на новые рельсы, нужно полностью перестроить сознание, научиться творчески подходить к работе. Как, по-вашему, сможет ли школа действительно справиться с этой задачей?

– Я согласна. Где-то я слышала такое высказывание: «Учитель – это не профессия, это образ жизни». Если ты действительно учитель и живешь своим делом, ты меняешься в соответствии с требованиями этого мира. Иначе дети тебя просто не примут. Ты должен быть не просто им интересен, но и быть всегда впереди. Мне сложно судить о том, справится ли школа с этой задачей. Могу сказать только о себе: мне эта задача близка и понятна. В новых государственных образовательных стандартах есть хорошее, здравое зерно. Я по-другому просто и не мыслю учительскую работу и в принципе всегда именно с такой меркой и подходила к ней, даже на интуитивном уровне старалась находить новые пути и решения.

Ведь учителю прежде всего надо помнить, что ребенок – тоже личность, требующая уважения и внимания к себе. И забивать его мозги неживым знанием, как чердак – ненужным хламом, даже преступно. Знания должны открывать перед ребенком новые горизонты, а не лежать в закромах памяти мертвым грузом. Что касается того, что не каждому учителю такая задача по плечу… Возможно. Учительство вообще не каждому по плечу, мне кажется, жизнь сама отсеивает тех, кому школа не стала призванием. Но если говорить на примере нашей школы, то у нас есть учителя, которые начинали работать еще в советское время, и тем не менее даже они чувствуют требования времени и перестраиваются. Вообще, тем, кто не осознает, что в новых условиях требуется большая личностная перестройка, работать будет очень тяжело.

Продолжение - в газете «Республика».

2402

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • учитель
    23 апр. 2015 г., 22:35:25
    Ответить
    судя по интервью
    очень грамотный учитель
    • студент
      23 апр. 2015 г., 22:39:38
      Ответить
      кандидатам и докторам наук учится надо у учителей школы, а не козырять
      своими липовыми корочками
  • ириска
    23 апр. 2015 г., 22:41:54
    Ответить
    Насколько я разбираюсь в насекомых-мотыльки летят на СВЕТ!!!!!
    • вау,
      24 апр. 2015 г., 7:31:28
      Ответить
      конфета,
      огонь свет не исключает
      тем более в Удорском районе - керосинки, поди, еще
      • ириска
        24 апр. 2015 г., 9:00:41
        Ответить
        Спорный ответ
  • Галина
    23 апр. 2015 г., 23:31:58
    Ответить
    ПОБЕДИТЕЛЬ
    Поверьте, Она-замечательный педагог, УЧИТЕЛЬ,
  • желаю удачи!
    23 апр. 2015 г., 23:37:14
    Ответить
    и терпения в подготовке к новому этапу конкурса!
    смущает размер премии победителю. посмотрите в перми абсолютный победитель удостоился губернаторской премии в 300 тысяч рублей, остальным вручат по 50 тысяч. Кроме того, все финалисты получат образовательный грант на стажировку за границей. а у нас как-то уж слишком скромно. оскудели запасы... ну и, смотрю, в основном сельские учителя. молодцы! заодно и программу привлечения молодых учителей на село выполнят.
  • Нина Арихина
    25 апр. 2015 г., 15:40:00
    Ответить
    Поздравляю!
    Татьяна Григорьевна, желаю успеха в конкурсе педагогического мастерства на всероссийском уровне! Учитель - Ваше призвание!