09:28, 31.05.2015

Екатерина Шапинская: «Сейчас культура очень интересно развивается не в мегаполисах, а в городах поменьше»

В Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина два дня работала XI Международная научная конференция «Семиозис и культура: антропология современности», куда съехались десятки ученых со всей страны. О современном восприятии классического искусства, которому в информационную эпоху тоже нужна реклама, способах «закладывания» культурного кода с детства, о фестивале «Сыктывкарса тулыс» БНК рассказала именитая гостья форума заместитель директора экспертно-аналитического Центра развития образовательных систем в сфере культуры Института культурного и природного наследия им. Лихачева, доктор философских наук, профессор, оперный критик Екатерина Шапинская.

KAB_8467.jpg

Фото Юрия Кабанцева



- Вы второй раз становитесь зрителем фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Поделитесь своими впечатлениями.

- Сейчас, на мой взгляд, культура очень интересно развивается не в мегаполисах, а в городах поменьше. У вас, к примеру, очень интенсивная культурная жизнь, а в мегаполисе все смешано, люди находятся в переизбытке всего, что их окружает, настолько, что события перестают играть ту роль, которую они должны играть.

Когда я была в Сыктывкаре два года назад, на фестивале «Сыктывкарса тулыс» смотрела «Снегурочку». Она меня очень впечатлила, потому что сегодня мы редко видим красивые постановки классики. Нынешние тенденции либо сводятся к минимализму, либо там все происходит на каких-то свалках, с мотоциклами - это ужасно. А здесь я увидела такую красоту! Причем она была сделана не a la russe - это было сделано явно с использованием местных этнических мотивов, очень тонко и умно. В этом году я еще только пойду на оперу «Дон Паскуале».


- Чем ценны сейчас именно классические постановки?

- Очень важно понимать, что для нас значат произведения классики - литературной, музыкальной или изобразительной, и что они в себе несут. Сегодня много всего нового и красивого, но главное, чтобы это было интересно и важно. Модернизировать классику нужно очень тонко и не просто для того, чтобы показать реалии современности - мотоциклы, свалки, наркоманов и прочие пороки современной цивилизации. Это мы видим и так. Несомненно, каждый автор несет в себе свою эпоху, хочет он этого или нет. В нем заключены ценности и проблемы, сложности его эпохи. Но в каждом великом произведении есть и вечное: любовь, смерть, ненависть, страдания, конфликт, вражда, конкуренция. Кстати, как раз в оперном искусстве это наиболее ярко выражено - только опера дает до конца дошедшие страсти, потому что в жизни мы останавливаемся, а там они идут до конца. И вот этот общечеловеческий элемент очень важно показать, но возникает вопрос - в каком контексте. Каждая эпоха создает свои формы: Моцарт писал в эпоху рококо, отчасти - классицизма, Чайковский писал в позднем романтизме, современные композиторы пишут совершенно по-другому. Когда форма, в которой заключены нежность, страсть или порыв и в которой писал тот или иной автор, переносится в наше время, а для него характерны совершенно другие формы - это выглядит просто смешно. Для того чтобы показать наше время, есть свои формы. Если сейчас вам захочется объясниться в любви, вы не станете писать длинное письмо. Будет даже странным, если вы пришлете эдакое «Я к вам пишу...», поэтому каждая форма выражения должна соответствовать ее репрезентации: Моцарт в декорациях 18 века гораздо понятнее и интереснее, чем если бы мы перенесли его в офис, где вместо графа - хозяин предприятия, а вместо служанки - секретарша. Кроме того, чтобы понимать классическое произведение, нужно иметь определенный культурный капитал. Я наблюдала за публикой в хороших театрах - в венской опере, пражской опере, московских или питерских театрах. Совершенно точно, что неподготовленной публике сначала интересно, но потом она начинает скучать. И неудивительно, потому что человек не понимает культурного языка, культурного кода. И никакая модернизация, никакие субкультурные проявления на сцене не дадут возможность проникнуть в потрясающий мир классического искусства, который требует подготовки.

KAB_8483.jpg



- Как готовить публику к восприятию классического искусства?

- Должна быть выстроена система, начиная от детского сада, школы, музыкальной школы, походов в музей, лекторий, которая бы воспитывала в человеке возможность воспринимать классическое искусство. Недавно я была на конференции по программе ЮНЕКО «Информация для всех», где Фекла Толстая рассказывала о проекте «Толстой одним кликом». Я спросила - как можно говорить о пользе этого проекта, если первым кликом будет Толстой, вторым - реклама пива, третьим - турпоездка. Она мне ответила – «ну хотя бы как-то». Так вот я не верю в это «хотя бы как-то», я думаю, что, говоря о классическом наследии, нельзя это делать одним кликом. Это требует системы образования и большой работы в области просвещения. Это задача исследователей, ученых, педагогов, работников культурных учреждений - выстроить мостик между классическим наследием и миром современного человека. Просто так он ниоткуда не возьмется и никакие эпатажные постановки этого не дадут.



- Как же выстраивать этот мостик?

- Это очень большая проблема на уровне ЮНЕСКО - как превратить информацию в знания. Вся наша беда сейчас в том, что у нас нет информационной грамотности. В потоке информации крайне необходимо умение отбирать достоверную, релевантную, помогающую развитию вашей личности информацию. Когда ученику или студенту дается задание - рассказать об искусстве эпохи возрождения, он попадает в громадный поток и берет первое попавшееся. А это может быть что угодно. Задача современного образования не в том, чтобы дать информацию - информацию дети сами найдут, а научить их тому, как ее находить и какие критерии отбора применять. Объяснить, чему можно верить, а чему нельзя. Каждый предмет в школе и университете должен начинаться с вводной лекции не о терминах и понятиях и не о великих именах, а о том, как этот предмет представлен в информационном пространстве. В противном случае у студента отсутствует ориентация в этом самом пространстве. Я сама так делаю, когда читаю лекции. Если мы не хотим, чтобы с нами ушло то, что мы в себе несем, мы должны учиться жить в новых реалиях.



- Возможно ли в нынешних условиях закладывать культурный код с детства?

- В нашей стране была замечательная система эстетического воспитания, к примеру, система Кабалевского по обучению детей музыке. Сейчас возвращают нормы ГТО, но точно так же нужно развивать способности восприятия - слух и зрение. Очень много сейчас для этого делают музеи. Я недавно была в Ярославле, где замечательный художественный музей - там множество проектов, люди приходят, слушают, приводят детей, в московские лектории-музеи - не записаться. В музыкальных музеях постоянно проходят вечера и мастер-классы. Но чего не хватает этим учреждениям, так это опять-таки хорошей информации. Они закрыты в себе, у них нет осознания того, что в сетевых коммуникациях нужно посидеть и рассказать о себе. Приведу очень печальный пример: в Москве выступал один из лучших оркестров мира - Венский филармонический оркестр с дирижером Рикардо Мути. Информация о концерте была выложена только на музыкальном портале classical music news, и возле касс висели маленькие афишки. Билеты в амфитеатр, а происходило все в громадном зале Кремлевского дворца, рассчитанного совершенно не на те цели, стоили около четырех тысяч рублей, в партер - 10, 15, 20 тысяч рублей. В итоге - ситуация катастрофическая - партер пустой. При этом мои знакомые из консерватории даже не знали об этом концерте. Западные концертные организации очень хорошо знают целевое распределение своей аудитории. Это значит, что приглашать надо было в первую очередь все училища, музыкальные школы, делать скидки, акции - работать над тем, чтобы продать билеты. В результате на второй день выступления в консерваторию принесли пачку билетов, чтобы раздать их бесплатно, потому что ситуация с продажами была аналогичная. Поэтому мое убеждение: сейчас главное - это не содержание произведения, не сведения о нем, а умение его грамотно продвинуть. Мы живем в век рекламы и пиара, и, если не будет достойной рекламы и пиара у классического искусства, оно растворится в общем потоке информации. Ведь публика у нас очень благодарная - люди, если это профессионалы, приходят в консерваторию с нотами и наблюдают, как играет пианист, заваливают исполнителей цветами, не то что, например, в Зальцбурге - посидели, послушали, вежливо похлопали, ушли. Нашу публику нужно просто найти и активизировать.

KAB_8469.jpg


- В мегаполисе, наверное, это сделать сложнее?

- Соглашусь, что в большом городе работать надо больше, чтобы создать событие в мегаполисе. К примеру, у вас была очень грамотная подача фестиваля - реклама, отдельные материалы, интервью с режиссерами - через свои рассылки и портал Classical Music news я эту информацию получала и приехала подготовленная. Да и цены у вас - очень радуют, я за 400 рублей билет купила на первый ряд. Независимые коммерческие организации, которые берут на себя организацию такого рода концертов, просто считают прибыль и не изучают ни специфику выступающих, ни целевую аудиторию. Это такое устаревшее понимание – ты, главное, кого-то привези, а зрители будут. Кроме того, работать могут и сами исполнители - сегодня информационные технологии в два клика позволяют. Их надо использовать, чтобы продвигать себя.



- Ваш доклад на конференции назывался «Произведение искусства в эпоху его цифровой воспроизводимости». Как меняется восприятие искусства сегодня?

- Еще в первой половине прошлого века, когда не было цифровых технологий, немецкий ученый Вальтер Беньямин написал эссе на эту тему. Он сказал, что это замечательно, потому что люди имеют доступ к произведениям искусства, которые они не видят в оригинале, но у произведения искусства есть аура. Аура - это, что есть здесь и сейчас и неповторимо. Когда произведение репродуцируется, аура уходит, поэтому мы должны осознавать, что мы видим не подлинник, а реплику. Что происходит сейчас? Цифра иногда делает произведения искусства более яркими и привлекательными, чем подлинник. И люди, которые привыкли смотреть на искусство возрождения или древнего Египта на картинке или экране монитора, попадая в музей, часто разочаровываются. Цифровая картинка может снимать ауру. Сейчас крупные филармонии открывают виртуальные залы. Конечно, это прекрасно, что вы можете онлайн смотреть то, что происходит в филармонии, но заметить живой голос и живые движения нельзя, вы можете увидеть более хорошее исполнение на экране, но это всегда будет репликой. Тотальная медиатизация что-то убивает в нашей жизни. Но главный вопрос здесь не в расстоянии или деньгах, а в ценности. Если искусство становится ценностью, то человек всегда найдет возможность его увидеть, послушать и прикоснуться к нему. Для этого должно быть желание, а желание нужно стимулировать через образовательную систему.

3676

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • глеб
    31 мая 2015 г., 9:59:42
    Ответить
    ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
    Там где все пляшут и поют - телеящик, спектакли?
    Или там , где все уважают права друг друга?
    • кеприот
      31 мая 2015 г., 10:37:13
      Ответить
      Говорят, понятию 'культура' имеется около пятисот определений. Например: культура - внебиологическая деятельность человека...
      А о 'пляшут' и 'поют' очень хорошо высказался Юрий Михайлович Лотман: "Искусство - это культура в рамке".
      Отправлено из мобильной версии