21:48, 06.09.2010

Дирижер Сергей Кисс: «Просто пришло понимание, что пора уезжать»

Корреспондент БНКоми пообщался с теперь уже бывшим главным дирижером Государственного театра оперы и балета РК Сергеем Киссом за несколько часов до его отъезда из столицы Коми. Источники агентства в театральной среде уверены том, что дирижер Кисс внезапно покинул республику из-за нарастающих разногласий с руководством, однако пока эта версия своего подтверждения не получила. Далеко не первый руководитель оркестра, сменившийся в театре, в числе прочего рассказал, что до 9 сентября находится в отпуске с последующим увольнением. Руководство театра уже заявило о том, что подберет замену главному дирижеру среди трех претендентов из Нижнего Новгорода, Краснодара и Санкт-Петербурга.

 

x_f507dc57.jpg

Сергей Кисс уступил должность дирижера Государственного театра оперы и балета республики. Фото БНКоми

  

- Что удалось сделать за время вашей работы в театре? 

- Мне сложно говорить о себе. Я только недавно выработал оценку самого себя, и по сей день мне бывает неловко хвалиться, хотя я понимаю, что если этого не делаешь, то хуже самому себе. Пытаюсь в последнее время отучить себя от излишней скромности, т.к. все равно это качество никто не ценит и не любит замечать. Скорее, обвинят в обратном, да еще и ноги вытрут. Думаю, что мой вклад должны оценить те люди, которые смотрели на всё со стороны, слушали из зала. Хотя мне были отрадны периодически доносившиеся до меня слухи о том, что кто-то не ходил раньше в театр, а теперь стал ходить. Причем речь шла действительно о меломанах, которые видели разные театры, разное исполнение и позволяли себе летать в столичные города ради того, чтобы послушать оперу или побывать на балете. Когда такие люди начинают ценить, это очень приятно, думаешь, что чего-то стоишь в этой профессии.

 - За что не стыдно?

- Могу сказать, что мне не стыдно ни за что. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но я всегда критически отношусь к тому, что делаю, и анализирую, что бы я хотел в следующий раз улучшить или просто сделать иначе.

- О чем вы можете сказать: «сделано идеально» или «вот здесь можно было бы сделать лучше»?

- Нет предела совершенству. Как только человек сказал, что сделал идеально, можно считать, что это уже мертвый человек, у него отсутствует стимул для роста. Я никогда не относился к тому, что делаю, с позиции идеального. Я, скорее, себя поругаю, а раньше, когда я сюда приехал, мне было очень неловко воспринимать похвалу поклонников и поклонниц. Я всегда смотрю, что не получилось. Всегда что-то можно сделать лучше, ярче.

- Например, хвалят вашу работу в опере «Куратов» и в «Чичестерских псалмах». 

- Я могу сказать, что у меня есть удовлетворение от того, что это было. И только Бог знает, как сложно было подчас те или иные проекты делать. Потому что разные факторы влияют, в том числе человеческий. Объективно и то, что всех людей по одному, и они работают на износ. Всегда здесь сложности возникают и возникали, кому-то не хочется работать, а ты заставляешь, и ты уже не так хорош, будем говорить. Но никто не говорил, что труд - это легко. Если труд – это отрадно, тогда ты занимаешься своим делом. Если тебя всячески коробит – не надо искать виноватых вокруг себя, значит, ты просто не создан для этой профессии.

- Вы согласитесь, что эти проекты удались?

- Проекты, я считаю, удались. Опять же только я могу сказать, что там не удалось, но мне не стыдно. Те же самые «Чичестерские псалмы» я делал второй раз. Впервые этот проект я сделал с камерным оркестром училища имени Гнесиных в московском Доме музыки. Понятно, что силы были совершенно другие. И состав там был больше, и изначально другие силы, но я доволен людьми, с которыми я здесь работал. При том, что здесь силы были ограничены, мы работали не на меньшем уровне, чем в Москве. Мы сделали это по-новому. Работой я доволен.

- По поводу человеческого фактора. Говорят, что у вас сложный характер. 

- У меня не сложный характер, я просто требовательный. В любом случае, начальник дает какие-то указания, заставляет работать, а подчас человек устал, и ему работать не хочется. Но отвечать-то в итоге начальнику. Быть хорошим и с несложным характером, на поверку, получается – быть халатным, смотреть сквозь пальцы на какие-то проблемы. Я не имею права быть просто хорошим, точнее, в данном контексте сказать - хорошеньким, мне не за это платят. А потом, у меня есть большая принципиальность в том, что я делаю. Мы занимаемся искусством, и надо зрителю давать максимально качественный продукт. Очень часто я слышал упреки о сложном характере от тех, у кого свой характер настолько несладкий, что с ними просто невозможно работать. Также есть те, кто считает, что знает лучше дирижера, как должно быть, и всячески выражает свое несогласие, но оставить такие выпады без внимания, значит, позволить анархию.

 

IMG_1187.JPG

 

- Вы склонны к каким-то авторитарным методам в работе с подчиненными?

- Дирижер – это профессия авторитарная, иначе просто ничего не получится. Сложность в том, что люди искусства – наиболее эмоциональные. В искусстве каждый сам себе творец, и подчиняться кому-то одному – это сложная необходимость. Свои же отношения с коллективом могу назвать рабочими.

- Вы проработали три с половиной года в театре, и контракт с вами еще не заканчивался… 

- Контракт мы заключали на каждый год, и он должен был закончиться в январе. Вообще, забавная ситуация, когда контракт заключается в середине года и серединой же года заканчивается. Фактически в середине года сложно принять какое-то решение, кому ты нужен в это время? При этом ты постоянно находишься в подвешенном состоянии. Я не понимаю, зачем это. При нормально выстроенных отношениях, необходимости в таком психологическом давлении просто не должно быть.

 - Почему вы все-таки раньше расторгли контракт? Почему января не дождались?

- Причины есть всегда. Просто, когда созрело понимание, что правильнее разорвать эти отношения, работать дальше было неразумно.

- Как поняли, что это разрыв?

- Я не считаю необходимым говорить об этом, это же как развод в семье. Зачем все грязное белье вываливать?

- А все-таки?

- Когда я приехал сюда, сказал, что собираюсь работать. И я прикипел к этому месту. Привязался к городу, к людям, к оркестру, солистам, хору, вообще ко всем. До этого я сотрудничал с театрами и филармониями, но место главного дирижера я занял впервые. Была романтика со всей идеализацией, которая только может быть. Но я не считаю необходимым говорить о каких-то проблемах. Может быть, что-то не так сложилось, как хотелось бы. Просто пришло понимание, что пора уезжать. 

- В экстренном порядке?

- Мне сложно сказать. 

- Так вы уходите или убегаете?

- Заставить меня убежать очень сложно и просто бесполезно в принципе. Если на меня кто-то начинает давить, я просто пру, как танк, вперед, есть у меня такая вредная жилка. Я никогда не убегаю. Просто в данной ситуации я считаю, что так оно лучше. И, видно, так оно и есть, потому что как только я стал серьезно об этом думать, появилось очень много интересных предложений. 

- В дальнейшем вы себя больше никак не связываете с этим городом?

- Никто не знает, что будет дальше. 

- Куда вы сейчас? Уже приняли какое-то предложение?

- Сейчас я просто уезжаю. Понятно, что я рассматриваю какие-то предложения как в России, так и за ее пределами, и решения приняты, но говорить об этом преждевременно. Но, как бы ни повернула меня кривая, все равно без творчества я жить не смогу. 

- Если снова предложат руководство оркестром – согласитесь?

- Да, конечно. Руководство – это возможность вырабатывать творческую линию, это реализация. Только очень большие театры дают такую возможность вне должности руководящей. 

- Какую возможность дал вам республиканский театр оперы и балета?

- Я здесь понял, чего я стою, и перестал сомневаться в том, что делаю. Вначале, когда я только приехал, была очень напряженная работа. Надо было овладевать репертуаром в экстренном порядке. Когда ты за один день учишь произведение и видишь результат, его качество – появляется «железная» уверенность в себе. Когда театру нужно выполнять план, когда в театре всех по одному и не разорваться, бывает, все делается «на живую нитку», но зритель этого видеть не должен. Кроме того я имел возможность проверить свои музыкальные мысли и трактовки. Я регулярно выходил и придумывал что-нибудь новое, экспериментировал, импровизировал, потому что считаю - музыка должна быть живая. Раньше я позволял себе этого меньше, и это было не так смело. Ну и, конечно, опыт. Вообще, я сюда приехал романтиком, а уезжаю опытным человеком. Я теперь знаю, как нужно выстраивать трудовые отношения.

- С критикой сталкивались?

- Пожалуй, что нет. От тех людей, чье мнение мне ценно, я никогда не слышал ничего плохого. 

- Уровень нашего театра вы можете как-то оценить?

- Я никогда не занимаюсь сравнением уровней. Есть коллектив, с которым я работал. И этот коллектив я всеми силами стремился вывести на ту ступень, которая доступна мне. Я требовал того, что считал нужным, как я это понимал.

 

3200

Комментарии (50)

Добавить комментарий
  • Слушатель
    07 сент. 2010 г., 9:33:04
    Ответить
    Молодой, талантливый, требовательный: провинция не прощает не первого, ни второго, ни третьего.
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 21:59:55
      Ответить
      Не согласие с коментарием!
      Вы не правы и ещё раз не правы!! Даже, простите, это звучит не умно - мягко говоря.
  • зритель
    07 сент. 2010 г., 10:11:09
    Ответить
    вредный, наглый, самовлюбленный: провинция таких ломает
    • Pal
      07 сент. 2010 г., 11:59:20
      Ответить
      провинция ломает только самою себя
      1
      • Николай Васильевич
        28 апр. 2019 г., 21:54:57
        Ответить
        Не согласие с сие коментарием.
        Вы не правы! Очень не правы!!
    • бла бла бла
      23 сент. 2010 г., 23:13:09
      Ответить
      Если вы зритель - откуда вы его так хорошо знаете? ))))))))
    • бедному зрителю
      21 окт. 2010 г., 0:19:14
      Ответить
      бидэ
      Провинция - эта такая девка от которой если вовремя не сбежишь - сифилисом заболеешь. )) Поздравляю Сергей Яковлевич! Судя по всему вы успели удрать вовремя)))
      • Таня
        25 нояб. 2010 г., 11:33:00
        Ответить
        я вас умоляю
        Сергей Яковлевич уехал в Саранск. если вы себя считаете провинцией, то Саранск с пятью операми что?
        • Николай Краснов
          28 апр. 2019 г., 22:28:45
          Ответить
          Согласие с коментарием Татьяны.
          Таня Вы умница и совершенно правы насчёт Саранска и Сергея Яковлевича!! Спасибо Вам!
      • Николай Краснов
        28 апр. 2019 г., 22:21:21
        Ответить
        Возмущение коментарием!!
        Ты (отм)!!! Это смотря какой пол извергает эту гадость и галиматью! Сифилис, удрать - это просто хулиганские комментарии!!! А ведь это пишет недруг Сергея Яковлевича - значит он или она - то же работник театра?! Как такие(отм)могут обитать в Храме искусств?! Ужас!!!
    • Николай Крснов
      28 апр. 2019 г., 21:57:10
      Ответить
      Не согласие с коментарием!
      Вы не правы! Совсем не правы!!
    • Николай Васильевич.
      28 апр. 2019 г., 22:06:55
      Ответить
      Не согласие с коментарием "зрителя"!
      Ни одно из ваших слов - не соответствует действительности!! Вы как "зритель" - не бывавший за кулисами - откуда всё это взяли?! Наслушались недругов Сергея Яковлевича??? Интересно кто это тут из работников театра - представляется "зрителем"???!!!
  • ...
    07 сент. 2010 г., 11:15:01
    Ответить
    а фото какое поставили - в лучших традициях желтой прессы
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 22:33:02
      Ответить
      Вы в вашей злобе - даже такую мелочь о фото упомянули?! Это говорит о том что и вы сами мелкота...
  • Эллочка
    07 сент. 2010 г., 16:20:45
    Ответить
    Говорят, Кисс в Саранск едет дирижировать.
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 22:35:20
      Ответить
      "Эллочка" - говорят и кур доят...
      1
  • Статистик
    07 сент. 2010 г., 18:20:10
    Ответить
    Кисс чемпион - три с половиной года проработал. Последние дирижеров пять уходили в конце первого же сезона, а иногда и за пол сезона.
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 22:37:46
      Ответить
      "Статистик" (отм)!! Ты хоть сам понял какую галиматью и несуразицу - ты несёшь?!
  • Поклонник
    07 сент. 2010 г., 19:07:30
    Ответить
    Согласен с первым комментарием.Такого дирижёра потеряли....
    1
  • Вовик
    07 сент. 2010 г., 20:06:59
    Ответить
    Будь проклята наша чёртова дыра!!!
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 22:44:06
      Ответить
      "Вовик" - какую "чёртову дыру" - ты проклинаешь?! Если ты имеешь ввиду свою Родину и где ты сейчас живёшь - это подло и низко!!
  • читатель/зритель
    07 сент. 2010 г., 22:25:49
    Ответить
    музыка навеяла
    Марк Шагал писал в воспоминаниях о своей жизни (за точность цитаты не ручаюсь): "Я почувствовал, что, если не уеду тотчас из Витебска, то порасту шерстью и мхом".
  • знающий
    18 сент. 2010 г., 23:57:20
    Ответить
    "есть коллектив" -ха-ха. Того коллектива, к которому он пришел несколько лет назад, уже нет. Сколько народу из-за него поуходило. И те,кто не три года этому театру отдал, а 30,40,50.Гобои,кларнеты, фаготы, валторны, трубы -ни одной полноценной группы в оркестре не осталось.Где специалистов теперь будут собирать, на такую-то зарплату?
    "Требовательный" - Он не требовательный, этот человек просто обыкновенный хам. Криками многого не добьешься. В таком возрасте обычно это уже понимают.
    • работник
      24 сент. 2010 г., 10:26:49
      Ответить
      бла-бла
      Вранье! Вы правду наизнанку вывернули.
      Респект ТОЖЕ ЗНАЮЩЕМУ. Только Вы забыли еще тех, кто поступил в ВУЗы
    • ироничный
      30 сент. 2010 г., 19:02:14
      Ответить
      знающему
      Проходил я как-то мимо вашей репетиции, остановился послушать. Так Кисс просто железного терпения человек. Вот я бы орал! И еще швырялся чем нибудь. От пренебрежения на лицах к работе до саботирования профессиональных требований и хамства в ответ на вполне дельные замечания.
      1
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 22:50:23
      Ответить
      Что бы назвать человека ХАМОМ - надо иметь основания! А ваши доводы - не убедительны и смахивают на клевету!!!
  • тоже знающий, но не наглый лжец
    22 сент. 2010 г., 22:16:40
    Ответить
    групп полноценных не было до его прихода.Из якобы "поуходивших" одна на лучшей работе, другая родила (может, это его заслуга?, две вышли замуж в другие города, одна уехала за мужем в другой город у которого там мать нуждалась в его помощи, одного 38 лет не могли никак уволить, хотя был "полный комплект" от пьянства до профнепригодности с самого начала его работы в коллективе,и наконец его едва смогли уволить коллективными усилиями,один, от звука которого все ползли под стул и еще двое, что приехали и уехали, достав всех. Причем так у них продолжалось и на всех предыдущих местах работы.
    Насчет хамства, мне приходилось видеть, как хамили, не желающие работать, так что жаловаться на реакцию вым не стоило бы. Судя по всему, вы - один или одна из таких хамов, а плевками стараетесь оправдать свой непрофессионализм и заглушить остатки чувства совести, которого уже почти нет, но еще тревожит.
    Но самый главный вопрос, как быть с тем, что это не первый "плохой", и не первый, кто уезжает, якобы внезапно.
    И кстати, "хороший человек" - не профессия, а так, как это понимаете вы - даже наоборот.
    • Таня
      25 нояб. 2010 г., 11:54:20
      Ответить
      увы
      судя по тому что он в Саранске начал творить, склонна верить что люди уходили из-за него. просто каждый нашёл свой выход из создавшейся ситуации. То ли не профессионал, то ли самодур.
      • Не в курсе
        26 нояб. 2010 г., 22:01:01
        Ответить
        Интересно,что же он начал творить в Саранске
      • Уважаемая
        19 янв. 2020 г., 21:10:28
        Ответить
        Самодур!!!
  • тоже знающий, но не наглый лжец
    22 сент. 2010 г., 22:29:55
    Ответить
    и еще подумайте о том, что ему было, что сказать перед отъездом, люди, которые его ценили,которым он доверял знают это от него самого, но он, в отличие от вас поступил порядочно, может чересчур, учитывая написаное вами, умолчав об этом, а вот вы - нет. Так что, плохой из вас поборник истины.Грязи много.
  • меломан
    22 сент. 2010 г., 22:50:18
    Ответить
    А по-моему тут уместен афоризм покойного Юрия Спиридонова:
    "Обычно те, с кем труднее всего работать, оказывались самыми лучшими работниками"
  • изнутри
    23 сент. 2010 г., 22:33:42
    Ответить
    На самом деле Кисс один из немногих, кто пытался бороться с самодеятельностью, наплевательством и отсутствием качества. Этого давно никто не делал.
    А еще он предельно прямо говорил правду и называл вещи своими именами. А правда мало кому нравится.
  • Пианистка
    23 сент. 2010 г., 23:09:33
    Ответить
    ла ла ла
    ой ребята, поиграла я в оркестре ))) Изнутри так сказать тему знаю.. Все там было нормально с требовательностью. Ничего личного в обращении дирижера не было. Просто дельные замечания, а раздражение возникало уже потом - когда кто то очень долго и мучительно тупит. А кого не бесит тупость и саботаж отдельных экземпляров? Вспомните себя в очереди в поликлинике -

    Насколько мне известно многие в театре сами доводили отношения с дирижером до абсурда. Потому как если у кого то ПМС - то в этом дирижер ну никак не виноват, за этим к доктору или в аптеку.
  • окультуренный
    30 сент. 2010 г., 21:34:37
    Ответить
    Сколько бы кто ни говорил, главный аргумент такой, что Кисс уехал, а Вы в этом остались. Как в анекдоте: я завта протрезвею, а ноги у Вас кривыми все равно останутся.
    Вот парадокс, это потеря для культуры, но не для театра. Что ж тогда получается?
  • Music forever
    28 окт. 2010 г., 21:33:11
    Ответить
    Короче, из Пушного сделали "пушистого". Только чего же такие великие дирижеры толкового места себе не находят? Саранск, пожалуй, после Коми оперы - это ступенька вниз. Искренне сочувствую мордовским музыкантам, " с самодеятельностью и отсутствием качественной игры" которых отправился бороться "наш герой"
    • music music'у рознь
      29 окт. 2010 г., 2:18:48
      Ответить
      Вот достойный комментарий зависти, сплетничества и злобы! Комментарий труса и лжеца - даже music'ом прикрылись, как фигОвым листочком
      2
    • Rhimus
      31 окт. 2010 г., 2:50:33
      Ответить
      Ну что ж, форевер, Вы сами поставили себя в категорию "не толковых мест". Правда прорвалась без вашего желания.
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 23:04:40
      Ответить
      Этот комментарий явно глаголит так называемый "Сегунов" - под прикрытием которого мне в своё время - писала гадости Ольга Нестерова - за мои положительные отзывы - когда Кисс был худ.руком Чебоксарской оперы.
  • Поклонник
    29 окт. 2010 г., 14:35:25
    Ответить
    Самое интересное,я думаю,что Киссу нет никакого дела до того,что о нём думают.Он просто идёт вперёд и добивается своего.Для некоторых людей совершенно нормальным считается самоутверждаться засчёт других-более успешных,которые в чём-то преуспели.Это лишний раз доказывает то,что этот человек чего-то достиг и заслуживает внимания
    • Таня
      25 нояб. 2010 г., 11:57:14
      Ответить
      ему не все равно
      а я думаю что он здесь все прочел и мало того пишет свои коментарии
  • мы
    28 нояб. 2010 г., 11:28:14
    Ответить
    Целиком и полностью согласны с предыдущим мнением. Так много защитников у такого человека просто быть не может.
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 23:15:49
      Ответить
      Кто это "МЫ"?! Это у какого такого человека не может быть много защитников?! Вы просто (отм) вам место!! Коли вы не можете мирно жить среди людей и главное справедливо обсуждать кого-то.
  • Ребекка
    01 дек. 2010 г., 22:21:21
    Ответить
    Может ребята )) Может быть много защитников, хотя они ему меньше всего нужны. В нашей ситуации - Саранск - это движение вперед, поверьте мне.
    У творческих людей нет характеров. Какая мне разница какой у человека характер если он талантлив? А уж на Сергея жаловаться... А что сейчас в театре? Не то же ли самое? В оркестре та же хренотень по крайней мере. Ну теперь едят Лайдинена. Ну просто у людей есть привычка - ненавидеть дирижера. Она из века в век переходит, и не только в нашем оркестре.
    Любой театр - это сборище амбиций. А работать и следить как бы я тут кого-то не обидел, резкое слово не сказал - просто бред. И если вы этого не понимаете, то оч оч жаль, так как с этого начинается творческая деградация.
  • P.S.
    01 дек. 2010 г., 22:24:30
    Ответить
    Вопрос на засыпку
    А как вы думаете, в нашем театре есть бездарные люди? Или "малоталантливые"? Или завистливые? Сплетники?
    если да - то все комменты от ТАНИ становятся понятными.
    если нет - ну не Большой же у нас театр, ответ неверен.
  • интересующийся
    02 апр. 2011 г., 12:08:40
    Ответить
    дирижеры
    а как вам маэстро Ахназарян?
  • ляля
    23 марта 2012 г., 0:43:51
    Ответить
    Тема
    А с какого такого перепуга Сергей Пушной стал называть себя КИССОМ??? Думаю мастерства ему это явно не прибавило!!! Бедные-бедные люди,живущие и работающие в городах нашей необьятной Родины...Что же им приходится терпеть,чтобы выжить...
    • Диана
      15 апр. 2012 г., 2:21:24
      Ответить
      Тема
      БЕДНЫЕ-БЕДНЫЕ люди,живущие и НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ достойно работать...Уходить"на покой" нужно,чтобы не "терпеть",а за одно и "выжить"...
    • Николай Краснов
      28 апр. 2019 г., 23:19:32
      Ответить
      "Ляля" - ты сморозила большую глупость!!
  • Вера
    01 марта 2022 г., 0:08:52
    Ответить
    Сергея Яковлевича знаю с глубоких студенческих времён)всегда целеустремлённый,ответственный, а главное-настоящий друг!Человек, на которого можно положиться!