16:47, 24.06.2011

Историк Михаил Рогачев: «Только от нас зависит, будет ли Великая Отечественная война «бронзоветь»

22 июня в России отмечался День памяти и скорби. Как ни странно, о событиях 70-летней давности в нашей стране известно очень мало: в опубликованных документах и учебниках по истории о начале Великой Отечественной войны упоминается лишь вскользь. По мнению историков, нападение агрессора на СССР было неожиданным, ведь на протяжении нескольких лет Советский Союз помогал Германии сырьем и обучал их военных. Сейчас же государство старается скрыть эти факты. Чего стесняются власти, о чем стараются умолчать и почему с каждым годом Великая Отечественная все больше формализуется и «бронзовеет», в интервью «Молодежи Севера» рассказал кандидат исторических наук, председатель правления Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачев.

 

рогачев_1.jpg

Фото Николая Антоновского


- Информации о том, что случилось 22 июня 1941 года, крайне мало. Как вы считаете, почему государство пытается скрыть какие-то факты?

- Скорее всего, наше государство не очень-то и хочет, чтобы мы знали об этом как можно больше. Как это ни парадоксально, но тема Великой Отечественной войны, знаковая для всей нашей истории, предмет нашей гордости и официального почитания, до сих пор мало исследована. Ведь до 80% документов по войне, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны, просто закрыты, не рассекречены.

- Чего боятся наши власти?

- Я не могу объяснить за государство, чего оно боится. Наверное, ему не очень приятно признавать свои серьезные промахи, которые привели к такой трагедии. Наиболее засекречен документальный массив 1940 - 1941 годов, которые предшествовали войне. Нередко у нас все дискуссии о предвоенном периоде сводятся к вопросу: «Хорошо или плохо то, что мы заключили с Германией пакт о ненападении?»

- Что происходило перед войной, чего сейчас, если можно так сказать, стесняется государство? Того, что мы несколько лет помогали Германии?..

- В общих чертах это известно. Мы помогали Германии еще с 20-х годов прошлого века, до прихода Гитлера к власти, причем тайно, но очень активно, и сырьем, и обучением военного персонала. То, что договор СССР с Германией для советских людей был довольно-таки неожиданным, давно признано. После заключения пакта наша пропаганда круто изменилась: фашистская Германия из недруга стала другом. Другое дело, как оценить эти события, какое значение оказал Советский Союз в создании военной машины Германии.

- А само начало войны 22 июня было неожиданным? У людей было какое-то предчувствие, что война начнется?

- Я во многом ориентируюсь на близкие для меня рассказы отца. Он у меня - «солдат первого дня войны». После школы в 1939 году был призван и войну в 1941 году встретил на границе. 23 июня их дивизия приняла первый бой. Папа рассказывал, что для красноармейцев начало войны не было полной неожиданностью. Хотя, конечно, предчувствие было. Наша пропаганда упорно работала на военизацию общества.

Посмотрите предвоенные фильмы: там главные герои - командиры Красной армии. Мальчишки в военные училища шли потому, что это было престижно. Вот это ожидание, ощущение войны у людей было. И армейские люди догадывались, что война будет именно с Германией. Хотя буквально за девять дней до ее начала было опубликовано официальное сообщение, что все слухи о войне являются провокацией. Это окончательно сбило народ с толку: когда 22 июня Молотов выступил по радио с сообщением о нападении Германии на Советский Союз, многие были просто шокированы.

- Люди удивились и тому, что говорил Молотов, а не Сталин?

- Да. Но дело не только в Сталине. Так положено: когда страна вступает в войну, должен выступить глава государства или лидер. Формально Сталин главой государства не был, но он был лидером, которому очень многие верили, а он в этот трудный момент молчал. И это было сильнейшим шоковым ударом и привело к растерянности. Это как раз тот случай, когда слово посильнее снаряда.

- Почему же так произошло?

- Объявить о начале войны мог кто угодно. Лидер должен был обратиться к нации. По этому поводу есть масса предположений. То, что у Сталина развилась сильнейшая ангина и он не мог говорить, и то, что Сталин находился в полной прострации и выпал из жизни на неделю, и то, что у него были стратегические соображения - он собирал информацию. Одной версии нет. Мы исходим из факта: до 3 июля Сталин не сказал ни слова. Но его выступление 3 июля было поворотным. Оно развернуло всю нашу идеологическую машину. Единственный случай, когда он обратился к народу: «братья и сестры, друзья мои», а не «товарищи». Как раз тогда он назвал войну Отечественной. Мы от интернационализма свернули к национальному единению. Но почему так поздно? Неужто он более 10 дней готовил эту идеологическую концепцию?

- Кстати, многие сейчас уверены, что именно Сталин выиграл эту войну, и Советский Союз победил благодаря ему. А у самого Сталина, фигуры в историческом плане безусловно спорной, очень много сторонников, причем и среди молодежи. Почему сейчас, по-вашему, его методы управления, как бы помягче сказать, симпатичны многим?

- Эти люди просто плохо себе представляют, что такое Советский Союз при Сталине. Для них привлекательна сильная личность, которая может стукнуть кулаком по столу, отдать беспрекословно выполняемый приказ и создать порядок в стране за счет (давайте вещи называть своими именами) репрессий. Для чего, по мнению таких людей, сейчас нужен Сталин? Чтобы он всех взяточников посадил, всех бандитов расстрелял, а коррупционеров отправил на Колыму или в Воркуту. Эти люди не хотят понять, что такие методы управления страной лишь на бумаге выглядят красиво.

- Вернемся к 22 июня. А насколько в техническом плане страна была готова к началу войны?

- По военному производству Советский Союз в 1940 году почти не уступал Германии, притом, что в 1941-м на Германию уже работала военная промышленность Чехословакии, была покорена почти вся Европа. По выпуску вооружения мы не уступали, притом, что только наращивали выпуск оружия, а Германия уже работала на пределе. Да и численность наших солдат в прифронтовой полосе к началу войны, по разным данным, составляла от 2,5 до 4 миллионов человек.

- Документы о мобилизации населения в Коми тоже засекречены или доступны?

- Самое интересное, что большинства из них просто нет, они уничтожены. Причем, не по злобе. Например, списаны когда-то в макулатуру, их негде было хранить. И сейчас очень трудно восстановить точные данные. Во всех книгах фигурирует цифра 170 тысяч человек, призванных из Коми АССР на фронт за все годы войны, причем более 100 тысяч из них из лагерей. Эта цифра устоявшаяся. Но я не смог найти документов или ссылок, которые бы подтверждали данную цифру. Я не подвергаю ее сомнению, но если мне захочется проверить, я просто не смогу этого сделать.

- Пока есть возможность узнать о том, как уходили солдаты из Коми на фронт, с их слов. Особенно, мне кажется, это важно для молодежи. Вот в школах, например, приглашают на классные часы ветеранов.

- Удивительно, но такие классные часы активно стали практиковаться только в 70 - 80-е годы. Странно звучит, но когда я учился, у нас не было встреч с фронтовиками 9 мая. Почему? Да потому, что это же были наши знакомые дяди Пети и дяди Васи, чего ж с ними встречаться? Когда их стало меньше и поколение сменилось, фронтовиков стали приглашать. От них требовалось рассказать о подвиге, о том, как героически мы отстояли страну.

Меня поразил рассказ учителя-фронтовика из сельской школы, где я когда-то работал. Тогда мне показалось, что он говорит о каких-то странных вещах. Когда его спросили: «Что больше всего запомнилось о войне?», мы ожидали рассказа об атаке, героической обороне. Но он ответил, что самое страшное - когда весной очень долго сапоги не выдавали, и они на Украине наступали по снежной каше в валенках. В результате целый день ноги были мокрыми, а обогреться были негде, и организм даже перестал реагировать на холод. Для моего отца, который был артиллеристом, война - это бесконечное копание траншей и топание сапогами. Если попадался песок, а не глина, когда роешь окоп, - счастье; удалось выспаться - счастье...

- А как изменилось отношение людей и в частности молодого поколения к войне и ее итогам? Что поменялось в понимании этого события?

- В понимании ничего не поменялось: это событие (начало войны) имеет только одно понимание - начало колоссальной трагедии всего советского народа. Для моего поколения, так называемых детей фронтовиков, это была и трагедия семейная.

- Но все-таки для школьников мероприятия 9 мая и 22 июня стали традицией. Они два раза в год говорят спасибо ветеранам, возлагают цветы к обелискам. Кажется, что у них понимания масштабов этой войны нет.

- Это неизбежно. Любое историческое событие «бронзовеет» и формализуется. Чем дальше мы уходим от этого события, тем меньше оно становится фактом нашей личной истории и больше - фактом общегосударственной истории. Для многих 9 мая и 22 июня - формальный повод вспомнить о трагических и славных событиях в нашей истории, за ними не стоит глубоких личных переживаний. Но обратите внимание, что в Советском Союзе дата 22 июня как памятная не вспоминалась. И от нас зависит, будет это восприятие «бронзоветь» или нет.

1223

Комментарии (52)

Добавить комментарий
  • про архивы конечно приврал...
    24 июня 2011 г., 17:10:16
    Ответить
    а вот мнение историка реально работающего в ЦАМО
    Алексей Исаев:
    "Документы уничтожены" и "архивы закрыты" - это любимое заклинание тех, кто в означенные архивы не ходит и даже с рассекреченными и оставшимися целыми и невредимыми документами знакомиться не хочет. Документы войны утрачивались в период военных действий. Именно этим, а не мифическими "чистками архивов" объясняется бедность фондов соединений и объединений 1941 г.
    Алексей Исаев:
    Рассекречивание архивов это непрерывный процесс, идущий с начала 1990-х годов. За те последние 10 лет, которые я работаю в архивах, ситуация с доступом к документам войны непрерывно улучшалась, становились доступны все новые пласты документов по самым разным темам. Так что ответ будет "в обозримое время".
    • Рогачев
      24 июня 2011 г., 21:50:01
      Ответить
      В интервью я действительно допустил неточность. Есть приказ министра обороны о рассекречивании всех документов периода войны. На сегодняшний день рассекречены только 20% документов, подлежащих рассекречиванию - именно это имелось в виду, но я неправильно сформулировал этот тезис.
      А Исаев - историк-любитель (по образованию он инженер-кибернетик). Впрочем, раз уж на него ссылаетесь, так и другие его интервью посмотрите. Много прямо противоположного прочтете.
      • полемизирую
        24 июня 2011 г., 23:02:38
        Ответить
        в отличии от других, в том числе профессиональных историков, его монографии изучать интересно, в силу оперирования именно документами.

        это ссылка на интервью от 22 июня 2011 года. То есть самый последний тезис
        http://www.rian.ru/online/20110622/391664712.html
  • Опять бредни либераста....
    24 июня 2011 г., 17:13:25
    Ответить
    Все документы давно рассекречены,в открытом доступе...опять начинается это жевание соплей...!
    Сталин рулит,Советский народ-только он народ победитель!
    Все равнение нашей молодежи должно быть направлено на Советский строй и советский образ жизни....Нынешняя попуа-россия нигодится для жизни ваще!
    • йй
      24 июня 2011 г., 17:15:38
      Ответить
      Ага-ага. Верим вам, верим. Все-все документы рассекречены. угу
      • ООО
        24 июня 2011 г., 17:16:19
        Ответить
        Иди и проверь...
  • Да здравствует СТАЛИН!
    24 июня 2011 г., 17:15:34
    Ответить
    Под руководством товарища СТАЛИНА и КОМПАРТИИ СССР мы победили!И еще живы,и ты рога в том числе....
    • йй
      24 июня 2011 г., 17:28:18
      Ответить
      под руководством сталина мы допустили войну
      • курлы
        24 июня 2011 г., 17:30:22
        Ответить
        Убей нас...!
      • йй -2
        26 июня 2011 г., 21:15:12
        Ответить
        под руководством сталина мы допустили войну
        а землетресение в чили то же он, да всего то дело хопнуть плохих дядек
  • just me
    24 июня 2011 г., 17:56:56
    Ответить
    союз обучал немецких военных - я вас умаляю.) немцев учть воевать, что русских водку пить. на одного убитого немца приходится мин. четверо советстких.

    от нас же по теме войны уж ничего не зависит. она состоялась и давно и терр. завоевания, если обратиться к совр. политической карте мира, и так были невелики, а после тихого краха совка их и совсем не осталось.

    Заботиться нужно о выживании РФ в текущей ситуации и в совр. мире. Без этого и так малоинтересные офиц. байки о той войне вообще будут мало кому нужны, т.к. РФ перестанет существовать.
    • Сыктывкар
      24 июня 2011 г., 22:19:51
      Ответить
      База "КаМа", на которой немцы испытывали свои первые послевоенные танки и обучали танкистов, так что учились вместе
  • сколько можно
    24 июня 2011 г., 19:23:30
    Ответить
    говорить, что что-то зависит от нас всех? Не от народа все завист в этой стране, а от кучки политиков-олигархов. Захотел Презитенд десталинизации, занимается ею, народ он об этой необходимости не спросил
  • сколько можно
    24 июня 2011 г., 21:54:17
    Ответить
    молиться богу и сталину?
  • Усть-Кулом
    24 июня 2011 г., 21:54:34
    Ответить
    У нас в традиции отмечать в хорошем смысле слова 22 июня. В этом году, например, кроме традиционного митинга состоялся вечером спектакль "Солдатская вдова", а 21 ночью акция "Зажги свою свечу" (может, не совсем точно воспроизвел название, т.к на акцию не ходил, но спектакль посетил). И это очень здорово, что такие факты из истории нашей страны не предаются забвению.
  • кот
    24 июня 2011 г., 22:45:20
    Ответить
    согласен с Рочевым. победа стала бронзоветь. ею уже все уши прожжужали, а правды нет. у нас кроме победы никаких достижений как будто нет.
    насчет войны, и ее начала в том числе, то у нас много недосказанного.
    хотя если почитать исторические книги по тематике то вопросов появится еще больше.
    недавно по нтв тоже было отмечено что историки не к всем документам имеют доступ.
    на мой взгляд нападение немецких войск не было неожиданностью. мы знали что что то будет и угроза идет с запада.
    сталин был уверен, что нападение будет. вопрос только когда оно должно было быть. хотя он сомневался в этом.
    мой отец интересующийся данным вопросом. высказал как то мне, что сталин не думал что гитлер нападет на ссср пока не разберется с Англией. т.к. сталин естественно читал майн кампф в котором гитлер высказывал мысль что для германии война на два фронта гибельна. тем не менее гитлер пошел на восток и вроде они были наши какие никакие друзья (сталин был хитер и руководствовался фразой друзей держи близко к себе, а врагов еще ближе))) но все равно в разрезе 41 года всех тех факторов это все равно было неоожидано для сталина
  • Осамом главном молчат туповатые балбесы из-торики, а именно,
    24 июня 2011 г., 22:53:22
    Ответить
    - почему германия напала на СССР именно на рассвете в 3:30 22 июня (а не 21 или 23)
    Догадались? Правильно!
    С прошедшим праздником вас товарищи! (Яна Купала - естественно!)
  • Эллочка
    24 июня 2011 г., 23:08:05
    Ответить
    не смотрю парады побед
    Пора перестать идти задом наперед.Надо повернуться лицом в будущее и, четко определив ориентиры, идти не оборачиваясь по дороге созидания честной, достойной, красивой жизни для себя и своих потомков.К черту ленинизм, сталинизм,хрущевизм, брежневизм, горбачизм,ельцинизм, путинизм и всякие другие измы.
    А еще лучше- живите сейчас и радуйтесь сегодня!!!
    • Т-34
      27 июня 2011 г., 10:23:13
      Ответить
      Эллочке
      ЭЛЛОЧКА, ТЫ КОНЧИЛА?
      БЕЗ ОРИЕНТИРА- ГОЛОВА ЗАКРУЖИТСЯ.
  • кот
    24 июня 2011 г., 23:12:17
    Ответить
    забыл добавить
    счас мода пошла. сталин победитель. без него война была бы проиграна.
    а критиковать как Рочеву, да какой критиковать, осторожно сомневаться- сразу обвинят в отсутствии патриотизма, продажности и т.п.
    Уверен что молчаливое обеление того периода в целом и как следствие личности сталина выгодна новому режиму, т.к. для последнего ВЛАСТь вообще не должна подвергаться критике.
    сталин косячил так перед войной, что мамам не горюй.
    началсь война он правильно рочев отметил обратился со словами братья и сесрры, разрешил церковные службы, вернулся к погонам а не колодкам, наша идеолгия обратилась к руссой истории, русским подвигам времен самодержавия. ордена суворова, невского и т.п.
  • Сталин
    25 июня 2011 г., 10:02:01
    Ответить
    Рогачев, я слежу за тобой.
  • НКВД
    25 июня 2011 г., 10:07:48
    Ответить
    Рогачев НКВД всегда рядом,помни!
  • just me
    25 июня 2011 г., 12:14:48
    Ответить
    нквд нынче распилом бабла занято, ему некогда, так что не тешьте себя иллюзиями.
    оно, нквд это, во всех своих ипостасях и раньше мародерством не брезговало - убить человека, а имущество - себе.
  • Fuck me
    25 июня 2011 г., 13:10:39
    Ответить
    НКВД-это народ....коллективный разум рулит!
  • just me
    25 июня 2011 г., 13:18:16
    Ответить
    ну что, воистину фак ю )))- за народ расписываться не надо, никакого отношения к воровству и массовому рассаживанию своих знакомых по чека на сытные должности он не имел и не имеет, а, напротив, влачит жалкое существование, в отличие от совр. нквдешников
  • 1945
    25 июня 2011 г., 16:26:25
    Ответить
    историку
    Что вас так зудят архивы? Что вы все рассекречиваете?Все уже затоптали и подарили томами, как полякам. Кто-нибудь и что-нибудь в нашу пользу рассекречивает? Бронзовей, великая война.
  • Участник войны
    25 июня 2011 г., 17:44:35
    Ответить
    Рогозин
    Зря сдал оружие в 1945, а то этому "историку" Рогозину раскрыл бы всю правду о ВОВ, а не ту за которую ему платят.
  • Удивленный
    25 июня 2011 г., 18:19:35
    Ответить
    коми народу
    Удивительно, но такие классные часы активно стали практиковаться только в 70 - 80-е годы. Странно звучит, но когда я учился, у нас не было встреч с фронтовиками 9 мая. Почему? Да потому, что это же были наши знакомые дяди Пети и дяди Васи, чего ж с ними встречаться? ?????????????????? Господи, ты Боже мой!Насколько известно, господин Рогачев в Латвии с детства жил.Какие там дяди Васи? Там до сих пор бал правят "лесные братья". Часть сюда прислали. Это не интервью, а сплошной примитив, ликбез.Коми народ, раскрой Рогачеву свои тайны о войне и он успокоится. Расскажи ему о Героях Советского Союза, о том, что каждый второй. призванный из села - домой не вернулся, о 112 Уляшовых - пусть подсчитывает.....
  • 46
    26 июня 2011 г., 8:05:29
    Ответить
    ?
    А у самого Сталина, фигуры в историческом плане безусловно спорной, очень много сторонников, причем и среди молодежи. Почему сейчас, по-вашему, его методы управления, как бы помягче сказать, симпатичны многим?- вопрос журналиста...
    Ответ:потому что Россия устала от безхозяйственности и беспорядка.Если подсчитать, сколько за последние 20 лет погибло в России людей -то приблизимся к военным потерям.
  • потомок 17 погибших на войне
    26 июня 2011 г., 8:17:22
    Ответить
    озабоченному дронзовением
    Великая война советского народа за освобождение России и всей Европы от фашизма - с годами будет бронзоветь больше, как бы вы этого не хотели!
  • сергей
    26 июня 2011 г., 9:13:26
    Ответить
    удивленный
    латвийские "лесные братья" сражались за свою независимось.
  • 46
    26 июня 2011 г., 10:50:58
    Ответить
    о лесных братьях
    латвийские "лесные братья" сражались за свою независимось.....

    ...на стороне фашистов, а все остальные с ними.И поэтому ВОВ - будет бронзоветь.....как бы вы этого не желали!
  • неизвестнвй солдат
    26 июня 2011 г., 12:10:00
    Ответить
    котам
    кот, 24.06.2011 (22:45) [Свернуть] [Ответить]
    согласен с Рочевым. победа стала бронзоветь.

    Твое место вместе с НТВ - на крыше, или в подвале
    • кот
      26 июня 2011 г., 15:42:38
      Ответить
      а вы у нас видимо тот самый "неизвестный" солдат? ник та еще какой себе взяли. взяли бы еще себе паший герой и т.п. хрень
      такие как вы верхушек набираются, и георгиевские ленточки где попало вешают.

      Господин Рогачев, нашему российскому быдлу, считающему себя Патриотами правды не нужно.
  • Лесной Брат
    26 июня 2011 г., 14:45:13
    Ответить
    Лесные братья бвли не за фашистов, не за красных! Они были за свою землю!
  • интересно
    26 июня 2011 г., 15:13:34
    Ответить
    как
    можно быть за свою землю, когда шла такая война? Они, что, с Луны? И почему среди них было так много карателей.Звери, больше, чем немцы.
  • Там
    26 июня 2011 г., 18:59:13
    Ответить
    был
    только один ветеран - командир партизанского отряда, который боролся и с немцами, и с лесными братьями - их пособниками.Так они этого ветерана -Василия Кононова в 80 лет до смерти засудили и до сих пор в немецкой форме по своей Латвии маршами ходят.За свою землю они боролись посреди войны? А за что боролись все остальные европейские нации?
  • сергей
    27 июня 2011 г., 7:20:58
    Ответить
    за лесных братьев
    из двух зол выбирают меньшее.не зачем было оккупировать прибалтику в 40 году.
    • кот
      27 июня 2011 г., 9:42:27
      Ответить
      а вот тут и появляется один из нюансов.
      нр. "МИД России рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствующее нормам международного права того времени". просто как вертеть фактами: они оккупация, мы "это было в наших интересах".
      но с таким же успехом можно оправдывать нацистскую германию: "мы оккупация", они" борьба с коммунистическом режимом, освобождение народов россии от гнета большевизма, необходимость жизненного пространства для немцев"

      как бы сказать не особо афишируемый сейчас факт партнерских отношений ссср и германии накануне 2 мир.войны сводят к эффективному, тактическому таланту "менеджера" сталина. хотя от такого менеджмента мы и откатились к концу 41 года до москвы.
  • эжвинец
    27 июня 2011 г., 8:36:10
    Ответить
    Был Павлов (расстрелян), а был и Захаров Матвей Васильевич, начштаба Одесского ВО. На свой страх уговорил ком. округом объявить боевую готовность, вывести полевой пункт к границе, самолеты на полевые аэр-мы. Покрышкин, кстати, начинал там войну, их полк 22 июня потерял 1 самолет, неисправный остался. И такие люди были. А Павлов свол...чь с 21 на 22 был в театре... Слава героям, позор расп..ям и трусам!
  • Т-34
    27 июня 2011 г., 10:47:18
    Ответить
    К войне СССР готовился и упорно. Коллективизация, индустрилизация. Создание военных заводов и прндприятимй двойного назначения. Лучшие в мире Т-34, "Катюши", ЛИ-2.
    Помогали Германии. В 30 годы с Германией Сталиным был заключен замечательный договор. Мы поставляли им возобновляемые товары: пеньку, зерно, лес и т.п, а в замен получали точные станки, редкие металлы, технологии. При помощи этого оборудования мы улучшили свое производство. Так, что Сталин был еще великим мененджером.
    Это Медведев отдал Норвегии морские территории на которых рыбаки Мурманской и Архангельской областей вылавливали половину объема рыбы. Это как назвать без мата?.
    Еще вопрос. Почему Рогачев работает на нового гебельса?
    • кот
      27 июня 2011 г., 11:35:26
      Ответить
      не согласен. отчасти.
      сталин и менеджер был особо никакой. гитлер за 7 лет поднял нацию, создал одну из самых боеспособных армий мира ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ, нагнувшей всю европу, нагнувший бы и англию если бы не пролив. и москчву он бы взял если бы не перерыв в настпулении летом 1941г. на нее.
      а что сталин? идеология как и сейчас (тока счас поменьше): мы самые лучшие, у нас самое лучшие оружие, победим врага на него территории и т.д. Но к июню 41 года вермахт, люфтваффе. ЭТО ВООБЩЕ были войска другого уровня. ну это как сейчас испанский футбол или в свое время майкл тайсон: это другая лига.
      так и тогда в 41 году. наша красная армия была как начинающий боксер по сравнению с профи. и немцы по нам катком прошлись.
      почему проиграл Гитлер? Потому что, у думаю, захлебнулась идея блицкрига. В войне на истощении СССР выиграл. путем нечеловеческих усилий И ЖЕРТВ мы смогли собраться и дать отпор ЧИСЛОМ а к 43 года уже и нас жизнь научила воевать.

      катюши? у немцев был
      «Nebelwerfer» — германский буксируемый реактивный миномёт времён Второй мировой войны. За характерный звук, издаваемый снарядами, получил у советских солдат прозвище «ишак». Другое разговорное название — «Ванюша»[1] по аналогии с разговорным же названием «Катюша» (также «Ванюша» — это название разработанных и использовавшихся в осаждённом Ленинграде реактивных установок)
      т-43- это может Известный к нас и поэтому лучший СРЕДНИЙ танк времен второй мировой войны.

      и т.д.
  • 11
    27 июня 2011 г., 11:41:21
    Ответить
    12
  • кот
    27 июня 2011 г., 15:12:50
    Ответить
    о периоде правления великого отца народов, об и.в. джугашвили.
    о цифрах потерь в ВОВ
    "Сразу после окончания войны статистики поставили вопрос о необходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб, причиненный войной . Предполагалось, в частности, сделать это в 1949 году. К тому времени все воевавшие страны провели перепись населения : Дания в 1945 г., Болгария, Германия*, Норвегия, Польша, Франция и Япония - 1946, Чехословакия - 1946-7947, Бельгия и Нидерланды - 1947, Румыния и Югославия - 1948, Великобритания и Венгрия - 1949, ГДР и США - 1950, Австрия, Греция, Италия и Канада - в 1951 г. А вот в СССР перепись прошла только в 1959 году. Остается гадать, почему после войны , нарушившей кроме всего прочего и учет населения , когда потребность в адекватной демографической информации была весьма острой, советское руководство уклонялось от проведения переписи . Скорее всего, Сталин просто боялся проведения этой переписи , поскольку она вскрыла бы истинные масштабы потерь в войне и не имеющий аналогов размах репрессий в 30-40-е годы"

    "Сталинское правление было отмечено самыми большими в истории страны военными потерями, прежде всего, во Второй мировой войне. Сталин сделал все, чтобы скрыть их истинные масштабы.

    Названная им величина потерь - "около семи миллионов человек" - была обнародована в феврале 1946 года, хотя, по свидетельству военных историков, "в то время руководству страны были известны более точные данные - 15 млн. погибших"3. Но впоследствии и эти данные оказались преуменьшенными, и их при шлось пересматривать. По последней советской официальной оценке, приведенной М. Горбачевым в мае 1990 года, война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Для СССР, имевшего к началу войны примерно 195 миллионов человек, это означало потерю 14% предвоенного населения .

    Сталинская оценка потерь СССР во Второй мировой войне была пересмотрена, но созданная Сталиным и его окружением мифология неизбежности этих потерь сохраняется до сих пор. И сейчас считается хорошим тоном вспоминать о героизме военных лет и замалчивать вопрос об ответственности генералиссимуса за неподготовленность к войне, за бездарность военных операций на первых ее этапах, за "затратный" метод добывания победы ценой немыслимых человеческих жертв"

    ТУТ НЕКОТОРЫЕ Д****Ы ИНОГО СЛОВА НЕ НАЗОВЕШЬ КРИЧАТ "СТАЛИН СТАЛИН ЛУЧШЕ ВСЕХ"
    ДА ДЛЯ НЕГО ЛЮДИ БЫЛИ СПИЧКАМИ. ЗАЖЕГ. ПРИКУРИЛ И ВЫКИНУЛ!
  • кот
    27 июня 2011 г., 15:47:46
    Ответить
    Тем кто думает что парад победы 9-го мая был как бы всегда и все время.

    «После 1945 года парады в честь Дня Победы не проводились 20 лет. С 1948 года 9 мая снова стало рабочим днем.
    Следующий парад в День Победы был проведен только в 1965 году. По количеству участвовавших войск он не уступал знаменитому параду 1945 года, а по количеству техники даже его превосходил. После этого длительное время военные парады в День Победы на Красной площади не проводились, так как войска традиционно проходили по главной площади страны 1 мая и 7 ноября.
    Очередной полномасштабный парад в честь Дня Победы был проведен только в 1995 году, правда, состоял он из двух самостоятельных частей: пешего парада на Красной площади и парада с участием военной техники на Поклонной горе. С этого времени военные парады в День Победы стали проводиться ежегодно, но техника на них не выводилась.
    Крупный военный парад был проведен в 2005 году, когда отмечалось 60-летие Победы. На него были приглашены представители многих иностранных государств. Любопытно, что впервые на Красной площади присутствовали ветераны Вермахта, приехавшие вместе с канцлером Германии Герхардом Шредером»

    «Парад Победы был для Сталина парадом пирровой победы, т.е. победы, которая равна поражению. Мы уже привыкли праздновать так называемый "день победы", но давайте вспомним, что при Сталине такого праздника не было. 1 Мая — да. Это мы праздновали. 1 Мая — день смотра сил мирового пролетариата, день проверки готовности к Мировой революции. 1 Мая был днем праздничным, в этот день народ не работал, в этот день на Красной площади гремели военные парады и демонстранты радостными воплями оглашали площади и улицы. Точно как в гитлеровской Германии: Гитлер был социалистом, таким же, как Ленин и Сталин , праздновал 1 Мая, и народ германский при Гитлере валил на демонстрации с теми же красными знаменами, что и наш народ.
    Пикантная деталь: самые торжественные праздники в Советском Союзе были 7 и 8 ноября, в гитлеровской Германии — 8 и 9 ноября. Основные фашистские праздники имели тот же корень, и их происхождение прямо связано с годовщиной нашей так называемой "великой октябрьской социалистической революции". Но об этом — потом.
    А сейчас мы — о том, что никакого "дня победы" при Сталине установлено не было. Первая годовщина разгрома Германии — 9 мая 1946 года — обычный день, как все. И 9 мая 1947 года — обычный день. И все остальные юбилеи. Если выпадало на воскресенье, не работали в тот день, а не выпадало — вкалывали.
    Нечего было праздновать.
    Первый после Сталина Первомай 1953 года праздновали как принято, с грохотом танковых колонн и радостными воплями, а 9 мая — обычный день. Без танков, без грохота, без оркестров и демонстраций. Сталинским соратникам товарищам Молотову, Маленкову, Берия, Кагановичу, Булганину в голову не приходило что-то в этот день праздновать.
    И вот 9 мая 1955 года. Десять лет! Сталина нет, но живы легендарные маршалы: Жуков, Конев, Рокоссовский, Василевский, Малиновский… Да не просто живы — на боевых постах! Вот бы отметить! Вот бы танки на площадь выкатить и небо самолетами запрудить…
    Так нет же.
    Не праздновали. Не торжествовали. Танками супостата не стращали. Медалей юбилейных не чеканили.
    И 15 лет тоже скромно прошло. Без торжеств.
    И вот только после того, как нашего дорогого Никиту Сергеевича Хрущева, последнего могиканина из сталинского Политбюро, от власти осенью 1964 года отстранили, и было решено установить "день победы" в качестве государственного праздника. Вот только с этого момента день 9 мая стал нерабочим. Это было введено при Брежневе.
    Леонид Ильич падок был на ордена, звания, титулы и торжества. Сталин имел одну звездочку Героя Советского Союза. Получил он ее за войну, да и то не носил. А Брежнев повесил сам себе — в четыре раза больше. И все — в мирное время. Брежнев присвоил себе маршальское звание и, вопреки статуту, наградил себя высшим военным орденом "Победа". Вот этому, мягко говоря, бессовестному человеку нужны были победы и торжества. Вот он-то и установил "день победы" в качестве государственного праздника и нерабочего дня. Установил только после того, как все члены сталинского Политбюро и почти все маршалы военной поры были в ином мире или не у дел.
    А пока был Сталин , пока у власти были его соратники и его маршалы, ни о каком празднике победы не было и речи.
    Устроили один раз " парад победы" в 1945 году — и хватит»

    «Указом от 8 мая 45 года, подписанном товарищем Калининым, товарищем Горкиным, 9 мая, я могу его полностью этот указ прочитать. Об объявлении 9 мая праздником победы. Это 45й год, 8 мая. "В ознаменовании победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед красной армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции установить, что 9 мая является днем всенародного торжества, праздником победы. 9 мая считать нерабочим днем. Москва, Кремль, 8 мая 45 года". Запомнили. А дальше, газета "Известия", 24 декабря 47 года. Я все с документами. В президиуме Верховного совета СССР. "Президиум Верховного Совета СССР постановил: во изменение указа президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 45го года считать день 9 мая праздник победы над Германией – рабочим днем. День 1 января новогодний праздник считать нерабочим днем»

    Хотя есть такая вещь
    «Волею судьбы такой вариант празднования Дня Победы продержался недолго. Уже в 1947 году этот знаменательный праздник был признан обычным рабочим днем, что автоматически отменяло парады и другие масштабные мероприятия. Если верить некоторым документам, руководство страны считало, что уставший от войны народ должен был хотя бы немного подзабыть кровавые события тех жутких пяти лет. И лишь в 1965-м, в год двадцатилетнего юбилея победы советских войск, день 9 мая был восстановлен в правах как общенародный праздник. Во многих регионах проходили собственные парады, а завершался день привычным всем салютом»

    __________________________________________________
    Но при Сталине была одна вещъ. Вынужденная не вынужденная др.вопрос.
    Он ценил военных. И звания военные стоили чего то. Теперь всяких генералов полковников пруд пруди. ЗВАНИЯ ОБЕСЦЕНИЛИСЬ.
    НАГРАДЫ Н-и-Ч-Е-Г-О в путинской россии не стоят и их нет.
  • эжвинец
    27 июня 2011 г., 16:17:49
    Ответить
    Мне нравится фраза мальчика Саши из фильма Брестская крепость: "Нет, ну войну мы все ждали, все готовились к ней, но не думали что она придет вот так, сразу"... По моему очень точно.
    Ценить надо людей прошедших через войну-ведь их (дай бог им здоровья) через 10 лет уже не будет, а значит и праздник будет другой...
  • Не историк
    27 июня 2011 г., 23:03:24
    Ответить
    Рогачеву
    То-есть, вины Германии в Вашем интервью совсем не прозвучало. в ВОВ виноват Сталин и мы сами! Оригинально для историка.
  • Рогачев
    28 июня 2011 г., 0:54:10
    Ответить
    Это вы каким местом читали7 Где вы вообще вычитали о вине СССР за начало войны? Об отрицании несомненной вины Германии в агрессии против СССР? выучите буквы для начала, чтобы в слоги складывать.
  • обескураженный
    28 июня 2011 г., 8:32:40
    Ответить
    Господи!
    Откуда их так много, этих ...историков?Что же им так неймется?Лучше бы не трогали мертвых, они 70 лет в земле лежат, и думали, что гибнут за своих детей и внуков!Они там 100 раз уже в могилах общих перевернулись.
    Поднимите тему, как после них, в последние 20 лет Россия оказалась в границах 16 века, все сдав без боя.На кого работаете, "историки"?
    • Глеб
      29 июня 2011 г., 19:35:22
      Ответить
      Чувствами я солидарен, умом нет.
      Уверен, что историю нужно рассматривать и преподавать так как это происходило на "Суде времени" с участием Кургиняна. Где отстаивались две позиции. Позиция одного человека и страны в 150 млн. человек.

      Странно, но в коментах никто даже грамотный "Кот" не вспомнил, что когда Россия при Бакаеве начала раскрывать архивы, все остальные страны закрыли свои ещё на 20 или 40лет. Похоже рожа у них тоже в пушку.
  • Историк.
    30 июня 2011 г., 22:56:54
    Ответить
    Господин(скорее товарищ) Рогачев остался идеалистом шестидесядником.Ему так и не хватило смелости назвать Советский режим преступным и честно признаться,что немалая доля вины за случившееся лежит на Советском преступном режиме и лично Сталине.Архивы действительно до сих пор закрыты,в части сокрытия материалов по подготовке СССР к нападению на Германию.''Историк'' Исаев судя по отсутствию ссылок на архивные документы никогда в архиве не был.И хватит все валить на Англию и другие страны.Давайте для начала разберемся с собой.Прошло 70 лет с начала войны,а првды о войне нет до сих пор.Причина сего явления абсолютно прозрачна и ясна.У Советского руководства была грязная и циничная внешная(про внутреннюю лучше вообще не говорить)политика.Деля с Гитлером Европу наше руководство заигралось и в результате мы получили то ,что получили.Как всегда больше всего пострадал наш многострадальный народ.
    • Глеб
      01 июля 2011 г., 16:19:27
      Ответить
      Как всегда больше всего пострадал наш многострадальный народ.
      Историк, живите настоящим, воюйте за будущее своё и детей сейчас. Чтоб за страну перед детьми не стыдно было.
      А пинать прошлое, что пинать мёртвого льва.Ни толку, ни чести.