23:55, 27.12.2007

Валерий Коробов: «Политика - это искусство правильно выстроенных компромиссов»

C 1 января в республике заработает министерство национальной политики. Указом главы Коми возглавит новую структуру дорабатывающий последние часы в должности первого заместителя министра культуры и национальной политики Валерий Коробов. В интервью БНКоми без пяти минут министр попытался объяснить, зачем власть республики воссоздает ведомство, каковы его задачи и кто конкретно будет курировать работу Миннаца от Желтого дома. Также г-н Коробов рассказал о своем взгляде на предстоящий уход Валерия Маркова и взаимодействии Миннаца с изьватас и удорачами.
    

   Валерий Коробов

    Валерий Коробов. Фото Кирилл Затрутин

 

В чем реальная необходимость воссоздания министерства по делам национальностей каковы его стратегические задачи?

- В свое время Республика Коми стала первым регионом в России, где в структуре органов исполнительной власти было организовано министерство по делам национальностей. Это было в 1993 году и обусловлено не столько тем, что возникала некая социальная напряженность, связанная с нерешением каких-то национальных вопросов, слава богу, исторический путь республики нас от этого уберег, а тем, что внимательно был изучен опыт, который имелся в других субъектах.

Мы отлично помним, что происходило в начале девяностых годов прошлого века в Закавказье, что происходило в Якутии и других регионах. Все это не могло не навести на создание некоего политического инструмента, способного вырабатывать внятные предложения по национальной политике. Миннац существовал до 2003 года, пока не произошло слияние.

Кроме того, одной из предпосылок создания министерства стала ситуация кардинально поменявшая обстановку в финно-угорском содружестве. Вы знаете, что 6 апреля прошлого года президент Путин дал поручение по формированию федерального финно-угорского центра на территории нашей республики. Впервые в истории государства федеральная структура вынесена за пределы Садового кольца, за пределы Питера и располагается на периферии.

Республика выступила серьезным застрельщиком и по многим моментам она является лидером в финно-угорском движении: и первый Конгресс прошел у нас и многие мероприятия, которые проходят в финно-угорском мире, родились, формировались и обкатывались на территории Коми. При создании центра была проделана колоссальная работа: от формирования материальной базы до обработки нормативных документов. Это в конце концов поиск взаимопонимания с нашими финно-угорскими коллегами, ведь не секрет, что на некоторых территориях достаточно неоднозначно был воспринят факт создания данной федеральной структуры именно в нашей республике.

- А стоило, на ваш взгляд, объединять два ведомства в одно, чтобы через три года вновь его разделять? Может, глава Коми Владимир Торлопов в свое время ошибся?

- Нет, не ошибся. Я согласен с главой республики, который, обосновывая идею воссоздания этой структуры вновь, говорил, что в тот период ситуация была другой, а сейчас обстановка диктует иные реалии. Сейчас появились некие факторы, которые возвращают нас к созданию этой структуры.

 

   Валерий Коробов

 

Во-первых, республика всегда была своеобразным котлом, где национальные отношения формировались в несколько отличных от других регионов условиях, ведь сегодня в Коми проживают люди более ста национальностей и народностей. Мы знаем, как исторически они здесь оказались. Иногда это было не по доброй воле, мы все помним времена 30-х, 40-х, начало 50-х годов. Но выросло новое поколение, у людей появилась вполне осознанная тяга к изучению своих корней, к возрождению своих традиций, к изучению собственной истории. Сегодня надо внимательно пересмотреть наши отношения с общественным движением «Коми войтыр».

Я только что был на их заседании, на котором подводились итоги конференций коми народа в городах и районах, которые завершились 8 декабря. На заседании были острые и интересные выступления. Была дискуссия, которая наводит на мысль, что стратегическое решение о воссоздании этой госструктуры было абсолютно верным. Это ни в коем случае не должно пускаться на самотек. Органы государственной власти должны не только присутствовать, но и решать возникающие проблемы.

- Во всех муниципалитетах прошли конференции коми народа. Можно ли говорить о какой-то отдаче?

- Я должен сказать, что конференция коми народа стала хорошей формой общения с коренным населением. Она приносит хорошие плоды. В этом году не было ни одной конференции, где бы ни участвовали представители министерств, ведомств, представители администрации главы республики. Сам глава Коми и его заместители практически присутствовали на каждой конференции. Все мероприятия заканчиваются обобщающими документами, когда высказанные замечания и предложения формируются в отдельные поручения главы, ставятся на контроль органами исполнительной власти.

Сейчас это будет делать удобнее через Миннац по одной простой причине, так как мы будем играть координирующую роль. Беда министерств и структур, которые существовали в прежние годы, в том, что задачи чисто национальные они понимали достаточно узко, только в культурно-фольклорном плане. Этого явно недостаточно.

- Три года при министерстве культуры существовал департамент по национальной политике, который последние дни возглавляет Евгений Рожкин. Департамент под руководством г-на Рожкина не справился со своей задачей?

- Департамент со своей задачей справился, но у него стояли совсем другие задачи. Департамент координирующую роль играть не мог, поскольку действовал в рамках министерства культуры. Кадровый состав, который работал после слияния двух министерств, значительно ослаб, поскольку людей стало гораздо меньше. Меньше людей - меньше эффективность работы. У министерства задачи будут гораздо шире и объемнее.

- Какова будет структура министерства?

- Основная деятельность будет сосредоточена в отделе государственных языков и перевода. Будет активно работать отдел прогнозирования и анализа национальных отношений. Будет отдел коренного народа. Будет отдел, специалисты которого будут отслеживать финно-угорское сотрудничество, и работать с диаспорами.

 

   Валерий Коробов 

 

Будет отдел профессионального мониторинга и взаимодействиями с религиозными организациями, чего раньше не было. Будет отдел по работе с национально-культурными объединениями. Весь спектр национальных отношений будет охвачен.

- На экспертном Совете по национальным вопросам, заседание которого недавно проводил Владимир Торлопов, Евгений Рожкин просил увеличить штатное расписание с 21 единицы до 25. Минфин не согласовывал расширение штата. Вопрос решился?

- Да, после той дискуссии глава республики еще раз внимательно изучил подготовленные документы и подписал распоряжение, в котором говорится, что штатная численность Миннаца составляет 25 человек.

- Сколько у вас будет заместителей?

- Самый минимум. Первый заместитель.

- Видимо, им будет Евгений Рожкин.

- (Смеется) Да. И будет просто «заместитель - начальник отдела профессионального мониторинга и взаимодействия с религиозными организациями».

- А со второй персоной определились?

- Определились, но сейчас порядок таков: если ранее глава Коми своим распоряжением назначал заместителей министров, то теперь решение принимает министр. Однако он обязан согласовать своих замов с главой республики.

- Вы еще не согласовывали?

- Я обозначил эти имена и хочу внести на суд главы Коми. Вторая кандидатура - это Галина Габушева. Я знаю этого человека давно, достаточно профессионально подготовленная кандидатура, она наработала хороший опыт в госструктурах. Кстати, работала в министерстве по делам национальностей прежнего состава. Очень важно, что в свое время она поработала в представительстве президента РФ в РК в конце 90-х. Также существенным моментом для меня является тот факт, что она приобрела хороший опыт работы в администрации главы и правительства в качестве советника по религиозным вопросам. Поэтому я думаю, что для нас присутствие таких новых людей скажется на работе министерства очень позитивно.

- От кого конкретно вам поступило предложение стать министром? От главы Коми?

- Да, было такое предложение от Владимира Александровича Торлопова и его заместителя Алексея Леонидовича Чернова.

- Кто будет курировать работу вашего ведомства от Желтого дома? Видимо, г-н Чернов?

- Да.

- Вы сказали, что Миннац будет заниматься взаимодействием с религиозными организациями. На том же заседании Совета прозвучало, что в Коми существует около 160 организаций религиозной направленности. В силу понятных причин власть республики чаще контактирует с руководством Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Хотя церковь у нас отделена от государства. К тому же по Конституции страны и закону «О свободе совести и религиозных организаций» провозглашается равенство всех религий. Между тем, представителям других конфессий по сравнению с епархией не то, что сложно работать - зарегистрироваться невозможно. Образованная недавно Ассоциация христианских церквей до сих пор не может пройти процедуру государственной регистрации.

- Хочу сказать, что вообще действительно церковь отделена от государства. Но это ни в коем случае не означает, что сотрудничества быть не может, оно есть. Кроме Воркутинской и Сыктывкарской епархии не забываются и другие конфессии. В этом плане партнерские отношения у нас будут строиться. Речь ведь идет не о спонсорстве, а о поддержке каких-то разумных с точки зрения государства, отвечающих общим целям мероприятий. В этом ключе контакты будут выстраиваться на партнерских отношениях.

- Со всеми?

- Да. Хочу сказать, что четвертого ноября в День согласия и примирения в рамках встречи главы Коми с руководителями национально-культурных автономий в работе секций участвовали представители не только Русской Православной Церкви, но и представители прочих конфессий. Был диалог. Что касается подвопроса про Ассоциацию христианских церквей, я не думаю, что это сознательная политика неприятия. Для регистрации требуется большое количество документов, возможно, их неправильно оформили.

- На днях прошло заседание сыктывкарского отделения движения «Коми войтыр», на котором обсуждался вопрос о возможной отставке Валерия Маркова, который руководит общественной структурой с момента ее создания. По некоторым данным, среди участников «Коми войтыр» ведутся разговоры о том, что на место г-на Маркова претендуют два человека: помощник главы РК Сергей Габов и помощник депутата госсовета Ларисы Ивановой, экс-руководитель Минкультнаца Мария Кузьбожева. Вы бы кому отдали предпочтение?

- Я бы предпочел выслушать делегатов съезда коми народа, который пройдет 8 февраля. Проверкой правильности любой теории, любого предположения, любого слуха является только практика. А вот практика - это съезд. Сегодня на заседании движения «Коми войтыр», где выступили почти все руководители всех районных организаций, я убедился в том, что ни один из выступавших не заострил вопрос на персонах. Шел разговор о ситуации на местах. Если в начале 90-х годов выступления носили протестный оттенок, то на этот раз мы слышим четкие предложения от актива, желающего улучшить ситуацию. Как в конкретном населенном пункте, так и в целом. Судя по такому настрою, мне кажется, работа съезда будет конструктивной. Так что критерием всех предположений будет съезд, который и расставит все по местам. На сегодня никакого рояля в кустах я не вижу, это не та организация, которая позволит с собой играть в темную.

- Не можете пояснить, в связи с чем возникли разговоры об уходе с поста руководителя исполкома «Коми войтыр» г-на Маркова?

- Валерий Петрович (Марков - БНКоми) колоритнейшая личность, талантливый ученый, неплохой организатор, признанный деятель в финно-угорском мире. Он - человек, которого знают и уважают не только у нас, но и за пределами республики, он широко известен за рубежом, человек совершенно реальных взглядов и конкретных действий. Сказать, что от кого-то идут предложения по его отставке, я не могу. Честно говоря, я давно Валерия Петровича не видел, сегодня на заседании его не было, приболел. Мне даже трудно предположить что-либо, никаких разговоров на эту тему у меня ни с кем не было.

- Возвращаемся к тому, что съезд покажет?

- Съезд покажет. Не исключено, что уход это его желание.

- Когда вы перечисляли достоинства г-на Маркова - он профессионал, он такой-то, вот такой-то, я мысленно предположил, что в какой-то момент вы поставите запятую, после которой последует «Но!». Не дождался.

- Возможно, что как у любого нормального человека, любого нормального руководителя и есть «Но» после запятой. И было бы странно, если бы таких «Но» не возникало. Все мы живые люди. Очевидно, они есть и у Валерия Петровича. Я знаю, что в ходе конференций коми народа на местах шли большие дискуссии. Кстати, он самым активным образом участвовал в работе этих конференций. Что были критические замечания по той же самой Ижме.

- Кстати, по Ижме. Какова ваша позиция относительно требований изьватас, удорачей о присвоении им статуса коренных малочисленных народов?

- А я хочу сказать, что с ними надо разговаривать, строить диалог. Нужно попытаться их понять. Нужно попытаться в чем-то переубедить их и какое-то рациональное зерно взять от них. Ведь политика - это не что иное, как искусство правильно построенного компромисса. Мне кажется, этого у нас не было. Надо идти, строить диалог и искать. Стоит только одной из сторон занять непримиримую позицию - все, возникает тупик. А выбор всегда есть, его просто нужно вовремя определить.
          

1548

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • хряк
    28 дек. 2007 г., 0:15:59
    Ответить
    нацмены
    А сам г-н Чернов кто по нац-ти - изьватас или удорач?
  • Ксперт
    28 дек. 2007 г., 0:21:23
    Ответить
    На самом деле очень радует, что человек готов к диалогу с ижемцами и удорачами. Стараниями Маркова эта проблема могла дойти до Европейского суда по правам человека. Тема-то благодатная - право на национальное самоопределение.
  • Знамо дело
    28 дек. 2007 г., 10:14:47
    Ответить
    нацвопрос
    По конференции «Коми войтыр» в Ижме. Марков «активно» участвовал в ней минут тридцать. После чего по-английски смылся. Смотрите здесь: http://izvatas.ru/news/news.php?id_news=28. И в Ижме он воспринимается через призму Сметанина, над которым все смеются. Всем ясно, что «Коми войтыр» - одряхлевшая, неработоспособная организация, которая тужится-пыжится, но родить ничего не может. Да и что может родить общественное движение, руководимое из ЖД? Уже всем ясно, что нужны новые независимые лидеры. Кстати, другое национальное движение - МОД «Изьватас» (равное по статусу МОД «Коми войтыр») Марков даже не пригласил на свой съезд. Это уже говорит о том, что национальный вопрос в республике не решается, а загоняется в тупик.
  • Марковский магаз
    28 дек. 2007 г., 12:16:23
    Ответить
    воровать нехорошо
    Маркову главное чтобы вопрос по магазу его жены не подняли. Если поднимут вопрос по этому магазину - будет политическая, а возможно и физическая (он же старенький и как сказал Коробов, больной) смерьть.
    Для непосвященных: Спирик некогда выделил блатную торговую площадь около Детского мира движению \"Коми войтфыр\" для поддержания штанов. Сию площадь благополучно увел себе руководитель \"Коми войтыр\" некий Марков. Сейчас на сей площади колясками и велосипедами торгует жона Маркова. Вот такой коленкор!
  • tkachenko
    28 дек. 2007 г., 14:45:57
    Ответить
    понравилось
    Мне, кстати, интервью понравилось. Говорит разумно, корректно, нигде не \"прокололся\", хорошо \"фильтрует\" речь, дипломатично и умело уходит от острых вопросов. Производит впечателение умного чиновника.
  • Вот так
    28 дек. 2007 г., 16:39:07
    Ответить
    воровать нехорошо
    Уважаемый, Вы сильно ошибаетесь в своих высказываниях по поводу магазина. На сколько мне известно, магазин принадлежит коми войтыру. И какая разница, кто им руководит, бухгалтерия то одна и бухгалтер тоже.
  • Знающий
    28 дек. 2007 г., 21:21:56
    Ответить
    Магазин на самом деле муниципальный. Про бухгалтерию не знаю, но деньги с него получает жена Маркова. Если ее зовут \\\"Коми войтыр\\\", то это очень оригинальное женское имя.
  • Коми_морт
    29 дек. 2007 г., 12:49:47
    Ответить
    Маркову
    Смерти тебе желаю на Новый год, предатель народа!
  • Не сторонник Маркова
    29 дек. 2007 г., 20:13:00
    Ответить
    Коми морту
    Говорят, такие пожелания имеют обыкновение возвращаться обратно к автору. Так что поосторожнее бы надо ...
  • Маруся
    04 янв. 2008 г., 13:03:21
    Ответить
    о политике
    Политика-это искусство врать, нагло воровать и при этом умудриться не сесть.
  • бывалый
    18 янв. 2008 г., 8:47:44
    Ответить
    Все с большим интересом и восхищением наблюдаю за ижемцами. Вот кто может быть паровозом народному движению. Они принципиальны, умны и настойчивы.Единственные, кто лучше других умеют отстаивать свои права. А руководители МОД действуют исключительно из интересов народа Изьватас. Жаль, что нет подобного в других районах. А Марков уже 15 лет ухитряется выдавать себя за Моисея, но в Ижме ему давно не верят. Да и верят ли где-то? Он как-то давно и незаметно начал путать народный интерес со своим личным.
  • Camren
    12 авг. 2008 г., 20:48:23
    Ответить
    Quinten
    fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://lexus-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://lexus-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://lexus-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
    http://citroen-world.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://citroen-world.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://citroen-world.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
    http://alfa-romeo-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://alfa-romeo-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://alfa-romeo-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
    http://mercedes-benz-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://mercedes-benz-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://mercedes-benz-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
  • Camren
    12 авг. 2008 г., 20:48:27
    Ответить
    Quinten
    fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://lexus-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://lexus-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://lexus-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
    http://citroen-world.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://citroen-world.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://citroen-world.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
    http://alfa-romeo-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://alfa-romeo-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://alfa-romeo-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]
    http://mercedes-benz-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    http://mercedes-benz-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60
    [url]http://mercedes-benz-univers.ru/a5579a38e63850fafe89acbe981f1cd6/fbd11c14af1daf12a0b428f55bcc0b60[url]