Сыктывкарцам рассказали, почему «Тентюки» — прародина Усть-Сысольска
Сыктывкарцы посетили очередную «Прогулку по Усть-Сысольску». Общественник Вячеслав Слюсарев продолжил серию прогулок «Город на старых картах», в этот раз посвященную улице Тентюковской. Участники экскурсии узнали о быте и нравах обитателей «Тентюков».
Местом встречи стало пересечение улиц Свободы и Интернациональной, раньше тут располагалось местечко Чеусовдоршор — «ручей возле местечка, где жил какой-то Чеусов» - пояснил экскурсовод. На показанных им фотографиях 90-х годов можно отчетливо узнать только строящиеся дома по улице Свободы, а напротив них — старые деревянные дома, многие из которых привезли из деревень. Так городские власти уплотняли застройку, заставляя людей селиться в плановой части города.
— На самом деле улица Свободы – это бульвар, так он назывался в самые ранние годы существования. На планах городских архитекторов она представляла анфиладу лестниц с длинным и широким бульваром. Практически ничего из этого проекта не реализовано кроме, возможно, этих многоэтажек. В советское время никто и не предполагал, что на бульваре Свободы когда-то будет стоять церковь, — поделился замечанием Вячеслав Слюсарев.
Группа двинулась к улице Тентюковской, вместо которой раньше располагались деревни, входящие в состав Яренского тракта. Остановились на месте оврага, примечательного тем, что на картах города 1784 года сохранилось название ручья, который в нем протекает – Сухановский. Он назван фамилией одной из самых влиятельных купеческих семей времен основания города.
— Этот овраг — граница двух миров. Городского, где осуществлялась плановая застройка кварталов с ровными дорогами и улицами, и сельского, где дома стояли вразброс, образуя деревеньки с обширными сельскохозяйственными полями. Собственно, здесь и начинается то, что сейчас мы называем «Тентюками» — для самих жителей это обидное и некрасивое название. Появилась оно в 90-е благодаря телепередаче «Телекурьер». Ведущий назвал улицу Тентюковскую «тентюками», после чего название закрепилось, — отметил общественник.
В архивах сохранились все названия деревень, которые образовали село Тентюково. У них можно даже назвать границы, установить, кто в них жил. Первая по пути деревня – Кулига, с коми —«лужок на заводи» — распаханное рядом с водоемом поле. В 1939 году Кулигу, как и все стоящие рядом деревни, перестали считать за отдельные и объединили в общее село Тентюково. Но в какой-то момент город посчитал, что и тентюковский сельсовет больше не нужен, так село стало частью Усть-Сысольска.
Экскурсия подходит к следующему повороту. Как рассказывает Вячеслав Слюсарев, где-то здесь стоял или даже стоит дом поэта Василия Лыткина, но точное местоположение определить не удается. В доме проходили знаменитые литературные вечера, проводимые поэтом Виктором Савиным. После войны в этом же доме поселился поэт Серафим Попов. По некоторым воспоминаниям, сам Виктор Савин посадил рядом с домом два дерева — рябину и черемуху, которые могут стать ориентиром для поиска того самого дома. Однако с того момента прошла почти сотня лет, и дома, как и самих деревьев, на месте уже может и не быть.
Далее доходим до места, известного как Париж.
— Вфеврале 1814 года, после отечественной войны, в Усть-Сысольск прибывают 100 пленных французов, которых поселяют в бараки. В 1897 году, через 80 лет, встречается первое упоминание названия «Париж». Фактически, Париж – это овраг, в котором когда-то и находились бараки французов. До 1909 года тут были поля, а жило всего 15 человек. Почему тогда название Париж закрепилось? По моему мнению, Париж, как и многие другие окраины Усть-Сысольска, был местом проживания бедных, здесь собирались большевики-социалисты и проводили агитацию. А что может быть для коммуниста большим, чем идеал Великой французской революции или парижской коммуны? Мне кажется, название закрепилось только благодаря революции. Она победила, нужны были новые названия, а в Усть-Сысольске как раз уже был Париж, — считает экскурсовод.
Дальше группа остановилась у обветшалого деревянного дома с дырой в крыше. По словам Слюсарева, это дом 1902 года постройки. Тут же находится еще один «именной» овраг с ручьем имени Прохора, а местечко рядом — Изкар, историческая деревня. Она упоминается вместе с городом в 1786 году. На русский «изкар» можно перевести можно как «Каменный город»
— Многие ученые называют Изкарсамым древним поселением коми людей, откуда они расселились по всему Коми краю. Но на самом деле Изкар – это не крепость с каменными стенами и не каменный город. Кар – это вообще не город, это место множества чего-нибудь. Вот Сыктывкар – это не город на Сысоле — это место, где живет много людей и стоит много домов возле реки Сысола. А Изкар – это просто место, где много чего-то каменного. Это просто топоним, который был здесь распространен. Возможно, тут просто было много камней, что послужило удобным фундаментом для постройки домов, — предположил Вячеслав Слюсарев.
Также общественник рассказал о хозяйстве в селе Тентюково, где располагалось много сельскохозяйственных полей и паслось много скота, среди жителей были распространены гончары и плотники. За каждым двором закреплялся свой дровяной лес, «тентюковцы» заготавливали дрова для всего города. Здесь же было семь дегтекуренных заводов, где делали деготь. На пяти небольших кожевенных фабриках производили самую простую кожу, чтобы шить сапоги и одежду. Кроме того, через Тентюково проходил торговый путь, где стояли четыре торговых лавки.
— Для подготовки к экскурсии я достал из архива межевую книгу Усть-Сысольского уезда. Там подробно написано, где чья земля, кто где пахал, как их звали. Примечательно, что рядом с каждым крестьянским участком значится участок Афанасия Елисеевича Суханова. Это тот самый человек, который сделал погост Усть-Сысольск городом. Фактически, этому человеку принадлежало огромное количествово сельскохозяйственных полей, — поделился автор экскурсии.
До революции адресов для пригородных домов не существовало, их меряли большими десятками или сотнями. Пригороды делили на «десяты»: вторая десята – это Кируль, третья – Париж, четвертая – Габдино. В момент рассказа группа находилась в пятой десяте— деревне Котюнев. В каждой десяте выбирали «десятских», людей, которых можно назвать народными дружинниками. Они набирались из высоких чинов или пожилых и получали зарплату из городского бюджета. В их обязанности входило исполнение распоряжений земского суда,соблюдение порядка на своих участках. Десятские следили за безопасностью, ловили воров,следили за порядком на базарах и торгах, иногда даже выполняли обязанности курьера.
Дальше экскурсия пришла в место, откуда село получило название — деревню Тентюково. Первый упоминания о ней датируются 1586 годом. По легенде, когда деревня разрослась до современного совхоза «Пригородный» и местечка «Нижний конец», центр переместился. Теперь самая окраина города стала именоваться Тентюково. Местные жители обиделись и сами себя переименовали в Убор грезд. Название дали в честь пожилой местной жительницы, которая любила убирать свой проулок.
— Это интересное место, потому что именно здесь находится устье реки Сысолы — место, где она впадает в Вычегду. Здесь же находятся знаменитые Латкинские перекаты. Историческую ценность этого места необходимо знать и как-то отметить, — подвел итог экскурсии Вячеслав Слюсарев.
Комментарии (45)
Дайте уж грант ему. Один из агит бригады "проект 1780" не получил ничего за агитацию. )))
Богатели они за счет отъема земель и имущества у должников в государеву казну.
А имена детей были совсем не зырянские - ДАВИД, ЛЕВ, САМУИЛ. )))
Всё просто.)))
таки да, за СВОЙ народ у него есть что рассказать.
Модель на кар, используемая для обозначения типов поселений, является наиболее древней. Первоначальным значение слова кар в удмуртском языке было «гнездо» [УРС-1983: 185]. В эпоху раннего железа, по данным археологов, появились укреплённые поселения. Создателями тех древних памятников в Прикамье были ананьинские племена – предки современных удмуртов и коми. Для обозначения этих сооружений уже в общепермскую эпоху существовала лексема кар, которая обозначала «укреплённое место, городище» [Генинг 1985: 47-48]. Указом Екатерины II от 11 сентября 1780 года была образована Вятская губерния. В числе 13 уездов Вятского наместничества организован Глазовский уезд, а все уездные населённые пункты, согласно указу, должны были быть городами [ИУ 2004: 106], потому слово кар начинает употреб***ься в значении «уездный центр, город». Семантический переход слова кар можно представить следующей схемой: «гнездо» - «укреплённое место, городище» - «город».
На основе анализа Коми топонимии А.Г. Мусанов [2006б: 33] считает, что исторически семантика лексемы кар была намного шире. По мнению исследователя, апеллятив кар по семантике тождествен коми лексеме сик «совокупность, множество, группа однородных предметов», например, Изкар «место с множеством камней», Карчой, буквально «город –гора» (кар в значении «гора, возвышенность»). В последнем примере, как отмечает топонимист, наблюдается появление «составного названия, состоящего из однозначных географических терминов, где первая часть, как правило, древнее второй».
Полностью отвергать версию А.Г. Мусанова о связях семантики лексемы кар с возвышенностью мы не можем, если взять во внимание тот факт, что городища в целях обороны возводились на возвышенностях.
Как отмечает А.И. Туркин [1990: 148], «детерминатив кар очень активно выступает в названии древних городищ и урочищ на всей территории Коми АССР», ср. Кар, Важкар, Изкар, Карповкакар, Карвыв, Карйыв, Каръяг и т.д. Также большое количество названий на кар имеется и на территории Прикамья, по происхождению достаточно древних ср. Зуйкар, Зыранкар, Камкар, Крымкар, Кудымкар, Пыскар [Аксенова 2002: 81]. Иногда в коми топонимии этим термином обозначают месте заброшенных поселений, ср. Дойкар, Дзугыркар, Искар (Изкар), Курогкар, Майкар и т.д. Общее количество достигает более 30 названий [Туркин 1990: 148].
Встречаются они, хоть и в небольшом количестве, и в коми ойконимии: Изкар, Кокулькар, Сыктывкар, Турышкар и т.д. [Туркин 1990: 148]. Топоним Тоймокар зафиксирован в бассейне Северной Двины [Атаманов 1986: 30]. Кроме того, названия с апеллятивом кар встречаются и в Сибири и в Нижнем Пообье, ср. Войкар, Люликар, Сускар, Уркар, Карымкар и др. Появление этих названий связано с проникновение Коми населения в Восточный Урал в связи с русской колонизацией Сибири [Туркин 1990: 148].
В Изкаре, как и на "красной горе" найдены могильники ванвиздинской эпохи (IV—IX вв. н. э).
Даже в докладах Рюрику на земле пермской упоминается, уже на русский манер "каменый город".
В атласе Ортелиуса 1570 года[18] на месте современного Сыктывкара стоит населённый пункт Пермевелиск.
Сыктывкар и был Пермью Великой, а совсем не Чердынь, где отсутствуют какие либо археологические подтверждения.
Только, конечно, на современной карте, а не на карте Ортелиуса, где ваша "Великая Пермь" ну никак не на месте Сыктывкара.
Знаете, если использовать с десяток правдивых фраз и вставить пару ложных, то сложится впечатление, что и они - истина.
Обидно, что это для молодежи, которые будут так и считать истиной всё сказанное.
Потому, что на выборах июле 1917 год в Усть-сысольске за них проголосовало менее 1%. то есть только сами социалисты, которые даже ячейку свою набрать не могли.
И поэтому для запугивания коми-зырян первыми жертвами красного террора были мирные зырянки Кузьбожевы - бабушка, мать и внучка расстрелянные, прибывшим интернациональным ( пленных первой мировой) отрядом Мориса Мандельбаума.
вӦргашор.
Там ученые (Чеснокова вроде) нашли памятники примерно VI–Х веков нашей эры.
Но никаких раскопок никто ещё не проводил.
Река сменила русло и древний КАР оказался отрезан.
Действительно, находки вроде как есть. Вот только с чего бы вдруг поселение VI века называлось Изкаром, название которого только в XVIII веке закрепилось?!
Факт только то, что КАР имел место быть.
То есть с момента ухода последнего ледника с этих земель.
Кто жыл до ледника в этих краях ещё предстоит познать. )))
Это возраст лыжи Йиркапа.
Изкар, историческая деревня. Она упоминается вместе с городом в 1586 году, а не 1786 году.
Десятских выбирали из отставных военных, мещан и крестьян. Вряд ли их можно назвать "высокими чинами".