content/news/images/103700/CUpW1O2xhyY(1)_mainPhoto.jpg
12:43, 04.12.2019 / ОБЩЕСТВО

В СГУ обсудили вопросы образования в поликультурной среде

Конференция «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции» состоялась в СГУ имени Питирима Сорокина. Участниками стали около сотни ученых, педагогов и студентов из Коми, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана и Донецкой Республики.

В СГУ обсудили вопросы образования в поликультурной среде
Фото Марка Оникула и Николая Мишарина

Впервые организовать на площадке Института педагогики и психологии подобную конференцию удалось благодаря грантовому проекту университета «Мое отечество — Коми край», основная задача которого – создание механизма возрастной и психологической идентификации современного человека. Организаторы и гости конференции обсудили темы, касающиеся сферы образования в поликультурной среде: лингвистическое образование, информационные технологии образования, педагогические аспекты воспитания.

LiFfJ5Vso58.jpg

— Современное межкультурное пространство требует от людей способности существовать в одном мире, эффективно взаимодействовать друг с другом, вести конструктивный диалог с представителями всех культур и наций. Важнейшая роль в этом отводится воспитанию в подрастающем поколении толерантного отношения к представителям разных языковых и этнических сообществ, — отметила на открытии конференции и.о. ректора Ольга Сотникова. — Наш университет как опорный вуз региона уделяет особое внимание межкультурным связям. Мы налаживаем тесные образовательные, культурные, научные связи не только с этническими регионами России, но и с иностранными государствами, привлекая студентов из других стран к обучению в нашем университете. На сегодня у нас насчитывается более 170 студентов из Кыргызстана, Ирака, Египта, Индии, Ганы — всего из 18 государств. Только диалог, только совместное обсуждение вопросов межкультурной коммуникации позволяют выявить проблемные моменты и верные пути решения.

Церемония открытия конференции подтвердила мысль о том, что современный мир является многонациональным и поликультурным — студенты читали коми стихи, демонстрировали коми и кыргызский национальные танцы.

hbJ6itVjiIU.jpg

— Конференция с данной тематикой в нашем институте проводится впервые, но она выбрана не случайно: на протяжении десятилетий Институт педагогики и психологии ведет работу, направленную на развитие этнокультурного и поликультурного образования, — подчеркнула директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева. — В соответствии с Концепцией развития этнокультурного образования Республики Коми, принятой в 2015 году, одна из задач системы образования нашего региона — в подготовка подрастающего поколения к жизни в республике в условиях поликультурной среды, сохранение и развитие национальных языков и культур народов, проживающих в нашем регионе. Учитывая состав участников нашей конференции, можно утверждать, что эта задача актуальна не только для нашей республики, но и в России и за рубежом.

Конференция «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции» является частью проекта «Мое отечество — Коми край» СГУ им. Питирима Сорокина. Университет победил в федеральном конкурсе Министерства просвещения России и получил грант в размере более 800 тысяч рублей на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Проект отобран более чем из 100 заявок от некоммерческих организаций.

I8oEa0beiQQ.jpg

— Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций является приоритетной целью Национального проекта России «Образование» (создан по Указу Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 № 204). В Российской Федерации должны создаваться условия реализации этнокультурной образовательной стратегии по вопросам воспитания, развития и обучения детей и молодежи с учетом региональной составляющей. Конференция направлена на консолидацию усилий общественных, образовательных, профессиональных организаций по воспитанию детей и молодежи за счет привлечения их к участию в социально значимых мероприятиях и выступает как культурообразующий институт с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования национальной идентичности подрастающей личности. Этнокультурная и краеведческая направленность в новых моделях деятельности образовательных организаций должна способствовать воспитанию и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализации, — подчеркнула автор проекта «Мое отечество — Коми край» Валентина Мальцева.

9BcDTQPCuD0.jpg

Работа конференции проводилась по нескольким секциям. Секция «Лингвистическое образование в поликультурной среде» была направлена на обсуждение вопросов формирования межкультурной компетенции на всех уровнях образования. Участниками секции благодаря грантовому проекту с Иссык-Кульским государственным университетом им. Касыма Тыныстанова города Каракола стали представители научно-педагогического сообщества Кыргызской Республики, и педагоги образовательных организаций Республики Коми.

sQxYB-dB09A.jpg

— Содержание докладов заочных участников секции можно раскрыть посредством составляющих понятий: «поликультурное образование» и «языковое поликультурное образование». Языковое поликультурное образование в этнорегиональном контексте рассматривается как процесс овладения знаниями об этнокультурном разнообразии окружающего мира стран изучаемых языков и о важности полилога культур в современном поликультурном мире. Поликультурное образование в этнорегиональном контексте отличается рядом особенностей: оно должно осуществляться через полилог трех лингвокультур (этнической, русской и иностранной) на региональном, российском и глобальном уровнях. Полилог культур должен быть полноценным и равноправным, построенным на взаимоуважении культур. Содержание такого образования состоит из этнокультурного компонента, ориентированного на формирование представителя конкретного этноса — русского или другого — и поликультурного компонента, целью которого является формирование человека универсальной культуры. Работа секции была направлена на обсуждение актуальных вопросов современного языкового образования — образования поликультурной языковой личности, наделенной комплексом поликультурных компетенций, позволяющих ей ориентироваться в сферах универсального, этнокультурного, социокультурного бытия, готовой к активному позитивному взаимодействию с представителями поликультурного мира, — подытожила работу секции автор проекта «Мое Отечество — Коми край» Валентина Мальцева.

rzlB1UK3qi4.jpg

На секции «Информационные технологии образования в условиях поликультурной среды» были представлены доклады о технологических особенностях интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений. Продемонстрированы разработки по реализации этнокультурного компонента в детских садах и школах средствами информационно-коммуникационных технологий.

В работе секции «Современные подходы в реализации межкультурного образовательного пространства в начальной школе» приняли участие преподаватели университета, учителя начальных классов, магистранты. В докладах раскрыты современные педагогические подходы к реализации этнокультурного содержания образования, а также представлен практический опыт внедрения дидактических материалов в начальной школе.

На секции «Подготовка и методическое сопровождение специалистов в области языкового и литературного образования в условиях поликультурной среды: традиции и опыт» обсуждались технологии подготовки будущих педагогов в области языкового и литературного образования.

Еще одна секция объединила участников, которые интересуются педагогическими аспектами воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста в поликультурной среде.

— Актуальность тематики секции определяется тем, что уже с дошкольного возраста ребенок осознает себя полноправным членом общества, представителем того региона, в котором он родился и растет. Дошкольник познает окружающую действительность, учится взаимодействовать с объектами социального мира и общению с людьми разных национальностей. Вопросы воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста не могут быть решены в отрыве от основ национально-регионального компонента, — рассказала завкафедрой дошкольного образования института педагогики и психологии Елена Егорова.

На секции «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у обучающихся в поликультурной среде» обсуждались пути формирования поликультурной компетентности будущих педагогов и их реализация по разным предметным областям. Были затронуты проблемы разработки новой учебной литературы для подготовки будущих учителей в контексте реализации этнокультурного образования.

На секцию «Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании» заявились участники не только из России, но и из Донецкой Республики и Беларуси.

— Проект как форма организации деятельности обучающихся эффективна и в настоящее время часто применяется педагогами. Педагоги разных уровней образования используют проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в том числе для решения вопросов этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения. Доклады секции интересны достаточно широкому кругу слушателей: воспитателям дошкольных организаций, учителям, педагогам дополнительного образования, студентам, обучающимся по педагогическим образовательным программам, — подчеркнула доцент кафедры дошкольного образования Елена Сибиркина.

Секция «Межпредметная интеграция в реализации этнокультурного образования» подняла юридические проблемы инклюзивного образования, методические вопросы преподавания разных учебных предметов, применения сетевой формы реализации образовательных программ.

В этот же день в Институте педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина открылся краеведческий кабинет, научная лаборатория «ЭтноЛабКоми» по проблемам этнокультурного образования детей и молодежи. Она будет систематизировать методические разработки этнокультурной направленности для работы с дошкольниками и школьниками. На торжественной церемонии ленточку перерезали и.о. ректора университета Ольга Сотникова и директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева. Инициаторы проекта отмечают, что деятельность лаборатории направлена на приобщение детей и молодежи к историко-культурному наследию Республики Коми, освоения опыта культуры этноса и историко-краеведческого материала.

Итоги работы конференции подвели на «круглом столе». Участники внесли несколько предложений по совершенствованию Концепции этнокультурного образования. Одним из важных решений стала идея о том, чтобы включить профильных педагогов СГУ им. Питирима Сорокина в рабочую группу по обновлению Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми.

— Срок прежней Концепции, утвержденной региональным министерством образования, подходит к концу. Я была членом рабочей группы, когда ее рассматривали, и тогда возникало много споров, которые до сих пор не разрешены. Например, не стоит акцентировать внимание только на этнокультурном образовании и только на коренном народе региона, ведь у нас сейчас имеет место поликультурное образование: в школах встречаются многонациональные, многоязычные классы. Можно предложить сделать концепцию из двух частей: одна будет затрагивать сохранение традиций, культуры и языка коренного населения, а вторую можно посвятить поликультурному образованию, — выступила с инициативой директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева.

Среди предложений на круглом столе также прозвучало, что необходимо сохранить преемственность дошкольного, начального и общего образования с точки зрения поликультурного образования; возможность организации методических межинститутских семинаров по педагогическому образованию. С помощью открывшейся лаборатории «ЭтноЛабКоми» предложено наладить партнерскую сеть по реализации национально-регионального компонента с образовательными организациями региона, а деятельность самой лаборатории позиционировать через информационный просветительский ресурс университета — «Территория просвещения».

3bVb-AIzZpQ.jpg

Также на конференции наградили победителей нескольких конкурсов, которые проводил Институт педагогики и психологии. Конкурс «Талантливый Я» собрал более 250 работ от детей 5-10 лет со всей республики. Ребята представили рисунки на коми национальную тематику. На конкурс мультимедийных проектов «Морошка» студенты 3-4 курсов присылали мультимедийные информационные продукты, мультимедийные презентации, видеоролики, онлайн-инфографику, онлайн-комиксы, онлайн-игры. На конкурсе «Этноларец-2019» студенты — будущие воспитатели — презентовали проекты по этнокультурной тематики для детей дошкольного возраста.

Напомним, что в рамках грантового проекта состоялись и другие мероприятия: веревочный курс «Ворсыштам» с использованием подвижных игр коми народа для 1 курса СГУ им. Питирима Сорокина, научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства», конкурс для младших школьников «Мой родной край», практико-ориентированная площадка республиканского педагогического форума «Выставка лучших практик педагогов образовательных организаций». Все эти мероприятия вместе с открытием лаборатории «ЭтноЛабКоми», конференцией «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции» нацелены на поиск эффективных подходов к выстраиванию межнациональных отношений, обеспечению межкультурного взаимодействия на разных уровнях и с помощью различных инструментов. Завершившаяся конференция – это обмен опытом, апробация разных идей и технологий, которые реализуют образовательные организации республики для обеспечения межнационального согласия и межкультурного взаимодействия. Безусловно, обмен опытом позволяет достичь цель проекта – создать такие туристические краеведческие маршруты по Республике Коми, которые позволят жителям республики гордиться ее уникальным этнокультурным наследием и богатыми многонациональными традициями, а гостям из других регионов России и зарубежных стран стремиться в республику для погружения в уникальную поликультурную среду и возможности наладить эффективную межкультурную коммуникацию с ее жителями.

942

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • Географ глобуспропил
    04 дек. 2019 г., 13:21:29
    Ответить
    Донецкая Республика, где находится?