content/news/images/104888/DSC4186_mainPhoto.jpg
18:23, 26.12.2019 / ЭКОЛОГИЯ

СГУ имени Питирима Сорокина готовит высококвалифицированные кадры для региона

В этом году в СГУ им. Питирима Сорокина открылись пять мастерских по компетенциям WorldSkills Russia. Опорный вуз региона стал площадкой для развития информационных и коммуникационных технологий и подготовки кадров для направлений развития экономики Коми. Создано 88 рабочих мест для обучения и подготовки специалистов IT-сферы. Получать профессиональные навыки по направлениям мастерских могут школьники, студенты и взрослые специалисты. Вуз подводит промежуточные итоги работы и определяется с планами на будущее.

СГУ имени Питирима Сорокина готовит высококвалифицированные кадры для региона
Фото СГУ имени Питирима Сорокина

Университет принимает активное участие в федеральной повестке, которую формулирует национальный проект «Образование» и входящие в него федеральные проекты. Прежде всего, они нацелены на модернизацию и повышение конкурентоспособности профессионального образования. Этого можно достичь посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ и обновление материально-технической базы. Один из механизмов достижения поставленной цели — создание мастерских.

vasilyev.jpg

— Обратите внимание, мастерские создаются по направлениям, которые определил не университет. Направление создания мастерских — это группа компетенций, которая определяется на основании востребованности профессий и специальностей среднего профессионального образования и в соответствии с приоритетами развития российской экономики. Это означает, что выпускники, обладающие указанными компетенциями, будут востребованы на рынке труда и иметь достойную заработную плату, — отметил руководитель проекта по компетенциям WorldSkills Russia, проректор по экономическим и социальным вопросам СГУ им. Питирима Сорокина Павел Васильев.

Из предложенных направлений создания мастерских выбраны информационные и коммуникационные технологии. Компетенции — «Программные решения для бизнеса»; «Веб-дизайн и разработка»; «Сетевое и системное администрирование»; «Машинное обучение и большие данные»; «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений».

Отметим, что Правительство Республики Коми своим распоряжением (февраль 2019 года) в целях подготовки высококвалифицированных кадров для социально-экономического развития региона утвердило группы и перечень приоритетных для Коми компетенций. Все это говорит о том, что университет благодаря открытым мастерским будет готовить необходимые для регионального рынка труда высококвалифицированных специалистов.

— Мастерская — это структурное подразделение университета, оснащенное современной материально-технической базой по одной из компетенций для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами WorldSkills Russia. Каждое название мастерской — это отдельное направление профессиональной деятельности, утвержденное WorldSkills Russia, — пояснил Павел Васильев.

DSC3995.jpg

Создание и функционирование мастерских включает в себя несколько направлений работы. В первую очередь, это само создание мастерских. В соответствии с планом застройки, инфраструктурными листами, утвержденными WorldSkills Russia (перечень техники, оборудования, мебели, программного обеспечения, расходные материалы для оборудования рабочего места и организации практической подготовки) были осуществлены ремонтные работы, закуплена техника, мебель, ПО и все это было смонтировано.

Важное направление — внедрение современных технологий обучения (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) при реализации основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Также это внедрение современных технологий оценки качества подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ на основе демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен — форма аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), проводится на базе центра проведения демонстрационного экзамена.

Уделяется внимание расширению портфеля актуальных программ профессионального обучения и ДПО по востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям и в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года.

DSC4206.jpg

Разрабатываются и реализуются программы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по внедрению современных программ и технологий обучения. Учитываются такие моменты, как повышение квалификации работников мастерских по компетенциям в центрах WorldSkills Russia и получение сертификата эксперта с правом проведения демонстрационного экзамена.

— Мы открылись одни из первых в России и первые в Республике Коми — 30 сентября 2019 года. Деятельность в рамках образовательных программ осуществляется в помещениях мастерских. В декабре 2019 года было проведено мероприятие по проверке и оценке способностей успешно действовать при решении профессиональных задач по стандартам WorldSkills Russia (соревнования профессионального мастерства —региональный этап чемпионата WorldSkills Russia по двум компетенциям: Веб-дизайн и разработка; Сетевое и системное администрирование). Один руководитель мастерской прошел повышение квалификации по компетенции «Машинное обучение и большие данные» в центрах WorldSkills Russia, все руководители мастерских прошли повышение квалификации и получили сертификаты на право быть экспертами регионального чемпионата WorldSkills Russia с правом проведения демонстрационного экзамена, — рассказал руководитель проекта Павел Васильев.

Также три мастерские прошли аккредитацию на проведение демонстрационного экзамена (Программные решения для бизнеса; Веб-дизайн и разработка; Сетевое и системное администрирование). На базе площадок разработаны образовательные программы профессионального обучения, в том числе программы дополнительного образования с использованием дистанционных технологий.

Мастерские, созданные в университете, смогут предоставить широкому кругу населения возможности для получения образования в области цифры. Школьник может пройти дистанционную образовательную программу с целью выявления и развития талантов и способностей по цифровому направлению. Студент может обучаться по новым основным профессиональным образовательным программам со сдачей демонстрационного экзамена, а взрослые — получить дополнительное профобразование по направлениям работы мастерских. Всю необходимую информацию о мастерских можно найти на сайте Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина в разделе «Национальные проекты».

okunev.jpg

— Мы заинтересованы в том, чтобы у выпускников было как можно больше критериев, по которым мы могли бы оценить качество их знаний, интересы, стремления и увлечения. Можно сказать, мы вкладываемся в своих завтрашних сотрудников, — поделился директор компании «Ростком» Станислав Окунев. — Современный специалист, помимо непосредственно своей специальности, должен знать, откуда берутся данные, в каком виде их необходимо отображать для принятия решения и так далее. И это уже не компетенция айтишника, а обязательное условие любого офисного сотрудника. В ближайшее десятилетие рынок цифровых услуг ждет продолжение автоматизации процессов и их перевод в электронные формы взаимодействия. Например, резкий рост пользования CRM компаниями, полный переход на системы электронного документооборота. Безусловно, при таких объемах данных будут очень востребованы направления защиты информации и выстраивания инфраструктуры для работы баз данных. Наверняка, нас ждут технологии 3D-прототипирования и печати. Они позволят создавать новые приборы для производства в ускоренном формате.

Проект «Молодые профессионалы» продолжается до 2024 года, в планах — открытие площадок по социальной сфере.

— Большинство сотрудников положительно восприняли все эти изменения в университете, поскольку они несут позитив: новые аудитории, новое оборудование, новые программы, новые обучающиеся, новые подходы к обучению. При этом есть работники, которые много говорят об изменениях, об условиях, необходимых для того, чтобы эти изменения появились, ждут эти изменения, а есть те, кто обеспечивает их появление. И я рад тому, что таких работников, которые активно занимаются созиданием, становится все больше, — подытожил Павел Васильев.

***

В 2019 году университет при поддержке Правительства Республики Коми и личной поддержке главы региона Сергея Гапликова стал одним из четырех вузов-победителей в конкурсном отборе Министерства просвещения России. Всего было 715 заявителей. Оснащение материально-технической базы мастерских проходит в рамках мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Для этой цели вузу выделен грант в размере 28 млн руб. Всего деньги получили 144 образовательные организации со всей страны.

3214