content/news/images/107254/IMG_8376-kopiya_mainPhoto.jpg
18:55, 17.02.2020 / ЭКОНОМИКА

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Коми со стабильным прогнозом

АКРА подтвердило кредитный рейтинг республики на уровне A-(RU), прогноз «Стабильный», и выпусков облигаций Коми — на уровне A-(RU).

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Коми со стабильным прогнозом
Фото БНК

Кредитный рейтинг обусловлен высокой долей собственных доходов бюджета, умеренно низкой долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета. Рейтинг ограничен зависимостью бюджета от сектора добычи полезных ископаемых, а также ожиданиями роста долговой нагрузки.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Бюджет республики характеризуется высокой степенью самодостаточности (в 2016–2020 годах усредненная доля собственных доходов в совокупном объеме доходов региона без учета субвенций составит 92%). В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 12%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 10% совокупных расходов (без учета субвенций); в среднем регион финансирует три четверти капитальных расходов за счет собственных доходов и лишь четверть за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В 2016–2020 годах соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов является положительным (2%), так как финансирование капитальных расходов осуществляется преимущественно без привлечения долга.

В 2019 году бюджет республики был исполнен с профицитом 4,3 млрд руб. Согласно закону о бюджете в 2020 году доходы останутся на уровне 2019–го, тогда как расходы увеличатся на 14% по сравнению с предыдущим годом, дефицит бюджета составит 7,4 млрд руб. (порядка 9,7% собственных доходов). Финансирование дефицита предполагается осуществить посредством привлечения банковских кредитов. По оценке АКРА, поступления по налогу на прибыль в 2020 году могут снизиться на 10–15% относительно уровня 2019 года из-за возможных негативных изменений конъюнктуры на рынке углеводородного сырья.

Долг региона, который за 2019 год снизился с 34 до 30% его текущих доходов, на начало 2020–го представлен облигациями (73%) и бюджетными кредитами (26,9%), незначительную долю (0,1%) составляют гарантии. На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов возрастет до 40%, в 2022 году указанный показатель может достичь 44%. Соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета республики за 2019 год снизилось с 38 до 33%. Несмотря на прогнозируемый рост до 43% на конец 2020 года, значение показателя останется ниже ограничения, предусмотренного соглашениями с Минфином России по реструктуризации бюджетных кредитов. В 2020 году республике предстоит выплатить 12% своих долговых обязательств, в 2021 году — 25%. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит 3% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).

АКРА отмечает сохраняющуюся вероятность возникновения необходимости поддержки предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени затронуть республиканский бюджет.

Объем накопленной ликвидности позволяет финансировать расходы бюджета, однако он недостаточен для финансирования прогнозируемого дефицита. Остатки средств на счетах бюджета на начало 2020 года покрывают 107% долговых обязательств республики, подлежащих погашению в текущем году. Средний ежемесячный остаток средств на счетах региона в 2019 году был равен 1,4 ежемесячных расходов. С 2019 года республика размещает временно свободные средства на депозитах.

Волатильность бюджетных показателей региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую по итогам 2017 года приходилось 37% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Коми. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2018 году формировал 70% промышленного производства региона. ВРП на душу населения является высоким (в 2017 году по данному показателю Коми занимала 11–е место среди субъектов РФ), а соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5 раза в 2018 году. Усредненный уровень безработицы за указанный период составил 7,6%.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9), срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).

Перечисленные облигационные выпуски Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Впервые кредитный рейтинг Коми был опубликован АКРА в 2017 году, государственных ценных бумаг республики (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) — в 2018 году.

* Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) — российское рейтинговое агентство, аккредитованное при ЦБ РФ.

982

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Александр Щиголев
    17 февр. 2020 г., 19:02:22
    Ответить
    Коми - на высоте!
    Я бы тоже прикупил одну облигацию.
    .
    Но пока решил купит чебурек.
  • Сегодня
    17 февр. 2020 г., 21:21:35
    Ответить
    День Конституции государства Республика Коми
    В минувшем году в консолидированный бюджет России из Коми поступило 244 миллиарда 723 миллиона рублей (на 6,6 млрд рублей больше, чем в 2018 году, который также был рекордным по сборам). Если эти миллиарды поделить на всех жителей региона, то на каждого получится около 300 тысяч рублей! Далеко не каждый субъект России может похвастаться таким вкладом в общую копилку. Большинство регионов живет за счет дотаций из федерального бюджета и при этом имеет достаточно высокий уровень жизни по сравнению с Коми.

    Из указанной выше суммы в консолидированный бюджет Коми поступило лишь 89 млрд 185 млн рублей (рост — 3% по сравнению с 2018 годом). Если бы федералы забирали не две трети доходов, а хотя бы половину, то в Коми можно было бы постепенно решать фундаментальные проблемы: только на завершение строительства социальных объектов сегодня требуется порядка 30 миллиардов рублей, инвестиций ждет дорожная отрасль. В дополнительной финансовой поддержке нуждаются и пенсионеры. Почему бы не взять пример с Москвы, где тамошние власти с сентября прошлого года платят минимальную пенсию в размере 19,5 тысячи рублей? Осенью прошлого года пенсии в Коми варьировались от 10 до 18 тысяч рублей. Чем пенсионер, живущий на Крайнем Севере, хуже москвича?
    2
    • Александр Щиголев
      17 февр. 2020 г., 21:38:54
      Ответить
      Где это ты видел, чтобы
      бюджет делился на каких-то там жителей? А?
      .
      Бюджет для других целей формируется.
      Скачай себе Бюджетный кодекс и штудируй!
      • Щиголеву
        17 февр. 2020 г., 22:01:09
        Ответить
        Ты прав
        Бюджет Российской империи делится между нелюдями.
        1
  • А Сбербанк России то
    18 февр. 2020 г., 8:11:40
    Ответить
    втихаря переобулся, теперь он публичное акционерное общество, какой публике интересно принадлежит ?