Власти разрешат перевозчикам не возвращать деньги за билеты
Правительство готовится легализовать ваучеры, разрешив перевозчикам пассажиров по воздуху, железной дороге и воде не возвращать деньги за билеты в условиях пандемии.
Как выяснил «Коммерсантъ», в правительстве подготовлен законопроект, который может разрешить воздушным, железнодорожным, морским и речным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты.
Компании получат право перевести эквивалент средств на личный счет пассажира, с тем чтобы он потратил их на новый билет, или выдать ваучер на будущую поездку.
Особый формат может быть установлен по решению правительства в случае введения режима повышенной готовности или ЧС, рассказали «Ъ» источники в отрасли. По их данным, подготовкой документа занималось Минэкономики, его поддержала комиссия по повышению устойчивости экономики во главе с первым вице-премьером (сейчас — врио премьера) Андреем Белоусовым, а также комиссия по законопроектной деятельности. Собеседники «Ъ» допускают, что Госдума рассмотрит законопроект уже в мае.
В Минтрансе изданию подтвердили участие в разработке законопроекта. В Минэкономики «Ъ» сообщили что соответствующие предложения содержатся в проекте закона, разработанном с участием целого ряда ведомств, который внесен министерством в правительство. Конкретно эти меры были предложены Минтрансом, добавляют в Минэкономики. Документ будет внесен в Госдуму в установленном порядке в случае одобрения правительством, заключили в министерстве.
Причиной подготовки законопроекта стала критическая ситуация, в которой оказались перевозчики из-за карантинных мер, говорится в публикации.
В частности, в авиации на конец марта пассажиропоток упал на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соразмерно снизилась и выручка. При этом постоянные расходы компаний — выплата зарплаты, аренда самолетов и так далее — остаются почти неизменными.
Официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин назвал инициативу по введению ваучеров жизненно важной для отрасли.
— Решение позволит сохранить ликвидность во всех звеньях. Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли, — сказал он.
Авиакомпании просят зачислять деньги за отмененные рейсы на счет будущих полетов. Источники «Ъ» подчеркивают, что легализация ваучеров — общемировая практика, к ней прибегли в том числе Lufthansa, Air France-KLM, Ryanair, EasyJet, Southwest, United, Delta, Emirates, Qatar Airlines, Qantas, Singapore Airlines «при полной поддержке авиационных властей ЕС, США и других государств».
Проблемы возврата билетов актуальны и для железнодорожного транспорта. ОАО РЖД уже позволило пассажирам вернуть более 3,5 млн ранее приобретенных билетов на 8 млрд руб., отмечают источники «Ъ», добавляя, что это сделано в условиях, когда спрос на железнодорожные перевозки дальнего следования сократился более чем на 70%. Всего в 2020 году прогнозируется снижение объемов пассажирских перевозок более чем на 41%, говорят собеседники. В ОАО РЖД отказались от комментариев.
В критической ситуации оказались и речные круизные компании, которые продавали билеты на текущий сезон еще с лета 2019 года. Крупнейшие судоходные компании к марту получили более 2,2 млрд руб. авансовых платежей, подлежащих возврату, говорит источник «Ъ» в отрасли. Эти деньги израсходованы на ремонт флота в зимний период, предоплату за судовое топливо, зарплату персонала, операционные и другие обязательные платежи, уточняет он. При этом операционные поступления сократились почти до нуля, так как пассажиры не заказывают туры из-за ситуации с коронавирусом. В начале апреля Российская палата судоходства оценивала возможные потери от остановки круизной навигации в 15 млрд руб.
Эксперты по-разному оценивают легализацию ваучеров. Так, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что это необходимая мера, хотя и несколько запоздалая.
— Но массовой атаки на авиакомпании со стороны регулирующих органов не произошло, и, если позиция Минтранса воплотится в закон, ситуацию удастся урегулировать, — считает эксперт.
Однако глава Союза пассажиров Кирилл Янков сказал, что, если рейс отменен и компания не несла переменных затрат на перевозку, речи о ваучерах идти не должно. Он добавляет, что, согласно общему принципу права, норма, ухудшающая чье-либо положение, обратной силы не имеет. Таким образом, полагает Янков, введение ваучеров задним числом вместо возврата денег за отмененные рейсы невозможно. В то же время эксперт считает правильным ввести ваучеры за отказ пассажиров из-за коронавируса лететь неотмененными рейсами.
Комментарии (29)
Нехочет ли государство принять закон который даёт право каждому жителю выдавать ваучеры вместо налогов. С погашением их в течении пяти лет.
Клёво придумали !Все для людей!
Упали доходы у них, я хренею, а у людей, которые без работы остались - доходы выросли что-ли ?
Короче, очередной госкидок, все МММ отдыхают!
Да ладно РЖД,ты посмотри,сколько клубов,включая зарубежных содержит Газпром,во там действительно миллиарды улетают
никудышных спортклубов, но тут разговор по теме о перевозчиках
“The problem with socialism is that you eventually run out of other people's money.”
― Margaret Thatcher
А то выходит в карман нагло лезть можно только с одной стороны.
Я купила билеты или тур,больше не планирую никуда ездить,мне услугу не предоставили,нарушили права потребителя и при этом держат мои деньги,зарабатывая на этом.
По сути подарить получается им их.
Может тоже начать пользовать и ходить в магазины например беря продукты,товар в долг.Потом расплачусь ...