От жалоб к благодарностям: как учителя, родители и школьники в Коми пережили период дистанционного обучения
С марта 2020 года из-за пандемии коронавируса 178 тыс. учеников и учащихся в республике перешли на дистанционное обучение. Как оказалось, к этому большинство были не готовы, нелегко пришлось всем участникам образовательного процесса. В Минобразе Коми считают, что дистанционное обучение никогда не заменит очное, а школьники и студенты осенью вернутся за парты.
На коллегии 26 июня министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова поблагодарила всех педагогов и руководителей за то, что они «спокойно переключились, перестроились, приняли изменения, строго следовали рекомендациям нормативных документов и смогли достойно завершить учебный год на всех уровнях образования».
— В 2019-2020-м учебном году мы практически полноценно, так, как мы привыкли, отработали три четверти. Четвертую четверть начали и закончили в измененных условиях. То, что ранее считалось исключением, и мы изредка использовали процессы дистанционного взаимодействия во время карантина, актировок, болезни детей, мы с вами приняли как норму, — напомнила она. — Перестраиваться на новый формат образования пришлось не только детям и педагогам, но и родителям. Благодаря взаимопомощи, собранности к окончанию апрельских каникул мы с вами выстроили этот процесс.
Сфера образования столкнулась со множеством проблем и вызовов. Потребовалось экстренно принять и изменить множество нормативно-правовых актов, принять и довести до организаций ведомственные приказы, переписать и доработать методические рекомендации, изменить учебные планы и инструкции, перестроить работу экзаменационных комиссий.
По словам Натальи Якимовой, переход на дистанционное образование показал, что учителя к этому не готовы — у большинства попросту не было необходимых организационно-методических компетенций. Поэтому в срочном порядке 12 тыс. педагогов прошли краткосрочное обучение — кто-то только научился, а кто-то смог усовершенствовать навыки работы с дистанционными ресурсами и технологиями.
На первом этапе был ограниченный выбор образовательных платформ и качественных ресурсов. У учителей и школьников не было необходимой техники, не было доступа в интернет, постоянно наблюдались сбои в работе порталов и образовательных платформ. Минобраз провел мониторинг и разработал три модели преподавания: когда можно организовать процесс в условиях стабильной и высокой скорости передачи данных, когда связь нестабильная и с пониженной скоростью и когда отсутствует интернет как таковой. Учителя для передачи заданий стали использовать мессенджеры, электронную почту, соцсети, кое-где задания отправлялись даже по наземной почте.
Была организована горячая линия. По словам министра, в начале звонившие задавали вопросы об организации процессов, высказывали недоумение по поводу большого объема домашних заданий при отсутствии со стороны учителя нового материала, заявителей волновало отсутствие онлайн-уроков и онлайн-общения с педагогами. Родители и дети обращались по воду закономерности выставления отметок, много вопросов было о том, что делать, если нет ни компьютеров, ни интернета. В апреле родителей возмущало то, что учителя требовали пересылать большой объем фото- и видеоматериала.
— К маю стало меняться направление обращений на горячую линию: стали поступать благодарности о родителей, от целых классных коллективов в адрес учителей и директоров. Это было неимоверно приятно слышать. Поступали очень конструктивные предложения от родителей, как учитель должен работать и как организовать процесс более качественно. И очень много предложений было нами использовано, — сказала Наталья Якимова.
Институт дополнительного образования оперативно организовал методическое сопровождение работы в новых условиях, а «Центр информационных технологий» нарастил мощности для организации дистанционного образования. Решено было организовать психологическое сопровождение нового формата обучения: только за апрель-май было проведено 7300 консультаций родителей, педагогов и обучающихся.
— Опыт работы в дистанционном режиме показал, что система образования может работать в любых условиях. Но нам стало очевидно, что именно такой формат является исключительно дополнением к очному образованию и никогда его не заменит, — заявила министр. — Именно в этот период, как мне кажется, учитель был оценен так, как давно его никто не оценивал. Директора, родители и, самое главное, дети поняли значимость основной функции учителя в организации обучения.
Наталья Якимова добавила, что «Российская Федерация и Республика Коми делают все возможное, чтобы 1 сентября школьники и студенты сели за парты».
Комментарии (11)
Мне пришлось всю дорогу вместо учителя объяснять учебный материал. Тогда пусть родителям доплачивают
То есть, поменялось все только на бумаге, срочно писали разного рода инструкции и приказы, а вот МЕТОДИКУ работы в условиях дистанта никто не мог объяснить. Система образования оказалась абсолютна не готова к работе в этих условиях.