Просить денег у Москвы или рассчитывать на себя: эксперты «Родины» решали, какой вариант будет лучше для развития Коми
Региональное отделение партии «Родина» организовало в Сыктывкаре круглый стол, посвященный экономическом развитию республики. Федеральные и местные эксперты предложили два основных механизма взаимодействия с федеральным центром и определили основные точки роста. Подробнее об этом — в репортаже БНК.
Дискуссию на круглом столе, который состоялся 13 августа, начал предприниматель, учредитель КРО «Братья Басковы» Константин Басков. Он напомнил, что бюджет республики на 2020 год принят с дефицитом в 7,4 млрд рублей. При этом в регионе в 2019 году было собрано 245 млрд рублей налогов, и большая часть из них была отправлена в Москву. В регионе, как и в 2018-м, осталось только 36% налоговых поступлений. По его словам, цель экспертного совещания — понять, как можно подкорректировать бюджетный процесс, определить экономические инициативы для изменения ситуации и выработать предложения, которые подстегнут развитие республики.
Первым выступил федеральный эксперт — экономист, председатель совета партии «Родина» по экономике и бизнесу Михаил Хазин. По его словам, существующая, довольно специфическая, система взаимоотношений центра и регионов сформировалась еще 25 лет назад.
— Либеральная экономика, которая пришла к власти, на первом этапе не обладала достаточной поддержкой. По этой причине она начала создавать систему поддержки через распределение бюджетных денег. У нее была логика «Своим даем, а чужим не даем». Чтобы эта система работала эффективно, нужно было сначала все у всех отобрать, а потом своим давать. Ее запустили в середине 1990-х, .эта система с тех пор так и действует, — заявил он.
По его мнению, эта система не предназначена «для развития региона, не предназначена для развития экономики, она предназначена для решения одной единственной задачи: делать ту группу, которая контролирует Минфин, одним из ключевых политических игроков в стране».
Тем не менее, считает он, в ближайшее время систему придется менять в любом случае. Сделать это можно будет двумя способами.
Первый из них заключается в том, чтобы каждый субъект страны разработал программу развития с четко поставленной целью: сделать дотационный регион регионом-донором. Эта программа может быть на три года, на пять лет, на восемь лет. Эту программу регион должен защитить в Москве, причем не в Минфине, а в правительстве.
— Под эту программу центр должен давать инвестиционный ресурс. Где он его возьмет, это его дело. Это вопрос не региона, а правительства, так как регион со стороны денег взять не может. Дальше инвестиции вкладываются, по итогам исполнения программы регион получает внутреннюю промышленность, которая обеспечивает внутренний инвестиционный ресурс. Да, разумеется, в эту программу будут включено много элементов, например, создание внутренних источников инвестирования в малый и средний бизнес, — объяснил Михаил Хазин.
Второй вариант предполагает изменение системы отношений с Минфином, то есть федерального центра и регионов. В этом случае у регионов оставлять куда больше денег, нежели сейчас.
Наиболее разумным Михаил Хазин назвал первый вариант.
— Безусловно, изменять систему отношений центра и регионов, то есть менять Бюджетный кодекс, можно только на федеральном уровне. Но дальше у регионов имеется железобетонный аргумент: если вы не хотите менять систему межбюджетных отношений, будьте любезны дать нам инвестиции, — объяснил он.
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев — сторонник другой концепции.
— Легче всего спросить: «Москва, дайте нам то, дайте нам это». Но это путь в никуда. Мы федерация, у нас 85 субъектов. Все требуют денег, ждут федерального финансирования. Но в нужном количестве оно не приходит, его всегда не хватает. Поэтому всегда нужно искать ресурсы внутри себя, — заявил он. — Программы будут писать 85 регионов, а бюджет страны один. И все пойдут за деньгами, будет конкуренция. Я бы больше ориентировался на свои силы.
Применительно к республике такой подход трансформируется в поддержку добывающей отрасли, так как регион богат полезными ископаемыми, и в развитие туризма.
— Посмотрите на Карелию. Когда из-за пандемии все закрылось, люди стали путешествовать внутри страны. Многие поехали к Белому морю. Думали, что там они будут одиноки, но машину некуда было поставить — все было забито москвичами. Туристов полно, но никакой инфраструктуры нет. Вот этого не хватает. У вас в республике уникальная природа, надо это использовать, — рассказал депутат.
Профессор кафедры государственного и муниципального управления института высшего образования Академии госслужбы Коми Анна Гагиева вспомнила, как были выстроены отношения между республикой и центром в 1990-х при Юрии Спиридонове.
— Тогда было подписано соглашение, там было закреплено финансирование 50 на 50 процентов. Оно выполнялось, и республика развивалась. Такого безобразия, как сейчас, тогда не было. Но мы потихонечку уходили из этих 50. Поэтому первое, что нужно сделать, — посмотреть это соглашение и к нему вернуться, — заявила она.
Второе ее предложение — совместно с другими регионами работать над законодательными инициативами, так как проблемы у всех общие.
Третий пункт — это внятная кадровая политика.
— Будут кадры — будет все. Надо пересмотреть систему профобразования, надо дать больше свободы руководителям образовательных учреждений, чтобы они предлагали стратегические программы подготовки. Это не только высшее образование, это и среднее профессиональное, и школа, — сказала Анна Гагиева, добавив, что нужно переходить к подготовке узких специалистов. Например, Сыктывкару не нужны просто юристы, зато нужны юристы в сфере информационных технологий.
Четвертая проблемная точки — нехватка высококвалифицированных управленцев во всей вертикале власти.
Начальник Автотранспортного управления здравоохранения Коми Сергей Поселянинов подтвердил, что наиболее остро проблема с первоклассными управленцами стоит на муниципальном уровне, так как «туда никто не идет работать».
Он заострил внимание экспертов на том, что раньше крупнейшие добывающие предприятия были зарегистрированы в Коми, поэтому вся налогооблагаемая база находилась здесь.
— Сегодня все крупные игроки зарегистрированы в основном в Москве, а в республике остается один единственный налог — подоходный. Поэтому ключевой вопрос — регистрация предприятия на территории и межбюджетные ограничения. Когда республика финансово будет независима, она может играть совсем по другим правилам, — заметил он.
Доцент кафедры государственного и муниципального управления Академии госслужбы Коми Алексей Облизов подтвердил, что в существующей стратегии социально-экономического развития Коми «есть так называемые правильные отрасли, которые характерны для республики и которые поддерживает федерация: добыча, лес, нефтепродукты».
Но это исчерпаемые природные ресурсы, поэтому стоит задача диверсификации экономики — надо больше уделять внимание инновациям, малому и среднему бизнесу, увеличению добавленной стоимости. То есть не просто рубить лес, а заниматься глубокой переработкой, получать прибыль даже от отходов оленеводства, как это делают в Якутии и Мурманской области. Даже к сельскому хозяйству уже необходимо подходить инновационно, расширяя возможности селекции и районирования. Еще одна важная задача, по его словам, — мониторинг экологического состояния региона для того, чтобы республика не потеряла статус уникального места с чистой природой.
Студентка юридического факультета УГУ Мария Прокашева подняла вопрос об оттоке населения. Миграционные настроения в больше степени характеры для молодежи.
По словам Алексея Облизова, молодежь останется тогда, когда ей будет выгодно и комфортно.
— Доступное жилье, доступное образование, развитая инфраструктура, качества жизни. Это база. Плюс рабочие места. И стабильность — когда возникает четкое понимание, что есть перспективы для роста, — ответил он.
Анна Гагиева добавила, что отчасти эту проблему можно решить закреплением кадров. Она привела пример, как в таком случае будут готовить педагога. С ним или с его родителями будет заключен договор, по условиям которого студент после выпуска отработает какое-то время в выбранном учреждении. Во время учебы он проходит там практику, а местные власти готовят для него жилье, его там ждут. Пока он учится ему дают дополнительное образование, и он уже может и музей создать, и секцию вести, и детей организовать. То есть он приезжает к месту работы с кучей рабочих специальностей.
Мария Прокашева и сама ответила на свой вопрос. По ее словам, чтобы молодежь оставалась в республике, надо создавать рабочие места и комфортные условия жизни. Но сейчас многие молодые люди после окончания вуза просто не знают, куда податься и куда устроиться. Константин Басков добавил, у современной молодежи сложно с самоопределением — они не знают, чего они хотят, а школы их не направляют, не заинтересовывают.
О важности кадров для развития республики сказала и доцент кафедры государственного и муниципального управления Академии госслужбы Коми Анна Чарина. По ее словам, это прописано в обновленной стратегии социально-экономического развития Коми до 2035 года, где приоритетом №1 назван человеческий капитал.
Первое экспертное совещание было посвящено экологическим проблемам, второй круглый стол — семье и проблеме домашнего насилия.
Комментарии (62)
=по метростроительству
=по дорожному строительству.
а путину губернатор архангельской области доложил, что 87 % дорог в ненормативном состоянии.
Вот и дальше не голосуйте "против"
Этим экспертам надо сначала вникнуть в ситуацию в регионе, а потом раздавать советы!
А он чешет штампами и думает, что эксперт по Коми ....
Депутаты нонешнего большинства и Главы последние кинули бюджет Коми на десятки миллиардов в угоду олигархам, а "эксперты" советуют искать инвестиции...!
Это всё одно, что обманутому мошенниками человеку не помочь вернуть украденное, а посоветовать взять кредит ...)
Прежде чем искать пути корр.ектир.овки надо знать причины о.тсу.тствия денег.
Коми самы.й богатый регион в Евро.пе!
Населен.ие всего 800+ тысяч.
Мест.ные и регио.на.льные налоги, это на нед.ра и на землю.
А сколько земли под добываю.щи.ми олигар.хиче.скими компан.иями?
Сколь.ко тут у них мес.тор.ож.дений?
На недра - федеральный налог. На землю - местный, но копеечный.
Налог на имущество региональный.
А сколько у добывающих имущества?!
Так поче.му при таких услови.я.х мы не жив.ём на тер.ри.то.рии меч.ты?!
А Вы про кор.рек.тировку
бюдж.ета!
Это вс.ё о.д.но, что при кр.а.же у В.ас сти.п.ен.дии Вы начи.на.е.те не во.ра изоб.лич.ать, а ко.р.ре.ктир.ов.а.ть остав.ши.ес.я гр.о.ши ....
Директор, которые сам не знает, будет ли предприятие работать, может что-то внятно сказать про потребность в кадрах на годы вперед?
Гапликов 2 на машинках катается.
Рост местной промышленности автоматически означает рост налоговых отчислений "в Москву". 18% с прибыли - как с куста. Смысл наращивать прибыль? НДПИ - весь в Москву. Менять надо Бюджетный кодекс.
Порадовала бабушка, которая про "50/50" вспомнила. Она о нынешней налоговой системе хоть что-то слышала?
НУ и барышня-"эксперт"... Если детям чуть не с рождения вбивают "отсюда надо валить" - никакие рабочие места не удержат
Только родители могут направить .Сознание определяет бытие!