Строительство нового международного терминала в Сыктывкаре отложено на неопределенный срок
Новое здание международного терминала для действующего аэропорта в столице Коми собирались построить и ввести в эксплуатацию во второй половине 2018 года. Но этого не случилось — республика так и не получила федерального финансирования, а заказавший проект «Комиавиатранс» так и не расплатился с разработчиками. Что произошло и почему все отложено — в обзоре БНК.
История с программой
В сентябре 2015 года на сайте министерства развития промышленности и транспорта республики (тогда ведомство называлось именно так) появилась информация о том, что правительство Коми добилось включения проекта расширения международного терминала аэропорта «Сыктывкар» в федеральную целевую программу Росграницы. В тексте уточнялось, что расширение позволит увеличить пропускную способность терминала с 70 до 300 пассажиров в час, сократит время стоянки самолетов и сделает аэропорт более привлекательным для авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы.
«Та работа с федеральным центром, которую мы сегодня активно ведем, приносит свои результаты. И благодаря включению республиканского объекта в федеральную программу нам удастся в обозримые сроки реализовать проект расширения международного сектора сыктывкарского аэропорта. Это в результате позволит существенно повысить удобство пользования услугами аэровокзала как для пассажиров, так и авиакомпаний», — сказал по этому поводу занимавший тогда пост главы Коми Вячеслав Гайзер.
Он поручил Минпрому и Минархстрою совместно с ОАО «Комиавиатранс» решить все необходимые организационные вопросы и начать проектные работы с учетом требований Росграницы.
Заявлялось, что включение в программу обеспечит федеральное финансирование для оборудования терминала в 2016-2018 годы. Проектные работы оплатит республиканский бюджет, а строительство терминала — «Комиавиатранс» и частные инвесторы. В целом строительство международного терминала тогда оценивался примерно в 600 млн рублей (половину из которых хотели получить из федерального бюджета).
Минпром назвал тогда и ориентировочные сроки ввода объекта в эксплуатацию — второе полугодие 2018 года.
Однако в ответе на запрос, который редакция БНК направила в октябре 2020 года в министерство инвестиций, промышленности и транспорта республики, говорится, что проект строительства нового здания международного терминала аэропорта «Сыктывкар» ранее не включался в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации».
История с проектом
В декабре 2015 года «Комиавиатранс» начал поиск исполнителя для разработки проектно-сметной документации для строительства здания международного терминала аэропорта в Сыктывкаре. Акционерное общество готово было потратить на это 19 млн рублей.
Победителем стало АО «Новая Авиация». И уже в апреле 2016 года в администрации Сыктывкара состоялось заседание городского градостроительного совета, на котором были рассмотрены варианты будущего здания терминала. Специалисты «Новой Авиации» представили три проекта, один из них члены совета одобрили, но посоветовали его немного доработать — дополнить планом размещения парковки для автомобилей и такси, а также планом благоустройства прилегающей территории.
На сайте «Новой Авиации» приводится краткая информация о проекте с иллюстрациями. Здание представляет собой двухэтажное строение с облицовкой из стекла. «В основу концепции положен яркий архитектурный образ аэровокзала, который учитывает применение современных строительных конструкций и обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров», — говорится в описании. Пропускная способность нового международного терминала должна была составить 500 пассажиров в час.
Но «Комиавиатранс» так и не расплатился с «Новой Авиацией» за разработку проекта. Как следует из материалов арбитражного дела, первоначально стоимость работ оценивалась в 15,7 млн рублей без учета затрат на прохождение госэкспертизы. В сентябре 2019 года акционерное общество обратилось в правительство Коми по вопросу о приостановлении исполнения договора, так как потребовались дополнительные средства в размере 60,9 млн рублей для оплаты самого проекта, на технологическое присоединение к сетям, подготовку технических условий на проектирование этих сетей, проведение главгосэкспертизы. Не получив никаких ответов в течение полутора лет, «Новая Авиация» в январе 2020 года объявила о расторжении договора в одностороннем порядке и потребовало возместить убытки в размере 7,8 млн рублей. В сентябре 2020 года Арбитражный суд Коми удовлетворил иск и обязал «Комиавиатранс» выплатить АО «Новая Авиация» эту сумму.
История с терминалом
Строительство нового здания международного терминала аэропорта Сыктывкара поддерживало руководство региона при Вячеславе Гайзере и при следующем главе Коми — Сергее Гапликове. В перечне важнейших инвестпроектов, который был опубликован на инвестиционном портале Коми в середине 2017 года, был и международный терминал. На тот момент стоимость вложений оценивалась в 689 млн рублей.
Одновременно в течение всего этого времени время от времени поднимался вопрос о достройке аэропорта в местечке Соколовка. О переносе столичного аэропорта не отказываются и сейчас. Однако о строительстве нового терминала для действующего аэропорта речь уже не идет.
«Вопрос отложен на неопределенный срок. Причина — отсутствие источников финансирования. В настоящее время решение о строительстве нового здания международного терминала аэропорта «Сыктывкар» не принято», — говорится в ответе Минпрома на запрос БНК.
История с капремонтом
В августе 2020 года Минпром сообщил, что в международном терминале сыктывкарского аэропорта начался капитальный ремонт. Заявлялось, что «терминал, соответствующий мировым стандартам комфорта и безопасности, будет отремонтирован в преддверии празднования 100-летия образования Республики Коми».
Ремонтом занимается федеральное агентство Росгранстрой, выделив на это 4,9 млн рублей. Еще примерно 40 млн рублей привлечено по соглашению между правительством Коми и АО «Монди СЛПК».
В Минпроме сообщили, что основная задача капремонта — «обеспечить комфортное пребывание граждан в международном терминале и увеличить скорость прохождения процедур контроля».
Для этого в два раза расширят площадь помещений терминала для пассажиров, установят дополнительно две кабины паспортного контроля (всего их будет четыре), проведут косметический ремонт внутри здания, усовершенствуют систему кондиционирования и вентиляции.
В ответе на запрос БНК в Минпроме добавили, что нормативная пропускная способность терминала после ремонта останется неизменной — 100 пассажиров в час.
Работы планируется завершить к началу 2021 года.
Комментарии (84)
серёгово.
Для наглядности посмотрите на Воркуту. Много там домов построили за последнее время?
Потому что нет смысла там их строить.
Возьмите заброшенную деревню без единого жителя. Много там сделано дорог и улучшено инфраструктуры? Тоже нет. Т.к. нет смысла.
То же самое можно сказать и про строительство терминала в Сыктывкаре.
А был бы пассажиропоток, допустим, как во Внуково, то терминал бы обязательно построили....
в Африке да ! похожая ситуевина - как в РФ
Можно было убрать ненужное кафе на втором этаже и именно таким способом увеличит пропускную способность в два раза ... И денег на это ушло бы в разы меньше чем на новый терминал ...
Это задел на будущее, когда мы с вами начнём жить на территории мечты и как в Европе!
Вот тогда и полетаем!!!!!!
Глупейший вопрос для России!
Причины назвал ещё Салтыков-Щедрин: - ВОРУЮТ!!!!
Ведь речь идёт не о супер терминале
Все решает солнцеликий,даст не даст жалкие копейки
Не буду распыляться-забанят
Такой же нужен как в поселках Воркута, Инта, Печора, ну может, чуть больше.