content/news/images/126754/BOB_3633_mainPhoto.jpg
08:35, 13.04.2021 / ОБЩЕСТВО

Испытание или благо: как в исламе и православии относятся к деньгам и богатству

Российская ассоциация развития финансовой грамотности провела методический онлайн-семинар, темой которого стало отношение к деньгам в различных религиях. Среди выступающих был и священник из Сыктывкара.

Испытание или благо: как в исламе и православии относятся к деньгам и богатству
Фото Виктора Бобыря

Семинар начал председатель наблюдательного совета ассоциации Анатолий Гавриленко. Он сказал, что разные конфессии относятся к финансам по-разному. Например, в иудаизме есть пословица, гласящая, что с деньгами не так хорошо, как без них плохо. Но есть и другая мудрость: если уронишь золото и книгу, подними сначала книгу. А в исламе, как и во многих других религиях, считается, что богатство — это все-таки не деньги, а богатство души. Там богатство и деньги не являются синонимами. В православии же, добавил он, церковь не очень много внимание уделяет финансам. По его словам, патриарх утверждает, что сребролюбие, любовь к деньгам — это опасная духовная болезнь. При этом в современном мире деньги и материальные ценности становятся самой главной целью жизни. В этом плане считается, что самое страшное даже не трата денег, сколько их стяжание. А вот философия буддизма более прагматичная, несмотря на то что там так же подчеркивается, что богатство — временно и не должно являться путем к счастью. Однако буддизм все-таки признает важность денег в обществе.

BOB_6439.jpg

Об отношении к деньгам в исламе рассказала директор департамента исламских финансов Фона развития исламского бизнеса и финансов Наиля Ялалова. БНК приводит выдержки из ее доклада.

Традиционно финансово-экономическая система построена на доктрине личной выгоды и рациональности человека. Она подразумевает, что люди, удовлетворяя свои потребности, одновременно вносят вклад в экономическое развитие общества в целом. Однако, будучи лишенной моральных и религиозных ценностных ограничений, данная система зачастую подвержена влиянию прихоти, алчности и корыстных интересов.

Вместе с тем последние 60 лет успешно развивается альтернативная исламская финансово-экономическая система, построенная на принципах шариата. Данные принципы не ограничиваются регулированием финансов и отношением к деньгам, а регулируют все сферы человеческой жизни. Базовым являются принцип Макасид аль-Шариа, это основная и неоспоримая цель шариата — принесение пользы верующим.

Ислам не поощряет аскетический образ жизни, не поощряет жадность, скупость, излишнее накопительство, так как все это может привести к застоям в экономике. И, наоборот, ислам стимулирует людей вкладывать, инвестировать, потреблять создавать новые блага, новые рабочие места, быть экономически активным.

Богатство даже поощряется в исламе. Мухаммед сказал, что рука, находящаяся сверху, лучше руки, находящейся снизу, то есть дающая рука лучше, чем та рука, которая принимает.

Второй базовый принцип в исламской экономике — принцип наместничества. Человек не является собственником ресурсов, а лишь пользуется безграничными благами всевышнего. И должен будет ответить перед ним за свое поведение. Использование благ в исламе допускается только на разрешенные виды деятельности, и человек несет ответственность за их использование. Запрещены те, которые могут принести вред жизни и здоровью человеку: производство свинины, табака, алкоголя, наркотиков, оружия.

Надо разумно распоряжаться доверенными нам благами. Экономические ресурсы должны работать на благо всего общества. В исламе предписывается и то, как надо распоряжаться деньгами при жизни: платить налоги, очищать богатство через благотворительность, вкладывать в дозволенное. Прописано, как имуществом должно распоряжаться после смерти человека. Например, человек вправе распоряжаться только третью своего имущества, прописывая в завещании, кому он хочет оставить деньги. Но две трети имущества будут делиться строго по закону и распределены между ближайшими кровными родственниками.

Третий принцип, на котором основана система, — это все, что не запрещено, разрешено. Шариат подразделяет пять степеней дозволенности: обязательное (чтение намазов, молитв), желательное, это похвальные деяния, которые будут вознаграждаться в следующей жизни, но неисполнение которых не будет наказываться (добровольные молитвы, дополнительные посты, гостеприимство, сдерживание гнева), нейтральное или дозволенное, нежелательное, то есть деяния, которые неприемлемы, но ненаказуемы (небрежность в исполнении обязанностей веры, брак с иноверкой), и запрещенные деяния (употребление алкоголя, ростовщичество).

Еще один принцип — принятие ответственности и рисков как обязательное условие получения прибыли. Финансовым институтам не запрещается минимизировать риски, однако они не могу всецело исключить эти риски, а прибыль не может быть гарантирована. Отсутствие гарантии как раз и будет являться одним из базовых основ для получения прибыли как человеком, так и финансовым институтом.

Деньги не являются товаром в отличие от традиционной экономики. В исламе денежные потоки напрямую связаны с потоком реальных товаров и услуг. Отсюда вытекает запрет на применение деривативов, сложных финансовых инструментов. Именно потому исламская экономика считается устойчивой и надежной, так как любая финансовая операция основана на реальном активе. В такой системе менее вероятно возникновение мыльных пузырей и инструментов, которые не несут и не подразумевают увеличение реальных активов, но которые могут приносить всерхблага для их правообладателей.

Функции денег в исламе — это мера стоимости и с оговоркой — мера сбережения. Сберегать в исламе надо в средствах, которые не меняют ценности во времени. Это достаточно тонкий вопрос. Например, в какой валюте накапливать капитал для мусульманина. Многие поэтому выбирают золото или серебро как способ накопления своего капитала.

Бумажные деньги не могут продаваться за деньги или за золото, если эта операция отложена во времени. Получается, что в исламе разрешены только такие валютно-обменные операции, которые осуществляются мгновенно. Более того, запрещено обменивать одно количество денег на другое количество в той же валюте, независимо от того происходит это мгновенно или во времени. Мы не можем, например, сегодня договориться, что я предоставлю вам 100 рулей, а через год вы вернете мне 110.

Есть различие между деньгами и капиталом. Деньги — это потенциальный капитал, однако их преобразование требует в исламской модели активного участия обладателя денежного ресурса. Если человек вкладывает деньги в какой-то проект, он не может рассчитывать на фиксированный и гарантированный процент, вознаграждение. Вкладывая, он, по сути, становится предпринимателем и берет на себя риски, связанные с этим проектом. Он может получить как долю от прибыли, но также может принять на себя часть убытков, если проект оказался убыточным.

О деньгах в православии рассказал кандидат экономических наук, священник храма святого благоверного Великого князя Александра Невского Сыктывкарской епархии Максим Стыров. БНК проводит выдержки из его выступления.

Финансовая грамотность — это та тема, которой церковь занимается от сотворения мира, потому что мы храним память о том, что когда мир был создан, то бог дал людям задание, дал несколько заповедей. Среди них — плодиться и размножаться, не вкушать плода запретного дерева, хранить и возделывать землю, то есть заботиться об окружающем мире, в том числе в материальном его отношении.

Когда произошел грех, когда люди отпали от бога — а изначально они были бессмертными, они не знали ни нужды, ни болезней, ни войн, он заключался в исходном корне. Он имел три основных ветки. Это сластолюбие, то есть плотоугодие, похоть плоти, это славолюбие, то есть гордость житейская или тщеславие, и сребролюбие. Когда Ева увидела, что плод приятен для глаз, что это наслаждение для глаз, мысль о том, что ты обладаешь чем-то и что это есть твоя жизнь, — это и есть ошибка сребролюбия.

Люди отпали от бога и начались у них разные бедствия. Были даны десять заповедей и множество прекрасных поучений в притчах, псалтыре. Они касались милостыни, помощи нуждающимся, они касались нестяжательства.

Проблема была в том, что люди не могли эти заповеди соблюдать. Если даже умом они понимали важность честности, трудолюбия, милосердия и других добродетелей, то внутренней силы, а иногда даже и самого желания, побуждения жить по этим заповедям, четкого понимания и цели, ради чего все это нужно, у них не было.

Иисус пришел к нам для того, чтобы дать нам возможность эти заповеди исполнять, а во-вторых, он показывает их подлинный смысл. Показывает, что цель жизни человека — это царство небесное, это воссоединение с богом. И начинается оно вселением бога в человека, соединением человека с богом. Это благодать, которая нужна человеку.

Когда к Иисусу подошел один богатый юноша и спросил, что ему сделать, чтобы наследовать вечную жизнь, Христос ему спросил, какие заповеди он знает. Тот ответил: не убивай, не укради. не прелюбодействуй, чти отца и мать, но чего мне еще не достает. Тогда господь показывает ему путь. Он говорит: если хочешь быть совершенным, раздай свое имение нищим и следуй за мной. Юноша отошел печальный скорбящий, потому что он был богатым.

Спаситель говорит, что трудно богатым войти в царство небесное. И ученики удивились — они привыкли к тому, что богатство — это показатель не просто благополучной жизни, а показатель божьего благоволения. Они воспринимали деньги как символ, знак того, что человек идет по правильному пути. Христос усиливает мысль: трудно надеющемуся на богатство войти в божье царство. То есть человек может и не владеть миллионами, но при этом он может убить товарища за, скажем, неподеленные 100 рублей, может завидовать и осуждать олигархов, он может мечтать о богатстве, надеяться на него, но при и богатства не получать, и божью милость тоже не получить. Потому что сердце его привязано к этому серебру.

Господь говорит: не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе. Где ваше сокровище, там будет и сердце ваше. Нельзя служить одновременно и богу, и богатству.

Но возникает и другая крайность, которую часто понимают неправильно, — о том, что нищета спасительна сама по себе, что бедность — это добродетель. Это не совсем верно.

Много других притч говорят о финансовой грамотности по отношению к деньгам. Например, притча о безумном богаче, с которого бог спросил, кому достанется это богатство, когда он заберет его душу. Надо богатеть в бога.

То, что нам сегодня дано — наша жизнь, наша сила, наше здоровье, наши материальные финансовые ресурсы, — это средства, а не цель или показатель благоволения божье. Это испытание нас на человечность, испытание на божественность, на готовность принять божественную благодать. Верный в малом верен и во многом. Это малое подразумевает все временное. Деньги — это временное. Это наше испытание. Об том говорит глубокая и сложная притча о неверном домоправителе. Слугу, который плохо управлял имением, хозяин готовился к его отставке. Когда тот узнал, он стал приглашать должников хозяина тайком и просить переписать расписки, чтобы потом, когда его уволят, они приняли его в свои дома. Господь говорит: посмотрите, насколько люди сребролюбивы, насколько они могут быть хитры и догадливы.

Сегодня есть копеечка — отдай человеку с тем намерением, чтобы полюбить его, как самого себя. Ближний тот, кто нуждается в твоей помощи.

Ищите прежде царство божье. Все экономическое, все необходимое для жизни приложится вам. Когда у тебя есть выбор, поступить так или иначе, поступай по правде и не бойся. И всегда выбирай бога и ставь его на первое место — все остальное будет на своем месте.

1760

Комментарии (14)

Добавить комментарий
  • e
    13 апр. 2021 г., 9:05:04
    Ответить
    Забыли написать.

    В Исламе можно "недоговорить" правду если оно во благо. В Православии "недоговорить", значит соврать - это грех.

    У братьев во вере, те что с запада - заработать деньги предпочтительней православной заботе о душе. В православии деньги не главное.
    1
  • Поп
    13 апр. 2021 г., 9:08:58
    Ответить
    Это наезд на православных
  • x
    13 апр. 2021 г., 9:25:40
    Ответить
    Офигенная статья! Большое спасибо!
  • Папик
    13 апр. 2021 г., 10:50:16
    Ответить
    Так вроде как Россия светское государство.
  • Александр Щиголев
    13 апр. 2021 г., 12:02:18
    Ответить
    "может завидовать и осуждать олигархов, он может мечтать о богатстве, надеяться на него, но при и богатства не получать, и божью милость тоже не получить. Потому что сердце его привязано к этому серебру.
    .
    Вот она суть Православия - охран.ная грамота олигарх.ам!!!!
    Не завидовать, значит не осуждать! Индульгенц.ия жуликам и ворам - вот и вся финансовая грамотность нынешней Православной религии!!!

  • Александр Щиголев
    13 апр. 2021 г., 12:05:12
    Ответить
    Ислам как то попривлекательнее в этом вопросе.
    И до чего же разумно и человечно всё выстроено в истинном Исламе в отношении к денькам и капиталу!
    Не был бы атеистом, из двух заблуждений выбрал бы Ислам! (отм)с ней, со свининой!)

    1
    • Сребролюбие,
      13 апр. 2021 г., 12:53:42
      Ответить
      любовь к деньгам -это опасная духовная болезнь"- сказал миллиардер Гундяев.
      • Александр Щиголев
        13 апр. 2021 г., 13:01:15
        Ответить
        Это хорошо, когда человек осознаёт свой диагноз.
        .
        Плохо, что бороться с недугом не желает...
  • аха
    13 апр. 2021 г., 12:53:37
    Ответить
    да,как относятся к деньгам?
    и те и другие набивают мошну ,да побольше,пока не треснет)))суть религии одна и та же везде,стричь слабых
    • Александр Щиголев
      13 апр. 2021 г., 13:06:03
      Ответить
      Не надо все религии под один монастырь подводить.
      .
      Христианство только является религией рабов. А Православие особенно, потому и рабство было в России, в отличии от католической Европы.
      Впрочем, оно начинает возобновляться на новом витке, в новом виде ...
      • аха
        13 апр. 2021 г., 14:41:35
        Ответить
        ну
        у Европы были колонии,им не надо было опускать свою бедноту,а россия сделала колонию из себя самой,соответственно и рабы были местные,религия всегда была под царьками
  • Ислам - молодая религия
    13 апр. 2021 г., 15:18:19
    Ответить
    Как то на Исламское государство Чечню смотрим и богатства Кадырова вписываются не очень "органично". О часах и дворцах Гундяева можно не говорить.
  • Ё
    13 апр. 2021 г., 17:01:24
    Ответить
    Да не оскудеет рука дающего,да отсохнет рука берущего.
  • 5
    13 апр. 2021 г., 17:16:20
    Ответить
    Исламисты не думают о деньгах - их им аллах (ВВП) даёт...