content/news/images/127251/BOB_3133-kopiya_mainPhoto.jpg
10:15, 23.04.2021 / ЭКОНОМИКА

Продажи туалетной бумаги и гречки рухнули - аналитики

Спрос на товары, которые потребители ажиотажно скупали в начале режима самоизоляции, значительно упал. Продажи туалетной бумаги, гречки, имбиря и лимона демонстрируют отрицательную динамику. В аутсайдерах оказались и все сопутствующие «коронавирусные» товары: маски, санитайзеры, термометры и пульсоксиметры. Как изменилось поведение потребителей, что начали покупать спустя год после пандемии, а какие товары пылятся на полках, выяснили «Известия».

Продажи туалетной бумаги и гречки рухнули - аналитики
Фото Виктора Бобыря

Залегли на дно

В прошлом году потребители под гнетом карантинных мер буквально залегли на дно: расходы россиян рухнули на 9% по сравнению с 2019-м, подсчитали в международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Падение стало максимальным за пять лет. На товары и услуги в прошлом году соотечественники тратили в среднем 26 900 рублей в месяц — то есть сократили расходы на 1680 рублей в месяц, или на 20 200 рублей за год. Совокупные расходы жителей страны упали на 2,77 трлн рублей. Причины очевидны: падение доходов (по данным Росстата, на фоне пандемического кризиса реальные располагаемые доходы россиян по итогам 2020 года снизились на 3,5%). Траты сократились и за счет коронавирусных ограничений — в первую очередь, расходы на питание и досуг вне дома, транспорт и услуги.

Boston Consulting Group (BCG) и холдинге «Ромир» выделили пять стадий перемен в потребительских привычках в период пандемии. Первой стадией стало «затишье перед бурей», далее случилась «вспышка и закупка впрок»: народ начал массово скупать базовые продукты и активно использовать сервисы доставки. За ней последовала стадия стабилизации: потребители адаптировались к редкому и менее удобному шопингу, а торговые предприятия к это непростой ситуации. Затем потребление начало потихоньку восстанавливаться. Завершающей стадией стала «новая реальность» — сознательное уклонение от ненужных поездок и покупок.

«Мы будем жить теперь по-новому»

Аналитики констатируют: потребители к условиям новой реальности полностью адаптировались и уже возвращаются к своим привычным «допандемийным» моделям потребления.

В своем исследовании The Boston Consulting Group и «Ромир» проанализировали отношение потребителей к сложившейся на фоне пандемии COVID-19 ситуации и выяснили: россияне готовы тратить. Данные о расходах российских потребителей аналитики изучили в более чем 40 товарных категориях.

«Россияне постепенно начинают возвращаться к жизни «до коронавируса» и стали намного меньше беспокоиться о событиях, связанных с новой реальностью. Так, опасения по поводу поездок в общественном транспорте, проживании в гостинице, посещения парков и ресторанов сократились более чем в два раза», — говорится в исследовании «Российские потребители — новая реальность».

Спустя год россияне стали чаще считать, что худшее уже позади. Люди вернулись в офисы, реже избегают людных мест. Если в апреле 2020-го большинство жителей страны считали, что экономическая ситуация ухудшится, теперь подобные настроения поутихли. Скорее, люди ожидают сохранения текущего положения дел и планируют свои траты соответственно.

Будильники вместо гречки

С начала весны россияне начали активно обновлять весенний гардероб, поскольку в прошлом году это было просто неактуально. Как рассказала Елена Суховей, генеральный директор сервиса сравнения цен Price.ru, спрос на ботинки и полуботинки вырос на 60%, балетки и мокасины — на 36%, верхнюю одежду — на 44%, платья — на 43%. Также активнее стали покупать офисную одежду.

Интересно, что раскупать стали будильники — продажи выросли на 25% по сравнению с мартом прошлого года, электронные «читалки» и канцелярские принадлежности. Видимо, сказалось возвращение россиян в офисы. Народ налегает и на витамины — их продажи выросли на 30%.

А вот спрос на товары, которые потребители ажиотажно скупали в начале режима самоизоляции, по данным Price.ru, наоборот, значительно упал. Продажи туалетной бумаги и гречки рухнули на 61% и 83%, соответственно, имбиря и лимона — на 65% и 37%. В аутсайдерах оказались и все сопутствующие «коронавирусные» товары и устройства: маски (-60%), санитайзеры (-93%), термометры (-37%) и пульсоксиметры (-22%).

Впрочем, забота о здоровье и уход за собой остался в приоритете. Люди стали больше думать о здоровье, потому растет востребованность продуктов в категории «красота», включая средства для ухода, косметику и БАДы.

Уход в онлайн

В то же время часть покупательской активности, которая в разгар пандемии перешла в онлайн, там уже и останется. Поэтому, хотя люди и готовы ходить в офлайн-магазины, на стопроцентное восстановление спроса офлайновые торговые точки уже могут не рассчитывать.

Еще в декабре прошлого года главным фактором изменения пользовательских привычек аналитики назвали развитие служб доставки, интернет-сервисов и онлайн-развлечений.

Уже каждый четвертый посетитель салона записывается через форму онлайн во внерабочее время. При отсутствии подобного функционала потери бизнеса могут достигать 25% от выручки, подсчитали аналитики.

Спустя год после начала пандемии более 50% россиян в возрасте от 26 до 35 лет стали значительно чаще покупать товары на онлайн-площадках.

Таким образом, потребительский спрос оживает, но о щедрых тратах говорить пока не приходится. В полной мере расходы сумеют восстановиться только тогда, когда восстановится экономика, то есть — не раньше окончания пандемии.

976

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • Проктолог
    23 апр. 2021 г., 10:18:02
    Ответить
    гречка плохо выходит
    бумага бесплатно в почтовом ящики
  • Ха
    23 апр. 2021 г., 11:01:15
    Ответить
    рынок туалетных бумаг рухнул!
  • Шут
    23 апр. 2021 г., 11:01:16
    Ответить
    Отрицательную динамику демонстрируют те товары, которые больше всех подорожали =))) Вы динамику по рыбе посмотрите =))) Вот где падение будет ого-го =))))
    3
  • 13455
    23 апр. 2021 г., 11:31:48
    Ответить
    Так прошлогодней ещё пользуемся
  • гость
    23 апр. 2021 г., 12:02:31
    Ответить
    где гречка по 20 рублей как была до пандемии?????
    • Была
      23 апр. 2021 г., 12:36:09
      Ответить
      По 5. Внушительней звучит
  • гость
    23 апр. 2021 г., 12:03:38
    Ответить
    торгаши спекулянты
  • Ха
    23 апр. 2021 г., 13:12:54
    Ответить
    Попу мыть надо каждый день...
    • Самсонов Юрий
      23 апр. 2021 г., 13:31:39
      Ответить
      Только глупцы впихнули в себя отраву "спутник". Я сделал прививку от африканской свиной чумы и как видите результат положительный.
  • Уася
    23 апр. 2021 г., 15:16:04
    Ответить
    Бабок нет, в ход пошли лапухи
    • Лопухи зимой не растут
      23 апр. 2021 г., 18:51:50
      Ответить
      Поэтому пальцем , и запятую на стенку.