content/news/images/139363/BOB_2337_mainPhoto.jpg
12:00, 21.01.2022 / ТЕХНОЛОГИИ

Облачные технологии, озера данных, автопилоты и блокчейн: «Ростелеком» назвал технологические тренды 2022 года

Тотальная цифровизация всех сфер жизни под напором государства, совмещение удаленной и офисной работы, огромные массивы данных, усиление кибербезопаности — все это происходит уже сейчас, поэтому важно научиться жить и работать в быстро трансформирующейся среде и бизнесу, и людям.

Облачные технологии, озера данных, автопилоты и блокчейн: «Ростелеком» назвал технологические тренды 2022 года
Фото Виктора Бобыря

Во время онлайн-встречи 20 января старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов рассказал, как меняется рынки и мир в целом. Редакция БНК приводит тезисы из его выступления.

Инвестиции

По-прежнему очень важный момент — рост инвестиций и расходов на IT. Конца и края увеличению расходов в мире и в России мы не видим. Мы видим только новые дополнительные факторы, которые только разгоняют маховик цифровизации, маховик инвестиций в IT. В 2020 году все мы столкнулись с пандемией, и это было хорошее ускорение, которое заставило многие компании сильно мигрировать в цифру, научиться работать в Zoom’е, любимом и ненавистном одновременно. Что мы видим в 2021 году? Мы видим еще большие инвестиции (в 2020 году рынок оценивался в 1,778 триллиона рублей, в 2021 году — 2,028 триллиона).

005-1.png

Видение трендов

Мы не просто берем и придумываем какие-то вещи, для нас понимание тренда состоит из трех больших областей, под каждой из которых есть серьезный фундамент.

Первое — общие мегатренды цифровой эры. Мы ежегодно проводим исследования научных публикаций и патентов, которые оформляются в Европе, США и Китае. Мы проводим кластеризацию и определяем, что же с точки зрение патентования и инвестирования является глобальным трендом.

Второе — ключевые тренды ближней перспективы. Главным экспертом в этом является мировое консалтингово-информационное агентство Gartner, которое в IT-мире обладает наибольшим авторитетом. Мы опираемся на тот взгляд, который они публикуют каждую осень. Это лучший взгляд на тренды ближайшей перспективы.

Третий момент, который является все более значимым, — это цифровая трансформация государства. Нравится это кому-то или не нравится, но государство стремительно цифровизируется, прикладываются огромные усилия министерствами и правительством, чтобы мир вокруг стал более цифровым. А это означает, что люди и компании в стране не могут это не учитывать. Мир меняется — надо успевать меняться вслед за ним. Наглядный пример: налоговая практически полностью цифровизировалась, декларации подаются удаленно. Но некоторые организации не настолько цифровизировались — мне пришлось поехать в налоговую с декларацией, чтобы туда поставили штамп, потому что компания, которая требовала декларацию, не способна работать с налоговой в цифровом режиме. Это даже не тренды, которые находятся далеко впереди. На самом деле некоторые компании находятся далеко позади. Налоговая в какой-то момент перестанет ставить штампы. И что будет делать бизнес, который не способен цифровизироваться вслед за обществом и государством, я не знаю.

Мегатренды

Мир очень быстро ускоряется. Это легко заметить, если вспомнить, сколько времени мы пользовались стационарным телефоном, сколько — мобильным, сколько — смс, сколько — месседжерами. Но сейчас технологии перестали друг друга сменять, они наслаиваются. Еще не ушли смс, мы с ним продолжаем работать, но уже есть мессенджеры. Не ушли соцсети, как пришел инстаграм, инстаграм еще не ушел, но пришел TikTok и Snapchat. И все технологии существуют одновременно. То же самое с трендами — они не вытесняют друг друга, они начинают наслаиваться, все быстрее меняясь.

Мегатренды — это долгосрочные тренды, которые стабильно развиваются. Это искусственный интеллект, квантовые вычисления, электронное здоровье, интернет вещей, роботизация, информационная безопасность, е-коммерс, дата-майнинг, облачные вычисления, автопилоты, блокчейн и 5G.

001-6.png

Тренды ближайшей перспективы

Что было актуально до 2021 года? Первое — ориентация на людей. Несмотря на пандемию и кризис взаимодействия с клиентами, тем не менее именно это сподвигло пересмотреть, очень внимательно отнестись к каждому клиенту, еще лучше его начать обслуживать, еще лучше его понимать, чтобы его не потерять. Выжил бизнес, который научился не зависеть от физической инфраструктуры, который сделал упор на облачные технологии. Клиенты и сотрудники разъехались и сидели по домам в совершенно разных локациях, поэтому трендом было — операции в любом месте. Очень важна из-за этого стала кибербезопасность. Видно было, что многие компании переживали серьезный экзистенциальный кризис, ряд индустрий — туризм, перевозки — были в глубоком упадке. Важно было понять, какие куски бизнеса можно было заморозить, а какие — изменить. Искусственный интеллект и гиперавтоматизация также получили новый импульс, чтобы заменить персонал. Была и ориентация на людей — новых клиентов стало получать сложнее и важно было не потерять их.

002-1.png

Что выделяем в 2022 году? Мир адаптировался, все мы научились работать удаленно, мир полностью трансформировался. Но на самом деле мы видим следующий вызов. До ковида компании работали по большей части в офисах, благодаря ковиду сотрудники разъехались и научились работать безопасно и удаленно. В этом году и последующие будет вторая волна адаптации под ковид — когда режим может быть не только удаленный и не только офисный, а может быть еще и гибридным. На самом деле для разных компаний это серьезный вызов, потому что привносит новую проблематику: многие сократили количество рабочих мест, и теперь надо забронировать рабочий стол в офисе. Встал вопрос хранения личных вещей в компании. И еще много мелких таких историй.

Ускорение роста. Многие бизнесы получили на самом деле хороший стимул роста в ковидные времена. Да, мы разделились на тех, кто сильно пострадал, и тех, кто получил преимущество. Для последних важно ускорить рост и закрепить отрыв. Да, мы растем, но у многих остались старые IT-системы, и их надо менять.

Изменение взгляда на то, как мы ведем бизнес. В частности — как создать комфортную среду для сотрудника. Если раньше мозговой штурм проводился в кабинете или переговорке, на ковиде это стало происходить удаленно. Но мало кто научился это делать в гибридном режиме — одни в офисе, вторые через Zoom. Мало кто научился это делать хорошо.

Информационная безопасность является топовой темой, и вызовом, и проблемой, и зоной инвестиций для всех. Тем, кто не справился с построением системы безопасности, придется это делать в 2022 году. Злоумышленники тоже не сидят на месте, они цифровизируются быстрее всех. Мой любимый пример — это кибермошшеничество. Давно прошел тот момент, когда количество преступлений в реальном мире хоть как-то соотносилось с тем, что происходит в виртуальном. Преступность гораздо более активна в виртуальном мире. Давно ли с вами случалось какое-то преступление в реальном мире? Скорее всего, нет, давно ли в окружении? А как часто вам звонят в течение месяца люди, которые пытаются украсть у вас деньги с банковской карты? Очевидно, что перевес давно уже не там.

Гиперавтоматизация. Люди не хотят возвращаться к активной работе после ковидной удаленки. Люди поняли, что можно на самом деле тратить меньше и работать меньше. В этом смысле гиперавтоматизация выходит на новый уровень. Не в том, что роботы заменят людей, теперь новый тренд — люди не хотят работать, но где те роботы, которые нас наконец заменят, и мы будем работать четыре дня в неделю? Тренд переворачивается с ног на голову: вместо того, что мы боялись роботов, мы активно их ждем. Еще пять лет такой удаленки — и может, никто работать не будет.

003-1.png

Генеративный искусственный интеллект — ключевой тренд 2022 года. Все научились работать с базовым ИИ: обычные алгоритмы, обычные нейросети, основанные на обучении по выборкам. Но у этого есть предел. Ключевая разница — обучаться за пределами выборки. В рамках миллиона примеров ИИ может принимать решения, но если происходит что-то за пределами выборки и сильно отличается, как правило, нейросеть сильно лажает и не дает нужный результат. Генеративный ИИ позволяет решить эту проблему. Если это произойдет, то это будет очень большой прорыв в применении ИИ.

Автоматизация. Сначала мы должны были написать полный алгоритм со всеми вариантами, которые мы программировали. Потом мы научились обогащать искусственным интеллектом, который принимал сложные решения. А сейчас мы имеем автономную систему, которая обучается в конкретной среде, а потом делает все сама без какого-либо программирования.

Облачные платформы. На Западе очень многие компании работают в гибридной облачной инфраструктуре — есть собственный дата-центр, свое облако, плюс они очень активно используют внешние хранилища других компаний и сервисы расположенные там. Становится все больше продуктов, которые доступны только из облака. На Западе это становится нормой.

Новый аспект работы с данными. Когда-то компании данные не собирали. Когда данные стали накапливаться, компании стали строить хранилища. Когда данных стало еще больше, появилась биг-дата, появились новые способы их структурного хранения. Когда стало еще больше, появилась концепция дата-лейка (озера данных). То есть сделали озеро, куда стали лить все, что есть, в том виде, в каком есть, потому что структурно все это осмыслить и переработать просто невозможно. Все начали собирать в дата-лейки. Сейчас понимаем, что данных настолько много, что даже так их уже не собрать. Мы приходим к тому, что данные будут сложно связаны друг с другом, мы не сможем их собрать в одном месте. С этим надо смириться. Мы должны научиться работать таким образом, что для нас не так важно, где они в моменте находятся: часть в дата-лейках, часть — в собственных системах. Но мы будем знать, где все находится, и научимся с этим комфортно работать.

Цифровизация государства

Мы не можем и не должны это игнорировать. На подходе — история с электронным паспортом. Поначалу людей с ними будет немного. Все мы путешествуем и при заселении у нас спрашивают паспорт, делают его ксерокопию. Что будет делать гостиница, когда паспорт будет электронным? Очевидно, что гостиницам придется научиться работать с электронными паспортами. Каждой гостинице придется трансформироваться даже для одного гостя. Это только один из примеров. Чем отличается Россия от других стран — тем, что государство целенаправленно методично, занимается цифровизацией всего и вся. Поэтому и бизнес должен поменяться. А знаете ли вы, что поменяется в ближайшие два-три года, что заставит поменяться вас? Или вы узнаете об этом, когда опубликуют, что с 1 января, например, действует только электронный паспорт? И у вас остается полгода, чтобы доработать все IT-системы. Поэтому очень важно понимать, что происходит в государстве, каждому представителю бизнеса важно понимать, что будет происходить в его индустрии.

004.png

444

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • интернет
    21 янв. 2022 г., 12:42:25
    Ответить
    от телекома работает отвратительно и сама компания отстой.лучше работали достойно.а не рекламировали.то чего нет и в помине
    1
  • Тоже бывший сотрудник ртк
    21 янв. 2022 г., 13:01:59
    Ответить
    Да, когла то было хорошо
    Оклады 10 лет толком не повышали. В 2010 г это были высокие зп, но в 2020 та же самая сумма - мизер.
    Ушёл на зп в 2 раза выше.
  • Алексей
    21 янв. 2022 г., 13:12:51
    Ответить
    привлечение клиентов
    Ростелеком, хватит уже ходить по квартирам и стучаться в каждую дверь!!!
    не далее, как вчера был поквартирный обход.
    Не позортесь! кому нужен интернет сам к вам обратиться.
  • Е
    21 янв. 2022 г., 14:07:50
    Ответить
    Может для начала научитесь с людьми работать, а не посылать их на... горячую бесплатную роботоговорящую линию?
  • КУзьма
    21 янв. 2022 г., 14:29:13
    Ответить
    Все мозги разбил на части, все извилины заплел! Здорово! Вы чего-нибудь поняли? Чтобы все это понять- зайдите на сайт Ростелекома! И все поймете! там одни призывы- подключитесь, заплатите ! И УСЕ!
  • Ухта
    21 янв. 2022 г., 16:24:55
    Ответить
    Только не Ростелеком! Компания в которой все нацелено на высос денег и с клиентов и сотрудников. Разбежались все кто хоть что то из себя представляет. Продали все что было построено АО "Связь РК".
    • согласен
      21 янв. 2022 г., 17:04:18
      Ответить
      мне на НГ
      сделали подарок и без меня подключили какой-то трансформер ,который повысил платёж на 300 р.,пришлось потратить 30 минут,чтоб дозвониться и вернуть всё назад
  • браво
    21 янв. 2022 г., 20:38:07
    Ответить
    Что ни день то технологические чудэса от телекомиков. Отключался от них 37 дней с момента подачи заявки, шесть приходов в офис, 3 телефонных уточнения от них. И все вырвался от их кабалы !!! Внимание вопрос: что ответить ребенку на вопрос какая самая худшая компания-провайдер ? Посоветуетели вы ее другу ? Или врагу ?